в чем смысл жизни заключен в чем заключение закон
Смысл жизни
Зачем любить и ненавидеть,
Растить цветы и звезды видеть,
Зачем искать, зачем терять,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен,
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей усталой голове
Один мучительный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Я не знаю кто автор этого стихотворения, но глубоко его презераю. Кем бы ни был этот человек, он точно не поэт. В лучшем случае, он тянет лишь на звание графомана, ведь, как верно подметил один мой знакомый: «Там, где мастеру хватит двух слов, графоман испишет лист». (По сути, мой знакомый у кого-то эти слова позаимствовал, но это не отменяет их верности). Зачем было растягивать в одинныдцать нескладных строк то, что можно выразить одним коротким предложением: В чем-смысл-жизни?
А дествительно, в чем?
Раньше я много думала над этим бессмыленным вопросом. Я никогда не могла найти сбе места в этой жизни, в обществе, от чего сильно страдала и изводила себя попытками суицида и дурацким вопросом, казалось, не имеющим ответа: в чем смысл жизни, жизни вообще и моей в частности?
Но, как оказалось, ответ на этот вопрос есть и его вовсе не надо было искать. Он пришел сам, в свое время, как выходит луна из-за туч, озаряя неверным светом дикую лесную тропинку заблудшему путнику как раз в тот момент, когда он больше всего в этом нуждается.
Я не могу точно сказать, когда это произошло, но в темной ночи моего сознания наконец взошла луна и озарила истину: мне не нужна жизнь Вообще, у меня есть Моя жизнь и мне этого вполне достаточно. И когда я осознала это, ответ на терзавший меня и многих других людей вопрос вдруг стал очевиден мне: смысл всякой жизни в том, что она когда-нибудь закончится.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
О смысле жизни
Зачем любить и ненавидеть,
Растить цветы и звёзды видеть,
Зачем искать, зачем терять,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключён,
В чем заключён её закон?
И не дает покоя мне,
Моей усталой голове
Один мучительный вопрос:
Зачем родился я и рос?
На пути становления личности верующего такой вопрос имеет место быть. Но к чему он ведет – это уже другое дело. Возникновение вопроса о смысле жизни для верующего – это сигнал, призывающий к более глубокому познанию истины, к примирению с жизнью и к более осознанному поклонению Всевышнему.
Язык в помощь
Для меня примечателен тот факт, что в некоторых языках (например, в английском) «смысл» и «разумность» обозначены одним и тем же словом (sense). В моем родном ингушском языке слово «смысл» делит «свою шкуру» с таким словом как «предназначение» (ма1ан). В моем понимании это не просто орфографические совпадения (омонимы), а целый синонимический ряд, в котором значение одного слова помогает глубже понять смысл другого.
Разумность, смысл и предназначение мусульманина
Наверно, вопрос о смысле жизни в Исламе – один из наиболее однозначных и доступных пониманию. Он выражен в аяте: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким»[1]
Пусть узко воспринимая смысл аята, не думает простой ремесленник, что в его жизни «меньше смысла», чем в жизни священнослужителя (имама). Ведь всякая деятельность, которая согласуется с нормами Ислама и направлена на пользу для общества и самого труженика – есть важный и весомый вклад в общее «дело мира».
Благодаря Мудрости и Щедрости Всевышнего перед нами открыты множество вариантов совершения блага: Коран, изучение наук, помощь братьям, дуа, дополнительные намазы, поминание Аллаха, милостыня, пост, подаяние нуждающимся, распространение «мира», салаваты Пророку, обучение полезным знаниям других, создание благоприятной атмосферы, поддержка опечаленных и потерявших надежду и множество-множество других дел, которые не обременительны и которым можно в зависимости от индивидуальных интересов посвятить большую часть жизни. Видя результаты своих трудов и вдохновляясь довольством Всевышнего, человек не может сомневаться в смысле своего существования, своей «нужности» в этом мире. Ведь Всевышний Аллах не является невнимательным – для каждой вещи и для каждого человека определены его место и «функция».
Презентация к классному часу «Размышления о смысле жизни»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ж а л о с т ь И г р а З а щ и т а Н а д е ж д а б о р Ь б а Вид сострадания. Что любят все дети и не только дети? Гарантия безопасности от чего-либо кому-либо. Ожидание чего-либо благоприятного. Схватка двоих, в которой каждый старается осилить другого. Ж И З Н Ь 1 2 3 4 5
Зачем любить и ненавидеть, Растить цветы и звёзды видеть, Зачем искать, зачем терять? Зачем былое вспоминать? Зачем живые все живут? В чём смысл жизни заключен? В чём заключен её закон? И не дает покоя мне, Моей усталой голове Один мучительный вопрос: Зачем родился я и рос? /Н.Заболоцкий/
В чём смысл жизни заключен, В чём заключен её закон?
Чтобы любить и быть всегда любимым, Не предавали чтоб, самим не предавать…
Чтобы вставать после больших падений И вверх идти, как будто в первый раз… Всё с той же страстью и былым стремленьем, Чтобы ничто не преломило нас!
Поставив цель, идти к ней год от года, Не плыть, как по течению реки, Собой лишь быть, себе не изменяя, Дойти до окончания пути.
В чём смысл жизни заключен, В чём заключен её закон?
Рождение ребёнка и счастливое материнство…
Друзья, которые разделят радость и горе … Радость на двоих – две радости, горе на двоих – пол горя!
Но под собой мир этот прогибая, Не забывать о счастии других. Возьми счастье… Раздаю всем!
Найдя во всем златую середину, Чуть больше все же делать для себя, Чтоб жизнь не просто проходила мимо, Ведь жизнь у каждого из нас всего одна!
Необходимо жить и наслаждаться каждым прожитым днём. И необходимо помнить, что каждый прожитый день должен быть прожит не зря. Жизнь хороша и жить хорошо!
Будет трудно- крепись Будет больно – не плачь, Будет ветер – не гнись, Глаз в ладони не прячь. Если грозы – смотри, Если слёзы –сотри, Если страшно – держись, Помни, жизнь – это ЖИЗНЬ!
Шкилёва Наталья Александровна учитель высшей категории МАОУ СОШ №13 г. Благовещенск Амурская область
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-286775
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
6 популярных теорий о смысле жизни
В чем смысл жизни? Над этим вопросом ученые и философы бились не одно столетие, но так и не смогли прийти к какому-то определенному и единому выводу. Из споров истина не родилась, скорее все ещё сильнее запутались. Это привело к расколу на множество лагерей, в каждом из которых люди по-своему пытались осознать тщетность бытия. И у всех это получилось. А решать, что из этого правильнее и вернее, предоставили тебе и нам. Поэтому мы попытались разобраться в самых популярных учениях различных философов, чтобы все-таки понять, в чем же смысл жизни.
1. Гедонизм
Одно из древнейших учений, которое было направлено на понимание смысла жизни. Основоположником его считается философ Аристипп, живший в одно время с Сократом. Исходя из логики гедонистов, смысл жизни человека заключен в удовольствии, которое является высшим благом. Под удовольствием не стоит понимать только удовлетворение физиологических потребностей — сюда входит все, что может принести человеку это состояние: например, творчество, наука, искусство и тому подобное.
По философии гедонистов, удовольствие, как смысл жизни, является единственной настоящей ценностью, в то время как остальные ценности человека носят исключительно инструментальный характер. То есть предназначены для достижения удовольствия. Интересное учение, хоть и довольно простое.
2. Эвдемонизм
Чаще всего это философское учение, одним из основателей которого был Аристотель, приравнивают к течению гедонизма. Однако между этими двумя вещами есть колоссальная разница, которая заключена в следующем: для эвдемонизма смысл жизни — полное и абсолютное счастье, которое находится намного выше человеческого удовольствия. В некоторых моментах такое понимание главного вопроса человека в чем-то схоже с учением буддизма. Хоть там главной целью становится вырваться из бесконечной цепочки перерождений, но делается это для того, чтобы достигнуть нирваны, так называемого просветления. Это-то просветление и схоже с эвдемонизмом. Согласно учению, счастье заключено в победе духа над телом, который отрицает страх перед Богом, смертью и страданием.
3. Утилитаризм
Суть этого философского подхода к изучению смысла жизни лежит в том, что человек должен извлекать из всего происходящего с ним определенную пользу. От предыдущих двух учений отличается тем, что извлекаемая польза необязательно должна приносить ему удовольствие или счастье. Одним из первых, кто разграничил эти три течения и систематизировал утилитаризм, был философ-моралист Иеремия Бентам. По его словам, смысл человеческой жизни в том, чтобы сделать своё существование максимально комфортным. Правда, человек в аспекте бытия загнан в этические рамки, выход за которые является непозволительным. При столкновении с выбором счастья в свою пользу или пользу окружающих человек должен руководствоваться не своими личными потребностями, а удовлетворением желаний максимального числа окружающих людей. С другой стороны, в основе учения лежит принцип, который провозгласил Кант: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть смысл сводится к извлечению пользы из событий, которая осчастливит окружающих.
4. Принцип самопожертвования
В ряде некоторых функций это учение о смысле жизни довольно похоже на течение утилитаризма. Однако полностью соотносить эти два понятия нельзя, поскольку имеются кардинальные различия. Если в первом случае человек может (и в некоторых случаях должен) прожить свою жизнь, извлекая из неё максимальную пользу, то здесь главным принципом становится самоотречение, что довольно благородно. Отказ от личной выгоды не только не должен смущать человека, но и обязан стать его смыслом жизни. Отчасти подобные пункты присутствовали в философии стоиков, отчасти это учение родилось из христианства и образа Иисуса Христа. По сути, получается так, что каждый из нас должен принести максимальную пользу другому, отринув личные мотивы. И если все человеческое сообщество приложит максимум усилий для этого, в мире воцарится счастье, радость и гармония, а сосуществование станет настолько приятным, что вряд ли тогда люди откажутся от выполнения такой миссии. Звучит заманчиво, но крайне утопично. Хотя было бы неплохо жить в таком обществе.
5. Экзистенциализм
Это философское течение не только взорвало миллионы мозгов своей жёсткостью и откровенностью, но и стало основным в прошлом веке, плавно перейдя и в наше время. Кьеркегор, Камю, Сартр и многие другие философы активно продвигали эту философию в массы. Суть ее в том, что смысл жизни человека сводится к познанию собственной сущности, которая определяется существованием. Жизнь человека и он сам — открытый проект, который необходимо завершить. Правда, это практически невозможно. Человек сталкивается с разным опытом на протяжении своего существования: бренностью жизни, ее абсурдностью, а также тотальной свободой, которая может оказаться иллюзорной. Исходя из всех этих факторов, человек и выстраивает свою истинную сущность, но под воздействием различных обстоятельств та может меняться. А потому полностью достроить ее не получится, следовательно смысл жизни теряется, снова сводясь к простому существованию. То есть смысл — в обретении недостижимого, что позволяет нам заключить, исходя из этого, что смысла жизни и вовсе не существует. А принимать это или нет, решать только тебе.
6. Прагматизм
Это течение, которое обычно связывают с именем американского философа Чарльза Пирса, основано только на личной выгоде человека. Он не то что может извлекать ее из происходящего и окружающего его — достижение личного счастья приравнивается к смыслу жизни. Отличие от других перечисленных течений в том, что здесь этические рамки не только не устанавливаются, но и должны быть разрушены. Здесь все вопросы переводятся в практическую плоскость, духовное ставится на второй план. Цель человека, какой бы она ни была, какой бы эгоизм им ни двигал, оправдывает средства, которые человек использует для ее достижения. Жёстко, не очень приятно, но надо смириться с тем, что много людей так и живет. Может, поэтому наш мир не всегда такой приятный?
Урок обществознания для 8-го класса «Вечные вопросы»
Цель урока: введение учащихся в сложный круг проблем человековедения.
Задачи урока:
Развивающие:
Образовательные:
Воспитательные:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, тест, дидактический материал.
Ход урока
I. Орг. момент.
Объявление темы урока. Характеристика дидактического материала.
II. Изучение нового материала.
Мотивационная часть.
Что значит вечные вопросы? – Ответы учащихся.
Это вопросы о смысле жизни, о смерти, о бессмертии человека, его уникальности и возможности внеземных форм жизни и разума; об ответственности и о космическом предназначении человека и человечества; о надежде на будущее, перспективах человека, прогрессе человечества. В определенный период своей жизни люди задумываются над этими вопросами, содержание и смысл которых зависит от возраста человека. В юности чаще всего задумываются над тем, Кто я? Каков я? Кем и каким быть?
Основная часть.
1. Ответить на первый вопрос Кто я? поможет выполнение следующего задания.
Задание 1. Записать все слова, которые помогут ответить на вопрос: «Кто ты?», т. е. каждый из вас? (см. схему на доске).
Как вы думаете, есть ли здесь правильный ответ? (Нет. Почему?)
Это очень хорошо, что ответы разные и правильного ответа здесь быть не может.
2. Зачем я?
(Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого и давайте попробуем ответить на эти вопросы)
(слайд 2)
Зачем любить и ненавидеть,
Растить цветы и звезды видеть,
Зачем искать, зачем терять,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен,
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей усталой голове
Один мучительный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Что хотел сказать и спросить автор стихотворения? Что его волнует?
Ответ (Человеку свойственно «любить и ненавидеть, Растить цветы» и стремится к звездам. Никто не хочет искать и терять, люди обычно находятся в раздумьях. И к сожалению нам приходится в своей жизни терять. Часто люди находятся в раздумьях о смысле жизни. Всех нас интересует вопрос: Зачем мы появились на свет и растём?)
(после ответов на вопросы)
Какие вопросы стали вечными?
(Кто я? Каков я? Кем и каким быть? Зачем родился я и рос? Зачем живые все живут? В чем заключен закон жизни?)
Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодые люди переходят к «поиску себя» в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель. Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой, с одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой – нередко порождается неудовлетворенностью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества.
Вам уже известно, что человек отличается от животных и разнообразием своих потребностей, их способностью к расширению. Всякая удовлетворенная потребность порождает новые, более совершенные потребности, высшими из которых являются потребности в творчестве, в развитии своих способностей, нравственном совершенствовании, в гуманных поступках. И в то же время, если «удовлетворять все желания человека, но отнять у него цель жизни, он станет несчастным и ничтожным существом» (К.Д. Ушинский).
Скажите как связаны цели жизни человека с потребностями? (разумными и неразумными)
Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной. Воплощение на деле своих благородных целей позволяет человеку стать творцом не только собственной судьбы, но и всего общества. Не в этом ли смысл, высшее назначение жизни человека?
Можно ли смысл жизни отождествлять с чем-то конечным, свершившимся (например, стать врачом или артистом; занять руководящее место; обзавестись каким-то набором вещей)? Могут ли быть счастливы все люди? Что вы думаете по этому поводу? (Смысл жизни можно отожествлять с тем, что человек добился чего хотел в профессии, либо в какой-либо деятельности). Как связаны между собой понятия смысла жизни и счастья человека?
Смысл жизни и счастье не начало или конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью и радостью успехов и потерь.
3. Что будет после меня?
Проблема смысла жизни рано или поздно встает перед каждым человеком, и тогда он задает себе вопросы, на которые нет и не может быть однозначных ответов.
Как биологическое существо каждый человек смертен, но смертен он и как существо социальное.
– Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы».(слайд 3)
Люди непременно хотят оставить свой след на земле.
У человека, который не может, не хочет бесследно кануть в Лету, есть несколько возможностей сохранить эту веру в бессмертие.
Человеческая память с благодарностью чтит имена тех, кто принес счастье наибольшему количеству людей (слайды 4-9), но она также неимеет права забыть имена и тех, кто принес много горя людям (слайд 10 С деятельностью Усама Бен Ладена и его организации «Всемирный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев» связано осуществление террористических актов по всему миру ).
Помнить об этом – нравственный долг перед жертвами и предупреждение потомкам о возможности повторения трагедии.
Сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни, наполнять смыслом каждое ее мгновение.
Иначе рассматривают проблему смерти и бессмертия различные религии. Для них характерна вера в бессмертие души. Несмотря на различные представления о том, что происходит с душой после физической гибели тела, о том, куда переселяются души умерших, все религии так или иначе связывают судьбу души с земными деяниями человека.
Задание 2. Вам было дано опережающее задание. Вы должны были проанализировать высказывания и выбрать какое из них вам ближе. Свой ответ обоснуйте.
(анализ высказываний)
3. Человек, индивид, личность.
Я предлагаю вам задание в результате выполнения которого вы сможете оценить отдельные свойства своего характера.
Тест
ОЦЕНИТЕ, ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СОБОЙ.
Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.
(слайд 12)
(слайд 13)
От 60 до 120. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.
(слайд 14)
Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Однако вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке.
Попытайтесь здраво разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.
Как вы думаете почему результаты оказались такими разными?
Отчего это зависит? Я специально не спрашиваю кто набрал сколько баллов, т. к. информация индивидуальная и она касается только лично каждого из вас, но я хочу, чтобы дома вы проанализировали её и сделали определённые выводы. (Это будет ваше домашнее задание)
(Т. к. все мы разные и у всех свои свойства характера, поэтому и результат не у всех одинаков. Есть и такие свойства характера над которыми предстоит ещё поработать)
Как вы думаете влияют ли свойства нашего характера на наше развитие?
Групповая работа.
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только:
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для человека.
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для личности.
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для индивида.
Проанализировав высказывания учащиеся приходят к выводу, что человек индивидуален, но не всякий человек является личностью.
III. Первичное закрепление знаний.
Задание группам: Сформулируйте определения
Iгруппа: ЧЕЛОВЕК
II группа: ЛИЧНОСТЬ
III группа: ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо; принадлежность к одному из народов; к человечеству. (слайд 15)
ЛИЧНОСТЬ – (от лат. persona – маска актёра) – социально и духовно развитый человек. Это слово подчёркивает особые, свойственные только данному человеку общественные качества. (слайд 16)
ИНДИВИД – (от лат. individuum- неделимое, особь) – отдельно взятый представитель всего человеческого рода. (слайд 17)
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. (слайд 18)
Если останется время, то работа с учебником с. 41.
В конце урока проводится рефлексия.
IV. Рефлексия деятельности.
Закончите фразы
(слайд 19)
Оценки за урок.
Домашнее задание: стр. 37-42, задание 1, с. 42, проанализировать результаты теста.
Список использованной литературы: