в чем состоит функция ступы в индо буддийском искусстве
Что такое ступа в буддизме и какие они бывают
Приветствуем читателей, стремящихся познать новое и увлекательное!
Сегодня мы рассмотрим буддийское понятие «ступа», которое в переводе с санскрита означает «волосы, собранные в узел», «верхняя часть головы», «маковка», «груда земли и камней». Различные философские и эзотерические словари дают всестороннее толкование значения этого слова.
Так что такое ступа в буддизме?
Как выглядят эти постройки
Прежде всего, это – куполо- или конусообразное сооружение, чаще всего заполненное внутри землёй или измельчённым камнем. Реже встречаются ступы с внутренним помещением, служащим храмом.
С внешней стороны постройка облицовывается камнем или кирпичом, оштукатуривается, отделывается позолотой, украшается росписью. Она может быть глинобитной. В разных странах эти сооружения имеют отличия в конструкции, но в Тибете все ступы похожи, так как ламами были утверждены строгие архитектурные каноны относительно их возведения и пропорций.
Интересно знать, как называются эти монументы в разных буддийских странах:
Что символизируют части строения
Составляющие ступы символически воплощают концепцию об устройстве Вселенной. Несмотря на местные различия в архитектуре построек, обязательны формы круга или квадрата в их структуре. Куб здесь соответствует земле, купол олицетворяет воду, конус является символом огня, чаша представляет воздух, вместо неё может быть диск. Плетущаяся лиана тождественна эфиру.
Эта архитектурная традиция пошла от Будды Шакьямуни. Передавая знания об устройстве мира своим последователям, он для наглядности раскинул свой плащ монаха, изображая землю, на него поставил перевёрнутую чашу для милостыни, что символизировало небо, и водрузил сверху свой посох, показывая, что это мировая ось, проходящая сквозь небеса.
Вертикаль показывает путь послушника от земли, где его сознание омрачено всевозможными завесами, не дающими сосредоточиться на главном, по ступеням просветления вверх, к нирване, к состоянию будды.
Где располагаются эти сооружения
С древних времён люди стремились как-то обозначить место захоронения своих родственников, например, деревом или холмиком грунта, чтобы легко найти место, где почтить их память. Ещё до появления буддизма в древней Индии на места погребения местных королей — чакравартинов — насыпались могильные курганы. Они и послужили прообразами ступ в дальнейшем.
Возводится данное строение над останками святых людей, так называемая «шарирака»; или над предметами, которые просветлённые использовали, когда были живы, тогда оно называется «парибходжика». Это реликварные ступы.
Следует учесть, что в древнеиндийской традиции не было обычая хоронить тела, они сжигались. Поэтому под ступу клали только остатки телесных фрагментов умершего вместе с пеплом.
Во времена позднего буддизма ступы строились и возводятся поныне в честь каких-либо знаменательных прецендентов. Их называют «уддешика», мемориальные.
Они могут иметь отношение к жизни Будды или других знаменитых учителей, к историческим фактам, служить определённой цели, например, усмирять «демонов зависти», как ступа «Карма Дакини» в Москве. А также способствовать примирению, развитию толерантности к людям различной веры.
Многие ступы возводятся как дорожные вехи, особенно в горах для защиты путешествующих.
Подношения
Отдельного внимания заслуживают такие монументы, сооружённые для подношения буддам. Этот обычай тоже пошёл от Сиддхартхи Гаутамы, который, как гласит Махапаринирвана сутра (сутра великой окончательной нирваны), выразил желание, чтобы в Кушинагаре после его смерти построили ступу.
Тело Шакьямуни было кремировано с большими почестями, а к ступе над прахом стали делать подношения уму Будды, который она и олицетворяет.
Те, кто приносил дары к этой ступе, получившей название Паринирвана, могли постепенно накапливать заслугу, осознавать в себе данную природу, и, в конечном итоге, обретать просветление.
Принято считать, что окончательной, а не обычной нирваны просветлённому можно было достичь в момент смерти, бесповоротно разорвав цепи сансары, которая является нескончаемым потоком перерождений и страдания, и обретя безмерное счастье и покой.
Считается, что ступы положительно влияют на энергетическое поле макрокосма и способствуют укреплению мира на Земле.
Московская ступа Просветления
Тупде́н Шедубли́нг – это новый культовый буддийский архитектурный ансамбль в Москве, в Отрадном, который создаётся почти два десятка лет, считая от закладки первого камня.
Так назвал его, давая своё благословение на постройку, Далай-лама XIV, идейный наставник всех буддистов, которого удостоили Нобелевской премии мира. В переводе название означает «Сад познания буддийской философии и нравственности».
На его территории, возле прочих, уже законченных строений, включающих Пагоду Рая и временную ступу, совсем недавно, в 2017 году была возведена ступа Просветления, высотой больше, чем тринадцать метров. Под её основание годом раньше заложили священные раритеты.
Трёхуровневая конструкция является символом основного стремления адептов буддизма – постижения природы своего ума для того, чтобы ощутить просветление.
Когда заливался пол второго уровня, в него были заложены очередные подарки от лидера буддийской конфессии: священные фигурки, монашеские свитки и книги. Туптен Нгодуп, государственный оракул Тибета, передал их от духовного учителя в Россию.
Незадолго до открытия в ступу было замуровано около шести тонн сакральных предметов, упакованных в сто двадцать восемь ящиков, на третьем уровне, под статуей Будде. Это было сделано в святой для всех буддистов день, девятого июня (Сага Дава). Ведь именно он является как днём рождения, так и днём просветления и ухода в паринирвану Шакьямуни.
Предполагается, что здесь ежегодно будут совершаться духовные обряды, но не на регулярной основе. В описании проектной документации это сооружение значилось как «ступа преумножения счастья и добродетели».
А общей целью создания ансамбля, куда будут входить ещё два храма и ограда со священными Южными, как это принято у буддистов, воротами, является содействие развитию дружбы представителей разных религиозных конфессий и терпимости к иному поведению и убеждениям.
Ритуалы
Совершая паломничество к ступе, адепт может накапливать свою заслугу и улучшать карму, чтобы возродиться на более высоком уровне, путем совершения определённых действий возле неё. Обычно посещение заключается в её многократном обхождении по направлению движения солнца.
Этот путь может прерываться простираниями на земле, когда шествующий, поднимаясь, наступает на место, куда прикоснулось его лицо, и совершает следующее простирание. Нужно завершить три круга, можно тринадцать, но лучшим решением будет обхождение ста восьми кругов. Так обычно делают ламы.
Заключение
Процесс возведения ступ энергетически сходен с созданием мандал. Порождая и те, и другие, монахи тем самым усиливают согласованность в мире. Побывав возле этих строений хоть раз, каждый может стать счастливее и гармонизировать свой внутренний микрокосм.
До следующей встречи, друзья!
P. S. Мы будем благодарны, если вы поддержите блог, дав ссылку на статью в социальных сетях, нажав кнопочку ниже.
Ступы в Буддизме Религиозные Сооружения Чистая Энергия
Ступы в Буддизме были большими полусферическими сооружениями с помещением в центре, где в небольшом реликварии, часто искусно вырезанном из хрусталя, хранились реликвии Будды.
Внутренний слой стен ступы выкладывался из необожженного кирпича, наружный – из обожженного и покрывался толстым слоем штукатурки.
Ступы в Буддизме хранилище реликвий
Ступу увенчивал зонтик из дерева или камня и окружала деревянная ограда, отделяющая место для ритуального обхода по часовой стрелке, так называемой прадакшины, которая была главной формой почитания реликвий внутри ступы.
Шанти Ступа, Лех, Индия
В период между династиями Маурьев и Гуптов в буддийскую архитектуру вкладывалось много средств и энергии, и построенные ранее ступы были существенно расширены и украшены.
Из таких ступ особенно примечательны три:
в Бхархуте, Санчи и Амаравати.
Бхархутская ступа, в ее современной форме восходящая, очевидно, к середине II в. до н. э., интересна главным образом своей скульптурой, поскольку сама ступа к настоящему времени разрушилась.
Ступа в Санчи, наоборот, сохранилась как один из наиболее поразительных памятников архитектуры древней Индии.
Во II в. до н. э. старая ступа в Санчи была увеличена в два раза, и в результате диаметр ее купола стал равен приблизительно 40 метрам.
Ворота Санчи примечательны, по-видимому, скорее своими резными украшениями, чем архитектурой. Каждые ворота состоят из двух квадратных столбов, на которые опираются три изогнутых архитрава, поддерживаемых животными или карликами. Все сооружение в целом достигает высоты около 11 метров.
В Индии лишь немногие ступы превосходили по величине ступу в Санчи, но на Шри-Ланке они достигали колоссальных размеров. Абхаягиридагоба в Анурадхапуре, столице древних царей Шри-Ланки, имела 110 метров в диаметре и была больше некоторых египетских пирамид.
Архитектура ступы в Индии развивалась в направлении все большей пышности и обилия украшений.
Ступа в Амаравати, получившая свое окончательное оформление около 200 г. н. э., превосходила ступу в Санчи по величине и была украшена плитами (часть их можно видеть в Британском музее) с резьбой, изображающей историю жизни Будды.
Из более поздних индийских ступ самыми известными являются ступы в Сарнатхе и Наланде. От величественной ступы в Сарнатхе, около Варанаси, места первой проповеди Будды, в настоящее время сохранилась только внутренняя часть.
Но некогда это было исключительно впечатляющее сооружение – великолепный образец кирпичной кладки, с высокой цилиндрической башней, подымающейся над нижней полусферой, и большими изображениями Будды, установленными по углам с четырех сторон света.
Ступа в Наланде, которую перестраивали, последовательно увеличивая ее размеры, семь раз, в современном, уже разрушенном, состоянии напоминает кирпичную пирамиду со ступенями, ведущими от террасы к террасе.
Сейчас, когда массивные купола больших ступ полуразрушены, они не кажутся величественными. Но в своем первоначальном виде ступа производила совсем иное впечатление.
Побеленная или оштукатуренная, она сияла ослепительно белым блеском в лучах тропического солнца, и ее башенка, теперь обычно осыпавшаяся, как золотое копье поднималась из ритуального каменного зонта на вершине ступы.
Восстановленная в недавние годы и снова используемая буддистами для религиозных церемоний, большая дагоба Рувансели в Анурадхапуре на Шри-Ланке, белый силуэт которой уже издали виден на равнине, являет собой образец ступы.
во всем ее блеске как достойный символ мировой религии.
Ступа (архитектура)
Содержание
История
Первые буддийские ступы в буддийском предании
Одна из известнейших сутр Палийского канона — Махапаринирвана-сутра (на пали: Махапариниббана сутта), посвященная последним дням жизни Будды, его смерти и событиям вскоре после его смерти, так описывает обстоятельства постройки первых буддийских ступ.
После смерти (махапаринирваны) Будды в Кусинаре, его тело было кремировано с царскими почестями. После этого, восемь различных сторон, представлявших разные области Индии, потребовали отдать им священный прах Будды, для воздвижения ступы:
Спор рассудил брахман Дона, предложив сторонам разделить прах Будды на восемь равных частей, с чем все согласились. По просьбе сторон, Дона произвёл указанное деление. Для построения собственной ступы, он попросил даровать ему сосуд, в котором был кремирован Будда, его просьбу удовлетворили. После этого, ещё одна сторона — Мории Пиппхаливанские — тоже попросили себе часть праха Будды, для постройки ступы. Получив ответ, что «не осталось более частиц святых останков Благословенного», они взяли себе золы из погребального костра.
Таким образом, согласно сутре, было воздвигнуто 10 первых ступ, из них 8 — священным останкам Будды, 1 — сосуду в котором кремирован Будда, и 1 — золе из погребального костра Будды.
Об этих первых ступах в текущее время мало что известно, в частности, из-за того, что среди остатков древних архитектурных сооружений Индии до сих пор не удалось определить что-либо относящееся к этим ступам.
Дальнейшая история
С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.
Строгие каноны строительства ступа сложились в Тибете. Тибетскими учеными были письменно зафиксировали четкие пропорции и формы ступ.
В Китае роль ступ выполняли постройки особенной формы — пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не точно придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Пагоды, возведенные на вершинах гор и на берегах рек, не только символизировали учение Будды, но и становились украшением окружающего ландшафта, объектами созерцания. В Таиланде, Бирме и других странах Юго-восточной Азии, где распространен буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде: храма — пагоды. В некоторых странах Юго-восточной Азии понятия пагоды и ступы означают храм, в других пагоды и ступы отличают друг от друга. Обычно формы тайских и бирманских ступ — конусообразные, с более скошенными углами. Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма.
Название
Название ступа характерно только для Индии и Непала; в Шри-Ланке применяется название дагоба, в Мьянме — зеди и пато, в Таиланде — чеди и пранн, в Лаосе — тхат, в Тибете и Бутане — чортен, в Монголии — суварга; в России (Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтай) — субурган, в Китае и Вьетнаме — бао та, пагода и т. д.
Архитектура
Уже наиболее ранние ступы (Ступа №1 в Санчи, 3—2 вв. до н. э.) имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения ступы, — облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре, ступы часто применяются раскраска и позолота.
В ступах тибетского типа на вершину ступы устанавливают соёмбо — символ огня, солнца и луны.
Разновидности ступ
1) Ступа лотоса. Первая ступа данного вида построена ещё при жизни Будды и стояла в Лумбини. Главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.
2) Ступа Просветления или ступа победы над всеми препятствиями. Впервые построена Дхарма-королём Бимбисарой в Бодхгайе после Просветления Будды. Важнейшая форма из всех восьми. Символизирует цель буддийского пути — полное Просветление. Это означает освобождение от всех мешающих чувств, как и от тенденции их иметь и раскрытие всех способностей ума, особенно совершенной мудрости Будды. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий, всех завес.
3) Ступа мудрости, или также ступа 16 ворот. Она была построена в связи с первыми поучениями Будды, которые он дал в Сарнатхе (Варанаси) — о «Четырёх благородных истинах».
4) Ступа чудес. Будда переубедил последователей неправильных взглядов с помощью чудес. Эта форма была построена человеком по имени Лисаби в Шравасти.
5) Ступа схождения с небес Тушита. Будда дал поучения своей матери в мире богов на небесах Тушита. Схождение из этого мира символизируется многими ступенями этой ступы, которая возникла в Шанкасе.
6) Ступа примирения, или ступа единства. Девадатта, двоюродный брат Будды, создавал трудности внутри сообщества практикующих. В связи с примирением была сооружена эта ступа в Раджгире.
7) Ступа совершенной победы. Незадолго до своей смерти Будда продлил свою жизнь по просьбе учеников на 3 месяца. Это произошло в Вайшали.
8) Ступа паринирваны. Эта форма символизирует вхождение в паринирвану в Кушинагаре. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды.
Культовое значение
Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, и помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.
Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением ступы, магическое воздействие ступы на себя и свою жизнь, и считается одним из видов совершения доброй кармы. При этом гораздо более ценным и полезным считается обход ступы в виде простираний на земле: cначала совершающий этот обряд ложится на землю, распростёршись на земле, а затем поднимается и становится ногами на то место, которого коснулось его лицо; затем опять ложится и т. д. — и дальше продвигается подобным образом.
При этом обход ступы (как обычным хождением, так и совершением простираний) обычно не ограничивается одним кругом вокруг неё — верующий может проходить / проползать много кругов в течение многих часов, в зависимости от того, насколько хватает сил и желания. Ламы, приезжающие к ступам, проходят 108 раз вокруг неё. Некоторые верующие совершают обход, с перерывами на отдых и сон, много дней.
Таким образом, ступы являются одним из мест паломничества буддистов, в частности, с целью совершения ритуальных обходов вокруг них.
Также религиозной заслугой (и доброй кармой) считается совершение пожертвований (подношений) на постройку и ремонт ступ. Иногда при постройке новой ступы, все нужные для этого деньги жертвует один человек. Очень богатые люди иногда строят большие ступы полностью на свои деньги. Некоторые люди среднего достатка строят на свои деньги небольшие ступы (от 1 до 5 метров) и жертвуют их буддийским храмам и монастырям.
Разрушение ступы считается деянием, подобным одному из т. н. «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни. [9]
Гайд по буддийским ступам
Жители Калмыкии могут видеть ступы почти каждый день. Несмотря на это, не все знают о том, как они появились и какие виды ступ существуют. Корреспондентка «ТОДО медиа» Амулянга Утеева поговорила с доктором философских наук, буддологом и практикующим буддистом Мергеном Улановым о разнообразии ступ и их значении для буддиста.
Что такое ступа? Откуда она берет свое название и какое имеет предназначение?
Слово ступа в переводе с санскрита означает «вершина», «верхушка», «холм».
Так в Древней Индии назывались могильные курганы. Добуддийские ступы или курганы сооружались в местах погребений известных правителей. Такого рода курганы есть и в Калмыкии.
В буддизме изменилось значение ступ — они превратились в реликварии (реликварий — вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение — прим. «ТОДО медиа»).
Первые ступы появились ещё при жизни Будды. Одна из них — Ступа Лотоса, посвящённая его рождению. Также, ступы возводились в память о восьми великих деяниях Будды и как олицетворение его просветленного ума. Они строились с древних времён в Непале, Индии, Тибете и других странах, где был распространён буддизм.
В странах с преобладающей махаянской традицией (Махаяна — одно из двух основных направлений буддизма — прим. «ТОДО медиа») ступы строят не только в честь Будды Шакьямуни, но и в знак уважения к ушедшим из жизни великим духовным учителям.
ФОТО: ТОДО медиа
Что находится внутри ступы?
Самые первые реликвии в ранний период буддизма — телесные останки Будды Шакьямуни — были помещены в восемь различных реликварных ступ.
Потом к ним добавились останки других знаменитых буддийских учителей и местных прославленных монахов.
Другой тип реликвий — те предметы, которые соприкасались с Буддой и святыми, или иным образом были связаны с ними. К ним относятся: чаши для подаяния, монашеские посохи, предметы одежды и части священного дерева Бодхи. Позже, в дополнение к реликвиям, в ступы и священные образы стали помещать буддийские священные писания.
ФОТО: ТОДО медиа
В тибето-монгольской традиции ступа наполняется символами тела, речи и ума всех Будд: статуэтками, формами из глины (цаца), священными текстами и реликвиями.
Раньше в больших ступах были Ганджур — поучения самого Будды, и Данджур — комментарии индийских учителей к ним, а в маленьких — тексты Праджняпарамиты (Праджняпарамита — одна из центральных концепций буддизма Махаяны — прим. «ТОДО медиа»).
Пьедесталы, на которых устанавливаются священные образы и ступы, заполняются таким же образом. Внутри них помещаются подношения и амулеты. Находящиеся в пьедесталах предметы не относятся к реликвиям и отделяются от них глухой перемычкой.
ФОТО: ТОДО медиа
Чем различаются ступы? Какие есть виды ступ?
Существует восемь основных видов ступ, связанных с жизнью Будды:
Ступа Лотоса. Она была построена при жизни Будды в поселении Лумбини. Главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.
Ступа Просветления, или ступа Победы над всеми препятствиями. Была возведена в местности Бодхгайя после Просветления Будды.
Ступа Мудрости, или ступа 16 ворот. Она была построена в связи с первыми учениями Будды, которые он дал в Сарнатхе.
Ступа чудес. Возведена в честь того, что Будда переубедил последователей ложных взглядов с помощью чудес.
Ступа Схождения с небес Тушита. Считается, что Будда дал поучения своей матери на небесах Тушита, в мире богов. Схождение его из этого мира символизируется множеством ступеней этой ступы.
Ступа Примирения, или Ступа Единства. Известно, что Девадатта, двоюродный брат Будды, создавал разногласия внутри сообщества монахов. В связи с их примирением была сооружена эта ступа в Раджгире.
Ступа Совершенной Победы. Она была построена в честь того, что Будда незадолго до смерти, по просьбе учеников, продлил свою жизнь на 3 месяца.
Ступа Паринирваны. Символизирует вхождение Будды в паринирвану в Кушинагаре.
Ступа Просветления — важнейшая из всех. Символизирует полное просветление. Это означает освобождение от всех негативных качеств и раскрытие всех позитивных способностей ума.
Ступа Калачакры. Этого вида ступ во всем мире насчитывается не более десяти. Одна из них находится рядом с Одиноким тополем, в Калмыкии.
Какова польза ступ?
В буддийской традиции считается, что построенная по всем правилам и инициированная специальным ритуалом ступа приносит гармонию и мир.
Буддийские ступы устраняют негативную энергию, подавляют злые силы и способствуют процветанию местности, где находятся.
Каждый, кто видит её, обходит вокруг и совершает подношения — обретает огромные духовные заслуги и освобождается от страданий.
ФОТО: ТОДО медиа
Что делать, находясь рядом со ступой?
Если вы живете рядом со ступой, то будете постоянно получать благословение от неё.
Очень многие семьи Калмыкии строят родовые ступы. Необходимо ли это?
Это не является необходимостью. Однако, строительство ступ имеет исключительно благотворное влияние на строящих её людей, а также на коллективную карму рода.
В районах Калмыкии буддисты всё чаще строят ступы в центре своего родного поселка, чтобы как можно больше людей могли накопить духовные заслуги.
Известно ли, сколько ступ есть в Калмыкии?
Назвать точную цифру я не смогу, так как количество ступ постоянно меняется. Каждый год строится несколько священных сооружений в разных районах республики. Многие жители Калмыкии вносят в это свой вклад: кто-то деньгами, а кто-то своим трудом.
По приблизительным подсчетам, сейчас в Калмыкии есть более 100 ступ, а если учитывать 108 малых ступ, расположенных вокруг Центрального хурула в Элисте, то более 200.
В Национальном музее имени Пальмова есть интерактивная карта, где указаны почти все существующие ступы Калмыкии.
Сейчас на территории буддийского центра «Ченрези» в Элисте, с благословения Геше Джампа Тинлея (Геше Джампа Тинлей — тибетский буддийский наставник, один из представителей Далай-ламы в России — прим. «ТОДО медиа»), строится ступа Бодхичитты.
К кому обращаться, если хочешь построить ступу?
Сначала нужно обратиться к властям с просьбой о выделении земельного участка под строительство, а затем — в местный хурул или буддийскую общину. Возглавлять процесс строительства должны опытные люди, специализирующиеся на строительстве ступ. Один из них — Михаил Басанович Егоров, который участвовал в возведении нескольких десятков ступ в Калмыкии.
Какую литературу вы можете посоветовать тем, кто хочет узнать больше о буддизме и ступах?
Тем, кто начинает изучать и практиковать буддизм — книги Его Святейшества Далай-ламы XIV: «Буддизм Тибета», «Мир тибетского буддизма», «Искусство быть счастливым. Руководство для жизни».
Следует отметить труды Досточтимого Геше Джампа Тинлея: «Живая философия и медитация тибетского буддизма», «Буддийские наставления», «К ясному свету», «Сутра и тантра — драгоценности тибетского буддизма», «Мудрость и сострадание». Его книги отличаются простотой изложения и доступностью для понимания.
Также, особо выделю комментарий Его Святейшества на поэму известного тибетского мыслителя Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы». Этот текст — подробное руководство по этапам духовного пути буддиста.
Что касается книг о ступах, то специальной литературы по этой теме на русском языке пока нет.
Почему вокруг Хурула именно 108 ступ?
Упорядоченность — одна из главных целей буддийских духовных и физических практик.
В буддизме число 108 символизирует порядок во внешней и внутренней вселенной.
Вероятно, что антология учений Будды (канон Ганджур) включает в себя 108 книг по этой причине. Магия чисел связана и с одним из излюбленных мест паломников-буддистов — горой Кайлас тибетского хребта. Он имеет излом в 108 градусов.