в чем состоит экономический смысл кривой лаффера
Концепция и сущность
В экономической теории считается, что основоположником выведенной зависимости является американский ученый Артур Лаффер. Но пример кривой уже ранее был представлен в идеях и исследованиях Кейнса. Кроме того, сам экономист утверждает, что данный принцип присутствовал даже в трудах арабского ученого средневековья Ибн Хальдуна.
Кривая Лаффера показывает зависимость, существующую между доходами государственного бюджета и колебаниями налоговых ставок. Основная концепция теории — установление оптимального размера налогообложения для населения и предприятий, при котором поступления в казну были бы максимальными.
За уменьшение платежей выступают сторонники школы предложения. Они утверждают, что прежде всего необходимо стимулировать и привлекать инвестиции, а система прогрессивного налогообложения уже устарела и требует пересмотра. Также, по их мнению, те, кто получает крупные доходы, должны быть инвесторами и главными участниками обновления производства. Сторонники идеи Лаффера предлагают свести к минимуму ставки налогов для предпринимателей, а также принять закон об уменьшении отчислений из заработных плат.
Все это должно выглядеть привлекательно с точки зрения получения дополнительной прибыли для тех, кто готов инвестировать. Это пассивный стабильный заработок, который выступает стимулом.
Главным принципом кривой Лаффера в экономике является сокращение налогообложения как такового. Объясняет он это так: чем ниже будет ставка, тем больше затрат на продукцию и функционирование производства могут позволить себе налогоплательщики. Наоборот, при высоких налоговых отчислениях база заметно сокращается. К примеру, если у предпринимателя изымается около 40−50% прибыли, то у него пропадает всякий стимул далее заниматься данным видом деятельности. Как следствие, появляется большое количество тех, кто ищет всевозможные способы вообще уйти в теневой сектор экономики.
Экономисты не могут дать однозначного ответа на вопрос, какое значение налоговой ставки является максимально эффективным для государства, а какое — критическим. Это зависит от экономического положения в стране, уровня доходов населения, военно-политической обстановки, а также состояния различных отраслей промышленности в целом.
Уровень жизни и налоговая нагрузка
Исходя из концепции Лаффера, даже 30%, изъятые у предпринимателей, приводят к невыгодности вложений с целью расширения воспроизводства. В экономике эту ситуацию отражает понятие «налоговая ловушка». Считается, что взаимосвязь между количеством налогоплательщиков и системой налогообложения в стране описывает объем средств, сосредоточенных в конкретном секторе по отношению к внутреннему валовому продукту.
В среднем достаточно привлекательной является ставка на уровне 13−15% от полученного дохода, однако при таком коэффициенте государство теряет возможность эффективно управлять развитием экономики. Поэтому в хорошо развитых странах налоговые поступления стремятся поднять, но при этом гарантировать максимальный возврат средств из бюджета в различные сферы, в том числе и социально-культурную. Это принято интерпретировать как уровень жизни населения. Но только от размера от налогов он зависеть не может, так как существуют и другие проблемы.
Допущения кривой Лаффера о том, что увеличение ставки ведет к снижению заявленного уровня налогооблагаемого дохода, можно объяснить следующими последствиями:
Кривая Лаффера наглядно демонстрирует, что если установить максимальный коэффициент, равный 100%, то поступления в бюджет могут быть колоссальными, но это возможно только в теории. На практике ситуация приведет к тому, что ни одно из предприятий не захочет вести свою деятельность и работать в таких условиях. Прекращение существования объектов налогообложения обернется нулевыми поступлениями в бюджет.
Именно поэтому перед государством стоит важная задача: произвести реальную оценку, определить и установить величину налоговой ставки, которая будет обоюдовыгодной для правительства и субъектов хозяйствования. Идея, выдвинутая Лаффером, признана наиболее известной и эффективной математической моделью, которая призывает снижать объем отчислений с целью стимулирования инвестиций и развития конкурентоспособности. Это приводит и к уменьшению роли государства в экономике.
Применение на практике в разных странах
Впечатляющих результатов после внедрения эффективной налогово-бюджетной политики удалось достичь в США. Благодаря идеям американского экономиста были достигнуты сразу несколько целей:
Впервые выведенную Лаффером функцию применили в 1925 году. Уровень НДФЛ было решено понизить с 73% до 25%. При этом государственный бюджет в последующие 8 лет увеличился с 719 миллионов до 1 миллиарда долларов. Отчисления от состоятельных американцев, имеющих заработок более 100 тысяч долларов, выросли в общем объеме с 28 до 50%. А налогоплательщики с невысоким уровнем дохода (до 10 тысяч) заплатили в казну только 5% от всей суммы поступлений. Это иллюстрирует первое успешное применение концепции в США.
Другим примером, который наглядно характеризует прямую взаимосвязь показателей, является стабилизация налоговой политики в Польше. Основная проблема была связана с установлением высоких акцизов на спирт, что в 1999—2001 годах привело к резкому сокращению государственного бюджета вопреки прямо противоположным ожиданиям. В 2002 году ставки существенно понизились, что моментально отразилось на размере поступлений в казну от налогоплательщиков.
Кроме того, польские власти решили последовать утверждениям ученого и снизить акцизные ставки на табачную продукцию. Это произошло после того, как население стало практически поголовно использовать контрабандные сигареты взамен тех, на которые просто не хватало денег. Отметилось снижение внутреннего производства и уровня легальных продаж при том, что количество курильщиков не изменилось и даже выросло. Решение понизить ставку с 27 до 18% вернуло оптимальный объем поступлений в бюджет.
Практика продемонстрировала, что график Лафера кратко, но точно выражает взаимосвязь между налогами и стабильностью экономики. Однако различные слои населения по-разному реагируют на изменение размера налогов. Больше всего на повышение или понижение реагируют те, кто занимает высокооплачиваемые должности или имеет прибыльный бизнес.
Контраргументы противников
Сторонники концепции говорят, что это не просто красивая, но и эффективная модель, позволяющая уравновешивать соотношение между уровнем дохода населения, отчислениями государству и экономическими показателями. Однако у этой теории есть и противники, которые не устают говорить, что на практике вывести такой график применительно к реально существующим экономическим условиям просто невозможно.
Контраргументы, приводимые противниками, говорят о том, что предложенная модель описывает практически идеальное соотношение между прибылью и налоговой нагрузкой. Однако она не учитывает различные обстоятельства.
Например, вынужденное повышение отчислений происходит в военное время, так как возникает необходимость в привлечении дополнительных средств для обороны страны. В этом случае поступления в государственную казну действительно увеличиваются, так как население готово временно нести значительную нагрузку ради защиты родины. В послевоенный период обычно ставки снижаются. В обоих случаях кривая Лаффера меняет свою форму, это называется волатильность.
Еще один фактор, который сводит на нет эффективность предложенной теории, — местоположение. В любом государстве есть регионы, в которых для развития и ведения бизнеса абсолютно благоприятные условия, и в которых крайне сложно заниматься предпринимательством. К примеру, в тех районах, которые находятся в непосредственной близости от границ, предпочтение отдается контрабандным спиртным напиткам, которые гораздо дешевле отечественных подакцизных.
Детальное и более углубленное изучение модели демонстрирует, что у нее есть и некоторые ограничения, связанные со следующими факторами:
Очевидно, что в кратчайшие сроки доходность бюджета никак не понизится до критической нулевой отметки при установлении 100%-ной налоговой ставки. Для того чтобы концепция заработала, должно пройти время, так как субъекты хозяйствования не могут молниеносно реагировать на действия государства. В большинстве случаев они либо ждут более благоразумных решений правительства, либо уходят с рынка совсем, либо переходят в теневой сегмент.
В долгосрочной перспективе с уменьшением или ростом налоговой ставки кривая Лаффера работает максимально точно. Это возможность для субъектов экономики спланировать свою деятельность.
Кривая Лаффера
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие кривой Лаффера
Кривая Лаффера представляет собой графическое отображение зависимости между объемом налоговых поступлений в бюджет и динамикой налоговых ставок.
Кривая названа именем ее создателя – американского экономиста Артура Лаффера. Кривая Лаффера необходима для определения оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления максимальны (Т_оптим).
Зависимость между объемом налоговых поступлений в бюджет и динамикой налоговых ставок можно описать следующим образом:
Рисунок 1. Кривая Лаффера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Повышение ставки налогообложения (ось Т) увеличивает до определенного момента сумму доходов в бюджет (ось Д). При этом увеличение налоговых доходов идет все медленнее. Заинтересованность хозяйствующих субъектов в легальном заработке все еще присутствует, общий объем производства сокращается более медленными темпами, чем возрастает ставка. Следовательно уменьшение базы налогообложения (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки. Доходы бюджета, в целом, возрастают.
При достижении определенной величины налоговой ставки (Т) хозяйствующие субъекты вынуждены уплачивать настолько высокие налоги, что чистого дохода у них практически не остается. Как следствие, начинается спад экономической активности. При этом увеличиваются масштабы уклонения от уплаты налогов, то есть получает развитие сфера теневой экономики, что отрицательно сказывается на объемах налоговых поступлений в бюджет: несмотря на рост ставки налога, сокращается налогооблагаемая база.
Сущность эффекта Лаффера
Сущность рассмотренной на рисунке 1 взаимосвязи налоговых ставок и объемов налоговых поступлений в бюджет может быть выражена в виде следующих основных положений:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, Кривая Лаффера наглядно демонстрирует стимулирующий эффект снижения налогового бремени. Его уменьшение ведет к увеличению объемов сбережений, а, следовательно, и к росту инвестиционных вложений в экономику и занятости. В итоге происходит рост производства и доходов производителей, которые увеличивают объем налоговых поступлений в бюджет.
При этом следует отметить, что ожидаемый эффект может быть получен, прежде всего, за счет снижения налоговых ставок на прибыли корпораций.
На практике реакция различных групп хозяйствующих субъектов на снижение налоговых ставок различается. Наиболее активно реагируют на подобную налоговую политику высокооплачиваемые слои населения:
В качестве примера применения подобной стимулирующей налоговой политики можно привести экономическую политику американской администрации, проводимой в 80-х гг. XX века – «рейганомику». Налоговая реформа президента Рейгана (1981 г.) оказала стимулирующий эффект на экономику, однако привела к значительному росту государственного долга.
На практике имеется и положительный опыт применения эффекта Лаффера. В начале Первой мировой войны, Америка нуждалась в больших финансовых ресурсах, и государство увеличило налоги. К 1918 году налоговая ставка выросла до 77%. Несколькими годами позднее (1925 г.) президент Кальвин Кулидж начал осуществлять серию сокращений налогов, в результате которых предельная ставка налога была снижена до 25%. Снижение налогов оказало сильнейший стимулирующий эффект на экономику: за четыре года объем производства удвоился, при этом резко упал уровень безработицы.
Говоря о дестимулирующем эффекте увеличения налоговых ставок, отметим, что изъятие у налогоплательщика свыше 40-50% доходов является пределом, за которым стимулы к предпринимательской инициативе ликвидируются, начинается спад производства. Таким образом формируются целые группы налогоплательщиков, осуществляющих поиск всевозможных незаконных методов ухода от налогообложения.
Однако однозначной величины эффективной ставки не существует. В подобной ситуации главная задача государства заключается в установлении на основе экономически обоснованных расчетов предложений по оптимальному режиму налогообложения, не подавляющему экономическую активность налогоплательщиков и обеспечивающему необходимый уровень налоговых доходов.
Артур Лаффер осуществлял попытки эмпирическим путем вывести оптимальную ставку налога, обеспечивающую максимальный рост деловой активности, однако он потерпел неудачу – график в начале 80-х годов не был признан экономистами, в частности, из-за отсутствия математического обоснования.
Основные проблемы теории Лаффера
Многие страны, проводя налоговую политику, отдают приоритет налоговым ставкам, считая их наиболее гибким инструментом налогового регулирования, чем налоговые льготы. Однако практический опыт многих стран говорит о том, что снижение налоговых ставок с целью стимулирования инвестиционной активности при отсутствии льгот (возможностей использования ускоренной амортизации, целевых инвестиционных кредитов, налоговых вычетов и т.д.) ведет, в большей степени, к обогащению за счет государственного бюджета наиболее состоятельных граждан страны, а не к усилению их инвестиционной активности. Кроме того, бездумное снижение налоговых ставок может привести к обратному эффекту – к снижению налоговых поступлений в бюджет.
Таким образом, налоговые льготы являются более действенным и эффективным инструментом стимулирования инвестиционной деятельности в экономике страны.
Налоговые ставки являются лишь одним из многочисленных факторов, оказывающих влияние на налоговую нагрузку. Из этого следует, что выводы по оптимальности или недостаточности налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты на основании лишь данного фактора являются необоснованными. Кроме того, налоговая ставка в системе налогообложения не едина, а простое арифметическое сложение налоговых ставок осуществлять не имеет смысла.
Анализ налоговой нагрузки обязательно должен учитывать структуру поступления налогов по юридическим и физическим лицам. На практике встречались ситуации, когда высокая доля налогов в ВВП в целом вовсе не являлась доказательством высокой налоговой нагрузки на экономику. Это, скорее, свидетельствовало о высоком уровне среднедушевых доходов населения и, как следствие, большим объемам налоговых поступлений с физических лиц.
Напротив, при относительно низкой доле налогов в ВВП основная масса налогов собиралась с юридических лиц, и тяжесть налоговой нагрузки на экономику в этом случае была выше.
Теория Лаффера, структура кривой Лаффера и ее сущность
В честь знаменитого экономиста А. Лаффера, который и является изобретателем графического изображения, где отображается зависимость налоговых платежей в бюджет и изменением ставки налога, названа кривая Лаффера. Как на самом деле выглядит кривая Лаффера можно рассмотреть на рисунке 1.
Увеличение ставки налога показано на оси Т, которая повышается до конкретного момента и влияет на сумму поступлений в бюджет – ось Д. Кроме этого налоговые доходы увеличиваются медленным темпом.
Предприниматели хозяйственной сферы деятельности заинтересованы в легальном совершении своего бизнеса и получении прибыли, но общий объем производства уменьшается медленнее, нежели растет налоговая ставка. Вместе с тем и уменьшается база налогообложения, которая изображена в виде оси В. В общем доходы бюджета постепенно возрастают.
Чтобы достичь стабильной налоговой ставки (Т) предприниматели должны отдавать больше половины своей прибыли на уплату налогов, тем самым чистого дохода от деятельности практически не остается. После этого экономическая активность постепенно снижается, но увеличивается возможность от уклонения уплаты обязательных налогов. Таким образом, начнет развиваться теневая экономика, которая негативно отразится на массу налоговых поступлений в бюджет государства.
Суть теории Лаффера
На кривой Лаффера показана взаимосвязь налоговой ставки и количества налоговых поступлений в бюджет государства.
Но сущность изображения может быть выражена иначе:
Кривая Лаффера показывает эффект снижения обязательного налогообложения. При его уменьшении могут увеличиться денежные накопления, а впоследствии этого возрастут инвестиционные расходы на занятость населения и развитие экономики. Таким образом, увеличиваются объемы производства, и растет прибыль производителей. Но эффективность такого процесса может быть только после того, как снизятся ставки налога на доход корпораций.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
На самом деле, каждая группа экономических субъектов, которая занимается предпринимательской деятельностью, по-разному реагирует на снижение налоговых ставок. В основном активная реакция проявляется в таких слоях населения как: менеджеры крупных компаний, учредители и владельцы предприятий, работники высокой квалификации.
Экономическая политика США послужила примером такой налоговой политики. В 1981 году налоговая политика президента Рейгана положительно повлияла на экономику страны, но вместе с тем привела к задолженности государства.
Но в практике существуют и эффективный опыт использования теории Лаффера. Во времена Первой мировой войны, США нуждалось в финансовых ресурсах, и сумма была на то время большой, поэтому государство внесло изменения в налоговую политику и увеличило налоговую ставку. До 1918 года ставка налога увеличилась до 77%, но спустя несколько лет президент Кальвин Кулидж постепенно начал уменьшать налоги и впоследствии этого ставка налога составляла 25%. Благодаря снижению ставки налога, экономика стабилизировалась, поскольку объемы производства за последние 4 года практически удвоились. Но такая ситуация стала причиной увеличения уровня безработицы.
Если говорить об увеличении ставки налога, то следует отметить, что плательщики налогов могут уплачивать налоги в пределах до 50% и не более от своей прибыли. Из-за этого предпринимательская инициатива прекращается и сопровождается снижением производительности. Из-за этого начинаются создаваться группы плательщиков налогов, которые занимаются поиском любых способов, уклонится от обязательной уплаты налогов.
Основная задача со стороны государства – это установление оптимальной ставки налога на основе экономических показателей и аргументов, которая не позволит подавлять экономическую активность плательщиков налогов и обеспечить нужный уровень поступлений налоговых платежей в бюджет государства.
Также следует отметить, что А. Лаффера пытался самостоятельно вывести приемлемую ставку налога, которая бы позволила увеличить деловую активность. Но его попытки потерпели неудачу, поскольку не имел математических доказательств.
Проблематика теории Лаффера
Большинство европейских государств, утверждая налоговую политику, акцентирует внимание на ставки налога, поскольку именно налоги являются основным инструментов, который может регулировать налоговую деятельность. Но, исходя из практики многих государств известно, что уменьшение ставки налога ведет в основном к обогащению и так состоятельных граждан за счет бюджета государства, но никак не влияет на инвестиционный процесс. Не аргументированное уменьшение ставки налога закончится наоборот снижением поступлений налоговых обязательств в бюджет государства.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Налоги – это единственный фактор, который может влиять на налоговую нагрузку. Поэтому стоит сказать, что конкретно налоговая нагрузка может повлиять на субъекты хозяйственной деятельности нельзя, поскольку влияние только одного фактора не может оказать эффекта. Тем более, что ставка налога в налоговой системе не является единой.
Если анализировать фактор налоговой нагрузки, то в любом случае должна быть учтена структура поступления налоговых платежей от физических и юридических лиц отдельно. Бывали и такие ситуации, когда часть налогов в валовом внутреннем продукте, в общем, не считался доказательством налоговой нагрузки на систему экономики. В основном это показывало о количестве населения и размер налоговых обязательств при поступлении в бюджет государства. С другой стороны, при малой части налога в валовом внутреннем продукте, налоги в основном собирались с юридических лиц, поэтому влияние на экономику налоговой нагрузки было куда выше.
Понятие и сущность кривой Лаффера
Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».
Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.
Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.
Данные тенденции видны на следующих рисунках (рис. 1 и рис.2).
Рис. 1. Кривая Лаффера. Форма I.
По мере роста ставки от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дтяк), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне – национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100%-ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.
Если экономика находится в точке А (рис. 1), снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.
Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.
Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения (рис. 2). При увеличении налоговых ставок (в начале кривой) побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.
Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в теневую. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.
Сама по себе кривая Лаффера не позволяет судить о том, к каким результатам приведет повышение или понижение налоговых ставок – увеличению или сокращению налоговых поступлений. Это зависит от совокупности целого ряда факторов: типа системы налогообложения, временного параметра, масштабов теневой экономики, исходного уровня налоговых ставок, обилия лазеек и льгот и т. п.
Но эта кривая отражает железную общую закономерность: если существующие налоговые ставки непомерно велики, при снижении налогов поступления в казну увеличатся. Стимул, получаемый экономикой от более низких налогов, будет настолько силен, что с лихвой скомпенсирует сокращение прямых налоговых поступлений вследствие снижения ставок. Иными словами, экономический эффект налоговой реформы перевесит ее арифметический эффект.
Следует также учитывать и благоприятное воздействие налоговой реформы на государственный бюджет. Снижение налогов создает стимул для увеличения объема производства и расширения занятости. Ускоренное экономическое развитие означает снижение безработицы и повышение доходов населения, что в свою очередь ведет к экономии расходов на пособия по безработице и другие программы социальной защиты.
ВОПРОС 1.Условия и причины возникновения рыночной экономики. Объекты и субъекты рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.
Для более глубокого осмысления рынка важно обратить внимание на причины его возникновения. Среди них выделяют:
— развитие общественного разделения труда; наличие различных собственников –
— появление товарно-денежных отношений.
Развитие общественного разделения труда еще в древности прошло ряд крупных этапов, связанных с отделением скотоводства от земледелия, выделением как самостоятельной отрасли ремесла и возникновением торговли. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен и взаимообусловлен ростом производительности труда. Вызванное общественным разделением труда развитие обмена сопровождалось стремлением производителей к эквивалентности на основе экономической ограниченности и обособленности интересов. Эта обособленность возникла на основе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо локальным интересом (кооперативы, товарищества, акционерные общества, хозяйственные ассоциации, совместные и смешанные предприятия и другие).
Вначале обмен продуктами был редким, случайным явлением. По мере развития общественного разделения труда, появления новых товаров обмен становился более регулярным. Однако рост числа обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи, ибо не всегда продавец и покупатель находили друг друга. Затруднения в обмене разрешились постепенным выделением на рынке местных товаров одного, который пользовался всеобщей обмениваемостью.
При формировании национальных рынков из среды товаров-эквивалентов выделился один, так называемый всеобщий эквивалент, ставший деньгами. Повсеместно эта роль закрепилась за золотом и серебром, учитывая их потребительские свойства: сохраняемость, делимость, портативность, однородность и узнаваемость. Этот процесс возникновения денег в рамках эволюционного подхода был наиболее полно исследован К. Марксом. Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, он исследовал четыре формы стоимости: простую или случайную; полную или развернутую; «всеобщую» и денежную.
Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях. Классическими функциями денег являются мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство образования сокровищ; мировые деньги.
В качестве меры стоимости деньги соизмеряют стоимости всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть его цена. Техническая сторона измерения деньгами стоимости товаров связана с масштабом цен, который представляет весовое количество денежного материала в денежной единице, принятой в стране. Масштаб цен устанавливается государством.
Вексель— долговая расписка частного лица, содержащая обязательство уплаты определенной суммы в указанный срок.
Первоначально банкноты выпускались всеми банками вместо обычных денег, впоследствии их эмиссию (выпуск) стал осуществлять только центральный банк. Они приобрели силу законного и единственного платежного средства. Эволюция кредитных денег привела к появлению кредитных карточек, электронных чековых книжек. В современных условиях происходит сращивание функции средства обращения и функции средства платежа. Эту новую функцию денег стали называть средством обмена.
Функцию денег как средства образования сокровищ (средства накопления) в западной экономической литературе называют функцией средства сбережения. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль. При этом богатство может содержаться в различных формах: деньгах или реальных активах, включая недвижимость, ценные бумаги и т.д.
Функцию мировых денег выделяют лишь экономисты марксистского направления. Она связана с обслуживанием мировой торговли. Долгое время эту функцию отводили золоту, но теперь оно практически вытеснено из международных платежей и расчетов национальными валютами развитых стран.
Таковы основные причины возникновения рыночной системы. Однако, как показывает историческая практика, формирование рынка продолжается и для его нормального функционирования необходимо обеспечение целого ряда условий:
1. свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
2. их ответственность за итоги своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предприятия;
3. свободное ценообразование;
4. конкуренция товаропроизводителей, исключающая монополизм;
5. ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности;
6. активная ориентация национальной экономики на систему мирохозяйственных связей.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Простейшая модель экономического кругооборота представлена на схеме. В этом случае рыночный кругооборот включает следующие блоки: 1) домохозяйства; 2) фирмы; 3) рынок ресурсов; 4) рынок продуктов.
Домохозяйства рассматриваются как собственники всех ресурсов: труда, капитала, земли и предпринимательских способностей. За ресурсы, поставляемые на рынок ресурсов, домохозяйство получает денежный доход (заработную плату за труд, арендную плату за землю, процент за капитал, прибыль за предпринимательские способности). Денежный доход расходуется на приобретение товаров и услуг на рынке продуктов. Следовательно, домохозяйства формируют спрос на продукты и услуги и предложение на рынке ресурсов.
Фирмы организуют производство товаров и продают их на рынке продуктов. Выручка от продаж используется для покупки ресурсов, то есть превращается в издержки производства товаров. Фирмы формируют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг на рынке продуктов.
Вмешательство государства в рыночную экономику существенно видоизменяет схему кругооборота.
Как один из участников кругооборота государство выполняет следующие функции:
— собирает налоги;
— перераспределяет доходы посредством трансфертных платежей;
— выплачивает заработную плату работникам госсектора и госслужащим;
— покупает на рынках экономические ресурсы и продукты;
— выступает в роли производителя общественных и квазиобщественных благ, а также других товаров и услуг.
Из анализа модели кругооборота делается два вывода.
Вывод первый. Материальные и денежные потоки динамично развиваются при достаточном равенстве совокупных доходов домашних хозяйств, фирм и государства совокупному объему производства. Совокупные расходы увеличивают занятость, объем производства и доходов. Из полученных доходов вновь финансируются расходы участников оборота, возвращаясь в виде дохода к владельцам факторов производства. Государство выполняет регулирующую функцию в сбалансировании совокупного спроса и совокупного предложения.
ВОПРОС 2. Деньги: сущность, функции. Предложение и спрос на деньги
Сущность денег заключается: они являются всеобщим эквивалентом, средством для выражения стоимости любого товара, в том, что посредством денег происходит учет общественного труда частных товаропроизводителей, деньги являются инструментом регулирования экономических, а через них и общественных отношений. Деньги с экономической точки зрения следует рассматривать не как вещь, а как экономические отношения. Сущность денег лучше всего проявляется через выполняемые ими функции. Деньги выполняют функции: 1) средства обращения; 2) единицы счета; 3) меры отложенных платежей и 4) запаса ценности.
Второй функцией денег выступает то, что они являются измерителем ценности всех товаров и услуг, единицей счета (unit of account). Как масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах, а объем жидкости – в литрах, так ценность (стоимость) измеряется в определенном количестве денег. Пока деньги не начали выполнять эту функцию, стоимость каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров, производимых в экономике. Причем, человеку, желающему купить определенный товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в рубашках, колбасе, сапогах, телевизорах, компьютерах и т.д. При денежном обмене такая необходимость исчезает. Достаточно знать лишь, на какое количество денег может быть обменен каждый товар. Единицей счета выступает денежная единица страны, т.е. национальная валюта (рубль в России, доллар в США, фунт стерлингов в Великобритании, тугрик в Монголии и т.п.). В условиях высокой инфляции, когда отсутствует стабильность национальной денежной единицы, в качестве дополнительной единицы счета может выступать стабильная денежная единица другой страны (например, доллар в России) или условная денежная единица (у.е.).
Третья функция денег – это функция средства платежа (standard of deferred payment), которая проявляется в использовании их при оплате отложенных платежей (уплате налогов, выплате долгов, получении доходов). Отличие этой функции от функции средства обращения заключается в том, что использование денег в качестве посредника в обмене предполагает одновременное движение товаров и денег, а при выполнении функции средства платежа либо движение товаров и движение денег по времени не совпадают (например, коммерческий кредит, т.е. кредит под товары), либо нет движения товаров, а есть только движение денег (например, банковский кредит). Функцию средства платежа деньги могут выполнять, поскольку они сохраняют свою ценность во времени. А это есть четвертая функция денег.
Наиболее важной является первая функция денег – функция средства обращения, поскольку она отличает денежные финансовые активы от неденежных. Однако все функции денег взаимосвязаны и взаимообусловлены. Деньги используются для совершения сделок, поскольку они служат единицей счета и измеряют ценность всех товаров, что возможно, так как деньги сами обладают ценностью, являясь финансовым активом, а поскольку они сохраняют свою ценность во времени, то могут использовать как мера отложенных платежей.
Спрос на деньги – это та сумма денег, которую фирмы, население считают целесообразным иметь у себя при данных экономических условиях, включая уровень доходов.
Две основные причины спроса на деньги:
1) Спрос на деньги как средство, необходимое для совершения сделок. Трансакционный или операционный спрос. Данный вид спроса на деньги зависит от уровня реального объема производства, абсолютного уровня цен и скорости обращения денег в движении доходов и не зависит от ставки процента (R).
2) Спрос на деньги как средство приобретения финансовых активов. Спекулятивный спрос. Он объясняется тем, что в условиях рынка каждый индивид формирует портфель финансовых средств (деньги, акции, облигации). Наиболее распространённая альтернатива деньгам – облигации (дают постоянный поток доходов). Ценой облигации выступает процентная ставка. Причем цена облигации и величина процентной ставки находятся в обратной зависимости.
Предположим, что есть некие стабильные государственные облигации, доход по которым сравнивается со ставкой процента (Rt – текущая ставка процента). Ожидается, что будущая ставка процента Re Rt то нужно ждать повышение ставки процента и ценность облигаций падает. Индивид будет продавать облигации по более высоким ценам и увеличивать денежные запасы. Таким образом, чем выше ставка процента, тем ниже спрос на деньги как средство сохранения богатства. На графике 1 это выглядит следующим образом:
Y – значение ВНП, которое никогда не может быть равно 0, то есть линия спроса лишь приближается к минимальному значению объема производства, Rmin – минимальная ставка процента. Если линия спроса приблизится к асимптоте на уровне минимальной ставки процента, то экономика попадет в так называемую «ликвидную ловушку».
Общий спрос на деньги (Мd) равен сумме делового и спекулятивного спроса на деньги и зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП (рис.1).
Деловой спрос на деньги (Мt) определятся уровнем номинального ВНП (прямо пропорционально).
Спекулятивный спрос на деньги (Мa)основан на обратной зависимости между номинальной ставкой процента и курсом облигаций.
а) деловой спрос; б) спрос на финансовые активы; в) общий спрос
Рис.1. Деловой спрос, спрос на финансовые активы и общий спрос на деньги
Предложение денег (МS) – это совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Под предложением денег понимается и денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов (М1, М2, М3 и т.д.).
Предложение денег графически отображается обычно вертикальной прямой, поскольку предполагается, что на каждый данный момент создано определенное, фиксированное количество денег, сформированное на основе эмиссии денег (выпуск денег в обращение) при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении (см. график 2)
Предложение денег не зависит от ставки процента. Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся в рамках кредитно-денежной политики конкретной страны.
Равновесие денежного рынка – это положение на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которое желают иметь у себя на руках население и предприниматели.
Равновесие на денежном рынке достигается в точке пересечения спроса и предложения денег, в этой точке устанавливается равновесная процентная ставка. Если спрос на деньги растет, то будет расти и процентная ставка и наоборот.
Если предложение денег возрастет, то график предложения денег переместиться из положения М S е в положение М1. И наоборот при снижении предложения денег график сместиться влево в положение М S 2. Если предложение денег больше спроса (избыток) люди стремятся освободиться от денег: покупают облигации и другие ценные бумаги, цена облигаций растёт, а ставка процентная (R) падает. По мере падения ставки процента возрастает спрос на деньги.
Если предложение денег меньше спроса (недостаток) людям нужны деньги, они начинают продавать облигации, акции (их цена падает), а ставка процента растёт, если ставка процента растёт, спрос на деньги падает.