в чем сомневается раскольников идя на преступление

Чем объясняется внутренняя противоречивость Раскольникова? По роману Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Роман Достоевского «Преступление и наказание» является глубоким психологическим произведением. Его главный герой наделён противоречивым характером, выражающемся в его поведении, мыслях и даже снах.

Родион Раскольников – бедный студент, изобретающий свою собственную теорию о делении людей на 2 категории. По его мнению, существуют люди «необыкновенные», то есть имеющие право совершить преступление ради целей на благо обществу, и, собственно, люди «обыкновенные», «материал», служащий для достижения этих целей. Возомнив себя Наполеоном, которому все дозволено, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы, бывшей «вошью» и мешавшей счастливой жизни людей. В то же время, он убивает и старухину сестру Лизавету, просто из-за того, что она оказалась не в то время, не в том месте и была свидетелем жуткого преступления.

Конечно, Раскольников сомневался, в правильности своих действий. Против этой бесчеловечной теории восставала его душа, душа доброго, желавшего счастья свои близким человека. Об этом говорит его сон, пришедший незадолго до совершенного им преступления. Этот сон об убийстве пьяными мужиками лошади, являющийся эпизодом из детства героя, показал его истинные чувства и неспособность к пролитию чей-то крови. В итоге, факторов, подтолкнувших Раскольникова к убийству было несколько. Это и знакомство с Мармеладовым, рассказавшим ему о судьбе своей дочери Сони, и случайно подслушанный героем разговор в трактире, и письмо матери о страданиях, которые пришлось перенести его сестре. Не раздумывая, молодой человек отдал Мармеладовым свои последние деньги, что еще раз доказывает его искреннее желание помогать окружающим людям.

После совершения преступления наступает новый и очень тяжёлый временной промежуток в жизни Родиона. Между ним и окружающими его людьми возникает непреодолимая пропасть. Раскольников чувствует безысходность своего положения, он понимает, что не имел никакого права убивать ту старуху и женщину. Согласно своей же теории, герой впадает в лихорадку, для него становятся чужими родная мать и сестра. Он наблюдает разрушение своей теории.

Помогает Раскольникову вернуться к жизни Соня. Долгий и мучительный путь проходит герой вместе с этой девушкой. Он ей первой рассказывает про свое убийство, и она не осуждает героя. Соня читает Раскольникову Евангелие, советует ему во всем признаться, а конце отправляется за ним в Сибирь. Она «воскрешает» Раскольникова к новой жизни. Через любовь к ней он открывает для себя мир христианских духовных ценностей.

Источник

В чем сомневается раскольников идя на преступление. Почему Раскольников совершил преступление? Причины преступления Раскольникова В чем сомневается раскольников

О книге

Федор Михайлович Достоевский создал замечательную книгу о человеческом безумии под названием «Преступление и наказание». Она была написана в далеком 1866 году, но актуальной остается по сегодняшний день. Писатель приподнимает завесу над жизнью обычных людей в России XIX века. В это время активизируется борьба между различными революционными течениями, а социальные противоречия становятся всё острее. В своей книге Достоевский не преследовал цели создать негативного героя: он выносит на первый план проблемы общества, которое создаёт причины, заставляющие человека идти на преступление. Чтобы показать это, он подробно описывает мысли, сомнения, терзания и причины Родиона.

Главный герой

Главным героем является Родион Раскольников — скромный человек, бывший студент, который подрабатывает где придётся и живет в поразительной нищете. Какого-либо просвета в жизни ему не видать, он это прекрасно понимает. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» раскрывается перед читателями постепенно для того, чтобы передать всю глубину и обреченность. Стоит понимать, что Родион не последний негодяй и бестолочь, он довольно умён, что ясно видно в процессе прочтения книги. Парень не лишен даже таких качеств, как отзывчивость и доброта. Разве в этом нет парадокса преступности? Ведь единицы со всего мира, которых можно посчитать по пальцам, обладают действительно животной необъяснимой жесткостью, которая не продиктована ничем, кроме жажды крови. Таких людей невероятно мало, а преступления совершаются повсеместно. Как же так? Каждый преступник тоже имеет в себе что-то хорошее, как бы порой трудно ни было это признавать. Рассуждать об этом легко, на практике дело обстоит не так просто, но всё же суть от этого не меняется. Мы понимаем, что Родион обладает рядом положительных качеств, но окружающая его бедность сильно задевает чувства. Кроме того, он видит полное бесправие и обреченность таких же, как он сам. Всё это доводит героя до полного духовного изнеможения, в условиях которого и зарождается его бесчеловечная теория.

Сочинение по литературе: «Социальные и философские истоки бунта Р. Раскольникова»

Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» — это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.

в чем сомневается раскольников идя на преступление. Смотреть фото в чем сомневается раскольников идя на преступление. Смотреть картинку в чем сомневается раскольников идя на преступление. Картинка про в чем сомневается раскольников идя на преступление. Фото в чем сомневается раскольников идя на преступление

Сочинение о герое Раскольникове

«Герой современности» — Родион Раскольников — молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных.

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко — подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой… и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху — воспротивиться злу и восстановить справедливость!» — решает Раскольников.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин — преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и

Богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «…если б только я зарезал из того, что голоден был…, то я бы теперь… счастлив был!»

Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ — стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди — разрушители такого порядка — переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова — значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт — третьего, по его мнению, не дано.

Таким образом, Раскольников хочет переступить не только нравственные и социальные, но и физические законы, сковавшие человеческую природу. Но кроме главной теории герой романа выстроил и вторую, более благородную, смягчающую резкость первой. Он решил, что на похищенные у процентщицы деньги будет помогать другим людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Но его мучает вопрос: способен ли он быть настоящим человеком, имеющим право сломать, способен он лично на бунт-преступление? Сможет ли он переступить через убийство, пусть Даже и ради великой благой цели?

Таковы в общих чертах социальные и философские истоки бунта главного героя романа Ф. М. Достоевского, который, по словам автора, «сознает и судит мир и человека — в этом величие и обаяние его личности». Но преступление, совершенное героем романа, стало тем самым экспериментом, который сразу же показал несостоятельность его теории преступления, показал, что «тою же дорогою идя» Родион Раскольников уже «никогда более не повторил бы убийства».

Суть теории Раскольникова

Какими же мыслями пытался успокоить себя Родион? Удалось ли ему это? Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» заключается в том, что делит людей на два типа: полностью бесправных людей и тех, кто может преступать закон в своих личных целях. Это основная мысль, которую развивает по ходу книги главный герой. С течением времени она немного видоизменяется, появляются какие-то новые черты двух категорий людей. Самое забавное, что поначалу самому Раскольникову его теория казалась шуткой, он не воспринимал её всерьез, а считал просто развлечением для того, чтобы не думать о делах насущных. Чем больше Родион «развлекается» таким способом, тем более правдивой, рациональной и верной кажется ему собственная теория. Он начинает всех и вся под неё подводить и размышлять о людях только исходя из этой позиции.

«Преступлению и наказанию» 150 лет: гуляем по следам Родиона Раскольникова

Серьезная дата для русской литературы. Роман Достоевского «Преступление и наказание» отмечает юбилей. Полтора века!

— Книга публиковалась по частям в журнале «Русский вестник», — рассказала «Комсомолке» научный сотрудник Литературно-мемориального музея Достоевского Наталья Шварц. – Точную дату сейчас мы назвать не можем. Известно только, что копию рукописи для публикации Федор Михайлович отправил в Москву в декабре, под Новый год. Значит, скорее всего, первая часть познакомилась с читателями во второй половине января.

В честь знаменательного события, «Комсомолка» отправилась по следам Родиона Раскольникова. Правда, топор с собой мы все же не взяли, дабы не пугать народ. А вот фотоаппарат захватили. Чтобы убедились не только мы, но и вы – за 150 лет, в общем-то, мало что изменилось.

в чем сомневается раскольников идя на преступление. Смотреть фото в чем сомневается раскольников идя на преступление. Смотреть картинку в чем сомневается раскольников идя на преступление. Картинка про в чем сомневается раскольников идя на преступление. Фото в чем сомневается раскольников идя на преступление

1. СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ

Первый пункт в нашей экскурсии – Сенная площадь. Раскольников оказывался здесь много раз. Достоевский пишет, что он «преимущественно любил эти места, ровно как и все близлежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде».

Именно здесь, из разговора мещанской супружеской пары, Раскольников узнал, когда старуха окажется дома одна. И сюда привели его ноги после убийства, чтобы раскаяться.

