в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта
Учебник «Оценка эффективности инвестиционных проектов»
2. Основные положения инвестиционного проектирования
2. 1. Понятие проекта и проектного цикла
Проекты принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования.
Для отечественной практики понятие проекта не является новым. Его отличительное качество прежних времен заключалось в том, что основные направления развития предприятия, как правило, определялись на вышестоящем, по отношению к предприятию, уровне управления экономикой отрасли. В новых экономических условиях предприятие в лице его собственников и высшего состава управления должно само беспокоиться о своей дальнейшей судьбе, решая самостоятельно все стратегические и тактические вопросы. Такая деятельность в области инвестиционного проектирования должна быть специальным образом организована.
В дальнейшем настоящая глава, равно как и все последующие главы, в основном посвящены изложению этапа разработки проекта, когда бизнес идея проекта уже сформулирована. При проведении экспертизы проекта также будет полезно использовать публикуемый материал, так как в конечном итоге суть экспертизы заключается в проверке правильности того, что составляет содержание разработанного инвестиционного проекта.
В настоящее время для стран бывшего Советского Союза актуальным способом привлечения инвестора является вариант создания совместного предприятия в виде акционерного общества с участием украинской стороны (реципиента) и зарубежного партнера (инвестора). В этом случае инициатива, как правило, исходит от реципиента, который пытается заинтересовать потенциального инвестора. Успех принятия инвестиционного проекта существенным образом будет зависеть от степени удовлетворения требований зарубежного инвестора, которые могут отличаться от общепринятых. В данном случае этапу разработки инвестиционного проекта может предшествовать стадия подготовки инвестиционных предложений (или инвестиционного меморандума). В этот документ включаются подробные сведения о реципиенте, результатах его деятельности в прошлом, составе выпускаемой продукции, стратегии и тактике поведения на рынке и ряд данных. Кроме того, необходимо привести результаты инвестиционного анализа, который следует излагаемой ниже схеме, но выполняется без излишней детализации и с возможным освещением нескольких инвестиционных сценариев. После одобрения потенциальным инвестором этого меморандума, происходит детальная разработка инвестиционного проекта с учетом замечаний и пожеланий инвестора. Такая схема организации работ позволяет экономить усилия реципиента.
2. 2. Виды инвестиционных проектов
2. 3. Предварительная стадия разработки и анализа проекта
Анализ зрелости отрасли принято производить, относя ее к одному из четырех состояний развития: эмбриональному, растущему, зрелому и стареющему.
Ниже приводятся примеры идентификации отраслей по степени зрелости.
Таблица 2.1.
Примеры зрелости отраслей экономики
Инвестиционный проект: от подготовки до реализации
Инвестиционный проект проходит долгий путь от первоначальной идеи бизнеса или запуска нового продукта до полного его осуществления. Это и комплект документов, и работа большой команды, и комплекс действий, сосредоточенных на прогнозе спроса, объемом и издержками производства, задействованием новых мощностей и других параметрах.
Этапы подготовки инвестиционного проекта
Весь инвестиционный процесс предполагает довольно объемный круг работ, в котором можно выделить следующие этапы:
Формирование идеи: зарождается и предварительно обосновывается основной замысел. На основе анализа финансового состояния предприятия и его положения на рынке выделяются приоритетные задачи. Выявление нескольких выгодных направлений развития допускает параллельную разработку разных проектов. Финальная стадия продемонстрирует наиболее эффективный и приемлемый вариант.
Аккумуляция достоверной информации для определения инвестиционного потенциала и корректная ее интерпретация. Изучение финансово-экономического, кадрового и юридического материала, данных о нематериальных активах. Предварительно оценивается спрос, ценовая политика, планируемый объем вложений и их прогнозируемая эффективность. Осуществляется подготовка разрешительной документации, определение организационно-правовой формы и состава партнеров.
Технико-экономическое обоснование. Сюда входят комплексное маркетинговое исследование, разрешение всех технических вопросов по выпуску продукции, организации строительства, производства и инфраструктуры; оценку рисков и анализ эффективности, планирование сроков.
Контрактная документация (результаты тендерных торгов, соглашений и переговоров).
Проектные документы (производители и поставщики технологического оборудования, рабочие чертежи для проектно-сметной документации).
Строительно-монтажные работы (наладка оборудования, контракты на все виды поставок, обучение сотрудников, тестовая партия продукции).
Эксплуатация объекта, мониторинг показателей и их актуализация, корректировка дальнейшей деятельности с учетом реальных величин. Оценка результатов (такая работа проводится и на предыдущих этапах с промежуточными показателями).
Анализ
Подготовка инвестиционных проектов на каждом этапе требует мер и решений для успешной его реализации, а следовательно – получения финансовой выгоды и наращивания экономического потенциала. Все это основывается на результатах инвестиционного анализа, который дает объективную обратную связь между замыслом и фактическим положением дел. Аналитическая работа основывается на принципе сравнения «с проектом» и «без него». При принятии решения о целесообразности инвестирования – это ключевой момент.
Маркетинговый анализ при подготовке инвестиционного проекта показывает, для какого рынка он актуален, возможна ли продажа продукции и оправдает ли предполагаемый размер прибыли вложенные средства. Результаты такого анализа ложатся в основу маркетингового плана с четкой стратегией. Здесь отражается прогноз спроса и тактика конкурентов, наличие других товаров в ассортименте, план ценообразования и продвижения продукта, эффективная связь с потребителем и психология его поведения.
Коммерческий анализ определяет эффективность инвестпроекта в соотношении затрат и доходов. Важной его частью является определение точки безубыточности.
Финансовый анализ учитывает состояние фирмы (ликвидность, платежеспособность, рентабельность), предположительный размер денежных потоков и прибылей. Решающим становится положительное значение показателя чистой текущей стоимости.
Анализ рисков учитывает изменения любых внешних и внутренних факторов. В результате могут быть смоделированы разные сценарии:
Инвесторы склонны оценивать ситуацию с учетом самого негативного сценария. Степень риска увеличивается по мере увеличения диапазона динамики влияющих факторов.
Институциональный анализ учитывает организационные, правовые, политические и административные факторы. Внутри субъекта хозяйствования это исследование на уровне качества персонала, менеджмента проекта и оргструктуры.
Жизненный цикл инвестпроекта
Полный жизненный цикл любого проекта условно можно разделить на четыре стадии:
На прединвестиционной стадии исследуются потенциальные рынки сбыта и их отдельные сегменты, сырьевые зоны, соотношение производства и потребления; формируется база поставщиков. Эти мероприятия имеют решающее значение при рассмотрении вопроса о целесообразности запуска производства и расширения объемов выпуска. Параллельно формируется исходный информационный материал для финансово-экономических расчетов, определяются источники финансирования инвестпроекта и осуществляется поиск заинтересованных инвесторов.
Необходим выбор технологии для создания конкурентоспособной продукции. Для этого производится анализ имеющихся предложений от поставщиков оборудования, обобщение сведений о технических свойствах, ценовом диапазоне и условиях поставки технологий и оборудования. Выработанная таким образом предварительная стратегия вкупе с результатами маркетинговых исследований позволяет сделать расчет объемов производства, продаж, затрат; определить объем требуемых вложений и выработать маркетинговую стратегию.
Немаловажную роль играет предвидение альтернативных способов осуществления бизнес-проекта, определение эффективности и уровня риска. В итоге принимается окончательное решение о целесообразности реализации плана.
Далее работа непосредственно переходит во вторую стадию. Для этого периода характерно инженерно-строительное и технологическое проектирование, строительство, приобретение необходимого оборудования. Бизнес-проект вводится в эксплуатацию, и, следовательно, наступает эксплуатационная стадия. Функционирование объекта сопровождается работами по его реконструкции, модернизации, финансово-экономическому и экологическому оздоровлению.
По мере выполнения поставленных задач наступает ликвидация либо консервация объекта.
Особенности создания инвестиционного проекта в СЭЗ «Гомель-Ратон»
Подготовка и реализация инвестиционного проекта, несмотря на общее поэтапное сходство, имеет свои особенности в каждой отрасли и регионе.
Так, в СЭЗ «Гомель-Ратон» реализован принцип задействования имеющихся производственных и инфраструктурных ресурсов. Это дает существенное преимущество инвесторам: организация бизнеса не осложнена дополнительными затратами финансов и времени. Возможность не начинать деятельность со строительства сооружений и коммуникаций позволяет быстрее получить эффект.
Действующее здесь Агентство развития и содействия инвестициям поддерживает новых инвесторов и оказывает помощь в бизнес-планировании: подготовка инвестиционного проекта и практические рекомендации специалистов ускоряют запуск производства. Преференциальный режим для резидентов свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» позволяет уменьшить налоговые и таможенные платежи до 50%.
Формирование бизнес-плана вызывает необходимость поиска дополнительных обоснованных расчетами решений в случае, если первоначальный вариант оказался неприемлемым. Важно разработать и подготовить к реализации инвестпроект, максимально удовлетворяющий интерес инвестора.
Как принимать решения о запуске инвестиционных проектов
На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
Также Вы прочитаете
Стратегия развития крупного и среднего предприятия обычно формируется из совокупности его инвестиционных проектов. Задача Генерального Директора — уметь оценивать их эффективность, не вдаваясь в детали финансового и маркетингового анализа. Вы сможете делать это быстро и объективно, если выстроите на предприятии систему разработки инвестиционных проектов и назначите ответственных за данный процесс. Тогда для анализа эффективности нового проекта Вам будет достаточно задать подчиненным, отвечающим за его разработку, несколько вопросов (см. Типы инвестиционных проектов).
Кому поручить разработку инвестиционного проекта
Рассказывает практик
Дмитрий Калаев
Заместитель Генерального Директора компании Naumen, Москва
Руководитель должен решать, какие специалисты необходимы ему для полноценной подготовки проекта. При этом состав команды лучше утвердить на уровне Генерального Директора — это необходимо для легализации работ сотрудников по подготовке инвестиционного проекта.
Компания Naumen — российский разработчик программных решений для бизнеса и органов власти. Создана в 2001 году. Оказывает услуги по разработке, внедрению и сопровождению программных проектов на основе собственных решений. Сегодня среди клиентов Naumen — операторы связи, банки, финансовые группы, компании тяжелой промышленности, торгово-производственные холдинги, государственные предприятия. Штат — 230 человек.
Рассказывает практик
Виталий Конотоп
Руководитель департамента бюджетирования и контроллинга компании «Мир», Москва
В нашей компании в разработке любого проекта обязательно принимают участие все заинтересованные подразделения. Так, управление по развитию находит подходящий объект для магазина, после чего передает все данные по нему в соответствующие департаменты. Далее управление по маркетингу и продажам делает прогноз оборота магазина, в управлении реализации проектов оценивают затратную часть проекта. На базе собранной информации разрабатывают технико-экономическое обоснование проекта. На основе ТЭО Генеральный Директор принимает окончательное решение.
Компания «Мир» — торговая сеть магазинов бытовой техники и электроники — создана в 1993 году. В настоящее время насчитывает 65 магазинов: 18 из них находятся в Москве, 47 — в крупных городах России. В ассортименте — более 10 тысяч наименований товаров таких мировых производителей, как Ariston, Bosch, Braun, DeLonghi, Electrolux, Hewlett-Packard, Indesit, LG, Moulinex, Panasonic, Philips, Samsung, Sharp, Siemens, Sony, Tefal, Toshiba, Zanussi. Компания занимает 219-е место в Топ-400 крупнейших российских компаний (РА «Эксперт», 2006) и 116-е место в Топ-200 крупнейших частных компаний России (Forbes, 2006).
Рассказывает практик
Дмитрий Седых
Заместитель Генерального Директора ООО «Инженерный центр «Энергоаудитконтроль», Москва
У нас в подготовке большинства инвестиционных проектов принимает участие рабочая группа проекта, в состав которой входят руководитель, главный инженер проекта, отраслевой специалист, специалист по инвестициям, специалист по финансам, юрист, налоговый консультант, специалист по маркетингу. Сферы ответственности участников описаны втаблице.
ООО «Инженерный центр «Энергоаудитконтроль» занимается разработкой, внедрением и обслуживанием автоматизированных систем учета электроэнергии, диспетчерского управления, управления технологическими процессами в проектах любой степени сложности. Основные заказчики: ОАО «Газпром», ГУП «Московский метрополитен», ОАО «РЖД», ОАО «АК «Сибур», энергосбытовые и генерирующие предприятия. Численность персонала — 300 человек.
Роли участников типового инвестиционного проекта
Роль | За что отвечает |