в чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных
Задание EB10211
Решение
5 отделов позвоночника — сходство.
Свод стопы есть только у людей.
Мозговой отдел больше лицевого только у людей.
Парные суставные конечности — сходство.
7 шейных позвонков — сходство.
S-образный позвоночник только у человека.
Добавить комментарий Отменить ответ
Похожие задания:
К пищеварительному каналу относят
печень
ротовую полость
пищевод и.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми.
Какие процессы происходят в печени человека?
выработка желчи
выработка.
Выберите процессы, происходящие в тонкой кишке человека. Ответ запишите цифрами.
Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и.
Поджелудочная железа в организме человека
участвует в иммунных реакциях
.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми.
Человек в отличие от животных
имеет кору больших полушарий
образует.
Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
прямой.
Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой,
состоит из.
Установите соответствие между особенностью строения и функции ткани человека и.
Свойствами возбудимости и сократимости обладают ткани:
сердечная мышечная
.
Выберите признаки, по которым ткани отличаются друг от друга.
количество.
Укажите отделы зрительного анализатора
хрусталик
стекловидное тело
.
Выберите участки кровеносной системы человека, входящие в большой круг.
У млекопитающих в правое предсердие поступает кровь
из лёгочной артерии
.
У человека кровь из левого желудочка сердца (выберите три варианта)
при его.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми.
Выберите три правильных ответа из шести. Активную роль в защите человека от.
Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три.
К периферической нервной системе относят:
мост
мозжечок
нервные узлы.
Выберите три последствия раздражения симпатического отдела центральной нервной.
Выберите функции парасимпатической нервной системы.
Усиливает вентиляцию.
Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они
обеспечивают.
Выберите признаки уловных рефлексов.
видоспецифичные
групповые
имеют.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку и запишите в таблицу цифры.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение рефлекторной дуги».
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми.
В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных
Череп. Соединение костей. Сходство скелетов человека и млекопитающих животных и различия между ними
Сначала следует показать на препарате мозговую и лицевую части черепа, дать названия костей. Если есть возможность, полезно показать пирамиды височных костей и основную кость. Они составляют дно мозгового отдела. Учащимся можно сказать, что внутри пирамидок находятся рецепторы слуха и органов равновесия. Нужно показать проекцию среднего и внутреннего уха (см. с. 8). Далее следует рассказать о швах, неподвижных соединениях костей черепа. После этого можно перейти к сравнению черепа человека и млекопитающего животного (овцы, кошки, кролика, собаки). Скелеты мелких млекопитающих можно раздать на парты, череп человека или таблицу преподаватель демонстрирует сам.
Задание 1. Сравнить череп человека и млекопитающего животного. Устно ответить на следующие вопросы:
1. Как развиты мозговой и лицевой отделы черепа у человека и млекопитающих животных? (У человека мозговой отдел значительно больше лицевого, что связано с сильным развитием мозга.)
3. Человека от животных отличает речь. Речевые движения связаны с работой мышц, прикрепляющихся к подбородочному бугру. Преподаватель показывает его. Имеется ли подбородочный бугор у млекопитающих животных? (Нет, нижняя челюсть животных как бы скошена.)
Далее следует остановиться на значении скелета в защите спинного и головного мозга.
Задание 2. Определить, куда ведет затылочное отверстие.
Нередко этот простой вопрос затрудняет восьмиклассников. Некоторые из них считают затылочное отверстие «горлом». Чтобы опровергнуть это ошибочное суждение, учитель прикладывает череп к позвоночному столбу, и учащиеся видят, что через затылочное отверстие головной мозг сообщается со спинным. Преподаватель подчеркивает, что спинной и головной мозг располагается в прочном костном футляре. Далее можно показать, что рост черепа связан с ростом мозга.
Задание 3. Объяснить, почему череп состоит из отдельных сросшихся костей, а не из одной цельной кости (нижняя челюсть во внимание не принимается).
Чтобы помочь учащимся ответить на этот вопрос, полезно рядом с черепом взрослого человека положить модель черепа ребенка с обозначенными родничками. Можно использовать и кадры 34, 35 диафильма, а также соответствующий рисунок учебника.
Если учащиеся не отвечают сразу на главный вопрос, можно дать наводящий: «Мог бы расти череп ребенка, если бы он состоял из одной цельной кости?» Учащиеся отвечают на этот вопрос отрицательно и высказывают мысль, что каждая кость черепа растет отдельно. Эту мысль учитель подхватывает, рассказывая, что у человеческого плода череп состоит из перепончатой соединительной ткани, что в определенных участках происходят окостенения, что кости нарастают с краев до тех пор, пока не достигнут размеров костей черепа взрослого человека. Только тогда кости соединяются неподвижными соединениями, образуя швы. Рост черепа идет параллельно с ростом мозга.
После этого, повторив материал о полуподвижных соединениях, учитель переходит к рассмотрению сустава. Вначале, используя кадр 27 диафильма, полезно предложить учащимся на себе найти плечевые, локтевые, лучезапястные, бедренные, коленные и голеностопные суставы, убедиться, что они являются осями движения костей. Далее по схеме нужно разобрать строение сустава и просмотреть первый фрагмент фильма «Суставы». Убедившись, что основные сведения по морфологии сустава поняты, можно перейти к тренировочным упражнениям (рис. 10).
Задание 4. Используя кадр 29 диафильма, отметить признаки, которые обеспечивают прочность соединения костей в суставе. (Связки, суставная сумка, отрицательное давление внутри сустава.)
Задание 5. Используя кадр 28 диафильма, отметить признаки, которые обеспечивают подвижность соединения костей в суставе. (Соответствие суставной головки одной кости суставной впадине другой; гладкие и скользкие хрящи, покрывающие головку и суставную впадину обеих костей; суставная жидкость, играющая роль смазки.)
Задание 6. Выяснить, почему подвижный сустав может стать неподвижным и закрепить кости в приданном положении.
Учитель вызывает к доске ученика. Преподаватель сгибает руку испытуемого в локтевом суставе. Затем предлагает зафиксировать руку и показывает, что после этого, для того чтобы согнуть или разогнуть руку испытуемого, требуется затратить значительное усилие.
Учитель задает вопрос: «Почему при закреплении костей в суставе трение между суставной ямкой одной кости и суставной головкой другой сильно возрастает?» Учащиеся объясняют это тем, что мышцы прижимают кости друг к другу. Учитель предлагает прощупать двуглавую и трехглавую мышцы в момент закрепления костей в суставе и убедиться, что обе мышцы находятся в состоянии сокращения. Далее нужно выяснить значение суставного хряща. Преподаватель показывает скелет руки и обращает внимание на то, что даже прижатые друг к другу кости плеча и предплечья не смогли бы закрепиться прочно, так как гладкие и твердые поверхности сочленяющихся костей препарата проскальзывали бы относительно друг Друга. Но в организме человека этого не происходит, потому что сочленяющиеся кости покрыты суставным хрящом. Суставные хрящи костей предплечья крепко вдавливаются в суставный хрящ плечевой кости. Доцент Курганского пединститута Л. М. Сойбельман советует показывать рентгенограмму локтевого сустава. На ней обычно хорошо заметна граница между костной и хрящевой тканями. В тетради полезно порекомендовать учащимся сделать следующую запись: «При фиксации сустава мышцы прижимают кости одну к другой, хрящи сочленяющихся костей вдавливаются друг в друга, суставная жидкость вытесняется в складки суставной сумки. Благодаря этому трение между сочленяющимися суставами возрастает настолько, что они могут быть закреплены относительно друг друга».
Указав, что суставы млекопитающих животных сходны с суставами человека по строению и выполняемым функциям, можно предложить учащимся выполнить следующие задания:
Задание 7. Установить, что скелет млекопитающих животных и человека состоит из одних и тех же отделов, отделы включают одни и те же кости, а сходные кости имеют сходные сочленения.
Задание удобно выполнить в форме таблицы (табл. 1).
Таблица 1. Черты сходств в строении скелета человека и млекопитающих животных, доказывающие общность их происхождения
Учитель указывает на большое сходство в строении скелетов человека и млекопитающих животных. Различия в соединении костей копчика у человека и млекопитающих животных несущественны. Из этого сопоставления учащиеся делают вывод, что человек произошел от животных и что по своему систематическому положению он относится к млекопитающим.
Задание 8. Указать отличительные признаки человека, связанные с трудовой деятельностью, прямохождением, развитием мозга.
Это задание хорошо выполняется в форме таблицы (табл. 2).
Таблица 2. Специфические признаки в строении скелета человека, отличающие его от скелета млекопитающих животных
Сходство скелетов человека и млекопитающих животных как доказательство.
Человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов. Ближайшими эволюционными родственниками человека являются шимпанзе, гориллы и орангутанги. Это обусловливает очень большое сходство скелета человека со скелетами других млекопитающих, и особенно приматов.
Скелет человека, так же как скелеты других млекопитающих, состоит из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов конечностей и скелета собственно конечностей. Однако у человека лучше, чем у других млекопитающих, развит мозг, человек отличается способностью к труду и прямохождением. Эти особенности наложили отпечаток на строение скелета человека.
Сравнительный ряд скелетов, свидетельствующий о различии и сходстве в их строении:
1 – горилла; 2 – неандерталец; 3 – современный человек
Так, объем черепной полости человека больше, чем у любого животного с такими же размерами тела. Размеры лицевой части черепа у человека меньше, чем мозговой, а у животных – наоборот. Это связано с тем, что животные питаются сырой пищей, которую трудно измельчать, и поэтому они имеют большие челюсти и зубы, которые являются еще и органами защиты. Объем же мозга у животных относительно размеров тела гораздо меньше, чем у человека. Позвоночник у животных не имеет значительных изгибов, а у человека имеет 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный и крестцовый. Эти изгибы появились в связи с прямохождением и обеспечивают позвоночнику упругость при ходьбе, беге, прыжках.
Грудная клетка у животных сжата спереди назад. У животных масса тела распределена между всеми четырьмя конечностями и таз не очень массивен. У человека вся масса тела опирается на нижние конечности, таз – широкий и прочный.
Скелет передних и задних конечностей у животных не очень сильно различается между собой. У человека кости нижних конечностей толще и прочнее, чем верхних. Имеются также сильные различия в строении стопы и кисти человека. Строение пальцев рук дает возможность человеку выполнять сложные виды работ.
Человек так же, как и другие млекопитающие, имеет зубы трех видов: клыки, резцы и коренные, однако число и форма этих зубов у человека и представителей других отрядов млекопитающих очень сильно различаются.
Сходство скелета человека и человекообразных обезьян является одним из доказательств того, что у человека имеются общие с этими обезьянами предки.
БИЛЕТ 7
· Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен
Основой жизнедеятельности клетки и организма являются обмен веществ и превращение энергии. Обмен ее ществ и превращение энергии — совокупность всех реакций распада и синтеза, протекающих в клетке или во всем организме, связанных с выделением или поглощением энергии. Обмен веществ и превращение энергии состоит из двух взаимосвязанных, но противоположных процессов — ассимиляции и диссимиляции (рис. 53).
Рис. 53. Схема взаимосвязей обмена веществ и превращения энергии в клетке
Диссимиляционные процессы — это дыхание, брожение, гликолиз. Основные конечные продукты при этом — вода, углекислый газ, аммиак, мочевина и молочная кислота.
Ассимиляция (от лат. ассимиляций — усвоение) — это совокупность реакций синтеза высокомолекулярных органических веществ из низкомолекулярных органических или неорганических. В процессе ассимиляции происходит поглощение энергии, которая образуется в результате распада АТФ. Так, органические вещества, например углеводы, синтезируются в растительных клетках из углекислого газа, воды и минеральных солей.
Итак, основное вещество, которое обеспечивает все обменные процессы в клетке — это АТФ. В процессе диссимиляции происходят синтез молекул АТФ и запасание в них энергии.
Типы обмена веществ. Единственный источник энергии на Земле — это Солнце. Благодаря солнечной энергии происходит первичный синтез органических веществ из неорганических — фотосинтез. Энергия Солнца аккумулируется в синтезированных органических веществах, превращаясь в энергию химических связей. В процессе питания организмы расщепляют органические вещества, а выделяющаяся при этом энергия запасается в молекулах АТФ. В дальнейшем она используется в реакциях ассимиляции.
По способу получения энергии и синтеза органических веществ все организмы делят на автотрофные и гетеротрофные (рис. 54). Автотрофные организмы, или автотрофы (от греч. аутос — сам и трофо — пища, питание) синтезируют органические вещества из неорганических. К автотрофам относят все зеленые растения и цианобактерии. Автотрофно питаются и хемосинтезирующие бактерии, использующие энергию, которая выделяется при окислении неорганических веществ, например серы, железа, азота.
Процессы диссимиляции у организмов также различаются. Аэробным организмам, или аэробам (от греч. аэр — воздух и биос — жизнь) для жизнедеятельности необходим кислород. Дыхание для них является главной формой диссимиляции. Богатые энергией органические вещества в присутствии кислорода полностью окисляются до энергетически бедных неорганических веществ — углекислого газа и воды.
Анаэробным организмам, или анаэробам (от греч. а, ан — отрицательная частица) кислород не нужен: процессы их жизнедеятельности могут протекать в бескислородной среде. Органические вещества в этом случае расщепляются не полностью. Поэтому продукты их жизнедеятельности могут использовать другие организмы. Например, все молочнокислые продукты являются результатом жизнедеятельности анаэробных молочнокислых бактерий.
Большинство организмов на нашей планете — аэробы: все растения, животные (за исключением некоторых паразитов), основные группы грибов и бактерий. Число анаэробов значительно меньше: это многие почвенные микроорганизмы (бактерии и грибы), внутренние паразиты, утратившие способность использовать кислород в связи с образом жизни.
Клеточное дыхание – это биохимический процесс в клетке, протекающий с участием ферментов, в результате которого выделяется вода и углекислый газ, энергия запасается в виде макроэргических связей молекул АТФ. Если этот процесс протекает в присутствии кислорода, то он носит название аэробный, если же он происходит без кислорода то он называется анаэробным.