«Он стал на колени посреди площади, поклонился до земли, и поцеловал эту землю, с наслаждением и счастьем», — говорится в романе.

Сейчас на Сенной, конечно, уже не земля, а плитка. Выросли сразу три станции метро. Да и люди одеваются куда приличнее. А вот торговые палатки до сих пор остались. Рядом с подземкой можно приобрести все от фруктов и овощей до наушников и мобильников.

Но местные знают: репутация у Сенной и поныне не самая лучшая. Эта площадь остается одной из самых многолюдных и грязных в городе. А в метро, где соединяются сразу три станции, нет-нет, да попадаются карманники и мелкие воришки.

2. ПЕРЕУЛОК БРИНЬКО

Во времена Достоевского эта улочка, ведущая с Сенной на Садовую, называлась Таировым переулком. И по сути, была аналогом амстердамской улицы красных фонарей.

«Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, «как ходят по соседству» — простоволосые и в одних платьях», — говорится в романе.

Однажды Раскольников даже вступил в разговор с проститутками и дал одной из них пятнадцать копеек.

3. КОКУШКИН МОСТ

Эта переправа считается самой короткой в Северной столице. Ее длина всего девятнадцать метров. Во времена «Преступления и наказания» мост был деревянным, перестроили его только после войны, в 1946 году.

С Кокушкиным мостом мы знакомимся в самом начале романа.

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, и медленно, как бы в нерешимости, отправился в К-ну мосту».

А на следующий день после убийства Раскольников хотел схоронить концы именно здесь. Задумывал «бросить все в канаву», да на набережной оказалось слишком многолюдно. «Или плоты стояли у самых сходов и на них прачки мыли белье, или лодки были причалены, и везде люди так и кишат».

Оказавшись у моста в разгаре рабочего дня, мы почти не заметили людей. Да и белье в канале больше никто не стирает.

Тем не менее, этот мост оказался как бы воротами в истинный мир Раскольникова – там, где происходило все самое трагическое и самое важное.

4. ПЕРЕКРЕСТКИ БЕЗЫСХОДНОСТИ

Пройдя Кокушкин мост, перед нами открывается длинная улица и перекрестки, перекрестки, перекрестки…но все они заканчиваются тупиками. Нет никакой перспективы – только мгновенное погружение в атмосферу безысходности. Куда не повернешь – выхода нет.

— Столица нуждалась в большом количестве рабочих рук. Почему появляются дворы-колодцы, тупики и улицы, закрытые со всех сторон? Потому что город растет, а людям надо где-то жить. Поэтому доходные дома считались одним из самых удачных видов бизнеса. В них вкладывали деньги многие купцы и аристократы. Земля в Петербурге была дорогая, каждый сантиметр стоил денег, поэтому приходилось строить впритык. Так и появились улицы-тупики, — рассказывает Наталья Шварц.

На одном из таких перекрестков находится дом Достоевского. А на другом – дом Раскольникова. Но обо всем по порядку.

5. ДОМ ОЛОНКИНА

Казначейская, 7

В этом доме Достоевский прожил с августа 1864 года по февраль 1867. Сейчас его венчает мемориальная табличка: «Здесь написан роман «Преступление и наказание».

Считается, что ни один из героев не жил по данному адресу. Поэтому, постояв немного у таблички, двигаемся дальше.

6. ДОМ РАСКОЛЬНИКОВА

Гражданская улица, 19

Дом главного героя находится на следующем перекрестке. Достоевский описывает его как пятиэтажный. Раскольников живет в маленькой каморке, больше похожей на шкаф, под самой крышей.

«Это была крохотная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко».

В 1970 году этот дом отреставрировали. После капитального ремонта он стал на этаж короче. Тем не менее, у местных до сих пор ходят легенды об убийце с топором.

7. ДОМ СОНЕЧКИ МАРМЕЛАДОВОЙ

Набережная канала Грибоедова, 73

Исследователи Достоевского до сих пор расходятся в адресе, по которому жила Сонечка. Но большинство считают, что это был дом №73 по набережной канала Грибоедова.

«Дойдя до своего дома, Соня повернула в ворота…Войдя во двор, она взяла в право, в угол, где была лестница в ее квартиру».

Окна Сонечки выходили на канаву, но сама комнатушка была бедная и даже убогая.

«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое».

Оценить нынешнее состояние квартир, по понятным причинам, мы не смогли. А вот двор теперь весьма ухоженные, жители дружелюбные. Сам дом после перестройки приобрел четвертый этаж и из светло-зеленого превратился в солнечно-желтый.

8. ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОСТ

«Городовой сбежал по ступенькам схода к канаве, сбросил с себя шинель, сапоги и кинулся в воду. Работы было немного: утопленницу унесло водой в двух шагах от схода, он схватил ее за одежду правою рукой, левою успел схватиться за шест, который протянул ему товарищ, и тотчас же утопленница была вытащена. Ее положили на гранитные плиты схода. Она очнулась скоро».

Здесь же произошла сцена сумасшествия Екатерины Ивановны, которую окружающие воспринимали как забавное зрелище. Все кончилось горловым кровотечением, после чего умирающую женщину отнесли к Соне.

— Для Достоевского Петербург был не столько городом, сколько живым существом. Он влияет на человека, вступает с ним во взаимодействие. Федор Михайлович очень тонко чувствовал его душу и умел передать ее в своих произведениях. И под конец жизни мечтал уехать из столицы, но город на Неве не отпускает тех, кто ему нужен, — говорит Шварц.

9. ДОМ СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ

Набережная канала Грибоедова, 104

«Этот дом состоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.»

Раскольников был в доме старухи трижды и точно знал, сколько до него идти – ровно 730 шагов. Старуха жила на четвертом этаже. Тут же, на площадке, была еще одна квартира, но она пустовала.

И вновь мы заметили, что история движется по спирали. У Достоевского в этом доме давали деньги под проценты, теперь рядом находится…банк.

10. ПОЛИЦЕЙСКАЯ ЧАСТЬ

Садовая улица, 38

Здесь Раскольников в конце романа признался в том, что совершил двойное убийство. В романе сказано, что с Вознесенского моста «в контору надо было идти все прямо и при втором повороте взять налево».

Удивительно, но спустя полтора века в этом здании до сих пор находится полиция! А рядом с ней – пожарная часть.

Пока мы ждали светофора, заметили, что на башне стоял спасатель в форме. С высоты оглядывал город. И если бы не современные иномарки и снующие мимо люди в джинсах, все бы здесь так и осталось как в далеком 1866 году. Или не таком уж и далеком?

— Городские архетипы продолжают существовать. И это не только к зданиям относится. Гуляя по Сенной, найти героев Достоевского очень просто – надо только присматриваться. Иногда мне на экскурсиях говорят: «Смотрите, старуха прошла». Или мужчина, который похож на Раскольникова, или Сонечка из окна выглянула, — говорит Наталья.

Поиск себя

В чём заключается теория Раскольникова, мы уже знаем, но какое место в ней отведено ему самому? На протяжении книги он и сам пытается ответить себе на этот вопрос. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» утверждает, что для счастья и благополучия большинства необходимо уничтожение меньшинства. Посредством трудных размышлений и анализа своего ума Родион решает, что он относится к категории людей, которая имеет право совершать любые поступки ради достижения цели. Для того чтобы проверить удачу и убедиться в своей принадлежности к «элите», Родион решается на убийство старой процентщицы. Суть теории Раскольникова обманчива, ведь он, пытаясь сделать мир лучше, совершает ужасное преступление — убийство.

Последствия

Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников через время понимает, что совершенное преступление не приносит пользы никому. Он осознаёт бессмысленность своего поступка. На этом моменте Фёдор Михайлович Достоевский начинает опровергать уже известную теорию. В книге это происходит на фоне сильных мучений Родиона, которые он испытывает после убийства. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» терпит крах, а сам главный герой ощущает себя загнанным зверем, ведь, с одной стороны, его терзает совесть, а с другой — он боится совершить ошибку и выдать себя.

Сочинение 2

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение. Петербург предстает перед ним как город трущоб и роскошных кварталов, в котором процветают воровство, нищета, бродяжничество, проституция. В Раскольникове рождается чувство протеста. Как изменить существующий порядок? Надо встать над этим миром.

Раскольников создает теорию, в которой все люди делятся на два разряда: «владыки» и «твари дрожащие». Первые – люди, управляющие всем миром. Они могут уничтожать все на своем пути для достижения цели. По мнению Раскольникова, к этой группе принадлежат Магомет, Наполеон, Ньютон. Вторые должны подчиняться первым. Раскольников не сомневается в непогрешимости своей теории. Она оправдывает «кровь по совести». Ему только необходимо выяснить, кто же он сам. Чтобы это проверить, Раскольников идет на убийство.

Идея Раскольникова терпит поражение не только после, но и в самый момент ее осуществления. В нем растет брезгливое отвращение к тому, что он делает. После убийства старухи Раскольникову «захотелось все бросить и уйти», а когда его второй жертвой стала Лизавета, ему хотелось быстрее убежать отсюда.

Для развенчания идеи сильной личности автор использует систему двойников. Лужин и Свидригайлов тоже считают, что «сильным мира сего» «всё позволено». Раскольников чувствует, что ложная теория сближает его с ними, а он ведь, наоборот, хочет защитить людей от Лужиных и Свидригайловых. Теория завела героя в беспросветный тупик.

Самое сильное воздействие на Раскольникова, на его решение прекратить «бунт» оказывает Соня Мармеладова. Она страдает вместе с ним, но не может принять его теорию. Соня помогла спасти душу Раскольникова. Достоевский показывает, что понять истину человек может только находясь рядом с другими.

Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.

Осмысление

в чем сомневается раскольников идя на преступление. Смотреть фото в чем сомневается раскольников идя на преступление. Смотреть картинку в чем сомневается раскольников идя на преступление. Картинка про в чем сомневается раскольников идя на преступление. Фото в чем сомневается раскольников идя на преступление

Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну. Он решает довериться Соне Мармеладовой — девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом. Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Источник

Теория Раскольникова. Цитаты из романа

Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизу ставшую свидетельницей его преступления. Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею».

Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой.

Суть теории Раскольникова

По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:

Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.

Порфирий Петрович, следователь ведущий дело об ограблении и убийстве старухи-процентщицы резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:

Аркадий Свидригайлов случайно подслушавший Разговор Раскольникова с Соней, называет его теорию «так себе теорией», хотя и частично соглашается с ней:

Поначалу, Раскольников относил себя к «высшим», но не был уверен в этом окончательно. Поэтому, задавая себе вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он искал уверенности в себе, что он высший класс людей (которые имеют право), а не низший (тварь дрожащая).

Причины преступления

Раскольников хоть и был очень бедным человеком, но решился на убийство лишь после того как узнал, что его сестра Дуня собирается выйти замуж из-за денег, за человека которого не любит:

Тем не менее, Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а именно его теория:

Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:

При этом он пытался оправдаться перед самим-собой тем, что жизнь старушонки ничего не стоила:

Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:

Крах теории Раскольникова

Теория Раскольникова провалилась сразу же после того, как он совершил преступление. Главный герой понял, что не может спокойно жить с мыслями о деянии, которое совершил:

Согласно его же теории, «высшие» люди никогда не спрашивают себя, могут ли они сделать что-то, противоречащее принятым нормам общества. Такие личности никогда не сомневаются, они уверены в правоте и необходимости своих действий. Из-за того, что Раскольников сам задавался вопросом, способен он на убийство или нет, он уже не мог считать себя «высшим» человеком в своих собственных глазах:

О том, что Расскольников разуверился в своей избранности говорит и Свидригайлов:

В конце романа сам Раскольников признает, что он не из тех кто «право имеет», но от своей теории не отказывается:

Достоевский о теории Раскольникова

Достоевский сам немного рассказывает о своем отношении к теории Раскольникова в письме у русскому публицисту Михаилу Каткову от 1865 года. В этом письме писатель просит опубликовать свой будущий роман в журнале «Русский вестник», и пересказывает его сюжет. При этом, описывая причины преступления говорит о том, что поддавшись странным «недоконченным» идеям, главный герой решается одним разом покончить с бедностью:

Отношение Достоевского к Раскольнекову видно и в его письме к А. Н. Майкову, в котором выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши:

Д.И. Писарев о теории Раскольникова

Знаменитый критик Д. И. Писарев в своей статье «Борьба за жизнь» высказал интересный взгляд на теорию Паскольникова. По его мнению, молодой человек создал эту теорию для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе:

В пользу такого взгляда говорит и эпизод со служанкой Настасьей, которая упрекает Раскольникова за то, что тот целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает, хотя раньше занимался репетиторством. Автор явно указывает на то, что Раскольников не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *