в чем состоит сущность профессионального общения юриста
Глава 2. Понятие профессионального общения юриста.
Одной из особенностей юридической деятельности является то, что значительную часть в ее структуре занимает общение. Профессиональное общение входит в число обязательных компонентов психологической структуры юридической деятельности.
Если мы снова обратимся к опыту А. Даллеса, то относительно профессионально важных качеств разведчика (как представителя субъект-субъектной деятельности) он выделяет следующие качества:
— хорошо разбираться в людях;
— уметь ладить с людьми в тяжелых условиях;
— научиться отличать факты от вымыслов;
— уметь отличать существенное от несущественного;
— быть человеком весьма изобретательным;
— уделять надлежащее внимание деталям;
— обладать способностью выражать свои мысли ясно, кратко и, что весьма важно, интересно;
— знать, когда следует хранить молчание.
Очевидно, что значительное место здесь отведено коммуникативным качествам. И это не случайно, поскольку общение является основным видом деятельности в системе «человек — человек» и, соответственно, именно к этой системе относятся профессии и юриста, и разведчика.
Естественно, что успешность такой деятельности во многом определяется умением грамотно и профессионально строить коммуникативные процессы.
Под общением в психологии понимается процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении [1].
В обыденной жизни существует много поводов для общения. Но все они могут быть условно разделены на две основные категории: информационное и целевое.
В первом случае люди общаются для того, чтобы обменяться информацией, получить удовольствие от общения. Типичные примеры — это разговоры в гостях, в кругу друзей или родственников.
Целевое общение, в отличие от первого варианта, всегда направлено на достижение какого-то результата, на решение задачи и, как правило, связано с реализацией профессиональной деятельности. Соответственно, профессиональное общение — это всегда общение целевое. Кроме того, профессиональное общение предполагает высокий уровень ответственности за достижение или недостижение профессионально значимых целей.
Таким образом, профессиональное общение мы можем определить как процесс установления и поддержания прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, предполагающими ответственность за их реализацию. Субъектами профессионального общения в нашем случае являются юрист и лицо, включенное в сферу его профессиональных интересов.
Под прямым контактом понимается общение, которое осуществляется непосредственно между его участниками. Как правило, это речевое общение. Под опосредованным контактом понимаются отношения, предполагающие непрямое взаимодействие. В первую очередь это общение при помощи письменной речи, с использованием средств коммуникации и т. п.
Средствами общения являются вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимика, позы и т. п.) каналы информации.
Цели профессионального общения определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Их достижение или недостижение свидетельствует об уровне профессионализма юриста, о качестве выполнения им своих служебных функций.
Ответственность за реализацию профессионально значимых целей может быть как внешней, например административной (оценка руководства) и нести за собой определенные санкции, так и внутренней (психологической) — как самооценка, которая влечет за собой повышение или понижение психологического комфорта, уверенности в себе, уровня притязаний и т. п. В любом случае осознание ответственности за результаты общения предполагает контроль за его ходом, что требует определенной психологической подготовки.
Такие базовые характеристики профессионального общения, как его целевая направленность и ответственность, требуют контроля за ходом беседы. Сознательно контролировать каждый свой поведенческий акт, каждое высказывание в процессе беседы достаточно сложно. Более того, у непрофессионала попытка контролировать ход общения, как правило, вызывает скованность и неестественность поведения. У человека, который владеет техникой профессионального общения, контроль за этим процессом осуществляется «естественно», управление общением не вызывает внешней напряженности.
Сложность контроля за ходом профессионального общения связана и с его другими характеристиками. Эти характеристики являются общими для всех профессионалов, работающих в сфере юридической деятельности. Они дополняют и расширяют характеристики, связанные с понятием оперативности в деятельности юриста и рассмотренные выше характеристики юридической деятельности. Точнее, можно сказать, что характеристики профессионального общения вплетены в юридическую деятельность, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время профессиональное общение является ядром, системообразующим фактором юридической деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСТА
Нормативная регламентация. Деятельность юриста довольно четко регламентирована различными нормативными документами. Нормативные рамки, в которых юрист осуществляет свою профессиональную деятельность, способствуют формированию стремления строго придерживаться правовых норм, определяют соответствующие стереотипы поведения и общения. С одной стороны, нормативная регламентация облегчает процесс общения, структурирует его, определяет социальные роли, права и обязанности участников. С другой стороны, эта характеристика выступает не только как фактор позитивно развивающий, дисциплинирующий юриста, но и как фактор, осложняющий выполнение профессиональных обязанностей. Очевидно, что деятельность, жестко регламентированная правовыми нормами, требует от юриста постоянного контроля за своими действиями, заставляет принимать решения в четко определенные сроки. Все это предполагает наличие определенного набора личностных характеристик (эмоционально-волевых, интеллектуальных и др.) и умения эффективно строить процесс общения и управлять им.
Временные ограничения. Эта характеристика профессионального общения связана с его целевой направленностью и нормативной регламентированностью. Ситуации профессионального общения ориентированы на достижение конкретных профессионально значимых целей и задач, время на решение которых определено нормативными актами. Временные и нормативные рамки ограничивают свободу маневра в общении, предполагают повышение его интенсивности. Это может привести к тому, что юрист будет относиться к актам профессионального общения формально. Например, формально брать объяснения, чтобы уложиться в срок, установленный на разрешение заявления. Такой подход не ведет к профессионализму в общении, напротив, он вырабатывает речевые штампы для проведения «стандартных» бесед. Общаясь в таком режиме, юрист не учитывает особенности личности собеседника и контролирует ход общения только в пределах, необходимых для обеспечения формальной стороны дела. В отличие от такого подхода, профессионал, находясь в условиях дефицита времени, способен определить и реализовать наиболее эффективную для данной ситуации тактику общения.
Властный характер профессиональных полномочий. Данная характеристика вытекает из предыдущей, поскольку Закон наделяет юриста (особенно представителя государственной службы) достаточно широкими властными полномочиями.
Реализация властных полномочий нередко может приобретать конфликтный характер. Принятие решений в ситуациях конфликтного взаимодействия требует от юриста способности анализировать и прогнозировать последствия своих действий; эмоциональной уравновешенности и в то же время решительности; при необходимости жесткости в действиях и в то же время уважительного отношения к людям. В процессе общения наличие властных полномочий провоцирует их носителя на роль хозяина положения, человека, определяющего и диктующего ход общения. Занимая такую позицию, юрист не видит личности собеседника или видит ее крайне односторонне. К известным стереотипам такого властного общения относятся «Вопросы здесь задаю я!», «Вы понимаете куда вы попали?», «От нас так просто не уходят!». В частности, это свойственно некоторым юристам — представителям силовых структур. Общение в таком стиле может быть эффективным с юридически неграмотным субъектом или с человеком слабым в интеллектуальном или личностном плане. Однако силовые правоохранительные структуры призваны бороться с серьезными преступлениями, противостоять организованной преступности, что предполагает противостояние сильному и образованному противнику. В этом случае юристы должны быть вооружены эффективными средствами профессионального общения, в том числе с учетом их властных полномочий.
Вынужденный характер общения. Ситуации профессионального общения юриста носят в основном вынужденный характер для его собеседников. Как правило, эти ситуации связаны с юридическими проблемами как в сфере уголовного, так и гражданского законодательства. В процессе разрешения таких проблемных ситуаций предполагаются не просто потенциально конфликтные отношения, но и достаточно жесткие формы конфликтного взаимодействия, вплоть до открытого противодействия. Вместе с тем вынужденным в субъективном смысле общение бывает и для самого юриста. Речь идет о ситуациях, когда собеседник неприятен юристу по каким-либо личностным характеристикам, но поскольку он, например, является ценным источником информации или выгодным клиентом, юрист просто обязан с ним общаться. Более того, в этих случаях сотрудник, как профессионал, не имеет права внешне показывать собеседнику свое негативное отношение.
Ролевой характер общения. Юрист является носителем вполне определенной социальной роли, которая предполагает наличие широкого круга прав и обязанностей. Например, социальная роль представителя государственной службы налагает на профессиональное общение юриста уже рассмотренные нами характеристики (регламентированность, вынужденный характер, ответственность и др.). Однако в данном случае нас интересует не столько социальная роль юриста, сколько его психологические роли, которые он должен принимать, чтобы достичь целей профессионального общения. Речь идет о ситуативных ролевых позициях, о ролях «здесь и теперь», ведущего и ведомого, хозяина положения и подчиненной стороны и т. п. Очевидно, что в зависимости от партнера по общению и ситуации юрист должен уметь играть различные психологические роли.
Повышенная стрессогенность. Профессиональная деятельность юриста в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер. Главным образом это может быть связано с противодействием заинтересованных лиц. Формой такого противодействия может быть неправомерное воздействие на юриста, носящее как явный, так и замаскированный характер. Кроме того, самостоятельный стрессовый фон создает и сам по себе конфликтный характер юридической деятельности.
Нередко нервно-психические перегрузки приводят к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.
Профессиональное общение предполагает владение богатым психологическим инструментарием (методами, приемами, техниками) и умение его творческого применения. Речь идет об овладении психотехникой общения. Трактовку психотехники как искусства ориентировки в психических явлениях и управления ими можно найти в работах таких мастеров практической психологии, как К.С. Станиславский, С.В. Гиппиус, В.Л. Леви и др. [2] Надо заметить, термин «психотехника» является соединением двух греческих слов. Первое — psyche (душа), первая составная часть сложных слов, обозначающая «относящийся к психике». Второе — techne (искусство, мастерство). Таким образом, психотехника — это искусство управления психикой, причем как своей (например, саморегуляция), так и психикой другого человека (например, психологическое воздействие). К основным психотехникам, обеспечивающим профессиональное общение, можно отнести следующие: психотехника рефлексивного анализа, техника психологического воздействия; психотехника определения внутреннего состояния человека по внешним поведенческим признакам; техника установления психологического контакта и доверительного общения; психотехника конфликтного взаимодействия.
[1] См.: Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. С. 62.
[2] О психотехнике в данном подходе см.: Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л., 1948; Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. Л.-М., 1967; Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988; о разработке этой проблемы в системе правоохранительных органов см.: Носков В.А. Психотехника общения. Н. Новгород, 1997.
Роль общения в профессиональной деятельности юриста
Профессия юриста обязывает к высокому уровню коммуникативных способностей и умению устанавливать психологический контакт с собеседником. Каждый специалист, независимо от направления деятельности, должен обладать навыком воздействия на оппонента, при возникновении такой необходимости, чтобы направлять диалог в необходимое русло и качественно развивать межличностные отношения. Для решения данной задачи и продуктивной работы в описанной области, следует изучить раздел закономерностей коммуникативных процессов. Владения данными знаниями определяет степень коммуникативной компетентности юриста, его профессионализма.
Обсуждая коммуникативные закономерности, стоит понимать, что общение в профессиональной деятельности юриста происходит в социально-правовых рамках, которые обуславливаются его социальной ролью и проявляются при общении с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами.
Социальная роль – это положение отдельно взятого человека в системе межличностных отношений. Оно строго определено и зафиксировано.
При включении конкретного человека в отношения, он начинает действовать согласно своей роли, выполнять необходимые функции и брать на себя определенные обязанности и права. В то же время, у участников этой же системы формируется к такому человеку ролевое ожидание, которое выражается при протекании коммуникативных процессов.
Такое же положение характерно и профессиональным значимым контактам, с которыми юрист выстраивает межличностные отношения. Социальные роли задают тип ролевых отношений, посему и считаются безличными. Однако, способ исполнения определенной социальной роли каждым участником отношений, проявление речевых и поведенческих привычек и других индивидуальных свойств, придает отношениям личностную окраску. Это влечет за собой определение диапазона возможностей каждой личности, которые неизбежно влияют на развитие и направление диалога.
Выход юриста за рамки своей социальной роли, исполнение действий и функций, которые не соответствуют текущей ситуации, негативным образом сказывается на развитии диалога, так как нарушается ролевое ожидание оппонентов. Это влечет собой ухудшение межличностных отношений, обоюдное недопонимание и ведет к рождению конфликта.
Помимо этого, стоит учитывать, что на развитие межличностных отношений между личностями, исполняющие свои социальные роли, в значительной мере оказывает влияние индивидуальный стиль выполнения поставленных задач каждого участника и их социальный статус.
Социальный статус – это положение индивидуума или социальной группы в обществе или социальной подсистеме общества.
Он определяется множеством факторов: должность, стаж, опыт, авторитет среди коллег, награды и премии и прочее. Социальный статус человека в значительной мере влияет на развитие межличностных отношений с профессионально значимыми контактами. Пренебрежительное отношение к статусу человека, как правило, сопровождается крайне негативной реакцией, а дальнейший диалог зачастую перерастает в открытый конфликт.
Анализируя развитие межличностных отношений с профессионально значимыми контактами, нельзя не упомянуть, что профессия юриста с накоплением опыта приносит специалисту ряд социальных установок, одна из которых выражается в виде доминирования над собеседником. Такого рода установка формируется и в других профессиях, специалисты которых проявляют высокую квалифицированность в своей области и имеют высокий социальный статус. Нередко это сопровождается завышенной самооценкой.
Взаимодействие оппонентов с равновысоким уровнем личностно значимой доминантности является непродуктивным, так как фундамент отношений таких личностей зарождается в прямом конфликте, к которому склонны личности с завышенным уровнем своей самооценки, что влечет явную нестабильность в дальнейшем диалоге. Особенно ярко это проявляется при воздействии на представления человека о самом себе, то есть осознании самого себя. В профессии юриста крайне важно иметь навык анализа оппонента и умение прогнозировать дальнейшие его действия. Это позволит избежать конфликтных ситуаций и не нивелировать воздействие социального статуса при ролевом общении.
В психологии часто рассматривается понятие симуляции несогласия – ситуации, в которой оппоненты предпочитают отодвинуть свои потребности на второй план и нарочно отказываться от разумного решения, руководствуясь взаимной неприязнью. Формируется она, как правило, во время борьбы за власть, определение лидера, которая ведется различными способами коммуникации: поза, стиль речи, жестикуляция. В таких случаях важно не переходить грань, иначе диалог из конструктивного разбора вопросов перешел к непродуктивной критике друг друга.
Практика показывает, что такое поведение не приносит должных результатов, поэтому оптимальным путем развития диалога будет не стремление всячески навязать доминирование и всеми доступными методами навязать собеседнику свое мнение, а более корректное поведение в сдержанной форме при сохранении статусов обоих партнеров.
В данной ситуации, важным шагом является демонстрация желания услышать и принять к сведению доводы оппонента, а также донести до собеседника, что верное решение не является лишь точкой зрения юриста, а продиктовано буквой закона.
Основные составляющие процесса общения
Социальная психология предполагает разделение процесса общения на три на следующие части:
Именно коммуникативная часть общения способствует информационному обмену всех участников беседы. Он осуществляется как вербальными средствами коммуникации (устная и письменная разновидности языка), так и невербальными (мимика, жесты и прочие сигналы).
К вербальным средствам коммуникации относят важнейший инструмент общения – речь. Богатейшая фонетика, лексика и синтаксис позволяют максимально точно донести информацию до оппонента, сохраняя все черты индивидуальности отдельного человека. Помимо передачи информации, выполняет роль сохранения языка как такового.
Общение людей между собой непременно прибегает к использованию всех инструментов коммуникации – языка, мышления и речи. Первый является объективным явлением, указывающий на историю человечества, выполняя функцию накопителя опыта поколений, а также эффективного средства развития общества.
Речь – это процесс использования языка в общении между индивидами, которая явно указывает социально-психологические особенности каждого.
Каждый раз, когда человек прибегает к речи, он закладывает в нее определенный мотив, посыл. Мотив есть в любом высказывании, он наполняет все смыслом и позволяет понять собеседнику мысли и причины поведения говорящего. Спросив самого себя: «Почему он это сказал?», зачастую можно открыть истинные цели собеседника. Так или иначе, настоящие мотивы поведения человека скрыть практически невозможно, даже если очень постараться, так как они неизбежно проявятся в речи. Она используется в качестве инструмента общения в ряде процессов:
В психологии принято классифицировать речь на внутреннюю и внешнюю. Первая представляет из себя внутренние монологи, проговаривание высказывания или его частей «про себя». Это довольно сложный процесс, ведь его задача – сформировать полноценное и законченное речевое высказывание. По сути своей, внутренняя речь – это своего рода прослойка между начальными мыслями и конечной и развернутой речью. Помимо этого, такой тип речи имеет характер речи «для себя», тогда как внешняя речь предназначена «для других». Вторая же имеет устную и письменную форму.
Советский психолог А.Р. Лурия в своих работах утверждал, что аффективная речь является простейшей формой устной речи. Она состоит из отдельных и, как правило, несвязных между собой, фрагментов, восклицаний и штампов, по которым можно в определенной степени судить о психическом состоянии говорящего, уровне испытываемой тревоги, отношению к разговору и враждебного отношения к оппоненту. Такой эффект вызывает сильное эмоциональное потрясение, которое лишает возможности четко формулировать свои мысли, мотивы. Нередко встречаются и примеры симулятивного характера, в которых свидетель умеренно пытается ввести в заблуждение суд и следствие, пытаясь получить иную, более щадящую меру наказания.
Профессия юриста тесно переплетается с наиболее распространенным видом речи – диалогическим. Он представляет из себя общение двух сторон, направленное на выяснение отношений каждой к различным явлениям, происшествиям, личностям и т.д.
Среди прочих выделяется особый вид устной речи – монолог. Он представляет из себя полное и законченное изложение мыслей, мотивов, умозаключений, взглядов и знаний индивидуума. Такая речь готовится заранее, имеет четкую структуру и план изложения, сопровождается жестикуляцией, мимикой и прочими невербальными сигналами. Однако, по сравнению с диалогической речью, подобные выражения носят более сдержанный характер. В частности, это касается различного рода докладов, выступлений в суде или лекций. Подобного рода монологическую речь некоторые называют эпичной. Ее применяют во время судебных прений и зачитывании речей участниками судебного процесса.
Кроме эпической в юридической деятельности широко распространена еще и драматизирующая речь. Она носит более живой и эмоциональный характер, применяется активная жестикуляция и мимика. Зачастую подобная речь имеет более скудную подготовку. Применяется во время допроса свидетеля, чтобы сразу настроить его на правильный лад. После окончания речи ему задается вопрос, тем самым беседа переводится в диалог.
Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.
Профессия юриста требует высокого знания письменной речи, так как ее роль данном деле исключительно велика. Именно с ее помощью заполняются документы для судебных разбирательств, а именно: криминальных, уголовных и гражданских процессов, утверждение договорных взаимоотношений и т.д. Каждый документ имеет четкую регламентацию. Для его соблюдения был придуман протокольный язык. Он включает в себя не только сборку специальных терминов и понятий, но и определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов, их обязательные реквизиты. К такому стилю предъявляются особые требования: использование только тех терминов, трактовка которых однозначна; употребление максимально коротких и сжатых формулировок; краткое изложение материала.
Юристы часто пользуются различными речевыми формами, им постоянно приходится особенности речевого аппарата других лиц. Чужая речь – это огромный источник информации, в котором можно найти доказательства для своего дела. Для обретения силы таких показаний, свидетель должен давать их в зале суда при протекании особых судебных процессов.
Речь также может служить идентификацией личности. Во время беседы с юристом, речь участников общения стилистически не организована и носит избыточную информацию. По форме она близка к разговорной речи, однако нередко подходит и к литературной.
Состояние эмоциональной напряженности человека, которого вызвали в зал судебного разбирательства, в значительной степени сказывается на качество и полноту его речи. Фразы остаются неоконченными, окончания слов съедаются, речь становится экспрессивной. Появляются различные слова-паразиты, большие паузы между словами, поправки и перестановки слов в предложении. Появляется формально-структурное нарушение фразы, переживание усугубляется, а количество глубоких вздохов и запинок еще больше растет.
Проведя анализ речи такого человека, можно прийти к выводу, что с ростом количества пауз для поиска подходящего слова уменьшается средняя длина отрезка речи, которую говорящий произнес без паузы нерешительности. Также растет показатель индекса нерешительности – отношение общего времени, затраченного на паузы для поиска слов, ко времени уверенной речи. Снижается использование словарного словаря. Растет использование слов «всегда», «ничего», «никогда», «все» и т.д., которые дают исключительно позитивный или категорически отрицательный характер предложению. Иначе расставляются ударения и увеличивается использование усиливающих частиц. Такие приемы называются в науке сверхподчеркнутой актуализацией.
Также подмечено, что допрашиваемое лицо на подсознательном уровне старается использовать в своем ответе те же слова, что слышал в вопросе от следователя, судьи, адвоката или прокурора. Это неизбежно ведет к искажению смысла речи допрашиваемого. Например, использование слова «хулиган» или словосочетания «хулиганские действия» несут под собой совершенно точные, определенные действия, за которые несется уголовно-административная наказуемость. Свидетель же такого смысла в свой ответ может не вкладывать, однако использование вышеупомянутых слов исказит его ответ. Чтобы этого избежать, стоит задавать свидетелю нейтральные вопросы, лишенные какого-либо значимого смысла в правовом поле выражений, которые могли бы повлиять на его речь.
Подобным образом на свидетеля влияет и ход мыслей следователя. Допрашиваемый на подсознательном уровне старается следовать ходу мысли спрашивающего, вследствие чего смысл также искажается. Данное явление называется вербальной ригидностью. Чтобы этого избежать, следует задавать уточняющие вопросы, ведущие к сути предыдущего вопроса, однако сказанные иными речевыми оборотами, применением перифраз.
Описанные явления играют важную роль в кристальности проведения судебного процесса. Именно поэтому крайне важно, чтобы любые коммуникативные барьеры были сведены к минимуму, так как помимо выше описанных причин, участники диалога могут иметь разное образование, взгляды, субъективное отношение к обсуждаемому.
Во время допроса, следует учитывать еще и то, что свидетель либо обвиняемый в своих ответах передает не только свои мысли, а еще и эмоциональное отношение к предмету разговора. Услышать это можно в его интонациях, выделенных ударениях на ключевых словах, прерывании речи паузами неловкости, проявление слезливости и т.д. При этом замечается изменение голоса отвечающего – усиление основного тона и интенсивность речевого сигнала, учащение пульса, сбитое произношение и другое.
Повышенная эмоциональная нагрузка на свидетеля также заставляет его зачастую отвечать, не дослушав вопрос до конца. Из-за стресса отвечающий не полностью вникает в суть вопроса, в его глубинный смысл, не способен провести анализ. У него нарушается процесс смысловой обработки речи спрашивающего. Возбудимые личности, как правило, лучше усваивают начало вопроса, а тормозимые – конец.
Следователь может получить до 40% информации из одной только интонации голоса. Для этого достаточно внимательно слушать допрашиваемого. Голос укажет, как человек относится к тому или иному факту, какие у него черты характера и волевые качества, в чем он нуждается и какие у него интересы. По нему можно понять самочувствие, услышать переживания и изучить темперамент. Некоторые ученые считают, что определенный тембр и тон голоса в разных ситуациях совершенно точно показывает информацию о человеке, куда больше остальных приемов риторики.
Делая более глубокий разбор судопроизводства, можно отметить, что диалог следователя и свидетеля ведется с различными разговорными оттенками, он наполнен лексическими окрасками, яркими эмоциями и множеством прочих невербальных сигналов. Свидетель делает живое речевое высказывание с многозначительным содержанием, однако в протокол идет сухая запись следователя о ведении диалога и его итоге. В полной мере передать все чувства и эмоции на сухом протокольном языке невозможно, отчего и появляются некоторые несостыковки в будущем. Данную проблему можно решить путем установки видео- и аудиозаписи судового процесса.
Анализируя высказывание свидетеля, можно определить его воспитание, уровень развития, тип мышления, психологическое состояние, черты характера, психические отклонения и т.д. Все это является индивидуально-психологическими особенностями человека, которые становятся понятными, исходя из характеристик речи отвечающего: скорость, ее разнообразие – штампованность, неологизмы, нарушения речевого потока и т.д.
Особое внимание стоит обратить на нарушение речи, которыми являются:
Средства невербальной коммуникации
Речь существенно дополняют следующие сигналы: мимика, жестикуляция, позы, различные варианты пространственного положения, темп речи, плач, смех, качество голоса, его диапазон и тональность, покашливание и т.д. Все это не только дополняет речь, но и часто замещает отдельные слова или фразы. Это не нарушает структуру повествования, напротив, позволяет быстрее вникнуть в смысл и вести более продуктивный диалог.
Группа ученых, среди которых и Алан Пиз – австралийский специалист по технологии общения, считают, что невербальными средствами человек передает более 55% информации. Это настолько существенно, что при рассогласовании невербальных и вербальных сигналов, слушающие делают выводы, основываясь на невербальных сигналах, предполагая неверность сказанного.
Среди всех невербальных сигналов, особое место занимает визуальный контакт собеседников. Именно контакт глаз помогает существенно дополнить вербальную коммуникацию и раскрыть каждому участнику свое «Я». Учеными выяснено, что с помощью глаз собеседник пытается привлечь внимание оппонента, демонстрируя заинтересованность в нем. С помощью взгляда можно выразить недовольство, удовлетворение, заинтересованность и тоску, начало и конец разговора, эмоциональное состояние говорящего. Выяснено, что при высоком уровне заинтересованности в группе, слушатели встречаются взглядом с говорящим не менее 60% времени всего разговора.
Это работает и в обратную сторону – если визуального контакта с аудиторией нет, то речь явно звучит скучно, слушатели ее не воспринимают и не понимают, они стремятся как можно скорее завершить встречу.
При помощи взгляда, можно оказывать весомое влияние на ход диалога. Ученый Алан Пиз утверждает, что для этого необходимо нанести на лоб собеседника условный треугольник. Направив взгляд на него, можно эффективно вести беседу и ставить выгодные условия. Основное условие — не опускать свой взгляд ниже глаз оппонента. Тогда тон беседы будет строго деловым и серьезным, а результат будет максимально соответствовать ожиданиям.
Подмечено, что при благоприятной атмосфере – удачном настрое и взаимопонимании сторон, возникает высокая частота визуальных контактов, которые сопровождаются положительными эмоциями. Собеседники держат такой контакт до 10 секунд. Это обусловлено социальным статусом, должностными, возрастными и половыми различиями и т.д.
Важными составляющими любой речи являются жесты. Без жестикуляции она выглядит весьма унылой и скучной, крайне сухой и неинтересной. Жестикуляция необходима в любом виде общения. Она эффективно заменяет собой по смыслу слова или даже фразы. Жесты, не несущие коммуникативной функции, вызывают большую эмоциональную активность. Такие жесты называются жестами-самоадаптерами. По ним можно судить о психологическом состоянии индивидуума: непроизвольное сжимание пальцев, манипуляции с различными предметами – шляпой, сигаретой, игровыми костями и т.д. В некоторых случаях, жестикуляция действует на подсознательном уровне. Это помогает при ведении допроса, так как показывает скрытые подробности и дает новые улики. Также неречевые средства общения могут выполнять роль индикаторов лжи допрашиваемого.
Не менее важную роль в невербальном общении людей играют позы участников разговора – как они сидят, стоят, идут, смотрят во время разговора), их положение в пространстве (проксемика) относительно друг друга. Например, небольшой наклон корпуса во время диалога в сторону собеседника, легкие кивки головой свидетельствуют о внимании, заинтересованности в поддержании разговора, располагают к беседе. В данной ситуации собеседник сигнализирует о своей вовлеченности в разговор. Диаметрально противоположный вывод можно сделать про человека, который сидит сжатым и молчаливым напротив раскрытого собеседника, который небрежно распластался за столом, демонстрируя этим свой социальный статус, пренебрежение собеседником, свое доминирование над оппонентом, низкую культуру поведения.
Для продуктивного диалога следует вести себя естественно, непринуждённо, без манерностей, позерства и самолюбования. Здесь работает правило «относись к другим так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе».
Если говорить об положении собеседников в пространстве во время делового общение при официальных обстоятельствах, следует отметить, что необходимо соблюдать золотую середину. Чрезмерная близость и отдаленность негативно сказывается на атмосфере беседы, создается дискомфорт и напряжение. Считается, что оптимальное расстояние между собеседниками формирует установление психологического контакта, взаимное доверие и понимание. На подсознательном уровне образуются условные рамки, которые каждый участник беседы должен соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации, отношений сторон, социального статуса партнеров и т.п. (рисунок 1).
Рисунок 1. Различные варианты пространственного положения партнеров во время диалога (рисунок X. Бидструпа).
Считается, что интимную зону общения составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно до 45 см. В это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие (рисунок 1, а).
Личную, или персональную, зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения в официальной или неофициальной обстановке со знакомыми людьми (рисунок 1, б).
Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона общения радиусом от 120 до 400 см. Чаще всего она соблюдается при общении с людьми, которых мы мало знаем, во время деловой встречи, в подчеркнуто официальной обстановке, при приеме посетителей (рисунок 1, в).
Итак, какова бы не была цель общения, существуют рекомендации, как правильно слушать, пригодные в том числе и для юристов, какое бы служебное положение они ни занимали. Эти рекомендации предельно просты:
Перцептивная сторона общения. В процессе общения между его участниками происходит активное взаимное восприятие. Как пишет Г. М. Андреева, восприятие другого человека «означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков».
В процессе межличностного восприятия всегда присутствуют представления не только о другом человеке, но и о самом себе, которые, взаимно обогащаясь, помогают взглянуть на собеседника, на самого себя как бы сквозь призму тех образов, которые возникают в постоянном взаимодействии с различными людьми. Соотнеся себя со своим партнером по общению, начинаешь лучше понимать его мотивы, поступки, более адекватно в эмоциональном отношении реагировать на них. Уподобление себя другому в процессе общения является одним из самых простых способов понимания другого человека. С этой точки зрения важную роль в установлении психологического контакта играют такие явления, как эмпатия и рефлексия.
Эмпатия в отличие от рационального понимания поведения человека предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что он переживает, сочувственное отношение к нему. Г. М. Андреева называет эмпатию аффективным «пониманием», поскольку партнер по общению не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».
Рефлексия — это процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению; своего рода размышление, связанное с анализом собственных рассуждений и выводов, примерно такого типа: «Я думаю, что он думает, будто я думаю. и т.д.»
Таким образом, содержательной стороной рефлексии в данной ситуации является процесс мышления, охватывающий не только ход собственных мыслей, но и ход мыслей, представлений своего партнера по общению относительно друг друга.
Нельзя не обратить внимания на одну интересную особенность процесса такого общения. При всей очевидности того, что в диалоге участвуют два лица, в него незримо вовлекаются как минимум шесть «участников» (рисунок 2). Во-первых, это субъект Л, каков он есть на самом деле. Во-вторых, субъект Л’, каким Л сам себя представляет. И наконец, в-третьих, субъект Л», каким его воспринимает партнер по общению. Аналогичное положение справедливо и по отношению ко второму участнику диалога — субъекту Б.
Идеальным представляется случай, когда все три «участника» с каждой стороны предстают в одном лице: Л или Б. Но так бывает редко, особенно если партнеры мало знакомы или поддерживают только формальные отношения. Обычно образы партнеров расходятся, и тогда возникает диспропорция между «Я-образом» в сознании субъекта и его образом в сознании партнера, не говоря уже о значительных расхождениях этих образов с реальными «Я» каждого из участников диалога.
Рисунок 2. Взаимоотношения участников диалога в различных ситуациях общения; а – рефлективное взаимопонимание отсутствует; б — рефлективное взаимопонимание имеет место быть.
В похожих ситуациях, когда один из оппонентов общения обращается к другому как А’ к Б’, а второй собеседник относится к первому как Б’ к А’, то очень маленький процент, что между собеседниками возникнут доверительные отношения (рисунок 2, а). Является очевидным, что для успешного диалога стоит строить общение по принципу, когда А обращается к Б или же Л’ к Б’ (рисунок 2, б).
Если юрист не до оценивает схему, описанную выше, при общение с собеседником, то эти три участника диалога можно рассмотреть как один из барьеров и быть причиной раздора в общение, что порождает неприязнь друг к другу. Исходя из этого дальнейшее сотрудничество невозможно. Особенно большой проблемой может послужить «Я-образ» одного из собеседников (А’), который расходится с образом (Л») в восприятие оппонента.
Психологическая установка может оказать неправильный образ оппонента по общению. Роль установки значительна при формировании таких явлений, как гало-эффект, привычка, шаблон и подобные.
Гало эффект или эффект ореола – способность навешивать на человека ярлыки, от которых в дальнейшем очень сложно избавиться.
Стоит отметить, что на самом деле качеств, которые приписывают оппоненту, он не имеет, это субъективное восприятие. Из-за этого создается неправдивый, искажённый образ человека, который выполняет роль «ореола». Он мешает видеть реальные черты характера человека. Особенно негативно действует эффект при первичном знакомстве с человеком, о котором бытует негативное мнение, создающее барьер, мешающий установке психологического взаимопонимания.
Социальная психология рассматривает первое впечатление о человеке как сложный психологический феномен. А. А. Бодалев определил, что явление включает в себя различные компоненты: логический, эмоциональный и чувственный. Существует два фактора, которые отвечают за формирование первого впечатления о человеке: внешность и поведение, ситуация, социальный фон, который отвечает за восприятие субъекта общения, личностные качества оппонента, отношение к сферам жизни. Эффект новизны имеет тесную связь с первичным впечатлением. Данный эффект состоит в том, что человек запоминает и считает значительным то, что было сказано последним.
При первичном, поверхностном знакомстве создается искаженное представление о партнере из-за влияния характеристик, которое создало общество и привязало к определенной профессии, принадлежности к социальным группам населения, которые имеют больше условный, нежели конкретный характер. В общение людей они попадают через литературу, средства массовой информации, интернет. Зачастую именно они активно порождают коммуникативные барьеры, которые препятствуют созданию доверительных отношений между сторонами. Юристы – делегаты различных служб, не являются исключением.
Интерактивная часть коммуникации. Как было сказано ранее, во время общения имеет место быть не только обмен сухой информацией и восприятие сторонами друг друга, но и взаимодействие собеседников, «имеется в виду обмен действиями» на устном либо не устном уровне. В реальной жизни процесс указанного взаимодействия можно увидеть, если использовать трансакционный анализ, который позволяет рассмотреть поведение оппонентов общения с позиции, которые варьируются исходя из различных сфер общения. В этот момент собеседники прибегают к разным стилям и вариациям обращения друг к другу.
Трансакция – это ячейка общения. В соответствие с теорией трансакционного анализа, которую предложил американский ученый Э. Берн. Исследователь определил, что все люди во время общения, независимо от возраста занимает одну из предложенных трех ролей в общение: «Родитель» (Рд), «Взрослый» (В), «Ребенок» (Рб) (рисунок 3). Эти позиции субъект занимает попеременно, именно эти состояния приписывают оппоненту стратегии, стиль, правила поведения. Э. Берн указывает: « Каждый из нас носит в себе роль «Родителя», также в каждом есть «Взрослый», но и все таят в себе «Ребенка». Во время общения, зависимо от ситуации люди прибегают изначально к одной роли, а после к другой и третье. Данное действие проходит по кругу несколько раз, зависимо от продолжительности общения».
Состояние «Родителя» обладает в себе чертами доминанта по отношению к другим ролям собеседника, по большей мере «Ребенка» и имеет требование к нему в повелительном глаголе «Надо!». Позиция «Ребенка» также подчиняет к себе другие роли, но выражает свое желание глаголом «Хочу!». Взрослый же выражает свою позицию глаголом «Могу!», который совмещает с «Хочу!» и «Надо!».
В ходе коммуникативного взаимодействия уманивает за собой ответную реакцию на поведение оппонентов. В случае, когда векторы трансакций, которые обозначают форму общения оппонентов, не пересекаются и не находят одна на вторую, то конфликта и недопонимания не будет (рисунок 3, а). Данная ситуация возможна, если обе стороны в общение заняли позицию «Взрослого». Когда один из участников диалога занимает роль «Родителя» и обращается собеседнику как к «Ребенку» и первый не принимает этого и со своей позиции «Взрослого» или «Родителя», то конфликта не миновать.
Рисунок 3. Позиция сторон при общение (коммуникативная взаимосвязь); а – ситуация, в которой не присутствует конфликт; б — в ситуации с конфликтом стороны непременно столкнутся и это будет означать начало диалога по схеме конфликта (рисунок 3, б).
Примером может служить элементы диалога следователя с подсудимым. В первом случае в бесконфликтной ситуации общения (рисунок 3, а) следователь (й) обращается к свидетелю (В):
Когда ситуация общения без конфликта, как в первом случае (рисунок 3, а) следователь обращается к допрашиваемому (В):
Допрашиваемый (В): — Я думала, еще не было десяти… и похожее.
В случае, когда общение предполагает конфликт (рисунок 3, б), следователь хочет разоблачить опрашиваемого подсудимого во лжи:
В случае, когда общение предполагает конфликт (рисунок 3, б), следователь (Рд) хочет разоблачить опрашиваемого подсудимого (Рб) во лжи:
— Вы мне лжете! Не оправдывайтесь! Зачем Вы это делаете?!
Свидетель (В): — Прекратите меня упрекать! Я ничего не скрываю! Если Вы мне не верите, что я могу делать? Мне не о чем с Вами говорить!
Во втором случае у следователя не было аргументов, которые могли бы разоблачить подсудимого во лжи. Дальнейшее развитие диалога не предполагает понимания или сотрудничества, потому что он изначально имеет в себе семя конфликта.
Психологические и правовые сферы устного общения (манера речи или высказывания) работников правовых отношения играет большую роль в расследование. Речь привычное средство для обмена информации и способа взаимодействия также может нести негатив и раздор в диалог. Важно отметить, что существует вербальное правонарушение, которые попадают под статьи УК.
Множество экспериментов и исследований показали, что манера речи является сложной сферой в области психолингвистики. Которую нужно изучать в комплекте с социокультурной, психоаналитической, прагматической среде.
Нюансы вербального действия юриста
Речевое поведение адвоката напрямую зависит от характера, воспитания, образования, статуса и опыта. Профессионал своего дела должен иметь понятие о правилах этикета общения, который позволяет вызвать доверие и установить психологический контакт с человеком, который требует юридической помощи. Не стоит недооценивать эти правила, ведь они насколько значительны, что малейшее отступление является барьером при развитии взаимопонимания, поскольку выполняют решающую функцию для установки контакта.
Начало общения – лучшее время для использования всех знаний про речевой этикет, независимо от ситуации: личное общение, по телефону или письмами. На начальном этапе активно используют тематические категории этикета общения, именно они способствуют созданию позитивного психологического климата, а в дальнейшем положительное общение сторон. Что же такое тематические категории этикета? Этими группами являются смысловые конструкции диалога, которые выполняют расстановку ролей в общение.
С их помощью, а также ситуаций общения и социального положения в обществе можно выразить позитив от встречи. Обоюдное желание обговорить все интересующие вопросы. Это азы вежливости не имеют в себе обстоятельной информации, но выполняют функцию установки психологического доверия.
О общей культуре и воспитанности, а также навыками общения юриста свидетельствует умение владеть этикетом речи. Это может показаться бесполезной тратой времени, ведь привычная для нас форма общения и обмен информации здесь не уместен. Это легко объяснить тем, что обычная информация по типу «Я Вас слышу», «Мы из одного общества», «Примите мои поздравления» и тому подобное, не позволяют психологически и профессионально расположить оппонента к Вам. Другое дело – это обсуждение науки, политики, культуры или похожих тем.
Общество предвзято и требовательно относится к речи юристов и игнорирование этих претензий пагубно влияет на его авторитет и доверие к нему.
Речь юриста должна обладать:
Умение говорить очень важно для профессиональной деятельности, но большую роль отыгрывает способность слышать себя со стороны оппонента и объективно судить о своей убедительности, логичности, степени образования. Хорошим способом научиться оценить свои качества поможет наблюдение за реакцией аудитории и оппонентов.