в чем состоит основная функция межнационального общения

Язык межнационального общения

Язык межнационального общения — язык-посредник, используемый народами многонационального государства для взаимного общения, например, русский язык в качестве средства общения в России.

Отличается от международного языка использованием в пределах одного государства.

Примеры языков межнационального общения

Примечания

См также

Полезное

Смотреть что такое «Язык межнационального общения» в других словарях:

ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. Язык, выступающий средством образования, делопроизводства и общения в многонациональном государстве … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

язык межнационального общения — Язык, обеспечивающий языковые контакты между всеми народами в пределах государства. Например, в РФ – русский язык. Языками межнационального общения могут быть региональные языки: узбекский используют каракалпаки, таджики, татары и некоторые… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Язык межнационального общения — Язык, обеспечивающий языковые контакты между всеми народами в пределах государства. Например, в РФ – русский язык. Языками межнационального общения могут быть региональные языки: узбекский используют каракалпаки, таджики, татары и некоторые… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Язык межнационального общения — Язык, обеспечивающий языковые контакты между всеми народами в пределах государства. Таким языком в Советском Союзе, а затем в России, в силу естественным путем сложившихся исторических причин, стал русский язык. Ям.о. могут быть региональные… … Словарь социолингвистических терминов

язык межнационального общения — Язык, который используется как средство общения представителями разных национальностей в пределах одной страны. см. национальный язык … Словарь лингвистических терминов

язык межнационального общения — язык, который используется как средство общения представителями разных национальностей в пределах одной страны … Толковый переводоведческий словарь

Язык межнационального общения — язык, на котором общаются люди разных наций за пределами своей национальной территории или на территории проживания нескольких наций. Сюда подводятся как мировые языки (англ., франц. и др.), так и региональные, зональные (ср. национально аварское … Языковые контакты: краткий словарь

ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой то определенной местности. Зачастую Я. м. о. является язык государственный или язык: официальный.… … Энциклопедический словарь конституционного права

ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой то определенной местности. Часто Я.м.о. является язык государственный или язык официальный. Однако… … Энциклопедия юриста

Язык-посредник — Язык межнационального общения язык посредник, используемый народами многонационального государства для взаимного общения, например, русский язык в качестве средства общения в России. Отличается от международного языка использованием в пределах… … Википедия

Источник

Основные характеристики культуры межнационального общения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и значение межнационального общения

Межнациональное общение – это построение конкретных взаимосвязей и взаимоотношений между отдельными людьми и группами, относящимися к различным национальностям и национальным объединениям, придерживающихся разных религиозных верований и идеологий, при которых осуществляется обмен жизненным опытом, культурными ценностями, идеями, чувствами, эмоциями и взглядами.

Такая система межнациональных коммуникаций строится на основе определенной культуры межнационального общения, представляющей собой многофакторную систему нравственных норм и ценностей, вариантов реализации и видов деятельности, реализуемых разнородными этическими группами и национальными общностями для упрощения их взаимопонимания и взаимодействия, а также полстроения оптимальных взаимоотношений между людьми разных национальностей, культурной и религиозной идеологии.

По сути, межнациональное общение основывается на своде конкретных норм общения и поведения, применяемых при межнациональном общении. Культура межнационального общения помогает каждой личности адекватно воспринимать себя, свою принадлежность к определенной нации, уважать ее обычаи и традиции и одновременно учит терпимости и принятия существования других наций, построения нормальных взаимоотношений с их представителями. Это положительно сказывается на интеграции наций и народностей государства, создает условия для построения дружеских взаимоотношений, как внутри одного государства, так и на мировом уровне.

Межнациональные коммуникации строятся на основе определенного вида форм взаимоотношений между представителями разных национальностей. Они могут носить дружественный, нейтральный и конфликтный характер. При этом, система межнационального общения основывается на достижении гармонии межнационального общения и сотрудничества.

Построение качественных межнациональных коммуникаций можно охарактеризовать следующими показателями:

Готовые работы на аналогичную тему

Цели и задачи формирования культуры межнационального общения

Культура межнационального общения базируется на необходимости достижения терпимого отношения каждой личности к представителям других наций и народностей.

Такое отношение называется толерантным. Оно характеризует конструктивные связи и взаимоотношения между людьми в различных областях жизни и деятельности. толерантность является важным условием современного гражданского общества.

Кроме того, существует такое понятие, как межэтническая толерантность. Оно является более глубоким и обширным.

Межэтническая толерантность – это осознанное принятие общечеловеческих норм и моральных принципов, уважительное отношение к правам и свободам всех наций, их культуре и традициям, осознание значимости построения межкультурных взаимосвязей и взаимоотношений.

Формирование культуры межнационального взаимодействия направлено на разрешение следующих задач:

Достижение целевого назначения формирования культуры межнационального общения, а также решение ее основных задач реализуется посредством культурного развития и межнационального общения с раннего возраста. Родную культуру, ее ценности, историческое развитие, традиции, обычаи и нравственные нормы дети постепенно изучают еще в начальной школе. На основе этих знаний происходит развитие чувств гордости и чести, принятия себя и своей принадлежности к тому или иному народу, уважительное отношение к другим народам и их культуре. Постепенно, у учащихся развивается потребность в ознакомлении со своей культурой, ее спецификой, а также культурами других народов, их сравнением со своей культурой.

Формирования культуры межнационального общения происходит на основе построения совместной социально важной деятельности, которая помогает превратить теоретические знания о нравственных принципах и ценностях в реальные нормы поведения, реализуемые на практике.

Составные элементы культуры межнационального общения

В составе культуры межнационального общения можно выделить три основных элемента, которые могут существовать только при тесном взаимодействии:

Источник

Межнациональное общение — культура и формирование

Рассмотрение понятия «культура межнационального общения» начнем с исследования, что представляет собой культура общения и общение в отдельности.

Под культурой общения чаще всего подразумевают багаж знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей проявлять толерантность в процессе общения. Именно культура общения является регулятором взаимоотношений людей, способствует укреплению правильного поведения в социуме.

Психолого-педагогическая литература дает множество разных определений тому, что такое деятельность общения.

Общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких лиц, которое направлено на налаживание отношений или на достижение общего результата. Во время общения люди взаимодействуют между собой как субъекты.

Чтобы общение было полноценным, необходимо, чтобы в нем принимало участие по меньшей мере два человека. Каждый из собеседников играет роль субъекта. При этом общение – это не просто действие. Это взаимодействие в том смысле, что каждый участник является активным и ожидает проявления активности от своего партнера.

Понятие общения

Общение – это процесс непосредственных взаимодействий между двумя или несколькими людьми. С точки зрения общественных отношений общение – это форма реализации этих отношений, которая позволяет обеспечить не только предметные опосредования, но и дает возможность воспроизводить и накапливать человеческий опыт, позволяет кооперировать или разделять человеческую деятельность.

Общение – это понятие, которое подходит и для описания взаимодействия, существующего между разными культурными и социальными системами. Это значит, что это что-то большее, чем просто межличностная связь, возникающая между людьми. При этом общение не может быть осуществлено, миновав межиндивидуальные контакты.

Межнациональное общение

Межнациональное общение – это существующие между людьми разных национальностей отношения и связи, в процессе которых они могут обмениваться друг с другом мыслями и чувствами, опытом и переживаниями.

И.Б.Дерманова предлагает рассматривать межнациональное общение с позиции активной деятельности, обуславливающей общественную потребность во взаимоотношениях с этносами и нациями, а также проявлению своего отношения к национальной стороне этих отношений.

Культура межнационального общения

Перейдем к рассмотрению культуры межнационального общения.

