в чем состоит сущность философского понятия развития
Функции и концепции философии в понятии развитие и категория
Философия, являясь определенным видом духовной деятельности человека, пытается объяснить существование мира и человека в этом мире, их взаимозависимость и взаимосвязь, философия решает множество социальных задач и реализуется через несколько функций.
Разные философы озвучивают разные понятия функции философии, но все они являются всего лишь ее направлениями. Они помогают понять и реализовать цели, задачи и осуществить практическое применение философии.
Функциями философии являются: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, критическая, социальная и мыслительно-теоретическая. Также сюда можно причислить такие, как: воспитательно-гуманитарная, прогностическая, информационно-коммуникативная, идеологическая и другие.
Функции философии помогают человеку понять свое предназначение на земле и в космосе, дают ему ориентиры в жизни и учат мудрости.
Понятие развития в философии
В философии понятие развития трактовалась разными философами по-разному, но в целом практически все считали, что развитие — это поступательное движение, изменение либо материи, либо идеалов. Благодаря развитию, происходит качественное изменение чего-либо, возникает что-то новое (предмет или идея), что-то исчезает и соответственно меняется картина мира. Развитие всегда имеет поступательный, необратимый характер.
Используя понятие развития в философии, ученые объясняют появление жизни на земле, человека, животных, развития культуры и самой науки.
Понятие философской концепции
Каждый философ, пытаясь объяснить свое видение существования мира и человека, создавал свою философскую концепцию, то есть свое представление, свою идею, свою трактовку отношений мира и человека. Таким образом, каждый философ, вырабатывая свою концепцию, привносил что-то свое, отличное от других философов, в познание мира. Между тем есть философские концепции таких категорий как «время», «личность», «человек», «информация», «истина» и так далее. Но у каждого философа есть свои концепции «времени», «человека».
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
Так возникли философские концепции Демокрита, Зенона, Канта. Гегеля и других философов. Возникли, соответственно концепциям, и философские школы. Если говорить, например, о такой категории как «общество», то существует две основные концепции общества: идеалистическая и материалистическая.
Идеалистическое понятие философской концепции определяет, что главную ведущую роль в обществе играет духовное начало – Бог, Высший разум, некие Мировые силы и тому подобное. Материалистическая же концепция общества предполагает, что в основе всего сущего лежит материя и потому человек — лишь часть материи, а движущей силой человека являются его основные физиологические потребности, ради удовлетворения которых он и существует.
Философские понятия и категории
Все мы мыслим и передаем свои мысли словами. Слова имеют свои понятия. Определенный набор понятий носит название категорий. В каждой науке существуют свои специфические категории, отличные от общепринятых языковых, которые используются человеком в повседневной жизни.
Философские понятия и категории – это набор понятий о космосе, о мире, об обществе, о материи и об отношениях человека ко всему сущему. Принято считать, что существует всего три группы: всеобщие, специфические и специальные.
Первая группа объединяет философские категории бытия, то есть те, в которых идет речь о философских проблемах. Вторая группа относится к разделам философии: онтология, натурфилософия, гносеология, антропология и так далее. Третья группа объединила специальные философские дисциплины: логику, этику, эстетику.
Благодаря знанию философских категорий человек учится разносторонне мыслить, реально отражать в своем сознании действительность и учится «не смеяться, не плакать, а понимать» (Спиноза).
Смотреть на видео Философские понятия и категории
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
В чем состоит сущность философского понятия развития?
В чем состоит сущность закона отрицания отрицания?
А. количественные изменения при нарушении меры переходят в качественные в форме скачка
Б. каждая ступень, являющаяся результатом отрицания, является синтезом предыдущих ступеней, воспроизводя их на более высокой основе
В. направленные, необратимые качественные изменения от старого к новому, от простого к сложному
Г. единство, взаимодействие противоположных, взаимодействующих сторон, выступают источником развития
В чем состоит сущность философской категории явления?
104. В чем состоит содержание философской категории «сущности»?
В чем состоит сущность философской категории содержания?
В чем состоит сущность философской категории формы?
В чем состоит сущность философской категории причины?
В чем состоит сущность философской категории необходимости?
Кто рассматривал категории как «априорные формы рассудка»?
Кто стремился разработать универсальный метод для всех наук?
Чему, начиная с Гегеля, противопоставлена диалектика?
112. Умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям – это:
Кто является основоположником диалектического материализма?
Что, согласно Канту, познает человек, обращаясь к окружающему миру?
А. вещи, как они есть
Б. ноуменальную реальность
В. антиномии чистого разума
Г. вещи, как они явлены в опыте
Различие терминов «трансцендентальный» и «трансцендентный» состоит в том, что
А. уровень трансцендентального еще находится в соприкосновении с опытом
Б. уровень трансцендентального находится уже вне опыта
В. уровень трансцендентального дан человеку в воображении
Г. уровень трансцендентального выходит за границы мышления
Кант полагал, что пространство и время существуют
А. в рамках продуктивного воображения
В. в точке трансцендентальной апперцепции
Г. как формы чувственного восприятия
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Что же такое развитие?
Смоленская государственная медицинская академия
Кафедра философии
Диалектика как учение о развитии и познании
Учебно-методическое пособие по философии
для организации самостоятельной работы студентов,
аспирантов и соискателей
Смоленск, 2007
Пособие разработано для организации самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, сестринского дела и фармацевтического факультетов по изучению проблем развития в философии, а также аспирантов и соискателей при подготовке к экзамену «История и философия науки». Учебное пособие дополняет и углубляет лекционный и материал. Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, в нем представлены современные концепции и теории, показана роль развития в философии и медицине.
Рецензент: к. ф. н., доцент М. Г. Соколова
Проблема развития в философии
Цель.Раскрыть содержание понятия развития, показать значение проблемы развития в науке, философии, медицине. Дать определение диалектики, охарактеризовать ее исторические формы и модели развития в философии XIX – XX вв. Изучить основные законы и категории материалистической диалектики. Дать сравнительную характеристику материалистической диалектики и синергетики как теорий развития, выявить их методологическое значение. Рассмотреть универсальный эволюционизм как основу формирования современной научной картины мира.
План
Понятие развития. Модели развития в философии.
Законы диалектики как законы развития и познания.
Философские категории и их характеристика.
Синергетика как теория развития.
Универсальный эволюционизм и современная научная картина мира.
Понятие развития. Модели развития в философии.
Диалектика– наука о наиболее общих законах развития и взаимосвязи природы, общества и мышления. Критерием диалектики является выяснение сущности развития. Познание законов развития и взаимосвязи дает возможность человеку управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.
Что же такое развитие?
Развитие связано с понятием движения, оно включает реализацию возможностей изменения в имеющемся бытии при сохранении его как основы. Поэтому развитие тесно связано с понятием функционирования во времени. Характерными чертами развития в отличие от движения вообще являются:
1. Качественные изменения материальных и духовных систем в рамках целостности бытия, т.е. развитие связано с переходом на другой уровень, когда изменяются существенные характеристики, но целое продолжает существовать как определенность (например, развитие организма в рамках его целостности).
2. Необратимость характеризуется изменениями и возникновением новых качеств, ранее не существующих, т.е. существует возможность возникновения новых качеств, но сама система не исчезает (например, ступени развития личности – психолог Пиаже).
3. Развитие характеризуется определенной направленностью, т.е. в материальных и идеальных системах содержатся различные потенциальные возможности для самореализации, т.е. сохраняется структурная организация целого (например, человек развивает свои умственные способности, которые ведут к изменениям его поведения, взаимодействиями с людьми, его развития, профессионализма и морали).
Таким образом, указанные три признака и должны составлять исходное определение понятия развитие, т.е. критерии развития комплексной, означающей качественные изменения системы, направленные, необратимые. Исходя из данного определения, проблему развития следует рассматривать с вопросом сущности бытия, субстанции, с вопросами единства и многообразия мира.
Сложный характер развития сформировал в философии несколько концепций или моделей развития. Первой в истории философиибылаклассическая модель диалектики, представленная немецкими философами Кантом, Шеллингом, Гегелем. Это была рационалистическая, логико-гносеологическая модель (рассматривали в лекциях по немецкой классической философии). В первой половине 19 века появилась градуалистская (плоский эволюционизм) модель развития, основателем которой явился английский философ Спенсер (1820-1903). В 1852 г. в статье «Гипотеза развития» он высказал гипотезу о том, что в опыте человека нет доказательств превращения видов животных и растений и нет фактов в пользу гипотезы сотворения вида. Поэтому развитие в природе носит постепенный эволюционный характер, в основе всеобщей эволюции лежит принцип механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от односторонности к разносторонности. Таким образом, идея развития у Спенсера сводится к признанию: исключительно постепенного характера развития, и все изменения природных систем связаны с внешним источником развития. Такая позиция отрицает наличие резких качественных изменений. Этот вывод стал приходить в резкое противоречие с действительностью в первой половине 20 века. В этот период происходила научная революция в физике, разрабатывалась квантовая теория, что привело к изучению микромира, который существенно отличается по своей внутренней природе и закономерностям от макромира. В биологии было открыто явление естественного мутогенеза (1907), а затем явление искусственного мутогенеза (вторая половина 20-х годов). Все эти открытия доказывали, что в природе развитие носит и взрывной характер, что отрицал Спенсер.
Существовало в западноевропейской философии концепция развития, получившая название творческой эволюции, получившая название «эмерджентизм». Главный смысл творческой эволюции состоит в признании факта возникновения нового качества, несводимого к исходному, т.е. внезапно. Новое качество выступает внутренней «творческой силой», которая понимается по-разному. Несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. Следовательно, сторонники этой концепции считают, что изменения, внезапно происходящие в мире, недетерминированы материальными природными силами. Такой творческой силой признается Бог.
Существовала во второй половине 19 столетия натуралистическая концепция развития – это диалектика естественнонаучных материалистов. Сюда следует отнести эволюционизм Дарвина (не рассматривается специфика социального развития).
В противоположность натуралистической концепции существовала антропологическая модель развития. Суть ее сводилась к тому, что диалектика существует только в развитии человеческого духа в его противоречивом динамизме.
В 40-е годы 20 века сложилась диалектико-материалистическая концепция развития, где понятийный аппарат разработан обстоятельно (Энгельс «Диалектика природы»).
Таким образом, из всего изложенного можно сделать вывод, что разнообразие трактовок развития свидетельствует о многогранности самого феномена развития и о возможности построения относительно самостоятельных концепций развития (это подтверждено открытиями в середине 20 века – синергетикой).
Долгое время проблема развития не была в центре философского внимания, хотя факты этих изменений отмечались, но философское осмысление данного понятия связывают с Новым временем и, особенно с Гегелем, Марксом, Энгельсом. Уже в древнекитайской философии высказывалась мысль: всякое изменение имеет начало и конец. Различны его формы и это связано с взаимодействием в природе противоположных сил – инь и янь (Книга перемен). Подвижный характер бытия и его изменчивость были отмечены Гераклитом, который признавал универсальность изменения, но не абсолютизирует его, в изменчивости он видит устойчивое (все в человеке живое и мертвое). Для Платона учение о развитии есть высший метод познания идей. Идея у него переходит одна в другую, в свою противоположность, сами идеи становятся противоречивым единством бытия и небытия, движения и покоя. Развивая эту мысль, неоплатоники выдвинули принцип тождества бытия и мышления. Здесь наметилось два подхода: идеализм считает его принадлежащим некой объективно существующей высшей духовной реальности (божественному уму, Богу, абсолютной идеи); материализм считает, что без тождества бытия и рационального мышления, присущего человеку, невозможно было бы познание.
У софистов диалектика рассматривалась как интеллектуальный способ достижения спора победы любой ценой. Начиная со Средних веков и до середины 18 века, диалектика служила обозначением для обычной школьной логики. Кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее диалектической иллюзией за то, что она хочет прийти к познанию действительности, не опираясь с необходимостью на опыт чисто умозрительным путем. Для Гегеля диалектика есть использование в науке закономерностей, заключенные в природы мышления и в то же время сама эта закономерность. Поэтому диалектика – движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность и в то же время движение человеческого мышления. Поэтому все изменения протекают по разумным законам диалектики, а это означает, что закон движущегося мышления есть также закон движущегося духовного мира. Эти выводы были переосмыслены Энгельсом и Марксом при создании новой философии – науки об историческом процессе развития (получившей название диалектический и материалистический материализм).
Таким образом, развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Категория развития в философии — Развитие как философская категория
Развитие как философская категория
Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения.
Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый — это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества, а второй — процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие
Рассмотрим более подробно процесс развития как философская категория. Процесс развития — это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Здесь же ограничимся тем, что выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность — это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая — процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.
Определенный тип связей и взаимодействия образует направление, тенденцию — откуда и куда. Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному. Развитие — это определенно направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня к все более высокому.
Старое — это, прежде всего возрастное понятие: старый дуб, старая истина, старая картина и т.п. Под старым имеется в виду и то, что устарело, отжило свой век и потеряло право на существование, что превратилось в тормоз развития той или иной системы.
Новое вообще — это просто иное, чем-то, что было. Новое — это совсем не обязательно что-то более совершенное: оно может быть и более совершенным, и на том же уровне совершенства, что и старое, и даже на более низком уровне.
Под новым подразумевается также и то, что стимулирует развитие, а не тормозит его.
Диалектика как учение о развитии
Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
С примерами диалектического мышления мы уже знакомы по изложению в историко-философском разделе учебника идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. Обобщенно совокупность разработанных ими принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:
Содержание этих принципов оказалось достаточно эвристично и по сути предвосхитило многие последующие открытия. Так, на принцип всеобщей взаимосвязи всех явлений органично легла общая теория систем. Ведь если любой объект материального мира можно рассматривать как состоящую из взаимосвязанных элементов самостоятельную систему и одновременно как элемент системы более широкой, то получается, что любой элемент любой системы нашей Вселенной через многоуровневую иерархию взаимосвязей бесчисленных систем связан с любым другим элементом абсолютно любой системы.
Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон)
Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера — это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера.Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться.
Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится — ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи.
Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности — он становится специалистом, профессионалом.
А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.Та же фундаментальность или центральное положение принципа противоречия обнаруживается и в построении системы иных категорий диалектического мышления.Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности.
Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение
На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса. Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, т.е. не только в эволюцию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания. И хотя иногда, как говорил Г. Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с поворотами, тем не менее в конце концов прогресс возобладает и восторжествует. Г.В.Ф. Гегель определял всемирную историю как «прогресс в сознании свободы — прогресс, который мы можем познать в его необходимости».
Вопрос о прогрессе — это не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане — и всего мирового бытия.
Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоскостного развития. Бросив взгляд на историю человечества, возвращаясь мыслью от звена к звену в глубь веков, мы обозреваем непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. Каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит из вечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями.
Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных социальным систем, от каменного рубила до использования энергии атома, автоматики, электроники и информатики, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских городов, от бродячих сообществ дикарей до великих наций, от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института