в чем смысл высокой моды
В чем смысл высокой моды
Бесплатный онлайн-вебинар «Как стать дизайнером интерьера»
Зарегистрироваться
Стань fashion-блоггером и работай в Итальянской школе моды
Узнать подробности
Пакет курсов Illustrator и Photoshop для дизайнера одежды с нуля с большой скидкой! Узнать подробности
Неделю назад в Милане проходил показ в рамках Недели моды, где у моделей, которые демонстрировали одежду, было 3 груди.
Только в прошлом сезоне Gucci демонстрировал новую коллекцию на моделях, которые несли в руках свои головы.
Бывают менее эксцентричные варианты: например Calvin Klein на показе этого сезона похоже что попытался надеть на моделей сразу все вещи из своей коллекции и предложил так одеваться в офис.
И логично, что у очень многих из вас возникает вопрос — зачем дизайнеры показывают на подиуме нелепые или безумные коллекции, вещи из которых никто никогда носить то и не будет.
Сегодня преподаватель курса “Дизайнер одежды” Юлия Кулакова расскажет о том, зачем нужны показы мод и почему они бывают такими чудными.
Хотите научиться дизайну одежды с нуля?
Пройдите обучение, не выходя из дома, в Италии на курсе “Дизайнер одежды с нуля”. Всего за полгода вы станете профессиональным дизайнером одежды, даже если никогда раньше этим не занимались.
Зачем вообще нужны показы мод?
Любой показ — это не просто демонстрация одежды из новой коллекции: fashion-дизайнеры хотят донести до зрителя определенную идею. Например, образ женственности 50-х годов или панк-образ.
Показ становится шоу, благодаря которому дизайнер может ярче донести свою идею.
Для передачи идеи используются музыка, под которую идут модели, выбирается определенное место, делается специальная стилизация. Так дизайнеры как бы переносят зрителя в другой мир.
А ведь известно, что любой предмет продается лучше и дороже, если за ним стоят образ и история.
Почему же некоторые показы выглядят так странно?
Здесь есть 2 объяснения:
Эпатаж как новый тренд
Во все времена двигателями моды обычно становятся очень смелые и не боящиеся нового дизайнеры.
Сейчас, кажется, что все силуэты уже были придуманы и изменению не подлежат, но все еще находятся храбрецы, готовые экспериментировать. Например, Vivienne Westwood, Alexander McQueen, Демна Гвасалия, Raf Simons и многие другие дизайнеры и бренды продолжают создавать что-то новое.
Новое всегда кажется странным и поэтому зачастую для большинства людей подобные дизайны выглядят чересчур радикальными.
Коко Шанель (которую сегодня все считают классическим представителем моды), изначально тоже считалась скандальным кутюрье. Она предложила носить модникам одежду, сделанную из джерси. А в те времена ткань джерси носили бедняки.
И поэтому бывает, что когда дизайнер на подиуме показывает свою идею эпатажно, тем самым он задаёт новый fashion-тренд.
К примеру, Андре Курреж в 60-е годы показал на подиуме космическую коллекцию, (что было абсолютно новым и странным на тот момент). И этот тренд сразу же вошёл в моду.
Зачем и кому нужны недели моды? Устарел ли этот формат? Отвечают профессионалы индустрии
Летом Шведский модный совет принял решение об отмене недели моды в Стокгольме. Генеральный директор Дженни Розен обосновала его тем, что традиционный формат недели моды с показами и презентациями устарел: «Мы должны оставить прошлое в покое и стимулировать развитие платформы, которая актуальна для современной индустрии моды. Мы можем адаптироваться к новым требованиям, достичь целей в области устойчивого развития и установить новые стандарты». Из всего заявления Розен модная общественность сфокусировалась на устойчивом развитии — то есть на том, что традиционный формат показов неактуален, неэкологичен и не соответствует его принципам. И это правда: достаточно вспомнить случай с показом Saint Laurent, нарушившим нерест редких эндемичных рыб на пляже Малибу и повредившим их популяции.
Классические модные показы не слишком подходят современному миру соцсетей, обилия информации и моментального ее распространения: брендов (и показов) стало слишком много, а зрители толком не успевают познакомиться с коллекцией за несколько минут дефиле.
Из профессионального мероприятия для прессы и байеров модные показы превратились в развлекательные события. В первом ряду главредов модных изданий теснят инстаграм-знаменитости и инфлюенсеры, а на некоторые показы можно даже купить билеты: так, на прошедшей в Лондоне неделе моды Британский модный совет провел несколько открытых для широкой публики мероприятий, и цены на пригласительные начинались от £135.
Попытки перепридумать традиционный формат, когда женские и мужские недели моды разнесены в календаре, уже предпринимались. Так, в сезоне осень-зима 2018 Американский совет модельеров совместил женские и мужские показы, чтобы привлечь к последним внимание профессиональной публики, но ничего путного из этого не вышло, и в итоге Нью-Йоркская неделя моды вернулась к привычному расписанию.
Что мы имеем в итоге: с одной стороны, показы продолжают проходить, с другой — многие бренды отказываются от них в пользу презентаций, перформансов и медиакампаний. О том, выживет ли традиционный формат в дальнейшем и что может прийти ему на смену, Esquire спросил тех, кто обеспечивает коммуникацию между дизайнером и его аудиторией, — то есть PR-специалистов и организаторов шоурумов.
Анна Дюльгерова, PR-консультант
«Я полагаю, недели моды, показы и презентации никуда не денутся — личное общение и впечатление становятся еще более важными, и никакая дополненная реальность не заменит их, я просто в это не верю.
Плюс недели и показы — большая часть экономики модной индустрии, и даже суперпрогрессивные бренды для презентации своих коллекций выбирают традиционные показы. Другое дело, что векторы будут сдвигаться в зависимости от того, в каком городе «место силы», и конкуренция между неделями моды продолжит расти. Сейчас, например, Pitti Uomo интересует многие бренды как площадка больше Парижской недели моды — просто потому, что Pitti Uomo [стоит] раньше всех в расписании и редакторы и байеры еще не устали от бесконечной демонстрации достижений легкой промышленности».
Кирилл Ильичев, генеральный директор Московского экспортного центра, соорганизатор шоурума MODE: MOSCOW, представившего российские марки (Ruban, Alena Akhmadullina, Outlaw и другие) на неделе моды в Париже
Показ — это десять минут праздника, которому предшествуют полгода основательной подготовки. При этом, как я уже понял в процессе работы с представителями фэшн-индустрии, для того, чтобы все важные гости пришли в обозначенные время и место, пресса поддержала, а байеры обратили внимание, как минимум планеты должны выстроиться в ряд: что в Париже, что в Москве каждый день проходит множество модных мероприятий — выдержать жесткую конкуренцию, особенно если ты молодой дизайнер без серьезных связей, крайне сложно.
Шоурум в этом смысле более удобен, особенно когда марки-дебютанты стоят рядом с уже известными — иногда байеры приходят на хорошо знакомые имена, а потом видят что-то новое и пишут заказ не на два бренда, как планировали ранее, а, скажем, уже на пять. В плане пиара похожая история: одним журналистам нужны новые лица, другим — проверенные хедлайнеры. В итоге и те и другие получают то, что хотят. В ходе реализации MODE: MOSCOW мы сталкивались с различными сложностями и особенностями функционирования индустрии — проект такого масштаба требовал сил, времени, опыта и нервов всей команды, но первые результаты уверенно говорят о том, что формат шоурума точно эффективен: у прессы и байеров была возможность внимательно отсмотреть бренды, у дизайнеров — выйти на новый уровень. Шоурум или показ? Думаю, одно другому не противоречит — тут уж каждый дизайнер сам выбирает, исходя из собственных возможностей.
Наталья Моденова, соосновательница агентства и шоурума More Dash (Chakshyn, Ksenia Schnaider и другие бренды) и международной образовательной платформы Fashion Tech Summit
Формат показов уже давно не такой актуальный, как раньше. Интернет и соцсети поменяли и продолжают менять индустрию, это касается в том числе и показов. Раньше показ был уникальным и эксклюзивным действом, к котором допускались только профессионалы — в первую очередь, пресса и байеры, — и нужные для развития брендов люди, а сейчас это сильно поменялось. То, что появляется на подиуме, моментально появляется и в соцсетях тех, кто присутствует на показе, в аккаунтах брендов и дизайнеров, и из-за этого состав гостей тоже изменился: зачастую вместо экспертов отдается предпочтение людям-медиа, людям-аккаунтам, инфлюенсерам. Показы делаются ради контента.
Это не хорошо и не плохо, но так есть, и из-за этого показ моментально попадает на обозрение всем — без какой либо обработки и какого-либо осмысления. Этот важный момент осмысления показов потерялся и ушел на второй план, и поэтому теряется часть идей, которые вкладывает дизайнер, креативный директор и вся команда — а над показом работает огромная команда, и это всегда колоссальные вложения для бренда. Не все месседжи остаются услышанными, несмотря на то, что показ тиражируется.
Примером может быть последний показ Balenciaga, где все обсудили скулы, синий цвет, ООН. Конечно же, эти образы были заложены дизайнером, но за бортом осталось то, что на показе распыляли ароматы — это была специально подготовленная коллаборация, за которой стояла своя идея: это были ароматы власти, денег, что, конечно, дополняло и общую идею показа.
Если говорить о молодых дизайнерах, для них это очень дорого. Я знаю дизайнеров, которые выходили на тот уровень, чтобы показываться в официальном расписании Парижской, Миланской или Нью-Йоркской недель моды. Но в итоге это слишком большие затраты для бренда, которые себя не оправдывают. Первый показ — это всегда хорошо, это хайп, новое внимание, а потом это такая тяжелая ноша, которую дизайнеру приходится нести. Это не может продолжаться долго.
Показы целесообразны только для самых больших брендов, а средние и маленькие могут проявить себя другими способами: презентациями в шоуруме, хэппенингами на улице, социальными акциями. Все это должно вести к развитию бренда и продажам, которые происходят в шоуруме. Поэтому чем лучше шоурум у дизайнера, тем сильнее его присутствие на рынке.
И еще, показ — это монолог, и это тоже не то, что сейчас релевантно: важнее диалог. Поэтому нетворкинг-форматы для модной индустрии работают лучше.
Haute couture: тайны и мифы высокой моды
Показы Haute couture привлекают огромное внимание. Красивые манекенщицы, эпатажная публика, среди которой много знаменитостей, блеск прожекторов, роскошные, но не носимые наряды… В чем секрет этой индустрии, почему она так притягательна?
Haute couture – произносится «от кутюр», в переводе означает «высокое портновство». Кутюрье – это художник-модельер, работающий в индустрии Haute couture и создающий модели одежды, отличающиеся высочайшим художественным уровнем.
Человек, создавший Синдикат высокой моды
Возможно, вы удивитесь, но этот Синдикат был создан уже давно, во второй половине XIX века. Его учредил знаменитый английский портной Чарльз Уорт. Он переехал из Лондона в Париж и стал там работать. Сначала он трудился в одном из швейных ателье, где обшивались состоятельные дамы.
Затем он женился на коллеге по работе – манекенщице Мари Верне и стал создавать для любимой жены очаровательные модели платьев и шляпок. Ее наряды стали пользоваться большим успехом среди состоятельных клиенток, они просили Чарльза сшить им такие же вещи.
Дело разворачивалось. Через какое-то время Чарльз Уорт нашел богатого шведа и попросил его вложить деньги и стать компаньоном. Благодаря этому стартовому капиталу Уорт открыл во французской столице свой Дом моды.
Его клиентками стали многие богатые парижанки, это были аристократки и знаменитые дамы того времени, в их числе и знаменитая актриса Сара Бернар, чье имя тогда гремело на подмостках Европы и Америки. Клиентки приезжали к Уорту не только из Европы, но даже из-за океана.
Модельер предлагал клиенткам огромный ассортимент различных материалов. Он ввел идеальную подгонку по фигуре (характерную для британской портновской школы). Для этого проводились примерки.
Модельер первым стал устраивать показы, на которых демонстрировал созданную им одежду. Они проводились 4 раза в год, в соответствии с сезонами. На этих показах клиентки выбирали понравившиеся модели, затем в доме моды их отшивали с учетом конкретных размеров клиентки, из тканей, которые она хотела.
Благодаря Чарльзу Уорту портные приобрели ранг кутюрье, а портновское мастерство стало искусством.
Требования к изделиям высокой моды
Сейчас Синдикат высокой моды – это объединение модных домов, обшивающих светскую и финансовую элиту общества. Он включает ведущие парижские дома моды. Их цель – разработка коллекций уникальных эксклюзивных моделей, изготовленных в одном экземпляре для людей, стремящихся подчеркнуть свое богатство, индивидуальность и высокое общественное положение.
Количество домов высокой моды может меняться, но, как правило, их не более 20 (плюс-минус). Звание «кутюрье» вправе носить исключительно член Синдиката. Организация строго следит за соблюдением авторских прав в области моды и запрещает копировать авторские модели.
Чтобы вступить в Синдикат, необходимо соответствовать строгим требованиям. Прежде всего, пошив одежды должен осуществляться во многом вручную. Чарльз Уорт не признавал фабричных вещей, он считал, что ручная работа гарантирует уникальность вещей и их высокое качество. С тех пор это требование не меняется, до сих пор количество машинных швов должно составлять не более 30% (!).
Также надо иметь высокий оборот, несколько бутиков в Париже и пр.
Сотрудники домов высокой моды обладают узкой специализацией: одни заняты исключительно вышивкой, другие работают с перьями и т. д. Это обеспечивает высокий уровень профессионализма. Штат сотрудников в среднем составляет 5000 человек, при этом швей – 2000.
На каждую вещь уходит от 100 до 400 часов работы (!). При этом делают не меньше трех примерок, благодаря которым вещь идеально сидит и улучшает фигуру.
Стоимость изделий высокой моды
Вещи haute couture стоят баснословно дорого. Например, за платье, сшитое в доме высокой моды, придется заплатить от 25 000 до 100 000 тысяч долларов, за костюм – от 16 000 долларов, за вечерний наряд – от 60 000 долларов.
Прет-а-порте
Прет-а-порте (в переводе «готовое к носке») – это модели, запускаемые домами высокой моды в массовое производство. В отличие от вещей haute couture, которые создаются в единственном экземпляре, одежда прет-а-порте тиражируется. Серии делаются небольшими, вещи продаются в фирменных бутиках.
Такие коллекции готовой одежды служат важным источником доходов модных домов.
Вещи прет-а-порте стоят значительно дешевле, чем изделия, сшитые в домах высокой моды.
Попутно отмечу, что есть фирмы, ориентированные на масс-маркет и не имеющие отношения к Синдикату высокой моды, но умеющие очень удачно сочетать новейшие модные тренды с демократичной ценой. Среди них лидируют всемирно известные бренды Zara и Mango.
Кто является клиентами домов высокой моды
Для домов высокой моды «золотым» временем были годы, наступившие после окончания Второй мировой войны. Тогда эта индустрия бурно развивалась. Но даже в то время заказывать одежду в модных домах у лучших кутюрье могли позволить себе всего лишь 15 000 клиенток.
В настоящее время количество таких женщин значительно сократилось: одежду там заказывают примерно 2 000 представительниц прекрасного пола. Ну, а постоянными клиентками этих домов являются всего лишь 200 человек.
На чем дома высокой моды зарабатывают деньги
Модные дома имеют малочисленную клиентуру, но при этом у них огромный штат персонала с использованием ручного труда. Учитывая эти факторы, изготовление уникальных, эксклюзивных предметов одежды приносит очень небольшую прибыль.
Однако есть другой важный фактор. Модные дома прикладывают огромные усилия, чтобы создать известный бренд и громкое имя, а зарабатывают они на другом. Основную прибыль им приносят: парфюмы, косметика, колготки, эксклюзивная бижутерия.
Большинство женщин не в состоянии купить себе платье haute couture или прет-а-порте. Зато многие из них могут приобрести туалетную воду, помаду, колготки от знаменитого дома моды и при этом почувствовать себя причастной к миру роскоши и люкса.
В чем смысл высокой моды
История Высокой моды (Haute couture) уходит своими корнями во Францию 19 века, а имена современных кутюрье, которые изготавливают коллекции для ежегодных показов, постоянно попадают на страницы именитых изданий. Высокая мода, это не отдельный стиль в одежде для избранных. Это мировая культура, в продвижении которой участвуют как известные Дома одежды, так и популярные модели, предлагая миру на Неделе Высокой моды новые коллекции, порой вызывающие восторг и противоречивые мнения.
Высокая мода в Париже
Совершенно очевидно, что впервые Высокая мода появился во Франции — «мекке» мировой моды. В 1858 году английский дизайнер Чарльз Фредерик Уорт открыл в Париже первый дизайнерский Дом одежды Уорта (House of Worth) и начал поставлять платья ко двору французской императрицы Евгении (Эжени де Монтихо).
Позже Уорт был назначен придворным дизайнером и одевал всех известных людей того времени, таких как актриса и светская львица Лилли Лэнгтри, шведская оперная певица Дженни Линд и театральная актриса Сара Бернар.
Высокая мода и терминология «Haute couture»
Когда Чарльз Фредерик Уорт открыл свой первый Дом моды в середине 19 века — он популяризировал термин «Haute couture», означающий буквально «высокое шитье» и имеющий французскую этимологию слова.
Этот термин означает изготовление одежды вручную и удаление внимания качеству мелких деталей. На такой одежде не должно быть ни одной погрешности — висящих ниток или грубых кривых строчек. Кроме этого, продукция шьется только на заказ и под индивидуальную фигуру клиента.
Такая одежда как в 19 веке, так и сейчас — не имеет фиксированной цены, а ее ценность основана на финансовом достатке самого заказчика. Иными словами, цена на эксклюзивную коллекцию, которую шьет именитый кутюрье, имеет только нижний порог цены, и для большинства стоит баснословных денег.
Дома Высокой Моды
Термин Высокая мода является законодательным и защищен французскими законами. Ещё в 1804 году, при правлении Наполеона Бонапарта, была создана Парижская торговая палата (Chambre de commerce et d’industrie de Paris), утвердившая в 1868 году Французскую федерацию моды ( Chambre Syndicale de la Haute Couture) — которая по сути является регулирующей комиссией и выносит ежегодный вердикт о том, какие Дома моды могут войти в категорию «Haute couture».
Паралельно с созданием Французской федерации моды, дизайнер Чарльз Фредерик Уорт, организует ассоциацию европейских кутюрье (Chambre Syndicale de la Couture Parisienne), которые должны соответствовать определенным критериям, чтобы их Дом моды получили высокий статус в списках регулирующей комиссии.
В 1930 году, в рамках Французской федерации моды была создана первая школа начинающих дизайнеров одежды (L’Ecole de la Chambre Syndicale de la Couture), которая готовит выпускников к удивительному путешествию в мир Высокой моды. В 1945 году устанавливаются основные критерии для Домов Высокой моды, без которых дизайнеры не могут получить престижный статус, а сами правила начинаю распространяется на кутюрье, которые работают также в таких городах, как Милан, Нью-Йорк и Лондон.
Основные критерии для получения статуса Дома Высокой моды:
Ежегодно Французская федерация дизайнеров рассматривает десятки кандидатов претендующих на имя в мире Высокой моды и проводит строгий отбор по вышеназванным критериям. Несмотря на то, что Недели Высокой моды проводятся не только в Париже, но и в Лондоне, Нью-Йорке и Милане — Франция занимает лидирующие и законодательные позиции во всем многообразии мира модной одежды.
Избранные имена Домов мира Высокой моды
Дизайнерские Дома мира Высокой моды, как правило носят имена своих основателей и делятся на три категории: постоянные члены Французской федерации моды, доверенные кутюрье, не имеющие мастерских в Париже, однако признанные Федерацией и приглашенные участники. Последние имеют временный статус и среди них можно выделить такие имена, как Ульяна Сергеенко (Россия), «Georges Hobeika» (Ливан), «Rahul Mishra» (Индия) и многие другие.
Именно эти три категории модных брендов фигурируют на четырех Неделях Высокой моды Парижа, Нью-Йорка, Лондона и Милана, представляя ежегодные новые тренды, которые показывают на подиумах статусные супермодели.
Также нужно отметить, что существует ряд именитых кутюрье, которые работают под другими брендами. Ярким примером такого синтеза, является немецкий дизайнер Карл Лагерфельд, который был главным модельером итальянского Дома моды «Fendi» и французского «Chanel».
Постоянные | Доверенные |
---|---|
«Givenchy» (Франция) | «Valentino» (Италия) |
«Jean Paul Gaultier» (Франция) | «Azzedine Alaïa» (Тунис) |
«Chanel» (Франция) | «Elie Saab» (Ливан) |
«Dior» (Франция) | «Versace» (Италия) |
«Alexandre Vauthier» (Франция) | «Fendi» (Италия) |
«Schiaparelli» (Франция) | «Armani» (Италия) |
«Franck Sorbier» (Франция) | «Viktor & Rolf» (Нидерланды) |
Неделя Высокой моды: история и показы
Начиная с 1973 года, Французская федерация моды устраивает Неделю Высокой моды, которая изначально проходила только в Парижской Королевской опере Версаля, а затем включила в себя и другие крупные города мира. Сейчас Парижская Неделя проходит в выставочном комплексе под садом Тюильри в Лувре.
Событие под названием Неделя Высокой моды длится семь дней в каждом месте. Шоу проводится поочередно в четырех крупных городах два раза в год — конец зимы и начало осени. Открывает Неделю моды Нью-Йорк, затем подключается Лондон, а после — шоу проходит с большим размахом в Милане, для которого характерны не просто подиумные показы, а настоящий национальный праздник с трансляциями по телевидению и на огромных уличных мониторах. Закрывает праздник моды всегда Париж, где после финала подводятся итоги сезона. Конец основной части мировой Недели моды заканчивается в столице Франции 27 февраля–6 марта и 25 сентября–1 октября.
Начиная с 1990-х годов, недельная Высокая мода проводится в таких городах, как Лос-Анджелес (США), Сан-Паулу (Бразилия), Токио (Япония), Москва (Россия) и Шанхай (Китай). В этих мегаполисах подиумные шоу проходят значительно позже парижского финала, и заканчивается в мае и декабре. В Москве первая Неделя Высокой моды состоялась в 1994 году. Нужно отметить, что в городах, которые не входят в основную четверку — показы представляют в основном национальные имена профессиональных кутюрье. В Росси такими именами являются: Игорь Гуляев, Вячеслав Зайцев, Алёна Ахмадуллина и Валентин Юдашкин.
Интересен тот факт, что на Неделях Высокой моды не продают модную и дорогую одежду. Эти шоу предназначены для укрепления имиджа бренда и усиления спроса на коллекции, которые предназначены для массового потребителя. Также, гости и телевизионные зрители этих грандиозных презентаций, могут выбрать подходящую для себя модель одежды и впоследствии заказать ручное изготовление в профессиональных мастерских именитого Дома моды
Модели мира Высокой моды
Для модных показов на подиумах Высокой моды подходят не все фотомодели. Критерий отборки популярных див моды в этом сегменте шоу-бизнеса имеет свои правила. Так, модель должна не только соответствовать определенным физическим параметрам фигуры, но и иметь востребованность среди кутюрье, а также популярность в массмедиа. Таким фотомоделям платят порой баснословные гонорары, так как именно образ модели, наряду с показанной одеждой — формирует имидж, рейтинг и спрос на коллекции того или иного Дома моды.
В 1980-х годах начинает широко использоваться термин супермодель, который и означает фотомоделей высокого профессионального класса в мире Высокой моды. Сейчас современный мир супермоделей переживает уже третью волну популярности и представлен такими звездами мировой моды, как Адриана Лима, Алессандра Амбросио, Белла Хадид, Миранда Керр, Кэндис Свейнпол, Даутцен Крус, Кара Делевинь, Карли Клосс, а также российскими моделями Натальей Водяновой, Сашей Пивоваровой и Наташей Поли.