в чем состоит отличие структур аудитории и толпы
Аудитория и публика
Масса
Масса – это образование с нечеткими границами, но оно более стабильно, нежели толпа. Присутствуют некие элементы организации (митинги, шествия, выступления, демонстрации и т.п.). Поведение массы более организованно и целенаправленно по сравнению с толпой. Масса более управляема, однако может превратиться в неуправляемую толпу. В таких случаях лидер теряет на ней власть и сам становится ее заложником, имея возможность идти лишь туда, куда движется толпа.
Масса, по Блумеру, совокупность спонтанного коллективного группирования людей, которые возбуждены значением какого-нибудь события зачастую национального масштаба, проявляя в нем заинтересованность и свое участие. Члены массы анонимны, часто отделены друг от друга в пространстве, лишены возможности обмена мнениями по поводу события, могут происходить из самых разных социокультурных слоев общества. Масса обладает рыхлой организацией и неспособность действовать. Массовое поведение не определяется правилами, является спонтанным и самобытным.
Публика— кратковременные собрания людей, для совместного времяпровождения в связи с каким-либо зрелищем
Другой вид квазигруппы – это аудитория.
Отсюда структура аудитории: коммуникатор и реципиенты.
Специфика такого взаимодействия – однонаправленность. Коммуникатор доносит информацию, реципиенты ее получают и осмысливают. Особенно это характерно для больших аудиторией,.
Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации).
Субъекты стихийного массового поведения: публика, масса, толпа
Вы будете перенаправлены на Автор24
Субъекты стихийного массового поведения: публика, масса, толпа
Массовые движения людей характеризуются довольно большим многообразием. Это могут быть социокультурные, религиозные, политические, национальные, спортивные и т.д. перемещения людей. Они могут быть вызваны различными природными и социальными катаклизмами, такими как землетрясение, ураган, голод, война и т.п. Массовый характер носят также различные спортивные праздничные гуляния. Все эти движения характеризуются кратковременностью, большой численностью людей, зачастую имеющих различные интересы, собравшихся в одном месте и выполняющих определенные действия.
Такие массовые движения могут возникать организованно, но чаще стихийно. При этом они могут не иметь перед собой четких целей, однако, проявлять активную позицию и оказывать важное значение. Возникающие стихийные группы принято разделять на публику, массу и толпу.
Особое внимание к изучению психологии массовых движений ученые проявили в конце XIX и начале ХХ века. Это было связано с большим числом возникающих в то время революций, которые являлись объектом изучения социологов.
Особый вклад в развитие психологии масс внес французский ученый-социолог Гюстав Лебон. Он отмечал возрастающее влияние масс на власть, а в некоторых моментах имел склонность даже преувеличивать это влияние. По его мнению психология масс отличается специфичностью, при этом поведение личности подвержено влиянию мощной стихийной силе.
Другие исследователи, такие как Г. Тард и Н.К. Михайловский, делали акцент на массовое подражание и роль лидера массового движения.
Следует отметить роль такого важного фактора формирования стихийных групп, как общественное мнение. Совокупность идей, убеждений и мнений общества образуют массовое сознание.
Публика
Публика как стихийная группа отличается наименее выраженным характером стихийности. Г. Тард провел четкое разделение публики и толпы. Он считал публику довольно разобщенной группой, которая объединяется лишь наличием психической связи.
Готовые работы на аналогичную тему
Публика представляет собой кратковременное собрание людей по определенному поводу, всегда ради общей и конкретной цели. Примерами публики могут служить собрание людей в зрительном зале для прослушивания лекции. Как правило, в закрытых помещениях публику называют аудиторией.
Публика считается наиболее управляемой стихийной группой, которая склонна соблюдать установленные нормы и правила. Однако, появление того или иного инцидента может сделать публику неуправляемой массой людей.
Масса
Масса как стихийная группа характеризуется своей стабильностью и отсутствием четких границ. Она может быть достаточно организованной и не всегда образовываться спонтанно.
Под массой понимают собрание людей, которые сознательно объединились по поводу волнующей их темы. Например, это могут быть демонстрации и митинги.
Следует отметить, что важную роль здесь играют организаторы. Обычно они известны заранее, перед началом действий. В основе своих действий массы имеют определенную тактику, они направлены на достижение конкретной поставленной цели. Также для них характерна неустойчивость, так как в массах могут сталкиваться различные интересы.
Толпа
Толпа представляет собой самую хорошо изученную стихийную группу. Согласно Лебону, толпа является человеческой совокупностью, обладающей психической общностью.
Толпа может образоваться спонтанно по самым разным причинам. К примеру, на улице может собраться толпа, чтобы посмотреть на результат дорожно-транспортного происшествия.
В основе формирования толпы могут лежать различные цели. Например, поглазеть, протестовать против чего-нибудь, выдвинуть определенные требования. Длительность действий зависит от значимости произошедшей ситуации. Так толпа может быстро разойтись, если объект внимания исчезнет. Однако, если идет речь о недовольстве тем или иным социальным явлением, то здесь толпа с течением времени может всё больше возбуждаться и в итоге перейти к определенным действиям. Эмоциональный накал толпы не стабилен. Он может выражать такие эмоции, как страх, радость, гнев, враждебность. В толпе может спонтанно появиться лидер. Однако, из-за свой нестабильности толпа может легко его сместить. Управлять толпой чрезвычайно сложно.
Зачастую толпа может принимать агрессивные формы. Лебон называл толпу «социальным животным, сорвавшимся с цепи» и применял к ней такие качества как неосознанность, иррациональность, консерватизм, нетерпимость.
Следует отметить, что для толпы свойственны специфические формы коммуникации. В ее основе лежит совокупность различных средств поступления информации, таких как общественное мнение, средства массовой информации и слухи. Стоит выделить роль слухов и сплетен, так как они дают объяснения непонятным для людей событиям, что является подготовкой толпы к действиям. Здесь исчезает необходимость в обработке информации, так как возникает групповое стимулирование действий.
Способы воздействия на стихийные группы
Выделяют следующие способы воздействия на стихийные группы:
Виды стихийных групп: толпа, масса, публика
В социальной психологии выделяются три вида стихийных групп: толпа, масса, публика.
Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций.
Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость.
Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости.
Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.
Толпа – многочисленное скопление людей.
Легко образуется в следующих типичных ситуациях:
— общественный транспорт и транспортные узлы.
— места масс гуляний и отдыха.
Признаки толпы:
— отсутствие общей, всеми осознаваемой цели.
Под толпой необходимо понимать стихийно возникшее, или утратившее организованность и характеризующееся отсутствием общей для всех осознаваемой цели, многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и находящихся в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.
Виды толпы.
По степени активности выделяются три вида:
Толпы людей, объединенных чувством страха, вызванного опасностью для жизни, делятся на 5 видов:
3. Окказиальные (образовываются из случайных людей).
4. Конвенциальные (образовываются на основе заранее объявленных событий).
5. Экспрессивные (по поводу каких-либо эмоций).
Виды и основные характеристики толпы.
Толпа является весьма специфическим и чрезвычайно многоликим явлением. По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют два вида толпы: пассивный (выжидательный) и активный (действующий).
Наиболее простым и весьма распространенным подвидом пассивной толпы является случайная (окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Как правило, она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны случаи, когда окказиональная толпа состояла из нескольких тысяч человек.
Другим часто встречающимся подвидом пассивной толпы является конвенциональная толпа, т.е. толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.
Третий подвид пассивной толпы — экспрессивная толпа, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто — ритмически.
Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстраций, выражающие поддержку политике правящего режима или протест. Экспрессивный характер могут иметь народные праздничные демонстрации (например, карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро) или похоронные процессии.
В некоторых ситуациях экспрессивная толпа может трансформироваться в свою крайнюю форму — экстатическую толпу, т.е. тот подвид экспрессивной толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время рок-концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект.
В отличие от пассивной, активную, или действующую, толпу, имеющую ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности (в зависимости от обстоятельств), большинство исследователей рассматривают как наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.
Наиболее опасной считается агрессивная толпа, представляющая собой скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом те, кто составляет агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.
Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы
Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа, т.е. скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.
Масса собирается по поводу какой-либо акции. Масса определяется как более стабильное образование с нечёткими границами. В её действиях более продуманы конечные цели и тактика поведения. Масса достаточно разнородна: в ней могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы.
Она способна охватывать людей, собранных как на ограниченном пространстве, так и рассеянных на обширной территории. Значительную социальную опасность для общества представляют различные варианты экономической паники, возникающей в периоды экономических кризисов. Здесь можно выделить: биржевую (панические действия тысяч вкладчиков, сбрасывающих для продажи свои быстро обесценивающиеся акции), валютную (массовая продажа наличной валюты при резком падении ее курса), продовольственную (проявляется в виде массовой закупки «про запас» тех или иных продуктов питания).
Среди подвидов действующей толпы можно выделить стяжательную толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта. Некоторые исследователи феномена толпы выделяют повстанческую толпу как непременный атрибут всех революционных событий. Действия повстанческой толпы отличаются конкретностью и направленностью на немедленное изменение ситуации, которая каким-то образом не устраивает ее участников.
Способы воздействия в стихийных группах:
Социальные движения делятся на: глобальные, локальные.
Общие черты социальных движений выражаются в том, что для них характерно:
— базирование на общественном мнении;
— наличие цели – изменение ситуации;
— определение средств достижения целей;
— реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды).
Основные социально – психологические проблемы социальных движений:
— причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации – сравнение своего положения с положением других;
— теория мобилизации ресурсов – потребность включения в группу);
— соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства);
— проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики);
— проблема изменений в социально –психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест).
Положение больших социальных групп:
— ориентирующихся на идейно-нравственные ценности;
— переставших быть субъектами общественной жизни.
Проблема фрустрации больших социальных групп.
Основные категории: большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально – психологические механизмы действия социальных движений.
Контрольные вопросы:
1. Какие социальные группы называют большими?
2. Какие социально-психологические проблемы больших социальных групп вам известны?
3. Как соотносятся большие и малые социальные группы?
4. Какие методы исследования больших социальных групп вы знаете?
5. В чем особенности поведения человека в толпе?
6. Какие способы воздействия в стихийных группах вам знакомы?
7. Раскройте причины присоединения к социальным движениям?
8. Назовите общие черты социальных движений?
Литература:
1. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
2. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.
3. Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998.
1. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М. Диагностика социально-психологических групп с внешним статусом. СПб, 1999.
2. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. М., 1996.
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.
4. Московичи С. Век толп. М., 1996.
5. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
6. Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.
7. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.
В чем состоит отличие структур аудитории и толпы
Кто передо мной: толпа, публика или аудитория?
Начнем с того, что толпа, публика и аудитория — это совершенно разные вещи и нужно уметь обращаться к ним на «их языке». В наши дни умение убеждать стало одной из составляющих как профессионального, так и социального успеха человека. Своего собеседника, если он в единственном числе, мы информируем, убеждаем и побуждаем к последующим конкретным действиям с помощью одних механизмов воздействия. В случае, когда перед нами два человека и более — с помощью других.
Выбор приемов и способов воздействия зависит от того, перед кем вы выступаете: толпой, публикой или аудиторией. Рассмотрим их характерные признаки и различия. Итак:
Толпа
Толпа (масса) — нестройное, неорганизованное скопление людей, «стоящих» плечом к плечу. По своей психологии толпа не нуждается в достоверном источнике информации. Она обладает агрессивной стихийностью и порой ей бывает достаточно слухов и сплетен, чтобы начать действовать. У участников толпы слабо выражено чувство личности. Поэтому они могут долгое время поддаваться внушению, при этом полагая, что рационально осмысливают ситуацию и вполне разумно решают возникающие проблемы. Толпе не важен образовательный уровень отдельных ее участников и наличие у них специальной профессиональной подготовки. Самобытность толпы — нонсенс.
Публика
Публика — формально неорганизованная группа людей. Даже будучи физически разделенными друг с другом, они связаны между собой общностью интересов, убеждений, страстей. Публика фиктивно стихийна и свою агрессию выплескивает относительно мягко. Она также поддается внушению, но в меньшей степени, чем толпа и избавляется от него, «включив» здравый смысл. Ей необходим авторитетный источник информации, еще лучше, если он будет экспертно обоснован. Она предъявляет высокие требования к индивидуальному образовательному уровню своих членов и наличию у них специальной подготовки. Самобытность публики — обычное явление.
Аудитория
Аудитория — формально организованная, как правило, по какому-либо социальному признаку, группа людей. По своей сути определение «аудитория» ближе к определению «публика», но может ею и не являться.
В качестве примера: зрители, что пришли «по разнарядке» или по пригласительным билетам на очередной праздничный концерт, например, ко Дню милиции (ой, пардон, полиции) и слушающие выступления звезд эстрады, всего лишь аудитория. Фанаты, готовые «продать последнюю рубаху», чтобы попасть еще раз на концерт и вживую увидеть выступление своего кумира — публика.
Еще один пример — понятие «целевая аудитория», что широко используется в маркетинге и рекламе, и обозначает группу людей, объединенных по неким признакам. Допустим, «работающие женатые мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, имеющие автомобиль».
Как вы уже могли заметить, у толпы, аудитории и публики все же есть одно общее свойство. Подчеркнем, очень важное свойство! Люди, входящие в их состав, пусть и в разной степени, но подвержены внушению и речевому воздействию через изменение их эмоционального состояния.
Читайте также:
Теория толпы и публики Тарда
Теория толпы и публики Тарда — социологическая теория, согласно которой разделяются понятия «толпа» и «публика»; последнее считается наиболее значимым в цивилизованном обществе. Теория была сформулирована в конце XIX века французским социологом Габриэлем Тардом и легла в основу современной теории массовой коммуникации.
История[править | править код]
В 1892 году Габриэль Тард опубликовал книгу «Мнение и толпа» — сборник этюдов, посвященных коллективной психологии. В этом труде Тард полемизирует с известным психологом и социологом Гюставом Лебоном. Лебон называл свой век «эрой толпы», с чем Тард был не согласен, считая ключевым именно понятие публики.
Теория Тарда[править | править код]
Тард утверждал, что публика постепенно начала зарождаться уже с появлением книгопечатания, железных дорог и телеграфа. Но наиболее важную роль в формировании публики сыграло развитие средств массовой информации. Публика по Тарду — это та же толпа, но люди в данном случае не находятся в непосредственной близости друг от друга, а влияют на умы других участников публики на расстоянии. Толпа недолговечна. Она всегда имеет вождя и исчезает, как только пропадает вождь.
«Толпа — это социальная группа прошлого; после семьи она самая старинная из всех социальных групп. Она во всех своих видах — стоит ли или сидит, неподвижна или движется — не способна расширяться дальше известного предела; когда её вожаки перестают держать её in manu, когда она перестает слышать их голос, она распадается».
По степени активности Тард выделяет четыре вида толпы. Ожидающая — это «любопытствующая» толпа. Внимающая — толпа, собирающаяся у трибуны. Для манифестантской толпы характерно страстное выражение своих убеждений. Действующие толпы Тард подразделяет на любящие и ненавидящие, замечая, что обе, как правило, разрушают, а не создают. Характеризуя толпу, Тард пишет:
«Толпы не только легковерны, они безумны. Многие из их свойств, отмеченных нами у них, общи с душевнобольными в наших лечебницах: преувеличенная гордость, нетерпимость, неумеренность во всем. Они доходят всегда, как сумасшедшие, до двух крайних полюсов: или возбуждения, или упадка духа, они то героически неистовы, то уничтожены паникой. У них бывают настоящие коллективные галлюцинации: людям, собравшимся вместе, кажется, что они видят и слышат такие вещи, которых они не видят и не слышат каждый в отдельности. И когда толпы уверены, что их преследуют воображаемые враги, их вера основана на логике безумца».
Толпа, согласно теории Тарда, превращается в публику, когда её участники объединяются общей идеей. Социолог выделяет основные различия публики и толпы:
Влияние[править | править код]
Габриэль Тард является одним из основателей теории массовой коммуникации и анализа общественного мнения. Он на полвека ранее М.Маклуэна высказал мысль о зависимости каждого типа социального сообщества от формы коммуникации. Современные социологи отмечают, что тардовские исследования послужили отправными точками для дальнейших исследований в ХХ веке.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология
Габриэль де Тард. Общественное мнение и толпа. Перевод с французского под редакцией П. С. Когана
[fil.wikireading.ru/9834 Ховеши М.А, Толпа, массы, политика]
Бельский В. Ю., Кравченко А. И., Курганов С. И.. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. 2011
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).