в чем состоит назначение философии
4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия — это учение о всеобщих принципах и законах развития природы, общества, познания и мышления.
Философия в буквальном переводе — любовь к мудрости. Впервые слово «философия» употребил Пифагор, а ввел в общественное употребление Платон.
Первые древнегреческие мыслители предметом изучения философии сделали природу — исследовали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается.
Поворот от космоса к человеку сделал Сократ, поставивший проблемы смысла человеческой жизни, смерти и др. После этого переворота у философии появилась двуединая задача — исследование мира и человека в их взаимоотношении, взаимосвязи.
Философия:
— теоретическое выражение получили в ней социальное самосознание людей, их общие ценности и идеалы;
— явилась интегрированным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса цивилизации и культуры. Назначение философии:
— создание целостного мировоззрения;
— объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий;
— учение об общих принципах бытия;
— исследование отношений человека к объективному миру и его места в этом мире. Отличительные особенности философии:
— она является всеобщей и абстрактной;
— в ней присутствует значительный ценностный компонент;
— она призвана утверждать гуманистические идеалы (истину, добро, справедливость);
— она рефлексирует духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности;
— она является результатом самосознания всей культуры.
Философия с точки зрения своего назначения является рефлексией. Рефлексия — своеобразное явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает ни с познанием, ни с самопознанием.
Одной из самых важных особенностей философии является ее универсализм. Это означает, что лишь в философском анализе возможно фиксировать существование разных способов духовного освоения человеком мира, учитывать специфику каждого из них, сопоставлять категории добра и зла, истины и пользы и др., ставить вопрос об их природе.
Основные проблемы философии:
— объекта и предмета философии (объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве);
— первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии);
— развития мира (диалектический и метафизический способы познания);
— познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики);
— человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры). Структура философского знания:
— онтология (философия бытия);
— гносеология (теория познания);
— логика (познание принципов мышления);
— аксиология (учение о ценностях);
— эстетика (изучение прекрасного);
— антропология (исследование проблем природы, сущности человека);
— праксеология (социальная философия).
Читайте также
6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы
6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы Вся этическая концепция Сократа построена на стремлении понять истинное назначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства.
12.3. Смысл и назначение человеческого бытия
12.3. Смысл и назначение человеческого бытия М. МОНТЕНЬСмерть не только избавление от болезней, она – избавление от всякого рода страданий.Презрение к жизни – нелепое чувство, ибо в конечном счете она – все, что у нас есть, она – все наше бытие… Тот, кто хочет из человека
1.3. Назначение нормы
1.3. Назначение нормы Многое в соотношении норм морали и нравственности проясняется, если задаться вопросом, для чего вообще они нужны?На первый взгляд и нравственность и мораль предстают как специфические формы регулирования совместного бытия. Но этого определения
I Наше назначение и наши выгоды
I Наше назначение и наши выгоды Когда мы размышляем о делах Востока и хотим дать себе ясный отчет в том, что нам может предстоять и что для России выгоднее, то необходимо прежде всего различить идеал наш или цель наших замыслов и действий от средств выполнения
1. Социальное назначение и основные функции логики
1. Социальное назначение и основные функции логики Возникая из насущных потребностей общества и развиваясь вместе с ним, логика, в свою очередь, оказывает на него обратное, и притом более или менее значительное, воздействие. Ее социальное назначение и роль в обществе
1. Сущность и назначение аналогии, ее структура
1. Сущность и назначение аналогии, ее структура Происхождение и сущность аналогии. Аналогия — одна из самых древних мыслительных операций. Она возникает из объективного противоречия между потребностью познания человеком качественного многообразия мира и наличными
Образ 4. Назначение союзников
Образ 4. Назначение союзников «Союзники не бывают ни плохими, ни хорошими, это просто силы, которыми маги пользуются по своему усмотрению.– Мне непонятно их назначение, дон Хуан. Что союзники делают в мире?– А что люди делают в мире? Я, например, не знаю. Мы существуем, и
4. Смысл жизни и назначение человека
4. Смысл жизни и назначение человека Вопрос о смысле жизни человека принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди издревле пытались дать ответ. В сущности, каждый человек рано или поздно ставит этот вопрос, прежде всего по отношению к самому себе, стараясь
4.5. Смысл и назначение истории
4.5. Смысл и назначение истории Смысл истории обретается вместе с уверенностью, что происходящие на поверхности социальной действительности процессы не исчерпывают исторической логики. В то же время история не должна выступать в роли старого Рока античности,
128. Назначение человека
128. Назначение человека Мы тоже всеми своими делами вносим свой вклад в процесс, развитие которого мы не в состоянии предугадать; даже самые малозаметные – актеры в великой драме. Мы не можем сказать, будет ли достигнута какая-либо важная для нас цель; но, во всяком случае,
Глава вторая Назначение положительного мышления
Глава вторая Назначение положительного мышления 17. Рассмотрев отношение положительного мышления к внешним предметам наших умозрений, нужно закончить его характеристику оценкой и его внутреннего назначения — беспрерывно удовлетворять наши собственные потребности,
1. СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ МЕТОДОВ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1. СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ МЕТОДОВ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Локальными методами самосовершенствования являются методы, не охватывающие все стороны жизни человека и направленные прежде всего на физическое и психическое оздоровление (физическое и психическое
1. СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ МЕТОДОВ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1. СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ МЕТОДОВ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ К системным методам самосовершенствования следует отнести методы, охватывающие все стороны самосовершенствования: оздоровление и поддержание в здоровом состоянии тела, образ жизни, мировоззрение,
В ЧЕМ ИСТИННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ?
В ЧЕМ ИСТИННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ? Баньяны и тамаринды господствовали над небольшой долиной, которая ожила и зазеленела после дождей. На открытых местах солнце сильно пекло, но в тени чувствовалась приятная прохлада Тени были глубокие, а старые деревья отчетливо
4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия — это учение о всеобщих принципах и законах развития природы, общества, познания и мышления.
Философия в буквальном переводе — любовь к мудрости. Впервые слово «философия» употребил Пифагор, а ввел в общественное употребление Платон.
Первые древнегреческие мыслители предметом изучения философии сделали природу — исследовали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается.
Поворот от космоса к человеку сделал Сократ, поставивший проблемы смысла человеческой жизни, смерти и др. После этого переворота у философии появилась двуединая задача — исследование мира и человека в их взаимоотношении, взаимосвязи.
Философия:
— теоретическое выражение получили в ней социальное самосознание людей, их общие ценности и идеалы;
— явилась интегрированным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса цивилизации и культуры. Назначение философии:
— создание целостного мировоззрения;
— объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий;
— учение об общих принципах бытия;
— исследование отношений человека к объективному миру и его места в этом мире. Отличительные особенности философии:
— она является всеобщей и абстрактной;
— в ней присутствует значительный ценностный компонент;
— она призвана утверждать гуманистические идеалы (истину, добро, справедливость);
— она рефлексирует духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности;
— она является результатом самосознания всей культуры.
Философия с точки зрения своего назначения является рефлексией. Рефлексия — своеобразное явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает ни с познанием, ни с самопознанием.
Одной из самых важных особенностей философии является ее универсализм. Это означает, что лишь в философском анализе возможно фиксировать существование разных способов духовного освоения человеком мира, учитывать специфику каждого из них, сопоставлять категории добра и зла, истины и пользы и др., ставить вопрос об их природе.
Основные проблемы философии:
— объекта и предмета философии (объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве);
— первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии);
— развития мира (диалектический и метафизический способы познания);
— познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики);
— человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры). Структура философского знания:
— онтология (философия бытия);
— гносеология (теория познания);
— логика (познание принципов мышления);
— аксиология (учение о ценностях);
— эстетика (изучение прекрасного);
— антропология (исследование проблем природы, сущности человека);
— праксеология (социальная философия).
Читайте также
6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы
6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы Вся этическая концепция Сократа построена на стремлении понять истинное назначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства.
12.3. Смысл и назначение человеческого бытия
12.3. Смысл и назначение человеческого бытия М. МОНТЕНЬСмерть не только избавление от болезней, она – избавление от всякого рода страданий.Презрение к жизни – нелепое чувство, ибо в конечном счете она – все, что у нас есть, она – все наше бытие… Тот, кто хочет из человека
1.3. Назначение нормы
1.3. Назначение нормы Многое в соотношении норм морали и нравственности проясняется, если задаться вопросом, для чего вообще они нужны?На первый взгляд и нравственность и мораль предстают как специфические формы регулирования совместного бытия. Но этого определения
I Наше назначение и наши выгоды
I Наше назначение и наши выгоды Когда мы размышляем о делах Востока и хотим дать себе ясный отчет в том, что нам может предстоять и что для России выгоднее, то необходимо прежде всего различить идеал наш или цель наших замыслов и действий от средств выполнения
1. Социальное назначение и основные функции логики
1. Социальное назначение и основные функции логики Возникая из насущных потребностей общества и развиваясь вместе с ним, логика, в свою очередь, оказывает на него обратное, и притом более или менее значительное, воздействие. Ее социальное назначение и роль в обществе
1. Сущность и назначение аналогии, ее структура
1. Сущность и назначение аналогии, ее структура Происхождение и сущность аналогии. Аналогия — одна из самых древних мыслительных операций. Она возникает из объективного противоречия между потребностью познания человеком качественного многообразия мира и наличными
Образ 4. Назначение союзников
Образ 4. Назначение союзников «Союзники не бывают ни плохими, ни хорошими, это просто силы, которыми маги пользуются по своему усмотрению.– Мне непонятно их назначение, дон Хуан. Что союзники делают в мире?– А что люди делают в мире? Я, например, не знаю. Мы существуем, и
4. Смысл жизни и назначение человека
4. Смысл жизни и назначение человека Вопрос о смысле жизни человека принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди издревле пытались дать ответ. В сущности, каждый человек рано или поздно ставит этот вопрос, прежде всего по отношению к самому себе, стараясь
4.5. Смысл и назначение истории
4.5. Смысл и назначение истории Смысл истории обретается вместе с уверенностью, что происходящие на поверхности социальной действительности процессы не исчерпывают исторической логики. В то же время история не должна выступать в роли старого Рока античности,
128. Назначение человека
128. Назначение человека Мы тоже всеми своими делами вносим свой вклад в процесс, развитие которого мы не в состоянии предугадать; даже самые малозаметные – актеры в великой драме. Мы не можем сказать, будет ли достигнута какая-либо важная для нас цель; но, во всяком случае,
Глава вторая Назначение положительного мышления
Глава вторая Назначение положительного мышления 17. Рассмотрев отношение положительного мышления к внешним предметам наших умозрений, нужно закончить его характеристику оценкой и его внутреннего назначения — беспрерывно удовлетворять наши собственные потребности,
1. СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ МЕТОДОВ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1. СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ МЕТОДОВ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Локальными методами самосовершенствования являются методы, не охватывающие все стороны жизни человека и направленные прежде всего на физическое и психическое оздоровление (физическое и психическое
1. СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ МЕТОДОВ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1. СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ МЕТОДОВ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ К системным методам самосовершенствования следует отнести методы, охватывающие все стороны самосовершенствования: оздоровление и поддержание в здоровом состоянии тела, образ жизни, мировоззрение,
В ЧЕМ ИСТИННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ?
В ЧЕМ ИСТИННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ? Баньяны и тамаринды господствовали над небольшой долиной, которая ожила и зазеленела после дождей. На открытых местах солнце сильно пекло, но в тени чувствовалась приятная прохлада Тени были глубокие, а старые деревья отчетливо
СМЫСЛ, ПРЕДМЕТ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
3. Специфика философского познания и знания. Проблема научного обоснования философии.
4. Дисциплинарная структура философского знания.
5. Назначение и функции философии в культуре.
Что есть мудрость? Какого рода знания и знания чего интересно для философов в первую очередь?
Таким образом, цель философии – познание необъятного.
Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что ее предметом является целостное отношение человека к миру. Основными аспектами (или даже относительно самостоятельными отношениями внутри такового) целостного отношения человека к миру, которое является обобщением всех философских размышлений:
Аспекты целостного отношения человека к миру Понимаются как проблемы и отображаются в категориях Изучаются составляющие философского знания
а) отношения бытия онтологичные онтологией
б) отношения познавательные гносеологические, эпистемологические гносеологией
в) ценностные отношения аксиологические аксиологией
г) практические отношения праксиологические праксиологией
Представляется, что философия как особый тип мировоззрения возникла как ответ на вечную для человека потребность расширять кругозор, которая исторически развивается: свойственная людям любознательность постепенно перерастает в интеллектуальную потребность безграничного расширения и углубления знаний о мире, интеллект человека пытается постичь мир разумом в таких его ракурсах, которые не могут быть даны никаким опытом, интеллект стремится к знанию о мире как целостной реальности, с которой люди должны постоянно считаться в формировании программ своего поведения.
А вот список философских вопросов, предложенных Бертраном Расселом: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он имеет независимые возможности? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная целенаправленно? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря только присущей нам склонности к порядку?
Предмет философии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она формировала, но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы, (которые, в свою очередь, порождали свои вопросы: расширяя тем самым не только сферу философского интереса, а и представление человека о самом себе и мире своего бытия). Закончим этот раздел цитатой из Николая Бердяева: «Если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения: Философия является частью жизни и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинах философского познания». Философия является особой сферой духовной культуры, которая отличается от науки и религии, но находится в сложных взаимоотношениях с наукой и религией. Философия есть любовь к мудрости и раскрытие мудрости в человеке, творческим порывом к смыслу бытия». (Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, стр. 57)
3. Специфика философского познания и знания. Проблема научного обоснования философии
Проблема научности философского знания часто формулируется как вопрос “является ли философия наукой?» Чтобы попытаться на него ответить, следует сравнить философское и научное знание.
1. Философия, как и наука, ищет свою объективную сторону, свою особую форму согласования с действительностью, как и наука, стремится к истине
2. Предмет философии также объективный, как и во всех других (отдельных) науках; природа отношения человека к миру объективная, и этот предмет так, как и предметы научных дисциплин, исторически изменяется и нуждается в формировании новых способов, а значит познавательны.
3. Философия имеет свою историю, которая не совсем сходится с всеобщей логикой истории общественной жизни (так, как и наука).
2. Философское предвидение не может быть возведено (ни, по сути, ни по форме) в научную гипотезу. Результаты науки, как правило, неперсонофицированы, а философия неотделима от личности творца.
4. Дисциплинарная структура философского знания.
По мере того, как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии таким образом:
Теоретическая философия в свою очередь подразделяется на:
То, что античные философы называли физикой, в философии последующих столетий получило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале всего сущего).
Попытку переосмысления структуры философского знания сделал И. Кант. В «Критике способности суждения» он говорит о трех частях философии и соотносит их с тремя «способностями души». Под последними он подразумевает познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант, таким образом, трактует философию как учение о единении истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорацианальное понимание, как только теории или методологии научного познания, которые высказывались вначале просветителями, а потом позитивистами. В «Логике» (1800 г.) Кант, таким образом, определяет предметное поле философии как науки об отношении всякого знания и всякого применения ума к конечной цели человеческого ума: «Сфера философии в этом всемирно-гражданском значении охватывается следующими вопросами:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен знать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
2) философия природы,
Слово физика в связи с возникновением специально-научного, исследовательского знания, наполнилось иным, современным содержанием.
Для ранних греческих философов поиски бытия – это поиски первовещества, из которой вроде бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась чрезвычайно актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.е.), когда люди стали утрачивать веру в традиционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. Философия в лице Парменида осознала ситуацию тревоги, отчаяния и ужаса людей, которые утратили опору жизни, и предложила успокаивающее средство, что поставил на место власти богов власть ума, власть мнения. Протипоставив обманчивую видимость чувственного света истинному бытию, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Парменид, обосновал тезис о тождественности мышления и бытия, будто бы сообщив людям об открытии им новой силы, силы Абсолютного мнения, которая сдерживает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надежность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться некоторому порядку.
Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все творит и во все вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. Проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами как простор, время, движение, причинность. В ХХ веке возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное нераздельны.
Крупным и традиционным разделом философии выступают социальная философия и философия истории. Социальная философия близка к теоретической социологии, рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения, которые существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений. Философия истории обращает внимание исследователя на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала и конца.
Наконец сказать, что многочисленные гуманитарные науки тесно связанные с философией и переплетаются с ней: гуманитарная психология, история, этнография, литературоведение, филология. Но эта связь и переплетения имеют место только там, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делают наибольшие обобщения, которые охватывают человека, в общем и мир, в общем в их взаимодействии и взаимопроникновении.
5. Назначение и функции философии в культуре.
Во-вторых, философия переводит в логичную, понятную форму суммарные результаты человеческого опыта. Она является их теоретическим выражением на конечном уровне абстракции (что связанно с уровнем духовного освоения мира), то есть выполняет функцию рационализации и систематизации социокультурного опыта, который она обобщает.
Но, возразят мне, если оно и так, зачем останавливать свое внимание на этой особой деятельности? Много ли получил Журден, узнав, что он говорит прозой? Будем удовлетворяться нашей неосознанной философией, если уж она действительно существует. Для чего нам обращать на нее особенное внимание? Мало ли без нее дел в жизни? Мало ли необходимых для нас знаний? Это очень полезные знания, но никто не скажет, что они необходимы для всех. Пусть будут специалисты-философы, но для чего ставить философию среди предметов, которые имеют всеобщее значение? Дело в том, что философия, и только она одна, вносит смысл и человеческое значение всюду, куда она входит. Мы осмысливаем нашу деятельность настолько, насколько вносим в нее элемент философии. Насколько человек должен осознавать каждое свое слово, свое мнение, чувства действия, настолько он обязан философствовать. Не уважение философии есть перекручивание в себе человеческой сущности.
Вернуться на предыдущую страницу