в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства

Вопрос недели: две проверки одного юридического лица

в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть картинку в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Картинка про в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства

Вопрос: возможно ли одновременное проведение проверки по одному и тому же вопросу двумя органами: прокуратурой и трудовой инспекцией в отношении одного и того же юридического лица, по жалобе одного и того же работника, с постановкой одного вопроса? Какому органу необходимо предоставлять истребованные документы?

Сообщаю Вам следующее:

Государственная инспекция труда и прокуратура являются самостоятельными органами контроля за соблюдением работодателями требований трудового законодательства. В случае, если работником направлена жалоба на нарушение го трудовых прав одновременно в органы прокуратуры и государственную инспекцию труда, то каждый из этих органов обязан рассмотреть данное обращение.

При этом обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, направленное в инспекцию труда, является безусловным основанием для проведения внеплановой проверки инспекцией труда.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из решений, в том числе, о принятии к разрешению либо о направлении в другие органы. То есть прокурор вправе (но не обязан) выдать инспекции труда требование о проведении внеплановой проверки абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).. В этом случае прокуратура самостоятельно не проводит проверку по обоащению гражлданина. Если же принято решение о принятии жалобы к рассмотрению, то должностные лица органов прокуратуры проводят проверку по жалобе самостоятельно.

При этом законодательство не содержит перечень оснований для выдачи прокурором требования о проведении внеплановой проверки государственной инспекцией труда в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Следовательно, по нашему мнению, в каждой конкретном случае вопрос о проведении проверки по обращениям граждан самостоятельно органами прокуратуры или же направление требования о проведении проверки государственной инспекцией труда разрешается индивидуально, исходя их характера содержащегося в обращении факта нарушения законодательства.

Таким образом, по нашему мнению, возможно одновременное проведение проверки по одному и тому же вопросу двумя органами: прокуратурой и трудовой инспекцией в отношении одного и того же юридического лица, по жалобе одного и того же работника, с постановкой одного вопроса в случае, если жалоба работника была одновременно направлена и в органы прокуратуры и в трудовую инспекцию, и органами прокуратуры по результатам предварительного рассмотрения жалобы принято решение о принятии к разрешению (без направления для рассмотрения в инспекцию труда).

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

В силу абз. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее — Инструкция N 45).

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению (п. 3.1 Инструкции). По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

о принятии к разрешению;

об оставлении без разрешения;

о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

о направлении в другие органы;

о прекращении рассмотрения обращения;

о приобщении к ранее поступившему обращению;

о возврате заявителю.

По поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

В рамках своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре», прокурорские работники осуществляют надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, их должностными лицами требований федерального законодательства. Полномочия реализуются следующими способами:

1) прокурорские работники городских, районных и специализированных прокуратур обобщают поступившие ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ, которая формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года;

2) на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокурор вправе выдать инспекции труда требование о проведении внеплановой проверки;

3) органы прокуратуры согласовывают проведение внеплановой выездной проверки работодателей при причинении вреда или при угрозе его причинения жизни, здоровью граждан, возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) прокуроры вправе возбудить дело об административном правонарушении в сфере труда и направить соответствующее постановление в инспекцию труда для рассмотрения вопроса о привлечении виновного к административной ответственности, что вытекает из административно-юрисдикционных полномочий инспекции.

Согласно абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки Государственной инспекции труда является, в том числе, наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для выдачи прокурором требования о проведении внеплановой проверки государственной инспекцией труда в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Следовательно, по нашему мнению, в каждой конкретном случае вопрос о проведении проверки по обращениям граждан самостоятельно органами прокуратуры или же направление требования о проведении проверки государственной инспекцией труда разрешается индивидуально, исходя их характера содержащегося в обращении факта нарушения законодательства.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований являются, в том числе, обращения и заявления граждан, обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Основанием для проведения внеплановой проверки инспекцией труда является, в том числе, обращения и заявления граждан (пп. «б» п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

При проведении государственного надзора руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить уполномоченным должностным лицам Роструда или его территориального органа, проводящим государственный надзор, информацию и документы, связанные с целями, задачами и предметом проводимого государственного надзора (п. 8 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 года N 354н.

Но кроме инспекции по труду контроль за соблюдением трудового законодательства могут осуществлять и должностные лица прокуратуры.

Важно! Прокуратура не подменяет Государственную инспекцию труда в своей деятельности, осуществляя надзор за исполнением ее должностными лицами своих полномочий в рамках проверки обращений о нарушениях трудовых прав граждан. Таким образом, мы приходим к выводу, что в Российской Федерации осуществляется двойной надзор за соблюдением трудовых прав граждан.

Согласно в п. 6 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 N 875, Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Что касается порядка взаимодействия прокурора и государственного инспектора по труду, то статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрены полномочия прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Одновременно сообщаем, что сведения, изложенные в настоящем ответе, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном ответе.

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Кожина Снежана Римовна

Источник

В чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства

2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:

г) главный государственный инспектор труда, старший государственный инспектор труда, государственный инспектор труда отдела структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного контроля (надзора);

ж) главный государственный инспектор труда, старший государственный инспектор труда, государственный инспектор труда соответствующих территориальных органов.

5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

7. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей и другими организациями.

б) деятельность организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.

9. Учет объектов контроля осуществляется Федеральной службой по труду и занятости в соответствии с положениями Закона о контроле (надзоре) посредством использования автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере труда. Обновление данных об объектах контроля в указанной информационной системе осуществляется на постоянной основе посредством ее взаимодействия с Единым государственным реестром юридических лиц и Единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей.

Источник

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть картинку в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Картинка про в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть картинку в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Картинка про в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть картинку в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Картинка про в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть картинку в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Картинка про в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства

в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть картинку в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Картинка про в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства

в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть картинку в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Картинка про в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор за точным и единообразным исполне­нием трудового законодательства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре.

Внутриведомст­венный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, в подведомственных организа­циях осуществляют федеральные органы исполнительной вла­сти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также ор­ганы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъек­тов Федерации ( ст. 353 ТК РФ ).

В 2004 г. функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права, были переданы от бывшего Минтруда России Федеральной службе по труду и заня­тости и её территориальным органам.

Деятельность федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

В соответствии со ст. 355 ТК РФ основными задачами феде­ральной инспекции труда являются:

— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законо­дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения поло­жений трудового законодательства;

— доведение до сведения соответствующих органов государст­венной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на неё задачами федеральная инспекция труда реализует, в частности, следующие основные полномочия:

— осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязатель­ных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушени­ях в пределах полномочий, подготовки других материалов (до­кументов) о привлечении виновных к ответственности в соот­ветствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Смотреть картинку в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Картинка про в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства. Фото в чем состоит двойной надзор за соблюдением трудового законодательства

— анализирует обстоятельства и причины выявленных наруше­ний, принимает меры по их устранению и восстановлению на­рушенных трудовых прав граждан;

— осуществляет в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации рассмотрение дел об административных пра­вонарушениях;

— направляет в установленном порядке соответствующую ин­формацию в органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ и органы местного самоуправле­ния, правоохранительные органы и в суды;

— осуществляет надзор и контроль за соблюдением установ­ленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве;

— принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

— осуществляет информирование и консультирование работо­дателей и работников по вопросам соблюдения трудового зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В своей деятельности должностные лица федеральной ин­спекции труда не должны выходить за пределы предоставлен­ных им полномочий, иначе они будут либо препятствовать осу­ществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций (индивидуаль­ных предпринимателей).

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодатель­ства непосредственно осуществляют государственные инспекто­ры труда. В целях выполнения своих функций они имеют весь­ма широкие права, установленные ст. 357 ТК РФ.

В соответствии со ст. 359 ТК РФ при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проведения проверок работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифици­рованными Россией конвенциями МОТ по вопросам инспек­ции труда, Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, а также решениями Правительства РФ ( ст. 360 ТК РФ ).

Организации Вооруженных Сил РФ, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и проч. подлежат инспекционным проверкам с особым по­рядком их проведения, который предусматривает:

— доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;

— проведение проверок в назначенное время ;

— ограничение на проведение проверок во время манёвров или учений, объявленных периодов напряжённости, боевых действий.

При организации и непосредственном проведении проверок государственные инспекторы труда обязательно должны руководствоваться требованиями гл. II Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при проведении государственного контроля (надзора)».

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятель­ность во взаимодействии с федеральными органами исполни­тельной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполни­тельной власти субъектов РФ, органами местного самоуправле­ния, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими орга­низациями.

В соответствии с ч. 1 ст. 366 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в от­дельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере про­мышленной безопасности . Он вправе следить за соблюдением го­сударственных нормативных требований охраны труда на объ­ектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлур­гической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при уст­ройстве и эксплуатации подземных сооружений, котельных ус­тановок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ве­дении взрывных работ в промышленности.

Государственный надзор за соблюдением правил по безо­пасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности осуществляется в настоящее время Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами. Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обес­печивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности и при использовании атомной энергии. Также указанные виды надзора сейчас осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологичёского благополучия населения. С 2004 г. в качестве такого органа выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальные органы. Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.

Работники специальных органов, ведающих вопросами горного и промышленного надзора, энергетического надзора, надзора за ядерной и радиационной безопасностью, санитарно-эпидемиологического надзора при осуществлении надзорной деятельности независимы и подчиняются только закону.

Длительное время функции надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда осуществляли профес­сиональные союзы, а также состоящая в их ведении техниче­ская инспекция труда. В профсоюзах и сегодня есть техниче­ская и правовая инспекции, однако с созданием федеральной инспекции труда эти инспекции являются инструментами только общественного контроля и не наделены полномочиями по наложению на должностных лиц штрафов за нарушение нормативных актов по охране труда.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по соблюдению трудового законодательства как работодателем, так и работником, влечёт дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным ТК РФ.

Административная ответственность работодателей и их пред­ставителей за нарушение трудового законодательства регламен­тируется ст. 5.27 КоАП РФ.

КоАП РФ (ст. 5.28-5.34 ) также ус­тановлена административная ответственность за правонаруше­ния в области социально-партнёрских отношений, прежде всего для лиц, представляющих работодателей.

Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан предусмотрена ст. 143, 145, 145.1 УК РФ.

В качестве крайней меры ответственности организации за нарушение требований охраны труда допускается её ликвидация. Решение о ликвидации организации или прекращении деятель­ности её структурного подразделения принимается судом по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда при наличии заключения государственной экспертизы условий труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *