в чем состоит сущность вариативного мышления ребенка выберите один ответ

Вариативность мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключатся в решении выдвинутой проблемы.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия сущности понятий «мышление», «вариативность мышления», « процесс развития вариативности мышления».
2) выявить психолого-педагогические особенности развития вариативности мышления у младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития вариативности мышления у младших школьников
1.1. Развитие вариативности мышления с позиции педагогики и психологии…. 7
1.2. Особенности развития вариативности мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………………………
1.3. Возможности математических заданий для развития вариативности мышления младших школьников……………………………. 13
Выводы по главе 1……………………………………….….…. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий
2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента ….………………………………. 19
2.2. Проект формирующего эксперимента по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий………………………..……27
Выводы по главе 2……….………………………………. 32
Заключение……………………………………………………. 34
Список литературы……………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Вариативность мышления.docx

Как синонимы к понятию «продуктивное мышление» употребляют термины: творческое мышление, самостоятельное, эвристическое, креативное.

Продуктивное (креативное) мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям [14, с. 89].

Идеи о творческом характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношениями с другими процессами, и прежде всего с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. Н. Шардаков, П. Я. Шеварев, Л. И. Узнадзе, Н. П. Элиава и др.). Широкое обобщение положений о сущности и специфике мышления было осуществлено С. Л. Рубинштейном.

В трудах советских психологов продуктивность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь ее с репродукцией.

Одним из показателей продуктивного мышления является вариативность мышления.

Поддъяков Н.Н. под вариативностью понимает умение находить разнообразные способы реального преобразования предмета [7, с. 78]. Важную роль в этом процессе играют пробующие действия с целью выявления его скрытых внутренних связей. В этом аспекте вариативность выступает как важнейшая характеристика поисковой деятельности. Последняя осуществляется, как правило, путем внешних пробующих действий.

Под вариативностью мышления в психологии понимают способность человека находить разнообразные решения. Показателями развития вариативности мышления являются его продуктивность, самостоятельность, оригинальность и разработанность. Вариативность мышления определяет возможности личности творчески мыслить, помогает лучше ориентироваться в реальной жизни. Окружающая нас действительность многообразна и изменчива. Современный человек постоянно оказывается в ситуации выбора варианта решения проблемы, который является оптимальным в данной ситуации. Успешнее это будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты и выбирать среди большого числа решений [5, с. 48].

Использование вариативности характеризует глубину ума, так как в этой способности проявляется умение выделять и использовать в работе основную идею, позволяющую системно выявлять все возможные варианты и находить из них самый оптимальный.

Вариативность мышления позволяет создавать и разрабатывать не один, а несколько вариантов решений, соответствующих цели. Творчески мыслящий человек старается построить по возможности больше гипотез, из которых можно выбрать самый лучший вариант, а можно разрабатывать и многие варианты как разновидности творческого решения проблемы.

Вариативность мышления, безусловно, повышается с расширением опыта и знаний, но помимо них в учебном процессе большую роль играет и использование соответствующих методов, специально стимулирующих решение творческих задач. Даже в тех случаях, когда работа предполагает механическое решение, обязательно надо строить работу таким образом, чтобы были разные варианты решений. Это очень важно, поскольку позволяет школьнику всегда иметь в виду, что могут быть разные решения одной и той же задачи.

1.2 Особенности развития вариативности мышления в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно- действенного и элементарного образа мышления, от до понятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием до операционального мышления, а конец – с преобладание операционального мышления в понятиях.

Таким образом, младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:

У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах им событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий. Следовательно, в младшем школьном возрасте обучающиеся уже могут проявлять вариативность мышления, так как они уже накопили определенный запас знаний, на основе которых они могут разрабатывать различные варианты решения поставленной задачи.

Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. Каждый из четырех видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд – выполняет специфические функции в его развитии, в том числе и в развитии вариативности мышления.

Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков, развитию креативности (при специально организованном обучении, включающим систему творческих заданий). Немаловажное значение для развития вариативности мышления имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.
Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии и в том числе развитии вариативности мышления у младших школьников играет труд, который представляет для них сравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей профессиональной творческой деятельности. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по школе или по дому желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий, вариативный подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат [7, с. 78].

Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний, дают образцы вариативности мышления, то есть способности к каждой поставленной задаче подходить с различных точек зрения. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. Общение, то есть обмен информацией, дает возможность младшим школьникам взглянуть на каждую ситуацию с различных точек зрения, открывает разнообразие и вариативность окружающего мира.

Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Большой интерес для младших школьников представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, в том числе и вариативность мышления, помогающая одерживать победу в различных игровых ситуациях, включающие его в соревнования с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и тому подобное [8, с. 89].

Таким образом, основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома способствуют развитию вариативности мышления младшего школьника, целенаправленно же этот процесс в основном осуществляется в учебной деятельности.

Возвращаясь к разговору о ведущей деятельности в младшем школьном возрасте, а именно к учебной деятельности стоит отметить, что школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития словесно-логического мышления. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагогики.

В последнее время количество детей, испытывающих трудности в обучении заметно возросло. И в обычных классах начальной школы немало учащихся, имеющих проблемы в обучении. Причиной слабой успеваемости является не сформированность таких важнейших психических процессов как память, внимание, восприятие, воображение и, особенно – мышление, которое содержит в себе такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В основе развития вариативности мышления лежит личностно- ориентированный подход. Согласно которому, каждый ученик – индивидуальность, которой учитель помогает реализовать свой потенциал. Уроки нацеленные на развитие вариативности как правило, строятся в нетрадиционной форме, это может быть урок-путешествие, урок-диспут, урок-викторина и т.д. В начале урока учитель использует приемы, направленные на положительный настрой на урок и активизацию познавательных процессов. На этапе подготовки к изучению нового материала выстраивается алгоритм действий с опорой на уже имеющиеся знания учащихся. На этапе открытия новых знаний создается проблемная ситуация, в процессе решения которой учитель стимулирует детей на нахождение как можно большего числа решений проблемной ситуации и совместно с детьми делается выбор наиболее рационального решения. На этапе закрепления и отработки полученных знаний в наиболее максимальной степени отражается работа по развитию вариативности мышления. Учащимся предоставляется выбор заданий по уровню сложности, по объему. При проверке выполнения заданий ученикам также предоставляется выбор источника информации проверяемого задания (работа по учебнику, взаимопроверка, проверка по записи на доске, проверка с использованием Интернет-сети). На этапе объяснения домашнего задания, детям так же предоставляется выбор: по уровню сложности, по объему. На этапе оценки и самооценки знаний, полученных на уроке, обязательно учитываются личные достижения каждого ученика, его возможности.

Источник

В чем состоит сущность вариативного мышления ребенка выберите один ответ

Особенности вариативного типа мышления

Дети второго типа мыслят различными вариантами идей. Их мышление активное и негативное. Что это значит и как это проявляется?

Активность мышления проявляется как интеллектуальная инициатива. «Двойка» любит и хочет выражать свое мнение. Делает это громко, иногда перекрикивая других. Он считает, что очень важно не только выразить, но и отстоять свою точку зрения.

Дети этого типа – большие выдумщики. Они обожают придумывать все, всегда и везде. Идеи просто рождаются и множатся в их голове. Поэтому, если вам нужна идея, обращайтесь смело к ним.

Ребенок с вариативным мышлением с удовольствием поможет выбрать вам подарки для своих и ваших друзей, предложив сразу несколько вариантов. С удовольствием подскажет вам, что можно надеть на то или иное событие. Именно он может придумать, что бы такого вкусненького приготовить на ужин, где можно провести выходные, в какие игры поиграть всем вместе. Какие интересные книги почитать, какие интересные фильмы посмотреть в семейном кругу или на вечеринке.

Этот ребенок не будет долго раздумывать при покупке вещей. Он просто выберет сразу несколько вариантов одежды, которая ему нравится. Скорее всего, это будут красивые, яркие и одновременно удобные вещи.

Таким детям просто необходимо давать возможность проявлять инициативу. А в зависимости от ситуации уже корректировать их желания, акцентируясь не на количестве, а на качестве. Например, в магазине игрушек у всех детей разбегаются глаза, но у вариативно мыслящих это происходит просто со скоростью света. Они тут же начинают бегать среди полок, хватать разные игрушки, подбегать к вам со словами: «Посмотри, какая…»

Выбрав такую игрушку, обязательно вместе с ребенком прямо в магазине начните ее рассматривать, пробовать эти функции, расспрашивать продавца, как их включать. Узнайте, можно ли в будущем доукомплектовать эту игрушку еще какими-то новыми возможностями. Тогда внимание вашего вариативно мыслящего ребенка зацепится именно за эту вещь и перестанет распыляться на другие. К тому же он будет очень рад, что у него появится игрушка с большим числом возможностей. «Двойка» обязательно будет хвастаться ею перед друзьями, потому что станет гордиться таким приобретением.

Чтобы закрепить внимание на этой игрушке, обязательно через день попросите ребенка: «А покажи свою игрушку. Она самая лучшая. Ты сделал прекрасный выбор. Что новенького ты придумал с ней?» Мышление у ребенка включится, он будет думать, как еще можно интересно поиграть с новинкой. Он обязательно похвастается вам, когда придумает. Выслушайте его, похвалите и попросите поделиться своей догадкой с вашими родственниками или друзьями. Это особенно важно, если вы хотите привить вариативно мыслящему ребенку интерес к полезным и развивающим игрушкам.

Такая тактика поможет вам не накапливать дома тонны игрушек. А это очень реальная угроза. Именно дети-«двойки», чей интерес быстро переключается с одного на другое, всегда просят купить им что-то новенькое.

Как мы уже упоминали, вариативное мышление – активное и негативное. Если активность у детей-«двоек» выражена явно, то с негативностью дело обстоит немного по-другому. Она обычно отчетливо проявляется в таких качествах характера, как подозрительность, обидчивость и даже мстительность.

Негативность у этого типа людей заметна не сразу. Обычно дети-«двойки» выглядят улыбчивыми, веселыми и жизнерадостными. Изменение произойдет, если вдруг вы поведете себя с таким ребенком не совсем обычным образом.

Например, ваш тон общения с ним стал на время более сухим и строгим. Это случилось не потому, что поменялось ваше отношение лично к ребенку, а потому, что у вас, к примеру, возникла какая-то напряженная ситуация на работе. А возможно, вы просто себя неважно чувствуете и даже не заметили, что повели себя не как обычно. Но будьте уверены: ваш ребенок обязательно все примет на личный счет. Он действительно будет думать, что вы изменили свое отношение лично к нему. И, скорее всего, из-за какого-то его поступка вы на него злитесь. Но злитесь настолько сильно, что даже не хотите говорить об этом.

Эта особенность психики и называется мнительностью. Такова природная данность вариативно мыслящих детей. Справиться с ней не так уж и просто.

Именно дети этого типа легко могут заболеть, если придумают себе болезнь. Именно они могут надолго обидеться из-за сущего, на ваш взгляд, пустяка. И, что самое интересное, обидевшись, они будут тихо готовить план мести: имея активное негативное мышление, невозможно чувствовать себя уязвленным и не отомстить.

Да, мстительность – это одна из черт характера такого ребенка. Это нужно просто знать. Если вы определили в нем вариативный тип мышления, то, скорее всего, были свидетелем того, как ваш малыш готовит коварный план отмщения обидчику. Если у вас с ребенком доверительные отношения, то, возможно, он даже обратится к вам за советом, как отомстить наиболее эффективно. Или же просто похвастается, какой способ мести он придумал.

Как вы понимаете, мстительность не является скверным качеством характера ребенка. Это всего лишь защитный механизм. Так ваш ребенок отстаивает свою гордость.

А дети этого типа – гордецы. Они особо чувствительно относятся ко всем словам и действиям в свой адрес. Учитывайте это и будьте внимательны к тому, что и как вы говорите своему ребенку.

