в чем состоит смысл человеческого бытия согласно л н толстому
В чем состоит смысл человеческого бытия согласно Л. Н. Толстому?
Вклад Л. Н. Толстого в русскую философскую мысль определяется особенностями религиозно-этического учения о мире и че ловеке, смысле человеческой жизни. Это учение называется толстовством. Центр учения Толстого о человеке — нравственность.
Л. Н. Толстой исходит из понимания личности как «инли-видуатьности» и «разумного сознания». Понятие «разумное сознание» амбивалентно: оно одновременно и лично и безлично, являясь и функцией духовного «Я» личности (религиозность, нравственность), и «общемировой безличной силой». Этизиро-ваныая антропология приводит к этизации познания: знание есть установленное разумом нравственное отношение к миру. Вопрос о смысле человеческой жизни может быть получен т разума и совести, но не из научных исследований. И наоборот, «сущность всякой рсли1ии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру?». По мнению Толстого, наука не может лать смысл человеческому бытию, поскольку предлагаемый ею образ жизни не выходит за пределы благополучия, лишен нравственного содержания. Не в компетенции науки и метафизики дать ответы на вопрос о смысле жизни; на этот вопрос может ответить только религиозная наука. Эта подлинная нау ка должна исходить и! тех основ, которые выработаны «мудрецами и учителями жизни» — Лао-цзы, Конфуцием, Сократом.
В решении проблемы религиозного смысла бытия воззрения Толстого расходятся с церковной апологетикой, склоняясь к рациональному смыслу толкования христианских догматов. Он, например, отказался от божественности Христа (считал его человеком), христианских чудес и Страшного суда, воскрешения из мертвых. Отсюда радикальная программа Толстого по «очищению религии Христа», жесткая критика церковного христианства. Антиклерикапим Толстого церковь оценила: Толстой был предан анафеме. Ревизию христианства и сведение евангельского учения к рационально выстроенной моральной доктрине с основанием в фундаментальном принципе непротивления злу не приняли многие русские философы (К. Н. Леонтьев, Вл. С. Соловьев). Тем не менее в сфере этики Толстого остался христианским мыслителем, «новая религия» которого неликом и полностью основывалась на христианской нравственности.
Взгляды Толстого на смысл человеческого бытия лежат в границах идеи «гганморализма».
В Чем состоит смысл человеческого бьетия согласно Л. Н. Толстому?
Вклад Л. Н. Толстого в русскую философскую мысль определяется особенностями религиозно-этического учения о мире и че ловеке, смысле человеческой жизни. Это учение называется толстовством.
Л. Н. Толстой исходит из понимания личности как «инди- видуальности» и «разумного сознания». Понятие «разумное сознание» амбивалентно: оно одновременно и лично и безлично, являясь и функцией духовного «Я» личности (религиозность, нравственность), и «общемировой безличной силой». Этизиро- ванная антропология приводит к этизации познания знание есть установленное разумом нравственное отношение к миру Вопрос о смысле человеческой жизни может быть получен из разума и совести, но не из научных исследований. И наоборот «сущность венкой религии состоит только в ответе на вопрос зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру?». По мнению Толстого, наука не может дать смысл человеческому бытию, поскольку предлагаемый ею образ жи (ни не выходит за пределы благополучия, лишен нравственного содержания Не в компетенции науки и мета физики дать ответы на вопрос о смысле жизни; на этот вопрос может ответить только религиозная наука Эта подлинная нау ка должна исходить из тех основ, которые выработаны «мудрецами и учителями жизни»—Лао-цзы, Конфуцием, Сократом.
Смерть и жестокость жизни не оправдывалась идеей хрг сгианского воскрешения из мертвых, и Толстой увидел смыа жизни в самой жизни, но не в существовании тела и его вы живании. а в духовном обретении свободы Да человек — песчинка на берегу океана вечности но от этой песчинки могут зависеть другие судьбы, если только человек не собираете! жить для самого себя Разумно понятый смысл жт зни — это усилие творения добра не в будущем, а в настоящем Преодоление конечности бытия человек начинает с отречения о? животной, низкий природы и осознания причастности божественной природе, что постепенно наставляет его ка пgt;ггь служению блаїу мира, на чувстве великого сострадания и всепрощающей любви ко всему сущему. Этические смыслы человекостроения реализуются как любовь, непроіивление простота, поиск добра, «Бог есть любовь»,—значит, и философия человека не может не быть этикои любви.
В решении проблемы религиозного смысла бытия воззрения Толстого расходятся с церковной апологетикой, склоняясь к рациональному смыслу толкования христианских догматов. Оь, например, отказался от божественности Христа (считал его человеком), христианских чудес и Страшного суда, воскрешения из мертвых Отсюда радикальная программа Толстого пс «очищению религии Христа», жесткая критика церковного христианства. Антиклерикализм Толстого церковь оценила: Толстой был предан анафеме. Ревизию христианства и сведение евангельского учения к рационально выстроенной моральной док трине с основанием в фундаментальном принципе непротивления злу не приняли многие русские философы (К. Н. Леонтьев, Вл. С. Соловьев) Тем не менее в сфере этики Толстого остался христианским мыслителем, «новая религия» которого целиком и полностью основывалась на христианской нравственности.
Взгляды Толстого на смысл человеческого бытия лежат в границах идеи «панморализма».
В чем состоит смысл человеческого бытия согласно Л. Н. Толстому?
Обсуждение вопроса:
Вклад Л. Н. Толстого в русскую философскую мысль определяется особенностями религиозно-этического учения о мире и человеке, смысле человеческой жизни. Это учение называется толстовством. Центр учения Толстого о человеке — нравственность.
Л. Н. Толстой исходит из понимания личности как ʼʼиндивидуальностиʼʼ и ʼʼразумного сознанияʼʼ. Понятие ʼʼразумное сознаниеʼʼ амбивалентно˸ оно одновременно и лично и безлично, являясь и функцией духовного ʼʼЯʼʼ личности (религиозность, нравственность), и ʼʼобщемировой безличной силойʼʼ. Этизированная антропология приводит к этизации познания˸ знание есть установленное разумом нравственное отношение к миру. Вопрос о смысле человеческой жизни должна быть получен из разума и совести, но не из научных исследований. И наоборот, ʼʼсущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос˸ зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру?ʼʼ. По мнению Толстого, наука не может дать смысл человеческому бытию, поскольку предлагаемый ею образ жизни не выходит за пределы благополучия, лишен нравственного содержания. Не в компетенции науки и метафизики дать ответы на вопрос о смысле жизни; на этот вопрос может ответить только религиозная наука. Эта подлинная наука должна исходить из тех основ, которые выработаны ʼʼмудрецами и учителями жизниʼʼ — Лао-цзы, Конфуцием, Сократом.
В решении проблемы религиозного смысла бытия воззрения Толстого расходятся с церковной апологетикой, склоняясь к рациональному смыслу толкования христианских догматов. Он, например, отказался от божественности Христа (считал его человеком), христианских чудес и Страшного суда, воскрешения из мертвых. Отсюда радикальная программа Толстого по «очищению религии Христа», жесткая критика церковного христианства. Антиклерикализм Толстого церковь оценила: Толстой был предан анафеме. Ревизию христианства и сведение евангельского учения к рационально выстроенной моральной доктрине с основанием в фундаментальном принципе непротивления злу не приняли многие русские философы (К. Н. Леонтьев, Вл. С. Соловьев). Тем не менее в сфере этики Толстой остался христианским мыслителем, «новая религия» которого целиком и полностью основывалась на христианской нравственности.
О прочитанном Толстой судил всегда совершенно самостоятельно. Авторитеты, равно как и предубеждения, не существовали для него. Он мог резко отозваться о Шекспире и Достоевском и вознести до небес русского крестьянина-писателя Сергея Терентьевича Семенова, у которого ему особенно нравился богатый и сочный народный язык. Случалось ему и ошибаться. И все же, надо отдать Толстому справедливость: это только благодаря его наведению, познакомилось русское общество впервые с целым рядом выдающихся иностранных писателей и мыслителей, как, например, Вильгельм фон-Поленц, Амиель, Эмерсон, Хелъчицкий и др. В литературе его привлекали правдивость, жизненность, простота, богатый и выразительный народный язык. Реалистичный метод, в литературе Толстой считал наиболее плодотворным. К декадентству относился резко отрицательно, считая его продуктом буржуазной среды, утратившей связь с народом. Писать он хотел не для привилегированных классов, а для всего народа.
В соответствии с пониманием сущности жизни Толстой рассматривает проблему человека и смысла его жизни. По его мнению, в каждом человеке раскрывается особое, лишь ему одному присущее отношение к миру. Это и образует индивидуальность человека, его, по выражению Толстого, «животную личность». Люди привыкли к иллюзии своей особенности, отделенности от мира. Но это осознание своей отдельности вызвано лишь фактом их телесной отдельности. Сама же сфера телесности с ее множественностью и делимостью является бытием временным, призрачным, нереальным проявлением чего-то не временного и непространственного.
