в чем состоит назначение информационно методической продукции

Информационно-методическая продукция

в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть фото в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть картинку в чем состоит назначение информационно методической продукции. Картинка про в чем состоит назначение информационно методической продукции. Фото в чем состоит назначение информационно методической продукции в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть фото в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть картинку в чем состоит назначение информационно методической продукции. Картинка про в чем состоит назначение информационно методической продукции. Фото в чем состоит назначение информационно методической продукции в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть фото в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть картинку в чем состоит назначение информационно методической продукции. Картинка про в чем состоит назначение информационно методической продукции. Фото в чем состоит назначение информационно методической продукции в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть фото в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть картинку в чем состоит назначение информационно методической продукции. Картинка про в чем состоит назначение информационно методической продукции. Фото в чем состоит назначение информационно методической продукции

в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть фото в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть картинку в чем состоит назначение информационно методической продукции. Картинка про в чем состоит назначение информационно методической продукции. Фото в чем состоит назначение информационно методической продукции

в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть фото в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть картинку в чем состоит назначение информационно методической продукции. Картинка про в чем состоит назначение информационно методической продукции. Фото в чем состоит назначение информационно методической продукции

Назначение информационно – методической продукции состоит в том, чтобы, используя ее различные формы и виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять новые методы и приемы работы и т.д.

В методическом описаниипутем простого изложения подробно сообщается об интересном событии, проведенном массовом мероприятии или о том, каким образом его можно провести.

Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные стороны анализируемого события.

Аннотация – краткая характеристика тематического содержания книги, методического пособия, разработки. В ней раскрывается социально – функциональное и читательское назначение методического материала, его форма и другие особенности. Например, «Рекомендации содержат описание разных типов определителей животных и растений, принципы построения в них ключей для определения видов. Адресованы школьникам и педагогам дополнительного образования биологических кружков, могут быть использованы студентами младших курсов естественных факультетов, учителями и всеми интересующимися биологией».

Бюллетеньвыпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т.д. В бюллетене публикуются нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность учреждений. Специфической чертой этого вида методической продукции является официальный характер включаемых в бюллетень материалов.

Газета –периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу. В газете используются различные жанры. Событийная информация публикуется в виде заметок, интервью, репортажей, отчетов, а аналитические произведения – в виде очерка, зарисовки, фельетона, памфлета. Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации образовательного и воспитательного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, повышения их квалификации.

Газетное издание –листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного издания.

Вестник – выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы (статьи) научного, информационного, методического характера, нормативно – правовые акты.

Информационно – методическая выставка – наглядная форма ознакомления читателей с новинками литературы, методических материалов, освещающих передовой опыт работы, и других видов методической продукции. Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются методические материалы. В зависимости от времени действия выставка может быть временная, если ее работа ограничена временными рамками, и постоянная, если она предназначена для работы в течение длительного времени. В зависимости от расположения выставка может быть стационарной, имеющей определенное место, и передвижной или выездной, если ее фонд вывозится в образовательные школы, дополнительного образования. В структуру методической выставки входит заголовок, отражающий ее тему и назначение; адресат; разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф); аннотация литературы. Такие выставки пользуются большой популярностью в учреждениях дополнительного образования.

Листовка –непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.

Методический информационный справочник – сборник вопросов и ответов на злободневные проблемы по организации и содержанию работы.

Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. По характеру информации он носит информационный характер. Описательно – информационный стиль реферата используется в том случае, если задача состоит в создании целостной картины развития той или иной отрасли науки или практики, где квалифицированный читатель сам мог бы отобрать то, что ему необходимо. Рекомендательный характер присущ реферату, освещающему узкую тему, где отбор материала и характер его обработки направлены на популяризацию наиболее значимого и ценного материала. При написании реферата рекомендуется указать следующее: тему реферата, его цель, фамилию, имя и отчество автора, план изложения темы, метод и методологию работы, область применения результатов, выводы, библиографию, приложения.

в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть фото в чем состоит назначение информационно методической продукции. Смотреть картинку в чем состоит назначение информационно методической продукции. Картинка про в чем состоит назначение информационно методической продукции. Фото в чем состоит назначение информационно методической продукции

Реферативное издание –непериодическое или периодическое информационное издание, представляющее собой упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих реферат.

Реферативный журнал– периодическое реферативное издание.

Сводный реферат –реферат, составленный на основе двух и более исходных документов.

Реферативный сборник –периодическое или продолжающееся реферативноеиздание, выходящее в виде сборника.

Рецензия –критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.

Источник

ТИПЫ И ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРАВИЛА ЕЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ИЗДАНИЯ

Методическую продукцию можно классифицировать следующим образом: по периодичности, адресату, характеру информации, инновационному потенциалу и функциональному назначению.

Информационно-методическая продукция

Назначение информационно-методической продукции состоит в том, чтобы, используя различные ее виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой опыт специалистов социального обслуживания; разъяснить, как применять инновационные технологии и т. д. К информационно-методической продукции относятся аннотация, бюллетень, газета, газетное издание, вестник, информационно-методическая выставка, листовка, методический информационный справочник, методический комментарий, методическое описание, портфолио, рекомендательный библиографический список (указатель), реферат, словарь.

Аннотация — краткая характеристика содержания книги, методического пособия, разработки. В ней раскрывается социально-функциональное и читательское назначение методического материала, его форма и другие особенности.

Бюллетень выпускается с целью оперативного и систематического оповещения специалистов социального обслуживания о новинках литературы, об инновационных формах работы и т. д. В бюллетене публикуются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность учреждений социального обслуживания. Специфической особенностью этого вида методической продукции является официальный характер материалов, включаемых в бюллетень.

Газета — периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам социального обслуживания, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу. В газете используются различные жанры. Событийная информация публикуется в виде заметок, интервью, репортажей, отчетов, а аналитические произведения — в виде очерка, зарисовки, фельетона. Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации процесса социального обслуживания, совершенствования профессионального мастерства специалистов, повышения их квалификации.

Газетное издание — листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата.

Вестник — выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты.

Информационно-методическая выставка — наглядная форма ознакомления специалистов социального обслуживания с новинками литературы, методических материалов, освещающих передовой опыт работы в системе социального обслуживания, и других видов методической продукции. Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются методические материалы. В зависимости от времени действия выставка может быть временной и постоянной, в зависимости от расположения — стационарной, передвижной или выездной. В структуру методической выставки входит заголовок, отражающий ее тему и назначение; адресат; разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф); аннотации литературы.

Листовка — непериодическое текстовое листовое издание.

Методический информационный справочник — сборник вопросов и ответов на злободневные проблемы по организации и содержанию работы.

Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события.

В методическом описании путем простого изложения подробно сообщается об интересном событии, проведенном массовом мероприятии или о том, как его можно провести.

Портфолио — собрание документов и иных материалов, характеризующих опыт работы или достижения в какой-либо деятельности.

Рекомендательный библиографический список (указатель)- библиографический список (указатель), назначение которого — помочь специалисту в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой-либо области.

Реферат — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. По характеру информации он носит информационный характер. Описательно-информационный стиль реферата используется в том случае, если задача состоит в создании целостной картины развития той или иной отрасли науки или практики. Рекомендательный характер присущ реферату, освещающему узкую тему, где отбор материала и характер его обработки направлены на популяризацию наиболее значимого и ценного материала. При написании реферата рекомендуется указать следующее: тему реферата, его цель, фамилию, имя и отчество автора, план изложения темы, метод и методологию работы, область применения результатов, выводы, библиографию, приложения.

Рецензия — критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.

Словарь — справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен и иных языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными. Словарь представляет собой глоссарий (совокупность терминов, требующих прояснения) и соответствующие ему дефиниции (определения терминов).

Организационно-методическая продукция

Назначение этого типа методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий. К организационно-методической продукции относятся инструктивно-методические письма, инструкции, методические записки, методические разработки и рекомендации, памятки, положения.

Инструкция – 1)нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений Правительства и актов вышестоящих органов государственного управления; 2)собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.

Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы: решению каких задач способствует данная методическая работа, кому адресована, на основании каких документов и фактов составлена, система изложения материала.

Положение о структурном подразделении — основной документ, определяющий статус, задачи и функции структурного подразделения, а также отражающий основные направления и содержание работы, структуру, штаты и управление, включая права и ответственность.

Положение о массовом мероприятии — документ, регламентирующий порядок организации и проведения массовых мероприятий в системе социального обслуживания.

Методические рекомендации и методические разработки

Наиболее распространенными методическими изданиями учреждений социального обслуживания являются методические рекомендации и методические разработки.

Методические рекомендации — комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы специалиста социального обслуживания

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности. При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; дать рекомендации о том, какими передовыми социальными технологиями надо пользоваться. Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в процессе деятельности специалиста.

Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:

Примерная структура методических рекомендаций:

Сборник материалов (тезисов докладов) научно-практической, методической конференций, семинаров, «круглых столов» представляет собой собрание методических материалов разных авторов, представивших свои доклады на методических мероприятиях разных типов. В структуру сборников материалов входят обычно:

Харитонова Н.П.. Методическая продукция. Виды. Содержание. Оформление: Профессиональный справочник методиста Вып. 1– Витебск: ООВР, 2000.

Н.А. Тагирова, психолог отделения экстренной

Источник

Виды методической продукции

Дается описание основным видам методической продукции и требованиям, предъявляемым к ним. Рекомендовано начинающим методистам

Просмотр содержимого документа
«Виды методической продукции»

Виды методической продукции

Методическая продукция – один из способов выражения и распространения методических знаний.

Методическая продукция очень разнообразна. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку). В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи:

— излагает сведения, подлежащие распространению;

— разъясняет приемы и методы;

— обобщает ценный педагогический опыт;

— объясняет цели и порядок действий;

— методику организации различных мероприятий;

— показывает возможные формы проведения дел и т.д.

Существует несколько способов ее классификации, например: по периодичности, по адресату, по характеру информации, по инновационному потенциалу, по функциональному назначению.

Классификация методической продукции по функциональному назначению:

Прикладная методическая продукция.

Учебная (образовательная) продукция.

Назначение информационно-методической продукции состоит в том, чтобы, используя различные ее виды:

А) изложить сведения, подлежащие распространению;

Б) проанализировать передовой педагогический опыт;

В) разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т.д.

К информационно-методической продукции относятся:

1. Аннотация – краткая характеристика содержания книги, методического пособия, разработки. В ней раскрывается назначение предлагаемого материала.

2. Бюллетень – регулярно публикуемые краткие официальные материалы. Выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т.д.

3. Газета – периодическое текстовое листовое издание, содержащие официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу.

4. Газетное издание – листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата.

5. Вестник – выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты.

6. Информационно-методическая выставка – наглядная форма ознакомления читателей с новинками литературы, методических материалов, освещающих передовой педагогический опыт работы, и других видов методической продукции.

7. Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.

8. Листок – периодическое или продолжающее текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц, содержащее общественно-политическую, научную или производственную информацию.

9. Методический информационный справочник – сборник вопросов и ответов на злободневные проблемы по организации и содержанию работы.

10.Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события.

11. Методическое описание – путем простого изложения подробно сообщается об интересном событии, проведенном массовом мероприятии или о том, как его можно провести.

12. Описание передового педагогического опыта – обобщение и систематизация актуального опыта с инновационной педагогической идеей.

13. Портфолио – собрание документов и иных материалов, характеризующих опыт работы или достижения в какой-либо деятельности.

14. Рекомендательный библиографический список (указатель) – библиографический список (указатель), назначение которого – помочь читателю в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой-либо области.

15. Реферат – краткое изложение в письменной форме литературных данных (книг, статей, научных работ), которые отражают точку зрения автора и дополняются имеющимися практическими данными по этому вопросу.

Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой.

Требования к реферату.

отражать точку зрения автора на рассматриваемую проблему и накопленный результативный опыт;

по характеру информации носить информационно-аналитический или пропагандистский характер;

привлекать внимание к актуальным темам и проблемам.

не должен содержать поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал.

По характеру информации он носит информационный характер. Описательно-информационный стиль реферата используется в том случае, если задача состоит в создании целостной картины развития той или иной отрасли науки или практики, где квалификационный читатель сам мог бы отобрать то, что ему необходимо. Рекомендательный характер присущ реферату, освещающему узкую тему, где отбор материала и характер его обработки направлены на популяризацию наиболее значимого и ценного материала.

Примерная структура реферата:

тема, автор, занимаемая должность, место работы;

введение – содержит краткий анализ избранной проблемы, обоснование актуальности; описание предмета, цели и задач предстоящего исследования; описываются методики и технологии исследования);

теоретическая часть – содержит анализ концептуальных положений по избранной проблеме; анализ первоисточников; раскрывает научное состояние проблемы, ее новые аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения и т.д.);

практическая часть – включает авторские разработки, описание позитивных и негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д. Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.

заключение – содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования;

приложения – прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности.

При написании реферата рекомендуется указать следующее:

план изложения темы;

метод и методологию работы;

область применения результатов;

16. Реферативное издание – непериодическое или периодическое информационное издание, представляющее собой упорядоченную совокупность библиографических записей, составляющих реферат.

17. Реферативный журнал – периодическое реферативное издание.

18. Реферативный сборник – периодическое или продолжающее реферативное издание, выходящее в виде сборника.

19. Рецензия – критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.

20. Сводный реферат – реферат, составленный на основе двух и более исходных документов.

21. Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен и иных языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными. Словарь представляет собой глоссарий (совокупность терминов, требующих прояснения) и соответствующие ему дефиниции (определения терминов).

22. Устное выступление представляют собой средство коммуникации, выполняющее ряд важных функций коммуникации.

Форма устного выступления обладает целым рядом достоинств. Прежде всего, она дает широкую возможность разъяснить то, что хочется довести до сведения. Именно в беседе лучше всего достичь тех целей, которые невозможно достичь письменным соглашением. Устное выступление позволяет учитывать особенности выступающих их психологические особенности, настрой, эмоции.

Схема содержания устного выступления:

Один-два примера по теме выступления из жизни (экономики, политики, искусства, быта и т. д.), свидетельствующие о наличии проблемы, требующей анализа в выступлении (лекции, докладе и т. д.).

Ссылка на официальные государственные документы (законы, указы, постановления, распоряжения, предписывающие определенный порядок деятельности людей, но требующие популярного разъяснения людям (аудитории).

2. Общая характеристика объекта (предмета) рассмотрения, т. е. того явления, события, процесса, которому посвящено выступление.

Что это такое (определение понятия)? Каковы его основные признаки (свойства, черты, функции или структурные компоненты)?

3. Подробный анализ и оценка объекта рассмотрения в соответствии с целью выступления.

Структурный анализ объекта (из каких компонентов он состоит и что собой представляет каждый из них).

Функциональный анализ объекта: какую роль играет в объективном жизненном процессе, какие функции (естественные, социально-исторические, политические, экономические, правовые и т. д.) выполняет.

Анализ и оценка каждого из компонентов или функций рассматриваемого объекта с точки зрения интересов деятельности слушателей.

Какие теоретические выводы вытекают из изложенного?

Какие напрашиваются практические выводы для слушателей?

Каковы конкретные задачи слушателей в свете этих выводов?

23. Отчет один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных.

Отчёт – это сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Часто состоит из информации о служебном деле, направляемой руководству или вышестоящему должностному лицу.

Цель отчета – информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя рекомендации, предложения или другие мотивационные элементы.

Отчёт часто имеет структуру научного исследования: введение, методы, результаты и обсуждение. Отчёты могут быть устными или письменными. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным — в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты.

Различают два вида отчетов: промежуточный и итоговый. Промежуточный отчет аккумулирует в себе результаты отдельных, обозначенных в плане, этапов работы.

Итоговый (заключительный) отчет завершает весь цикл работы по проблеме.

Ответственность за достоверность представляемых в отчете данных несут руководитель ЭП от образовательного учреждения и утвержденный научный руководитель от курирующей организации (консультант).

24. Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

— цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

— передача основных мыслей текста «своими словами»;

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

План работы над конспектом:

Определите цель составления конспекта.

Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.

Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает. «, «раскрывает. «).

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

2. Организационно-методическая продукция

Назначение этого вида методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий, раскрытия методики образовательно-воспитательного процесса в творческих объединениях.

К организационно-методической продукции относятся:

1. Инструктивно-методическое письмо методическое издание, содержащее конкретные указания и разъяснения, вытекающие из нормативного правового акта вышестоящей организации.

2. Инструкция это собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.

3. Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы:

— решению, каких задач способствует данная методическая работа;

— на основании каких документов и фактов составлена;

— система изложения материала.

4. Памятка брошюра или листовка, содержащая необходимый минимум сведений для выполнения какой-либо деятельности.

5. Положение о структурном подразделении основной документ, определяющий статус, задачи и функции структурного подразделения, а также отражающий основные направления и содержание работы, структуру, штаты и управление, включая права и ответственность.

6. Положение о массовом мероприятии документ, регламентирующий порядок организации и проведения всероссийских или региональных массовых мероприятий в системе дополнительного образования детей.

7. Методические рекомендации комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики.

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.

8. Методическая разработка издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации (Полонский В.М.).

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Данный вид методической продукции помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного занятия;

разработку серии занятий;

разработку темы программы:

разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

разработку общей методики преподавания предметов;

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

Примерная схема методической разработки:

Название и форма проведения мероприятия.

Пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст участников, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения.

Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, лозунгов, плакатов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).

Методические советы на подготовительный период (распределение поручений).

Сценарный план, ход проведения мероприятия.

Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.

Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятия, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

Методические советы на период ближайшего последствия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т.п.).

Автор разработки, должность, место работы.

9. Сборник материалов (тезисов докладов) научно-практической, методической конференций, семинаров, «круглых столов» представляет собой собрание методических материалов разных авторов, представивших свои доклады на методических мероприятиях разных типов.

3. Прикладная методическая продукция.

Прикладная методическая продукция – это вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции: деловая игра, диаграмма, график, картотека, каталог, плакат, сборник упражнений, сценарий, тематическая папка, тематическая подборка материалов и др.

Рассмотрим каждый из вышеназванных видов более детально.

1. Сценарий подробная запись праздника, массового мероприятия.

Самый распространенный вид методической продукции.

В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты стихов, поэтических произведений, песен и т.д. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников праздника на сцене и т.д.

Для облегчения работы, текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а ремарки ближе к левой.

Примерная схема сценария:

Название (сценарий праздника «Школьные годы чудесные!»); адресат; цели и задачи; участники, реализующие сценарий, действующие лица; полный текст выбранного сценария, использованная литература.

Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква к букве, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:

* театрализация – речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основные условия театрализации – это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;

* возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;

* атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими, со всеми участниками», «через рассказ».

2. Графическая информация информация, создаваемая при помощи наглядных графических образов, раскрывающих содержание графического документа.

При составлении отчетов часто используются графики и диаграммы. График позволяет наглядно проследить рост изменения какого-либо явления и дать сравнительную характеристику.

3. Деловые игры методы имитации принятия решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам, путем воссоздания реальной жизненной ситуации.

4. Картотека систематизированное в алфавитном порядке (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.

6. Каталог нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов.

7. Плакат листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанного с одной стороны, и предназначенное для экспонирования.

8. Плакат инструктивно-методический вид методической продукции, используемый в том случае, если содержание методического материала невозможно раскрыть только в словесной форме. Информация, помещенная на плакате, должна точно раскрывать суть вопроса и название плаката.

9. Плакат информационный позволяет ознакомиться с предстоящими мероприятиями или итогами выполненной работы. Примером информационного плаката могут служить печатные издания, информирующие о передовом опыте работы.

10.Сборник упражнений – издание, содержащее методический материал для обучения актива: упражнения, ситуации, задачи по различным проблемам образования детей.

11.Тематическая папка содержит нормативные документы, регулирующие деятельность образовательного учреждения в определенном направлении; методические рекомендации; разработки и сценарии массовых мероприятий; материалы из опыта работы; библиографию, дидактический материал.

12.Тематическая подборка материалов необходима в целях накопления материалов для написания методических рекомендаций, разработок массовых мероприятий. Это может быть подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на определенную тему. Помещается материал в папку для бумаг, скоросшиватели, альбомы, конверты.

4. Научно-методическая продукция

1. Тезис положение или утверждение.

Тезисы повторяют, сжато формулируют прочитанное. Они передают суть содержания книги, статьи, доклада и позволяют обобщить материал. Процесс составления тезисов дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.

2. Статья самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальным проблемам.

5. Учебная (образовательная продукция).

Творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода.

1. Учебник – учебное издание, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

2. Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным пособиям относятся:

Учебно-наглядное пособие – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.)

Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания.Учебно-методическое пособие – издание, в котором раскрывается методика выполнения какой-либо деятельности, порядок операций, процессов, действий.

Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над усвоением учебного предмета.

Самоучитель – учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.

Хрестоматия – учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения дисциплины.

Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

К практикуму относится задачник.

Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

Методическая продукция является частью информационно-методического фонда образовательного учреждения. Систематизация методических материалов проводится с учетом их содержания и общей направленности.

Материалы могут быть объединены:

по возрастному принципу (работа педагогов с детьми разного возраста);

по адресатам (педагоги дополнительного образования, методисты, руководители творческих объединений, руководители ОУ);

по направлениям деятельности (организационно-массовая, методическая, исследовательская, опытно-экспериментальная).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *