в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта

Учебник «Оценка эффективности инвестиционных проектов»

2. Основные положения инвестиционного проектирования

2. 1. Понятие проекта и проектного цикла

Проекты принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования.

Для отечественной практики понятие проекта не является новым. Его отличительное качество прежних времен заключалось в том, что основные направления развития предприятия, как правило, определялись на вышестоящем, по отношению к предприятию, уровне управления экономикой отрасли. В новых экономических условиях предприятие в лице его собственников и высшего состава управления должно само беспокоиться о своей дальнейшей судьбе, решая самостоятельно все стратегические и тактические вопросы. Такая деятельность в области инвестиционного проектирования должна быть специальным образом организована.

В дальнейшем настоящая глава, равно как и все последующие главы, в основном посвящены изложению этапа разработки проекта, когда бизнес идея проекта уже сформулирована. При проведении экспертизы проекта также будет полезно использовать публикуемый материал, так как в конечном итоге суть экспертизы заключается в проверке правильности того, что составляет содержание разработанного инвестиционного проекта.

В настоящее время для стран бывшего Советского Союза актуальным способом привлечения инвестора является вариант создания совместного предприятия в виде акционерного общества с участием украинской стороны (реципиента) и зарубежного партнера (инвестора). В этом случае инициатива, как правило, исходит от реципиента, который пытается заинтересовать потенциального инвестора. Успех принятия инвестиционного проекта существенным образом будет зависеть от степени удовлетворения требований зарубежного инвестора, которые могут отличаться от общепринятых. В данном случае этапу разработки инвестиционного проекта может предшествовать стадия подготовки инвестиционных предложений (или инвестиционного меморандума). В этот документ включаются подробные сведения о реципиенте, результатах его деятельности в прошлом, составе выпускаемой продукции, стратегии и тактике поведения на рынке и ряд данных. Кроме того, необходимо привести результаты инвестиционного анализа, который следует излагаемой ниже схеме, но выполняется без излишней детализации и с возможным освещением нескольких инвестиционных сценариев. После одобрения потенциальным инвестором этого меморандума, происходит детальная разработка инвестиционного проекта с учетом замечаний и пожеланий инвестора. Такая схема организации работ позволяет экономить усилия реципиента.

2. 2. Виды инвестиционных проектов

2. 3. Предварительная стадия разработки и анализа проекта

Анализ зрелости отрасли принято производить, относя ее к одному из четырех состояний развития: эмбриональному, растущему, зрелому и стареющему.

Ниже приводятся примеры идентификации отраслей по степени зрелости.

Таблица 2.1.
Примеры зрелости отраслей экономики

Источник

Инвестиционный проект: от подготовки до реализации

Инвестиционный проект проходит долгий путь от первоначальной идеи бизнеса или запуска нового продукта до полного его осуществления. Это и комплект документов, и работа большой команды, и комплекс действий, сосредоточенных на прогнозе спроса, объемом и издержками производства, задействованием новых мощностей и других параметрах.

Этапы подготовки инвестиционного проекта

в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Смотреть фото в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Смотреть картинку в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Картинка про в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Фото в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта

Весь инвестиционный процесс предполагает довольно объемный круг работ, в котором можно выделить следующие этапы:

Формирование идеи: зарождается и предварительно обосновывается основной замысел. На основе анализа финансового состояния предприятия и его положения на рынке выделяются приоритетные задачи. Выявление нескольких выгодных направлений развития допускает параллельную разработку разных проектов. Финальная стадия продемонстрирует наиболее эффективный и приемлемый вариант.

Аккумуляция достоверной информации для определения инвестиционного потенциала и корректная ее интерпретация. Изучение финансово-экономического, кадрового и юридического материала, данных о нематериальных активах. Предварительно оценивается спрос, ценовая политика, планируемый объем вложений и их прогнозируемая эффективность. Осуществляется подготовка разрешительной документации, определение организационно-правовой формы и состава партнеров.

Технико-экономическое обоснование. Сюда входят комплексное маркетинговое исследование, разрешение всех технических вопросов по выпуску продукции, организации строительства, производства и инфраструктуры; оценку рисков и анализ эффективности, планирование сроков.

Контрактная документация (результаты тендерных торгов, соглашений и переговоров).

Проектные документы (производители и поставщики технологического оборудования, рабочие чертежи для проектно-сметной документации).

Строительно-монтажные работы (наладка оборудования, контракты на все виды поставок, обучение сотрудников, тестовая партия продукции).

Эксплуатация объекта, мониторинг показателей и их актуализация, корректировка дальнейшей деятельности с учетом реальных величин. Оценка результатов (такая работа проводится и на предыдущих этапах с промежуточными показателями).

