в чем состоит гуманизм классической немецкой философии
Характерные черты немецкой классической философии.
Немецкая классическая философия
Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца XVIII – пepвой половины XIX вв. Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Наивысшие достижения философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Людвига Фейербаха.
Характерные черты немецкой классической философии.
1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической coвестью культуры, «душой» культуры.
2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.
3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей.
4. Классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики.
5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.
Можно утверждать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в., и, прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином Природы и духа, утверждая могущество разума. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы (так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным развитием); желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.
Иммануил Кант (1724-1804) – основоположник классической немецкой философии совершил переворот в философии суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. Главными произведениями являются: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).
Творчество Канта делится на два периода: докритический (с 1746 до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритический период Кант занимался главным образом космологической проблематикой, т. е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразования Вселенной из «первоначальной «Туманности». Кант дал объяснение возникновения Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии. Космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под названием «гипотезы Канта—Лапласа».
Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с переходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», так как он связан с выходом двух важнейших работ Канта: «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные возможности человека, и «Критика практического разума», в которой разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.
В своей теории познания Кант ставит вопрос о границах и способностях человека познавать мир. Теория познания Канта явилась шагом вперед по сравнению с философией ХVII века уже потому, что она снимает противопоставление чувственного и рационального познания и стремится создать целостную систему познания, в которой чувственное и рациональное познание представлены как взаимосвязанные способности человека, как необходимые условия познания.
Кант выделяет три способности человека познавать мир: чувственное познание, рассудок и разум. Чувственное познание дает нам лишь внешний образ предмета, т.е. явление. Чувственное познание основывается на опытных данных, а опытное знание бесконечно.
Знание, добытое опытным путем, Кант называет феноменом, т.е. явлением. Феномен – это «вещь для нас», т.е. такое знание, по мнению Канта, которое может неограниченно обогащаться и углубляться, но оно не приблизит наск познанию сущности, т.е. к ноумену, «вещи в себе». «Вещь в себе» в теории познания Канта свидетельствует о невозможности познать сущность предметов, что указывает на агностицизм в его теории познания. Чувственное познание дает нам являющееся знание о мире и основано на эмпирических данных.
В этике Канта человек рассматривается не как пассивное создание природы, он способен к самосовершенствованию. Вслед за Руссо считает, что возможность свободы в обществе обусловливается уважением индивида к другим равным ему существам. Кант формулирует нравственный закон по названию «категорический императив», которому должны, безусловно, следовать люди. Смысл этого закона Кант выражает так: «Поступай так, как ты бы хотел, чтобы к тебе относились другие».
Практические действия человека состоят из его поступков. Люди прославляли себя не только произведениями рук и ума, но и стойкостью, с которой они отказывались от недостойных действий. Подлинное уважение у Канта вызывает человек, не изменивший чувству долга. Категория долга является центральной в этике Канта, потому что долг оказывает более сильное влияние на человека, чем другие мотивы. Долг – это непреложная обязанность, а потому человек не должен ожидать наград ни в этом, ни в том мире, а исполнять свой долг безотносительно к каким-либо надеждам. Долг, считает Кант, это «мост» между личным счастьем и общественным долгом.
Большое значение придает Кант категории«свобода». Свобода для Канта означала способность разумного человека самому устанавливать для себя закон в качестве необходимого и универсального (закон для него самого, который одновременно является законом для всех). С помощью нравственного императива человек может осуществлять самоконтроль над собственным поведением.
Кант считает, что человек должен стать целью общественного развития. И критикует религию, которая ограничивает свободу человека и унижает его человеческое достоинство.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831) – один из самых выдающихся философов своего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мысли Нового времени.
Основные философские произведения. Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
Вся история развития абсолютной идеи по Гегелю является историей саморазвития мирового разума, носителями которого являются конкретные народы. Эти народы могут находиться на разных ступенях развития: одни уже прошли высшую точку развития, другие находятся в середине пути, третьи только нарождаются, но каждый народ вносит свою лепту в процесс восходящего самосознания Мирового Духа. На этой основе создавалась монистическая теория объективного идеализма.
Гегель считает, что благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта. Эту тождественность Гегель называет абсолютным понятием. Обнаружение понятий, понимание человеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих понятий. Философия – это постижение мира в понятиях. Для того чтобы возвысить философию до уровня науки, Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного понятия последующие. Философия у Гегеля становится наукой понятий, логикой движения понятий, диалектической логикой.
Причиной движения идей являются противоречия. Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идеи к другой, более совершенной, не абстрактной, а конкретной. От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является идея, она порождает природу. Природа развивалась поэтапно: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями органической и неорганической природы и закономерности всех явлений в мире.
Но, пожалуй, самое большое достижение гегелевской философии заключалось в создании диалектической теории. Диалектика Гегеля основывалась на триаде: тезис – антитезис – синтез, которая представляла собой диалектический цикл развития. Завершающийся цикл развития порождает новый и т.д. Ничто новое не возникает на голом месте, старое является основанием для нового витка развития.
Развитие абсолютной идеи у Гегеля основывается на законах диалектики, которые и составляют его теорию диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, указывающий на то, как в старом, в результате количественных накоплений, возникает новое качество; закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник саморазвития; закон отрицания отрицания, указывающий на преемственность в развитии между старым и новым, спиралевидный и прогрессивный характер развития как объективную закономерность.
Диалектика Гегеля хотя и была диалектикой саморазвития абсолютного духа, но в ней гениально угадывалась диалектика природы, общества и самого познания. Она выражала веру и надежду в прогресс разума и науки, в свободу развития общества и личности.
Идеалом общественной жизни для Гегеля было общество, в котором провозглашалась свобода и принцип достоинства человеческой личности. Гегель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной истории: им является прогресс в самопознании Мирового Разума, иными словами, осознание Мировым Разумом своей свободы.
Действительную историю каждого народа он связывает с государственностью, народ без государственного устройства не имеет собственно никакой истории. История как саморазвитие Мирового Духа являлась высшим этапом развития философии Гегеля. Свою концепцию философии истории Гегель выстраивает на основе принципов монизма, историзма и объективности
Большое внимание уделяет в своей философии Гегель проблеме человека, он считает, что человеческая жизнь должна быть построена на требованиях разума, а становление самого человека должно осуществляться в процессе труда.Труд для Гегеля – это основа экономических отношений и экономических систем, которые дифференцируют людей на социальныеслои общества.
Людвиг Фейербах(1804-1872) в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Но прежде чем стать материалистом, Фейербах прошел школу гегелевской философии и вскоре обнаружил ее ограниченность. В своей философии он опирается на материалистические воззрения и утверждает, что новая философия должна основываться на естественных науках, а не на теологии. Под абсолютной идеей Гегеля он увидел Бога. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом состоит антропологический подход в его философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию и доказывает, что сознание человека является свойством мозга, и оно вторично по отношению к бытию.
Антропологизм Фейербаха имел свои недостатки, т.к. рассматривал человека как биологическое и физиологическое существо. Эта ошибка привела его к тому, что рассмотрение вопросов общественной жизни, он решает как идеалист. В понимании же природы он был последовательным материалистом. В 1839 году в работе «К критике философии Гегеля» он окончательно утверждается в своих материалистических взглядах.
Главный его труд «Сущность христианства» (1841 г.), в котором он заявил, что Бог есть сущность человека, мысленно освобожденная от границ индивидуального, телесного человека. Эта сущность, отделенная от человека, почитается как некая другая самостоятельная сущность, то-есть сам Бог.
Отвергнув идеализм Гегеля, Фейербах не понял его диалектику. И, как выразился по этому случаю Фридрих Энгельс, «вместе с грязной водой (идеализмом – З.Б.) выплеснул и ребенка»
Л. Фейербах рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Фейербах обосновал высокую роль чувств в познании. Он отстаивал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек – совершенная часть природы.
Фейербах является родоначальником антропологического материализма,но в то же время он оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека.Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится двигателем общественного развития. Его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы немецкого материализма.
10. Немецкая философия.
Получила широкое распространение в Германии под влиянием идей эпохи Просвещения XVIII века (особенно французского), открытий в области естественных наук, общественно-политических и экономических процессов, протекавших как в Германии, так и на европейском континенте. Наиболее яркими представителями немецкой классической философии являются:
— Иммануил Кант (1724-1804)
— Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
— Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)
— Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831)
— Людвиг Фейербах (1804-1872)
Среди проблем, которые были объектами их пристального внимания, выделяют:
1. Гносеологию (проблемы познания). Все они придавали большое значение рациональному познанию. Только Гегель абсолютизировал роль разума, а Кант, Фейербах и другие предпочтение отдавали опыту и ощущениям. В отношении к цели познания они находились на идеалистических позициях, указывая, например, в качестве таковой: достижение Абсолютного (И.Кант); достижение Абсолютной идеи (Г.Гегель).
2. Диалектику (проблемы развития в природе, обществе и в мышлении). Понимание необходимости разностороннего подхода к ним в силу их многообразия, противоречивости привело к новому этапу в понимании диалектики как универсальной теории развития. Наибольший вклад в этом направлении сделал Г.Гегель, открывший законы диалектики.
Кант является основоположником немецкой классической философии. К наиболее выдающимся достижениям его научного творчества относят исследование процесса познания, которое, по его мнению, должно предшествовать решению проблем бытия, морали, религии.
В качестве условий (процесса) познания он выделял опыт, человеческую чувственность и рассудок (разум). Целью познания Кант называл стремление к обретению Абсолютного знания – разум в виде целого ряда идей.
Кант противопоставляет субъекту (человеку) объект (внешний мир). Таким образом, Кант провел разделение на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы.
В определении метода познания Гегель был диалектиком. В диалектике Гегеля лежит утверждение, что процесс всякого развития протекал по схеме: утверждение или полагание ( тезис ) – отрицание этого утверждения ( антитезис ) – отрицание отрицания или снятие противоположностей ( синтез ).
Объективный идеализм Гегеля заключался в утверждении, что источник всякого развития в природе, обществе, человеческом мышлении заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическое духовное происхождение.
Законы диалектики Гегеля:
Закон единства и борьбы противоположностей. Заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, зи-ма и лето, горячее и холодное и т.д.).
Закон отрицания. Заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само
Сущность философии Гегеля заключается в том, что логика, и диалектика, лежат в основе его метода и философской системы.
1. Явилась преемницей многих философских традиций, начиная с античности
2. Впитала в себя достижения научной мысли Нового времени
3. Оказала сильное воздействие на развитие философской мысли следующих столетий, послужив методологической основой таких ее школ, как марксизм, неокантианство, неогегельянство и т.д.
1. Составьте три своих вопроса и (ответа на них) по изученной теме
2. Выпишите встреченные термины и выпишите из словаря их определение
3. Объясните значение следующих терминов: «вещь-в-себе», диалектика, идеализм, тезис, антитезис, синтез
4. Объясните, какое влияние оказала на развитие европейской мысли немецкая философия
5. Перечислите основные законы диалектики
6. Приведите из жизни, литературы или истории примеры проявления законов диалектики.
*Почему Кант разделял «Вещи-для-нас» и «Ввещи-в-себе»?
*Что, на ваш взгляд, объединяет немецких классических философов?
* Как вы считаете, что можно назвать главным вкладом немецкой философии в развитие европейской философии?
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Ф. А. Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» (de:Collegium Fridericianum), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на десять лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка). Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.
В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.
Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента — на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кант,_Иммануил
Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 — 1872) — немецкий философ-материалист, атеист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. В период его академической деятельности лекции Фейербаха слушал студент Карл Маркс, в самый поздний период жизни Фейербах сам встал на сторону марксизма. Историками философии иногда называется «оптимистичным аналогом» Фридриха Ницше. Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Карла Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. Также учился в Эрлагенском университете, где слушал лекции по естественным наукам. С 1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг.
Умер в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций. Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838).
В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).
Фридрих Э́нгельс (1820 —1895) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса и соавтор его трудов.
В 1848 году он совместно с Карлом Марксом написал «Манифест коммунистической партии». Помимо этой работы, он сам и в соавторстве (в основном с Марксом) написал ряд других трудов, а позже финансово поддерживал Маркса, пока тот вёл исследования и писал «Капитал». После смерти Маркса Энгельс редактировал второй и третий тома. Кроме того, Энгельс организовал заметки Маркса по теориям прибавочной стоимости, которые в 1905 году издал Карл Каутский как «четвёртый том» «Капитала». Фридрих Энгельс родился в вестфальском городе Бармен (ныне район Вупперталя) 28 ноября 1820 года в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Его отец, Фридрих Энгельс (1796—1860), был сторонником пиетизма.
Мать Энгельса, Элизабет Энгельс, урождённая ван Хаар (1801-1878), вышла из среды интеллигенции. Это была женщина с чутким и добрым сердцем, живая, весёлая, с сильно развитым чувством юмора и любовью к литературе и искусству. Большое влияние на Энгельса оказал и его дед по матери Герхард Бернхард ван Хаар, филолог, в своё время — ректор гимназии в Хамме. У Фридриха было восемь братьев и сестёр, из которых он более всего был привязан к сестре Марии.
Карл Маркс был третьим ребёнком в семье трирского адвоката еврейского происхождения Генриха Маркса (1777—1838), происходившего из рода раввинов.Родился в Трире по адресу Брюккергассе/Bruckergasse, 664 (. 15 октября 1819 года их семья переехала в новый дом по адресу Симеонштрассе,
Карл Теодор Ясперс ( 23 февраля 1883 — 26 февраля 1969) — немецкийфилософ, психолог и психиатр, один из основных представителей экзистенциализма.
Рихард Авенариус (19 ноября 1843 — 18 августа 1896, Цюрих) — швейцарский философ, профессор философии в Цюрихе (с1877).
Сам термин «диалектика» впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений через вопросы и ответы.
Мораль (от лат. moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, позднее — нрав, характер, нравы) — понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное создание (существо). Как и понятие «этика», понятие «М». формулируется в филос. размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначились понятиями «благо (добро) и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т.д. В наиболее общем, но тем не менее специальном значении представления о М. формируются в процессе осмысления, во-первых, правильного поведения, нравственности, должного характера («морального облика»), отличных от тех, что стихийно обнаруживаются у людей в повседневной жизни; а во-вторых, условий и пределов произволения человека, ограничиваемого собственным (внутренним) долженствованием, или пределов свободы в условиях из вне задаваемой организационной и (или) нормативной упорядоченности. Наряду с этим и в специальной обще философской литературе, и в публицистике, и в обычной речи под «М.» нередко понимается вообще любая принятая (где-либо) система норм индивидуального поведения.
Философский энциклопедический словарь
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам https://ru.wikipedia.org/wiki/Критическое_мышление
Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. Онтология); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. http://www.e-reading.club/chapter.php/149350/213/Gricanov_-_Noveiishiii_filosofskiii_slovar%27.html
Абсолютная идея мнем. die absolute Idee)—центральное понятие философии Гегеля. В содержании его выделяется три аспекта: 1) субстанциальный: абсолютная идея как абсолютная субстанция, имманентно присущая миру и определяющая его развертывание; 2) аспект активности, деятельности как проявление имманентно присущей ей способности к самосозиданию и саморазвитию; 3) «самосознание»: абсолютная идея как сознающая себя «тотальность». В стремлении к полному самопознанию и самореализации абсолютная идея направляет и осуществляет процесс развития всего сущего.
Выступая как систематизированная тотальность, обладающая лишь «чистым» логическим бытием, абсолютная идея должна еще стать для-себя-сущей целостностью, осуществить себя в сфере природы и духа. Диалектическая триада (логическая идея—природа—дух) предстает как внутренняя характеристика самой абсолютной идеи, которая «обретает» себя в противопоставлении себя «иному» и последующем «снятии» этого противопоставления в завершенном единстве с собою. Логическая идея, природа и дух—ступени диалектического опосредования абсолютной идеи. Абсолютная идея у Гегеля—это закон бытия не только логического, но и реального, онтологический принцип действительности.
Философский энциклопедический словарь
Поиск определений – Смолин А. Афанасьев Р.