в чем смысл яиц фаберже
Почему Карл Фаберже начал делать яйца?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Российский ювелир Карл Фаберже прежде всего известен пасхальными яйцами, которые ценят коллекционеры по всему миру. Но почему именно яйца? Это не самая очевидная форма для ювелирного изделия.
Дарить яйца на праздник Пасхи — древняя православная традиция, которую особо любят в России. По преданию, одна из жен-мироносиц, Мария Магдалина, после вознесения Христа отправилась с проповедью о Спасителе в Рим. Там она поздравила императора Тиберия словами «Христос Воскресе!», подарив ему куриное яйцо. Император не поверил словам женщины и ответил, что мертвый не может ожить, так же как и это белое яйцо не может покраснеть. Внезапно подаренное яйцо стало красным, а Тиберий убедился в истинность слов Марии.
Все началось в 1885 году, когда император Александр III заказал у петербургского ювелира Карла Густавовича Фаберже первое яйцо для своей супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Император познакомился с Карлом Фаберже на выставке в Москве, где высоко оценил работы его мастерской.
Императорское пасхальное яйцо «Курочка» из коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Фото Михаил Овчинников/wikimedia.org
Первое ювелирное яйцо, которое изготовила фирма Фаберже, — «Курочка». Название оно получило из-за сюрприза, который находился внутри — маленькой фигурки курицы из цветного золота. Подарок настолько понравился Марии Федоровне, что император стал заказывать яйца на каждую Пасху, а Карл Фаберже получил должность придворного ювелира. Требование к изделиям было всего одно: внутри яйца обязательно должен был быть сюрприз. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию и заказывал у ювелира сразу два яйца: для овдовевшей матери Марии Федоровны и своей супруги, Александры Федоровне.
Бесценные яйца. Как русский немец Карл Фаберже прославил свой ювелирный бренд на весь мир
Со смерти создателя знаменитых драгоценных яиц Карла Фаберже минул уже 101 год. Российский немец по происхождению, он начинал как скромный наследник ювелирного дела отца, но сумел стать одним из крупнейших поставщиков украшений для императорского двора и прославить своё имя на века. Какой вышла история его жизни и что случилось с легендарным домом Фаберже — вспоминает «Секрет».
О Карле Фаберже часто говорят как об основателе одноимённого ювелирного дома. Однако основал компанию «Фаберже» вовсе не он, а его отец — Петер Густав Фаберже, выходец из балтийских немцев и французских гугенотов. Предки Карла изначально носили другую фамилию — Фаври, но в процессе переездов из страны в страну она изменилась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и в конечном счёте на Фаберже.
Своё ювелирное дело Фаберже-старший открыл в 1842 году в Петербурге, куда в 1830-х переехал из Эстонии с женой Шарлоттой Юнгштедт. Звание ювелирного мастера он получил годом ранее, завершив обучение у известного в ту пору изготовителя золотых шкатулок Андреаса Фердинанда Шпигеля. Первый магазин Фаберже располагался на Большой Морской улице.
Первый сын и наследник — Карл — появился в семье в 1846 году. Начальное образование мальчик получил в петербургской гимназии Святой Анны, где учились представители низших сословий дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьёй в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение.
Его отец понимал, что его преемник должен получить соответствующую подготовку. Поэтому, как было принято в те времена, окончив среднюю школу, Карл отправился в длительное путешествие по Европе — продолжать обучение и расширять кругозор. В 18 лет Фаберже повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, где почерпнул множество идей для своей будущей работы.
За Карлом Фаберже в молодые годы закрепилась слава не столько ювелира, сколько учёного. Вернувшись в Петербург в 1864 году, он занимался исследовательской и реставрационной работой. В частности, с 1867 года юноша изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. Тем временем стареющий Густав окончательно удалился от дел и обосновался в Дрездене, передав управление фирмой, где числилось около 100 мастеров со всей Европы, управляющему Зайончковскому. Но уже в 1872 году Карл Фаберже вступил в должность главы семейного дела и взял бизнес в свои руки.
Печальная история Карла Фаберже и самых дорогих в мире пасхальных яиц
Главный ювелир императорского дворца считал себя бездарностью
Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье немца и датчанки. У отца была своя ювелирная мастерская, и по традиции тех лет сын должен был в итоге перенять его дела. Когда Карлу было 26 лет, он не только продолжил начатое отцом, но и превратил его ювелирную компанию в одну из самых известных в мире.
Карл любил старину и ездил по миру в поисках ранее неизвестных ювелирных техник (и таки воскресил позже моду на эмаль). Получивший престижное образование в Европе, на родине Фаберже бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже, чтобы познакомиться с русской стариной. О его личной жизни известно только то, что в это время он женился и обзавелся тремя сыновьями, но на этом подробности заканчиваются.
Однажды работу его ювелирного дома увидел на выставке император Александр III. Он был потрясен и решил заказать у ювелира пасхальный подарок жене Марии Федоровне. Так в 1885 году появилось первое драгоценное яйцо из коллекции, покрытое белой эмалью, внутри которого находились желток и курочка из золота, а в птице — ювелирные украшения. Это была не оригинальная идея: она основывалась на задумке самого царя, который хотел угодить жене и сделать подарок, напоминающий ей о родине (такое же яйцо хранилось в музее в Дании). Мария Федоровна была в таком восторге, что император решил сделать это традицией, а Фаберже — назначить ювелиром дворца.
Традицию продолжил его сын Николай II, который каждую Пасху дарил два яйца: своей овдовевшей матери и жене Александре Федоровне. Как будет выглядеть яйцо, заказчик никогда не знал: это оставляли на усмотрение ювелиров. На создание одного яйца в среднем уходил год.
При этом мсье Фаберже своими руками знаменитые на весь мир произведения искусства не создавал: на него трудился штат именитых мастеров. Он только рисовал эскизы и руководил работой, считая себя бездарным ювелиром. Когда однажды его спросили, как научиться ювелирному делу, он в шутку ответил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били — вот ничего и не вышло».
Революция, насильственная приватизация, побег и депрессия
За последующие 32 года ювелирный дом создал еще как минимум 71 яйцо по принципу матрешки (внутри непременно был какой-то сюрприз). Десяток яиц мастерской Фаберже сделали по заказу царя Александра, еще 40 — для семьи его сына.
Так как все представители русской знати в те годы были знакомы между собой, вести о мастерстве Фаберже распространялись со скоростью звука. Каждая богатая семья непременно хотела себе драгоценности от Фаберже. Заказы множились, а с ним ширился и бизнес — компания переехала в специально отстроенное здание на Большой Морской, 24, чтобы там поместилось 500 мастеров и художников. Впоследствии открылись также офисы в Лондоне и Киеве.
А затем начался кризис, и спрос на драгоценности упал. Дом Фаберже не растерялся и стал выпускать медную посуду.
В 1917 году случилась Октябрьская революция, перечеркнувшая все амбициозные планы ювелира. Пришедшие к власти большевики признали все мастерские и магазины Фаберже государственной собственностью (кое-что из драгоценностей его сын успел вывезти из страны). Часть находившихся там произведений прибрали к рукам, еще часть продали за бесценок через «Антиквариат». Потом был голод, и некоторые драгоценности перепродавались не один десяток раз, так что установить местоположение многих из них едва ли возможно.
Богач Фаберже стал классовым врагом и почти год скрывался от советской власти. Только в сентябре 1918-го ему удалось вместе с матерью нелегально выбраться из родного города под видом курьера иностранного посольства и уехать в Финляндию. За следующие два года ювелир исколесил десяток стран и городов, пока на старости лет окончательно не осел с семьей в Швейцарии. Все случившееся было для Карла слишком тяжелым потрясением. Два года после побега он находился в депрессии и умер от проблем с сердцем осенью 1920-го.
Впрочем, не умерло его имя. Сын Евгений решил возродить дело отца и открыл ювелирный дом Фаберже в Париже — сейчас там работает его правнучка. Чтобы купить драгоценность от Фаберже, необязательно продавать почку или быть императором: цены там бывают даже ниже, чем у заклятого конкурента на протяжении более чем сотни лет — Картье.
В России тоже помнят о мастере и в 2013 году даже открыли музей его имени, в коллекции которого представлено девять императорских пасхальных яиц, которые удалось выкупить из разных коллекций по всему миру.
Ювелир Его Императорского величества: Карл Фаберже, или история ювелирного мастерства
Близится праздник Светлой Пасхи, символом которого являются пасхальные яйца. Сейчас существует множество их вариаций: от простых крашенных до созданных в сложных творческих техниках. Но верхом мастерства и по сей день считаются яйца Фаберже. Так чем же они славятся, и кем был сам Карл Фаберже, имя которого известно каждому?
Петер Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года, российский немец по происхождению. Его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. Отец Густав Фаберже родился в Лифляндии (прибалтийский немец) от онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта. В начале 1840-х Густав Фаберже основал в городе на Неве ювелирную мастерскую, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.
Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Повзрослев, Карл Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана.
Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Северную Пальмиру. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности и накапливал идеи и изучал работы великих мастеров.
В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы со штатом в 100 рабочих.
В этом же году Карл женился на Огюсте Джулии Джейкобс (Августы Юлии Якобс), которая родила ему четверых сыновей (Евгений, Агафон, Александр, Николай), продолживших династию ювелиров.
Огюста Джулия Джейкобс (Августа Юлия Якобс) и Карл Фаберже
Молодой Фаберже не пропускал ни одного приёма, ни одной выставки, знакомился с юными талантами. Самородки сразу получали приглашение в Санкт-Петербург. Компания стала расти, увеличивая число специалистов: камнерезов, художников, огранщиков. Себе он оставил скромную роль идейного вдохновителя и судьи. Если что-то выходило не так, не нравилось хозяину, изделие тут же переделывали.
Следует отметить главный факт, что Карл Фаберже лично не создавал ювелирные изделия, а участвовал в разработке эскиза и руководил производством. Сам Фаберже не относил себя к талантливым ювелирам а, наоборот, был даже убеждён в своей бездарности.
Однажды его спросили, что нужно для того, чтобы научиться ювелирному делу. В ответе присутствовало слово «ремень», о котором он пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били — вот ничего и не вышло».
Может сложиться мнение, что Карл Фаберже незаслуженно пожинал плоды славы своих ювелирных изделий, но это не так. Только благодаря его чуткому руководству, тонкому вкусу и стремлению к совершенству его фирма вышла на новый уровень.
В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве его работы были оценены очень высоко. И, что очень важно, его работы заинтересовали императора Александра III, и уже через год последовал первый царский заказ, который коренным образом изменил жизнь главы ювелирной фирмы.
Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. Заказал изделие император для супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри — в золотом «желтке» — курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.
Идея яйца, в котором прятался сюрприз, принадлежит не Карлу Фаберже: первые экземпляры яиц появились в XVIII столетии. Подобные изделия хранились в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар. Российский царь пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине.
Творения мастерской Карла Фаберже настолько потрясли Александра III, что ему было позволено включить изображение двуглавого орла на своём фирменном знаке и дано звание «Ювелир Его Императорского величества». А Фаберже после этого с полным основанием величал себя «Поставщиком Высочайшего двора».
Знаки качества и отличия фирмы Фаберже
В царской семье появилась новая традиция: каждый год на Пасху изготавливалось по одному яйцу. Продолжая традицию отца, Николай II просил изготавливать по два экземпляра — для своей семьи и для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, своей матери. Похожих яиц не было, каждое напоминало о каком-либо знаковом для империи событии.
Первоначально эскизы обсуждались с царём, но позднее все шедевры Фаберже готовил самостоятельно. Николаю II нравилось находить неожиданности, что оказывались внутри.
Изготовление яйца было очень затратным по времени, некоторые изделия изготавливались целый год, а некоторые, особо сложные в производстве, — несколько лет. Много искусных мастеров, собранных со всего мира, трудились над каждым изделием, а негласно главным ювелиром фирмы считался Михаил Перхин — самородок, которого Карл привёз из Карелии. До сих пор сохранившиеся экземпляры со знаком «М.П.» особо ценятся среди коллекционеров.
Михаил Евлампиевич Перхин — главный мастер фирмы Фаберже
«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже, которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для Феликса Юсупова, герцогини Мальборо, Ротшильдов.
Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «неювелирными». Но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже фирма выставляла свои ювелирные изделия вне конкурса, однако получила золотую медаль, снискав признание парижских ювелиров. Кроме того, Петер Карл Фаберже был удостоен самой престижной французской награды — ордена Почетного легиона. Награды получили также двое его сыновей и главный мастер-ювелир фирмы. С коммерческой точки зрения Всемирная выставка прошла очень успешно: фирма Фаберже получила множество заказов и приобрела клиентов по всему мире.
Орден Почетного Легиона
На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи — Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство.
Главное здание фирмы Фаберже
Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными.
Торговый дом выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра. Последнее яйцо было преподнесено Николаю II в 1916 году и называлось оно, выполненное в виде снаряда, «Стальное».
Яйцо «Стальное» с миниатюрой на мольберте
После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже.
Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.
Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».
Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце.
В сентябре 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.
миллиардер Виктор Феликсович Вексельберг
Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Предлагаем насладиться творениями династии Фаберже, которые поистине уникальны.
Яйцо «Херувим и колесница». 1888
Яйцо «Датские дворцы». 1890
Яйцо «Память Азова». 1891
Яйцо «Алмазная сетка». 1892
«Кавказское яйцо». 1893
Яйцо «Ренессанс». 1894
Синее яйцо — часы со змеей. 1895
Яйцо «Бутон розы». 1895
Яйцо «Портреты Александра III». 1896
Яйцо «Коронационное». 1897
Яйцо «Московский Кремль». 1906
Яйцо «Лавровое дерево». 1911
Как вы относитесь к творчеству Фаберже? И какое изделие вам больше всего нравится?
В чем смысл яиц фаберже
Сегодня имя Фаберже известно всему миру. Одни из самых вожделенных лотов на мировых аукционах, таких как Sotheby’s и Christie’s — изделия Фаберже. Самые влиятельные коллекционеры мира борются за обладание заветными вещицами: эмалевыми чарками, нефритовыми шкатулками, серебряными подстаканниками, фирменными рамочками в технике гильоше, настольными принадлежностями с самоцветами, и конечно же, императорскими яйцами Фаберже.
1 Сколько яиц Фаберже?
За время существования под руководством Фаберже, ювелирный дом выпустил 71 яйцо. 52 яйца были заказаны императорской семьей, остальная часть создавалась для частных покупателей, к примеру, одним из них был был предприниматель Кельх, для него Фаберже изготовил семь яиц. На сегодняшний день эти уникальные произведения хранятся в девяти странах мира: двадцать пять штук находятся в России, девять из которых представлены в коллекции господина Вексельберга в Шуваловском дворце. Двадцать два яйца находятся в Соединенных Штатах. В остальных странах хранятся не единичные экземпляры. Досадный факт, что на сегодняшний день ничего не известно об одиннадцати яйцах. Возможно, они утрачены навсегда.
Фото яиц из коллекции Шуваловском дворце, @перербурженка ЯндексДзен
2 Нашумевшая находка
Фото с официального сайта галереи Wratski
история обретеного шедвевра
в 2014 году весь мир облетела новость о невероятной находке еще одного императорского яйца Фаберже. ЧИТАТЬ
3 Фаври — Фаберже
Корни семи Фаберже уходят в глубь XVII века во Францию, когда члены этой семьи еще носили фамилию Фаври. Смена фамилии на Фаберже способствовала нестабильная политическая обстановка во Франции и массовые притеснения протестантов. Именно по религиозным убеждениям семья совершила побег из Франции, сменив фамилию на Фаберже.
4 Основоположник династии
Положил начало ювелирной династии Густав Фаберже, уроженец эстонского города Пряну. Чтобы учиться ювелирному мастерству, Густав в 16 лет приехал в Россию и уже в 27 стал полноценным мастером ювелирного дела. Принято считать годом основания компании Фаберже 1842 год, когда Густав открыл в самом престижном районе Санкт-Петербурга свой первый магазинчик.
5 Империя Фаберже
В 1846 году у Густава родился сын, Карл — мастер-ювелир, который впоследствии прославит имя Фаберже на весь мир. Как и его отец, Карл с любопытством изучал ювелирное дело, не только в России, но и в Европе. После кругосветного турне, где молодой человек постигал азы ювелирного мастерства, в возрасте 26 лет, Карл продолжил ювелирное дело отца в Петербурге. В то время, когда все ювелиры-современники придерживались в своих работах традиционных течений — стиля рококо и ампир, молодой мастер экспериментировал в стиле модерн, завоевывая каждый раз призовые места на международных ювелирных выставках и внимание публики, в том числе поклонниками его мастерства стали монаршие особы. Благодаря риску и смелости Карла Фаберже были заложены первые «кирпичики» ювелирной Империи.
6 «Фаберже — несравненный гений нашего времени». — Мария Федоровна Романова
Яйца Фаберже были главной светской интригой Императорского двора на протяжении нескольких лет. Каждый год, в канун Светлой Пасхи, вся императорская семья и приближенные предвкушали каким будет очередной шедевр от мастера. По заказу императора Фаберже создавал для императрицы знаменитые пасхальные яйца, напоминающие ей о детстве в Дании — пасхальное яйцо и сюрприз внутри. И каждый год один ювелирный шедевр превосходил другой.
Фото яиц из коллекции Шуваловском дворце, @перербурженка ЯндексДзен
7 Украшения от Фаберже на любой кошелек. Такое может быть?
8 Шутки в сторону! И это тоже Фаберже.
А вы знали, что ювелиры оттачивали свое мастерство не только в классическом направлении, но решались на смелые эксперименты? Взгляните на уникальный натюрморт 1905 года — «Пролетарский завтрак». Яйцо с янтарным желтком разбито на кирпиче из яшмы, покрытого обрывком газеты «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» от 18 октября 1905 года с текстом Высочайшего Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанного Николаем II (прототип конституции РФ), серебряные мухи прилетели на запах серебряной селедки, в хрустальном стакане осталась недопитой водка, еще дымится окурок из кварца.
ПО ЭСКИЗАМ МАСТЕРА
9 Закат династии придворных мастеров.
После революции все поменялось, Дом Фаберже переживал тяжелые времена по известным причинам. Репрессии, эмиграция, разорение. Было так, что под одним именем Фаберже работали две компании: одна производила парфюм в Соединенных Штатах, другая была зарегистрирована сыновьями Карла.
10 Возрождение
В 2007 году крупный бизнесмен Брайн Гибертсон из Южной Африки выкупил все права на имя Фаберже, мечтая возродить былое величие ювелирного дома. Сегодня усилиями лучших современных мастеров имя Фаберже получило вторую жизнь и продолжает традиции вечного из искусств — ювелирного мастерства, но уже не в России.
Если вас вдохновляет искусство и история, мы рекомендуем вам посмотреть потрясающий фильм Патрика Марка и компании Arts Alliance о феномене имени Фаберже, где детальные съемки и интереснейшие факты затягивают с первой минуты. Документальный фильм «Фаберже: жить своей жизнью» (Fabergé: A Life of Its Own)