в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ

В чём противоречие реформ Петра

в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть картинку в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Картинка про в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ

Ориентируясь на Европу, Петр I взялся преобразовывать Россию с невиданной до тех пор решимостью. За несколько лет он изменил практически все: начиная от календаря и заканчивая стилем одежды. Многие задаются вопросом, зачем Петру понадобилось ломать Россию?

Противоречивые реформы

Часть исследователей считает, что петровские реформы – своеобразная борьба с боярством, представлявшим ненавистный царю патриархальный уклад, другие видят в этом желание поставить Россию в один ряд с ведущими западными державами.

По-разному историки оценивают и суть реформ. Так, Василий Ключевский полагал, что Петр в своих реформах продолжил начатое его отцом Алексеем Михайловичем, Сергей Соловьев, напротив, подчеркивал революционный характер преобразований Петра.

«Западники» в России были и до Петра, однако, по мнению академика Александра Панченко «европейская ориентация Петра была иной, нежели у «латинствующих». Они были гуманитариями, он – практиком; они культивировали Слово, Петр культивировал Вещь».

Действенность и решительность петровских реформ была достаточно высоко оценена советской историографией. В Петре усматривают едва ли не первого революционера, рискнувшего пойти на ломку старых, тормозивших развитие страны порядков. У современных российских исследователей все чаще можно встретить критику начинаний Петра.

Публицист Александр Никонов считает, что Петр, не обладая системным образованием и будучи человеком «не шибко умным, перенимал в Европе только внешнюю канву, поверхностные порядки, не замечая и не понимая глубинных основ европейского устройства и причин европейского цивилизационного отрыва».

Одной из задач петровских реформ было стремление выйти в Балтийское море. Но для историка и доктора философии Андрея Буровского это был совершенно ненужный шаг, ведь существовал Архангельск. «Но он Петра не устраивал – там жили свободные русские люди, а не холуи московские, – замечает Буровский. – Ему нужны были слуги, рабски преданные государству и лично ему».

Прошлись историки и по гордости петровской «европеизации» – российскому флоту. Буровский с возмущением относится к указу Петра об уничтожении Холмогорского флота из 600 судов, который не соответствовал голландским стандартам. Историк и лауреат Анциферовской премии Евгений Анисимов и вовсе замечает, что военные корабли, построенные Петром, «были весьма разнотипны, строились из сырого леса (и потому оказались недолговечны), плохо маневрировали, экипажи были слабо подготовлены».

Безнадежно отстали

Теория развитой Европы и варварской Московии наиболее популярна при оценке петровских реформ. Согласно этой точке зрения, Россия конца XVII столетия – это огромные незаселенные пространства с практически полным отсутствием сообщения и промышленности. Страна, ориентирующаяся исключительно на аграрный сектор, без надлежащих реформ имела мизерные шансы встать вровень с европейскими государствами, – считают эксперты.

По мнению историков, Петру, чтобы преодолеть полную экономическую отсталость и сопротивление населения такой огромной страны как России, потребовались радикальные преобразования, побочным эффектом которых стали многочисленные человеческие жертвы и заметное снижение уровня жизни.

Писатель Михаил Веллер пишет: «Если бы Пётр своими ужасными, волюнтаристскими, самодержавными методами не начал бы пытаться вернуть Россию на тот путь, с которого она сошла в ХIII веке, став вассалом Золотой Орды, то к ХХ веку наша страна была бы подобна Китаю 1900 года. А Китай, напомню, тогда являл собой печальное зрелище: распавшийся, бессильный, отсталый, его рвали на части европейские державы».

Впрочем, ряд российских экономистов считают, что Петр отбросил Россию назад. С их точки зренияоснованная на рабском, крепостном труде петровская промышленность обусловила позднейшее отставание России в XVIII–ХIX веках.

Так или иначе, Петр, перешагнув один раз порог Немецкой слободы, на всю жизнь заболел идей европейского пути России. Знакомясь с разными людьми, с тенденциями и новшествами Европы, удовлетворяя свое любопытство, он был обречен встряхнуть находившуюся в полудреме Русь. Именно там он понял, что без науки, которая в России фактически отсутствовала, страна обречена прозябать на задворках Европы.

По мнению Михаила Веллера, Петр не просто внимательно изучал европейский опыт, он принципиально ориентировался на протестантские страны – Данию, Германию, Голландию, Англию, которые сумели поставить религию на службу интересам государства.

Быть конкурентными

В условиях, когда Россию окружали сильные противники – Польша, Швеция, Турция, Персия, Крымское ханство, многочисленные кочевники Востока, страна нуждалась в мощной боеспособной армии. Да, в победоносной русско-польской войне (1654-1667 гг.) российская армия заставила с собой считаться, но на рубеже XVII-XVIII веков ее конкурентоспособность стала снижаться.

Публицист Валентин Жаронкин пишет, что в стране попросту не было средств, чтобы содержать регулярную армию. Россия испытывала дефицит практически во всем: в элементарных военных, юридических, технических знаниях, в инженерных кадрах, квалифицированных военачальниках, современном вооружении.

В 1630-х годах уже была попытка создать регулярную армию по западным образцам, однако оказалось некому воплотить эту идею в жизнь. Даже во второй половине XVII века русские регулярные полки учились по устаревшим западным уставам – где, к примеру, процесс заряжания мушкета был разбит на целых 94 приема. На Западе в это время такой же мушкет учили заряжать в 12 «темпов». По свидетельству русского изобретателя Ивана Посошкова, в бою русские солдаты больше надеялись на бердыш.

На западе мысль об экономической и военной отсталости России висела в воздухе. Даже такой далекий от политики человек, как немецкий ученый Иоганн Готфрид Лейбниц в 1670 году заметил, что будущее России – это стать колонией Швеции.

Петр, часто общавшийся с иностранными послами, все это прекрасно знал, и поэтому реорганизация армии для него стала самой насущной потребностью. И начал он свои военные реформы с того, что значительно увеличил расходы на содержание вооруженных сил. Если его предшественник Федор Алексеевич тратил из казны 46% на военные нужды, то при Петре расходы возросли до 80%. Петр готовился к затяжным войнам. Неслучайно из 43 лет петровского царствования 26 пришлись на войны с Турцией и Швецией.

Царь не настоящий

Дмитрий Мережковский в своей работе «Антихрист» одним из первых выдвинул версию о подложном царе, обратив внимание, что после возвращения из «земель немецких» у Петра полностью изменились внешность и характер.

Среди сторонников теории о подмене царя во время «Великого посольства» были публицист Николай Левашов, кандидат физико-математических наук Сергей Салль, ее выдвигали соавторы «Новой хронологии» Анатолий Фоменко и Глеб Носовский.

Согласно наиболее популярной версии, подмена Петра была организована некими влиятельными силами в Европе с целью ослабления России. В качестве доказательств приводится не только различие портретов Петра до поездки и после, но и отсутствие в составе вернувшейся делегации тех, кто отправился с царем в поездку, за исключением Меншикова.

Конспирологи утверждают, что приехавший в Россию царь плохо говорил по-русски и ненавидел все русское. Если до поездки Петр ставил целью расширение России в сторону Черного и Средиземного морей, то по возвращении его стало интересовать только Балтийское побережье.

По мнению сторонников конспирологической версии, все это делалась для того, чтобы руками России сокрушить набирающую мощь Швецию. В этом якобы были заинтересованы Польша, Дания и Саксония не имеющие возможность противостоять Карлу XII.

Источник

Противоречивость итогов петровских реформ

в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть картинку в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Картинка про в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть картинку в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Картинка про в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть картинку в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Картинка про в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть картинку в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Картинка про в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ

в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть картинку в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Картинка про в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ

Петровские преобразования по своей грандиозности и всеохватности таковы, что и много лет спустя они не стали только историей, а продолжали быть реальностью, вошли в повседневный быт людей. Созданные им коллегии просуществовали до 1802 г., т. е. 80 лет; подушная система налогообложения – до 1887 г.; рекрутский набор сохранялся до введения всеобщей воинской повинности в 1874 г. А синодальное управление русской православной церковью сохранялось неизменным почти 200 лет – с 1721 по 1918 гг. (Кофе, табак, европейский календарь – по сию пору и далее). Но петровские преобразования – это не только достижения, воинские победы и приобщение к европейской семье народов. Это, в первую очередь, колоссальные лишения и перенапряжение сил народных масс, и всеобъемлющая система контроля, фискальство и доносительство, и страх, внешняя и внутренняя несвобода личности.

Идеология государственного реформаторства Петра базировалась на стремлении перенести военные принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления. Для Петра характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к воинскому уставу, а к чиновникам – как к военнослужащим.

Так, при Петре церковь стала государственным учреждением. Священники приносили присягу, что обязаны донести, если узнают на исповеди о каких-либо антигосударственных намерениях. За нарушение этой присяги грозила смертная казнь. Одновременно государство преследовало раскольников, понуждало иноверцев к переходу в православие. Православная церковь стала государственной, что с неизбежностью привело впоследствии к падению ее нравственного авторитета.

В царствование Петра в стране произошел резкий скачок в мануфактурной промышленности. Особенность экономического бума петровского периода в России заключалась в определяющей роли государства, в его тотальном проникновении во все сферы хозяйственной жизни. При этом Петром активно проводилась политика меркантилизма и протекционизма, нацеленная на поощрение промышленности, производящей товары, в первую очередь, на экспорт. Кроме того, участие России в Северной войне обусловило первоочередное развитие мануфактур стратегического и оборонного значения.

Работа на казенный заказ была привлекательна для предпринимателей, так как обеспечивала гарантированный сбыт продукции. Но это же обстоятельство, снижая конкуренцию, позволяло не заботиться о техническом и организационном совершенствовании производства. Предоставление льгот купеческим компаниям также означало подавление конкурентов.

Русская мануфактура принципиально отличалась от западноевропейской не только своей тесной связью с государством, но и характером используемой рабочей силы. Если в допетровский период на мануфактурах трудились как по вольному найму, так и по принуждению, то при Петре I рабочие стали почти полностью подневольными. Поскольку потребности армии в рекрутах и податная реформа потребовали закрепления населения на местах, сыск беглых значительно ужесточился.

Победа подневольного труда в промышленности определила в немалой степени экономическое отставание России от развитых европейских стран. Крепостническая политика в промышленности деформировала процесс образования русской буржуазии. Владельцы мануфактур сохраняли крепостнические навыки и поддерживали абсолютизм, а не отстаивали свои права и не стремились воздействовать на государственную политику, как было в Англии и Нидерландах. Российская власть, по сути, превращала предпринимателей в класс феодалов, не давая формироваться третьему сословию.

Промышленное строительство при Петре привело к двум основным результатам: к созданию стабильной экономической базы и одновременно к существенному приостановлению тенденции капиталистического развития страны.

Участие казны в торговле неизбежно вело к ограничению и регламентации частной деятельности русских купцов и имело следствием удушение свобод, основанных на рыночной конъюнктуре предпринимательства.

С введением подушной подати налоги на душу населения возросли в среднем в 3 раза. Усиление налогового гнета по сравнению с предшествующим временем повлекло за собой массовое бегство крестьян. Непрерывный рост налогов и повинностей, бесправное положение крестьян привели к их разорению, социальным волнениям. Первая четверть XVIII в. отмечена восстаниями: в Астрахани (1705–1706), Башкирии (1706–1711) и на Дону под руководством атамана К.А. Булавина (1707–1708).

в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Смотреть картинку в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Картинка про в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ. Фото в чем состоит противоречивость результатов петровских реформ

Современная историография отражает различные мнения русских историков о проведенных реформах Петра I и его правительства в первой четверти XVIII в. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью.

Н. М. Карамзин, придворный историограф Александра I, в поданной царю «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» отмечал: «Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасли Россию во время самозванцев: он есть не что иное, как уважение к своему народному достоинству. Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам. Имя русского имеет ли теперь для нас ту силу неисповедимую, какую оно имело прежде. При царе Михаиле или Федоре вельможа российский, обязанный всем Отечеству, мог ли бы с веселым сердцем навеки оставить его, чтобы в Париже, в Лондоне, Вене спокойно читать в газетах о наших государственных опасностях? Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр».

Наиболее ярко противоречивость мнений проявилась в спорах славянофилов и западников в середине ХIХ в., когда была актуальна проблема внутреннего раскола российского общества на «почву» и «цивилизацию», берущего начало с реформ Петра I. Раскол носил не только социальный, но и культурный и мировоззренческий характер.

Соловьев писал о личности Петра с восторгом, приписывали ему все успехи во внутренней и внешней политике. Славянофилы наоборот упрекали его, что он свернул с естественного русского пути.

Ключевский писал, что личность Петра – это совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства.

Павленко видел в преобразованиях Петра крупный шаг по пути прогресса (хотя и в рамках феодализма). Анисимов считает, что реформы вели к консервации самодержавно-крепостнической системы в России.

Однако никто не отрицает, что Петром I было создано мощное военно-бюрократическое государство. Следствием реформ стало усиление корпоративности российского общества: большая часть земель была объявлена государственной собственностью; господствовала государственная монополия на большинство товаров на внутреннем рынке; в городах укрепилась цеховая организация; снизилась социальная мобильность общества.

Цена и следствия петровских реформ являются давним предметом спора. По данным П.Н. Милюкова, с 1670 по 1710 гг. число семей в России сократилось на 19,5%, а впереди были еще годы опустошительной войны со Швецией. В.О. Ключевский отмечал, что грандиозность затраченных средств у Петра часто переплеталась со скудостью результатов. Яркими примерами, иллюстрирующими наблюдения В.О. Ключевского, могут служить и неоправданно большие людские потери в Северной войне, огромные затраты материальных и человеческих ресурсов при строительстве Петербурга, создании промышленных предприятий, обустройстве транспортных коммуникаций.

В советской историографии отношение к истории этого века всегда было слишком политизировано, многие темы были фактически запретными.

Действительно, Петр сделал Россию великой морской державой, но специалисты считают, что эффект этот несоизмерим с затратами на строительство флота. Так, работы на Воронежской верфи привели к экологической катастрофе, вследствие массовой вырубки лесов верховья Дона перестали быть судоходными. Из-за несоблюдения технологии постройки кораблей, резко снижались сроки их службы. После смерти Петра флот быстро захирел. Выход к Балтийскому морю не принес России экономического процветания.

Крахом окончился и эксперимент «форсированной модернизации». В.О. Ключевский назвал мануфактурную политику Петра «казенно-парниковым воспитанием промышленности». Большинство мануфактур по смерти Петра перестало существовать, кроме рудников и металлургических предприятий, которые были рентабельны вследствие рабского труда крепостных и заключенных.

Изменения в культуре, произошедшие в эпоху Петра, имели ряд особенностей. Во-первых, это широкое вмешательство государства в духовно-культурную сферу. Во-вторых, это решительный скачок в культурной жизни в деле европеизации российских порядков. В ХVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизации пользовалась меньшая часть общества. Создателями, носителями культуры были преимущественно дворяне, зачастую иностранцы. Участвовали и другие слои населения, даже выходцы из крепостных. Петровские реформы означали мощный прорыв в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина.

1. Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния. Возникает проблема подражательства западной культуре, некритического заимствования ряда ее элементов.

2. Серьезной проблемой становится подчинение, в том числе и в культурном отношении, новых территорий. Начался процесс русификации Прибалтики, Польши, Украины, Кавказа, Средней Азии.

3. Происходит решительное обмирщение культуры, которая приобретает ярко выраженный светский характер. Сфера культурного влияния церкви постоянно сокращается.

4. В связи с созданием сети учебных заведений и возрастающими потребностями государства начинает формироваться слой российской интеллигенции, к которой применительно к ХVIII в. можно достаточно условно отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых инженеров, актеров.

Преобразования Петра I не изменили коренным образом ни социально-экономического, ни политического строя России. Усилия Петра привели к созданию государства, которое можно охарактеризовать как самодержавное, военно-бюрократическое и полицейское. Таким оно будет оставаться еще 200 лет.

Следует помнить и о главном негативном следствии реформ императора-преобразователя – это раскол нации. До реформ Петра в стране существовало необычайное единство культуры. Различия богатых и бедных, «верхов» и «низов» общества носили количественный характер. Единство веры, нравов, обычаев, праздников, речи считалось признаком «русскости». После реформ Петра появилось как бы два культурных слоя, два жизненных уклада. «Верхи» империи утрачивали черты национальной идентичности, дворянство и народ становились все более чуждыми друг другу. Жители одной страны, одной веры, одной национальности даже говорить стали на разных языках: народ по-русски, а господа по-французски. Этот культурный раскол нации, как объективное следствие усилий Петра по европеизации России, сыграет самую трагическую роль в дальнейшей истории страны.

Источник

ГДЗ история России 8 класс Андреев, Ляшенко Дрофа 2019-2020 Задание: § 8 Преображенная Россия

Стр. 71. Главный вопрос урока

Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?

Реформы в сфере культуры и быта касались только высших слоев общества: дворян, купцов, духовенства. Уклад жизни крестьян остался неизменным. Появление европейских элементов в культуре и искусстве было модернизацией, а не коренным изменением (революцией). Появляются новые жанры в живописи, архитектуре, однако сохранилась самобытность русской культуры.

Стр. 73. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Петр I. Художник В. А. Серов

Какие детали картины свидетельствуют о начале нового этапа в развитии России? Что символизирует несгибаемая и величественная фигура царя Петра?

Некоторые детали на картине художника Серова говорят о новом этапе в развитии России: европейский костюм Петра вместо традиционного русского платья, корабли как символ приобретения статуса морской державы и первые постройки Санкт-Петербурга. Несгибаемый и величественный Петр — олицетворение новой имперской России, преобразованной масштабными реформами.

Стр. 74. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Какие черты характера и поступки Петра I изменили привычные представления о монархе?

Петр I был яркой и необыкновенной личностью, сломавшей привычные представления о монархе. Многое говорило о его незаурядности, даже внешний вид. Ростом около двух метров, он на голову возвышался над окружающими. Царь обладал необычайной силой. Петр не мог и часа оставаться без дела. За свою жизнь он овладел 14 ремеслами, введя моду на физический труд среди европейских правителей.

Петр I – настоящий лидер. Целеустремленный и волевой, он стремился к процветанию Отечества и этим задал модель поведения своим последователям. Для достижения этой цели Петр ставил важные задачи и находил пути их решения.

Несмотря на сопротивление приверженцев старого уклада жизни, царь стремился быть новатором во всем. Во время пребывания во Франции он сбегал из богатых парадных покоев, предпочитая скромные служебные помещения.

Царь вставал рано утром и весь день посвящал делам. Ни один из его предшественников не посетил столько русских городов, не участвовал в стольких сражениях, сколько Петр. Как следствие, у государя рано начались проблемы со здоровьем. 28 января 1725 года Петр Великий скончался.

№ 2. Какие личные качества Петра I свидетельствовали о том, что он оставался «человеком своей эпохи»?

Во многом опережая время, Петр I в то же время оставался человеком своей эпохи. Он практически не считался с интересами других людей, был жестоким и деспотичным. Страна дорого заплатила за его реформы не только материальными затратами и колоссальным трудом, но и слезами и страданием народа, тысячами жизней. Недаром Лев Николаевич Толстой называл Петра «осатанелый зверь».

№ 3. Что оказало особое влияние на формирование Петра I как реформатора?

Огромное влияние на формирование Петра I как реформатора оказали потрясения детских лет: зверства стрельцов, регентство Софьи, косность бояр. Неудивительно, что царь стремился уничтожить связь с прошлым. Данная модель реформ отличалась от той, которую хотел, но не успел осуществить Федор Алексеевич. К западноевропейской культуре склонялась и царевна Софья, однако именно Петровские реформы были радикальнее и масштабнее.

Стр. 75. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Наука и образование при Петре I

Используя схему, расскажите, что было сделано Петром I для развития образования в России.

В Петровскую эпоху начинается поворот в сторону светского образования. Еще во время регентства царевны Софьи была открыта Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России. Для успешного воплощения в жизнь Петровских реформ необходимы были грамотные специалисты. Для обучения разным специальностям открываются Навигацкая школа, Артиллерийское, Инженерное, Медицинское училища. Для начального образования создается сеть цифирных школ. В 1714 году появляется первый музей в России — Кунсткамера, а в 1724 году был издан указ о создании Академии наук.

Стр. 78. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Почему в Петровское время преобладало стремление к развитию не теоретических, а практических знаний?

Для того, чтобы получить какую-либо военную или рабочую специальность одной теории недостаточно. Нужны и практические знания. Поначалу дворян на практику отправляли в Европу. Затем иностранные специалисты стали приезжать в Россию, чтобы обучать население ремеслам.

№ 2. Какие изменения произошли в сфере художественной культуры?

При Петре Великом изменилась роль художественной культуры в духовной жизни общества. Как и в системе образования, в культуре преобладает светское начало. В изобразительном искусстве стали доминировать портретная и батальная живопись. Выдающимися мастерами эпохи стали Иван Никитин (портрет), Алексей Зубов (гравюра). Изменяется и архитектура — начинается возведение общественных зданий и дворцов.

Стр. 79. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Какие слои населения страны затронула европеизация быта?

Придание быту светского характера по европейскому образцу коснулось лишь незначительной части общества. В основном европеизация затронула дворян, купцов, представителей духовенства, отчасти ремесленников и моряков.

№ 2. Какие изменения произошли в быту дворян? Что такое ассамблеи?

В Петровскую эпоху резко изменился образ жизни дворян, причем изменения касались не только службы. Стала регламентироваться частная жизнь дворян, их домашний уклад. Обычной стала организация праздников, карнавалов, фейерверков. В эпоху Петра в России становятся обязательными ассамблеи — место проведения культурного досуга. На них запрещались деловые разговоры, только веселье, пир и танцы. Важным фактом было то, что на ассамблеи допускались и женщины. По сути, ассамблеи стали прообразом балов.

№ 3. Какую опасность таили в себе изменения в быту, произошедшие в эпоху Петра I?

Изменения в организации быта привели к культурному расколу. Между «новым» дворянством и простым народом выросла стена непонимания. Традиционное общество видело в нем чужака. Социальные различия дополнялись и культурно-бытовыми.

Стр. 80. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Чем застройка Санкт-Петербурга отличалась от застройки других городов России? Как преодолевались трудности строительства города?

Дома в городе возводились из камня и кирпича в отличие от деревянной Москвы. Так как камня в окрестностях не хватало, было издано специальное распоряжение: каждая въезжающая повозка должна была привезти три камня, каждый корабль — 30 камней. Строительство, в отличии от других городов, велось не хаотично, а по разработанному плану. Автором его был французский архитектор Леблон. План предусматривал прокладку прямых улиц и проспектов, мощение тротуаров, постройку величественных зданий и установку фонарей.

Главной трудностью при возведении Санкт-Петербурга была болотистая местность и как следствие, высокая влажность. Для устранения проблемы строители осушали болота, ставили дома на сваях, возводили насыпи и рыли каналы.

№ 2. Почему Санкт-Петербург превратился в центр политической и экономической жизни страны?

После победы под Полтавой и перелома в Северной войне придворные в обязательном порядке должны были строить в Петербурге дома и переезжать из Москвы. Для привлечения купцов Петр I снизил пошлины и предоставил льготы. Санкт-Петербург быстро развивался как экономический и политический центр страны. В 1712 году он официально провозглашен столицей.

Стр. 81. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Какие характерные черты допетровской эпохи не только сохранились, но и получили развитие при Петре I? Как это сказывалось на глубине преобразований?

Характерными чертами допетровской эпохи являлись крепостничество и самодержавие. Они сохранились и Петре I, став основой перемен. В обществе отсутствовали гражданские права, а достоинство человека определялось сословием и чином.

№ 2. В чем состояла противоречивость результатов Петровских реформ? Ответ на этот вопрос обсудите в группах.

Реформы Петра Великого открыли окно в Европу, поспособствовав сближению России со странами Западной Европы. В то же время Петровские реформы не изменили феодально-крепостническую основу экономики. Благоприятных условий для развития буржуазных отношений оказалось меньше, чем в XVII веке.

№ 3. В чем проявилась ограниченность реформ Петра I?

Несмотря на свою масштабность и глубину, Петровские реформы обладали ограниченностью. Общество, даже привилегированные сословия, было лишено гражданских прав, а достоинство человека определялось сословием и чином. Величие государство шло бок о бок с бесправием, на первом месте стояло не благо человека, а благо государства.

Стр. 82. Вопросы и задания в конце параграфа

№ 1. Прочитайте эпиграф к параграфу. О каких достижениях Петровской эпохи говорит историк? Согласны ли вы с его мнением? Как вы думаете, почему именно эти преобразования Н. М. Карамзин считает основными? Какие еще цели мог преследовать Петр I при реформировании государства?

Историк Николай Карамзин говорит о следующих достижениях Петра Великого: победа в Северной войне, строительство флота, основание Санкт-Петербурга, развитие промышленности, торговли, образования. Я в полной мере согласен с высказыванием историка — Петровские преобразования были всеохватывающими. Благодаря им Россия стала в один ряд с государствами Европы. Петр стремился создать новую, более эффективную систему управления, внедрить европейскую культуру.

№ 2. Согласны ли вы с мнением, что в результате реформ Петра I Россия стала страной европейской культуры? Аргументируйте свой ответ.

Несмотря на то, что при Петре I примером для подражания в сфере образования и культуры были европейские страны и русская культура стала ближе к европейской, она сохранила во многом свою самобытность. Европейское веяние сильно было в столице — Санкт-Петербурге: тут возводятся дворцы, работают выдающиеся художники.

№ 3. Почему столица государства была перенесена в новый город — Санкт-Петербург? Какие преимущества по сравнению с Москвой имела новая столица?

Царь Петр отзывался о Петербурге как о парадизе — рае. Имя Петра, небесного покровителя государя, было выбрано не случайно. В переводе с греческого оно означает «камень». Каменный Санкт-Петербург должен был заменить деревянную Москву и стать символом преобразований в России. Главным преимуществом Петербурга по сравнению с Москвой было его расположение недалеко от моря, что благоприятствует развитию торговли и росту культурных связей с европейскими странами. Новый город, построенный по западному образцу, должен был развенчать стереотипы о варварстве русских и прославить сильную и просвещенную Россию.

№ 4. Объясните, каким образом реформы в области культуры были связаны с другими реформами Петра I?

Для претворения Петровских реформ в жизнь нужны были грамотные и образованные люди с новыми взглядами, идеями, стремившиеся к новым ценностям. Началась подготовка моряков, артиллеристов, врачей, инженеров. Начинается развитие печатного дела: появляются учебники и первая печатная газета «Ведомости».

№ 5. Что означает фраза «Петр модернизировал страну»?

К 1725 году новый уклад жизни прочно укоренился в России. Флот, регулярная армия, новая административная система, сильное государство говорят о том, что Петр модернизировал страну. Вскоре реформы Петра докажут свою жизнеспособность и одобрение.

№ 6. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, составьте исторический портрет Петра I.

Петр I был последним царем и первым императором России, за свои заслуги получившим титул «Великий». Петр родился в 1672 году от второго брака Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной. В 1682 году вместе с братом Иваном V был провозглашен царем при регентстве царевны Софьи. События Стрелецкого бунта, организованного Софьей оказали влияние на личность и характер Петра, заложив основы для его будущих преобразований. Стрельцы стали для него олицетворением всего старого, покончить с которым стало основной целью царя. В 1689 году Петр I официально становится царем.

Не получив должного образования, Петр всю жизнь учился сам, освоив свыше десяти ремесел. Искренность и трудолюбие сочетались в нем с жестокостью и нетерпимостью.

За время своего правления Петр I провел модернизацию и европеизацию России, укрепил армию и создал флот, добился выхода к Балтийскому морю, развивал промышленность и торговлю, укрепил международный авторитет России.

Петр I скончался в январе 1725 года, не успев назвать имя своего преемника, что открыло дорогу дворцовым переворотам.

№ 7. Используя интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Образ Петра I в русской культуре».

Петр I был одним из величайших правителей России. Неудивительно, что его образ неоднократно использовался в разных отраслях отечественной культуры: в литературе, скульптуре, театре, живописи, кино.

В литературе:

«Петр Первый» (Алексей Толстой), «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого» (Александр Пушкин), «Петр и Алексей» (Дмитрий Мережковский).

В скульптуре:

Самый известный памятник Петру Великому – «Медный всадник» на Сенатской площади Санкт-Петербурга (Этьен Фальконе), открытый 7 (18) августа 1782 года.

По приказу императора Павла I в 1800 году перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I (Бартоломео Растрелли) с надписью «Прадеду Правнук». Петр I предстает в виде римского императора, сидящего на коне и сжимающего в правой руке жезл полководца.

В кинематографе:

«Петр Первый» (1937), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Юность Петра» (1980), «В начале славных дел» (1980), «Россия молодая» (1982), «Царевич Алексей» (1997), «Тайны дворцовых переворотов. Завещание императора» (2000).

В живописи:

«Петр I на смертном ложе» (Иван Никитин, 1725), «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (Николай Ге, 1871), «Петр I» (Валентин Серов, 1907).

№ 8. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:

ДатаСобытие
1687Основание Славяно-греко-латинской академии
1699Открытие Навигацкой школы
1712Перенос столицы в Санкт-Петербург
1724Учреждение Академии наук
1725Смерть Петра I

Стр. 82. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Из труда С. М. Соловьева «История России с древнейших времен»

Как автор текста оценивает личность Петра I и его заслуги перед народом?

Целью Петра было вывести свой народ из тьмы невежества на новый, общеевропейский культурный уровень. Он стремился дать образование русским людям, чтобы те в дальнейшем приносили пользу Отечеству.

Стр. 83. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина

Сравните высказывания историков о деятельности Петра I. С чьим мнением вы согласны? Аргументируйте свой ответ.

Относительно оценки последствий реформ Петра I мнения историков разделились. Сергей Соловьев восхваляет его деятельность, в частности развитие светского образования в России. Николай Карамзин, наоборот, считает Петра губителем традиционной русской самобытности.

Я больше согласен с мнением Соловьева. Возможность получать образование подарила стране многих талантливых людей, независимо от их сословной принадлежности, к примеру Михаила Ломоносова. Европеизация же страны касалась в первую очередь дворянство, крестьяне в большинстве сохранили старые обычаи.

Стр. 84. Вопросы и задания в конце параграфа главы

№ 1. Каковы итоги Северной войны для России?

В 1721 году был заключен в финском городе Ништадт был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Россия получала побережье Балтийского моря от Выборга до Риги, возвращала часть Карелии, захваченную шведами в период Смутного времени. Благодаря победе над Швецией Россия становилась одной из ведущих стран Европы. Петр I принял от Сената титулы «Отец Отечества» и «Император Всероссийский». Таким образом Московское царство было преобразовано в Российскую империю.

№ 2. Какое значение имели государственно-административные реформы Петра I?

Новые учреждения, созданные в ходе реформ, были направлены на централизацию управления, укрепление верховной и местной власти. В результате государственно-административных реформ Петра I в России завершилось формирование абсолютной монархии.

№ 3. Охарактеризуйте экономическую политику правительства Петра I?

Для проведения войны и реформ были необходимы средства. Петр был вынужден вводить новые налоги и повинности. Вместе с тем он понимал, что так долго продолжаться не может и нужно реформировать налоговую систему. Результатом введения подушной подати стало прикрепление крепостных крестьян и свободных людей к месту жительства, что ограничило личную свободу.

№ 4. Подготовьте компьютерную презентацию «Преобразования Петра I в области культуры» (групповая работа).

— Славяно-греко-латинская академия (1687);

— Навигацкая школа (1699);

— «Арифметика» Л Ф. Магницкого;

— первая печатная газета «Ведомости»;

— изобразительное искусство. И. Н. Никитин, А. Ф. Зубов, И. А. Ростовцев;

— архитектура. Дворцы Петербурга;

— скульптура. Б. Растрелли.

№ 5. Петр I был и разрушителем, и созидателем. Подтвердите или опровергните это высказывание.

№ 6. В чем состоит противоречивость Петровской эпохи?

Реформы Петра Великого открыли окно в Европу, поспособствовав сближению России со странами Западной Европы. В то же время Петровские реформы не изменили феодально-крепостническую основу экономики. Благоприятных условий для развития буржуазных отношений оказалось меньше, чем в XVII веке.

Несмотря на свою масштабность и глубину, Петровские реформы обладали ограниченностью. Общество, даже привилегированные сословия, было лишено гражданских прав, а достоинство человека определялось сословием и чином. Величие государства шло бок о бок с бесправием, на первом месте стояло не благо человека, а благо государства.

Стр. 85. Вопросы в рубрике «Для тех, кто хочет больше знать»

№ 1. В ходе Великого посольства Петру I нередко преподносили в качестве подарка государственные ордена. Вернувшись в Россию из поездки, Петр Алексеевич принял решение награждать своих подданных орденами за особые заслуги. Какой орден был учрежден первым? Как этот орден был связан с историей Руси и Византии? Какой была надпись на ордене? Предположите, почему именно эти слова стали девизом первого российского ордена?

В 1698 году был учрежден первый российский орден — орден Андрея Первозванного. Он был высшим орденом Российской империи, который вручался за особые государственные заслуги. Первым кавалером ордена стал Федор Головин в 1699 году.

Апостол Андрей Первозванный, начиная с XI века, считался покровителем православной Руси и основателем византийской церковной традиции, а потому особенно почитался. https://yacollectioner.ru/orden-svyatogo-apostola-andreya-pervozvannogo

Девизом ордена была надпись «За веру и верность», подразумевавшая веру в Бога и Отечество и верность им.

№ 2. По мнению ряда историков, Петр I принимал участие в создании книги, советы из которой уместны и сегодня. Например, «всегда время проводи в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай». О какой книге идет речь? Предположите, почему эта книга появилась только после Великого посольства. Зачем потребовалось создание правил поведения для молодежи?

Книга «Юности честное зерцало» вышла в 1717 году. Книга фактически стала первым в России справочником по этикету. Она состояла из двух частей: в первой содержались азбука, таблицы слогов, цифр и чисел и выдержки из Библии; во второй части — правила поведения для юношей и девушек из дворянского сословия. За основу книги были взяты аналогичные европейские сочинения, с которыми Петр I познакомился в ходе Великого посольства, в частности, «О воспитании нравов детских» Эразма Роттердамского. Целью книги было создать молодежь нового типа, грамотную и образованную. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B0%D0%BB%D0%BE

№ 3. Какое значение для дальнейшего ведения Северной войны имела осада крепости, о которой Петр I сказал: «Правда, что зело жёсток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен»? Почему эту крепость царь называл «крепким орешком»? Выясните, как называется город, возведенный на месте этой крепости.

Крепость Орешек была основана жителями Великого Новгорода в 1323 году. С 1612 по 1702 год принадлежала Швеции под названием Нотебург («Ореховый город»). В октябре 1702 года Нотебург был взят русскими войсками. Взятие крепости открыло путь к Балтийскому морю, по этой причине Петр I переименовал Нотебург в Шлиссельбург — «ключ-город».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *