в чем состоит своеобразие народности н а некрасова
В чем заключается народность поэзии Н. А. Некрасова? В чем заключается народность поэзии Н. А. Некрасова?
Но Некрасов не отрекся от того хорошего, что дало ему дворянское звание. Он образованный человек, он чувствует в себе большой талант и считает своим гражданским долгом приложить все свои силы к делу служения народу. Таким образом, в Некрасове собраны лучшие черты как народа, так и дворянства. От крестьянина он взял способность видеть вещи такими, как они есть, от высших слоев общества — образование, культуру.
Николай Алексеевич стал народным поэтом не вдруг. Его жизнь предопределила главное направление в творчестве поэта. Мальчиком он играл с крестьянскими детьми, будучи юношей, он делил тяготы своего бедственного материального положения с простым народом. В это время он познакомился с русской душой, увидел ее целостность, органичность, проникся уважением и благодарностью к труженику, полюбил народ. Но в то же время он увидел забитость крестьянина, его неграмотность, униженность, осознал всю тяжесть рабского, крепостного труда. Служить народу, в котором сосредоточена вся сила России, ее духовное богатство — такую судьбу избрал себе Некрасов. В этом его гражданская позиция.
В отличие от авторов, оплакивавших долю русского народа, только Некрасов в своих стихах и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с угнетателями. Он верил в силу народа и был уверен в его победе:
Рать подымается — Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Итоговый тест по литературе в 10 классе
Материал может быть использован учителями-предметниками в качестве итогового контроля знаний по литературе в 10 классе.
Просмотр содержимого документа
«Итоговый тест по литературе в 10 классе»
Итоговая контрольная работа по литературе
В) просветительский реализм
Г) критический реализм
2. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи
Б) проблемно-тематическая энциклопедичность
В) показано значимое для нации историческое событие
Г) показаны идейно-нравственные искания личности
3.Назовите первый роман И. А. Гончарова:
А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»
4. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:
А) авантюрный Б)социально-бытовой В) психологический
5. Авторское отношение к Илье Обломову неоднозначно; тенденция идейного оправдания героя сказалась в
А) духовной и физической гибели
Б) стремлении к поиску
В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки
6. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:
А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедияГ) психологическая драма
7. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А.Н. Добролюбова, является проявлением:
А) духовной силы и смелости
Б) духовной слабости и бессилия
В) моментного эмоционального порыва
А) возродил традиции предшественников в драматургии
Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии
В) построил здание Малого театра
А) дворянстваБ)крестьянстваВ) революционных демократов
10. Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?
В) передовые борцы почти всегда гибнут
11. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности
А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым
Г) посещение родителей
12. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?
А) использование сатирических приемов
Б) в трактовке характеров героев
В) зло в финале сказки наказывается не всегда
А) один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому
Б) один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка
В) один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, порока человека
14. Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежит
А) «Господа Головлёвы» Б) «История одного города» В) «Накануне».
15. Определите жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник»:
А)очерк Б) сказание В)рассказГ) повесть
А) в изображении проблем и чаяний народа
Б) в идее свержения крепостничества, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах народа, в вере в талант народа
В) во включении в свои произведения фольклорных мотивов.
А) СонеБ) Катерине ИвановнеВ) Авдотье Романовне
19. В чём состоит своеобразие жанра романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
А) социально-бытовой Б) авантюрный В) любовный Г) психологический.
А) поведение Тихона Щербатова в отряде Денисова
Б) великодушие Кутузова («. теперь их и пожалеть можно. »)
21. Каковы «движущие силы истории», с точки зрения Л. Н. Толстого?
А) гениальная личность способна повести за собой массы
Б) народ — главная движущая сила истории
В) фатум, высшая сила, определяет ход истории
22. В чём состоит смысл заглавия романа
Б) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни.
(Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием)
23. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное Ф.И.Тютчевым «безмолвно, как звёзды в ночи»?
24. Каким термином в литературоведении обозначается приём изображения персонажа, с троящийся на описании его внешности «глаза его были глубокими и бездонными, чувственные губы, широкий лоб – всё говорило о неординарном внутреннем мире».
25. Как называется художественное преувеличение, например в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя«Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».
Итоговая контрольная работа по литературе
1. Художественным методом критического реализма является
А) литературное направление, характеризующееся демократичностью, утверждением идеи «ответственного человека».
Б) творческий метод, в котором главное значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности
В) творческий метод, поставивший задачу критического осмысления общественных отношений, изображение диалектических взаимосвязей характеров и обстоятельств, где человеческий характер берется в его социальной активности.
2. Тема художественного произведения – это
А) характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности
Б) основные эпизоды событийного ряда произведения в их художественной последовательности,
предусмотренной композицией данного произведения
В) главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,
поставленная в нём писателем
Г) совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для
постановки философских, социальных, этических и других проблем.
3.Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:
А) критике дворянства и крепостничества
Б) идеализации буржуазии как класса
В) утверждении человека как личности
4. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите
А) лень Б) косность и инертность В) фамильярное отношение к крепостным.
5. Авторским идеалом в романе является
А) Обломов Б) Ольга Ильинская В) Штольц
6. Определите вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»
А) философский Б) социальный В) идеологический Г) внутренний (семейный).
7. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»
А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша
8. В какой момент происходит кульминация пьесы
А) публичное признание Катерины Б) свидание с Борисом
В) монолог Катерины в финале пьесы Г) в пьесе вообще нет кульминации
9.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является
А) ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым
Б) конфликт между Н.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым
В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов
Г) борьба между либеральными монархистами и народом
10. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности
А) высокий рост Б) самоуверенная улыбка В) бакенбарды «песочного цвету» Г) красная рука
11. Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»
А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов
А) реальное изображение действительности Б) смех В) яркое изображение характеров
13. Определите основную проблему романа «Господа Головлёвы»
А) физическое вырождение человечества
Б) моральная несостоятельность дворянства как класса
14. Эзопов язык — это
А) иносказаниеБ) художественное сравнениеВ) художественное преувеличение
15.Перу Н.С.Лескова не принадлежит
А) «Очарованный странник» Б) «Тупейный художник» В) «После бала»
16.В каком из произведений Некрасов прославляет «тип величавой славянки»
А) «Коробейники» Б) «Русские женщины» В) «Кому на Руси жить хорошо».
17. Какой основной принцип лёг в основу теории Раскольн7икова в романе Достоевского
«Преступление и наказание»?
А) гуманность – антигуманность
Б) способность при необходимости совершить преступление
В) талантливость – бездарность
Г) разделение человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих».
18. Какова мотивация Раскольниковым своего преступления
А) приобретение денег Б) освобождение всех должников от старухи В) проверка теории.
19. С какого момента начинается наказание Раскольникова
А) до убийства Б) после убийства В) на каторге
20. Характерными чертами высшего общества Толстой считал (найдите лишнее)
А) эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие
Б) патриотизм, боль за судьбу Родины
В) интриганство, светское злоязычие
Г) паразитизм и праздность.
21. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?
А) приобрести опыт боевых действий
Б) оставить наскучивший высший свет
В) найти свой «Тулон» и прославиться
Г) продвинуться по службе.
22. Почему Толстой изображает Бородинское сражение глазами Пьера
А) Пьер – человек невоенный и его восприятие более реалистично
Б) Пьер – человек эмоциональный, для Толстого главное – эмоции.
(Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием)
23. При помощи какого приёма охарактеризовано отношение к деду его близких в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Любили деда, холили, /Теперь в глаза плюют».
24. В словосочетании «Сладость тайных мук» А.А.Фет соединяет противоположные и, казалось бы, несовместимые переживания. Каким термином обозначается такое соединение несоединимого?
25. Как называется стилистический приём, состоящий в перестановке слов местами: «согнать ладью живую»?
Итоговая контрольная работа по литературе
А) жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
Б) жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.
В) жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого совершенного события и его авторская оценка.
2. Конфликт художественного произведения – это
Б) столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе
героев, лежащих в основе действия
В) философская, социальная или этическая проблема, поставленная автором в
3. В своём творчестве Гончаров впервые ставит проблему
Б) цели и смысла жизни
В) необходимости объединения лучших сторон дворянской культуры и буржуазной
4. Кто из героев романа «Обломов» бросает вызов современности?
А) Обломов Б) Штольц В) Ольга Ильинская Г) Пшеницына
5. Укажите, кем является герой романа Гончарова «Обломов»
А) жертвой дурного воспитания
Б) человеком, лишённым необходимых для человечества качеств
В) человеком, не нашедшим применения своим дарованиям
Г) символом вырождения русского дворянства.
6. Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность. Как надо понимать «народность»
А) особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в
их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь
Б) литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.
7. Определите завязку в драме «Гроза»
А) разговор Кулигина и Кудряша Б) гибель Катерины В) монолог Катерины
8. Кто из русских критиков назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве»
А) Н,Г,Чернышевский Б) В,Г,Белинский В) И,А,Гончаров Г) Н.А.Добролюбов
9.В чём состоит своеобразие композиции романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
А) в основу положен принцип зеркальности
Б) роман построен по принципу цикличности (повторяемости)
10. Базаров отрицает всё, кроме
А) искусство и поэзия Б) любовь В) наука и медицина Г) русский народ
11. Какова роль сна Базарова накануне дуэли?
А) углубить представление о герое Б) подчеркнуть бессмысленность поединка
В) предсказать будущее.
12.Какие герои сказок Салтыкова-Щедрина нетипичны для народных сказок
А) медведь Б) пискарь В) заяц Г) лисица
13. Гуманизм романа «Господа Головлёвы» заключается
А) в идее любви к ближнему Б) в обличении обывательщины и косности.
14. В образе Иудушки автор обличает
А) лицемерие Б) бюрократизм В) взяточничество Г) безнравственность.
15. Любимый эпический жанр Н.С.Лескова
А) роман Б) новелла В) сказ Г) рассказ
16. Какое произведение не принадлежит перу Некрасова
А) «Мороз. Красный нос» Б) «Русские женщины»
В) «Кому на Руси жить хорошо» Г) «Обрыв»
17. Назовите основной принцип построения системы образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
А) двойничество Б) антитеза В) в центре – Раскольников, соединяющий свою семью и
18. Что несёт миру теория Раскольникова
А) индивидуализм и преступную теорию вседозволенности
Б) освобождение от моральной зависимости
В) освобождение от социального гнёта личности
Г) разрешение социальных противоречий в обществе
А) в волнении не рассчитал удар
Б) из-за неординарности характера
20. Какой временной период охватывает роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
А) война 1812 года Б) 1812-1825 В) 1805 – 1812.
21. Какие чувства проявились в Наташе Ростовой в минуты отъезда из горящей Москвы
А) наивность и беспечность, Б) истинный патриотизм В) желание жить одним днём.
22. Какое из событий 1812 года не явилось эпизодом романа Толстого
А) Бородинское сражение Б) Аустерлицкое В) Шенграбенское Г) Тарутинское
(Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием)
23. Какой троп используется в реплике Раскольникова: «Ведь вы добрый человек, я знаю…».
24. Какой вид тропа использован для изображения отдалённого боя «Кипело что-то в дыму».
25. Каким понятием обозначается в литературоведении значимый, специально выделенный элемент материального мира, предметная подробность, позволяющая охарактеризовать героя, например, верёвка, которой привязали мужика к дереву в сказке Салтыкова-Щедрина.
Tестовые задания по лирике Н.А. Некрасова
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Tестовые задания по лирике Н.А. Некрасова
1. Определите, к каким мотивам лирики поэта относятся приведенные стихотворения Н.А. Некрасова:
а) «В дороге», «Родина», «В неведомой глуши, в деревне полудикой»
б) «Огородник», «Крестьянские дети», «Несжатая полоса»
в) «Вчерашний день, часу в шестом»
г) «Я не люблю иронии твоей»
д) «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда»
2. Можно ли Н.А. Некрасова назвать реальным деятелем революционно-демократического движения?
3. Кому из русских поэтов принадлежат слова?
а) «Я не поэт, а гражданин»
б) «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
4. Какое стихотворение Н.А. Некрасова является страстным революционным призывом к новому поколению демократической молодежи?
б) «Размышления у парадного подъезда»
5. Кому из критиков революционно-демократического направления посвящены эти строки: «Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать».
в) Н.Г. Чернышевскому
6. В чем состоит своеобразие народности Н.А. Некрасова?
а) в изображении проблем и чаяний народа
б) в идее свержения крепостнических порядков, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах народа; в вере в талант народа
в) во включении в свои произведения фольклорных мотивов
7. А.Я. Панаева в своих воспоминаниях писала: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде».
б) «Не рыдай так безумно над ним»
в) «Размышления у парадного подъезда»
г) «Памяти Добролюбова»
8. Н.А. Некрасов широко использует фольклорные элементы поэтики. Найдите соответствующие литературоведческие термины, определения к приведенным примерам. Определите художественные средства, которыми пользуется поэт:
а) «Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется – шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ»
б) «В рот яблока до Спаса не беру»
в) «Мне зять – плевать, и дочь смолчит, жена – плевать, пускай ворчит»
г) «Тени черные», «волки серые», «сыра – земля – кормилица», «тучи черные», «девка красная»
д) «Не в бровь, а прямо в глаз»
пословицы и поговорки
9. Назовите журнал, редактором которого был Н.А. Некрасов:
10. Какой образ Музы создал в своих стихах Н.А. Некрасов?
а) Муза мести и печали
б) образ Прекрасной Дамы
в) Муза – легкомысленная красавица
г) Муза – уездная барышня
11. Какие образы творчества Н.А. Некрасова стали воплощением авторского идеала?
б) образы городской бедноты
в) образы революционеров-демократов
г) крестьянские образы
12. Вслед за А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. Некрасов?
а) Петербург красив и помпезен
б) Петербург начертан схематически
в) Петербург – город нищеты и зла
г) город вечных праздников и любви
14. Назовите адресата любовной лирики Н.А. Некрасова.
15. Укажите название цикла стихотворений Н.А. Некрасова, в котором он выводит итоговую формулу: «Мерещится мне всюду драма».
в) «Последние элегии»
16. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующая цитата:
«Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал.
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал»?
в) «Размышления у парадного подъезда»
17. Из какого произведения Н.А. Некрасова взяты следующие строки:
«Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил. »?
в) «Размышления у парадного подъезда»
18. Прочитав одно из стихотворений Н.А. Некрасова, В.Г. Белинский, не сдержав эмоций, обнял поэта и сказал: «Да знаете ли вы, что вы поэт – поэт истинный?» Какое стихотворение поэта так потрясло критика?
б) «Поэт и гражданин»
Назовите основные темы творчества Н.А. Некрасова.
Перечислите основные приемы демократизации Н.А. Некрасовым языка поэзии.
Назовите стихи, посвященные вождям революционной крестьянской демократии.
Сформулируйте основную задачу поэзии, с точки зрения Некрасова.
Какая поэма Н.А. Некрасова является подлинной энциклопедией русской дореформенной и пореформенной жизни?
Дайте свое истолкование и оценку стихотворения Н.А. Некрасова (по выбору студента).
б – крестьянская тема
г – любовная лирика
д – гражданская лирика;
б – народные приметы
г – пословицы и поговорки;
9в; 10а; 11в; 12в; 13а; 14в; 15а; 16в; 17в; 18в.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-644330
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.