Если обратимся к трудам А.Г.Абсалямовой, то увидим следующую трактовку данного понятия. Автор обращаясь к культуре межнационального общения подчеркивает в ней совокупность нравственных, мировоззренческих, взаимообогащающихся и развивающихся отношений.

Также и Н.С.Загорская рассматривает культуру межнационального общения как определенное качество взаимодействия через соотнесение нравственных ценностей и социокультурных потребностей.

Мы согласны с трактовкой следующего характера – культура межнационального общения – это способ, характеризующийся готовностью личности к продуктивному взаимодействию с представителями разных национальностей.

Таким образом, можно констатировать, что культура межнационального общения – это такие качества человека, которые определяют общий уровень его воспитанности, помогают ему быть готовым общаться с людьми разных культур.

Такой человек легко учитывает национальные особенности, проявляет терпимость и деликатность в любых ситуациях. Он проявляет уважение к представителям разных рас и наций, учит их уважать чужую культуру и традиции, историю и языки, побуждает к национальному достоинству.

Сюда можно включить также комплекс навыков и знаний, которые проявляются в межличностных контактах; адекватные действия и поступки в процессе взаимодействия с разными этническими общностями. Все это просто необходимо для достижения согласия и взаимопонимания между людьми.

Межнациональное общение – это явление психологического и социального характера. У него есть присущая ему специфика. Во время межнационального общения, согласно Р.Р. Имамкулову, человек может приобщиться к другой культуре и традициям, это может сблизить его с представителями иных национальностей.

Во время подобного общения у него появляется сознание сходства с представителями разных национальностей. Это позволяет преодолевать негативные явления в национальном самосознании.

Общение людей, которые принадлежать к разным национальным общностям, обмениваются духовными ценностями и опытом, чувствами и мыслями – это и есть межнациональное общение.

Современные культурные люди – это образованные люди, которые обладают самоуважением и уважают окружающих. Нужно формировать у детей способность выстраивать взаимоотношения во время взаимодействия с окружающими людьми, развивать взаимопонимание и готовность принимать других людей и их взгляды, учитывать их привычки и обычаи, интересоваться чужой культурой и не отвергать ее.

Структура культуры межнационального общения

Межнациональная культура общения основана на следующих структурных компонентах:

Согласно З.Т. Гасанову, межнациональная культура общения старших дошкольников – это единство эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы жизни ребенка, которая отражается в его уровне представлений о родной стране, о представителях разных национальностей в разных типах деятельности.

Автор считает, что очень важно разрабатывать и реализовывать технологии воспитания у детей дошкольного возраста культуру межнационального общения, чтобы обеспечить формирование интереса к культуре народов, с которыми чаще взаимодействуют.

Необходимо активизировать для этого эмоциональную и чувственную сферу детей, побуждать их проявлять дружбу и симпатию к людям, которые от них отличаются.

Критерии и показатели культуры межнационального общения

Можно называть следующие критерии и показатели:

Сегодня мы наблюдаем недостаточное количество методических разработок в сфере развития дружелюбия и открытости, терпимости и взаимопонимания. Необходимо обеспечить комфортное пребывание детей разных национальностей в детском саду.

На современном этапе формирования общества существует необходимость развития межнациональной культуры общения уже с дошкольного возраста, чтобы воспитать современных культурных людей, способных уважать свою и чужую культуру.

Содержание и компоненты культуры межнационального общения

Таким образом, содержание культуры межнационального общения содержит следующие компоненты:

Содержание понятия «культура межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

Источник

Глава 12. Культура межнационального общения

1.Понятие «культура межнационального общения», ее структура, функции и значение.

2.Исторические корни культуры межнационального общения в Казахстане.

3.Культура межнационального общения как результат национальной политики.

4.Процесс формирования культуры межнационального общения.

1.Понятие «культура межнационального общения», ее структура, функции и значение.В ходе своего развития человечество создало систему материальных и духовных ценностей, объединенных емким, многогранным явлением и понятием – культура. Она проявляется во всех сферах человеческого бытия. А с тех пор как возникли в результате антропогенеза, этногенеза различные расы, расовые типы, этносы, нации одновременно формировалась и культура их общения, где культура стала преломляться через призму отношений между ними. Так появился вид культуры – «культура межнационального общения».

Структура культуры межнационального общения включает в себя принципы межэтнических отношений. Которые являются системой правил отношений между этносами, они взаимосвязаны, имеют важное значение, поскольку определяют позиции и поведение людей, программируют их. В структуру культуры межнационального общения входит также парадигма этнической идентификации и самоидентификации. Так как от нее зависит то, насколько человек осознает и отождествляет себя с тем или иным этносом и соответствующим социумом.

Осознание и отождествление человека с сообществом – это основа его активного поведения, принятие им норм и ценностей этого сообщества. Что ведет к усвоению им стереотипов поведения, своей роли в нем. В этом случае история, культура, традиции, обычаи, идеалы и ценности данного общества становятся неотъемлемыми элементами внутреннего содержания личности.

Культура межнационального общения базируется на определенных ценностях и идеалах. Они изложены в соответствующих теориях и учениях. Психологическая и поведенческая часть культуры межнационального общения представлена чувствами и эмоциями людей, проявляющимися в ходе этого общения в виде определенных моделей их поведения. Причем здесь важно учитывать как сознательное, так и подсознательное их содержание, в том числе и бихевиористское (см. схему №1).

Культура межнационального общения – духовная основа межэтнических отношений

в чем состоит основная функция межнационального общения. Смотреть фото в чем состоит основная функция межнационального общения. Смотреть картинку в чем состоит основная функция межнационального общения. Картинка про в чем состоит основная функция межнационального общения. Фото в чем состоит основная функция межнационального общения

Совместное проживание представителей различных наций, с целью регулирования отношений между ними, чтобы обеспечить согласие, что является залогом успешного развития любого полиэтнического общества, выработало принципы, на которых основывается культура межнационального общения. Это, прежде всего, гуманизм, взаимное уважение, доверие между представителями различных наций, их взаимопомощь. Они означают тактичность в межнациональных отношениях, уважение национального достоинства, проявление уважения к национальному языку, традициям, обычаям, ценностям.

Культура межнационального общения включает в себя активные контакты между представителями различных этносов, поскольку она проявляется именно в их общении, ей чужды национальная замкнутость, ограниченность, изоляция. Причем она предполагает общение между представителями разных этносов не только в трудовом процессе, на уровне общественной деятельности, но и в личной жизни, в быту. Мерилом зрелости культуры межнационального общения является активная позиция представителей различных национальностей, которая проявляется в их готовности оказать помощь и поддержку человеку независимо от его национальной принадлежности; нетерпимость к проявлениям любых форм национальной дискриминации.

Культура межнационального общения призвана выполнять ряд задач или функций. Во-первых, познавательную. Она несет знания истории, обычаев, традиций совместно проживающих этносов, без которых трудно себе представить их общение. Во-вторых, воспитательную. Она целенаправленно формирует определенные качества личности, проявляющиеся в межнациональном общении. Ее сердцевину составляет приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям. В-третьих, праксеологическую, она вырабатывает способность практического поведения личности в конкретных ситуациях межнационального общения. Эта сторона культуры межнационального общения готовит человека к межэтническим контактам, в ходе которых действует ее коммуникативная функция. Чтобы межэтнические контакты, лежащие в основе межэтнического общения были конструктивными и плодотворными, они нуждаются в регулировании. И здесь культура межнационального общения выступает в роли регулятора межэтнических отношений. И, наконец, в полиэтническом обществе культура межнационального общения важна не просто сама по себе как таковая, хотя и это имеет большое значение, но она призвана в итоге консолидировать этносы для достижения их единства, как основы общественного спокойствия в целом (см. Схема №2).