Источник

Вариативность мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключатся в решении выдвинутой проблемы.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия сущности понятий «мышление», «вариативность мышления», « процесс развития вариативности мышления».
2) выявить психолого-педагогические особенности развития вариативности мышления у младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития вариативности мышления у младших школьников
1.1. Развитие вариативности мышления с позиции педагогики и психологии…. 7
1.2. Особенности развития вариативности мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………………………
1.3. Возможности математических заданий для развития вариативности мышления младших школьников……………………………. 13
Выводы по главе 1……………………………………….….…. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий
2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента ….………………………………. 19
2.2. Проект формирующего эксперимента по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий………………………..……27
Выводы по главе 2……….………………………………. 32
Заключение……………………………………………………. 34
Список литературы……………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Вариативность мышления.docx

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития вариативности мышления у младших школьников

1.2. Особенности развития вариативности мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………………… ……

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий

2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента ….………………………………. 19

2.2. Проект формирующего эксперимента по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий………………………..……27

Согласно ФГОС начального общего образования приоритетной целью образования является развитие учащихся [1]. Вопросы общего развития тесно связывают с развитием мышления. И это не случайно, ведь процесс мышления неотделим от всех других умственных и психических функций: восприятия, памяти, представления и т.д.

В последнее время количество детей, испытывающих трудности в обучении заметно возросло. В каждом классе начальной школы немало учащихся, имеющих проблемы в обучении. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Причиной слабой успеваемости учащихся является задержка развития таких важнейших психических процессов как восприятие, внимание, воображение, память и, особенно – мышление, которое включает такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Логическое мышление – это основа успешного формирования общеучебных умений и навыков, требуемых школьной программой. Учащиеся с низким уровнем логического мышления испытывают значительные трудности при решении задач, преобразовании величин, при овладении приемами устного счета; при применении орфографических правил на уроках русского языка, при построении правильной грамотной речи; при работе с текстами, при понимании прочитанного и многое другое.

В практике обучения, в том числе и в начальной школе, детям довольно часто приходится сталкиваться с тестовыми заданиями, которые вызывают затруднения, так как ученики теряются в предложенных вариантах, переживают огромный стресс. Кроме того, современное общество требует от современного человека креативности, оперативности, готовности к саморазвитию и самореализации. Следовательно, проблема вариативности, развития вариативного мышления в наши дни особо актуальна.

В психологии проблема развития мышления всегда занимала особое место. Ею занимались такие ученые, как Богоявленский Д. Н., Давыдов В.В., Гальперин П. Я. Зак А.З., Локалова Н.П., Люблинская А.А., Менчинская Н.А., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д.Д и другие.

Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Гайсон Р., Инельдер Б., Пиаже Ж., Тайсон Ф. и др.) и отечественные (Блонский П.П., Величковский Б.М., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Зинченко П.И., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А, Истомина З.М., Овчинников Г.С., Рубинштейн С.Л., и др.) исследователи.

Окружающая нас действительность многообразна и изменчива. Современный человек постоянно оказывается в ситуации выбора варианта решения проблемы, который является оптимальным в данной ситуации. Успешнее это будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты и выбирать среди большого числа решений.

Проблемой развития вариативности мышления в младшем школьном возрасте занимались многие психологи и педагоги, такие как Алферов А.Д., Люблинская А.А., Немов Р.С. и другие.

Данные исследователи под вариативностью мышления в психологии понимают способность человека находить разнообразные решения. Показателями развития вариативности мышления являются его продуктивность, самостоятельность, оригинальность и разработанность. Вариативность мышления определяет возможности личности творчески мыслить, помогает лучше ориентироваться в реальной жизни. Одними из учебных предметов в начальной школе, которые имеют огромные возможности для развития мышления младших школьников является «Окружающий мир», «Русский язык», «Математика». Так, например, курс «Математики» способствует развитию у младших школьников всех видов мышления, но в большей степени словесно-логического, поэтому развитие вариативности мышления особенно актуально для процесса выполнения математических заданий. Так, проявление этого качества мышления требуется, например, при решении задач с помощью подбора, когда ученик рассматривает все возможные ситуации, анализирует их и исключает несоответствующие условию.

Проблемой развития мышления младших школьников при изучении математики, выполнении математических заданий занимались такие ученые как М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, Н. Б. Истомина (функциональное развитие данного процесса) Л. Г. Петерсон, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова (влияние проблемного обучения на развитие мышления) и другие.

Таким образом, проблема развития вариативности мышления на уроках математики является актуальной в современной педагогике. Можно констатировать тот факт, что особо активно в научных трудах рассматривается проблема развития словесно-логического мышления, тогда как анализ педагогической и методической литературы показал, что существует противоречие между необходимости развития вариативности мышления младших школьников в процессе выполнения математических заданий и не разработанностью проблемы развития вариативности мышления младших школьников в процессе выполнения математических заданий.

Проблема исследования заключается в определение педагогических условий, которые будут способствовать эффективному развитию вариативности мышления младших школьников в процессе выполнения математических заданий.

Цель исследования заключатся в решении выдвинутой проблемы.

Объект исследования: развитие вариативности мышления у младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития вариативности у мышления младших школьников в процессе выполнения математических заданий.

1) проанализировать психолого- педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия сущности понятий «мышление», «вариативность мышления», « процесс развития вариативности мышления».

2) выявить психолого-педагогические особенности развития вариативности мышления у младших школьников.

3) выделить наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие развитию вариативности мышления младших школьников в процессе выполнения математических заданий;

4) разработать и реализовать программу опытно-экспериментальной части по исследованию данной проблемы.

Гипотеза заключается в предположении о том, что развитие вариативности мышления младших школьников в процессе выполнения математических заданий будет эффективным при следующих дидактических условиях:

1) систематичности работы по развитию вариативности мышления в условиях проблемного обучения;

2) выделение следующих процедур развития вариативности мышления при решении учебных задач в качестве ведущих: видение альтернативы решения и его хода; видение структуры объекта, построение принципиально нового способа решения, отличного от известных субъекту;

3) систематическое использование специальных заданий (имеющих единственный правильный ответ, нахождение которого осуществляется разными способами; имеющих несколько вариантов ответа, причем их нахождение осуществляется одним и тем же способом; имеющих несколько вариантов ответа, которые находятся отличающимися способами).

Для достижения поставленной цели и решения данных задач был использован комплекс методов научного исследования.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения. Во введении раскрыта актуальность проблемы, представлен методологический аппарат исследования; в I главе определены теоретические основы исследования; II глава содержит опытно-экспериментальную работу (констатирующий эксперимент и проект формирующего эксперимента); в заключении представлены основные выводы по проделанной работе; список литературы содержит источников; в приложении представлены таблицы, работы детей, конспекты уроков.

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития вариативности мышления у младших школьников

1.1. Развитие вариативности мышления с позиции педагогики и психологии

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.

Мышление рассматривают как способность рассуждать, мыслить как свойство человека. В широком смысле мышление – это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания. К мышлению относят активную сторону познания: внимание и восприятие, образование показаний и суждений. В более тесном смысле мышление заключает в себе образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий. (Д.Н. Ушаков)[16]

Согласно Курбатова В.И. мышление – это рациональная процедура осознания разумного бытия человека [10].

Пономарев Я.А. дает следующие определение мышления: «мышление – это высшая, опосредованная, вербально-логическая ступень познания» [10].

Мышление выступает как сложная деятельность, развертывающаяся в виде процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения. Эти процессы осуществляются на всех уровнях мышления, во всех видах: наглядно- действенном, наглядно-образном, словесно-логическом. Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. «Мышление – это процесс решения задач» (Афанасьев Н.В.)

Самый существенный признак отличающий мышление от других психических процессов,— направленность на открытие новых знаний, т. е. его продуктивность. В соответствии с этим возможности человека к более или менее самостоятельному открытию новых знаний, определяемые (при наличие других необходимых условий) уровнем развития продуктивного мышления, составляют основу, «ядро» его интеллекта [10, с. 56].

Выделяются особые виды мышления – продуктивное и репродуктивное [16, с. 67].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *