в чем смысл жизни коран
Ислам о смысле жизни
Ислам о смысле жизни
Наверное, о смысле жизни задумывался каждый из нас. Кто мы? Откуда мы взялись? Зачем живем? В чем смысл нашей жизни? Люди находят разные ответы на эти вопросы, но истинные ответы есть только в Священном Коране. Наш Творец дал ответы на все эти вопросы в Священном Коране в нескольких аятах.
Люди придают слишком много значения этой жизни, забывая о том, что главная жизнь ждет нас в следующем мире. Поэтому очень часто люди обольщаются этой жизнью. А ведь в Священной Книге сказано: «Жизнь в этом мире, которую неверующие считают единственной и в которой они не ищут благоволения Аллаха, – всего лишь бесполезная игра и забава. В будущем приюте – настоящая жизнь.»
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Живи как хочешь, но поистине, ты всё равно умрёшь. Люби всё, что хочешь, но ты всё равно расстанешься с ним. Делай всё, что хочешь, но ты получишь воздаяние за содеянное».
Также Пророк (мир ему) сказал, что трое последуют за покойным: его родственники, имущество и его дела, а назад вернутся родственники и имущество, и только дела останутся с ним.
Поэтому нужно выполнять предписанное и воздерживаться от того, что Он нам запретил, поскольку Аллах лучше знает, что есть добро, а что – зло. А для того, чтобы люди знали, как правильно это делать, Всевышний по Своей милости посылает Своих пророков и посланников. Когда человек ведёт себя неправильно, нарушая законы Всевышнего, он вступает в дисгармонию со своей истинной сущностью и потому бывает несчастным.
В священном Коране также сообщается, что для оценивания наших поступков в этом мире будет Судный день. Человек, который делает добрые дела будет введен в рай, и наоборот. Каждого будут судить по поступкам в этом мире. В этой статье я попытался кратко объяснить цель жизни с исламской точки зрения. Дай Аллах поможет нам в выполнении истинной цели нашей жизни.
Смысл жизни человека
Каждый обладающий разумом, пытаясь понять смысл жизни, ставит перед собой вопросы: зачем и для чего он пришёл в этот мир; куда он идёт, оставив всё, что так дорого ему?
Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Живи как хочешь, но поистине, ты всё равно умрёшь. Люби всё, что хочешь, но ты всё равно расстанешься с ним. Делай всё, что хочешь, но ты получишь воздаяние за содеянное» (Имам аль-Газали, «Сущность сочинений о суфизме»).
Также Пророк (мир ему и благословление) сказал, что трое последуют за покойным: его родственники, имущество и его дела, а назад вернутся родственники и имущество, и только дела останутся с ним (Имам ан-Навави, «Сады праведных»).
Если бы смысл жизни заключался в накоплении богатства или в обретении славы, тогда человек всё это забирал бы с собой. Мы видим, что всё накопленное человеком в этом мире (богатство, слава и т.д.) к конечной цели его жизни отношения не имеет.
В чём же причина любви человека к этому миру? Виной тому многочисленные болезни, постигшие общество. Болезнь, посеянная безверием, делает неспособным многих людей увидеть во всём, что нас окружает, могущество Творца. Невежество людей дошло до того, что считается нормой допустить случайное возникновение жизни. Современная же наука прямо указывает на существование Всевышнего. Математические расчёты показывают, что вероятность возникновения даже одной молекулы белка равна нулю, не говоря уже о клетке и более сложных организмах.
Всё, что нас окружает, включая нас самих, прямо свидетельствует об Аллахе.
Всевышний в Священном Коране говорит о том, что Он создал джиннов и людей только для поклонения Ему. Всевышний также сказал: «Я был, и ничего не было, как сокрытое сокровище, о котором никто не знал, и Я захотел, чтобы Меня узнали». Аллах создал человека, чтоб он познал своего Творца, а всю эту Вселенную и всё, что в ней существует, создал для человека, чтобы, изучая себя и этот мир, он продвигался в познании Аллаха и посвятил себя Ему.
Из сказанного следует, что познание Аллаха невозможно без поклонения Ему, а само поклонение становится более совершенным, когда человек продвигается в познании Аллаха. Что же такое поклонение? Это совершение добра и воздержание от зла.
Поэтому нужно выполнять предписанное и воздерживаться от того, что Он нам запретил, поскольку Аллах лучше знает, что есть добро, а что – зло. А для того, чтобы люди знали, как правильно это делать, Всевышний по Своей милости посылает к ним Своих пророков и посланников. Когда человек ведёт себя неправильно, нарушая законы Всевышнего, он вступает в дисгармонию со своей истинной сущностью и потому бывает несчастным. Всевышний любит нас и хочет нам счастья, поэтому указывает верную дорогу к нему. Но если человек сам выбрал зло, то он и получает в итоге то, что выбрал.
Так, Ангелы поклоняются только духовно, поскольку не обладают плотью, у них нет возможности поклоняться телом. Более того, Ангелов не одолевают плотские страсти и соблазны. Животные же, хотя и обладают телом, лишены духовности. Поэтому они обуреваемы страстями и неспособны к поклонению. Поскольку в человеке объединяются два начала – животное и ангельское, – он способен подняться в своём совершенстве выше Ангелов, а может и опуститься ниже животного.
До сотворения Адама (мир ему!) иблис пребывал святым повелителем правоверных сотни тысяч лет, и ангелы совершали намаз под его предводительством. Во всём мире не было места, где бы иблис ни совершил поклонение. А когда был создан Адам (мир ему!), Аллах сделал его Своим халифом (наместником) и повелел всем ангелам поклониться человеку. Ангелы, видя только внешнюю, телесную форму Адама (мир ему!), удивились этому приказу. Они говорили: «Его потомки будут склонны к грехам. Почему же мы должны такому поклониться?». На это Всевышний сказал: «Я знаю то, чего вы не знаете». Истинная сущность человека, его сокровенная тайна, которую ангелы не могли усмотреть за внешней формой, известна Аллаху.
Из этой истории следует вывод, подтверждающий, что Адам (мир ему!) занимает высокое положение в духовной иерархии, а грех иблиса проистекает прежде всего из его духовной слепоты и неспособности видеть смысл за формой. И в его словах предвосхищены многие кардинальные грехи человечества: гордыня, зависть, неповиновение.
Адам оступился, движимый страстью, а иблис – из-за заносчивости и гордыни.
Вот почему Адам тут же попросил прощения, а раскаянью второго помешала гордость.
Адам свой проступок взял взаймы – вот почему он сразу раскаялся;
Иблис согрешил по природной склонности и к драгоценному раскаянью дорогу найти не мог.
С каждым дыханием избранные Адамовы сыны шепчут: «Сами себе мы причинили зло».
Каждый миг ты нуждаешься в Боге – об этом открыто скажи, не противься, подобно упрямому иблису.
Джалал ад-дин Руми
Аяты Корана о смысле жизни
Для мусульманина смысл жизни заключается в том, чтобы прожить жизнь, которой был бы доволен Всевышний Аллах. Стремление мусульманина – довольство Аллаха и рай в награду за это. Деяния каждого из нас записываются, даже намерения предстают перед Аллахом, и за каждое из них мы понесем ответ в Судный День, в который каждый захочет спасти себя от Ада.
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» (51: 56-58).
В Священном Коране указано, что спасением от Ада и грехов становятся вера и благие деяния:
• Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету. Он милосерден к верующим (33:43).
• Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам» (41:30).
• Бойтесь Огня, который уготован неверующим (3:131).
Отдаление от грехов и вера – это правильный путь, предписанный мусульманину.
Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные (2:177).
Аллах не возложил на человека сверх его возможностей. И правильный путь предписанный Всевышним является естественным для человека, нарушая которое он лишается спокойствия и благополучия. Аллах Всевышний не дает указ, не дав для этого предписания. В этом милость Всевышнего. Как человек может отдалить себя от грехов и спастись от ада в последствии сказано в Коране:
• Стремитесь же к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью (57:21).
• Таковы ограничения Аллаха. Тех, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великое преуспеяние. А тех, кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором они пребудут вечно. Им уготованы унизительные мучения. (4:13-14).
• Аллах обещал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду (5:9).
• Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут обитателями Рая и пребудут там вечно. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей (7:42).
• А что до тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, то ведь Мы не теряем награды тех, кто совершал добро (18:30).
Смысл жизни в Исламе
Смысл жизни в Исламе
Драгоценный дар жизни, данный Аллахом, имеет свой смысл. Рождение и уход человека из жизни нередко становятся причиной задуматься об этом. Мусульмане верят в то, что смысл жизни человека заключается в сознательном поклонении Всевышнему Аллаху.
Заслуживает понимания и уважительного отношения стремление человека к хорошей жизни, созданию счастливой семьи. Однако это не должно стать единственной целью и смыслом существования, тогда как главное предназначение людей – служить довольству Всевышнего. «Ни ваши богатства, ни ваши дети не приблизят вас к Нам. Близки к Нам те, которые уверовали и совершали добрые деяния. Именно им будет воздано многократно за то, что они сделали, и будут они почивать в высших покоях» (Коран, 34:37).
Жизненные испытания
Такие страшные трагедии, как крушение теплохода «Булгария», произошедшая в аэропорту Казани авиакатастрофа «Boeing-737» – серьезные испытания для близких людей. Потеря преждевременно ушедших из жизни любимого сына, мужа, отца, дочери, жены, матери доставляет большие душевные и физические страдания.
Горюющий искренне верующий человек, поступит наилучшим образом, совершив доброе дело, посвятив награду за него у Аллаха, своему ушедшему в иной мир близкому. Люди, способные к состраданию, воспринимают близко к сердцу чужое горе и стараются помочь вылечить больного, оказать поддержку нуждающемуся.
Во время тяжелых испытаний, мы должны попытаться понять, что именно Аллах предначертал для нас, как мы должны поступить в той или иной ситуации. Свой смысл есть и в страданиях. Верующий не остается один. Аллах никогда не оставляет его, даже в самые трудные минуты. Любовь к Аллаху помогает людям исцелиться от болезни, найти в себе силы жить, несмотря на болезнь, и, в конце концов, умереть с верой надеждой на награду после смерти.
Ислам, не гарантирует человеку жизнь без страданий, но помогает их достойно пережить. Люди не могут прожить жизнь без горя, проблем и трудностей. Аллах обращается к верующим: «Истинно, Мы испытываем и долей страха, и голодом и убытками в имуществе, потерей людей и плодов. Ты возвести благую Весть тем, кто терпеливо стоек в вере». (Коран, 2:155) Аллах ближе к нам, чем наша яремная вена, чем шея собственного верблюда, как сказал Пророк (с.а.в). Любовь Всевышнего никогда не покинет нас.
Все люди на земле смертны. Любимец Аллаха, Хабибулла, Пророк Мухаммад (с.а.в.) умер, как и все люди. Его сподвижник Абу Бакр (р.а.) напомнил Умару ибн аль-Хаттабу (р.а.), переживавшему горе от потери, аят: «И Мухаммед – только Посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?» (Коран, 3: 144).
Человек, полагающийся на волю Аллаха, принимает все от Него – и хорошее, и плохое, доверяя Всевышнему, веря в Его промысел, смиряясь перед Его волей.
«Аллаху известно все, что на суше и на море, и ни один лист не упадет без Его знания, и ни одно зерно не упадет в лоно земли, и нет былинки ни свежей, ни сухой, о которой Он, Всеведущий, не знает». (Коран, 6:59)
Терпение
Терпение ради Аллаха является одна из форм поклонения Ему. «Ищите подмогу в терпении стойком и молитве». (Коран, 2:45)
Размышление о смерти
Судьба
Попытаться самостоятельно изменить свою судьбу к лучшему кроме как через искреннее поклонение Аллаху, покаяния или совершения ради Него добрых дел является бессмысленным времяпровождением. Имам Абу Ханифа посоветовал одному мусульманину: «Разве ты не знаешь, что тот, кто пытается постичь предопределение, подобен смотрящему на солнечные пятна. И чем больше он смотрит, тем больше приходит в смятение» («Калаид Укуд аль-Акйан», каф –77–ба).
Мусульманин верит в то, что из любой ситуации – как хорошей, так и плохой – можно извлечь урок и двигаться дальше, по направлению к своей главной цели – вечной жизни в Ахирате. Пророк Мухаммед (с.а.в.) сказал: «Удивительно положение верующего! Поистине, всякое его положение для него во благо, и это не дано никому, кроме верующего: если его постигнет радостная весть, он благодарит Всевышнего и это ему во благо. А если его постигнет несчастье, он терпит во имя Аллаха и это тоже ему во благо!».
О смысле жизни в исламе
Рано или поздно каждый человек задает себе вопрос о смысле жизни. Сама постановка вопроса – убедительный аргумент, что человека априори не может удовлетворить одно лишь стремление и достижение материального благополучия. В противном случае все до одного обеспеченные люди не тратили бы время, размышляя о смысле жизни, а занимались исключительно приумножением своего богатства.
Для человека, который по тем или иным причинам выбирает путь атеизма, то есть полного отрицания существования Бога, и идет по нему, то в конце концов этот путь неизбежно приведет его к бездонной пропасти отчаяния и полной бессмысленности жизни. Отступить от этой пропасти и обрести смысл своего существования человек может, если задумается над тем, что невероятно сложно устроенный мир не мог возникнуть без причины, просто так. Такие размышления – это первый шаг к обретению веры в Бога.
Миллионы людей по всему миру находят для себя ответ на вопрос о смысле жизни в исламской религии и в главной книге ислама – Священном Коране.
В то время, как ученые и философы, за столетия существования науки как культурного феномена, написали огромное количество книг и статей, в которых ставили перед собой цель хотя бы приблизиться к ответу на вопрос о смысле человеческого существования, мусульмане отвечают на него словами Аллаха, которые написаны в Коране: «Я создал джиннов и людей не для того, чтобы они приносили мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. Ведь поклонение приносит им же пользу». (51:56)
Основываясь на этих словах Всевышнего, мусульмане говорят: «О мой Владыка, цель моя – познание Тебя, и то, к чему я стремлюсь – Твое довольство».
При этом, идя по жизненному пути, мусульмане прилагают усилия для укрепления своей веры, воспитывают в себе искренность (ихсан), чтобы правильно поклоняться Аллаху. Также они стараются соблюдать свои обязанности перед Ним. Это путь, который ведет человека к нравственной чистоте, ведь он осознает, что Аллах видит его, где бы он ни находился, и знает все его помыслы и намерения.
Аллах говорит в Коране: «Совершайте намаз и выплачивайте закят. Все то доброе, что вы предварите для себя, вы найдете у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (2:110).
Итак, смысл нашей жизни состоит в признании Создателя, благодарности и поклонении Ему.