в чем состоит чистота речи воспитателя доу
Требования к речи воспитателя и родителей при общении с детьми дошкольного возраста
Татьяна Коленкова
Требования к речи воспитателя и родителей при общении с детьми дошкольного возраста
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
Ученые отмечают, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи«.
Именно поэтому к речи взрослых, с которыми общаются дети, это родители и воспитатель, предъявляются высокие требования.
Среди требований к речи педагога и родителей выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Родителям и педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьмиосновные нормы русского языка: орфоэпические нормы, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание родителям и воспитателям следует обратить на семантическую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Решая данную задачу, принимая во внимание подражание детьми, родителям и воспитателям необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи родителей и воспитателей является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогам и родителям следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон из самих способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и разнообразности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи родителей и педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогами и родителями названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей.
Роль воспитателя на занятиях по физической культуре и в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с предметным осуществлением деятельности по художественно.
«Взаимодействие воспитателя с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста» В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается,.
Роль воспитателя в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ «Детский сад №234» Устиновского района города Ижевска Трескина Елена Фёдоровна. Выдающийся педагог 19 века К. Д. Ушинский.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Домашние животные и их детеныши» Цели: создать условия для формирования у детей представления о домашних животных и их детенышах. Задачи: Речевые: Расширить словарь за счет.
Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми. Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя.
Обобщенный педагогический опыт воспитателя с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет Обобщенный педагогический опыт воспитателя Тема: «Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками от 3 до 7 лет» 1. Условия формирования.
Консультация «Основные требования к речи воспитателя» Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания.
Преодоление нерешительности в общении у детей дошкольного возраста Тема: «В гости к доброму животному» Цель: Знакомство с детьми. Развитие доброжелательного отношения к окружающим. Преодоление нерешительности.
Совместная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста. Игра-ситуация «Зимние игры» Совместная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста Игра-ситуация. Тема: «Зимние игры». Цель: • Создать условия.
Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми Статья: Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми Сикачева Елена Викторовна Актуальность речевого развития детей раннего.
Рекомендации для воспитателя ДОУ «Требования к культуре речи воспитателя»
Саида Гулиева
Рекомендации для воспитателя ДОУ «Требования к культуре речи воспитателя»
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.
3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.
Требования воспитателя к речи детей
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Требования к постановке вопросов детям
Для того, чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:
1. Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасов?
2. Докажите, что это весна.
3. Какая это весна, ранняя или поздняя?
4. Почему вы решили, что это ранняя весна?
5. Найдите в картине приметы ранней весны?.
Ошибки: 1. Расплывчатая формулировка.
Неправильно: Какие изменения произошли весной с растениями?
Правильно: Что появляется весной на деревьях?
2. Повторение одного и того же вопроса несколько раз в различных формулировках.
1. В какой стране мы живём?
2. Как называется наша Родина?
3. Вспомните, наша страна как называется?
3. Использование вопросов с отрицательной формулировкой, внушающих ребёнку отрицательный ответ.
Например: 1. Ты не знаешь, как называется этот цветок?
2. Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?
3. Не можешь сказать, что бывает после весны?
Неправильно: Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?
Правильно: Как вы думаете, что такое метель?
5. Словесное нагромождение.
Неправильно: Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что
Правильно: Как вы догадались, что наступила весна?
6. Недоступность пониманию детей.
Неправильно: Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете
Правильно: (разделить на 2 вопроса)
При каком свете светофора машины могут ехать?
Кто следит, чтобы машины ехали правильно?
7. Неточность словоупотребления.
Неправильно: Куда почтальон кидает письма?
Правильно: Куда почтальон кладет письма?
8. Частое употребление подсказывающих вопросов.
Третье требование-целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.
Неправильная последовательность вопросов:
Правильная последовательность вопросов, приучающая детей к логическому мышлению
1. Где находятся эти девочки?
1. Где находятся эти девочки?
2. Как можно назвать девочек, которые учатся в школе?
3. Что видно за окном?
3. Кто учит школьниц?
4. Что делает девочка у доски?
4. Чем сейчас занимаются ученицы?
5. Что делает ученица у доски?
6. Почему две ученицы подняли руку?
Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.
Требования к детским ответам
Осознанность, осмысленность, содержательность.
Точностью детских ответов в соответствии с поставленными вопросами.
Построение полных ответов в виде полных предложений.
Грамматическая правильность построения полного предложения.
Не допускать стандартных ответов.
При проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при чтении книги, и в дидактической игре необходимо предъявить требования к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные и содержательные ответы.
Эссе воспитателя «Эссе воспитателя» Выполнила: Воспитатель: Альмухамедова Нуржамал Газисовна К. Гельвеций сказал: «Воспитатель – это волшебник,.
Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.
Конспект НОД воспитателя с детьми по формированию мелкой моторики и развитию речи «Весёлый ручеёк» Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми по формированию мелкой моторики и развитию речи «Весёлый ручеёк».
Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:»О речи воспитателя в детском саду с детьми» Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.
Методические рекомендации «Алгоритм составления рабочей программы воспитателя» Принята на заседании педагогического совета, Протокол №___ от ___20___года. Утверждаю: Заведующий МКДОУ ___ (подпись) Ф. И. О. Приказ.
Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детей Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из ведущих задач ДОУ. Вопросам физической культуры дошкольников.
Эссе воспитателя Эссе воспитателя. «Педагогика, развивая в ребенке будущего человека, не должна забывать, что детство есть период жизни, и часто лучший ее.
Эссе Воспитателя Я воспитатель! Мне нравится моя профессия. Еще помню с детства со школьной скамьи, мне нравилась эта профессия. Когда я ходила в школу,.
Консультация на тему «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»
Людмила Хасанова
Консультация на тему «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи«.
Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Такие исследователи, как А. И. Максаков, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
1. Качество языкового оформления речи;
2. ценностно-личностные установки педагога;
3. коммуникативная компетентность;
4. четкий отбор информации для создания высказывания;
5. ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогунеобходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Что такое культура речи?
Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
К сожалению, на практике бывает, что в речи педагоговвстречаются следующие недостатки:
1. Нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
2. побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
3. произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
4. неправильное ударение в словах;
5. монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
6. ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
7. многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
8. насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
9. использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
10. частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
11. засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);
12. копирование речи малышей, «сюсюканье»;
13. использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.
К речи педагога предъявляются следующие требования:
1. Правильно произносить все звуки родного языка;
2. чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
3. строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
4. использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
5. в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
6. связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
7. использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
От компетентного педагога к новому качеству образования Уважаемые коллеги, совсем недавно, я приняла участие в практико-ориентированном семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования через.
Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.
Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.
Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.
Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.
Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.
Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт) Ведущая: Здравствуйте уважаемые. Сегодня мы рады видеть вас на церемонии открытия нового дошкольного учреждения. МКДОУ №34. Ведущая:.