в чем состоит сущность метода учебных проектов

Сущность метода проектов

В данной разработке рассмотрены: преимущества метода проектов; организация проектной деятельности; методы творчества, применяемые при проектировании; алгоритм формирования проектной деятельности; типология проектов и этапы проведения проектов.

Просмотр содержимого документа
«Сущность метода проектов»

1 В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не только передавать знания ученикам, сколько учить их приобретать эти знания самостоятельно и уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения задач. Это возможно если использовать проектное обучение. Еще в 20 – 30-х годах прошлого века в российских школах использовался метод проектов. Он получил широкий резонанс после публикации брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 год). В основе системы находятся идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых. Основатели системы выдвинули лозунг «Все из жизни, все для жизни», поэтому проектный метод предполагал использование окружающей жизни для процесса познания.

В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Любой проект имеет прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, уметь прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют за определенный отрезок времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает использование разнообразных методов, средств обучения, необходимость интегрирования знаний, умений применять свои знания. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов.

При работе над проектом у школьников формируются коммуникативная, информационная компетентности, а также компетентность решения проблем.

Преимущества метода проектов

Метод проектов – это набор техник и приемов, позволяющий создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках презентации (устной или письменной).

Метод проектов имеет преимущества:

Возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой;

Успешно вписывается в учебный процесс;

Обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и развивает самостоятельность детей, доброжелательное отношение к сверстникам и учителю;

Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

Позволяет ученику овладеть различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует учение учащихся, потому что оно:

Использует множество дидактических подходов;

Позволяет учиться на собственном опыте;

Приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение умственных и практических действий. Формируются следующие компетенции:

Умение выявлять проблему;

Умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и учителем, требования к представлению выполненной работы;

Умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;

Умение планировать действия;

Умение выполнять алгоритм проектирования;

Умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

Умение обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования;

Умение выражать замыслы с помощью рисунков, схем, макетов;

Умение находить необходимую информацию самостоятельно;

Умение оценивать результаты своего труда;

Умение оценивать проекты, выполненные другими;

Умение понимать критерии оценивания проектов;

Умение защищать свой проект.

Организация проектной деятельности

Использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом и т.п. На всех этапах проекта педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации. Учитель должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

Мотивирует. Высокий уровень мотивации – залог успешной работы над проектом.

Фасилитирует. Облегчает взаимодействия внутри группы;

Наблюдает. Наблюдения позволяют учителю продуктивно работать во время консультации и лягут в основу оценивания уровня сформированности компетентностей учащихся.

Роль учащихся в проектной деятельности также меняется. Школьник выступает активным участником проекта и на всех его этапах он:

Выбирает. Принятие решения является фактором мотивации и формирует чувство ответственности за данное решение.

Выстраивает систему взаимоотношений.

Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить адекватно оценивать себя и других, необходимо дать возможность поразмышлять над тем, что удалось и что не удалось. Анализ причин неудач, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет школьнику сформировать самооценку.

Методы творчества, применяемые при проектировании

Творческие методы проектирования:

Аналогия – метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу.

Ассоциация – метод формирования идеи. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность – одни из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.

Неология – метод использования чужих идей. В процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать?

Эвристическое комбинирование – метод перестановки. С его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно.

Антропотехника – метод, предполагающий привязку свойств объекта к его физическим возможностям.

Методы, дающие новые парадоксальные решения:

Инверсия – метод проектирования от противного, который основан на развитии гибкости мышления и позволяет получить новые решения.

Мозговая атака (мозговой штурм) – коллективное генерирование идей в сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Коллектив должен быть небольшой. Каждый участник по очереди выдает идеи. Всякая критика запрещена. Затем идеи анализируются.

Методы, связанные с пересмотром постановки задачи:

Наводящая задача-аналог. Этот метод основан на поиске чужих идей, анализе их достоинств и недостатков.

Изменение формулировки задачи расширяет границы поиска решения. Применение этого метода развивает мобильность мышления учащегося.

Алгоритм формирования проектной деятельности

В процессе выполнения учебного проекта возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности и приобретается уникальный личный опыт самостоятельного учения. Продвижение по маршруту познавательной деятельности происходит в результате проведения рефлексии на всех этапах проекта. Эффективность продвижения зависит от степени сформированности умений проектной деятельности. Формируются предметные, надпредметные (общеучебные) и специальные (проектные) умения. Подчас одно и то же умение может относиться в какой-то период к предметным, затем к общеучебным, и даже к специальным. Например, умение делать устное сообщение формируется первоначально как предметное умение на уроках чтения, затем закрепляется и развивается на других предметах, то есть становится общеучебным, а затем при использовании на этапе презентации в учебном проекте – специальным. Таким образом, характеризуется степень универсальности умения при использовании учащимся.

Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности. На этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе вычленения проблемы – элементы проблематизации. При формулировании цели проекта необходимо владеть умениями целеполагания, при планировании деятельности в рамках проекта – умениями составлять план.

Проектные умения дифференцируют по уровням сложности: базовый уровень, продвинутый уровень, высший уровень.

Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. В проектном обучении могут быть дифференцированно поставлены высокие цели, цели продвинутого уровня, базовые цели.

Источник

Особенности учебных проектов Сущность учебных проектов

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Особенности учебных проектов

Сущность учебных проектов

Говоря об особенностях учебного проекта, необходимо отметить их сущность.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

Выбор тематики учебных проектов

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.

1. Тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ.

2. Инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся.

3. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Главная идея метода проектов

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Организация проектной деятельности

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

В мотивационно-потребностной сфере формируется группа учебно-познавательных мотивов, которые заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения. Это познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса, с другой.

Существенный прогресс наблюдается и в волевой сфере младшего школьника. Так на протяжении младшего школьного возраста идет развитие настойчивости, у детей формируется стремление доводить начатое дело до конца, длительно преследовать цель, продолжать деятельность при нежелании ею заниматься.

В процессе учебной деятельности идет развитие самостоятельности младшего школьника. Самостоятельность – это умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения поставленной цели, действовать на основе собственных взглядов и убеждений.

Но, конечно, наиболее важные предпосылки складываются в интеллектуальной сфере младшего школьника. Наблюдательность, т.е. способность замечать предметы и явления и обращать на них внимание, распознавать их качества воспитываются с раннего детства и создают основу для дальнейшего умственного развития ребенка. В наблюдательности как совокупности личностных качеств и способностей человека выделяют несколько наиболее важных черт: инициативность, любознательность, сообразительность, настойчивость и повышенную чувствительность к воздействиям внешнего мира, т.е. к новизне. Инициативность – это, прежде всего, активность в выдвижении все новых и новых вопросов и поиске ответов на них. Любознательность поддерживает стойкий интерес к наблюдению, а сообразительность и чувствительность к новому определяют быстроту и точность ориентировки и решения возникающих задач.

Итак, рассмотрев особенности учебных проектов младших школьников, выделим следующее:

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.

Например, можно задать ученикам такие вопросы:

Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?

Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?

Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся.

Источник

Проектный метод обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность проектного метода обучения

Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.

Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, организованную в виду индивидуальной, парной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Самостоятельная деятельность учащихся направлена на поиск и усвоение учебной информации. Метод проектов органично сочетается с методом сотрудничества в обучении.

Проектный метод обучения предполагает осуществление работы не только над осознанием какой-то проблемы, но и над процессом ее раскрытия. От учащегося требуется спланировать действия работы над решением проблемы, сформулировать гипотезу и замысел решения, четко распределить роли, если работа осуществляется в группе, описать задание для каждого члена и условия взаимодействия.

Использование проектного метода обучения осуществляется тогда, когда в образовательном процессе возникает творческая или исследовательская задача, решение которой требует от учащихся использования интегрированных знаний в различных областях, а также применения исследовательских методик. Особенность проектного метода обучения заключается в том, что существенным вопросом является теоретическая, практическая и познавательная значимость полученных результатов.

Проектный метод обучения предусматривает разработку проекта, который заранее тщательно планируется педагогом и обсуждается с учащимися. Процесс внедрения проекта в образовательный процесс предполагает подробное структурирование содержательной части, с выделением и указанием получения предполагаемых результатов на каждом этапе. Кроме того, педагог заранее обозначает, чем могут пользоваться учащиеся в процессе работы над проектом (ПК, Интернет и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности.

Этапы организации проектного метода обучения

Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:

Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:

Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:

Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.

Требования к проектному методу обучения

Основные требования к использованию метода проектов:

Эффективность организации проекта во многом зависит от его типа. Различают несколько типов проектов, в зависимости от:

Доминирующей в проекте деятельности:

Характера координации проекта:

Характера контактов (между учащимися одного класса, школа, города и т.д.).

Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 28 02 2021

Источник

Сущность метода проектов

в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть фото в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть картинку в чем состоит сущность метода учебных проектов. Картинка про в чем состоит сущность метода учебных проектов. Фото в чем состоит сущность метода учебных проектов в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть фото в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть картинку в чем состоит сущность метода учебных проектов. Картинка про в чем состоит сущность метода учебных проектов. Фото в чем состоит сущность метода учебных проектов в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть фото в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть картинку в чем состоит сущность метода учебных проектов. Картинка про в чем состоит сущность метода учебных проектов. Фото в чем состоит сущность метода учебных проектов в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть фото в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть картинку в чем состоит сущность метода учебных проектов. Картинка про в чем состоит сущность метода учебных проектов. Фото в чем состоит сущность метода учебных проектов

в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть фото в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть картинку в чем состоит сущность метода учебных проектов. Картинка про в чем состоит сущность метода учебных проектов. Фото в чем состоит сущность метода учебных проектов

в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть фото в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть картинку в чем состоит сущность метода учебных проектов. Картинка про в чем состоит сущность метода учебных проектов. Фото в чем состоит сущность метода учебных проектов

Введение

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата.

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно-ориентированной технологии обучения. Для того, чтобы учащиеся умели применять в практической деятельности и повседневной жизни полученные знания, необходимо соблюдать следующие условия:

1. наличие социально или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта;

2. ориентация деятельности школьника по выполнению проекта на получение результата, имеющего практическую или теоретическую значимость;

3. выбор темы проекта, структурирование его содержательной части;

4. поэтапное выполнение проекта;

5. осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной и деятельностной составляющих;

6. презентация хода и результатов выполнения учебного проекта.

Сущность метода проектов

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть фото в чем состоит сущность метода учебных проектов. Смотреть картинку в чем состоит сущность метода учебных проектов. Картинка про в чем состоит сущность метода учебных проектов. Фото в чем состоит сущность метода учебных проектов

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в виде таблицы (приложение 1).

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Целевые ориентации проектного мышления:

-стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;

-включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;

-самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

-развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;

-развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;

Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности:

— брать на себя ответственность;

— участвовать в совместном принятии решения;

— регулировать конфликты ненасильственным путем;

-оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;

— владеть устным и письменным общением;

Развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

1) Принцип гуманизма : в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.

2) Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению.

4) Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.

Виды проектов

При овладении учителем методом проектов, необходимо прежде всего понимание того, что проекты могут быть разными.

Типологические признаки проекта:

— Метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и др.

— Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)

Метод, доминирующий в проекте

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выборочной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)

Информационные проекты это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, теле конференция).

Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Непосредственный, то есть с открытой координацией. Учитель участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.

Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети).

Международные проекты с участием представителей различных стран. Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из-за того, что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. 11о в перспективе учителям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть готовыми к их реализации. То есть, уровень квалификации учителя не должен препятствовать осуществлению такого рода деятельности.

Число участников. По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.

Продолжительность проведения. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках):среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *