в чем смысл жизни печорина
Поиски смысла жизни Онегина, Печорина, Обломова
В чем заключается смысл жизни. Вопрос философский, вечный и неразрешимый. Тем не менее, каждому человеку во все времена приходится в той или иной степени отвечать на него: ставить цели, формировать мировоззрение, делать выбор в соответствие со своими жизненными ценностями… Существуют разные темпераменты, разные характеры, но не было в мире такого человека, который никогда бы не испытывал сомнений, не переживал всю бессмысленность и тщетность собственных усилий, не задумывался над горько-мучительными вопросами: зачем, для чего он пришел в этот мир, к чему всё это.
Богатейшая русская литература 19 века может показать нам массу случаев, как люди, кидаясь от одного к другому, искали смысл своего существования и как, в зависимости от того, находили они его или нет, складывалась их дальнейшая судьба. Можно рассмотреть три значительнейших произведения русской литературы: «Евгения Онегина» Пушкина, «Героя нашего времени» Лермонтова, «Обломова» Гончарова – и увидеть все многочисленные вариации поиска смысла жизни русскими людьми.
В первую очередь, в данных произведениях можно выделить главных героев, пресловутых «лишних людей»: Онегина, Печорина и Обломова. В контексте поиска смысла жизни это совершенно уникальные, а потому интересные характеры. В отличие от многих других, имеющих хоть какое-то представление о том, чего им хочется, эти трое абсолютно не имеют смысла жизни. Все три персонажа не видят его ни в чем. Все трое пережили многочисленные искания, передумали множество мыслей – и остались ни с чем. Каждый из них пытался найти смысл, но безуспешно. И причина этого одна и та же: несоответствие их стремлений, ожиданий и сил той печальной действительности, в которой им приходилось жить.
Они искренне пытались найти смысл. Быть может, служба на пользу государству и обществу? Но каждый из троих понимает всю бессмысленность такой службы. Онегин вообще за нее не берется, Печорин, хотя и военный, но он не видит ни интереса, ни прока хоть в запутанных дипломатических посланиях, хоть в свисте пуль над ухом во время стычки с горцами. Обломов же настолько слабоволен, настолько не имеет тяги к труду, что не в силах ни сделать карьеру, ни по мере сил творить справедливость на своем рабочем месте. Понятное дело, подобная служба не стала для него смыслом.
Герои пытаются обратиться к духовной деятельности: науке, философии, литературе, даже к поэзии. Печорин, накопив, впрочем, достаточно знаний, охладевает к учению весьма быстро, прекрасно понимая, что в обыденной жизни от всех этих отвлеченный понятий нет никакой пользы и они нисколько не помогут ему. Онегин с интересом принимается за многочисленные книги, читает, переводит, пробует писать свои собственные произведения, но, не видя быстрых результатов своего труда, выдыхается, отговариваясь тем, что ему это всё наскучило. Обломов же учится, словно следуя какому-то тяжелому долгу. Как бы его не интересовала книга, если подошло время сна или обеда, он ее отложит и пойдет заниматься этими, по его мнению, куда более важными делами. В получении образования ему, прямо скажем, не хватило привычки напрягать свой мозг умственной работой, поэтому в его голове скопился архив совершенно не связанных между собой мертвых дел, лиц, эпох, событий. И всё это, сложное, непонятное, Обломов никогда не мог считать целью своей жизни. Он пытался писать стихи, в которых билось живое трепетное чувство, огонь душевных сил, но со временем эти высокие порывы как-то сами собой сошли на нет, не интересуя Обломова, не претендуя на роль цели его существования.
Может, влияние в обществе, роль в свете, балы, театры, развлечения могут стать смыслом жизни Печорина, Онегина и Обломова, точно также как всё это пустое времяпрепровождение стало самоцелью для многих других аристократов 19 века? Но нет. Каждый из троих отбрасывает такую перспективу, хотя и по разным причинам. Онегину эта жизнь, однообразно-пестрая, в которой завтра будет то же самое, что и вчера, безмерно надоедает. Он не может уже танцевать, острить и веселиться, когда болит голова, не может смотреть театральные постановки и не зевать, когда видит, что там показывают откровенную чепуху. Живя этакой бессмысленной жизнью, невозможно не скучать. Печорин же без конца противопоставляет себя обществу, презирает его, вступает в конфликт. Он с негодованием отбрасывает то, чем увлекается люди вокруг него, прекрасно осознавая, что всё это пустая трата времени, ерунда, бесконечный обман, сплетни, интриги. Нет ничего нового и настоящего в жизни света. Какой же из этого смысл жизни. Обломов тоже не признает свет, но по другой, более прозаической причине. Бесконечные выезды, визиты, посещения театра – ведь это такая мука. Нужно прилично выглядеть, острить, отвечать на ненужные вопросы, быть любезным, улыбаться, стараться не уронить себя в глазах общества. А ведь для этого нужно приложить столько сил… До своего знаменитого халата Обломов доходит постепенно, идя по пути сокращения затрат собственной энергии, исключая из этих расходов всё ненужное, в том числе посещение света… Вот поэтому для Ильи Ильича значимая роль в обществе – явно не цель.
Но что же тогда может быть смыслом жизни для этих трех молодых людей. Остаётся лишь один жизненный смысл, впрочем, глубокий и широкий, тот единственный смысл, которого бывает довольно многим людям на Земле. И смысл этот – любовь. Но, кажется, даже на этой широкой стезе, требующей от человека напряжения всех его духовных сил, нет места ни Онегину, ни Печорину, ни Обломову.
Евгений Онегин никогда не тяготился ролью беззаботного повесы, пока не оказался под разрушительным влиянием хандры. Впрочем, даже тоскуя, он сумел оценить по достоинству Татьяну, с её пылкой, простодушной любовью. Он думает, что если бы его пленяли картины семейного счастья, то лучшей спутницы жизни он не смог бы найти. Но проблема в том, что он не знает, чего он хочет, он не видит смысла. А когда же он поумнел настолько, чтобы понять-таки прелесть и нужность семейной жизни, становится уже поздно, и финал «Евгения Онегина» расставляет всё по местам своим реализмом…
Отношения же Печорина с женщинами такие же противоречивые, как и он сам. С одной стороны, он вероломен с ними, как змея, он презирает их. Он манипулирует несчастной, больной Верой, влюбляет в себя княжну Мери, а потом оставляет ее с разбитым сердцем, вырывает Бэлу из привычной ей жизни, ломает ее упорное сопротивление, а потом охладевает к ней, так, как и ожидал. А с другой стороны, Печорин чувствует потребность любить и быть любимым, проявлять искренность и лучшие качества. Его душа, его сердце испытывает это желание, но холодный рассудок не позволяет ему проявлять ни капли человечности, сдерживает путами цинизма от бесполезных, как ему кажется, заблуждений и иллюзий относительно людей. Печорин устремляется за Верой, жаждет бросить на нее хоть последний прощальный взгляд, загоняет лошадь до смерти, а потом едко и грубо высмеивает эту свою погоню за потерянным счастьем… Даже если бы он и хотел, рассудок не позволил бы Печорину сделать любовь к женщине (такую обыденную, ничтожную вещь!) смыслом своей жизни…
Обломов даже в отношениях с женщинами не изменяет себе. Когда он был моложе, он довольствовался поклонением с почтительного расстояния, предпочитая не связывать себя лишними хлопотами. Потом он вообще стал обходиться без их общества, и это ничуть на него не повлияло. Временами ему являются «семейственные» грёзы, где всё, как в родной Обломовке, течёт себе спокойно, чинно, без всяких беспокойств, рядом сидит довольная любящая жена, а по двору бегают дети… Но всё это в такой необозримой дали… Появление Ольги Ильинской вносит немного оживления в жизнь Обломова. Он влюблен, он готов на серьезные жертвы, и он приносит их ради Ольги! Вот он, смысл жизни, такой приятный и близкий. Но что-то потом надламывается, и эта действительность перестаёт казаться Обломову той радужной сказкой, что была вначале. Приходят отрезвляющие сомнения…А стоит ли оно того – ехать в имение, наводить там порядок, выколачивать деньги, жениться вообще. Когда на чашу весов кладут его собственное спокойствие против любви к Ольге Ильинской, спокойствие уверенно перевешивает… А потом Агафья Пшеницына – искренняя, счастливая любовь Обломова – ничуть не спасает его из пустоты «дивана и халата», не придаёт ему нового звучания жизни, а наоборот, окончательно повергает его в пропасть бессмысленности вялого бездеятельного существования…
И Онегина, и Печорина, и Обломова можно объединить. Каждый из них в начале своего жизненного пути был одарен способностями и задатками, которые обещали дать весьма полезные и щедрые всходы, если бы не тлетворное влияние их окружения. Испорченные богатством, чувством собственного превосходства, бездельем, возможностью властвовать над другими, они невольно стали пленниками бессмысленности собственной жизни. Каждый из них был на голову выше своих современников, и они не могли не сознавать это. Все трое отказываются от того, что занимает умы и души людей вокруг. И Онегин, и Печорин, и Обломов прекрасно понимают, чего они не хотят, чего им не нужно. Но что же им нужно – этот вопрос остаётся открытым. Ни один из путей, которым идут люди их круга, не удовлетворяет их.
У Онегина недостаточно терпения, слишком поверхностное отношение ко всему, часто разгорающееся и быстро тухнущее сердце – он не может остановиться на чем-то одном и всеми силами добиваться результата. Онегин не может остановиться ни на каком смысле жизни. У него много разноцветных смыслов, но он понимает, что все они пусты и бесполезны. То есть он всегда будет мелко, поверхностно увлекаться то одним, то другим, а потом быстро остывать и оставаться с чувством скуки, лени и разочарования.
Печорин мог бы найти цель в жизни и упорно следовать ей. У него достаточно воли и душевных сил. Но он слишком занят борьбой с собой, бесконечным противостоянием своих желаний и своих убеждений. К тому же, ему смертельно мешает невероятная гордость. Печорин хочет чего-то – приносить пользу, иметь друзей, любить – но он останавливает себя, не желая, как ему кажется, размениваться по мелочам… Но вместе с тем, он прекрасно понимает, что все его сегодняшние заботы – не больше, чем мелочь. От этого снова рождается неудовлетворенность и противоречие… Добавить к этому непрерывный подноготный самоанализ; бесконечные копания, копания, копания…Без дела, без цели…Что же выходит потом. Он поступает совсем не так, как ему хотелось, а с точностью до наоборот. И это не приносит ему счастья…
Обломов же – раб своего характера и своего воспитания. Быть счастливым, ставить цели, искать смысл жизни, добиваться – один упорный труд. А тот же, кого с самых ранних лет лелеяли, как экзотический цветок в оранжерее, берегли и охраняли от любого проявления «неблагородного» труда, никогда не сможет самостоятельно найти смысл своей жизни, остановиться на нем и идти за его путеводным светом до самого конца. Он будет лишь (если еще не настолько разленился) вальяжно планировать и продумывать все детали, взвешивать за и против, переходить от одной точки зрения к другой. Но это всё слова. Обломову абсолютно всё равно, какой смысл жизни для него предпочтительней: любовь, служба, искусство. Он, не живший, не горевший, перетекающий из одного состояние в другое, попав однажды в вялый, дряблый, но на самом деле такой крепкий плен лени и бездеятельности (дивана, халата, Обломовки, Агафьи Пшеницыной – других вариаций множество), никогда уже не выберется из него, не наделенный той силой, энергией, волей, которые вырабатываются только одной привычкой – привычкой жить.
В чем смысл жизни печорина
Для чего мы живем? Зачем мы каждое утро просыпаемся, что-то делаем в течение дня, засыпаем, потом вновь просыпаемся и вновь что-то делаем? Какой смысл в череде побед, достижений, неудач, конфликтов? Ради чего мы проживаем этот неоднозначный, но очень интересный путь? В чем смысл жизни? Эти вопросы давно будоражат умы большинства людей. Философы, психологи на протяжении многих веков отвечали на этот вопрос, но ни один ответ не оказался универсально верным, потому что у каждого человека свой смысл жизни.
В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин вел путевые заметки, в которых рассуждал на различные темы, в том числе и искал ответ на вопрос «Для чего мы живем?».
На протяжении всей своей жизни Григорий Александрович Печорин ставит эксперименты, что означает то, что он очень любопытный человек. Так же Печорин часто думает о смерти и прекрасно осознает, что после ухода из этого мира никто его верно оценить не сможет. Вопрос напрашивается сам собой: а для чего тогда чего-либо добиваться в этой жизни, зачем, собственно говоря, жить? Ответ очевиден: из интереса и любопытства. Получается, что Печорин видит смысл жизни в постижении чего-либо нового, доселе неизвестного. Проблема в том, что из-за своего любопытства он разрушает жизнь как окружающих, так и свою. Печорин делает это осознанно, но относится к этому абсолютно равнодушно. Многие утверждают, что Печорин ведет бессмысленную жизнь. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
С этим отчасти можно согласиться. Однако если поразмышлять нестандартно, то можно понять одну интересную вещь: у Григория Печорина был смысл жизни, он этого просто не осознавал.
Однозначного ответа на вопрос «В чем смысл жизни» нет, как говорится, «сколько людей – столько и мнений». Печорин же всю свою жизнь потратил на обыкновенное любопытство, которое погубило людей, знакомых с ним. Казалось бы, довольно безобидная вещь – проявление интереса к новым вещам, чувствам и событиям. Но к чему это может привести! А страшнее то, что у кого-то это является смыслом существования.
Поиски смысла жизни Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
1. Общественно-политическая обстановка.
2. Одиночество Печорина.
3. Неоднозначность образа главного героя.
4. Трагедия Печорина и литературная традиция.
После подавления декабристского восстания Россия ввергается в пучину государственной реакции и подавления любого свободомыслия. Ситуация в стране напряженная. Цензура диктует свои правила. Каждый добропорядочный гражданин находится под неусыпным вниманием тайной полиции.
Доносы и предательство становятся нормой жизни. Именно в это нелегкое для любого образованного и культурного
Он, не вынося глупости, чванства, пошлости, не способен пойти на компромисс с самим собой, со своими знакомыми. Поэтому зачастую мучается не менее своих невольных жертв. Лермонтов сумел создать образ не отдельно взятого человека, а довольно распространенной группы людей. Это еще раз подтверждает Белинский, указывая: “Герой нашего времени – портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего времени”.
Таким образом, молодой поэт и прозаик сумел одним из первых русских литераторов затронуть в своих произведениях серьезные психологические проблемы современного ему поколения.
С первый страниц произведения читатель осознает, что перед ним раскрывается образ далеко не положительного героя. Печорин умен, однако свой ум он использует не для исполнения благих намерений. Он инициативен, но любая его деятельность так или иначе неблагоприятным образом отражается на окружающих его людях.
Молодой человек решительно достигает поставленных целей, однако он совершенно не стесняется в средствах исполнения задуманного. Так, в главе “Белла” он встречает прекрасную девушку из черкесского селения. Зная, что она уже помолвлена, Печорин тем не менее решает заполучить ее, во что бы то ни стало.
Он, используя болезненную любовь ее брата к лошадям, подговаривает подростка выкрасть из дома свою сестру взамен на породистого коня. Более того, молодой человек сам принимает активное участие в постыдной краже этого жеребца. И вот девушка уже в крепости, ничто не мешает Печорину обрести наконец свое счастье.
Главный герой добивается своего – похищенная девушка отвечает ему взаимностью. Однако тихая спокойная жизнь совершенно не прельщает молодого человека, отличающегося буйной и деятельной натурой. Предсказуемость, размеренность и обыденность убивают его, лишают всяческой творческой мысли.
Печорин по своему складу характера является человеком очень деятельным: “…беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни”.
Безусловно, он не удовлетворится ролью простого обывателя или стороннего наблюдателя. Он сам должен во всем разобщаться и докопаться до самой сути. Эта его черта как нельзя лучше проявилась в главе “Контрабандисты”. Чрезмерное любопытство заезжего офицера в один миг изменило жизнь многих людей, однако не сделало ее более счастливой и благополучной.
Его отношения со многими женщинами, к примеру, с княжной Мери и Беллой продиктовано не серьезными глубокими чувствами, не желанием как-то помочь девушкам, а стремлением просто развлечься, развеять свою все нарастающую скуку. Причем Печорину, по большому счету, все равно кто в следующий раз выступит в качестве его жертвы: молодая девушка из хорошей семьи, отдыхающая на водах, или дикая, но прекрасная дикарка.
Результатом становится один и тот же трагический финал. Влюбленная княжна Мэри на всю жизнь запомнит жестокий урок, сильно задевший ее самолюбие и оставивший горький осадок на всю ее жизнь. В следующий раз при взаимоотношениях с. мужчинами ей наверняка придется сильно постараться, чтобы вновь научиться кому-либо доверять.
Замечательный блестящий офицер, хорошо образованный человек вынужден участвовать в бесполезной и выматывающей войне, общаться с людьми, которые в силу своего социального положения и интеллектуального развития, не способны его понять и принять таким, какой он есть на самом деле. С другой стороны, Печорину давно претит искусственность, безжизненность и интриги высшего света. Поэтому он сознательно отказывается от взаимодействия с себе подобными, оказываясь, что называется, между небом и землей.
Безусловно, подобное неустойчивое положение не может не отражаться и на состоянии духа главного героя. Печорин жаждет искоренить в себе какие-либо старые привычки и принципы, навязанные ему высшим обществом, однако он знает, к чему стремиться. Сам он пока еще не в состоянии взять на себя ответственность выстроить свою систему миропонимания, свои незыблемые принципы, ведущие к гармонии, хотя бы с самим собой. Где-то далеко-далеко впереди он видит только отблески чего-то по-настоящему великого, чего жаждет измученная душа главного героя.
По мнению В. Г. Белинского, подобное состояние духа называется рефлексией: “…тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии”. Печорин настолько духовно измотан, что он уже не способен как-то по-другому, более благоприятно строить свои взаимоотношения с окружающими. Его душа, ищущая и не находящая покоя и гармонии, испепеляет сама себя.
Многие литературоведы относят главного героя произведения Лермонтова к огромной категории гак называемых лишних людей, которые неизменно появляются в каждом поколении. Однако они совершенно не лишние, поскольку выполняют важную роль в любом образованном интеллигентном обществе. Они, так или иначе, заставляют более успешных и благополучных в плане приспосабливаемости людей задуматься над своими ошибками, над смыслом свой вроде бы безоблачной жизни.
Это роднит Печорина и с Онегиным А. С. Пушкина, и Базаровым И. В. Тургенева.
Каждый из этих персонажей безуспешно старается найти себя в этом мире, отыскать достойное применение своим силам, своей энергии. В художественном плане Онегин находится несколько выше главного героя Лермонтова, однако, что касается идеи, автор “Героя нашего времени” превзошел гениального писателя. Произведение еще раз доказывает, что в любые времена найдутся люди, наделенные даром более остро ощущать перемены, происходящие в окружающем мире, более чувствительно относиться к порывам и устремлениям собственной души.
Этим обусловлены самые мучительные душевные переживания, выпадающие на их долю.
Related posts:
Судьба Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова
Печорин олицетворяет собой одного из представителей эпохи начала девятнадцатого века, когда процветали цинизм, сомнения и страх перед будущим среди молодого поколения. Старые взгляды общества еще не ушли, а новые не сформировались, что и определило настроение молодежи того времени ― неуверенность, ощущение «лишнего» человека.
Печорин с самого начала противопоставлен обществу, действует по-своему, ни с кем не считается. У него нет друзей, ему чужды любовь и эмпатия. На все он смотрит свысока и цинично. Главный герой это объясняет тем, что раньше был открыт людям, но этого никто не понял. Люди отвергли его дружбу и искренность, что и сделало его черствым и суровым.
Печорин много говорит о скуке и пресыщении. Главным двигателем в его жизни является риск и игра судьбами других людей. Из-за этого рушатся их жизни, но он не проявляет к ним сочувствия. Ему не чуждо причинить зло даже самым невинным, которые еще не познали зла. Например, как Мери. Он ловко играет ее чувствами, не думая о последствиях.
Судьба Печорина весьма трагична. Он не смог приспособиться в обществе и решил обвинить его во всех смертных грехах, потому что это снимает ответственность за свой выбор, за свою жизнь. Свои недостатки он прикрывал несовершенством других людей. Он погибает, так и не осознав, что является сам хозяином своей судьбы и сам может нести свет в жизнь и показать, как нужно любить и помогать людям. Вместо этого он выбрал мрак.
Жизнь и судьба Печорина
По сути, Печорин является центром художественных образов автора. Все остальные персонажи невольно расположены вокруг него и осуществляют помощь в раскрытии его поистине многогранного характера.
Героя можно назвать мыслящим, чувствующим, страдающим, имеющим довольно сложный внутренний мир и испытывающим частые терзания – допустим, Печорин высказывается о том, что чувствует в себе великую силу. Однако, по всему видно, что он не готов применить ее, поскольку затрудняется в определении области применения.
Чувствуется и тот факт, что герой ждет обновления, но, тем не менее, обречен на бездействие. Имеет место и конфликт – некогда принадлежавший к аристократии, Печорин, теперь испытывает неприязнь к этой социальной прослойке, старается отгородиться от нее. Ведь теперь его приоритеты сменились, и он чувствует себя совершенно иным человеком.
Печорин отличается непринятием мира, но не старается делать его лучше – ведь он склонен к индивидуализму и даже эгоизму. Эти черты характера всегда готовы сыграть с ним злую шутку.
Герой думает, что разворачивает бурную деятельность – но, на самом деле, это лишь жалкие потуги.
Да, у Печорина есть потенциал, но у него нет самого главного – цели в жизни. Потому, его судьба достаточно трагична – ведь он уже не может вернуть время вспять и вновь стать своим в той среде, от которой отрекся, которую возненавидел – но, в то же время, и не может стать полноправным «новым» человеком.
Видя отсутствие гармонии, социальное и духовное рабство, Печорин никак не может найти себе приюта в этом мире. Возможно, потому свет и добро, к которому он неустанно стремится, остаются все такими же далекими, недосягаемыми.
Непростая судьба героя позволяет сделать вывод, что автор намеревался воссоздать образ так называемого «лишнего» человека, которому чужда эпоха, в которой он существует – к слову, таким же образом является и Евгений Онегин у Пушкина.
Тем не менее, Печорин решает если не изменить мир, то хотя бы сделать анализ своих ошибок и несчастий и оставить хоть что-нибудь для потомков.
Герою не чуждо стремление к саморазвитию и самопознанию – мало того, он достаточно умен, потому умеет генерировать логические умозаключения. Присутствует и еще одна точка зрения относительно внутреннего мира Печорина – он осознает тот факт, что он не тот, каким самому себе кажется.
А, как известно, внутренняя дисгармония не способна стать почвой для развития и счастливой доли. Она способствует лишь внутреннему разрушению. В душе героя вновь и вновь зарождаются сомнения, умозаключения становятся более несвязными, в результате, он просто теряется… Теряется на фоне собственных мыслей и идей – ведь Печорин не может понять, правильны ли они и стоит ли следовать им.
Налицо весьма глубокий внутренний конфликт, прекратить который не представляется возможным.
Возможно, в чем-то Печорин и превзошел свое время – и именно поэтому он так и не смог смириться с действительностью. Мало того, не было людей, подобных ему во взглядах и целях – а быть может, и существовали они, но герой сам не стал сближаться с ними ввиду того, что был закоренелым индивидуалистом.
Иногда кажется, что герой путает эгоизм с индивидуальностью и выдает его за свою «особенность».