Смысл, ценность жизни, по мнению Толстого, составляет любовь как источник нравственной связи человека с миром и окружающими его людьми. Причем любовь трактуется им как этический принцип, как бережное и благородное отношение человека к своему бытию, которое является даром высшей, божественной любви. И сама жизнь, бытие, являются, поэтому благом, определяющим суть и глубину человеческого существования. Однако, считает Толстой, человек должен осознавать, что дар его личностного бытия дан ему вместе с другими, что благодарная любовь за свое бытие переживается им как любовь и к другим людям, как «всеединство». Оно доступно только тем, кто не оторван от жизни всех остальных людей, которые своим повседневным трудом и своим постоянным общением оберегают дарованное всем людям благо: бытие человечества, жизнь.
Л.Н. Толстой исходит из понимания личности как «индивидуальности» и «разумного сознания». Понятие «разумное сознание» амбивалентно: оно одновременно и лично и безлично, являясь и функцией духовного. Вопрос о смысле человеческой жизни может быть получен из разума и совести, но не из научных исследований. По мнению Толстого. Наука не может дать смысл человеческому бытию, поскольку предлагаемый ею образ жизни не выходит за пределы благополучия, лишен нравственного содержания.
Толстой не был ни педантом, ни сектантом, и в этом отношении выгодно отличался от многих своих последователей. Отношение его к каждому положению, к каждому собеседнику всегда было новое, неожиданное, не казенно-«толстовское».
Все дела, которые совершает человек, можно разделить на три разряда: одни такие, которые мы делаем, не спрашивая себя о них, хороши ли они, дурны, делаем их, не замечая их. Другие такие дела, которые мы, как говорит апостол Павел, считаем дурными, но все-таки делаем. И третьи такие дела, которые мы желаем делать и всегда делаем или не желаем делать и никогда не делаем. Первый разряд дел это те, которые еще не подпали под суд нашей совести, но из которых, по мере движения нашей жизни, все больше и больше дел подпадает под суд, и переходят во второй разряд. Третий разряд дел это те, которые уже прошли, суд нашей совести стали достоянием нашей нравственной природы, это наше единственное и неотъемлемое богатство, приобретаемое жизнью (это то, что прежде могу подраться, напиться, блудить и т.п., теперь не то что не хочу, но уже не могу). Так что первый разряд это материал для переработки жизнью; третий разряд это изготовленное, совершенное жизнью, лежащее в кладовой; второй разряд это то, что теперь на верстаке, что работается.
Учение Л. Толстого о смысле жизни, нравственном самосовершенствовании и ненасилии
Вопрос о смысле жизни был для Толстого «главным», определяющим судьбу и духовный рост личности. Наиболее яркие произведения посвящены именно этой проблеме: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство божие внутри вас» и др. он снова и снова ставил и пытался решить вопрос: «Для чего живет человек?». Он обращается к художественным образам, сказкам и притчам, к научному знанию и мудрецам всех эпох с одним единственным вопросом: Есть ли смысл жизни человеческой? А если есть, то в чем? И если нет, то почему люди живут? … И так до бесконечности.
Его удручало, что люди заняты суетой и повседневностью (процессом жизни, как он говорит) и совсем не думают о главном – зачем они живут? Вопрос о смысле жизни был связан для Толстого с проблемой жизни и смерти, был заострен до предела. Свидетельством тому явилась повесть «смерть Ивана Ильича».
Вопрос о смысле жизни переплетается у Толстого с проблемой нравственного совершенствования и типологии личностей. Нравственное совершенствование и духовный рост он считал присущими человеку от природы. Здесь может бытии разный выбор – религиозный или светский – важно, однако, чтобы человек не оставался на ступеньке «растительной» или «животной жизни» («жизни в теле»), а жил духовной, нравственной жизнью. Истинная религия для него та, которая основана на правилах нравственной жизни.
Толстой считал ненасилие не разновидностью покорности и смирения (квиетизма), а средством преодоления насилия, средством сопротивления насилию. Ему знакомо было то, чем завершаются все революции, и он искал другие пути устранения социального зла. Толстой разработал целую программу неучастия в государственном (и ином) насилии. И эту программу в значительной мере применил затем на практике выдающийся лидер индийского освободительного движения – М. К. Ганди, считавший себя учеником Толстого.
Толстой называл свою социальную концепцию религиозным анархосоциализмом, центральной идеей которого был отказ от всех форм насилия, государственных структур (неизменно приводящих к насилию); аппеляция к крестьянской общине как основе общества, построенного на принципах добра и любви.
Метафизика «всеединства» Вл. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев ( 1853 – 1900 ) был сыном известного русского историка С. М. Соловьева. Владимир Соловьев получил высшее образование в Московском университете, где проучился почти четыре года на физико-математическом факультете, оставил учебу, а через короткое время сдал экзамены за полный курс историко-филологического факультета. В период подготовки к экзаменам слушал лекции по богословию и философии в Московской духовной академии. В 1874 году с блеском защитил магистерскую диссертацию на тему: «Кризис западной философии» в Петербургском университете. В этом же году был избран доцентом кафедры философии Московского университета. Через пол года он отправился в научную командировку в Лондон, откуда внезапно уехал в Египет. Возвратившись в Москву, Соловьев продолжил преподавательскую деятельность в университете, но в начале 1877 года оставил службу и переехал в Петербург. Здесь он работал в Ученом комитете при мин6истерстве народного просвещения, читал лекции в университете и на Высших женских курсах. В 1880 году Соловьев защитил как докторскую диссертацию свою работу «Критика отвлеченных начал». В 1881 году он прекращает свою преподавательскую деятельность, занимается теоретическими исследованиями и публицистикой.
Соловьев создал оригинальную философскую систему, в которой пытался соединить немецкую классическую философию, научный эмпиризм и христианско-платоническое миросозерцание. Основу его учения является идея всеединства, состоящего в признании Бога как идеального абсолютного начала и цели мирового развития. Искомое состояние мира и его первообраз воплощается у него в образе Софии – Премудрости Божией.
Всеединство Соловьев рассматривал в трех аспектах:
· Гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического, рационального и мистического. При этом под эмпирическим знанием он понимал научное знание, под рациональным – философское, а под мистическим – знание, получаемое не в результате познавательной деятельности, а с помощью религиозной веры и интуиции;
· Социально-практическом – как единство государства, общества, и церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
· Аксиологическом – как единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при непременном условии примата добра.
Соловьев выступал за воссоединение христианских церквей и всемирной теократии, за рост национального самосознания, против национализма и религиозной нетерпимости. Преодоление несовершенств жизни и победу истины, добра и красоты над пороками он видел в «богочеловеческом процессе», главное в котором – вера в Бога, служение абсолютному добру и стремление укоренить Царство Божие.
Основные произведения Соловьева: «Духовные основы жизни», «История и будущность теократии», «Россия и Вселенская церковь», «Красота в природе», «Смысл любви», «Теоретическая философия», «Оправдание добра» и др.
Подтверждением высокого духа гуманизма, которым была наполнена русская религиозная философия, является и экзистенциальная философия Бердяева.
В чем состоит смысл человеческого бытия согласно л н толстому
У Толстого были собственные представления о смысле жизни, которые он смог выразить на примере нравственных поисков центральных героев романа.
Именно им он и посвящает вышесказанные слова.
Именно это неприемлемо для Толстого!
Жизненный путь таких героев, как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов, Марья Болконская- это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Эти герои находятся в постоянном поиске, их не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, им свойственно не останавливаться на достигнутом, наоборот, постоянное совершенствование своей души.
Судьба Пьера Безухова складывается немного иначе:
Он так же совершает много ошибок, но именно благодаря им, он находит цель своего существования и просто истинное счастье.
Будучи неопытным и наивным, Пьер мечется из стороны в сторону. Так, он подружился с Анатолем Курагиным, женился на Элен, вступил в масонство, но именно стремление к совершенствованию помогли молодому человеку перебороть свой страх и нерешительность, научиться управлять собственной судьбой. Свой смысл жизни Пьер обрел в любви и семейном счастье.
Пожалуй, самым ярким персонажем романа является Наташа Ростова. Она сразу привлекает к себе внимание как искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: доброта, способность к самопожертвованию и состраданию, а также умение любить. Пройдя свой нелегкий путь, она превратилась в Наталью Ростову- внимательную дочь, преданную жену, заботливую мать. Она смогла сохранить свою душу чистой, любящей, способной понять чужую боль и беспрестанно совершать добрые поступки. За это Толстой помогает ей найти смысл жизни в семье, муже и материнстве.
Таким образом, Толстой утверждает, что смысл жизни человека заключается в постоянном самосовершенствование, духовном развитии, понимании самого себя и поиске истины. А вот привести к этой истине способна лишь искренняя и чистая любовь и семейное счастье.