Анализ

в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Смотреть фото в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Смотреть картинку в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Картинка про в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Фото в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта

Подготовка инвестиционных проектов на каждом этапе требует мер и решений для успешной его реализации, а следовательно – получения финансовой выгоды и наращивания экономического потенциала. Все это основывается на результатах инвестиционного анализа, который дает объективную обратную связь между замыслом и фактическим положением дел. Аналитическая работа основывается на принципе сравнения «с проектом» и «без него». При принятии решения о целесообразности инвестирования – это ключевой момент.

Маркетинговый анализ при подготовке инвестиционного проекта показывает, для какого рынка он актуален, возможна ли продажа продукции и оправдает ли предполагаемый размер прибыли вложенные средства. Результаты такого анализа ложатся в основу маркетингового плана с четкой стратегией. Здесь отражается прогноз спроса и тактика конкурентов, наличие других товаров в ассортименте, план ценообразования и продвижения продукта, эффективная связь с потребителем и психология его поведения.

Коммерческий анализ определяет эффективность инвестпроекта в соотношении затрат и доходов. Важной его частью является определение точки безубыточности.

Финансовый анализ учитывает состояние фирмы (ликвидность, платежеспособность, рентабельность), предположительный размер денежных потоков и прибылей. Решающим становится положительное значение показателя чистой текущей стоимости.

Анализ рисков учитывает изменения любых внешних и внутренних факторов. В результате могут быть смоделированы разные сценарии:

Инвесторы склонны оценивать ситуацию с учетом самого негативного сценария. Степень риска увеличивается по мере увеличения диапазона динамики влияющих факторов.

Институциональный анализ учитывает организационные, правовые, политические и административные факторы. Внутри субъекта хозяйствования это исследование на уровне качества персонала, менеджмента проекта и оргструктуры.

Жизненный цикл инвестпроекта

в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Смотреть фото в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Смотреть картинку в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Картинка про в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Фото в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта

Полный жизненный цикл любого проекта условно можно разделить на четыре стадии:

На прединвестиционной стадии исследуются потенциальные рынки сбыта и их отдельные сегменты, сырьевые зоны, соотношение производства и потребления; формируется база поставщиков. Эти мероприятия имеют решающее значение при рассмотрении вопроса о целесообразности запуска производства и расширения объемов выпуска. Параллельно формируется исходный информационный материал для финансово-экономических расчетов, определяются источники финансирования инвестпроекта и осуществляется поиск заинтересованных инвесторов.

Необходим выбор технологии для создания конкурентоспособной продукции. Для этого производится анализ имеющихся предложений от поставщиков оборудования, обобщение сведений о технических свойствах, ценовом диапазоне и условиях поставки технологий и оборудования. Выработанная таким образом предварительная стратегия вкупе с результатами маркетинговых исследований позволяет сделать расчет объемов производства, продаж, затрат; определить объем требуемых вложений и выработать маркетинговую стратегию.

Немаловажную роль играет предвидение альтернативных способов осуществления бизнес-проекта, определение эффективности и уровня риска. В итоге принимается окончательное решение о целесообразности реализации плана.

Далее работа непосредственно переходит во вторую стадию. Для этого периода характерно инженерно-строительное и технологическое проектирование, строительство, приобретение необходимого оборудования. Бизнес-проект вводится в эксплуатацию, и, следовательно, наступает эксплуатационная стадия. Функционирование объекта сопровождается работами по его реконструкции, модернизации, финансово-экономическому и экологическому оздоровлению.

По мере выполнения поставленных задач наступает ликвидация либо консервация объекта.

Особенности создания инвестиционного проекта в СЭЗ «Гомель-Ратон»

в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Смотреть фото в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Смотреть картинку в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Картинка про в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта. Фото в чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта

Подготовка и реализация инвестиционного проекта, несмотря на общее поэтапное сходство, имеет свои особенности в каждой отрасли и регионе.

Так, в СЭЗ «Гомель-Ратон» реализован принцип задействования имеющихся производственных и инфраструктурных ресурсов. Это дает существенное преимущество инвесторам: организация бизнеса не осложнена дополнительными затратами финансов и времени. Возможность не начинать деятельность со строительства сооружений и коммуникаций позволяет быстрее получить эффект.

Действующее здесь Агентство развития и содействия инвестициям поддерживает новых инвесторов и оказывает помощь в бизнес-планировании: подготовка инвестиционного проекта и практические рекомендации специалистов ускоряют запуск производства. Преференциальный режим для резидентов свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» позволяет уменьшить налоговые и таможенные платежи до 50%.

Формирование бизнес-плана вызывает необходимость поиска дополнительных обоснованных расчетами решений в случае, если первоначальный вариант оказался неприемлемым. Важно разработать и подготовить к реализации инвестпроект, максимально удовлетворяющий интерес инвестора.

Источник

Как принимать решения о запуске инвестиционных проектов

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

Также Вы прочитаете

Стратегия развития крупного и среднего предприятия обычно формируется из совокупности его инвестиционных проектов. Задача Генерального Директора — уметь оценивать их эффективность, не вдаваясь в детали финансового и маркетингового анализа. Вы сможете делать это быстро и объективно, если выстроите на предприятии систему разработки инвестиционных проектов и назначите ответственных за данный процесс. Тогда для анализа эффективности нового проекта Вам будет достаточно задать подчиненным, отвечающим за его разработку, несколько вопросов (см. Типы инвестиционных проектов).

Кому поручить разработку инвестиционного проекта

Рассказывает практик

Дмитрий Калаев
Заместитель Генерального Директора компании Naumen, Москва

Руководитель должен решать, какие специалисты необходимы ему для полноценной подготовки проекта. При этом состав команды лучше утвердить на уровне Генерального Директора — это необходимо для легализации работ сотрудников по подготовке инвестиционного проекта.

      Компания Naumen — российский разработчик программных решений для бизнеса и органов власти. Создана в 2001 году. Оказывает услуги по разработке, внедрению и сопровождению программных проектов на основе собственных решений. Сегодня среди клиентов Naumen — операторы связи, банки, финансовые группы, компании тяжелой промышленности, торгово-производственные холдинги, государственные предприятия. Штат — 230 человек.

    Рассказывает практик

    Виталий Конотоп
    Руководитель департамента бюджетирования и контроллинга компании «Мир», Москва

    В нашей компании в разработке любого проекта обязательно принимают участие все заинтересованные подразделения. Так, управление по развитию находит подходящий объект для магазина, после чего передает все данные по нему в соответствующие департаменты. Далее управление по маркетингу и продажам делает прогноз оборота магазина, в управлении реализации проектов оценивают затратную часть проекта. На базе собранной информации разрабатывают технико-экономическое обоснование проекта. На основе ТЭО Генеральный Директор принимает окончательное решение.

        Компания «Мир» — торговая сеть магазинов бытовой техники и электроники — создана в 1993 году. В настоящее время насчитывает 65 магазинов: 18 из них находятся в Москве, 47 — в крупных городах России. В ассортименте — более 10 тысяч наименований товаров таких мировых производителей, как Ariston, Bosch, Braun, DeLonghi, Electrolux, Hewlett-Packard, Indesit, LG, Moulinex, Panasonic, Philips, Samsung, Sharp, Siemens, Sony, Tefal, Toshiba, Zanussi. Компания занимает 219-е место в Топ-400 крупнейших российских компаний (РА «Эксперт», 2006) и 116-е место в Топ-200 крупнейших частных компаний России (Forbes, 2006).

      Рассказывает практик

      Дмитрий Седых
      Заместитель Генерального Директора ООО «Инженерный центр «Энергоаудитконтроль», Москва

      У нас в подготовке большинства инвестиционных проектов принимает участие рабочая группа проекта, в состав которой входят руководитель, главный инженер проекта, отраслевой специалист, специалист по инвестициям, специалист по финансам, юрист, налоговый консультант, специалист по маркетингу. Сферы ответственности участников описаны втаблице.

          ООО «Инженерный центр «Энергоаудитконтроль» занимается разработкой, внедрением и обслуживанием автоматизированных систем учета электроэнергии, диспетчерского управления, управления технологическими процессами в проектах любой степени сложности. Основные заказчики: ОАО «Газпром», ГУП «Московский метрополитен», ОАО «РЖД», ОАО «АК «Сибур», энергосбытовые и генерирующие предприятия. Численность персонала — 300 человек.

        Роли участников типового инвестиционного проекта

        Какие документы нужно утвердить

        Чтобы Генеральному Директору было легче анализировать инвестиционные проекты, нужно разработать следующие документы:

        Поручите составление документов ведомству финансового директора; последний должен взять эту работу под личный контроль. Непосредственными разработчиками пусть выступят сотрудники планово-экономического или инвестиционного отдела (в зависимости от структуры компании).

        Типы инвестиционных проектов

        Рассказывает практик

        Дмитрий Калаев
        Заместитель Генерального Директора компании Naumen, Москва

        Какие документы необходимо представить участникам проекта

        Основной документ, который показывают потенциальному инвестору, — это бизнес-план. В среднем на его подготовку уходит один-два месяца, хотя в сложных случаях процесс может занять и больше времени. Не стоит планировать на эту работу меньше одного месяца. При подготовке бизнес-плана всегда вскрывается много сложностей, обнаруживается нехватка информации, поэтому сократить сроки, как правило, невозможно (см. Структура бизнес-плана).

          Рассказывает практик

          Дмитрий Калаев
          Заместитель Генерального Директора компании Naumen, Москва

          Из личной практики могу сказать, что имеет смысл готовить два документа: «Резюме проекта» и «Бизнес-план».

          Резюме проекта — краткий обзор проекта на двух — четырех страницах, включающий следующие разделы: компания и команда проекта, цель проекта, краткое описание предметной области, бизнес-идея, состояние рынка, обзор проектных работ, источники финансирования. Его готовят для инвесторов.

          Бизнес-план — более детализованный документ, который состоит из нескольких десятков страниц и включает такие разделы, как цели и задачи бизнеса, сведения о предприятии, инвестиционный замысел, объекты инвестиций и источники финансовых ресурсов, характеристика продукции (услуг) предприятия, анализ рынка сбыта, стратегия маркетинга. Также бизнес-план содержит расчетные показатели оборота, постоянных и переменных издержек, прибыли и рентабельности производства, срока окупаемости инвестиций, точки безубыточности.

          Кроме того, есть смысл разделить проекты в зависимости от затрат и степени влияния на бизнес организации. Естественно, проект с бюджетом в 5 тыс. долл. США не должен обосновываться таким же образом, как проект с бюджетом в 1 млн долл. США. Кроме того, чтобы выбрать лучший, обычно приходится сравнивать проекты между собой, поэтому документы должны быть подготовлены одинаково — создайте легко повторяемый процесс подготовки инвестиционного проекта.

          Структура бизнес-плана

          1. Резюме проекта: краткое, на одну-две страницы, изложение основных тезисов и ключевых показателей проекта.

          2. Информация о компании: должна демонстрировать способность компании реализовывать проекты, подобные описанному в бизнес-плане.

          3. Проект (описание) продукта: информация о сути проекта и характеристиках продуктов или услуг, предлагаемых к осуществлению.

          4. Стратегический план: конкурентные преимущества продукта, программа развития, долгосрочные цели компании в рамках данного проекта.

          5. Маркетинговый план: анализ рынка, деятельности конкурентов, план продвижения продукта, прогнозы продаж.

          6. Инвестиции и операционная деятельность: описание этапов реализации проекта, а также состав инвестиционных затрат, организация деятельности после запуска проекта.

          7. Финансовый план: прогнозный бюджет и расчет всех необходимых показателей.

          8. Анализ рисков: оценка возможных угроз и их влияния на результаты проекта, описание мер, направленных на снижение рисков.

            Рассказывает практик

            Виталий Конотоп
            Руководитель департамента бюджетирования и контроллинга компании «Мир», Москва

            В нашей компании приказом Генерального Директора утвержден документ «Процесс формирования и анализа выполнения ТЭО по открытию розничного магазина». Собранные по объекту данные поступают в управление финансов, где рассчитываются основные показатели проекта. Решение (берем мы этот объект или нет) принимает управляющий орган — комитет по недвижимости. В заседаниях участвуют члены совета директоров, Генеральный Директор и другие топ-менеджеры. При положительном заключении ТЭО еще раз согласовывают с отделами и издают приказ по компании о начале реализации проекта. Далее сотрудники управлений формируют бюджет инвестиционного проекта, который консолидируется и анализируется управлением финансов.

          Анализ эффективности проекта

          Допустим, проект разработан, и Вам надо принять решение о его дальнейшей судьбе. Для этого необходимо проанализировать проект по пяти направлениям (отчеты по которым Вы и должны требовать от подчиненных).

          1. Технологический анализ. Исследование того, насколько предлагаемый план запуска проекта может быть реализован и насколько выполнимы условия его функционирования. Проекты чаще всего оказываются провальными не потому, что инвесторы неверно оценили рыночный спрос, а потому, что компания оказывается неспособной запустить проект так, как было запланировано. Анализ технологической стороны выполняется специалистами профильных производственных департаментов, обязательно под контролем инвестиционного отдела.

          2. Правовой анализ. Строительство, добыча полезных ископаемых, фармакология — во всех этих отраслях юридические аспекты могут оказаться даже более сложными, чем основная, собственно инвестиционная часть. Естественно, внимание со стороны руководства к этим вопросам также должно быть повышенным. За этот аспект работы отвечает юрист компании.

          3. Финансово-стоимостный анализ. Проводит финансово-экономическая служба. На основе бюджета проекта строится финансовая модель, позволяющая исследовать его со всех точек зрения и просчитать перспективы.

          Все перечисленные показатели рассчитываются на основе прогноза движения денежных средств в рамках инвестиционного проекта. Таким образом, правильный отчет о движении денежных средств для компании крайне важен. Если сделать его по тем или иным причинам затруднительно, классические показатели можно заменить другими. Но замена производится с учетом конкретных особенностей каждого проекта, стандартного решения здесь предложить нельзя.

          В принципе, этот небольшой список по мере необходимости можно дополнять самыми разными аналитическими инструментами и показателями. Однако нужды в этом обычно не возникает, так как инвестиционные проекты, как правило, отличаются чрезвычайной неопределенностью, а значит, возможности использовать финансовую математику ограниченны.

          5. Анализ рисков. Оценивается, в какой степени на успехе проекта скажутся отклонения прогнозных данных, изучаются различные сценарии осуществления проекта, анализируются возможные убытки участников. Эту часть готовит риск-менеджер (за неимением такого специалиста в компании поручите анализ рисков финансово-экономической службе).

          Говорит Генеральный Директор

          Михаил Калинин
          Председатель правления группы Cost Management Group, Москва

          Маркетинговый анализ готовит служба маркетинга. По моему мнению, необходимо охватить следующие направления: анализ рынка, анализ конкурентной среды, разработка маркетингового плана продукта, качество (достоверность) маркетинговой информации.

          Технический анализ обычно проводится инженерными службами компании с участием (если это необходимо) узких специалистов. Работники должны оценить собственные технические возможности для реализации проекта, указать на целесообразность привлечения дополнительных ресурсов.

          Наиболее ответственный и трудоемкий анализ проводится финансовой службой. Необходимо оценить как финансовое состояние собственного предприятия (включая анализ работы в течение трех–пяти предыдущих лет, анализ рентабельности производства основных видов продукции, прогноз прибыли в будущие периоды, в том числе в момент реализации проекта), так и сам проект (определить инвестиционные потребности предприятия по проекту, источники финансирования, спрогнозировать прибыль и движение денежных потоков в процессе реализации проекта, оценить показатели эффективности).

          Анализ влияния внешних (политика государства в отрасли, законодательная и разрешительная база и т. д.) и внутренних (квалификация менеджмента, опыт и др.) факторов можно поручить директору по стратегическому развитию или сделать самому.

          Итоговый анализ рисков должен проводить руководитель проекта (человек, обладающий коммерческим чутьем), которому необходимо исходить из наиболее пессимистичного варианта реализации проекта.

              Cost Management Group занимается созданием и внедрением высокоэффективных технологий по увеличению бизнеса, управляет промышленными активами общим размером более 150 млн долл. США. Действует в 12 регионах РФ. В 2003–2007 годах менеджеры группы разработали и реализовали 11 проектов по выводу промышленных предприятий машиностроительной, пищевой и нефтехимической отраслей на качественно иной уровень развития в короткие сроки.

            Говорит Генеральный Директор

            Элла Гимельберг
            Генеральный Директор, управляющий партнер компании S&G Partners, Москва

            Для оценки инвестиционной привлекательности проекта Генеральный Директор должен понять адекватность его маркетинговой составляющей (см. пример из практики: Причина провала проекта). При подготовке расчетов подавляющее большинство финансистов отталкиваются не от маркетинговых данных, которые получены в результате исследований, касающихся ожидаемых планов реализации, а от технологических возможностей будущего производства (то есть от того, сколько продукции может выпустить компания). Получив подобный отчет, Генеральный Директор обязан четко понимать сбытовую стратегию проекта.

            Имейте в виду: существуют рынки, на которых 100% реализации продукции — не удача, а законное требование (например, рынки драгоценных металлов и камней, нефти и газа, прочих полезных ископаемых, а также дефицитные рынки — цемент, металл, древесина и т. д.). Если проект не подпадает под указанные категории, то Генеральному Директору в первую очередь надо добиться от подчиненных четкого понимания, куда и по каким ценам компания будет продавать продукцию, какова перспективная доля рынка, планы конкурентов. Указанную информацию в рамках подготовки проекта собирают и анализируют маркетологи.

                Компания S&G Partners основана в 2006 году. Оказывает услуги по финансовому консалтингу, слияниям и поглощениям (M&A), инвестиционному проектированию, строительно-финансовому надзору. Основные клиенты: ЗАО «МФК «Грас», ОАО «Нечерноземагропромстрой», компания Deloitte & Touch, Khoory Investment (ОАЭ).

              © Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

              Источник

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

              РольЗа что отвечает