Так или иначе, богатый духовный мир Печорина скорее вредит ему, нежели помогает. Конфликт с обществом и самим собой становится еще больше и еще сложнее.
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 4.07 [97 Голоса (ов)]
Печорин – это непростая, многогранная личность. Он умен, наблюдателен, остроумен, умеет привлечь к себе внимание и вызвать у окружающих интерес. Однако в обществе он все же является «лишним» человеком. Возможно, тому виной его непомерный эгоизм, возможно, он мыслит иначе, не так, как другие. Печорин осознает порочность аристократического общества, к которому принадлежит. Это гложет его, но изменить устоявшийся порядок он не в силах.
Ни одна из привязанностей этого героя не просуществовала долго. Друзья и влюбленные в него женщины слишком быстро надоедали Печорину. Ему становилось скучно и он от них уходил. Такое пренебрежение не может никому понравиться, поэтому все от него в итоге отвернулись.
В юности Печорин увлекся светской жизнью, но она быстро ему наскучила. Позже он все время будет искать свой смысл жизни, интерес, но тщетно. Обстоятельства складываются таким образом, что ему приходится бездействовать и тем самым подавлять свой огромный потенциал.
Автор противопоставляет своего героя обществу и показывает, что реализовать свои порывы, раскрыть себя и самореализоваться ему не просто сложно, а практически невозможно. Это приводит к тому, что Печорин становится нравственным калекой. Он холодный и равнодушный ко всему и всем.
Герой рассказывает, как в детстве все окружающие видели в нем признаки отрицательных качеств, которых на самом деле не было. Но это подтолкнуло в нем их зарождение и развитие. Видимо, уже тогда было положено начало его нравственного упадка.
Трагедия Григория Печорина состоит в его несоответствии окружающей среде, его интеллектуальном превосходстве над ней, его бесплодных поисках собственного предназначения и смысла жизни. Он мог бы многого добиться и сделать мир лучше, но попусту растратил себя, не обретя ни счастья, ни гармонии.
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
Популярные сочинения
Procitaty.ru — все цитаты в одном месте.
На данной странице вы найдете цитаты Печорина о жизни, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.
Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, — вот что я называю жизнью.
Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…
Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины.
Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!
Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, — теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца.
Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно…
При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!
Поиски смысла жизни Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1. Общественно-политическая обстановка. 2. Одиночество Печорина. 3. Неоднозначность образа главного героя. 4. Трагедия Печорина и литературная традиция.
После подавления декабристского восстания Россия ввергается в пучину государственной реакции и подавления любого свободомыслия. Ситуация в стране напряженная. Цензура диктует свои правила. Каждый добропорядочный гражданин находится под неусыпным вниманием тайной полиции. Доносы и предательство становятся нормой жизни. Именно в это нелегкое для любого образованного и культурного человека разворачивается действие романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Главный герой романа Печорин как представитель так называемой золотой молодежи дворянской интеллигенции естественно поставлен в жесткие условия. Он не может найти себе какое-нибудь дело, которое, с одной стороны, давало бы ему возможность самореализоваться в этой жизни, а с другой стороны, не противоречило бы всему государственному устройству России тех лет и существующим нравам. Довольно скоро Печорин оказывается в конфликте с окружающими людьми, более того он приносит несчастья всем, с кем сталкивает его судьба. Он, не вынося глупости, чванства, пошлости, не способен пойти на компромисс с самим собой, со своими знакомыми. Поэтому зачастую мучается не менее своих невольных жертв. Лермонтов сумел создать образ не отдельно взятого человека, а довольно распространенной группы людей. Это еще раз подтверждает Белинский, указывая: «Герой нашего времени — портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего времени». Таким образом, молодой поэт и прозаик сумел одним из первых русских литераторов затронуть в своих произведениях серьезные психологические проблемы современного ему поколения.
С первый страниц произведения читатель осознает, что перед ним раскрывается образ далеко не положительного героя. Печорин умен, однако свой ум он использует не для исполнения благих намерений. Он инициативен, но любая его деятельность так или иначе неблагоприятным образом отражается на окружающих его людях. Молодой человек решительно достигает поставленных целей, однако он совершенно не стесняется в средствах исполнения задуманного. Так, в главе «Белла» он встречает прекрасную девушку из черкесского селения. Зная, что она уже помолвлена, Печорин тем не менее решает заполучить ее, во что бы то ни стало. Он, используя болезненную любовь ее брата к лошадям, подговаривает подростка выкрасть из дома свою сестру взамен на породистого коня. Более того, молодой человек сам принимает активное участие в постыдной краже этого жеребца. И вот девушка уже в крепости, ничто не мешает Печорину обрести наконец свое счастье. Главный герой добивается своего — похищенная девушка отвечает ему взаимностью. Однако тихая спокойная жизнь совершенно не прельщает молодого человека, отличающегося буйной и деятельной натурой. Предсказуемость, размеренность и обыденность убивают его, лишают всяческой творческой мысли. Печорин по своему складу характера является человеком очень деятельным: «…беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни».
Многие литературоведы относят главного героя произведения Лермонтова к огромной категории гак называемых лишних людей, которые неизменно появляются в каждом поколении. Однако они совершенно не лишние, поскольку выполняют важную роль в любом образованном интеллигентном обществе. Они, так или иначе, заставляют более успешных и благополучных в плане приспосабливаемости людей задуматься над своими ошибками, над смыслом свой вроде бы безоблачной жизни. Это роднит Печорина и с Онегиным А. С. Пушкина, и Базаровым И. В. Тургенева.
Каждый из этих персонажей безуспешно старается найти себя в этом мире, отыскать достойное применение своим силам, своей энергии. В художественном плане Онегин находится несколько выше главного героя Лермонтова, однако, что касается идеи, автор «Героя нашего времени» превзошел гениального писателя. Произведение еще раз доказывает, что в любые времена найдутся люди, наделенные даром более остро ощущать перемены, происходящие в окружающем мире, более чувствительно относиться к порывам и устремлениям собственной души. Этим обусловлены самые мучительные душевные переживания, выпадающие на их долю.
Влияние эпохи
«Герой нашего времени» – роман, написанный во время смены эпох. 30-40 годы XIX века – время, когда в обществе процветали скептицизм, сомнения, страх перед будущим. Именно это отразилось в главном персонаже и сделало его черствым, циничным и бездушным. Кажется, что само время обеспечило Печорину злую судьбу – он обречен на бездействие. «Герой нашего времени» рассказывает о том, что личность в то время не имеет пути к самореализации, что будь ты офицером или доктором, юнкером или штабс-капитаном – духовно расти некуда. Все попытки осознать себя, стать честным человеком, бороться за нравственность, заканчиваются плачевно. Именно это наглядно показывает читателю судьба Печорина.
«Лишний человек»
Тема «Лишнего человека» была поднята еще Пушкиным в «Евгении Онегине». Печорин – новый виток этой проблемы. Личность, которая могла бы добиться успеха во многих начинаниях оказывается не нужна обществу, в попытках занять себя герой теряет свою значимость, свою личность и способность к человеческим чувствам. Печорин – обречен, и в этом его судьба. Она сложилась так, что достойный человек превратился в ничтожество, нравственного калеку и потерянную личность. Печорин сам желает для себя умереть где-нибудь в дороге, ведь его жизнь не имеет смысла ни для общества, ни для самого героя.
Печорин – персонаж, которого Лермонтов называет героем. В произведении он представлен странным и противоречивым, но автор упоминает о том, что в жизни часто встречал людей, похожих на Печорина. В наше время тоже много таких «героев». Но в любое время и в любой эпохе важно оставаться человеком, способным на искренние чувства, ценить добро и стараться не потерять себя. Несмотря на то, что сейчас модно быть циничным, лучшими качествами человека остаются доброта и искренность. Важно помнить, что каждый сам несет ответственность за свою судьбу.
Данная статья поможет написать сочинение «Жизнь и судьба Печорина», указать основные особенности судьбы персонажа, поразмышлять о важности чувств каждого человека.