в чем состоит шекспировский вопрос
Шекспировский вопрос
Впервые мысль о том, что произведения Шекспира написаны не им, а Фрэнсисом Бэконом, была высказана в конце XVIII века, однако она не получила поддержки и осталась известной только узкому кругу.
Так называемый «шекспировский вопрос» возник в середине XIX века; мысль о другом авторе была четко высказана Джозефом Хартом в «Романе о прогулке на яхте» (1848). Впрочем, еще за год до этого Чарльз Диккенс высказался в одном из своих писем: «Это какая-то прекрасная тайна, я каждый день трепещу, что она окажется открытой». В числе тех, кто выражал сомнение в авторстве Шекспира, были такие известные люди, как Марк Твен, Ральф Олдо Эммерсон, Уолт Уитмен, Бисмарк, Дизраэли. Причина этого удивительного явления легко объяснима: достаточно известный образ Шекспира не соответствовал тогдашнему представлению о гении. В 1856 году американка Делия Бэкон (она была не родственницей, а лишь однофамилицей философа, однако это совпадение фамилий, возможно, сыграло психологическую роль) напечатала статью, а через год и книгу «Раскрытая философия пьес Шекспира». Она считала пьесы результатом коллективного творчества, уделяя главные роли Фрэнсису Бэкону и Уолтеру Рэли. Считая, что под могильным камнем в стратфордской церкви спрятаны какие-то важные документы, Делия Бэкон попыталась отодвинуть камень и проникнуть в могилу, однако была задержана. Нарушение эпитафии, которая, возможно, и вызвала ее интерес к могиле, обернулась для Делии Бэкон суровой концовкой; она тяжело заболела и вскоре умерла в психиатрической больнице.
Тем временем Фрэнсис Бэкон надолго стал основной фигурой. В 1867 году был найден нортумберлендский манускрипт, где рядом были написаны собственное имя Бэкона и имя Уильяма Шекспира, названия шекспировских пьес, несколько строф из «Насилия над Лукрецией», латинизированное слою из «Бесплодных усилий любви». Вскоре, правда, выяснилось, что почерк на этом манускрипте совершенно не соответствует почерку Бэкона. Нашедшим пришлось утверждать, что манускрипт написан его родственником. Поскольку Фрэнсис Бэкон интересовался шифрами и посвятил им отдельное исследование, бэконианцы занялись изучением шифров — как в текстах произведений, так и в линиях типографского шрифта. Все эти «поиски» нередко доходили до откровенного фарса.
Вскоре появились и новые претенденты: Уильям Стэнли, граф Дерби (1561—1642), Эдвард де Вер, граф Оксфорд (1550—1604). Почему-то именно граф Оксфорд стал сейчас на Западе главным претендентом в Шекспиры. Однако совершенно невозможно объявить его автором тех пьес, которые были написаны после его смерти и содержат намеки на современные им события.
В книге «Человек, который был Шекспиром» (1955) американец Калвин Гоффман заявил, что Кристофер Марло вовсе не был убит 30 мая 1593 года (первым эту мысль высказал в 1895 году другой американец, адвокат Уильям Глисон Цейглер, посвятивший теории исторический роман, но только Гоффман разработал марловианскую теорию действительно масштабно). Вместо Марло погиб другой человек; сделана эта мистификация была для того, чтобы спасти его от преследований со стороны властей. По мнению Гоффмана, Марло скрывался в имении Уолсингема, под именем Уильяма Шекспира передавая актерской труппе и издателям свои сочинения. В 1956 году Гоффман предпринял раскопки склепа Уолсингемов, где рассчитывал отыскать рукописи Марло, однако, естественно, ничего не обнаружил. Выдвигалось также предположение, что Марло был связан с кругом графини Мэри Пембрук и даже с самим королем Джеймсом. Еще Делия Бэкон выдвинула предположение о коллективном авторстве. В 1920-е годы проблема коллективного авторства начала рассматриваться довольно активно (особенно школой Робертсона). Правда, к коллективному авторству многие начали привлекать других известных драматургов. Иначе поступил Гилберт Слэйтер, который в своей комически названной книге «Семь Шекспиров» (вспоминается рассказ Конанн Дойла «Шесть Наполеонов») включил в число соавторов Фрэнсиса Бэкона, графов Дерби, Оксфорда и Ратленда, Уолтера Рэли, Кристофера Марло и графиню Пембрук Из всех семерых только Марло прославился как драматург.
