в чем состоит бессмертие комедии

Сочинение «Почему комедия Горе от ума бессмертна»

Комедия «Горе от ума» благодаря своей актуальности и точности характеров, прописанных в ней, имела большой успех среди своих современников. Не лишается она своей актуальности и сейчас. Ведь пороки, так точно подмеченные и высмеянные автором, никуда не исчезли из человеческого общества. Скорее, наоборот, они накапливались, преобразовывались и достигли своеобразного совершенства. Людские недостатки как живые организмы мутировали, адаптировались и научились более искусно маскироваться.

Червоточины характеров пьесы успешно обретают свое законное место в наше время, также скорее всего не будут искоренены и в ближайшем будущем. Грибоедов остро ставил проблемы образования, воспитания молодого поколения, служения Отчизне, любви, моральных ценностей, карьеры, преклонения перед иностранцами и всем иностранным, фальши и истины, взаимоотношения между людьми. Эти проблемы вечны для человеческого общества. Поэтому «Горе от ума» не утратила свою актуальность, а приобрела литературное бессмертие. Небольшая по объему пьеса, в которой описан всего один день жизни героев, вмещает в себе множество глубочайших тем. Писатель освещает непримиримую борьбу двух веков, что тоже является темой вечной. Все пороки фамусовского общества скрыты под мнимой добродетелью, и этим тоже никого не удивить в современное время.

Я уверен, что комедия «Горе от ума» еще долго не утратит свою актуальность. Бессмертие ей также подарят новые прочтения театральных постановок и присутствие ее в школьной программе по литературе.

Источник

почему камеди «ревизор «Гоголя бессмертна? прошу помогите )

Вот попался какой-то текст! На вше усмотрение!

Сюжет бессмертной комедии Гоголя разворачивается вокруг ревизора, который должен посетить город и которого все по ошибке принимают за Хлестакова.

Действие комедии «Ревизор» происходит в наполеоновской России. В это время она не была ни бедной, ни политически слабой страной. Наоборот, это было сравнительно неплохое время для России.

Второе действие начинается с монолога Осипа, слуги Хлестакова, который, будучи коллежским регистратором, делится со всеми историей жизни Хлестакова.

Хлестаков, как обычно ему свойственно, с трудом понимает, что с ним вообще происходит. Причина этого проста – он очень любит играть в карты с кем попало.

Трактирщик уже давно держит в своём доме Хлестакова и Осипа, но не кормит их и очень плохо с ними обращается.

Хлестаков рассказывает всем, что он автор «Женитьбы» Гоголя, и что у Пушкина он на короткой ноге.

Прообразом Хлестакова стал А. С. Пушкин, которого тоже несколько раз принимали за ревизора. Пушкин – это тот же самый Хлестаков, а разница между ними состоит только в том, что Хлестакову не везёт в жизни.

Хлестаков не случайно приехал в уездный городок, а с целью реализовать там все свои тайные желания и порочные наклонности. А чиновники, принимая его за столичного ревизора, были и рады его ублажать.

Узнав о приезде Ревизора, Городничий разметал по брёвнам заборы и вывез их из города на сорока телегах мусора.

Собрать в одну кучу всё, что есть в России, и одним махом со всем расправиться – вот цель Н. В. Гоголя. Зрительный зал Гоголь тоже имеет в виду.

Хлестаков – дурак и ничтожество, поэтому он и главный герой.

Хотя все персонажи «Ревизора» показывают, что любят Хлестакова каждый по-своему, всё же основной конфликт пьесы – не любовный.

Всем своим существом Хлестаков порождает городничих и держиморд.

Когда ничтожную сосульку, дрянь и тряпку принимали за ревизора – это был довольно частый случай в России. К примеру, Пушкина тоже приняли за ревизора в Нижнем Новгороде. Гоголь тоже любил ради выгоды выдавать себя на почтовых станциях за важного чиновника.

На кузнецов надели колпаки и морят их голодом без табака, у солдат под мундирами нет ничего, даже мундиров, а церковь чиновники проели и пропили, а потом решили соврать, что она сама сгорела.

Комедия ничуть не устарела. Кажется, что перед нами не гоголевские, а современные чиновники, которые только переоделись в старинные костюмы и выучились говорить на русском языке…

Источник

Почему комедию горе от ума называют бессмертной. Сочинение Грибоедов А.С

Почему комедию горе от ума называют бессмертной. Сочинение Грибоедов А.С

Сюжет комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт человека прогрессивных убеждений — Александра Андреевича Чацкого — с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому— это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация “любовного треугольника”. Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества, а скрывать их он не умеет. Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья. Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех “силовых линий” этой комедии. Грибоедов, создавая столь сложный и.противоречивый образ, писал: “Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…” Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго “не везло” с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе. “Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”,— пишет Гончаров.

Софья — персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха:

Он слова умного не выговорил сроду,

Мне все равно, что за него, что в воду.

Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”

Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума.

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивет…

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Вероятно, ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. Молчалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством:

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина. но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?

Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, т. е. для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг — вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки. Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этой жизни Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал! Ей необходим “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей”. Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника “молчалинского типа”.

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова “Горе от ума”.

комедия грибоедов герой речь

«Уже более 150 лет привлекает читателей бессмертная комедия Грибоедова «Горе от ума» каждое новое поколение перечитывает её заново, находя в ней созвучие с тем, что его сегодня волнует».

Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», — что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы, по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Автор единственного вполне зрелого и завершённого произведения, к тому же не опубликованного целиком при его жизни, Грибоедов приобрел необычайную популярность среди современников и оказал огромное влияние на последующее развитие русской культуры. Вот уже почти полтора столетия живет комедия «Горе от ума», не старея, волнуя и вдохновляя многие поколения,для которых она стала частью их собственной духовной жизни, вошла в их сознание и речь.

После нескольких лет, когда критика не упоминала комедию Грибоедова, Ушаков написал статью. Он правильно определяет историческое значение комедии «Горе от ума». Называет произведение Грибоедова «бессмертным творением» и видит лучшее доказательство «высокого достоинства» комедии в её необычайной популярности, в том, что её знает чуть ли не наизусть каждый «грамотный россиянин».

Так же Белинский объяснял тот факт, что, вопреки стараниям цензуры, она «ещё до печати и представления разлилась по России бурным потоком» и приобрела бессмертие.

Имя Грибоедова неизменно стоит рядом с именами Крылова, Пушкина и Гоголя.

Гончаров, сравнивая Чацкого с Онегиным и Печориным, подчеркивает, что Чацкий, в отличие от них, — «искренний и горячий деятель» : «ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век, и в этом все его значение и весь ум», и поэтому-то «Чацкий остается и останется всегда в живых». Он «неизбежен при каждой смене одного века другим».

«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё ещё живет своею нетленной жизнью, переживет и ещё много эпох и все не утратит своей жизненности.

Эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы было легче их удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.

Великая комедия и сейчас остается молодой и свежей. Она сохранила свое общественное звучание, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает триумфальное шествие по сценам российских театров. Ее изучают в школе.

Российский народ, построивший новую жизнь, показавший всему человечеству прямую и широкую дорогу в лучшее будущее, помнит, ценит и любит великого писателя и его бессмертную комедию. Сейчас, более чем когда-либо, громко и убедительно звучат слова, написанные на могильном памятнике Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

Не понравилось сочинение? У нас есть еще 10 похожих сочинений.

Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим произведениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы наоборот, набирают силу от эпохи к эпохе. Каждое поколение видит в подобных созданиях нечто свое, толкует их в духе своего времени, тем самым обогащая и углубляя опыт восприятия.

Что же держит пьесу в живом репертуаре театра по сей день?

На мой взгляд, это образ Чацкого. Это не просто умный, а вольнодумный, человек независимых убеждений, провозвестник новый идей.

Беспокойство Чацкого тревожит, будоражит общественную совесть. И. А. Гончаров предрек бессмертие образа Чацкого: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого, обличителя лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, жизнь свободную». Мы как раз и наблюдаем смену веков, борьбу нового с отжившим.

В монологах Чацкого слышатся современные проблемы. Он не хочет прислуживаться, считает, что спужить надо делу, а не лицам, одобряет тех молодых людей, которые «не торопятся вписаться в полк шутов». Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя искусству. Не эти ли вопросы поднимает сегодняшнее молодое поколение?

В силу этого Чацкий ненавистен обществу как новый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить — возводит на него клевету. Разве смирится оно с осуждением Чацкого системы воспитания, когда молодежь презирает свой народ, национальную культуру? Всю страсть души вкладывает он в обличение «пустого, рабского, слепого подражанья».

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий осмелился «гласно объявлять» свои здравые мысли, но таких-то людей и ненавидят в обществе, называя «мечтателями опасными», сумасшедшими. И не так ли отнеслись бы к Чацкому, окажись cm среди наших современников? До недавнего времени всех инакомыслящих объявляли сумасшедшими, упрятывали в психиатрические больницы, выгоняли из страны, сажали в тюрьмы.

Горе Чацкого не только от ума, но и от любви. Он узнал, что Софья его не любит. Но это горе можно пережить. Полюби Софья другого Чацкого, Александру Андреичу было бы, безусловно, тяжело и больно, но он пережил бы. Наибольшее страдание причиняет Чацкому то, что именно Молчалин смог стать героем Софьи. Вот где трагедия. Страшно, что Софья в толпе мучителей, среди тех, кто гонит и клянет. Чацкий осознал, что находится в окружении врагов, и никто, даже любимая девушка, не понимают его. Сколько примеров подобных драм можно наблюдать и сегодня! Ведь и сейчас «молчалины блаженствуют на свете», они любимы, потому что умеют всем угодить.

Для нас, нынешних, Чацкий остается прежде всего русским человеком, осознавшим не только свою национальную гордость, но и высокие нравственные задачи гражданина.

Время Грибоедова — далекая от нас эпоха, но смелая борьба патриота Чацкого против всего отсталого, пошлого и низкого в человеке и обществе вызывает сочувствие и симпатию современного читателя и зрителя.

Комедия Грибоедова помогает нашей борьбе против низкопоклонства перед всем иностранным, против таких социальных явлений, как карьеризм, стяжательство, подхалимство/бюрократизм, раболепие, напоминает о высоких нравственных понятиях и целях, достойных русского человека.

Комедия «Горе от ума», написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.

Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита «века покорности и страха». Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: «Учились бы, на старших глядя». А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который «не то на серебре — на золоте едал». Максим Петрович, вельможа времен «матушки Екатерины», является для Фамусова образцом для подражания, потому что «когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб». Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.

Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:

А у меня, что дело, что не дело,

Подписано, так с плеч долой.

А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня «протекционизмом». Герой комедии признается:

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки…

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку.

Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он «не нынче — завтра генерал».

В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.

То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к «легкому» хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до «степеней известных». Этот герой к своим достоинствам относит «умеренность и аккуратность», умение промолчать, когда тебя бранят.

Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки» гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.

На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой

Бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны.

Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам «века минувшего». Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.

Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели», о тех, «чья чаще гнулась шея».

Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он не принимает «век минувший»: «Прямой был век покорности и страха». Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся «вписаться в полк шутов».

Критически относится к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим высоким и прекрасным». Чацкий стремится «служить», а не «прислуживаться», причем служить «делу», а не «лицам».

Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно — на стыке «века минувшего» и «века нынешнего». По этому поводу И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «При резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…»

Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют «белыми воронами», так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:

С ума сошел. Ей кажется, вот на!

Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!

Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», — что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

комедия грибоедов герой речь

«Уже более 150 лет привлекает читателей бессмертная комедия Грибоедова «Горе от ума» каждое новое поколение перечитывает её заново, находя в ней созвучие с тем, что его сегодня волнует».

Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», — что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы, по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Автор единственного вполне зрелого и завершённого произведения, к тому же не опубликованного целиком при его жизни, Грибоедов приобрел необычайную популярность среди современников и оказал огромное влияние на последующее развитие русской культуры. Вот уже почти полтора столетия живет комедия «Горе от ума», не старея, волнуя и вдохновляя многие поколения,для которых она стала частью их собственной духовной жизни, вошла в их сознание и речь.

После нескольких лет, когда критика не упоминала комедию Грибоедова, Ушаков написал статью. Он правильно определяет историческое значение комедии «Горе от ума». Называет произведение Грибоедова «бессмертным творением» и видит лучшее доказательство «высокого достоинства» комедии в её необычайной популярности, в том, что её знает чуть ли не наизусть каждый «грамотный россиянин».

Так же Белинский объяснял тот факт, что, вопреки стараниям цензуры, она «ещё до печати и представления разлилась по России бурным потоком» и приобрела бессмертие.

Имя Грибоедова неизменно стоит рядом с именами Крылова, Пушкина и Гоголя.

Гончаров, сравнивая Чацкого с Онегиным и Печориным, подчеркивает, что Чацкий, в отличие от них, — «искренний и горячий деятель» : «ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век, и в этом все его значение и весь ум», и поэтому-то «Чацкий остается и останется всегда в живых». Он «неизбежен при каждой смене одного века другим».

«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё ещё живет своею нетленной жизнью, переживет и ещё много эпох и все не утратит своей жизненности.

Эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы было легче их удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.

Великая комедия и сейчас остается молодой и свежей. Она сохранила свое общественное звучание, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает триумфальное шествие по сценам российских театров. Ее изучают в школе.

Российский народ, построивший новую жизнь, показавший всему человечеству прямую и широкую дорогу в лучшее будущее, помнит, ценит и любит великого писателя и его бессмертную комедию. Сейчас, более чем когда-либо, громко и убедительно звучат слова, написанные на могильном памятнике Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

Анализ комедии «Горе от ума»

Анализ литературного произведения и текста с точки зрения научных традиций и путей осмысления категорий в ХХ в.

Литературный текст — структура, состоящая из элементарных знаков, которые составляют определенное единство. Литературное произведение — художественный мир, созданный автором и воспроизведен реципиентом, в терминологии Ф. де Соссюра…

Гротеск как основа художественной системы «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина

Если в раннем творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина почти отсутствовали приёмы резкого сатирического преувеличения, то ко времени создания «Истории одного города» писатель уже максимально использовал необыкновенные сравнения и уподобления…

Драматические произведения Алыкула Осмонова

Определяющей своеобразностью драматического произведения является то, что почти весь текст сочинения представляется речью персонажей. В диалогах действующие лица обмениваются мнениями, выражают свое отношение к предмету разговора…

Идейно-тематическое своеобразие стихотворения О. Мандельштама «Мы живем под собою не чуя страны…»

Стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» является центром мандельштамовской агиографии. Оно было написанным в состоянии страшного смятения, в котором Мандельштам находился…

Исследование межтекстовых связей в сказке И. Литвак «Тридевятое царство и золотой рожок»

Прежде чем анализировать сказку, нам представляется важным представить информацию об авторе и его произведении. Автор, Илья Ассирович Литвак, начинал как музыкант…

Образ «маленького человека» в произведениях русских классиков

Писателем, предвосхитившим образ маленького человека, еще до Пушкина, стал Александр Сергеевич Грибоедов. В комедии Грибоедова «Горе от ума» показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Первые — это люди, которые живут…

Отражение Первой мировой войны в художественной мировой литературе

Роман «Огонь» Анри Барбюса — это первое произведение о Первой мировой войне, в котором открылось новое качество разговора об этой человеческой трагедии. Этот роман появился в 1916 году и приобрел колоссальную известность…

Поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

М.Е. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Д.И.Фонвизина, А.С. Грибоедова и Н.В.Гоголя…

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы «Двенадцать» А.А. Блока

«right»> «Двенадцать» — вещь пронзительная, «right»>кажется, единственно значительная «right»>из того, что появилось в области «right»>поэзии за революцию. «right»>С.Н.Булгаков…

1.1 Отождествление личности Лермонтова и Печорина — «разноголосый хор мнений» М.Ю. Лермонтов принадлежит к гениальным писателям девятнадцатого века, произведения которых являются поистине шедеврами русской классической литературы…

Сложность и многогранность образов главных героев в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сразу же после опубликования повести «Бэла» Белинский на страницах журнала «Московский наблюдатель» публикует критическую сталью на повесть. Белинский о…

Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана «Пена дней»

Жизнь и творческий путь Бориса Виана не были легкими и заурядными. Неспокойная предвоенная обстановка, тяжелые военные и послевоенные годы, в которые и был написан роман «Пена дней», наложили свой отпечаток на все творчество писателя…

Горе от ума

в чем состоит бессмертие комедии. Смотреть фото в чем состоит бессмертие комедии. Смотреть картинку в чем состоит бессмертие комедии. Картинка про в чем состоит бессмертие комедии. Фото в чем состоит бессмертие комедии

«Внешняя», событийная канва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» чрезвычайна проста и традиционна для русской историографии. Это так называемый любовный треугольник, связанный с коллизиями, когда несколько героев претендуют на «одну руку». И если бы, конечно, все содержание грибоедовской комедии укладывалось в эти коллизии, она едва обрела бессмертие и получила столь широкий общественный резонанс. Оказывается, что при откровенно упрощённой событийности, при всей своей фабульной простоте «Горе от ума» обладает сюжетом колоссальной напряжённости и общественной значимости.

А.С. Грибоедов как бы раздвигает стены фамусовского дома, показывая всю жизнь дворянского общества своей эпохи со всеми её противоречиями, разными политическими идеалами, разным пониманием морально-этических норм. Говоря словами И.А. Гончарова, в комедии Грибоедова «два века сошлись лицом к лицу». Причём сюжет комедии чрезвычайно динамичен. Герои начинают раскрываться буквально с самого первого появления на сцене. С первых же явлений комедии раскрывается, например, идеологический облик Фамусова в тех нравоучениях, которые он читает Софье и Молчалину. Мы знакомимся с фамусовскими сентенциями по поводу «вечных французов», «губителей карманов и сердец». Узнаём о равном для Фамусова непринятии французских книжных и… бисквитных лавок, о его взглядах на семью («кто беден, тот тебе не пара»), о его отношении к службе.

Сцены эти, как и пятое явление, в котором Софья и Лиза ведут разговор между собою, предшествуют непосредственному сюжетному действию, являясь экспозицией комедии. Уже экспозиция насыщена богатым содержанием. В ней представлены основные психологические качества Софьи, даётся характеристика главных персонажей комедии (в том числе и Скалозуба), запрограммировано столкновение Чацкого с Молчановым и не только на судебной почве, но на более широкой, связанной с разницей «умов» и мировосприятия, то есть на общественно-психологической основе. Отголоски этой проблемы есть и в конфликте Чацкого с Софьей. Критикуя Скалозуба за то, что он «слова умного не выговорил сроду», Софья в то же время симпатизирует Молчалину, в речи которого «ни слова вольного». Иными словами, она не за ум практический, бытовой, не выходящий за рамки «дозволенного» в фамусовском обществе, но отнюдь не за вольнодумство. И в этом плане Софья не на стороне Чацкого, а на стороне его противников, на стороне молчалинского ума.

Если говорить о философской идее «Горя от ума», то она заключается в утверждении активного жизненного разума, свободного от предрассудков консервативного общества, стремящегося перешагнуть границы, тот «порог» мысли, который был определён самодержавием. В комедии даётся противостояние двух топов ума. Ум Фамусова и его окружения – ум житейский, служащий средством изворотливости, обмана, всяческого преуспевания. Его сущность афористически сформулирована Репетиловым; «Да умный человек не может быть плутом…». Чацкий – носитель ума высокого, светского, свободного, ищущего истину. Синонимом его ума и может служить вольнодумство, служение передовым социально-политическим и нравственным идеалам своего времени. Поэтому проблема ума в комедии Грибоедова в отличие от предшественников решается в политическом аспекте. И её решение движет сюжетное действие произведения. При этом особенность комедийного сюжета заключается в том, что в нём две интриги – любовная и общественная, которые завязываются и развязываются одновременно. Однако социальная тема более широкая. Она как бы обрамляет любовную. Первый же монолог Чацкого, в котором он даёт меткие характеристики всему Софьиному окружению, раскрывает идеологический облик Чацкого.

в чем состоит бессмертие комедии. Смотреть фото в чем состоит бессмертие комедии. Смотреть картинку в чем состоит бессмертие комедии. Картинка про в чем состоит бессмертие комедии. Фото в чем состоит бессмертие комедии
Последние пять явлений первого действия, которые представляют развязку комедии, чреваты общей конфликтностью: буря вот-вот должна грянуть. И она грянула в первом же явлении второго действия. Вернувшись вновь в дом Фамусова, Чацкий вступает в открытую схватку с Фамусовыми и его окружением. Его критика общества откровенна, искренна и свидетельствует о его декабристском умонастроении. Первые пять явлений второго действия можно рассматривать как кульминационные в развитии социально-политической интриги. Любовная же интрига, заслоняемая острейшей общественной проблематикой, идёт на угасание, но тем не менее движется. Впрочем, движется она скачкообразно, прерывисто, в отличие от динамического движения общественной и достигает кульминации (у каждой интриги своя кульминация) в сцене падения Молчалина с лошади. Видя обморок Софьи, Чацкий начинает догадываться о её чувстве к Молчалину. Но Чацкий никак не может поверить в столь быструю метаморфозу, которая происходит с Софьей. И в последующих сценах он стремится убедиться в тех предположениях, которые возникали у него в сцене падения Молчалина. Он хочет посмотреть, что, может быть Молчалин изменился за три года и чувство Софьи к нему вполне оправдано. Ведь для Чацкого любовь к человеку неотделима от тех высоких гражданских критериев, которым должен удовлетворять человек, от того понимания ума, которое сложилось в сознании Чацкого. И конфликт Чацкого с Молчалиным (уже не между отцами и детьми, а между детьми) – это опять-таки глубоко общественный, политический конфликт, потому, что молчалинский тип, молчалинский идеал («умеренность и аккуратность»), молчалинская психология есть порождение тоталитаризма, аракчеевской эпохи в частности. Идеалом аракчеевской «умеренности» был отказ от собственного мнения, полное подавление, до автоматизма, личности в человеке. Культивирование молчалинского низкопоклонства также входило в аракчеевскую систему. Вот почему социальная ситуация Чацкого особенно драматична, поскольку противоположный ему лагерь – это лагерь, объединивший и «отцов», и сверстников Чацкого, ставших верными слугами самодержавия, и даже бывших друзей (Платон Михайлович Горич), оказавшихся в силу своей бесхребетности на стороне его противников. В четвёртом действии и любовная, и социальная драмы получают развязку. Чацкий окончательно убеждается в любви Софьи к Молчалину и в том, что, такие как Молчалин, блаженствуют на свете. И заключительный монолог Чацкого – это и обличение личных качеств окружающих его людей, и критика всего политического строя в России, её общественного духа, в котором рассудку уцелеть очень трудно. Как видим, вся композиционная логика произведения подчинена развитию острого социально-политического сюжета, что и позволяет жанр «Горя от ума» определить как социально-политической комедии.

Sorry, there was a YouTube error.

Исполнитель Бородовицын Вячеслав Анатольевич (slavikbor)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *