в чем смысл заглавия человек на часах
Почему рассказ назван «Человек на часах»?
Составить собственное мнение о причинах выбора данного названия можно также, основываясь на кратком пересказе рассказа, ознакомиться с ним можно по ссылке.
Автор рассказа «Человек на часах» мог бы назвать свое произведение по-другому, например: «Солдат на часах», но он употребил именно слово «человек». Этим Николай Лесков хотел подчеркнуть, что сострадание и любовь к ближнему должны проявлять даже солдаты, стоящие на посту.
В рассказе мы встречаем караульного Постникова, поставленного автором перед выбором. Рядом в ледяной воде Невы тонет человек, но солдату нельзя покидать свой пост. Постников борется с нахлынувшими чувствами, он мечется между чувством долга и чувством сострадания. В итоге побеждает совесть и солдат мчится спасать утопающего, хотя и предвидит, чем это может для него закончиться.
Речь в рассказе И.А. Бунина «Лапти» идёт о больном ребёнке, который в бреду просит красные лапти. Дед Нефед отправляется в соседнюю деревню за такими лаптями, чтобы как-то помочь больному справиться с недугом.
На обратном пути дед замёрз во время пурги. Деревенские мужики привезли остывшее тело, а за пазухой его лежали красные лапти.
«Страшный рассказ» Чарушина отнюдь не является страшным по жанру и по описываемым в рассказе событиям. Его скорее можно отнести к юмористическим рассказам, потому что повествует он о смешном, даже немного нелепом случае: два мальчика оставшись дома одни боялись темноты. вполне естественный страх, которым страдают даже взрослые. Чтобы не было страшно они подбадривали себя утверждениями, что им не страшен людоед, им не страшны тигры и воры.
Но все их мужество испарилось, когда они услышали странные звуки, словно кто-то топал по полу.
Конечно в итоге это оказался безобидный еж, но мальчики пережили немало страшных минут и видимо поэтому рассказ назван Страшным. Хотя в этом названии чувствуется немалая доля иронии.
Рассказ Бориса Емельянова «Игра» так назван потому, что является описанием воплощения в жизнь местными ребятами всех тех добрых дел, которыми прославились герои рассказа А. Гайдара «Тимур и его команда». Эти ребята «превратили» свою жизнь в игру по полюбившемуся произведению, что и было отмечено самим Гайдаром, не подозревавшим о том впечатлении, которое может быть произведено на ребят вымышленной командой под предводительством Тимура. Но однажды его посетила старушка с просьбой принять от неё посильный подарок-яйца- за «указку». Писателю непонятно было значение этого слова применительно к себе и старушка взялась растолковать, что уже четвёртый день ребята шефствуют над нею-рубят дрова, носят воду. Она привела Гайдара в сад, где он своими глазами смог увидеть, как игра новых ребят- Тимуровцев становится жизнью.
Эти опорные слова являются не ограничением, а вспомогательным средством для составления рассказа. Они задают тему небольшого абзаца, вернее кусочка рассказа. Итак:
В качестве жилища у древних людей были пещеры или землянки, в которых можно было укрыться. А одеждой им служили шкуры убитых животных. Охота у древних людей занимла важное место. Они охотились коллективно, то есть вместе, и для охоты мастерили лук, стрелы, копья из камня.
Постепенно люди смогли приручить некоторые виды животных (чтобы не охотиться на них). Наряду с этим в районах с плодородной почвой люди научились выращивать растения, дающие плоды и пищу. Так развивались земледелие и скотоводство.
С развитием этих основных видов деятельности, которые обеспечивали пропитание человеку, появилась необходимость совершенствовать орудия труда, инструменты. И среди людей выделяются отдельные мастера, которые изготавливают подобные инструменты, посуду и прочие изделия в обмен на пищу. Так постепенно развиваются гончарное ремесло, ткацкое дело и даже обработка металла.
Начнем со значения самого слова БИРЮК.
Это слово имеет прямое и переносное значения, которые приводятся во всех словарях русского языка, начиная со словаря В.И. Даля.
В прямом смысле бирюком называют волка, а чаще всего волка-одиночку.
В русских народных сказках можно встретиться с бирюком.
В переносном значении это слово относят к человеку, который живет замкнуто, в стороне от других людей, то есть нелюдимого, неразговорчивого, замкнутого, угрюмого человека.
Именно о таком человеке и ведется рассказ «Бирюк» из цикла И.С. Тургенева «Записки охотника».
Лесника Фому никто по имени не зовет. У него есть прозвище БИРЮК среди местных мужиков, которые его очень боятся и считают злым, немилосердным, беспощадным. Да посмотрите на его портрет, на один его взгляд.
А живет он в своей лесной сторожке, действительно, отгороженный от всех людей, замкнутый, угрюмый, как волк-одиночка. Вот поэтому и рассказ, главным героем которого он является, и называется по его прозвищу БИРЮК.
В чем смысл названия рассказа «Человек на часах» Н. Лескова
Ответ:
Рассказ «Человек на часах» был написан в 1887 году Н. С. Лесковым. Первоначально Лесков назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”.
По моему мнению, это название самое подходящее для данного рассказа.
You can do it! Ты сможешь сделать это!
Море, пляж, солнце… И это при том, что на улице дождливая и хмурая осенняя погода.
Для Мечтательницы возможно всё! Она создала свой мир, и теперь живёт лишь в нём, потому что ей надоела обыденность, в которой желания никогда не исполняются, а найти своего принца – почти невозможно. Поэтому она спряталась в мире, где нет ничего невозможного, позабыв о настоящей реальности.
Многие говорили Мечтательнице, что нельзя вечно жить фантазией, но ей плевать! Это её жизнь, и она будет делать с ней всё, что хочет! И пусть мечты растают, оставив после себя лишь обрывки эмоций и недопитый чай, но находиться в забвении, не зная катастроф и войн, происходящих в мире, лучше, чем переживать за то, чего исправить уже нельзя.
Мечтательница никогда и не думала, что нет большего счастья, чем радоваться жизни, или проводить вот такие дождливые осенние вечера в тёплой компании самых близких друзей, весело болтая обо всём на свете. Да, пусть иногда случаются ужасные вещи, которые мы не в силах исправить, но всё это пройдёт, и снова можно будет радоваться каждому дню, не думая о грядущем и не вспоминая прошлое…
В чем смысл заглавия «Человек на часах» Лескова. Заранее спасибо
Известный филолог и писатель В.И. Даль в своём словаре так определяет понятие «человек»:
-Высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем.
-Служитель, прислуга, лакей (Эй, человек, подать трубку!).
-Юродивый, пророк, избранник (Божий человек Алексей, святой).
Главное слово в названии рассказа – «человек», не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком!
Право выбора есть у каждого человека. Он его делает в зависимости от своих нравственных принципов.
1) Человек, обладающий честью, обладает и совестью, поэтому будет выполнять свой долг.
2)Нет честь сейчас не на первом конечно месте но и не напоследнем она важна ))
Стихотворение построено на множестве повторов разных уровней: композиционных, лексических, звуковых.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Это четверостишие повторено трижды, оно звучит лейтмотивом стихотворения и делит его на три композиционных отрезка. Первые две части — по три восьмистишия каждая; последняя часть гораздо короче и состоит из одного восьмистишия. Многочисленные повторы прекрасно передают круговое движение снежных вихрей. Постоянно повторяются образы кружения, мутного освещения, мглы, сбивающие с толку.
Автор постоянно акцентирует внимание на дороге, на конях, на колокольчике, подчеркивает, что путники сбились с дороги, заблудились, им страшно. В тот момент, когда «кони снова по- неслися», наступает кульминация: бесы приобретают вполне реальные черты, теперь их видит не только ямщик, не кони, а сам седок, обозначенный лирическим «я».
В «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. С первых же строчек читатель погружается в стихию тоски и тревоги, жутких предчувствий (образ кружения, снежного вихря, бесконечного, бесовского круговорота метели — эти мотивы помогают воссоздать картину мира, сбившегося с пути). В «Бесах» воплощена своеобразная иерархия зла, многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию.
Это большой вариант, но можно сократить, вот так:
«Осенью 1830 года Пушкин приехал в Болдино улаживать имущественные дела перед женитьбой и надолго остался там из-за холерных карантинов. Тогда и было написано стихотворение «Бесы».
Стихотворение построено на множестве повторов разных уровней: композиционных, лексических, звуковых. В «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. С первых же строчек читатель погружается в стихию тоски и тревоги, жутких предчувствий (образ кружения, снежного вихря, бесконечного, бесовского круговорота метели — эти мотивы помогают воссоздать картину мира, сбившегося с пути). В «Бесах» воплощена своеобразная иерархия зла, многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию.»
Анализ рассказа Лескова Человек на часах 6 класс
История создания
Первая дата публикации рассказа – апрель 1887 года. Он был напечатан в журнале «Русская мысль» под названием «Спасение погибавшего», позже измененное Лесковым на «Человек на часах».
Произведение основано на реальных событиях. Некоторые персонажи были срисованы автором с живущих в то историческое время людей: Н. И. Миллера, Н. П. Свиньина и С. А. Кокошкина, в годы правления императора Николая Павловича действительно состоявших на государственной службе и имевших прямое отношение к описываемым в книге событиям.
«Человек на часах», анализ рассказа Лескова
Рассказ Николая Семеновича Лескова «Человек на часах» был написан в 1887 году и опубликован в журнале «Русская мысль». В первой части автор, описывая событие, положенное в основу произведения, называет его одновременно трогательным и ужасным для главного героя. Отчасти его можно считать историческим анекдотом, а вымысла «нет нисколько».
Название рассказа появилось не сразу: в письме редактору Лесков именовал свое произведение «Погибавший» или «Спасение погибавшего». Окончательный вариант придал более широкий смысл произведению. Автор не просто описывает заурядный случай из жизни большого города, упоминая исторические имена. Рассказ «Человек на часах» — постановка и своеобразное разрешение философской проблемы понимания человеком его долга.
Доблесть и воинские подвиги всегда были в чести на Руси. Многие сразу вспомнят имена русских богатырей или великих полководцев. Однако Николай Семенович Лесков переносит действие своего рассказа о подвиге русского солдата в мирное время. Возможно, поэтому так долго он описывает тишину и необычайное спокойствие, которые царили на улицах Петербурга в тот момент, когда солдат Постников в первый раз услышал крики о помощи, доносившиеся из иорданской полыньи.
Часовой испытывает внутренний конфликт: броситься на помощь пострадавшему, но для этого оставить пост, или остаться на посту, твердо зная, что человек погибнет в ледяной купели. Уйти часовому с поста означало не просто нарушить присягу. За такой проступок солдата ждало суровое наказание: трибунал, каторга, а то и расстрел. Такие жесткие правила были введены в армии во времена правления Николая I.
Постников очень долго не решается помочь тонущему: его сдерживают долг службы и страх за свою собственную жизнь. И хотя, как пишет Лесков, «караул в тогдашнее время и не представлял ничего опасного», потому что ничего особого не требовалось, кроме «точного стояния на постах», а государь Николай Павлович уже вернулся с прогулки и давно видел третьи сны, в любой момент мог появиться проверяющий, и тогда часовому было несдобровать.
Однако человечность берет верх, потому герой совсем «истерзался сердцем», и молодой солдат оставляет свой пост, чтобы не дать сгинуть человеку в ледяном безмолвии Петербурга. Солдат сбежал вниз, к иорданской проруби, протянул утопающему приклад ружья и за штык вытащил его на твердый лед. Несчастный был мокрым и обессиленным, и Постников не бросил уставшего и замерзшего человека, а вывел на набережную, чтобы передать кому-нибудь, проезжавшему мимо.
На беду, таким проезжавшим оказывается офицер придворной инвалидной команды. Постников объяснил, что этот человек тонул, офицер его посадил в свои сани и увез, а часовой, как и положено, опять стал в будку. Офицер же сказал приставу, что это он спас тонущего, чем вызывал легкое недоумение (как он мог выйти сухим из воды), поэтому стали наводить справки.
А вот Постникова ждало много неприятностей. Все уже знали, что он оставил пост ради спасения. Его непосредственный начальник Н. И. Миллер стал советоваться с более опытным — подполковником Свиньиным. Тот не был бессердечным человеком, но был «службистом», то есть ставил во главу угла дисциплину и за всякое нарушение требовал наказания. Поэтому он распорядился посадить в карцер рядового Постникова, а потом решил безотлагательно доложить обо всем обер-полицмейстеру Кокошкину, в лице которого многие военные находили себе «могущественного и усердного защитника».
Генерал отреагировал по-деловому: он отдал распоряжение встретиться со всеми участниками истории, опросил потерпевшего (но тот в беспамятстве не смог узнать своего истинного спасителя), прочитал протокол, встретился с инвалидным офицером, пообещав ему награду за спасение утопавшего. Возможно, потому что перед этим долго не спал, возможно, потому что не было необходимости «усердно защищать» обычного рядового, но Кокошкин не придал значения словам пристава о том, что не мог спаситель быть сухим, а о первоначальной информации Свиньина совсем забыл, отправив его «спокойно почивать».
На следующий день он действительно вручил медаль инвалидному офицеру, и о деле часового можно было бы наконец забыть, но Свиньин «чувствовал в нем какую-то незаконченность» и, вспомнив через три дня о томившемся в карцере бедолаге Постникове, все-таки приказал высечь его перед строем «двумястами розог».
Изумленный Миллер призвал пощадить и простить бедного солдата, но услышал упрек в «не идущей военному человеку мягкости» и получил приказ присутствовать при экзекуции лично, обещав и самому приехать. Так и получил свою «награду» несчастный часовой: был высечен «при усердном содействии новоприбывших из армии молодых товарищей». Уже лежа в полковом лазарете, Постников абсолютно искренне поблагодарил военных начальников за «отческую милость», потому что, сидя трое суток в карцере, рассчитывал, по меньшей мере, на каторгу, а то и расстрел.
Унижение человеческого достоинства и торжество произвола усиливает присутствие владыки, в образе которого современники Лескова увидели портрет митрополита Филарета Дроздова. «Владыко» уверяет Свиньина, что «неполная истина не есть ложь». Более того, он «тихо журчащей речью» заверил полковника, что наказание для Постникова было гораздо лучше награды, ведь «воину претерпеть за свой подвиг унижение и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».
Позиция автора ясно выражена в последней главе: с иронией пишет он, что если бы ему была дана возможность проницать тайны бытия, то он мог бы знать, доволен ли бог «поведением созданной им смирной души Постникова». Но, причисляя себя к смертным, автор с уверенностью может утверждать только одно: всегда будут добрые люди, не ждущие награды за свои поступки. Именно у таких людей и нужно учиться человечности, милосердию, состраданию. И одна человеческая жизнь подчас дороже присяги, дороже любых наград и чинов.
По произведению: «Человек на часах»
По писателю: Лесков Николай Семёнович
Как же непроста и драматична дорога к обретению земного предназначения. Солдат Постников, оставляя свой пост, помогает незнакомцу выбраться из полыньи. Неужели человеческая жизнь этого не стоит? К сожалению, так считают единицы. А подполковник Свиньин и обер-полицмейстер Кокошкин делают все возможное, чтобы об этом проступке молодого солдата не узнал государь, иначе «шапки полетят у всех».
В итоге сложившуюся ситуацию доводят до абсурда, героизм же Постникова остается в тайне. Часовому назначают двести розог; вместо медали за спасение он получает фунт сахару и четверть фунта чаю.
Человек на часах
На уроках литературы мы проходили рассказ Николая Лескова “Человек на часах”. Я не могу сказать, что произведение мне очень понравилось – ведь в нем автор показывает плохие вещи.
Большинство героев – мелкие, трусливые, лицемерные люди. Но рассказ заставил меня о многом задуматься. В том числе, и о своем поведении, и о поведении своих знакомых, друзей и родных.
Главный герой произведения Лескова – часовой Постников. Он несет службу в дворцовом карауле. Его обязанность – стоять на часах, и ни при каких обстоятельствах не
покидать свою будку. В этом он клялся самому царю!
А за нарушение клятвы в те времена могли и в Сибирь отправить на каторгу, и даже расстрелять.
И вот солдат Постников оказывается перед очень трудным выбором. На его глазах в полынье тонет человек, и спасти его можно, но для этого придется покинуть будку… И нарушить клятву. Что делать в такой ситуации?
Как быть? Спасти другого и рисковать своей жизнью? Или позволить человеку утонуть, но уберечь себя от неприятностей?
Караульный все-таки выбирает первое. Он бросается на помощь утопающему и благополучно вытаскивает его на сушу. Но что же происходит
О поступке Постникова узнает его командир – подполковник Свиньин. И этот случай начальство называет “бедой” и “караулом”. Причем, не то, что чуть не утонул человек, а то, что часовой покинул будку… Все очень боятся, что о нарушении узнает царь и другие главные начальники.
Пытаются скрыть случай, и назначают Постникову двести ударов розгами, а потом тихонько запихивают его в лазарет. Вот такую награду получает главный герой за свою смелость и человечность! Да еще и рад, что отделался так легко.
А медаль за спасение получает совсем другой персонаж, присвоивший себе заслугу.
Я считаю Постникова хоть и отзывчивым человеком, но все-таки глупым и ограниченным. Он, конечно, поступил правильно, но так и не понял, в какой ужасной системе он живет. Часовой радуется розгам…
Это же каким запуганным нужно быть?
А вся система царской армии насквозь пропитана ложью, фальшью и лицемерием. Тупые офицеры не видят дальше своего носа и не ценят ничего выше, чем приказ. Это не люди, а марионетки, не способные на обычные человеческие чувства и переживания.
Автор высмеивает эту систему, а я не вижу в этом ничего смешного. И считаю, что в наше время тоже есть такие люди, как Свиньин и его сослуживцы. Для них самое главное – работа, долг, обязанности. А все остальное – не важно.
Конечно, у каждого есть какие-то обязанности, и их нужно выполнять, потому что иначе начнется бардак. Но если речь идет о человеческой жизни, то правила можно и нарушить. Это мое мнение, и я надеюсь, что все люди когда-нибудь это поймут.
Наверное, для того Лесков и писал свое произведение “Человек на часах”!
Главные герои и их характеристика
Смысл произведения «Человек на часах» Н.С. Лескова
Рождаясь, человек совсем не понимает своего предназначения. Это долгая осмысленная дорога к своему счастью. Нередко у человека уходит вся жизнь на поиск смысла своего существования. Мы ищем, анализируем, сомневаемся, выбираем. От некоторых наших шагов зависит не только наша жизнь, но и окружающих.
Н.С. Лесков в своём рассказе «Человек на часах» постарался создать собирательные образы героев, чтобы показать, какими разными бывают люди. В произведении затронуто несколько тем.
Тема сострадания к ближнему
Военнослужащий поступил так, как велела его совесть. Да, он оставил свой пост. Однако от его выбора, действий зависела человеческая жизнь. Мог ли он поступить иначе? Стал ли он героем в глазах окружающих? Постников спас человека, но тем самым подписал себе приговор. Герой не стал равнодушно слушать стоны попавшего в беду. Оставив свой пост, он побежал на помощь. Сложная ситуация. С одной стороны, военный устав. С другой — жизнь человека. Выбор очевиден для тех, кто обладает большим искренним сердцем.
Смысл произведения «Человек на часах» в том, чтобы показать великодушие и самопожертвование простого военнослужащего. Постников не мог слушать крики о помощи, ничего не предпринимая. Он не думал о своей дальнейшей участи. Герой внезапно осознал, что человеческая жизнь бесценна.
Тема произвола и несправедливости
Высшие военные чины боялись за свою дальнейшую карьеру. Геройский поступок Постникова служаки старались замять. Их абсолютно не интересовала жизнь человека. Персонажи думали только о себе. Они готовы были обвинить кого угодно, но самим остаться безнаказанными. Крайними при таком подходе к руководству всегда становились рядовые. Вся ответственность за содеянное падала на плечи простых военнослужащих.
Тема безразличия
Оценил ли поступок Постникова спасённый утопающий, ведь персонаж даже не сказал военнослужащему слов благодарности? Он просто был рад, что его отпустили. Ради этого персонажа Постников поставил крест на своей дальнейшей карьере. Однако если бы герой знал о таком исходе, он бы все равно не поменял своего решения.
Тема нравственности
Эта тема проходит через весь рассказ. Постников не гонится за славой. Ему не нужно, чтобы о его героическом поступке говорили все вокруг. Герой поступил по совести, он не мог по-другому. Он не считает содеянное чем-то благородным. Для Постникова очевидно, что любой честный и порядочный человек поступил бы так же. В душе героя спокойствие и умиротворение, ведь он спас жизнь утопающему.
Проблематика
Смысл
Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.
Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.
Автор: Вероника Пакшина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!