У нас большую популярность получила теория об авторстве графа Ратленда. Впервые эту гипотезу выдвинул в своей статье 1893 года все тот же адвокат Глисон Цейглер, вскоре перешедший на сторону Марло. Теория была поддержана американскими и немецкими учеными, однако главную роль сыграл бельгиец Селестен Демблон. Впрочем, уже сразу не обошлось без откровенных подтасовок Демблон написал, что вместе с Ратлендом в падуанском университете учились датские студенты Розенкранц и Гильденстерн, однако факсимиле или фотокопии списка студентов так и не были опубликованы. Не опубликованы они и до сих пор. Идеи Демблона развивали некоторые ученые, включая русского профессора П. Пороховщикова, который после гражданской войны эмигрировал в США. Еще в конце XIX века в принадлежащем семейству Ратлендов замке Бельвуар был обнаружен рукописный вариант песни из «Двенадцатой ночи». Пороховщиков определил, что он написан рукой Ратленда; при этом в тексте были некоторые изменения. Что же удивительного, если бывший страстным театралом Ратленд записал понравившуюся ему песню, причем записал по памяти и из-за этого сделал некоторые ошибки.
Гилилов уделил большое внимание тому, что в 1612 году Шекспир и Бёрбедж получили от нового графа Ратленда (брата покойного) деньги за некую «импрессу моего лорда». Это кажется ему странным, и он усматривает здесь какую-то связь с его теорией. Между тем «импресса» уже давно определена шекспироведами как эмблема для рыцарского турнира. Известно, что Бёрбедж был художником-любителем — ничего странного в такой работе нет. Шекспир же мог придумать основную идею этой эмблемы. В 1616 году Бёрбедж уже один получил деньги за такую работу. При этом он, видимо, пользовался той же идеей, которую раньше придумал Шекспир.
Эту проблему решила в своей теории Марина Литвинова.
Уже давно замечено, что на гравюре Дройсхута в Первом фолио лицо заменено маской, которая, впрочем, напоминает Чандосский портрет, в подлинности которого не приходится сомневаться. В начале XX века специалисты из лондонского журнала для портных определили, что одна половина кафтана показана спереди, а другая — сзади (впрочем, в обманчивости этого можно убедиться, посмотрев на портрет графа Дорсета, написанный художником И. Оливером). Однако М. Литвинова продолжает верить в «тайну кафтана» и даже утверждает, что все это она определила сама. В «тайне» Литвинова видит символ того, что произведения Шекспира написаны двумя авторами: Ратлендом и Фрэнсисом Бэконом.
По крайней мере проблема с памфлетом Грина оказывается полностью разрешенной: ранние пьесы принадлежат, оказывается, Бэкону. Правда, как и обычно, не хватает самого главного: отсутствуют доказательства.
Вообще, хороших «Шекспиров» подобрала Литвинова: карьерист и взяточник Бэкон, который, будучи сначала другом Эссекса, затем стал общественным обвинителем на его процессе и, не угомонившись даже после казни графа, выпустил брошюру, где поливал того грязью; Ратленд, который из-за импотенции (по другой версии, из-за полученного в Италии сифилиса) не мог жить со своей женой, однако ревновал ее ко всем подряд и всячески изводил этой ревностью. На процессе Эссекса Ратленд был обвиняемым, однако вел себя настолько трусливо, что его ближайший друг граф Саутгемптон после этого прекратил с ним какие-либо отношения.
Сонеты, по мнению Литвиновой, были написаны Ратлендом и посвящены его жене (за исключением некоторых, посвященных Саутгемптону). Поэтом-соперником был Джон Донн, а к своей жене Ратленд обращался даже «мой мальчик». Комментарии, как я думаю, здесь излишни.
Вышедшая в 2003 году книга под странными псевдонимами отца Козминуса и отца Мелехция, немецких монахов, которые почему-то цитируют только книги и статьи, написанные на русском языке, также называет двух авторов — уже упоминавшегося выше главного западного претендента графа Оксфорда и якобы оставшегося в живых Филипа Сидни. Эта новая теория, совмещенная также с идеями новой хронологии, похоже, является откровенной пародией. Главную ценность книги представляет собой удачная критика изысканий Гилилова.
Больше чем за полтора века шекспировский вопрос не смог предъявить в отношении хоть кого-нибудь из претендентов убедительных доказательств. Главное же, что отсутствуют доказательства, отрицающие авторство самого Шекспира. Идея основана лишь на нежелании снобов признать пайщика театральной труппы и успешного коммерсанта великим гением. Александр Аникст, справедливо называя шекспировский вопрос клеветой, упоминал, что Вольтер был богатым и прижимистым помещиком, что Гете получал от своих издателей самые высокие для того времени гонорары. По мнению Аникста, «сентиментальное представление о великих художниках не имеет ничего общего с действительностью».
Пастернак же писал: «Почему именно посредственность с таким пристрастием занята законами великого? У нее свое представление о художнике, бездеятельное, усладительное, ложное. Она начинает с допущения, что Шекспир должен быть гением в ее понимании, прилагает к нему свое мерило, и Шекспир ему не удовлетворяет»
Собственно, сторонники подлинного Шекспира, которых противники называют «стратфордианцами» (если бы у нас существовал пушкинский вопрос, сторонников авторства Пушкина надо было, вероятно, называть «михайловцами» или «болдинцами»), не обязаны приводить никаких доказательств в защиту Шекспира. Тем не менее такие доказательства есть, и их достаточно много. Все серьезно рассматриваемые претенденты, даже происходивший из той же среды городских ремесленников Марло, имели университетское образование, а в университетах уделялось повышенное внимание греческому языку (больше, чем латинскому). Между тем, исследования римских трагедий Шекспира (не имевшие, кстати, к шекспировскому вопросу никакого отношения) показали, что Плутарх в них часто цитируется просто буквально и использован был при этом английский перевод. Человек с университетским образованием не мог бы из-за опечатки в «Хрониках» Холиншеда перепутать Людовика IX с Людовиком X; зато это вполне естественно для человека с несколько поверхностной эрудицией, каким, без сомнения, был Шекспир.
Можно и дальше защищать великого писателя от интеллектуального шулерства демблонов и гилиловых. Но лучше всего положить конец этой затянувшейся и бездарной комедии, которая носит название «шекспировский вопрос».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Copyright © Уильям Шекспир — материалы о жизни и творчестве 2005—2021.
Шекспировский вопрос
«Шекспировский вопрос» — обсуждаемая рядом исследователей проблема авторства корпуса произведений, известных под именем Уильяма Шекспира. Название возникло по аналогии с гомеровским вопросом.
Обстоятельства жизни Шекспира сравнительно мало известны, он разделяет судьбу подавляющего большинства других английских драматургов эпохи, личной жизнью которых современники мало интересовались. Существует точка зрения, так называемое «антистратфордианство» или «нестратфордианство», сторонники которой отрицают авторство известного из источников актёра Шекспира (Шакспера) из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» — это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц (скорее всего, с ведома реального Шекспира из Стратфорда). При этом, учитывая, что ряд современников приписывают шекспировские произведения именно Шекспиру из Стратфорда, обычно эти версии включают в себя ту или иную теорию заговора.
Недвусмысленное отрицание традиционной точки зрения известно начиная с 1848 года (Харт), хотя ряд авторов видит те или иные намёки на шекспировский вопрос и в более ранней литературе (с XVIII в.). Вместе с тем, среди нестратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором (авторами) шекспировских произведений. Число вероятных кандидатур, предложенных различными исследователями, к настоящему времени насчитывает несколько десятков.
Содержание
Критика традиционных взглядов («нестратфордианство»)
«Нестратфордианская» линия исследований подвергает сомнению возможность написания Шекспиром из Стратфорда «шекспировского канона» произведений.
Сторонники этой теории полагают, что известные об актере Шекспире из Стратфорда факты входят в противоречие с содержанием и стилем шекспировских пьес и стихотворений. Нестратфордианцами выдвинуты многочисленные теории относительно их настоящего авторства. В частности, в качестве кандидатов на авторство пьес Шекспира нестратфордианцы называют Фрэнсиса Бэкона, Кристофера Марло (якобы не погибшего в 1593 г. и продолжавшего писать под именем Шекспира), Эдуарда де Вера (графа Оксфорда), Роджера Меннерса (графа Рэтленда), королеву Елизавету, итальянца по имени Микеланджело Кроллаланца (фамилия которого значит «тряси копьём», как и «Шекспир»), и других (соответственно «бэконианская», «рэтлендианская» и т. п. гипотезы). Как правило, все предлагавшиеся кандидаты занимали более высокую позицию в общественной иерархии, чем Шекспир, и прожили более наполненную событиями жизнь, чем стратфордский актёр.
Аргументы нестратфордианцев
Версия нестратфордианцев основывается, в числе прочих, на следующих обстоятельствах:
Представители нестратфордианства
«Шекспировский вопрос» возник и стал развиваться в Америке; американцем был Джозеф Колман Харт, первым недвусмысленно заявивший в печати, что Шекспир из Стратфорда не был автором приписываемых ему пьес (1848). Харт, которому не были известны свидетельства современников о Шекспире, ещё не строил теории заговора, а допускал, что истинное авторство пьес с течением времени было просто забыто и приписано Шекспиру гораздо позже. С интересом к шекспировскому вопросу относились такие крупные американские писатели XIX века, как Уолт Уитмен и Марк Твен. В XX веке обсуждение авторства шекспировских пьес стало популярным и в Европе. Список знаменитостей, привлеченных нестратфордианством позже, включает таких людей, как Зигмунд Фрейд, актёр Майкл Йорк и член верховного суда США Джон Пол Стивенс.
Внимание к шекспировскому вопросу в русской культуре возникает в 1920-е годы, когда о нём высказывался Анатолий Луначарский, а Владимир Набоков написал стихотворение «Шекспир»: здесь герой выведен вельможей времён Елизаветы, чьи «труды привык подписывать за плату ростовщик». Большую часть советского периода в печати была принята исключительно традиционная трактовка, а версии скептиков разбирались в критическом контексте (как у литературоведов, так и, например, в эссе Юрия Домбровского [9] ). В постсоветское время шекспировский вопрос вновь получил популярность.
Бэконианская версия
В 1850-е годы американская учительница и писательница Делия Бэкон ездила в Англию и пропагандировала гипотезу об авторстве своего однофамильца Фрэнсиса Бэкона, позже её развивал политик-популист Игнатиус Доннелли, вице-губернатор Миннесоты, конгрессмен и автор трудов об Атлантиде. Во второй половине XIX века — начале XX века бэконианская теория была самой популярной (некоторое время единственной) из антистратфордианских теорий, но к середине XX века отступила на второй план перед оксфордианской.
В книге Вирджинии М. Феллоуз «Код Шекспира» (русский перевод 2008) автор доказывает авторство Фрэнсиса Бэкона, а также наличие в печатных оригиналах первых фолио зашифрованных, порой стихотворных, посланий будущим вероятным дешифровщикам, содержащих ответы на многие исторические неувязки, раскрывающих тайны английского двора и другую информацию, которой Бэкон не мог «поделиться» при жизни. Все это, по мнению автора, Бэкон делал не в одиночку, а при помощи круга приближённых к нему лиц.
Оксфордианская версия
Широко известной является теория об авторстве придворного елизаветинской эпохи и поэта Эдварда де Вера, графа Оксфорда (1550—1604): впервые эта гипотеза предложена английским школьным учителем Дж. Томасом Луни в 1920 году. Наиболее влиятельная книга в этом направлении написана Ч. Огберном. По популярности оксфордианская версия со временем превзошла исторически более раннюю бэконианскую и в начале XXI века является наиболее распространённой. Очевидной сложностью для этой версии является ранняя дата смерти Оксфорда, то есть до появления 10 шекспировских пьес, включая «Бурю» и «Макбета»; оксфордианцы предлагают разные теории, объясняющие это несоответствие.
В художественном фильме «Аноним» (2011) представлена версия авторства Оксфорда, что способствовало популяризации шекспировского вопроса. В знак протеста против выхода фильма организация шекспироведов «Shakespeare Birthplace Trust» перечеркнула имя Шекспира на дорожных знаках в графстве Уорикшир, а памятник драматургу в Стратфорде-на-Эйвоне закрыла полотном. [10]
Рэтлендианская версия
Гипотеза об авторстве Рэтленда ранее выдвигалась и англоязычными авторами, однако далеко не так популярна в «нестратфордианских» кругах на Западе, как «бэконианская» или «оксфордианская» гипотезы, прежде всего потому, что в отличие от философа Бэкона и поэта Оксфорда, Рэтленд не оставил каких-либо следов увлечения литературным творчеством. В России же книга Гилилова вызвала ряд продолжений и подражаний. Так, в 2008 году вышла книга Сергея Степанова «Уильям Шекспир», где на основе собственного перевода автор доказывает, что сонеты У. Шекспира — переписка Рэтленда, Пембрука и Елизаветы Сидни-Рэтленд.
Другие гипотезы
В 2008 году вышла книга переводчицы Марины Литвиновой «Оправдание Шекспира», где автор отстаивает версию, что произведения Шекспира были созданы Бэконом и Рэтлендом совместно.
В 2003 году вышла книга «Шекспир. Тайная история» авторов, выступивших под псевдонимом «О. Козминиус» и «О. Мелехций». Авторы проводят детализированное расследование, говоря о Великой Мистификации, результатом которой якобы явилась не только личность Шекспира, но и многие иные известные деятели эпохи.
Шекспировский вопрос
История шекспировского вопроса
Шекспировский вопрос впервые был поднят в 1772 году, когда было выдвинуто предположение о том что Фрэнсис Бэкон является автором произведений. Герберт Лоренс, друг знаменитого актера Дэвида Гаррика выразился так: «Бэкон сочинял пьесы. Нет надобности доказывать, насколько он преуспел на этом поприще. Достаточно сказать, что он назывался Шекспиром». Читать далее.
И.Гилилов. Интересные факты о Шекспире
Шекспировский вопрос возник из-за невиданного в мировой культуре противоречия между тем, что известно об авторе из его произведений, и теми бесспорными фактами, которые говорят о жизни и делах Уильяма Шакспера из Стратфорда. Читать далее.
Игра великого ума
Поколения исследователей собрали столько фактов, что от веры в авторство Шакспера не осталось камня на камне. Оказалось, Шакспер занимался ростовщичеством и тягал по судам беднягу соседа-кузнеца, вовремя не сумевшего расплатиться. Как-то это мало сопрягается с характером человека, написавшего «Венецианского купца». Читать далее.
Кандидаты на авторство
Фильм «Аноним»
Фильм «Аноним» попытается ответить на вопрос, который на протяжении веков интриговал умы академиков и одаренных личностей, начиная от Марка Твена и Чарльза Диккенса, Генри Джеймса и Зигмунда Фрейд, а именно: кто был автором пьес Уильяма Шекспира? Читать далее.
Ссылки на другие источники (версии, гипотезы, книги):
Книги о проблеме авторства:
Шекспировский вопрос
Первый раз о существовании так называемого Шекспировского вопроса я узнала, посмотрев фильм Роланда Эммериха «Аноним». Теория о том, что Уильям Шекспир никогда на самом деле не писал свои произведения меня заинтересовала, и я решила углубиться в различные источники, что бы подробней узнать о самой теории и может быть даже найти ответ на эту загадку.
О жизни Шекспира мало что известно, как и о большинстве других английских драматургов эпохи правления Елизаветы I, личной жизнью которых современники не интересовались. Существует точка зрения, так называемое «антистратфордианство» или «нестратфордианство», сторонники которого отрицают авторство известного из источников актёра Шекспира из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» — это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц.
Недвусмысленное отрицание стратфордианской точки зрения известно с 1848 года, хотя ряд авторов видит те или иные намёки на шекспировский вопрос и в более ранней литературе (с XVIII в.). Среди антистратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором (авторами) шекспировских произведений. К настоящему времени число кандидатур, предложенных разными исследователями вопроса, составляет около 80. Но самыми известными из предполагаемых истинных авторов великих произведений являются
Оксфорд, Бэкон, Дерби и Марло (по часовой стрелке с левого верхнего угла, Шекспир в центре)
Поговорим сначала о самом Шекспире
Он был рождён, воспитан и похоронен в Стратфорде_на-Эйвоне, где также продолжал заниматься хозяйством в период своей лондонской карьеры. Рыночный город с населением около 1500 человек, находящийся в 160 километрах к северу от Лондона, Стратфорд был центром забоя и продажи овец, а также дубления шкур и торговли шерстью. Антистратфордианцы часто изображают город как место, лишённое понятий о культуре, в котором не было необходимых условий для воспитания гения, и говорят о Шекспире как о невежественном и неграмотном человеке.
Джон Шекспир, отец Уильяма Шекспира, был перчаточником и одним из членов управляющего городом совета. Он был женат на Мэри Арден, дочери местного джентри. Под свадебным договором оба поставили крестик, а других вариантов их подписей не сохранилось. Этот факт часто используется как доказательство того, что Шекспир воспитывался в неграмотной семье. Также нет доказательств грамотности двух дочерей Шекспира, за исключением двух подписей Сюзанны, которые, однако, многие исследователи называют скорее «рисованными», чем написанными уверенной рукой. Другая дочь Уильяма Шекспира, Джудит, ставила на официальных документах крестик.
Антистратфордианцы считают, что окружение Шекспира несовместимо с содержанием его произведений, так как автор демонстрирует в них своё глубокое знакомство с политикой и культурой как Англии, так и зарубежных стран, а также с аристократическими видами спорта: охотой, соколиной охотой и теннисом. Некоторые считают, что в его произведениях высказывается презрение к необразованным простолюдинам, и он изображает их комично, делая объектом насмешек.
Сохранившиеся подписи Шекспира и титульные листы изданий его работ по-разному воспроизводят его фамилию. Его фамилия фигурирует в различных вариациях как на литературных, так и на официальных документах, особенно различаются рукописные варианты. Этот факт часто используется в качестве доказательства того, что Шекспир не тот человек, который создал приписываемые ему произведения, и его имя было использовано как псевдоним истинным автором. Имеется ряд случаев передачи фамилии Шекспира через дефис: «Shake-speare» или «Shak-spear» (букв. «Потрясатель копьём»). Большинство антистратфордианцев используют этот факт как доказательство использования псевдонима, утверждая, что такой способ записи часто использовался для создания описательного образа вымышленных театральных персонажей, а также литературных псевдонимов.
Причины, по которым истинный автор использовал псевдоним, чаще всего варьируются в зависимости от социального положения предполагаемого автора. Аристократы, такие как Оксфорд и Дерби, использовали псевдоним, чтобы защитить себя от позора, так как в ту эпоху подобное занятие не считалось достойным придворного. Если предполагаемый автор не принадлежал к высшей знати, то предполагается, что он использовал псевдоним, чтобы избежать преследований со стороны властей: Бэкон за пропаганду республиканской формы правления, а Марло, чтобы не выдать себя после смерти, инсценированной для спасения от тюремного заключения или казни.
Отсутствие документальных свидетельств
Антистратфордианцы говорят, что никакие документы явно не подтверждают то, что Шекспир был писателем, и, напротив, доказывают, что он сделал карьеру бизнесмена и инвестора недвижимости; любая известность, которую он, возможно, имел в театральном мире Лондона (для скрытия реального автора), связана с тем, что он владел театральными акциями. Они также считают, что все свидетельства литературной карьеры были сфальсифицированы, чтобы оградить личность истинного автора пьес.
Обстоятельства смерти Шекспира
Шекспир умер 23 апреля 1616 года в Стратфорде, оставив завещание, распределяющее его достаточно большое имущество. Завещание Шекспира из Стратфорда — объёмный и подробный документ, однако в нём не упоминается ни о каких книгах, бумагах, поэмах, пьесах. На момент смерти Шекспира 18 его пьес оставались неопубликованными, тем не менее, о них тоже ничего не сказано в завещании. Единственная отсылка к театру — завещание денег коллегам-актёрам с тем, чтобы они могли купить траурные кольца; но внесён этот пункт был уже после подписания завещания, что бросает тень на подлинность данного момента
Оксфордианцы ( приверженки теории о том, что настоящим автором произведений был граф Оксфорд) считают, что фраза «наш бессмертный поэт» (англ. our ever—living Poet) (эпитет, которым обычно восхваляли умершего поэта, подразумевая, что своим творчеством он принёс себе бессмертие) из посвящения к сонетам Шекспира, опубликованным в 1609 году, означает, что истинный автор к тому времени уже умер. Оксфорд умер в 1604 году, пятью годами раньше.
Рассмотрим основных кандидатов на авторство бессмертных произведений
Фрэнсис Бэкон
Основным кандидатом в XIX веке считался один из величайших умов якобианской Англии Фрэнсис Бэкон, политик, философ, писатель и учёный. Данная теория опиралась на исторические и литературные домыслы и на предполагавшиеся криптографические открытия
Уильям Генри Смит первым предложил Бэкона на роль автора в 1856 году. Он сравнил бэконовское «под поэзией мы понимаем… вымышленную историю» с шекспировским «самая правдивая поэзия — вымысел» («Как вам это понравится», 3.3.19—20. Вскоре после этого Делия Бэкон выступила с утверждением, что в пьесах спрятаны политические значения и параллели между этими идеями и работами Бэкона. Бэконианцы предполагают, что большое число юридических аллюзий в шекспировском каноне указывает на то, что автор хорошо разбирался в законах. Бэкон стал королевским адвокатом в 1596 году и был назначен генеральным атторнеем в 1613 году. Бэкону также платили за написание речей для ряда увеселительных мероприятий, хотя неизвестно, чтобы он писал пьесы.
Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд
С начала 1920-х годов лидирующим альтернативным кандидатом в авторы был Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд и лорд великий камергер Англии. Оксфорд следовал за отцом и дедом в спонсировании актёрских трупп, и он также покровительствовал компании музыкантов. Оксфорд был важным придворным поэтом, получившим также высокую оценку как драматург от Джорджа Путтенхэма и Фрэнсиса Мереса, включивших его в список «лучших в комедии среди нас». Ни одна его театральная работа, в отличие от стихотворений, не сохранилась. Оксфорд был известен своим покровительством литературе и театру. С 1564 по 1599 год ему было посвящено около 33 работ от таких авторов, как Артур Голдинг, Джон Лили, Роберт Грин и Энтони Мандей. Оксфордианцы верят, что определённые литературные аллюзии указывают на то, что Оксфорд был одним из самых известных анонимных писателей того времени. Они отмечают связи Оксфорда с лондонскими театрами и драматургами времён Шекспира, его родственные связи с покровителями Первого фолио Шекспира, его отношения с Елизаветой I и покровителем Шекспира графом Саутгемптоном, его знания жизни двора, его частных учителей, образование и путешествия по местам, где происходят пьесы Шекспира, в Италии и Франции. Гипотеза об авторстве Оксфорда также основывается на предполагаемых сходствах между биографией Оксфорда и событиями шекспировских пьес, сонетов и поэм; предполагаемых параллелях в языке, выражениях и мыслях из писем Оксофрда и канона.
Предполагается, что Оксфорд использовал писательский псевдоним «Шекспир», поскольку аристократы не могли писать пьесы для публичных представлений. Другая возможная мотивация — политическая, если Оксфорд был любовником королевы Елизаветы; по этой теории, Оксфорд посвятил «Венеру и Адониса», «Обесчещенную Лукрецию» и сонеты их сыну, незаконному наследнику Тюдоров, Генри Ризли, воспитанному как граф Саутгемптон
Именно эту теорию экранизировал в своем фильме «Аноним» Р. Эммерих. Лично мне фильм понравился. Актеры и атмосфера в фильме отличные. Так что кто не смотрел, советую это исправить.
Кристофер Марло
Поэт и драматург Кристофер Марло был рождён в той же социальной среде, что и Шекспир, — его отец был сапожником, отец Шекспира был перчаточником. Марло был старше всего на два месяца, но провёл шесть с половиной лет в Кембриджском университете. Он начал использование белого стихав елизаветинской драме, и его работы получили широкое признание, оказав большое влияние и на Шекспира. Из семи его пьес все, кроме одной или двух, были поставлены впервые до 1593 года.
Марло был изначально предложен в авторы в 1884 году как член группы драматургов. Впервые предложен на роль единственного автора в 1895 году. Теория была возрождена в 1955 году Кальвином Хоффманом и сейчас является ближайшим конкурентом оксфордианцев.
Уильям Стэнли, 6-й граф Дерби
Уильям Стэнли, 6-й граф Дерби был впервые предложен на роль автора в 1891 году Джеймсом Гринстритом; позднее версия была поддержана Абелем Лефранком и другим. Гринстрит обнаружил, что иезуитский шпион Джордж Феннер в 1599 году доложил, что Дерби «занимается сочинением комедий для публичных актёров». В том же году Дерби был указан как спонсор одной из двух детских театральных компаний Лондона «Дети Павла»; у него также была собственная компания, «Слуги Дерби», которая несколько раз в 1600 и 1601 годах выступала при дворе. Дерби был старше Шекспира на три года и умер в 1642 году, так что его длина жизни сходится с консенсусными датировками работ. Его инициалы W. S., и известно, что он подписывался «Will».
В 1582 году Дерби путешествовал по континентальной Европе, посетив Францию и, возможно, Наварру. В Наварре происходит действие «Бесплодных усилий любви», и пьеса может быть основана на событиях, произошедших между 1578 и 1584 годами. Дерби был женат на Елизавете де Вер, чьим дедом по матери был Уильям Сессил, которого некоторые критики считают прообразом Полония из «Гамлета».
Дерби общался с Уильямом Гербертом, 3-м графом Пембруком, и его братом Филиппом Гербертом, графом Монтгомери, позднее 4-м графом Пембруком; им двоим посвящено Первое фолио Шекспира. Когда Дерби около 1628—1629 годов передал имения своему сыну Джеймсу, он назвал Пембрука и Монтгомери опекунами. Старший брат Дерби, Фердинандо Стэнли, 5-й граф Дерби, сформировал группу актёров «Слуги лорда Странга», некоторые члены которой позднее присоединились к «Слугам короля», самой известной компании Шекспира.
Аргументы за авторство Шекспира
Почти все члены академического научного сообщества уверены, что автор пьес «Шекспир» — тот же человек, что и Уильям Шекспир, который родился в Стратфорде в 1564 году и умер в 1616 году. Он стал актёром и акционером труппы «Слуги лорда-камергера» (позднее «Слуги короля»), которая владела театром «Глобус» и эксклюзивными правами на постановку пьес Шекспира с 1594 по 1642 год. После 1596 года Шекспир также мог считаться почётным «джентельменои»; тогда его отцу было разрешено иметь герб.
Шекспироведы не видят причин считать, что имя «Шекспир» — это псевдоним — или же что актёр был прикрытием для реального автора: записи современников называют Шекспира писателем, а драматурги-современники Шекспира — Марло, Джонсон, Джон Донн и другие — были не менее, а то и более скромного происхождения (отец Шекспира из Стратфорда был богат и входил в городское правление); современники не сомневаются в том, что Шекспир — подлинный автор пьес.
Исторические свидетельства
Исторические документы однозначно указывают на Шекспира как на автора канона пьес. Кроме имени на титульных страницах изданий пьес и поэм (по крайней мере 23 раза при жизни) он упоминался как известный писатель. Некоторые современники подтверждают единство личностей драматурга и актёра, также есть явное документальное доказательство того, что актёр был уроженцем Стратфорда.
Письменные свидетельства современников Шекспира, а также серьёзные косвенные доказательства личных отношений с людьми, которым приходилось бы общаться с ним как с актёром и драматургом, говорят о том, что автором пьес является он.
Актёры Джон Хеминс и Генри Кондел знали Шекспира и работали с ним более 20 лет. В Первом фолио 1623 года они написали, что издают его, «только чтобы сохранить память о нашем достойном друге и коллеге при жизни, каким был наш Шекспир, скромным предложением его пьес»
Драматург и поэт Бен Джонсон знал Шекспира по меньшей мере с 1598 года; когда «Слуги лорда Чемберлена» ставили пьесу Джонсона «Всяк в своём настроении» в театре «Занавес», Шекспир входил в труппу. Шотландский поэт Уильяи Драммонд записал высказывания Джонсона: последний критиковал Шекспира, считая, что тому недостаёт «художественности», а также за то, что в «Зимней сказке» тот ошибочно поместил Богемию рядом с берегом. В 1641 году, через четыре года после смерти Джонсона, были опубликованы частные записи о его жизни. В комментарии, предназначенном для потомков (Timber or Discoveries), он критикует Шекспира за его подход к драматургии, но восхищается им как человеком: «Он был действительно честен, имел открытую и свободную натуру, обладал превосходной фантазией, смелыми взглядами и мягкостью речи, в которой он растекался с такой лёгкостью, что порой его просто необходимо было остановить»
Работы, приписываемые Шекспиру, являются наиболее изученными светскими литературными произведениями в истории. Комментарии современников и исследования текстов подтверждают, что произведения написаны кем-то, имевшим то же образование, окружение и продолжительность жизни, как и Уильям Шекспир.
Как мы видим, вопрос спорный: с одной стороны есть немало исторических доказательств того, что Уильям Шекспир все-таки являлся настоящим автором бессмертных произведений «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и многих других; с другой стороны антистратфордианцы приводят факты с которыми тоже сложно поспорить.Теории не возникают на ровном месте, и может быть, какая-то доля правды в них все-таки существует. Так что пока личность Уильяма Шекспира остается такой же загадочной, немного перефразировав цитату из его известного произведения, вопрос все же остается : « Был или не был. »