в чем состоит соотношение классового и общесоциального в сущности государства
Соотношение классового и общесоциального в сущности государства
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает. Также основополагающим в государстве являются власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе.
Сущность государства – достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства – содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.
В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (проф. А.Б. Венгеров, проф. В.Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков. Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность – самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.
В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:
Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе – экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению.
Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.
Такой подход в известной мере искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.
Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п. Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.
2. Общесоциальный подход. Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.
Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым:
· он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом,
· он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия,
· подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.
Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).
Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.
В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.
Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.
Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т. е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения.
Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т. п. В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти.
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВЫЙ И ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Сущность государства – совокупность внутренне присущих государству черт, определяющих, кто осуществляет политическую власть в нем, и в чьих интересах.
Короче: сущность показывает чье государство, (напр. рабовладельцев, феодалов, олигархов и т.п., либо всего народа) и для кого!
Подходов множество, однако, в современное время наиболее распространены два:
Классовый | Общесоциальный |
Государство создается и служит в интересах определенного класса (или классов). Для этих классов создаются привилегированные условия, остальные классы ограничены в правах (либо вообще уничтожаются). Такой подход был характерен для СССР, во все времена его существования. Хотя в последний период советское государство называлось «общенародным», его классовые пережитки сохранялись вплоть до прекращения существования. В настоящее время в демократических государствах классовый подход отвергнут как неправовой и антидемократический. | Государство не связано с конкретным классом (социальной группой), а работает в интересах всего общества. Основная задача государства – обеспечение нормального развития всего населения страны (независимо от каких-либо его признаков), достижение компромисса между различными слоями и группами. При данном подходе все субъекты права равны перед законом, всем обеспечивается равная защита интересов. Такой подход характерен для современных демократических государств, в том числе и Республики Беларусь. |
Поэтому современное «классовое» государство (если конечно оно нормальное) всегда приобретает черты общесоциального, обеспечивающего интересы всех классов, независимо от того какой находиться у власти.
Классовое государство в традиционном его понимании (это скорее олигархическое государство – напр. Россия, где у власти эти самые олигархи или Колумбия[3] в которой у власти наркобароны и т.п.) обречено на деградацию, распад и вымирание. Среди демократических государств таких нет, и быть не должно.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Сущность и социальное назначение государства раскрываются, прежде всего, через его функции. Функции позволяют ответить на вопросы «что делает государство?», «для чего необходима эта деятельность?» и как она должна осуществляться.
Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение |
А вот и черты (признаки) функций государства:
1. это устойчиво сложившиеся предметные виды деятельности государства в важнейших сферах жизни общества;
2. функции непосредственно связаны с сущностью государства (в них она и реализуется);
3. направлены на решение конкретных задач государства и общества;
4. реализуются в особых правовых и организационных формах (для каждой функции – своя. Например, законодательная функция реализуется в форме законотворчества)
Функции государства направлены на решение стоящих перед ним задач. Эти задачи могут различаться на различных исторических этапах развития государства, однако в целом эти задачи едины для различных государств и для разных периодов (в конце концов, государство – всегда государство)
Любое современное государство выполняет множество функций, которые можно классифицировать по разным основаниям.
Так, по принципу разделения властей можно выделять и функции, принадлежащие каждой из них: законодательные, исполнительные, судебные.
По продолжительности действия функции могут быть постоянными (есть всегда) и временными (связаны с особенностями конкретного периода развития государства, затем исчезают). Главными являются постоянные.
По значимости можно выделять главные и производные функции. Вторые связаны с первыми, но имеют вспомогательный по отношению к главным характер.
Значительное количество функций, можно выделить и в зависимости от сферы их приложения: политические, идеологические, экономические
(по направленности функций)
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
«Не размазывая кашу по столу» форма правления – это организация высших органов власти в государстве. Ну а если все-таки «размазать», определение выглядит так:
Форма правления – это система и порядок формирования высших органов власти в государстве (глава государства, парламент, и др.), их компетенция, место в системе органов государственной власти, порядок взаимоотношений между собой и с гражданами государства |
Такое определение является вполне достаточным, хотя вопрос «что же такое форма правления?» отчасти остается. А вот и ответ (элементы формы правления):
Элементы формы правления | |
1. | Система высших органов власти в стране (глава государства, правительство и его глава, парламент, высшие судебные органы, органы конституционного контроля); |
2. | Объем и характер полномочий этих органов, распределение компетенции между ними; |
3. | Порядок взаимоотношения высших органов власти между собой (являются ли они независимыми в пределах своих полномочий, кто кому подчинен и т.д.); |
4. | Порядок формирования данных органов власти и срок полномочий; |
5. | Ответственность – ее формы и процессуальный порядок; |
Виды форм правления: вообще всего два вида, однако в действительности, каждый из них имеет множество разновидностей (иногда весьма существенно отличающихся друг от друга).
Кроме этого, можно выделять особо специфические формы правления, сочетающие в себе несколько видов (напр. монархия с элементами республики и т.п.), особые виды монархий и республик и т.п. В целом, в каждом конкретном государстве, форма правления может иметь существенные особенности – поэтому ее общая характеристика мало о чем говорит.
Так, например ФРГ и Италия (обе страны – парламентарные республики) в действительности различаются по механизму осуществления власти.
В результате, появляется столько разновидностей формы правления, что сам черт ногу сломит (один только Забавский пожалуй и разберется…Ну на то он и умный…):
Неограниченная (абсолютная) | Ограниченная (конституционная) |
Исторически первый вид монархии (в форме централизованной восточной деспотии появляется еще в Древнем мире) | Возникает позже (в средневековье) как результат борьбы монархии и определенных кругов населения страны (напр. феодалов или буржуазии) Эта форма, включает две разновидности: |
Дуалистическая | Парламентарная |
Переходная форма от абсолютной к парламентарной. Есть ограниченное разделение властей (судебная самостоятельна, однако законодательная разделена между парламентом и монархом) | Самая демократическая форма. Достаточно широко распространена в современном мире. Монарх выполняет только формальную роль. |
Рассмотрим основные виды монархии, более подробно:
Две рассмотренных формы монархии в настоящее время можно считать историческими (но те, кто еще не сдавал историю государства и права зарубежных стран учат их всерьез! Приду проверю…). В настоящее время они почти не встречаются, в будущем этих форм, скорее всего не останется совсем.
Вместе с тем, монархия в целом – отнюдь не пережиток истории. В современном мире они распространены достаточно широко. Много монархий в современной Европе, есть они в Азии (Япония), встречаются и в других регионах.
Современной подлинно демократической формой монархии может являться только парламентарная монархия, которая выглядит примерно так:
Несмотря на сохранение монархий в современном мире, абсолютное большинство современных государств являются все же республиками. Эта форма правления, безусловно, доминирует в современный период, и сохранит свое лидерство в будущем.
Как и монархий, республикатакже имеет свои разновидности:
Парламентарная |
Смешанная |
Республика |
Особые виды |
Президентская |
Данные виды республик выделяются по соотношению полномочий законодательной и исполнительной власти (главы государства).
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА | |
Определение | Форма республики, в которой исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому населением страны путем прямых выборов. |
Общая характеристика | Самая привычная («классическая») форма республики. Принцип разделения властей здесь реализован в наиболее простом его виде – все ветви власти разделены, самостоятельны и независимы по порядку формирования, организации и деятельности. Исполнительная власть принадлежит президенту, законодательная власть – парламенту, суды независимы. Исторически первой президентской республикой стали Соединенные Штаты Америки (Конституция 1787 г.) |
Основные черты | Президентская республика характеризуется следующими чертами: 1. Президент является и главой государства и главой исполнительной власти (это не одно и то же!). У него сосредоточены реальные полномочия в различных сферах. Президент – высшее должностное лицо, которое определяет все развитие страны; 2. Президент всегда избирается путем прямых выборов населением страны (единственное исключение из данного правила – США); 3. Вся исполнительная власть сосредоточена у президента. Он сам является главой правительства (должность Премьер-министра отсутствует), правительство назначается президентом и ответственно перед ним. 4. Парламент не имеет возможностей воздействовать на исполнительную власть – ни повлиять на формирование правительства, ни отправить его в отставку (это все прерогативы президента); 5. Президент, однако, тоже не имеет возможности воздействовать на законодательную власть – права роспуска парламента у него нет (досрочный роспуск вообще невозможен). |
Вывод | В общем неплохо. В целом – «классика жанра» и все такое. Всем хороша, но есть и недостаток – отсутствуют механизмы разрешения конфликтов между ветвями сласти. Если президент и парламент не договорятся (бывает…), придется применить танки (а это уже не есть хорошо). В целом подходит для стран с хорошо развитыми традициями демократии – поэтому например, в США действует отлично более 200 лет, а в латиноамериканских государствах часто вырождается в диктатуру. В Европе республики этого типа почти не встречаются (все парламентарные или смешанные), зато в Америке (особенно в Южной) – преобладают абсолютно. |
СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА | |
Определение | Форма республики, в которой исполнительная власть разделена между президентом и правительством (принадлежит им обоим), при этом президент избирается населением страны путем прямых выборов (как в президентской республике), а правительство формируется по результатам парламентских выборов (как в парламентарной). |
Общая характеристика | Такая республика по аналогии с соответствующей формой монархии, иногда называется дуалистической республикой. Однако дуализм здесь характерен не для законодательной (это недопустимо в демократическом государстве), а для исполнительной власти – как указано в определении она разделена между главой государства (президентом) и главой правительства (премьер – министром). Это и есть дуализм исполнительной власти. Республика такого типа сочетает черты президентской и парламентарной республик. |
Основные черты | В отличие от двух рассмотренных ранее республик, здесь важную роль играют оба высших должностных лица – и президент и премьер-министр: 1. Положение президента похоже на президентские республики – «сильный» президент, избираемый прямыми выборами; 2. Однако и правительство здесь – не «тень президента», а как в парламентарных республиках – самостоятельный коллегиальный орган, возглавляемый премьер-министром. Формирование – также как в парламентарных республиках; 3. Ответственность правительства – двойная (смешанная) – и перед президентом (может уволить министра) и перед парламентом (вотум недоверия); 4. Часть исполнительных полномочий принадлежит президенту и осуществляется им самостоятельно, другая часть – с согласия премьер-министра; 5. Из-за того что и президент и правительство фактически получают свои полномочия посредством выборов (президентских и парламентских), возможна уникальная ситуация (не встречающаяся в других республиках) – разделенное правление (когда президент и премьер-министр принадлежат к разным партиям, но вынуждены работать вместе). |
Вывод | Республика смешанного типа – способ преодоления недостатков президентской и парламентарной республики. Она сохраняет сильную власть главы государства – президента (позволяя ему разрешать политические кризисы), в то же время исполнительная власть формируется с участием парламента и находиться под его контролем (это позволяет ей работать эффективнее). В современной Европе республики смешанного типа встречаются нередко – например Франция. Еще больше их на постсоветском пространстве – обе бывших крупнейших республики СССР (Украина и Россия) – республики как раз такого типа. К нему же относиться и Республика Беларусь. |
В итоге, всего возникает вопрос – какая же форма республики лучшая? Ответ: а никакая.
Смысл в том, что все они обладают своими достоинствами и недостатками, поэтому ни одна из них не имеет абсолютных преимуществ перед другими. В современном мире имеются все три вида республик.
Для каждой страны, с учетом особенностей ее развития подходит та или иная форма. При этом, в каждой стране могут быть свои особенности (так оно и есть – редко можно встретить все эти формы в классическом виде).
Классовое и социальное в сущности государства
Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
Различают два основных подхода к сущности государства: = классовый; = общесоциальный.
-» При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.
-» При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения. В них классовая сущность отступает на второй план.
При рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.
В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.
Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.
Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу. Другие утверждали, что государство является носителем политической власти. Отдельные ученые сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом. Распространена также точка зрения, что государство выступает прежде всего как средство социального компромисса, как механизм управления делами общества. В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.
Иногда государство изображают как надклассовое образование. Государство на самом деле выступает как инструмент решения общих дел, как организация всего общества. Это организующая сила общества, которая выражает и охраняет личные и общественные интересы всех граждан общества (общесоциальная функция). Именно в этом плане государство как историческое явление имеет двойственную природу. Этот момент подчеркивал К.Маркс. Он писал, что государство выступает: как политическая форма организации общества и как орудие элитарно-классового господства. Следовательно, существуют социальная, общечеловеческая и классовая стороны государства.
В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство (например, в некоторых передовых странах Запада).
Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.
Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:
это территориальная организация людей;
им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;
создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.
Главное в социальной сущности государства, — оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.
Государство само по себе составляет социальную ценность, ибо оно есть гарант стабильности, порядка, хранитель прав и свобод человека. Сущность его связана не только с экономическими, классовыми факторами, но и с культурой, духовной жизнью общества. Именно эта связь и превращает государство в политическую, структурную и территориальную организацию общества.