в чем состоит основная функция межнационального общения. Смотреть фото в чем состоит основная функция межнационального общения. Смотреть картинку в чем состоит основная функция межнационального общения. Картинка про в чем состоит основная функция межнационального общения. Фото в чем состоит основная функция межнационального общения

Недостаток культуры межнационального общения может проявляться в отношениях между представителями различных наций в виде недоверия, подозрения, в виде националистических настроений, национальной замкнутости, национального эгоизма.

Особо следует выделить то положение, что понятие «культура межнационального общения» сложное, оно состоит из трех слов, где главная роль принадлежит культуре. Поскольку культура, включающая в себя нравственность, искусство, философию, религию является ареной наиболее устойчивого взаимодействия наций, их взаимопонимания и взаимообогащения. Межнациональное общение начинается, как правило, с межнациональных контактов и в первую очередь в области культуры, с понимания национальных культур, их взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения. А это в конечном итоге в свою очередь формирует и развивает культуру межнационального общения.

Схема №2.

в чем состоит основная функция межнационального общения. Смотреть фото в чем состоит основная функция межнационального общения. Смотреть картинку в чем состоит основная функция межнационального общения. Картинка про в чем состоит основная функция межнационального общения. Фото в чем состоит основная функция межнационального общения

Культура межнационального общения – активная категория общественного развития. Ее уровень непосредственно и опосредованно влияет на состояние общества. Высокий уровень культуры межнационального общения ведет к открытости социальной системы, а, как известно, открытые системы восприимчивы к инновациям и динамизму. Напротив же, ее низкий уровень и отсутствие таковой чревато закрытостью социума и как итог его стагнацией.

Таким образом, культура межнационального общения является духовной основой модели межэтнического согласия и в целом всей совокупности межнациональных отношений.

2.Исторические корни культуры межнационального общения в Казахстане.Исторические корни культуры межнационального общения в Казахстане уходят вглубь веков, начиная со специфики зарождения очага цивилизации Великая степь, возникшего на заре человечества на Евразийском пространстве, в центре которого находилась протоказахская территория. Великая степь синтезировала в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций. С одной стороны, она появилась подобно тому, как возникли речные очаги цивилизации в долинах крупных рек Нила, Тигра и Ефрата, Инда, Хуанхэ, она образовалась в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии – Амударья, Сырдарья и реки Семиречья. С другой – этот очаг цивилизации расположен на стыке Европы и Азии, так же, как возникли перекресточные очаги цивилизации на континентальных перекрестках – в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации уже с момента возникновения в силу специфики своего геополитического местоположения отличался этнокультурной подвижностью составляющих его элементов, но вместе с тем и устойчивостью изначальной цивилизационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.

К этому следует добавить, что начиная со времен хунну Центральная Азия становится эпицентром активного этногенеза, где как в котле бурлили этногенетические процессы и выплескивали массы людей, своей миграцией меняющие облик целых континентов. В Центральной Азии в то время множились подвижные воинственные племена кочевников, жаждущих новых земель. Находясь в Центральной Азии, зажатые с севера тайгой, тундрой и Северным Ледовитым океаном, с юга – пустыней Гоби и Гималаями, на востоке их пространство ограничивалось Корейским полуостровом и Тихим океаном, и лишь на западе перед ними открывалась Великая степь от Хуанхэ до Дуная.

Таким образом, волны кочевников веками двигались на запад – хунну, тюрки, кидани, монголы и др. Они были подобны снежной лавине, которая часть снега толкает впереди себя, часть давит своей массой, а часть вбирает в себя.

Это общий фон исторических основ культуры межнационального общения в Казахстане, показывающий их глубину и изначальную предрасположенность ее активного развития. Далее она формировалась и развивалась соответственно тому, как менялся этнический состав населения страны на различных этапах. При этом следует отметить, что в целом Казахстан за долгие годы своей истории прошел сложный путь от мононационального к полиэтническому. Он начался с момента включения Казахстана в состав Российской империи. Сначала военно-казачья, позже крестьянская колонизация, волны переселенческой политики царизма значительно изменили состав населения Казахстана. Затем идет советский период, когда сформировался в главном и основном современный этнический состав населения страны, а вместе с ним и его проблемы.

Здесь важно представлять, что межнациональное общение на разных этапах истории Казахстана существовало как реальность, адекватная условиям жизни этносов. Оно несло на себе отпечаток времени, национальной политики государства, нравов, бытовавших тогда, их конечно же нельзя сбрасывать со счетов. Все эти периоды, особенности межнационального общения на разных этапах истории остались в памяти этносов в индивидуальной и коллективной, отложились в их менталитете. Об этом следует помнить и учитывать в культуре межнационального общения. Культура межнационального общения – понятие историческое, оно имеет определенное универсальное содержание и назначение, но в то же время, оно имеет конкретное, специфическое наполнение в каждое конкретное время, в каждой конкретной стране.

С начала XX в. в результате так называемых «столыпинских реформ» значительно активизировавших переселенческое движение русского населения в Казахстан этнический состав его населения значительно меняется. В канун Первой мировой войны в 1913 г. удельный вес казахов уже составил 58,5%, а русских 29,6% [3].

Процесс полиэтнизации Казахстана усилился в советский период. Это было связано с массовым перемещением населения в период индустриализации, коллективизации и репрессий, депортацией целых народов, эвакуацией населения в годы войны, освоением целины.

В 1926 году в СССР была проведена перепись населения. Численность казахов в то время составила 3 627 612 чел. или 58,5% всего населения Казахстана; русских было – 20,6%; других народов было – 20,9% [4, с.31]. Тяжелейшей трагедией для Казахстана обернулась коллективизация и проводившееся вместе с ней насильственное оседание скотоводов-кочевников, которое привело к голоду 1930-1933 годов. Только прямыми жертвами голода в те годы стали 1 млн.750 тыс. чел. или 42% от всей численности казахского населения республики [5].

Большой урон численности казахского населения нанесли откочевки, вызванные голодом. Всего в те годы откочевали за пределы Казахстана 1 млн.30 тыс. чел., из них 616 тыс. безвозвратно, в том числе около 200 тыс. ушли за рубеж: в Китай, Монголию, Афганистан, Иран, Турцию.

В 1939 году была проведена очередная перепись населения, которая показала, что в Казахстане сложилось новое соотношение этносов. Голод, миграционная политика привели к тому, что доля казахов в составе населения составила 37,9%, русских 40,2%, других – 21,9% [6]. С этого времени особенностью этнического состава Казахстана стало то, что казахи на своей исконной земле стали составлять менее половины населения страны.

Двадцатое столетие породило жестокое устройство политической жизни – тоталитарное государство. Которое стало практиковать насильственное массовое переселение – депортацию. Сначала депортации подвергались «враги народа» по социальному, классовому признаку, а затем «неблагонадежные народы» по национальному признаку. Всего на территорию Казахстана было депортировано более 60 этносов.

В СССР в годы массовых репрессий было депортировано более 3 млн. чел. из них почти половина в Казахстан, а остальные в Сибирь. В частности на территорию Казахстана было депортировано 1 млн. 200 тыс. чел., в том числе 38% немцев, 83% чеченцев и ингушей, 59% корейцев, 58% карачаевцев, 55% балкарцев, 76% греков, 62% курдов и др.

Казахский народ, несмотря на официальную политику гонения «неблагонадежных народов», по принципу коллективной ответственности за принадлежность к ним, поддержал их в тот критический момент истории, помог выжить, поверить в будущее, дал возможность полноправной жизни. Так закладывалась высокая культура межнационального общения, в которой люди были лучше общественной, политической системы. Они, вопреки репрессивной политики официальных властей, рискуя своей свободой, а то и жизнью, проявляли сострадание, человечность, высокие идеалы гуманизма. Это основа казахстанской культуры межнационального общения, которая со временем на этой основе переросла в культуру мира, духовности и согласия.

Неизгладимый след в судьбах людей оставила Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В то тяжелое время Казахстан стал приютом для беженцев и эвакуированных с театра военных действий. Только в 1941 году в Казахстан прибыло 386,5 тыс. чел. эвакуированных, а в 1942 году еще более 500 тыс. чел. [7, с. 47]. Все они нашли в Казахстане кров, хлеб, гостеприимство казахов. Корни казахстанской культуры мира, духовности и согласия, в очередной раз показали свою прочность, они росли и крепли.

В январе 1989 года была проведена последняя перепись населения СССР, в то время численность населения Казахстана составила около 16 млн. чел., в том числе казахов – 39,7%, русских – 37,8%, других – 22,5% [4, с. 45].

С обретением суверенитета в Казахстане изменилась этнодемографическая ситуация. Новым явлением стало то, что казахи превысили общую численность других этносов, проживающих в стране, их численность достигла 53,4% по переписи 1999 года, а по переписи 2009 года – более 63% [7, с. 54,61].

Данная тенденция в этнодемографическом развитии страны актуализирует возрастающую роль государствообразующей нации – казахов в консолидации всех этносов, повышает их ответственность в деле согласия, спокойствия и мира в обществе.

Она показывает динамику культуры межнационального общения в Казахстане в культуру мира, духовности и согласия, в основе которой лежит толерантность менталитета казахского народа.

3.Культура межнационального общения как результат национальной политики.С обретением суверенитета в Казахстане остро встал вопрос о создании модели межэтнических отношений, соответствующей условиям независимости, которая стала бы основой высокой культуры межнационального общения.

В контексте строительства независимости, перехода к демократическому государству, основанному на рыночной экономике, идеологическом плюрализме необходимо было определить модель межнациональных отношений, обеспечивающую реальным содержанием казахскую государственность, функционирование казахского языка как государственного, консолидирующую роль казахов, национальное возрождение, равноправие всех этносов единого народа Казахстана.

Кроме того, определение своей собственной, новой модели межнациональных отношений в суверенном Казахстане, обусловленное становлением молодого независимого государства, а также переходом прежней общественной системы совпало с тем, что весь мир, в том числе и высокоразвитые страны столкнулись с неизвестными ранее глобализацией, мировыми кризисами, кризисом мультикультурализма и другими вызовами XXI в. встали перед необходимостью переосмысления феномена «нация», поиска новых моделей сосуществования народов, нового наполнения патриотизма.

Модель межнациональных отношений создается для систематического, сознательного, целенаправленного воздействия на развитие этносов и их взаимоотношения с целью достижения определенных результатов. Создание такой модели очень трудная и ответственная деятельность, поскольку межэтнические отношения необычайно сложные по своему строению, они многогранны и трудно поддаются управлению. Они тесно связаны с экономическими процессами, социальными, политическими, культурными, языковыми, идеологическими и психологическими. Они требуют деликатного и тонкого подхода, здесь нужны осторожность, особая чуткость и осмотрительность, поскольку межэтнические отношения затрагивают самую чувствительную, оголенную, всем понятную и близкую сферу человеческой натуры – национальные чувства. В связи с этим Н.А. Назарбаев подчеркивал: «Недаром говорят: «Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность» [8, с. 420].

Модель межнациональных отношений имеет следующее устройство. Ее форма и содержание определяются, государственной национальной политикой, которая включает в себя теоретическую концепцию всего общественного устройства с точки зрения учета сочетания и реализации интересов этносов, проживающих в государстве. В ней обозначаются цель национальной политики, ее задачи, определяются принципы, содержание, формы, методы осуществления и результаты к которым она стремится. Все это закрепляется в соответствующих политических документах. И получает законодательное нормативно-правовое обеспечение.

История знает несколько типов национальной политики, по целям – национальная консолидация, интеграция, либо национальное обособление, изоляция. По содержанию – гуманистическая, демократическая, либо тоталитарная, националистическая. По формам и методам – толерантная, уважительная, либо насильственная, подавляющая. По результатам – согласие и единство, либо конфронтация и конфликтность.

Практика определила, что критерием эффективности национальной модели является стабильность межэтнических отношений и как показатель высокой степени ее проявления – общественное согласие. Общепризнанной оценкой продуманности, взвешенности и оптимальности национальной модели в полиэтническом обществе служит способность превратить многоэтничность из фактора риска устойчивому развитию государства в фактор его силы и динамизма.

Слово модель означает образец, схему генезиса какого-либо явления или процесса, следовательно, модель межнациональных отношений означает образец и схему достижения и обеспечения межэтнического согласия в полиэтническом обществе.

Важно представлять, как она шаг за шагом разрабатывалась в теории и, реализовывалась на практике, наполнялась конкретным содержанием. Точка отсчета этого процесса – провозглашение государственной независимости Республики Казахстан, а основа – деятельность Президента страны, который согласно Конституции является символом и гарантом единства народа и государственной власти. Здесь также важно рассмотреть составные части модели, проследить из каких элементов она состоит, как эти элементы соединяются между собой, образуя целостность, как функционируют сами по себе и, каким образом действуют в обществе в целом.

Итак, модель межнациональных отношений и соответствующая ей культура межнационального общения определяется национальной политикой, которая в свою очередь соответствует политическому курсу государства в целом. При этом следует заметить, что существуют десятки понятий политики, но при всем их многообразии, в конце концов, все они сводятся к простой, но основополагающей вещи – выбору направления развития, который зависит от воли народа и дальновидности лидера. Национальная политика в свою очередь включает в себя: концепцию межэтнических отношений, закрепленную в политических документах и обеспеченную законодательной, нормативно-правовой базой; принципы межэтнических отношений; языковую политику; парадигму идентификации; формирование ценностей и типичных черт.

Любое полиэтническое государство определяет в теории и, осуществляет на практике свою национальную модель, которая соответствует ее истории, традициям, менталитету населения, а самое главное целям и задачам его развития. Это реальность и объективная необходимость. Поскольку людям, живущим в этом обществе важно понимать состояние своего положения и перспективы жизни в нем в зависимости от этнической принадлежности и характера отношений между этносами и формировать культуру межнационального общения.

Каждое конкретное государство в какой-то степени повторяет общие, универсальные черты той или иной модели, и в то же время привносит свои уникальные особенности. Причем здесь может быть два пути – «зеркальное отображение», т.е. применение уже наработанного, апробированного чужого опыта со своими поправками или путь создания собственной оригинальной модели и тогда она по праву носит название этой страны или автора ее претворения.

Когда Казахстан встал на путь независимого, суверенного развития, и возник жизненно важный вопрос определения модели межнациональных отношений сразу стало очевидно, что казахстанское общество со своими традициями, историей, особой реальностью межэтнических отношений оказалось настолько уникальным, что здесь не подходит ни одна из существующих моделей – североамериканская, южноамериканская, европейская, российская, китайская и т.п., а необходима была разработка своей собственной оригинальной национальной модели.

Казахстанская модель межнациональных отношений с момента своего создания должна была учитывать следующие особенности казахстанского общества:

– общество живет и развивается на исконно казахской земле;

– государствообразующая нация, давшая название государству – казахи;

– государство унитарное, консолидирующая нация – казахи;

– государство полиэтническое, в нем проживает более 130 этносов;

– большинство этносов появилось в Казахстане в результате различных форм вынужденной и принудительной миграции, включая депортацию;

– большинство в обществе составляли казахи и русские;

– государственный язык – казахский;

– большинство общества говорило на русском языке, который на практике являлся языком межнационального общения;

– потребность в развитии национальных языков всех этносов Казахстана;

– общество многоконфессиональное – свыше 40 конфессий;

– в обществе глубоки традиции межэтнической, межконфессиональной толерантности. Они присущи, прежде всего, менталитету казахов, воспринимаются как общее достояние и ценность всеми этносами Казахстана;

– ключевые ценности общественного развития: гражданское общество, демократия, рыночные отношения, идеологический плюрализм

Оригинальность и сложность казахстанской модели заключается в гармонизации всех этих особенностей. Поэтому, с самого начала суверенитета Казахстана были заложены концептуальные, идеологические, основы национальной политики, в ней неукоснительно соблюдались и соблюдаются следующие генеральные направления.

Первое – национальное возрождение и развитие казахской нации, национальной свободы и независимости, казахской государственности, истории, языка, обычаев, традиций, культуры казахов как фундамента казахстанского общества вообще и консолидирующей его основы в частности.

Большое значение для межэтнических отношений в Казахстане имел Первый Всемирный курултай казахов, потому что он продемонстрировал всему миру, что молодое независимое государство проявляет трогательную заботу о своих диаспорах, это атрибут цивилизованного отношения к проблемам диаспор, и этнические диаспоры в Казахстане могли рассчитывать на такой же подход. I-ый Всемирный курултай казахов прошел в Алматы 29-30 сентября 1992 г. в нем участвовало 800 делегатов из 33 стран мира.

На I-м Всемирном курултае казахов, во-первых, ставилась задача определить отношение молодого независимого государства к казахам, проживающим за рубежом. Во-вторых, подчеркивалось, что казахская диаспора – это представители единой казахской нации.

В-третьих, был сделан вывод о том, что суверенный Казахстан будет вести всесторонний учет интересов зарубежных соотечественников [9].

Вслед за этим на Первом Форуме народов Казахстан 14 декабря 1992 г. была впервые высказана идея о создании Ассамблеи народов Казахстана. Следует подчеркнуть, что именно в таком единстве этих составляющих с одной стороны, развитие казахской нации, а с другой, единство полиэтничного народа Казахстана, формировалась сердцевина казахстанской модели межнациональных отношений и культуры межнационального общения.

Благодаря ей в самом начале становления суверенитета и независимости Казахстана удалось избежать ошибок и правильно оценить приоритеты внешнего и внутреннего развития.

Национальная политика последовательно строилась на принципах поиска согласия, общественной стабильности, верховенства закона и активной интеграции. Н.А. Назарбаев уже на I-ой Сессии АНК, в 1995 г. говорил, что существует три подхода к решению национального вопроса.

Первый – когда некоторые страны проводят политику «выдавливания» инонационального населения, что никогда не было присуще казахскому народу, по-братски принимавшему переселенцев. Это путь конфронтации, который ведет к колоссальным взрывам и многочисленным человеческим жертвам.

Второй – вообще не придавать значения национальному вопросу и надеяться на то, что проблемы отпадут сами по себе. Но и это не выход.

Третий – единственно верный путь, по которому мы идем, требующий трудоемкой и кропотливой работы. Это поиск точек соприкосновения, расширения зон согласия и доверия между народами. Без политики согласия и разумной национальной стратегии мы не сможем решать никаких задач [8, с. 260-261].

У каждой модели межэтнических отношений есть своя система правил. Она состоит из взаимосвязанных принципов. Именно эти принципы определяют поведение людей, которое ими программируется. Казахстанская национальная модель строится на следующих принципах:

Первый принцип. Этническое, конфессиональное, культурное, языковое многообразие является нашим бесценным богатством.

Второй принцип. Наше государство целенаправленно создает все условия для развития культуры и языков этносов Казахстана.

Третий принцип. Важнейшими ценностями нашей нации стали толерантность и ответственность.

Четвертый принцип – консолидирующая роль казахского этноса.

Пятый принцип – единство казахстанского народа.

Они были выработаны и апробированы практикой национальной политики в Казахстане и изложены в такой формулировке и последовательности [8, с. 467-469].

По данным Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), после распада СССР на его просторах около 9 млн. человек подверглись миграции, это стало самым массовым перемещением людей в этом регионе со времен окончания Второй мировой войны [10].

Сложная межэтническая ситуация отмечалась в Центральной Азии. В этих условиях повсеместного обострения экономического, политического и межэтнического кризиса Казахстан стал оплотом мира и согласия в неспокойном окружении.

С самого начала выработки и наполнения конкретным содержанием национальной политики Казахстан пошел по пути ее институциализации. Создание Ассамблеи народа Казахстана (АНК) в 1995 году означал выход национальной политики в республике на уровень ее институциализации. Обеспечение национальной политики реальными механизмами, поскольку Ассамблею возглавил Президент страны. В этом оригинальность и действенность казахстанского опыта регулирования межэтнических отношений в полиэтническом обществе.

АНК соединила в себе взаимодействие государства и гражданского общества. В ходе своего развития она прошла путь от Ассамблеи народов Казахстана (1995 г.) до Ассамблеи народа Казахстана (2007 г.), обрела конституционный статус. 9 депутатов Мажилиса Парламента стали избираться от Ассамблеи. Причем, как подчеркивал Н.А. Назарбаев: «это не представительства тех или иных диаспор в Парламенте, а «послы дружбы» от всей Ассамблеи» [8, с. 453]. В Концепции развития АНК до 2020 года подчеркивается, что она «должна стать консолидирующей площадкой гражданского сектора» [11].

Именно институализация национальной политики в Казахстане отличает ее от национальной политики в других странах.

Здесь уместным будет компаративный анализ ее состояния в других государствах. Так в Российской Федерации, по примеру Казахстана в 1998 г. была создана Ассамблея народов России (АНР). Как сказано в ее документах АНР является добровольной, самоуправляемой, общероссийской общественной организацией.

В РФ также созданы: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Российский конгресс народов Кавказа, национально-культурные автономии федерального и регионального уровней, Ассамблея народов Республики Соха (Якутия). В 2000 г. была образована Ассамблея народов Башкортостана. В 2007 г. Ассоциация национально-культурных объединений Республики Татарстан была преобразована в Ассамблею народов Татарстана. Все они действуют на общественных началах.

В Кыргызстане Ассамблея народа была создана как самодеятельная общественная организация. Следуя казахстанскому опыту в 1997 г. ей был придан статус консультативно-совещательного органа.

В Узбекистане в 1989 г. при Министерстве культуры был создан Республиканский межнациональный культурный центр, затем он был преобразован в Республиканский интернациональный культурный центр (РИКЦ).

В 2008 г. в Москве состоялся Учредительный Конгресс, на котором была создана Ассоциация народов Грузии.

В Украине 25 июня 1992 г. был принят «Закон о национальных меньшинствах».

В Беларуси создана Ассоциация, которая призвана защищать интересы национальных меньшинств, проживающих в Республике Беларусь.

В Азербайджане создан Конгресс национальных меньшинств Азербайджана, в его состав входят 15 Ассамблей малых народов.

В 2010 г. была создана Ассамблея народов Молдовы.

Сравнительный анализ состояния данной области политики на постсоветском пространстве показывает. Во-первых, что в ряде постсоветских республик официально закреплен статус «национальное меньшинство» со всеми вытекающими из этого последствиями. Во-вторых, созданные в них Ассамблеи по примеру Казахстана – это общественные организации, не имеющие необходимых ресурсов, для действенного эффективного, реального регулирования межэтнических отношений. С самого начала суверенитета Казахстан, в отличие от этого, ни в нормативно-правовом, ни в общественно-политическом планах не стал вводить понятие «национальное меньшинство», тем самым не стал вводить разные статусы для этносов, делить их на «меньшинство», «большинство». Также Казахстан пошел по пути практической институциализации национальной политики, создания реальных, действенных ее механизмов. Без этих механизмов национальная политика остается на уровне декларации принципов, целей, задач и прочих благих намерений.

Достижения Казахстана в создании национальной модели оригинальной, действенной, имеющей реальные позитивные результаты в регулировании межэтнических отношений в полиэтнической стране имеет неоценимое значение не только для постсоветских республик, где активно перенимается этот опыт, но и для всего мира. Это особенно актуально на фоне того, что сначала руководство Германии в октябре 2010 года, а вслед за ним и лидеры Великобритании, Франции признали кризис мультикультурализма в Европе. При этом казахстанская модель межнациональных отношений созвучна Рекомендациям Верховного комиссара по делам национальных меньшинств (ВКНМ) ОБСЕ, особенно Лундским (1999 г.) «Об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни». 25 мая 2009 года в Астане на семинаре: «Законодательное обеспечение социальной интеграции в многонациональном обществе» ВКНМ К. Воллебек сказал, что тепло приветствует идею президента Н.А. Назарбаева об усилении представительства меньшинств в парламенте: «Это мудрый, своевременный и логический шаг», подчеркнул он [12].

Казахстанская модель межнациональных отношений пристально изучается в ООН. 18 октября 2002 года в Астане Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан встретился с Советом АНК. 27 ноября 2008 года делегация АНК была принята в ООН. С 6 по 15 июля 2009 года независимый эксперт ООН по делам национальных меньшинств г. Макдугалл посетил Казахстан, в его отчете говорилось: «Казахстан заслуживает похвалы за высокий уровень межэтнического и межрелигиозного сотрудничества и терпимости» [12]. А 7 апреля 2010 года Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун в Астане встретился с членами АНК. Все это наглядно свидетельствует о большом международном значении казахстанской модели межнациональных отношений.

Во-первых, сохранение и укрепление общественного согласия определено в качестве непреложного условия нашего существования как нации.

Во-вторых, эпоха мононациональных государств канула в Лету, значит и дальше надо идти по пути многонационального государства. Для этого нужен новый казахстанский патриотизм, равенство прав граждан всех этносов.

В-третьих, ядро казахстанской гражданской общности – это казахский народ, казахский язык, особая ответственность казахов, национальной интеллигенции. Стержнем исторического сознания народа Казахстана должна стать всеказахстанская идентичность. Ценности этой модели – единство, согласие, толерантность. В итоге: «Казахстанцы 2050 года – это общество образованных свободных людей, говорящих на трех языках. Они граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям. Они трудолюбивы. Они патриоты своей страны» [13].

Хронологию основных событий в жизни независимого Казахстана, связанных с формированием культуры межнационального общения можно представить следующим образом.

16декабря 1991 г. Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

29 сентября 1992 г. Первый Всемирный курултай казахов.

5октября 1992 г. На 47-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Казахстана Н.А. Назарбаев предложил организовать Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) по типу СБСЕ в Европе.

18 октября 1992 г. Первый Всемирный конгресс духовного согласия.

14 декабря 1992 г. Первый форум народов Казахстана.

1 марта 1995 г. Создание Ассамблеи народов Казахстана.

30 вгуста 1995 г. Принятие Конституции Республики Казахстан.

1 мая 1996 г. Учрежден «День единства народов Казахстана».

15 июля 1996 г. Принята «Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан».

24 января 1997 г. Закон «О языках в Республике Казахстан».

23-24 сентября 2003 г. Первый съезд лидеров мировых и традиционных религий.

2006 г. Курбан-айт и православное Рождество в Казахстане стали выходными днями.

26 июля 2007 г. Указом Президента РК Ассамблея народов Казахстана получила новое название «Ассамблея народа Казахстана».

21 мая 2007 г. Ассамблея народа Казахстана обрела конституционный статус.

20 августа 2007 г. Впервые 9 депутатов Мажилиса Парламента РК избраны от Ассамблеи народа Казахстана.

1 января 2010 г. Председательство Казахстана в ОБСЕ под Девизом четырех «T»: «Trust, Tradition, Transparency and Tolerance» («Доверие, Традиции, Транспарентность, Толерантность»).

29 апреля 2010 г. Принятие Доктрины национального единства Казахстана: базовые принципы казахстанской культуры мира, духовности и согласия.

Стратегия «Казахстан – 2050 – новый политический курс состоявшегося государства». Послание Президента народу 14 декабря 2012 г. Поставлена задача формирования нового казахстанского патриотизма.

«Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Послание Президента народу 17 января 2014 г. Сформулирована национальная идея общеказахстанского дома «Мәнгілік Ел». А также дана идейная основа нового казахстанского патриотизма – государствообразующие, общенациональные ценности.

18 апреля 2014 г. «Стратегия «Казахстан – 2050»: культура мира, духовности и согласия». XXI сессия Ассамблеи народа Казахстана. Даны

4.Процесс формирования культуры межнационального общения.Формирование культуры межнационального общения процесс сложный и многосторонний. Он охватывает весь спектр условий и факторов социализации личности, все ее этапы и стадии. Важно учитывать, что формирование культуры межнационального общения подчинено модели межнациональных отношений, которые являются объектом национальной политики, а она в свою очередь входит в государственную политику в целом (см. схему №3).

Формирование культуры межнационального общения молодежи включает в себе образовательный и воспитательный компоненты. Исходным пунктом здесь является понятие и явление «толерантность». Именно на толерантности покоится межэтническое согласие и общественное спокойствие. В данном случае формула устойчивого развития Казахстана может быть выражена следующим образом: толерантность – открытость – динамизм. Поскольку толерантное общество является открытым, а открытое – динамичным.

Межэтническую толерантность необходимо толковать и понимать комплексно. Она, как основа культуры межнационального общения должна стать чертой национального характера, элементом менталитета, выражающими терпимость к образу жизни других этносов, их поведению, традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. И формировать у человека понимание того, что в обществе имеются другие этносы, отличные от Вас и они имеют право на уважение. В то же время толерантность служит индикатором уровня культуры межнационального общения, показателем степени ее зрелости, готовности представителей различных этносов к сотрудничеству и взаимодействию. Кроме того, толерантность это инструмент регулирования сложных проблемных ситуаций в межнациональном общении, снятие возможных напряжений, это важнейший элемент укрепления культуры межнационального общения. И если представлять еще более шире, то толерантность – это принцип государственной национальной политики, являющейся показателем ее демократичности, цель которой – равенство этносов, их взаимное уважение, сотрудничество, согласие и единство.

Рассматривая вопрос о роли толерантности в формировании культуры межнационального общения, необходимо заметить, что, как правило, в мировой практике толерантность представляется на уровне мирного сосуществования этносов. В Казахстане же толерантность в межэтнических отношениях и культуре межнационального общения достигает уровня не просто сосуществования этносов, который можно выразить формулой «Одна страна – разные судьбы», а уровня конструктивного единства, отраженного в «Доктрине национального единства Казахстана» положением ее I-ой главы «Одна страна – одна судьба».

В этом плане Доктрина является, с одной стороны, обобщением уже накопленного немалого опыта, а с другой – основанием для движения вперед, долгосрочных и среднесрочных стратегий проведения государственной политики, дальнейшего укрепления политической стабильности, единства и согласия в стране.

В целом процесс разработки и принятия Доктрины национального единства Казахстана высветил ряд этапных моментов:

во-первых, она представляет собой идеологический документ широкого общественного значения;

во-вторых, этот документ показал высокую общественно-политическую значимость межэтнических отношений и повышенный интерес к ним. Обсуждение Доктрины проходило с ноября 2009 по апрель 2010 года. Поступило свыше 500 откликов, предложений, рекомендаций и замечаний, в том числе, например, только названий документа было предложено около 10 вариантов.

Были выдвинуты альтернативные проекты «Концепция национальной политики Республики Казахстан. Задачи до 2015 г.» движения «Мемлекеттік тіл», «Концепция новой национальной политики Республики Казахстан на 2010 – 2020 гг.» ДПК «Ак Жол». Была образована рабочая группа, куда вошли представители АНК, ЭКО, ряда общественных движений и организаций, ученые, эксперты. Также была создана общественная комиссия. Окончательный вариант Доктрины был встречен одобрением широкой общественности;

в-третьих, создан прецедент нового уровня демократической культуры выработки и принятия политического решения;

в чем состоит основная функция межнационального общения. Смотреть фото в чем состоит основная функция межнационального общения. Смотреть картинку в чем состоит основная функция межнационального общения. Картинка про в чем состоит основная функция межнационального общения. Фото в чем состоит основная функция межнационального общения

в-четвертых, в обществе высок потенциал толерантности, внутренне ему присущий, и практически все его слои, несмотря на различную риторику, готовы к мирному, конструктивному решению вопросов межэтнических отношений.

Доктрина состоит из введения, трех глав и заключения. В вводной части изложены общие положения, раскрывающие актуальность, цель и задачи. В первой главе «Одна страна – одна судьба» центральная мысль заключается в том, что Казахстан – государство многонациональное и многоконфессиональное, очень пестрое по этническому, религиозному и культурному составу, но единый народ Казахстана объединяет общность истории, консолидирующая роль казахов. Наша великая цель – независимо от этнического происхождения, сплотиться и стать Великой Нацией, бережно сохранив и передав нашим потомкам суверенный и независимый Казахстан.

Доктрина пронизана логическим стержнем: главное наше достояние – независимый Казахстан, он нам достался от предков, героически жертвовавших собой ради этого. Наш долг, всех, для кого Казахстан – Родина, независимо от этнического происхождения, в тесном единстве сохранить и преумножить это достояние и передать его будущим поколениям.

Вторая глава «Разное происхождение – равные возможности» наглядно показывает суть политики общественного согласия, которая выражена в формуле «Единство в многообразии». Равные возможности человека и гражданина независимо от его этнического происхождения и вероисповедания, реально реализуемые в Казахстане, – это прочный фундамент единства общества, это тот клапан, который открывает фонтан духовности.

Третья глава «Развитие национального духа» посвящена раскрытию миссии Доктрины – подъем Духа Нации как объединяющего и укрепляющего начала, основанного на традициях и патриотизме и направленного на обновление, состязательность и победы. Ключевым фактором духовного единства казахстанского общества является государственный язык. В Доктрине особый акцент делается на положении о том, что в XXI веке надежду на самостоятельное будущее имеют те нации, которые нацелены на постоянное обновление, на модернизацию и конкурентоспособность. Также нам необходим интеллектуальный прорыв. Жизненно важно изменить отношение к знаниям, науке и инновациям, только интеллектуальная нация может рассчитывать на успех, говорится в Доктрине национального единства Казахстана.

В заключении подчеркивается, что Доктрина служит основой для создания системы мер, направленных на укрепление единства народа Казахстана.

Формирование культуры межнационального общения предусматривает воспитание в человеке также таких начал, как общительность, сдержанность, тактичность, которые важны в полиэтническом обществе. Она строится на познании особенностей психологии других этносов, их образа жизни, обычаев, традиций. И что важно включает в себя практический взаимный обмен национальными ценностями. Здесь неоценимую роль играют социально-психологические контакты на личностном уровне. Высокий уровень культуры межнационального общения формирует у человека обязательный учет конкретных, жизненных ситуаций, в которых происходит это общение и, в которых находятся представители различных этносов. Причем процесс этот двусторонний, что означает активное взаимодействие всех субъектов межнационального общения.

Достижения Республики Казахстан за годы независимости в экономике дают возможность сегодня выйти на уровень форсированной инновационной индустриализации. В политике, например, это уровень решения задач реальной многопартийности. В социальной сфере ставятся цели ускоренной социальной модернизации. Преобразования в культуре выводят ее на созвучные передовым достижениям цивилизации задачи формирования интеллектуальной, конкурентоспособной нации. Но все эти достижения есть результат деятельности конкретных людей, представляющих собой единый народ Казахстана.

Поэтому необходимо учитывать, что, прежде всего, в условиях суверенитета радикально изменился «народ Казахстана». Суть этих изменений в том, что независимость дала возможность народу Казахстана самому определять, принимать и реализовывать судьбоносные решения. Ярким символом этих возможностей стала новая столица Казахстана «город мира» Астана. По этому поводу в день переноса столицы 10 декабря 1997 года в воззвании к народу говорилось: «В драматической истории XX в. мы впервые приняли самостоятельное решение о столице своего государства. И на пороге XXI в. Заявляем о своем собственном выборе – новой столице под светлым небом древней Сарыарки» [14].

Главной ценностью народа Казахстана является независимость страны – это вековая мечта казахского народа. Н.А. Назарбаев подчеркивал: «Главная ценность – это независимость, возможность самостоятельного выбора, право быть хозяевами собственной судьбы. Все мы обязали себя беречь эти великие завоевания во имя памяти ушедших, во имя счастья потомков» [8, c. 8].

Важной составной частью понятия «народ Казахстана» является совместная история этносов, проживающих в Казахстане. Общая история – это комплекс различных исторических явлений и процессов, пережитых всеми этносами вместе. Они непосредственно затрагивали основы их жизни, их существование, их сохранение как этносов и вызывают общую память, благодарность за взаимовыручку, взаимопомощь, взаимоподдержку. Общая история многократно проверялась на прочность на крутых поворотах времени, например, таких как насильственная депортация народов в Казахстан в годы массовых политических репрессий, Великая Отечественная война, распад Советского Союза и последовавшие за ним потрясения социально-экономического кризиса и, наконец, созидание независимого Казахстана, которое также было далеко не простым.

На основе общей истории в сознании всех граждан Казахстана, в их социальной памяти хранится сопричастность к судьбе Казахстана, обеспечивающая их комфортное самочувствие. Также на основе общей истории происходит осознание казахстанской самобытности, общего казахстанского менталитета.

В этой истории этносы, ныне живущие в Казахстане, появились на его территории в сложных условиях вынужденного переселения. Ведь нет нужды комментировать простую истину о том, что от хорошей жизни никто не будет покидать родные места, не говоря уже о депортации. Всех их встречала гостеприимная казахская земля и великодушный казахский народ. Он делился хлебом и кровом, оказывал помощь и поддержку. Благодарные этносы помнят об этом и эта память передается из поколения в поколение, образуя консолидирующее начало единого народа Казахстана.

Важно заметить, что в истории человечества довольно часто применялись различные формы депортаций, принудительного или вынужденного переселения масс населения. Но особенность Казахстана заключается в том, что, как правило, во всех странах и регионах куда прибывали переселенцы, принимающая сторона отторгала их как чуждый элемент, в Казахстане же, в силу специфики менталитета казахов, переселенцы тепло принимались в среду местного населения. Это создало благоприятные условия естественной интеграции многообразия в единство. Человеческая доброта одних и святая память об этом других – составляют надежную основу единства народа Казахстана.

За годы независимости казахский народ, все этносы, проживающие в Казахстане, прошли важный и сложный процесс национального возрождения. Национальное возрождение – это осознание и реализация потенциальных возможностей нации, которые ранее не были осуществлены из-за того, что в прежнее время для этого не было условий.

Национальное возрождение может быть простой декларацией благих намерений восстановить историческую справедливость или простым механическим повторением пройденного в новых условиях в виде реконструкции архаических форм бытия и сознания. Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» писал: «Магистрали современности не позволяют пользоваться архаическими методами. Иначе в поисках прошлого можно утерять будущее» [15].

В Казахстане национальное возрождение вылилось в системный качественный скачок, в него – в восстановление национальной свободы, независимости, в изменение фамилий, имен, ономастику, переосмысление истории, изучение героического прошлого, восстановление памятников, языка, духовное освобождение, было вложено цивилизованное, гуманистическое содержание. Это послужило надежной основой формирования цивилизованной, гуманистической культуры межнационального общения. Поскольку национальное возрождение – это самоутверждение нации, обретение ею нового состояния.

Закономерно, что на крутых поворотах истории, на новых ее этапах, в условиях новых вызовов времени человечество пытается обратиться к новому наполнению таких опорных в общественном развитии категорий, как «нация», «патриотизм». О. Шпенглер, немецкий философ, историк, автор книги «Закат Европы», этапного в осмыслении нашей эпохи труда писал, что нация – это «духовное единство», «ментальная общность», «социальная душа». Ж. Ренан, французский писатель, автор такой же известной книги «История происхождения христианства», писал, что нация – это «богатое наследие памяти». Ортега-и-Гасет, испанский философ автор знаковой книги «Восстание масс» писал, что нация – это «разделенный образ будущего». Э. Тоффлер, американский футуролог, автор книги «Третья волна», посвященной вызовам конца XX, начала XXI веков соглашается со всеми предшественниками, но при этом подчеркивает, что нация – «это, прежде всего, единая, интегрированная политическая общность». Ему вторит и Фукуяма в нашумевшей книге «Конец истории», что нация – это политическое единство, требующее признания [16].

Анализ состояния дискуссий по проблемам «нового патриотизма» также показал, что в настоящее время она активно обсуждается и изучается. Новый патриотизм призван, прежде всего, формировать у человека любовь к Родине в условиях современных вызовов таких как: возрастающая роль этнического фактора; рост национализма; растущая религиозность; углубляющаяся социальная дифференциация; имущественное неравенство; набирающая обороты глобализация.

В связи с этим, например, всплеск дискуссий о новом американском патриотизме наблюдался в США в связи с началом войны в Ираке. В Европе в связи с Евросоюзом возникли дискуссии о новом европейском патриотизме: какой он – европейский или национальный. Новый российский патриотизм рассматривается в плоскостях: национальный, государственнический или гражданский. В китайском патриотизме новое в большей степени сводится к прагматизму и т.д.

В Казахстане все эти вопросы последовательно и целенаправленно решаются в русле единого народа Казахстана как гражданской общности людей разного этнического происхождения. Н.А. Назарбаев отмечал: «Казахстан – это общность граждан различных национальностей, а не новая этническая общность. Интеграция наших народов основана на сохранении этнической уникальности нашей страны» [17].

Единство народа Казахстана основывается на общей истории, совместном проживании и деятельности, толерантной культуре, взвешенной языковой политики. Консолидация всех этносов в единый народ Казахстана привела к тому, что сложился устойчивый менталитет, суть которого заключается в том, что все этносы, несмотря на культурные, языковые и др. различия, сообща строят общий дом, Казахстан – их Родина. Под единством понимается «гражданское и политическое единство» [8, c. 260-261].

Первое. Это равноправие всех казахстанцев вне зависимости от этнической, языковой, религиозной и социальной принадлежности.

Второе. Это общая ответственность за развитие нашей экономики, улучшение благосостояния народа.

Третье. В Казахстане решены вопросы о роли государственного языка, официальном статусе русского языка и равнопраном развитии языков всех этносов и их культур.

Четвертое. Светскость государства базируется на уважении к великому духовному наследию всех религий, действующих в Казахстане, на свободе выбора каждого.

Пятое. Формирование общества всеобщего труда.

Шестое. Всеказахстанская культура формируется благодаря тесному взаимодействию культурных пластов всех этносов страны.

Седьмое. Ассамблея народа Казахстана – это и фундамент, и основной принцип культуры мира и духовного согласия. Это инновационная модель всенародного представительства интересов всех граждан и успешный инструмент нашей молодой демократии (см. Схему №4).

Схема№4 в чем состоит основная функция межнационального общения. Смотреть фото в чем состоит основная функция межнационального общения. Смотреть картинку в чем состоит основная функция межнационального общения. Картинка про в чем состоит основная функция межнационального общения. Фото в чем состоит основная функция межнационального общения

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Когда и как возникла культура межнационального общения?

2. Из каких элементов состоит культура межнационального общения и какие задачи она решает?

3. Как формировалась культура межнационального общения в Казахстане?

4. Опишите состояние современной этно-демографической ситуации в Казахстане?

5. Раскройте принципы национальной политики в Казахстане?

6. Из каких компонентов состоит казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия?

7. Какова роль Доктрины национального единства Казахстана в формировании культуры межнационального общения?

8. Какую роль играет образование и воспитание в формировании культуры межнационального общения?

9. Дайте характеристику поликультурной личности?

10. Каким образом идея «Қазақ елі» консолидирует общество?

11. Раскройте как ценности идеи «Қазақ елі» обеспечивают высокую культуру межнационального общения?

12. Почему идея «Қазақ елі» служит основой общественного согласия?

Ллитература

1. Айтматов Ч. Собр. Соч. в 7 т. Т. 7. – М., 1998. С. 223

2. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Астраханская губерния. Т. 2. Тетр. 2. СПб., 1904. С. 4,42,43; Акмолинская область. Т. 82. СПб., 1904. С. 1-3,50-51; Семипалатинская область. Т. 84. СПб., 1905. С. 1-3,54-55; Семиреченская область. Т. 85. СПб., 1905. С. 1-3,52-53; Сырдарьинская область. Т. 86. СПб., 1905. С. 1-3,56-57; Тургайская область. Т. 88. СПб., 1904. С. 1-3,38-39; Уральская область. Т. 88. СПб., 1904. С. 1-3, 48-49

3. Базанова Ф.Н. Формирование этнического состава населения дореволюционного Казахстана // Вестник АН Каз.ССР. 1977. №7. С. 104

4. История переписей населения и этнодемографические процессы в Казахстане. Алматы. 1998.

5. Козыбаев М.К. и др. Коллективизация в Казахстане: трагедия крестьянства. Алматы. 1992. С. 28-30

6. Об основных показателях Всесоюзных переписей населения 1939, 1959, 1970, 1974, 1989 годов. Алматы. 1989. С. 187

7. Ассамблея народа Казахстана: исторический очерк. Алматы. 2010.

8. Назарбаев Н.А. Политика мира и согласия. Астана. 2008.

9. Казахстанская правда. 1992. 2 октября

10. Положение беженцев в мире. УВКБ ООН. 2000. С. 304

11. Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана до 2020 года. Астана. 2013. С. 26

12. Кан Г.В. Модель межнационального согласия первого Президента Казахстана. – Астана: Фолиант, 2010. С. 178

14. Казахстанская правда. 1997 г. 11 декабря

15. Назарбаев Н.А. В потоке истории. А. 1999. С. 60-61

17. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Астана. 2003. С. 20-21

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *