в чем состоит смысл понятия справедливость почему
Почему люди стремятся к справедливости? В чём смысл понятия «справедливость»?
Понятие справедливости является основополагающим в морали и этике, и его трудно определить формально. Однако интуитивно каждый чувствует, как справедливо, а как несправедливо в том или ином случае. Чувство справедливости составляет предмет самоконтроля со стороны совести за поведением человека. Когда человеку совестно? Когда он нарушил справедливость. А когда совесть спокойна? Когда он выполнил требования справедливости. Интересно, что человек может и не знать, в чем суть справедливости, но все равно чувствует ее. Но всегда ли человек правильно чувствует? Я думаю, нет. Чувство справедливости, как и чувство логики, тонкое, его легко поранить. Если воспитатели не старались быть справедливыми, то и воспитанник может иметь поврежденное чувство. Это так же, как и с логикой. Можно неправильными примерами и требованиями совершенно изуродовать мышление. Можно и совесть человека замутить ложными понятиями.
Да и те, кто стоит наверху, у руля общественной жизни, они будут ли радеть о справедливости? Им жадность и властолюбие давно глаза закрыли. Они и законы принимают не по правде, а как самим выгодно. И живет общество так, как будто и нет правды вовсе. И философы есть такие, которые говорят: какая правда? все относительно.
И все же многие чувствуют несправедливость жизни, особенно дети. И каждый мечтает о справедливом обществе. Но, как говорят отцы Церкви, грех так вошел в человека, что все общество растлилось и никак не можем теперь жить по правде.
Сейчас если кто-то верит в любовь или в справедливость, он считается наивным, возможно, даже странным и чудаковатым человеком. Вот до чего доехали!
Словом, тема эта очень тонкая, но в то же время очень важная. И любовь, и справедливость очень нужны. И их надобно развивать, как важнейшее мастерство жизни. Ведь никто не стал искуссным математиком, физиком или историком без обучения. И любить надо учиться. И справедливость выдерживать нужно уметь.
Но вот кто сейчас решит эту задачу? Кто сможет научить другого, когда сами не умеем? Это важный вопрос и от его решения зависит многое в жизни общества. Ведь если граждане будут добры и справедливы, то нужно ли будет изыскивать средства урегулирования их отношений? Не от того ли это происходит, что не по правде и не по любви живем?
Так вот. Задача трудная и важная. И да поможет Господь нам ее решить!
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 3
Параграф 3. Почему важно соблюдать законы
Страница 22
Что такое закон? Что такое опричнина, какие несчастья она принесла России?
Закон – это правило, которое устанавливается государством. Государство берет на себя обязанность охранять законы. Опричнина – это часть государственной политики, установившаяся на территории нашей страны в годы правления Ивана Грозного. Суть опричнины заключалась в конфискации имущества и земель феодалов в пользу государства, ослаблении независимости бояр и князей и усилении царской власти.
Период подобного режима правления негативно отразился на истории России. Экономика государства была сильно ослаблена, что привело к разорению крупных экономических районов. Крестьяне подверглись еще большему закрепощению, и их права были сильнее угнетены.
Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?
Законы должны знать все люди, независимо от профессии. Незнание законов не освобождает людей от ответственности. Те, кто читает и изучает правила поведения, знают, как поступать в конкретной ситуации так, чтобы не причинить вред окружающему. Без знания законов в стране не будет порядка.
Страница 23
Чем грозило государству отсутствие законной власти?
Отсутствие законной власти грозило бы государству ослаблением экономики и потерей независимости. Люди бы перестали придерживаться законов и правил, что привело бы к беспорядкам в стране.
Каждый человек не смог бы чувствовать себя комфортно, потому что его права были бы нарушены, так как окружающие действовали бы исключительно в своих интересах. Без законной власти, осуществляющей регулирование порядка, не может существовать государства.
Страница 26
Почему можно говорить о том, что законы помогают установить справедливость в обществе?
Законы написаны для всех людей, поэтому и следовать им должны все граждане государства. Таким образом, все жители одного государства становятся равными. Между гражданами одинаково распределены обязанности и права.
Каждый человек в одинаковой мере равен перед судом, имеет право на жизнь, жилище, свободу слова. В то же время каждый должен выполнять ряд обязанностей, например, беречь природу. Отсюда можно сделать вывод о том, что законы действительно позволяют установить в обществе справедливость.
Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему афиняне поставили памятник Сократу? Они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как ты думаешь?
Сократ отказался бежать из тюрьмы, потому что он уважал и соблюдал законы, установленные в обществе. По мнению философа, общество не может существовать в тех условиях, при которых решения суда не имеют никакой силы. Он не хотел подавать дурной пример подрастающему поколению, поэтому предпочел повиноваться закону и принять чашу с ядом.
Афиняне воздвигли памятник Сократу за его мужество и верность перед законом. Человека оклеветали, за что привели в суд и привлекли к смертной казни. При этом он не посмел сбежать из тюрьмы и выполнил указание, данной судом. Кроме того, философские заслуги Сократа тоже не были забыты. Афиняне решили воздвигнуть памятник в честь мыслителя, чтобы передать потомкам информацию о великом мудреце и мужественном человеке.
Страница 27
Я считаю, что Сократ поступил правильно. Он предстал перед судом, услышал приговор и должен был принять его, так как именно такие порядки прописаны в законе. Философ поступил в соответствии с законом. Он уважал решения суда и не мог поступить иначе из-за принципов.
Страница 29
Задание 1. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?
Человеческому обществу необходим порядок для комфортных условий проживания. Когда на улице царит хаос, жизнь человека ставится под угрозу. Если каждый действует в своих интересах, то не исключается, что кто-то пойдет грабить или убивать ради собственной выгоды.
Для того чтобы установить порядок в обществе, нужно каждому члену общества ознакомиться со всеми законами, правами и обязанностями и соблюдать их. Специальный орган власти устанавливает законы, а правоохранительные органы занимаются контролированием соблюдений этих правил. В случае нарушения порядка граждане могут нести как административную, так и уголовную ответственность.
Задание 2. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?
Справедливость – это такой исход событий, при котором каждый человек получает то, на что он имеет право. Люди стремятся к ней ради установления порядка в обществе. Когда сильный обижает слабого – это не только беспорядок, но и несправедливость. Людям, которые не могут постоять за себя неприятно и обидно становится объектами травли невоспитанных людей.
Задание 3. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?
Надежный способ установить справедливость в обществе – это законы. Они позволяют создать баланс между разными группами людей за счет уравновешивания их прав. В нашей стране у всех граждан есть одинаковые права и обязанности, из-за чего все считаются равными.
Задание 4. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?
Философы считают, что свобода – это возможность действовать так, как хочется, то есть отсутствие каких-либо стеснений. Иными словами, свобода – это синоним к слову «воля», что подразумевает простор в поступках, отсутствие каких-либо указаний.
Юристы имеют немного другую формулировку данного понятия. По их мнению, свобода – это возможность свершать любые действия в соответствии с законами.
Задание 5. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?
Свобода не может быть безграничной, потому что люди начнут позволять себе все, что хотят без размышлений над последствиями. Например, человек зайдет в магазин, возьмет с прилавка телефон и уйдет. В свое оправдание он может сказать, что он свободен, и волен делать все, что ему пожелается.
В случае если свобода будет безграничной, закон не сможет противостоять мнению этого человека. При этом его поступок приравнивается к преступлению и должен быть наказан.
Свобода не может быть безграничной, потому что иначе она сможет привести к беспорядкам и хаосу.
Задание 1. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.
Я бы ответил(а), что Сократ поступил правильно. Он не сбежал из тюрьмы, потому что прислушивался к законам. Кроме того, философа обвиняли в том, что он негативно влияет на современную молодежь.
Если бы он совершил побег, он бы только доказал, что не уважает мнение суда и власти, и тогда все обвинения в его сторону были бы справедливыми, и он бы действительно подал дурной пример молодым людям.
Задание 2. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?
Я считаю, что правы оба ребят.
По словам Лены, закон нельзя нарушать, потому что это нарушит справедливость. Это действительно так, например, если человек проникнет в чужой дом, то он не только нарушит закон, но и нарушит право жильца дома на неприкосновенность жилища. То, что хочется сделать одному в угоду себе, будет несправедливым по отношению к другому.
Борис полагает, что нарушение закона вредит порядку в обществе. Это правильные слова, потому что без законов люди начнут делать то, что придет им в голову – убивать, грабить, вести себя некультурно. Такое поведение нарушит общественный порядок и уничтожит комфортные условия жизни.
Задание 3. Английский учёный и философ Френсис Бэкон (1561 — 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?
В мире существует большое количество человеческих пороков, победить которые люди самостоятельно не могут. Для того чтобы не нарушать справедливость и сохранять ее, в обществе устанавливаются законы, правила поведения, нормы морали.
Органы власти следят за поведением людей, и в случае, если оно нарушает справедливость, права или свободы другого, к преступнику применяют санкции.
Задание 4. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы — это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.
Я поддерживаю точку зрения Виктора. На мой взгляд, в случае нарушения законов к преступнику нужно применять наказания, которые могут доходить до ограничения свободы. Оставлять нарушителя безнаказанным несправедливо, поэтому справедливость требует ограничения свободы.
В словах Наташи тоже есть доля правда. Ограничение свободы по незаконным причинам является несправедливостью. Человек с рождения имеет неотчуждаемое право на свободу, поэтому не может лишиться ее без весомых на то причин (нарушение общественного порядка).
Задание 5. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?
Я полагаю, что расхождения между законами и реальной жизнью бывают, иначе бы люди не стремились и дальше бороться за справедливость. Некоторые индивиды совершают преступления, нарушая написанные и закрепленные в специальных документах законы. За это они в большинстве случаев несут наказания, которые подбираются в соответствии с Уголовным и Административным Кодексами.
Я несколько раз в своей жизни встречался(лась) с нарушением закона, которое проявлялось в сознательной форме. Когда я ехал(а) в общественном транспорте в школу, я заметила, как один парень не оплатил проезд. Он доехал до своей остановки и спокойно вышел, не чувствую вины за свой проступок. Кроме этого, я часто вижу, как люди стремятся быстрее перейти дорогу и либо делают это в неположенном месте, либо перебегают на красный свет светофора.
Последствия таких нарушений могут грозить различными санкциями. За проезд без оплаты парень мог получить штраф, и тогда ему пришлось бы отдать еще больше денег государству, чем стоит один проезд в автобусе. За несоблюдение правил дорожного движения люди так же могут получить административные санкции в виде штрафов. Но самое страшное, что пересекая дорогу в неположенном месте, они не только нарушают закон, но и ставят под угрозу свое здоровье, а так же судьбу и жизнь водителей.
Задание 6. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.
Паскаль: «Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой». Фридрих Ницше: «Давать каждому свое – это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса». Федор Михайлович Достоевский: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее».
Аристотель: «Государственным благом является справедливость».
Виктор Гюго: «Быть добрым совсем не трудно, трудно быть справедливым».
Пифагор: «Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым».
Платон: «Трудно и потому особенно похвально — прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость».
Фридрих Ницше: «Невозможно быть свободным от того, от чего убегаешь».
Альберт Камю: «Свободен тот, кто может не врать».
Аврелий Августин: «Тот, кто добр – свободен, даже если он раб; тот, кто зол – раб, даже если он король».
Максим Горький: «Чем меньше человеку нужно – тем более он счастлив, чем больше желаний – тем меньше свободы».
Объясни, в чём состоит смысл справедливости? Почему люди к ней стремятся?
В течение двадцати пяти столетий на этот вопрос давались и все еще даются разные ответы, что приводит большинство в недоумение. Всякая ли попытка ответить на этот вопрос обречена быть всего лишь одной из множества возможных? Не исключено; но, несмотря на впечатление, создаваемое историей философии, если мы все еще хотим попытаться дать когнитивно оправдываемый ответ на вопрос о том, что такое справедливость, или оценить существующие ответы на него с точки зрения такой оправдываемости, то куда нам следует смотреть? Последний вопрос – эпистимологический, на который без подробного рассмотрения невозможно ответить.
Спор ведется не только об оценке частных случаев, о правилах или системе правил для оценки таких случаев: расхождения во взглядах касаются самих критериев справедливого и несправедливого. Некоторые концепции справедливости делают центральным понятие индивидуальных заслуг, тогда как другие выдвигают на первый план принцип равенства; некоторые апеллируют к стандарту полезности, другие не допускают мысли, что принесение в жертву интересов отдельных людей можно компенсировать благоденствием общества в целом: одни отводят решающую роль в поддержании справедливого правопорядка государству, другие залог справедливости видят в минимизации его функций.
Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения, в том числе взаимного, социальных ценностей. Социальные ценности понимаются в самом широком смысле. Это – свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и уважения и многое другое. Уже из простого перечисления социальных ценностей видно, что справедливость – это принцип, регулирующий отношения между людьми как членами общества и, в качестве таковых, имеющими определенный статус, наделенными обязанностями и правами. Понятие справедливости, прежде всего, фиксирует реальное положение личности в обществе, выступает для нее как бы социально-нравственной гарантией от общественного произвола. Эта сторона справедливости основывается на создании того, что нормальная жизнь общества невозможна без удовлетворения элементарных экономических, правовых потребностей его граждан, без охраны с его стороны прав и свобод личности. Тесная зависимость категории справедливости от всей системы социально-экономических отношений общества обязывает, на наш взгляд, при ее анализе выделить два аспекта – социально-правовой и нравственный.
Итоговое сочинение: В чем состоит смысл понятия «справедливость»? (2 варианта)
Многомудрый Литрекон предлагает Вам поразмышлять над темой: «В чем состоит смысл понятия «справедливость»?». Итоговое сочинение поможет Вам вдохновиться и написать что-то свое. Приятного просвещения!
Вариант 1
(408 слов) Справедливость — это нравственный критерий оценки действительности, основанный на принципах равенства и тождества. Когда каждый получает по заслугам, когда все люди получают равные возможности и права, это мы называем «справедливым» положением дел. Данный моральный ориентир крайне важен, на него опирается вся законодательная система в просвещенных странах. Поэтому о нем часто пишут авторы, к книгам которых мы обратимся за подходящими примерами.
Об истинной и ложной справедливости писал М.А. Булгаков в рассказе «Собачье сердце». Швондер и его товарищи развернули целую кампанию в защиту своих прав и свобод. Они целыми днями пели песни о революции, говорили высокопарно о равенстве и братстве, боролись с профессором за каждый «лишний» квадратный метр. Они хотели, чтобы все люди были совершенно равны, поэтому стремились сделать условия жизни одинаковыми. Однако справедливы ли их требования? Нет, потому что важнейшим критерием справедливости является здравый смысл. Профессор Преображенский заработал свою квартиру честным трудом, и ему нужны все эти помещения для работы, на которую не способен ни один из пролетариев. Поэтому его квартира должна быть больше — каждому по заслугам. А вот истинную справедливость читатель видит в словах Преображенского, который говорит, что разруха — головах, а не в клозетах, и один песен для всеобщего процветания недостаточно. Если бы Швондер и компания работали, а не музицировали и кляузничали, все социальные проблемы были бы решены. Это соответствует логике вещей, а значит, является логически обоснованным утверждением, то есть справедливым.
Не менее интересный пример мы видим в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Читатель видит многочисленные проделки свиты Воланда и даже сочувствует жертвам кудесников. Но их «злодейские» поступки при этом совершенно справедливы. Каждый герой вполне заслужил такое обращение и попал в западню только благодаря своим порокам. Так, Никанор Иванович был взяточником, но попал под арест, только когда Коровье донес на него и превратил рубли в валюту. Аллоизий Магарыч был обманщиком и кляузником, поэтому лишился нечестно полученного жилья. Критик Латунский был одним из самых активных участников травли Мастера и поплатился за это разгромленной квартирой. Иван Бездомный писал дурные стихи и был оголтелым фанатиком власти, но смог пересмотреть свои взгляды на мир в сумасшедшем доме и стать лучше. Таким образом, каждый человек получил то, что заслужил: зло за зло, око за око. Правосудие всегда не менее жестоко, чем преступление.
Таким образом, справедливость — это нравственный критерий, определяющий правомерность того или иного явления. Чтобы мир был лучше и честнее, мы все должны руководствоваться именно им в своих поступках и мыслях. Справедливые люди не допустят жестокости, агрессии и грубости в своем поведении, а справедливые законы будут охранять свободы и права народа.
Вариант 2
(401 слово) Что такое справедливость? Это моральный абсолют, который помогает правильно оценить явление или деяние. Он означает некий компромисс между сторонами и базируется на основе бартерной системы: я тебе — ты мне. Главный критерий в данном случае — здравый смысл. Все законы и обычаи строятся на данном принципе, поэтому многие писатели поднимали тему справедливости в своих произведениях. Вспомним наиболее яркие из них.
Но не все имеют такие возможности, как царь Соломон, чтобы выявить истину. Из-за недостающих данных мы можем ошибиться. Так произошло и в повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Судья охладел к своему сыну и отдалился от него. До него доходили слухи о том, что мальчик гуляет в сомнительной компании и совсем отбился от рук. А потом отец и вовсе обнаружил пропажу в доме. Дорогая кукла была украдена. А ведь ее дочке подарила покойная жена судьи, к которой он был так привязан. Судья решил строго наказать сына за воровство, но к нему на прием пришел Тыбурций — приемный отец той девочки, которой Вася отнес игрушку. Он рассказал герою, что его сын совершил добрый поступок и помог умирающему ребенку получить хоть немного радости от жизни. Куклу они вернули. И тогда судья понял, что он, которому все вокруг приписывали справедливость и беспристрастность, ошибся и осудил Васю напрасно. Он не украл игрушку, а спросил у Сони разрешения на время забрать ее для больной девочки. И отец не наказал его, а стал гордиться им, потому что поступок Васи был справедлив в высшем смысле этого слова. Он помог незаслуженно обделенному человеку, учитывая интересы всех участников.
Таким образом, справедливость — это мера всех вещей, которая должна стать золотым стандартом для каждого человека. Руководствуясь ею, невозможно совершить подлость. Поэтому самое надежное средство упорядочить свое поведение и быть мудрым — это довериться беспристрастному суду справедливости, которая всегда права.