в чем смысл жизни еврея
Еврейский смысл жизни
Раз в несколько лет я навещаю в Иерусалиме своего учителя Романа Яковлевича Гузмана. Когда-то он преподавал мне в школе физику. И спас меня, став моим главным Учителем жизни.
И вот каждый раз, как я приезжаю, Роман Яковлевич радостно сообщает, что еврейские мудрецы уже много веков назад разгадали смысл жизни, проинтерпретировав Тору. Он забывает, что уже приносил мне эту благую весть и потому каждый раз очень подробно рассказывает еврейский смысл жизни заново. По двум пунктам он всегда сам с собой совпадает, а вот третий в его изложении разнится.
Надо сказать, что с первыми двумя смыслами я всегда был в ладу – и, если мне удавалось хотя бы на миг ощутить красоту мира или написать Слово, моя жизнь наполнялась в это мгновение таким плотным смыслом, что не оставалось ни малейшего пространства для сомнения в ее ценности. А вот развиваться я не люблю. Спортом заниматься не люблю – только по горам ходить, но не ради развития. Медитировать не люблю. И вообще – признаюсь, хотя меня и закидают камнями – я не люблю учиться. Последнее время я постоянно слышу про айрон-менов – и вот, я думаю, что если я разовью в себе такую крепость тела и духа, чтобы десятки километров без устали плыть, бежать, ехать на велосипеде и тем самым стану чуть-чуть ближе к всемогущему Богу – наполнит ли это смыслом мое существование? Мое – нет, и потому я не рвусь в «железные человеки», но я понимаю, что люди, которые занялись самосовершенствованием и преодолели себя и стали железными от пят до макушки, они наполнились в этот момент чувством смысла. (А может быть, это мое самооправдание? Может быть, просто не хватает силы воли, чтобы заниматься?). При этом, я понимаю, что являюсь, скорее, исключением. Год назад я проводил опрос среди тренеров, консультантов и HR-ов, и я спросил их про три завета Бога по Гузману: какой их них они выполняют: кто радуется миру? кто творит? и кто развивается? Оказалось, что радоваться миру и творить удается не всем, а вот развиваться и чувствовать в этом глубинный смысл получается практически каждому.
Путает нас Роман Яковлевич, путает… Впрочем, может быть, отказаться от прекрасного числа 3 и выбрать себе по вкусу из 4-х?
Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Что такое иудаизм? [↑]
Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.
Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии
Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.
Проблема определения [↑]
Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.
Обрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме
Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.
При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название יַהֲדוּת («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).
В идиш используется понятие ייִדישקײַט («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.
Иудаизм — религия? [↑]
Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.
Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.
В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.
На фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге
В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.
В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».
Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).
Базовые принципы иудаизма [↑]
В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими — ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д. Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение:
1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.
2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.
3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.
4. Б-г первый, и Он же последний.
5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.
6. Всё, что сказали пророки — истина.
7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он — «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.
8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.
9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.
10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.
11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.
12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.
13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.
Избранность евреев [↑]
С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.
Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.
По еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит
Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.
Иудейские символы [↑]
Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.
Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный [↑]
В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все “нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.
«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.
Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.
Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.
Влияние иудаизма на другие религии [↑]
Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».
На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.
Влияние иудаизма на современную культуру [↑]
На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».
Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.
Вклад иудаизма был признан лишь недавно: теперь принято говорить о Западе как об «иудео-христианской цивилизации», подробнее об этом можно прочитать в обзоре Иудаизм и Христианство; а о влиянии Иудаизма на Ислам и мусульманскую культуру — читайте в обзоре Ислам и Иудаизм.
Смысл жизни избранного народа и каждого еврея
За 75 лет от начала Холокоста (с июня 1941) собрано немало документальных и художественных материалов и воспоминаний очевидцев о варварском истреблении евреев для «окончательного решения еврейского вопроса». Осуществление планомерной ликвидации еврейского населения в мире было начато в Европе с особой педантичностью, чтобы уничтожить носителей даже малой доли еврейской крови. Эта трагедия коснулась каждого выжившего еврея европейских стран, потерявшего десятки родственников. Официальное число умерщвлённых занижено, поскольку нет документальных свидетельств. Были расстреляны, сожжены, закопаны живыми, отравлены в газовых камерах целые семьи. Были случаи убийств семей, принявших христианство пятьсот лет назад, по доносу злопамятных местных жителей. Мёртвые безмолвствуют.
О чём думают живые евреи, как пытаются осмыслить произошедшее и предотвратить катастрофу в будущем?
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ВЫЖИВШИЕ
Мне привелось услышать устрашающие истории из уст двух сестёр, вернувшихся из «лагерей смерти», куда они были отправлены из каунасского гетто. После того, как из гетто их вывезли в Германию, они были разлучены и попали в разные лагеря: в Дахау и Штутхоф. Независимо друг от друга, они встретились в родном городе в поиске выживших родственников. Я приведу несколько выдержек из их повествования, некоторые я не встречала в литературе о Холокосте.
Младшей из сестёр Розе не было ещё 13 лет, когда её семья и все евреи были обязаны покинуть свои дома и переселиться в гетто. В первой же «акции» селекции – отделения нетрудоспособных от тех, кто ещё может какое-то время послужить Рейху, она накрасилась, обула обувь на каблуках, чтобы выдать себя за 16-тилетнюю.
О жизни в гетто я узнала из её слов, они подтверждаются также в сохранившихся дневниках и рассказах уцелевших. Одной из самых тяжёлых была детская «акция» 27 марта 1944 года. Когда родители были на работе, состоялась «облава» на детей до 12 лет. Их извлекали из домов, «малин» – укрытий, а младенцев из рук матерей и швыряли в грузовики. Не поддаётся описанию состояние обезумевших матерей, видевших эту картину, или не нашедших детей после возвращения с работы.
Рассказ старшей сестры Нади мало отличался от младшей. Она даже была менее стойкой и в концлагере выжила только благодаря поддержке соседки по нарам. Эта соседка была старшей по бараку, и Надю, больную, падавшую постоянно в обмороки, она прикрывала перед контролирующими полицейскими. Из рассказа Нади мне больше всего запомнился эпизод об истощённых узницах, которые застывали сидя. Ещё несколько минут назад они были живы, сидели и беседовали между собой, и вот, сейчас, уподобились игре «замри». Этот рассказ меня впечатлил тем, что я поняла настоящее, не образное, выражение – «стынет в жилах кровь».
Выжили и смогли рассказать о пережитых страданиях 5 процентов европейского еврейства. Многие предпочли забыть обо всём и начать жизнь заново. Выжившие в этой катастрофе евреи, вынуждены были на первых порах заново обустроиться, их дома были разрушены или заселены другими жильцами. Часто их, в основном это были одинокие люди или дети-сироты, принимали в семьи, имевшие жилую площадь. В таких условиях они жили заботой о материальной стороне своей жизни, осмыслению причин страданий не оставалось места. Только в мозгу остался мучивший сейчас и в те тяжёлые годы вопрос «за что?» и требование «отмщения» от уводимых на убой. Словно наказ, эти несчастные требовали от тех, кто выживет נעקאָמע – «некомэ» (месть на идиш). Это слово писали на стенах камер и бараков.
УЧАТ ЛИ НАС СТРАДАНИЯ?
Можно беззаботно прожить жизнь в своё удовольствие, не задаваясь мучительными вопросами, подобно остроумной восьмидесятилетней Бекки: «Я поглощена поисками смысла жизни. Каждый раз, когда я вхожу в комнату, мне приходится спрашивать себя: зачем я здесь?»
Или, подобно девяностодвухлетнему Гольдштейну из анекдота/притчи, испытавшему погромы, концлагеря и прочие преследования, восклицающему: « Господи! Правда ли, что мы твой избранный народ?
И ответил ему небесный глас:
— Да, Гольдштейн, евреи — мой избранный народ.
— Ну, может, уже пора выбрать кого-нибудь другого?!»
Чтобы время, которое прошло после печальных событий Холокоста, не привело к новой трагедии, мы обязаны найти корень зла, причину возрастающей ненависти к евреям, и ответить на вопрос: «за что?». На вопрос о мести можно ответить вопросом: Кому мстить?
ВОЗМОЖНО, ВИНА ЛЕЖИТ НА НАС САМИХ?!
Каждый из сынов Израиля несёт в своём сердце осколок разбившегося Храма, духовную частицу потомков Авраама, получивших, благодаря своему единству, Тору. Мы стали тогда народом, народом Книги. Строя дальнейшую жизнь в соответствии с внутренней сутью Торы, используя её в качестве инструкции, находя смысл жизни в иудаизме, евреи поселились на Земле, обещанной потомкам Авраама, как знак союза со Всевышним.
Обвиняя Творца, позволившему случиться несправедливости и жестокости к своему народу, мы не понимаем, что сами предали и забыли условия союза. И предали не единожды…
Мы предали Завет, упав с уровня «возлюби ближнего» на уровень любви и заботы о самом себе и стали причиной разрушения Храма. Мы разбрелись по миру, прошли через страдания, преследования и потери. Многие из нас пытались раствориться, стать подобными коренным жителям стран рассеяния. Мы хотели завоевать их любовь, возвышаясь над ними своими талантами, умом, жаждой знаний, но нас всегда заставляли почувствовать себя пришельцами.
Два тысячелетия гонений должны привести нас к пониманию, что Творец не нарушает заключённого союза и ждёт возвращения избранного народа в Эрец Исраэль, чтобы выполнили условие договора. Нет у Творца другого «языка», кроме посылаемых бед, чтобы заставить евреев задуматься.
«УДАЛИТЕ ЖЕ ЧЕРСТВОСТЬ СЕРДЦА ВАШЕГО И НЕ УПРЯМЬТЕСЬ БОЛЕЕ»
[Тора, “Дварим”, “Экев”, 10:16]
Я не хочу отвлекаться на обиды, на обвинения и желание мстить, я не хочу думать, что Творец избрал нас, чтобы мы были просто материально обеспечены. Я верю нашим великим предкам, постигшим высшее управление всем мирозданием и жившим по его законам. Я хочу, чтобы мы соответствовали нашему предназначению стать единым народом и довериться Творцу, избравшему нас для особой миссии, стать примером единства для человечества. Этому стоит посвятить свою жизнь, другая жизнь лишена смысла.