в чем состоит сущность языка
Сущность языка. Его функции
Язык – важнейшее средство общения между людьми. Неразрывно связанный с человеческим мышлением, он является так называемым социальным средством хранения и передачи информации. Язык представляет собой одно из важнейших средств управления поведением человека. Языки, присущие разным народностям, различаются между собой, но есть у них общие закономерности. Поэтому, говоря о сущности языка, мы объясняем сущность как любого мирового языка, так и всех их в совокупности.
1. Натуралистический (биологический) подход к языку
Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера Натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как «Теория Дарвина и наука о языке», «Значение языка для естественной истории человека» По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.
Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления применять к изучению языка точные методы естественных наук.
5. Функции языка по Бюлеру
Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге» Теория языка» различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:
Функции языка по Бюлеру:
1) функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.
2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.
3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому чем-то говорит или рассказывает.
6. Функции языка по Реформатскому
1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности.
2) коммуникативная; Этой цели служат предложения.
3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего.
В рамках этой функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.
Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка [источник не указан 779 дней] :
· коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;
· конструктивная (или мыслительная; мыслеформирующая) — формирование мышления индивида и общества;
· познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;
· эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;
· волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;
· метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.
· фатическая (или контактноустанавливающая)- Использование языка для установления психологического контакта собеседников ;
· идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство.
· омадативная [источник не указан 779 дней] (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль;
· номинативная — вера человека в название
· денотативная, репрезентативная — передача информации, представление
· конативная — ориентация на адресата;
· эстетическая — сфера творчества;
· аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо).
Язык как система систем
В середине 19 – начале 20-го вв в естественных и гуманитарных науках стал осуществляться переход к системно-структурному представлению о действительности. Идея структурности разрабатывалась в философии: Марксом, в химии – Бутлеровым и Менделеевым, в физике – Бором и Резерфордом, в языкознании – Соссюром, Б.д.Кортэне, Фортунатовым.
Принцип системности языка обусловлен системным характером самой объективной действительности.
О языке как о системе одним из первых заговорил Соссюр. Для него был важен термин «система». Термин «структура» ввели его ученики.
В наст.вр. под системой понимают совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Структура – строение и внутренняя форма организации системы.
В лингвистике выделяют два типа систем: гомогенные и гетерогенные.
В них наблюдается деление на подсистемы.
Язык относится к гетерогенной системе. Он состоит из подсистем, которые не могут функционировать отдельно, следовательно, и являются частями единого целого.
Подсистемами языка – называют уровнями или ярусами. Основные ярусы языка:
В каждом из этих ярусов есть соответствующие единицы. Единицы одного яруса языка должны непосредственно синтезировать единице другого вышележащего яруса. Совокупность таких ярусов составляет иерархию. Каждой языковой единице соответствует речевая единица.
Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:
Парадигматические: Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.
Парадигма – совокупность единиц языка, совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.
Парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем.
=[a] [л] [ъ]
Совокупности гласных фонем, согласных фонем – парадигма гласных/согласных.
Общая парадигма: гласные
Частная: переднего ряда; долгие и краткие.
Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.
Падежная парадигма: дом – дома – дому и т.д. Парадигма числа лица. Временная парадигма.
Парадигма простого/сложного предложения. Парадигма подлежащего.
Это отношения взаимодействия. Члены парадигмы функционирования в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетаниями, возможностями.
Синтагматика языка понимается как совокупность сочетающихся возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.
Валентность единиц языка – способность вступать в сочетания с другими единицами, или ее синтагматические потенциальные свойства.
Дистрибуция – конкретная реализация этих свойств и возможностей.
Синтагматика в языке – потенция (возможность), а в речи – реализация этой возможности.
Отношения структурно более простых единиц с более сложными (между словами и предложениями):
Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические отношения наоборот.
В связи с этим в пределах каждого яруса языка возможны только парадигматические и синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов – иерархические отношения.
Роль данных отношений часто преувеличивается. Так, структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения. Они (объекты) постоянны и более важны, нежели отношения между ними.
Языковая система занимает особое место среди прочих систем, окружающих человека. Солнцев классифицирует все системы по происхождению:
1) материальные (первичные), существовавшие до человека и вне человека, и характерные для природы. (Жидкости, твердые тела)
Деятельность человека создает еще 3 типа систем:
Идеальные – системы, элементы которых суть идеальные объекты, понятия или идеи.
Например, система идей художественного произведения; система понятий какой-либо науки.
Искусственные – технические. Механизма, аппараты, машины.
Вторичные – языки и др. системы знаков, созданные для закрепления в выражения семантической информации и как средство общения людей.
Источником всех систем, кроме первичной, является психическая деятельность человека, мышление. Сам же человек есть первичная, естественная и способная к мышлению система
Яз.знак.Его свойства
Свойства языкового знака: 1. Языковой знак материален и идеален одновременно; представляет собой единство звуковой оболочки — означающего (формы), и того, что она обозначает — означаемого (содержания). Означающее материально (звук, буквы), означаемое идеально (то, что заложено в нашем метасознании). 2. Языковой знак первичен, знаки других знаковых систем вторичны. 3. Произвольность. 4. Мотивированность — наличие логических связей между означающим и означаемым. 5. Изменяемость (вариантность):
а) Означающее изменяется, а означаемое остаётся неизменным; например, раньше месяц «февраль» назывался «феврарь», с течением времени это название трансформировалось в привычное нам «февраль»; также «чело» — «лоб».
б) Означающее остаётся неизменным, а означаемое меняется. Изменение означаемого может привести как к улучшению, так и к ухудшению значения. Например, слово «девка» в XVIII—XIX вв. не имело отрицательной коннотации, сегодня же мы его употребляем в выражениях типа «гулящая девка». Слово «парень» обладало в XVIII—XIX вв. отрицательным уничижительным оттенком; в XX-ом же веке слово «юноша» почти вышло из употребления, его место заняло слово «парень».
6. Асимметрия: у одного означающего может быть несколько означаемых (как например, в омонимии). Также одно означаемое может иметь несколько означающих. Это явление носит название синонимии.
7. Линейный характер означающего. Речь имеет продолжительность во времени и пространстве — мы произносим слова последовательно, линейно, букву за буквой.
8. Значимость. Значимость можно выявить только в системе, сравнив языковой знак с другими языковыми знаками.
Языковой знак связывает не вещь и не название, а понятие и акустический образ. Языковыми знаками можно считать только значащие единицы: слово (лексему) и морфему.
Линг.конц.Б де Куртене
Его деятельность связана с Казанским, Тартуским, Варшавским, Краковским, Петербургским университетами. Наиболее известные труды : «Некоторые общие замечания об языковедении и языкознании» (1871), «Введение в языковедение»(1901) и ряд других.
Основным законом диахронии считал описание внутренней стороны языка, представляющей собой систему. Основу языковой системы составляют языковые элементы, между которыми наблюдаются разнообразные отношения => в языковой системе выделил 2 стороны:
Основными элементами языка называл: фонему, морфему, слово и предложение. Эта схема в отечественном языкознании стала традиционной.
Выделил 2 признака элементов языка:
70-е годы расцвет младограматистов. Считалось изучение языка в диахронии.
Куртене определил для лингвистов следующие задачи:
В диахронии он выделил синхронные срезы и определил, что язык изменялся не только в истории, но и в синхронии, и изменения языка в синхронии, он назвал хронологическим слоем.
Говорил о внешней и внутренней сторонах языка. Материал для внешней стороны языка совпадает в значительной степени с материалом для истории и истории литературы, а для внутренней стороны языка материалом служит сам язык как предмет исследования.
Общественная сущность языка. Язык и мышление.
Вопрос о сущности языка долгое время активно дискутировался в языкознании и имел несколько взаимоисключающих решений. Так, по мнению немецкого лингвиста Августа Шлейхера, «язык есть явление биологическое, природное, не зависящее от человека». По мнению другого немецкого лингвиста Вильгельма фон Гумбольдта, «язык есть явление психическое, возникающее вследствие действия индивидуального духа – человеческого или божественного». А с точки зрения швейцарского языковеда Фердинанда дэ Соссюра, «язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе».
Думаю, в настоящее время стало очевидным, что для создания адекватной теории о сущности языка необходимо исходить из того, что он обслуживает самые разные сферы деятельности человека, следовательно, в нем должны отражаться различные стороны человеческой природы – биологическая, психическая и социальная. В связи с таким подходом становится понятным стремление ученых раскрыть многокачественную природу языка.
Именно поэтому мы не можем отрицать, что язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Он социален по происхождению, поскольку возник в силу общественной потребности в средстве общения. Язык обслуживает общество и ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне его не может. Язык, который не используется обществом в качестве средства общения, умирает. Такова судьба латинского, древнегреческого и некоторых других языков, называемых в лингвистике «мертвыми». Вне человеческого общества ребенок не способен овладеть языком.
Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальной предназначенности, т.е. определёнными функциями. Среди его функций, обслуживающих нужды человеческого общества, к важнейшим можно отнести коммуникативную функцию(функцию человеческого общения) и её производные:
· контактоустанавливающую или фатическую функцию (ср. формулы приветствия и прощания во всех языках);
· апеллятивную функцию (функцию призыва и побуждения к действию);
· волюнтативную функцию (функцию воздействия, связанную с волеизлиянием говорящего);
· эмоционально-экспрессивную функцию (функцию выражения эмоций, чувств, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения);
· эпистемическую функцию (функцию хранения и передачи знаний о действительности)
· этнокультурную функцию (функцию объединения в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного).
О влиянии языка на развитие общественных отношений свидетельствует прежде всего тот факт, что язык – один из консолидирующих факторов образования нации. Он является, с одной стороны, предпосылкой и условием ее возникновения, а с другой – результатом этого процесса. Кроме того, об этом свидетельствует и роль языка в воспитательной и образовательной деятельности общества, т.к. язык является орудием и средством передачи от поколения к поколению знаний, культурно-исторических и иных традиций.
Человек овладевает языком только в обществе. Уже со второго месяца рождения ребёнок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями в зависимости от того коллектива, в котором воспитывается. Так, например, если ребенок воспитывается без родителей в иноязычной среде: сам по себе он никогда не станет говорить на родном языке.
О связи языка с обществом свидетельствует и факт стилистической дифференциации языка, зависимость использования языков средств от социальной принадлежности носителей языка (их профессии, уровня образованности, возраста) и от потребности общества в целом. Ср. наличие разных функциональных стилей, представляющих язык науки, делопроизводства, массовой информации и др.: «Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности» – «Вилами по воде писано».
Проблема языка и мышления – одна из самых сложных и дискуссионных в теории языка. В разные периоды истории науки о языке она решалась по-разному. Представители логического направления (к коим можно отнести Фёдора Ивановича Буслаева), например, отождествляли эти понятия. Сторонники психологического направления, возникшего под влиянием Вильгельма фон Гумбольдта и продолженного в отечественной традиции Александром Афанасьевичем Потебней, пытались решить этот вопрос по-другому, обосновывая главенство то мышления по отношению к языку, то языка по отношению к мышлению.
Несмотря на разное решение этой проблемы, все исследователи сходились в том, что связь между языком и мышлением существует, расхождения начинались тогда, когда вставал вопрос о природе и качестве этой связи.
Материалистическая теория отражения рассматривает язык и мышление в диалектическом единстве. Орудием мышления является язык, а также другие знаковые системы (абстрактные, как например, математические или химические, где используется язык формул, или конкретно-образные в искусстве).
Нет слова, сочетания слов, предложения, которые не выражали бы никакого понятия, никакой мысли. Конечно, можно представить себе комплекс звуков, лишенный значения, смысла, например «илынчак». Но ведь такой комплекс звуков нельзя признать словом, это просто-напросто бессмысленный, искусственный набор звуков.
Кроме того, строение и законы развития мысли и языка неодинаковы. Составными частями мысли являются, как известно, понятия, суждения и умозаключения; язык же состоит из зву ков, слов, словосочетаний и предложений; строение предложения и строение мысли не только не тождественны, но даже не всегда соответствуют друг другу.
Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов помог языковедам и философам глубже понять роль языка в деятельности человеческой мысли. Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах действительности, которыми располагает человек, дает естественнонаучное объяснение функции языка как орудия формирования мысли. Окружающий человека мир воспринимается, «сигнализи- руется» двумя различными путями: во-первых, путем непосредственного воздействия вещей и явления на наши органы чувств, и, во-вторых, опосредованно, через воздействие слов на наше мышление и — шире — сознание. Всю совокупность прямых воздействий предметов и явлений на человека и совокупность человеческих ощущений И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой действительности. Всю совокупность косвенных, словесных воздействий на человека и совокупность слов И. П. Павлов назвал «второй сигнальной системой» действительности. Вторая сигнальная система, развившаяся в связи с трудом, выделила человека из среды животных. Именно вторая сигнальная система становится базой фор мирования понятий, суждений и умозаключений: слово позволяет обозначать не один только данный, конкретный предмет, а большой ряд однородных предметов (когда я смотрю на березу, я вижу только одну, эту березу; когда я говорю береза, я обозначаю любую березу).
Тогда, получается, когда мы говорим о связи языка и мышления, следует отметить следующие функции языка:
· гносеологическую функцию (познавательную функцию) – эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуется структура и динамика мысли;
· номинативную функцию (функцию названия) – с этой функцикей тесно связана функция обобщения, которая с помощью языка помогает нам выражать сложнейшие понятия.
О сущности языка и его функциях. Язык и речь.
Содержимое разработки
Тема Введение. О сущности языка и его функциях. Язык и речь._________
(наименование темы в соответствии с тематическим планом)
Сущность и функции языка.
Функции языка в сфере военно-профессиональной деятельности. Язык и речь.
1. Глазунова О.И. Русский язык и культура речи. – М.: Кнорус, 2012.– 248 с.
2. Дунев А.И. и др. Русский язык и культура речи. – М.: Высшая школа, 2004.– 509 с.
4. Электронный учебник. Русский язык и культура речи. – М.: ВУ, 2016.
1. Максимова В.И., Голубева А.В. Русский язык и культура речи: учебник для техн. вузов.– М.: Высшая школа,2008. –356 с.
2. Максимова В.И. Русский язык и культура речи: практикум. –М.: Гардарики, 2007. –304 с.
Наглядные пособия: выставка основной и дополнительной литературы по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Аудиовизуальные средства обучения:
— видеофрагмент выступления Президента РФ В.В. Путина о ценности русского языка на съезде Общества русской словесности в Колонном зале Дома союзов,
— презентация «Русский язык в современном мире»,
— видеофрагмент «Роль языка в обществе»,
— презентация «Роль языка в обществе».
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
Лекция «Введение. Сущность языка и его функция. Язык и речь» является вводной в изучении дисциплины «Русский язык и культура речи», поэтому очень важно в процессе подготовки подобрать убедительные аргументы, факты, статистические данные, позволяющие обучаемым осознать необходимость совершенствования собственной культуры речи, безусловную значимость знания норм современного русского языка для дальнейшей профессиональной деятельности.
Далее следует обосновать целесообразность введения дисциплины «Русский язык и культура речи», познакомить их с программой данной дисциплины, с видами контроля, с основными требованиями по предмету.
Важно добиться понимания курсантами уникальности языка, его неоспоримой огромной значимости в жизни человека и общества. Необходимо, чтобы курсанты осознали, что собственную речь следует совершенствовать на протяжении всей жизни.
В ходе лекции преподаватель должен постоянно активизировать курсантов, вовлекать их в мини-дискуссии, побуждать к рассуждениям, умозаключениям. Проблемные вопросы по ходу чтения лекции, интерактивная методика и использование аудиовизуальных материалов весьма актуальны на данном занятии.
Лекционный материал можно записывать тезисно, с опорой на слайды.
Необходимо также давать комментарии по научной организации труда, ведению конспекта.
Заключение включает подведение итогов, ответы на вопросы обучающихся, объяснение задания на самостоятельную работу.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается на 1 курсе, рассчитана на 72 часа, завершается зачетом с оценкой. Данная дисциплина является важной для дальнейшей профессиональной деятельности, т.к. работа с личным составом имеет коммуникативную направленность, а функциональная грамотность выступает одним из актуальных показателей профессиональной компетентности специалиста.
Курс русского языка и культуры речи является продолжением дисциплины «Русский язык», однако новизна проявляется в том, что имеющиеся знания по русскому языку изучаются на новом уровне с позиций норм современного русского языка, главный акцент делается на практическое освоение стратегии и тактики речевого общения для решения задач в военно-профессиональной сфере деятельности, формирование опыта речевой коммуникации военного специалиста.
Изучение дисциплины начинаем с рассмотрения сущности языка и его функций, а также взаимосвязи понятий язык и речь.
Первый вопрос____ Сущность и функции языка. ______
(наименование и текст учебного вопроса)
Язык – важнейшее средство общения между людьми. Неразрывно связанный с человеческим мышлением, он является так называемым социальным средством хранения и передачи информации. Язык представляет собой одно из важнейших средств управления поведением человека. Языки, присущие разным народностям, различаются между собой, но есть у них общие закономерности. Поэтому, говоря о сущности языка, мы объясняем сущность как любого мирового языка, так и всех их в совокупности.
Лингвистический энциклопедический словарь определяет понятие язык как:
1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем (предмет общего языкознания);
2) конкретный, так называемый этнический, или «идиоэтнический», язык – некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме в некоторое время в некотором пространстве.
Функции языка – это его целевое основное предназначение. Различают общие функции языка как общественного явления, отличного от других общественных явлений; свойства языка как системы знаков; частные функции, которые выполняет язык в конкретных ситуациях общения людей.
1.Язык служит средствам общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как – то реагировать (принимать к сведению, соглашаться возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.
4.Комулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций, культуры, истории народа, национального самосознания.
5.Эстетическая-функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Эстетическое отношение к языку означает, что речь может восприниматься как прекрасное или безобразное, то есть как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.
Частные функции: экспрессивная (выразительная), эмотивная (вызывающая эмоции), директивная(побудительная), поэтическая (эстетическая), контактная (фатическая), деиктическая (указательная), Магическая (необыкновенная сила воздействия), суггестивная (язык как средство влияния на психику другого человека: гипноз, внушение), игровая и др.
Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в самых различных жизненных обстоятельствах. С помощью языка человек познает мир, вспоминает прошлое и мечтает о будущем, учится и учит, работает, общается с другими людьми.
Рассмотрим роль языка в обществе.
— Как вы думаете, какую роль выполняет язык в современном обществе?
Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное. Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.
Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.
Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.
Сегодня в России на государственном уровне огромное значение придается русскому языку. 2007 год указом президента В.В.Путина был объявлен Годом русского языка. Народ немыслим без языка. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.
Русский язык – это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе. Это язык вашей семьи, матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. По тому, как человек говорит, мы можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем сразу определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Уважающий себя человек, добившийся чего-то в жизни, никогда не позволит себе выражаться нецензурно. В таком поведении проявляется неразвитость, ограниченность человека. Бережно относиться к родной речи – это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа. Б.Ахмадуллина пишет: «Единственное мне принадлежащее сокровище – это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое он величает Родиной».
Таким образом, язык – понятие социальное. Он неразрывно связан с жизнью человеческого общества и представляет собой динамическую развивающуюся систему.
Второй вопрос Язык и речь. Речевая деятельность, речевое общение военного специалиста.______________________________________________________
(наименование и текст учебного вопроса)
Язык, то есть способность к говорению, не является врожденной. Язык проникает в человека «извне» и освоенным языком не обязательно может быть родной. Язык может забываться, если им не пользоваться, то есть о подлинном существовании языка можно говорить, если им пользуются. Язык существует поскольку он функционирует, а функционирует он в речи.
С ложные взаимоотношения между языком (системой) и речью (формой существования языка), ееотдельными актами (проявлением речевой деятельности) и создаваемым в результате текстом можно представить в виде следующей схемы:
Рассмотрим подробнее понятия язык и речь. Речь определяется как феномен индивидуальной жизни. Её основным субъектом является конкретный человек. Через речь индивид приходит к самовыражению.Язык оживает в речи. Но и речь без языка не существует.
Язык- это общественное явление, некая совокупность единиц, правила, употребления которых хранятся в коллективном создании носителей языка, во втором случае это индивидуальное использование какой – то части этот совокупности.
Речь- использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может, определена, как функционирование языка. Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка.
Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что существует некий язык, на котором никто не говорит и не пишет, и при этом не сохранилось ничего, что было бы написано на этом языке раньше. В таком случае разве могли бы мы знать о его существование?
Но и речь не может существовать без языка, поскольку речь – это практическое использование языка. Язык необходим, чтобы речь была понятной. Без языка речь перестает быть собственно речью и превращается в набор бессмысленных звуков.
Выделим противоположные особенности языка и речи.
Несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои особенности:
1.Язык – это средство общения, а речь- это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию.
2. Язык абстрактен, формален; речь материальна, в не корректируется все; что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухам.
3.Язык снабжен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность.
4.Язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека.
5.Для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке.
6.Язык независим от ситуации и обстановки общения; речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют.
Таким образом, являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их меналичностные и социальные взаимодействия, координирует их практическую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, формирует сознание (индивидуальное) сознание и сознание общества (общественное), сознание служит материалом и формой художественного творчества.
В новейшей лингвистике вопрос различий речи и языка перестает быть актуальным, поскольку язык и речь рассматриваются как единый феномен человеческого языка: «Язык только тогда язык, когда он способен выступать в речи, которая требует обязательного участия мысли» (Звегинцев 1996, с. 64).
Язык признается основным средством осуществления речевой деятельности. Посмотрите на схему:
(языковая компетенция, память языка, языковая потенция)
(речевая деятельность, речь)
(текст, речевой материал)
(см.: Глухов, Ковшиков 2007).
— Как соотносится язык и речь?
Итак, сделаем вывод.Язык и речь – это сложное диалектическое единство. Язык становится средством общения, речевой коммуникации и одновременно средством, инструментом мышления только в процессе осуществления речевой деятельности; «язык создается в речи и постоянно в ней воспроизводится» (Жинкин 1982, с. 32). Язык – не единственное, но самое совершенное средство общения. Одна из важнейших функций языка – коммуникативная. Но только через речь язык реализует свое коммуникативное назначение. А с другой стороны, именно язык позволяет человеку устанавливать контакт с другим человеком, воздействовать на него, передавать эмоции, описывать и выполнять прочие сложнейшие функции. Нет языка – нет речи. Нет речи – нет языка.
Третий вопрос. Роль русского языка в своей стране и в мире.______________
В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации русский язык считается государственным языком на всей ее территории. До 1991г. понятие «государственный язык» не использовалось, а русский язык имелстатус межнационального языка. За ним были закреплены все необходимыедля государственного языка функции. Он широко применялся в сфере делового общения, образования, он был языком науки и научного общения, использовался в СМИ, в судопроизводстве и т.д.
В современной редакции статья 68 Конституции РФ гласит:
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
— национальным языком русского народа;
— государственным языком РФ;
— одним из основных для общения в странах постсоветского пространства, Евразии, Восточной Европы;
— одним из популярных для международного общения;
— одним из шести рабочих в ООН;
— наиболее значительным языком Европы, если рассматривать число его носителей (несмотря на то, что большая часть ареала его распространения географически расположена в Азии);
— одним из наиболее распространенных славянских языков;
— одним из максимально распространенных индоевропейских языков;
— самым переводимым в мире.
Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН (наряду с французским, английским, китайским, испанским, арабским). Любой официальный документ ООН распространяется на этих языках. Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.
Поскольку Российская Федерация – государство многонациональное (в
2001 г. в его состав входило 176 наций и этнических групп), русский языкслужит средством общения между представителями разных наций и народностей, проживающих на его территории.
Русский язык является одним из самых развитых языков на территорииРоссийской Федерации. Он обладает богатой лексикой и грамматикой, отлаженной системой функциональных стилей. Русский язык имеет богатейшую по своей тематике, жанрам и стилямписьменность, сопряженную с высокой культурой. Все это обеспечивает огромную коммуникативную и информативную ценность русского языка.
– Русская нация самая многочисленная на территории Российской Федерации.
– Русский язык широко распространен за ее пределами.
– Русский язык обогатил другие младописьменные языки, на его основе
была создана письменность более чем для 70 языков.
Русский язык при этом не конкурирует с другими языками за правобыть межнациональным языком – такая роль обусловлена объективнымифакторами и исторически сложившимися условиями.
Русский язык принят в клуб мировых языков, наряду с английским,арабским, французским, испанским, китайским языками. Эти языки считаются официальными языками международных организаций, таких, как ООН,ЮНЕСКО, МАГАТЕ. На этих языках проводятся крупнейшие международные конференции и симпозиумы, издаются официальные документы, бюллетени, специальные журналы, создаются сайты в Интернете, ведутся телерадиопередачи. Русский язык как мировой язык обеспечивает общение во время встреч на высшем уровне и на международных конференциях.
Русский язык – это язык одного из крупнейших центров международного образования. Знание русского языка способствует карьерному ростуспециалистов разных областей знаний по всему миру. Русский язык обеспечивает доступ не только к богатствам науки и культуры России, но и другихстран, выступая своеобразным посредником между разными народами. Ведьна русский язык переводится значительная часть научной и художественнойлитературы, выходящей в мире.
Несмотря на некоторый спад интереса к русскому языку в настоящее время ситуация стабилизировалась: русский язык изучается за рубежом в вузах и средних образовательных учреждениях как второй или третий иностранный язык.
Безусловно, что место русского языка в системе образования в значительной степени определяет государственной политикой России и других государств, отношениями между странами.Распространению русского языка за рубежом способствует ряд организаций: Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Общество любителей российской словесности (ОЛРС). Адеятельность этих организаций в свою очередь помогает формировать положительный образ России в мире через знакомство с языком и культурой народа.
Четвертый вопрос. Социальная роль русского литературного языка в военно-профессиональной сфере.
Командная направленность подразумевает не только владение военно-специальными навыками, но и умение организовать личный состав и управлять действиями подразделения в бою, руководить подразделением в повседневной деятельности, обучать личный состав, осуществлять психологическую и воспитательную работу с подчиненными.
Иначе говоря, будущие специалисты тыла должны уметь выполнять помимо специально-профессиональной организационно-управленческую и учебно-воспитательную функции, то есть командир должен быть педагогом.
Профессиональное общение в военной сфере рассматривается как значимый аспект профессиональной деятельности современного офицера. Он жестко регламентирован и определяется:
— условиями совместной деятельности военных специалистов;
— типом решаемой ими задачи;
— способами организации военно-профессиональной деятельности;
— индивидуальными особенностями участников и отношениями между ними.
Речевые навыки военного специалиста базируются на развитости коммуникативных качеств речи: так, правильность, точность и чёткость построения высказывания зависит от богатства словарного запаса офицера, от умения выбирать из нескольких значений слова наиболее подходящие по смыслу. Кроме того, речь офицера высокой педагогической культуры, являющаяся средством его повседневного труда, основным орудием его воздействия на подчинённых, должна обладать такими качествами, как краткость, ясность, логичность, выразительность, уместность, эмоциональность. Многочисленные речевые ошибки способны снизить авторитет офицера как учителя и воспитателя. Избежать этих недостатков можно благодаря настойчивой регулярной тренировке.
Одной из главных характеристик личности офицера, определяющей уровень его профессионализма как способности эффективно решать боевые задачи и выполнять служебные обязанности, является сформированность его общей и профессиональной культуры. В целях повышения своего профессионального уровня офицеру следует постоянно развивать собственную языковую культуру и совершенствовать навыки соблюдения речевого этикета.
Во времена Петра I постепенно осознается мысль о том, что подготовка начальных людей должна стать предметом заботы Российского государства и что для нее необходимы общие и специальные знания. Прежде всего, к ним относилось требование, подразумевающее высокий уровень развития общей и речевой культуры офицера: «ратному человеку надобно быть зерцалом учтивости, чести и чувству». Далее, как представитель государственной власти, начальный человек должен быть «хранителем государственной чести» и «службы ратных дел».
В своем знаменитом труде «Наука побеждать» (1795-1796), явившимся своеобразным наставлением офицерам, выдающийся русский военачальник А.В. Суворов требовал от них разговаривать с солдатом понятным, доходчивым, простым языком, подчеркивающим единение командира и подчиненного и являющимся мощнейшим воспитательным средством. Сам автор мастерски владел народной речью, был знатоком русского фольклора, постоянно употреблял в общении с солдатами пословицы и поговорки: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Ученье свет, а неученье тьма. Дело мастера боится, и у крестьянина, коли не умеет сохою владеть – хлеб не родится. За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам шесть». Его собственные высказывания отличались афористичностью. Это стало причиной того, что многие публикуемые им произведения были впоследствии разобраны на цитаты и часто употреблялись последующими поколениями военачальников без ссылки на первоисточники, в качестве народной мудрости: «смерть бежит от штыка храброго», «кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел», «испуган – наполовину побежден».
Офицер обязан помнить о том, что люди, вверенные его попечению, не в состоянии «применяться» к нему, напротив, он сам должен к ним «примениться», подбирая оптимальные речевые средства и методы общения, способствующие установлению тесного личностного контакта с подчиненными: «Мы придаем большое значение тому, чтобы офицер ни одного случая не пропускал поговорить с солдатом, задать ему один, другой вопрос; для сообщения солдату навыка отвечать быстро, толково и с соблюдением воинских приличий это единственное средство».
Характеризуя процесс формирования личности офицера, М.И. Драгомиров указывал на необходимость каждому офицеру на основе имеющихся у него знаний развивать способность творчески мыслить, делать правильные умозаключения, базирующиеся на хорошем знании военного дела, и в особенности правильно, точно и ясно излагать свои мысли, используя богатейший словарный запас русского языка и избегая ненужных речевых штампов, пустых заученных фраз: «Мы не против слова, но только против его злоупотребления, против заранее составленных смотровых ответов, заучиваемых вместе с вопросами».
Неточность приказания влечёт за собой, как правило, неточность исполнения. Умение концентрировать свою мысль чётко и ясно, кратко и грамотно ее излагать – искусство, которому офицер должен учиться систематически и настойчиво. В командирском приказе, отданном твердо и решительно, заключена большая мобилизующая сила. Хорошо понимающие это офицеры совершенствуют свой командный язык. Отдавая то или иное распоряжение, они избегают слов, которые затрудняют понимание и выполнение задачи подчинёнными.
Главной задачей, стоящей перед курсантами, является овладение профессиональным языком, который основывается на речевых умениях и навыках в национальном литературном языке. В настоящее время получает все большее распространение явление, когда степень владения литературным языком значительно ниже уровня специальных знаний. Однако очевидным представляется тот факт, что недостаточно высокая речевая культура специалиста не расширяет, а ограничивает его познавательно-творческие способности. Это связано, в первую очередь, с тем, что в индивидуальном аспекте превалирует функция языка как орудия интеллектуальной деятельности человека (мышления, памяти и т. д.). Речь, в свою очередь, есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли.
Приверженность будущих офицеров в формировании и развитии речевой культуры русским военным речевым традициям, нормам русского военного речевого этикета, складывавшегося на протяжении столетий, позволит обеспечивать высокий уровень их профессиональной подготовки к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности в войсках.
РАЗРАБОТАЛкандидат филологических наук
(должность, ученая степень, ученое звание,
воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия автора)