в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности
Юношеский возраст
Трактовка юности как периода онтогенетического развития зависит от принципиальных установок авторов того или иного подхода.
Биогенетические теории обращали главное внимание на биологические детерминанты развития и юность рассматривали как период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Например, американский психолог Арнольд Гезелл считает, что юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается, от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16).
Представители психоаналитического направления рассматривают юность как определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба тенденций со стороны Оно и Я вызывает конфликты со сверстниками и родителями, которые постепенно, по мере установления новой гармонии Я и Оно, преодолеваются.
Представители социогенетического подхода считали, что в юношеский период происходит расширение жизненного пространства. Смутное представление о будущем сменяет план действий, учитывающий не только цели и ценности, но и их осуществляемость.
Представители психогенетического подхода считали, что источниками и движущимися силами развития является развитие собственных психических процессов без отрицания биологических и социальных процессов.
Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже сконцентрировал свое внимание на специфике юношеского мышления, оставляя в тени развитие мотивационной сферы и эмоциональной жизни ребенка. Социальный мир выступает у Пиаже главным образом как фон развития интеллекта, а умственные операции рассматриваются практически вне связи с предметной деятельностью ребенка, характером его общения и т. д. Применительно к юношескому возрасту этот недостаток особенно заметен.
В психосоциальной теории Э.Эриксона юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.
Социологические теории юности рассматривают ее как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества
В российской психологии юность — возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. старший школьный возраст и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
Период ранней юности характеризуется тем, что в это время завершаются процессы физического созревания человека, исчезают диспропорции отдельных частей тела, неуклюжесть, несоразмерность движений. Интенсивно развивается мускулатура, наблюдается прирост силы, нормализуется кровообращение, дыхательный аппарат. Исчезает во внешнем виде та долговязость, которая была свойственна многим подросткам, пропадает угловатость, несоразмерность движений. В юношеском возрасте заканчивается созревание коры головного мозга, складываются основные свойства нервных процессов. Тем не менее, физическая и половая зрелость старшеклассников не означает еще зрелости социальной.
– поиск работы. Работа привлекает, прежде всего, приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя взрослым. Кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки. Однако недостатком такого жизненного пути является низкая заработная плата, невозможность найти интересную работу при отсутствии высокой квалификации.
— обучение в вузе. Наиболее популярным вариантом жизненного пути с конца 90-х стало желание продолжить обучение в вузе. Некоторые выпускники школ нашли свое призвание и им нужно получить знания в интересующей области, кто-то следует желанию родителей, кто-то поступает за компанию. Чаще всего студенты отмечают, что обучение в вузе дает необходимые знания и умения и тем самым готовит ко «взрослой жизни», дает возможность отсрочить окончательный профессиональный выбор («твое это или нет»), становится «дверью в обеспеченню жизнь». Однако, продолжая учиться, юноша не приобретает практического опыта и остается зависимым от родителей.
Д.И.Фельдштейн считает, что в юношеском возрасте характер развития определяет труд и учение как основные виды деятельности, другие психологи делают акцент на профессиональном самоопределении. По мнению И.В.Дубровиной, в старших классах говорить о самоопределении рано, т.к. это только еще планы и намерения, нереализованные в действительности, правильнее будет заявлять о психологической готовности к самоопределению. Психологическая готовность к самоопределению означает определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и будущем [11].
8.3. Особенности общения в юности
Тяготение к самостоятельности, не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у старшего школьника выше, чем у подростка, у которого на первом плане – сверстники. Так, по данным опроса А. Мудрика – 325 старшеклассников из 490 опрошенных указывали на потребность в общении со взрослыми. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассников и профессиональной деятельностью взрослого. Когда же ставится вопрос, кто понимает их лучше других и с кем они откровеннее, большинство называет сверстников. Общение со сверстниками имеет доверительный характер у 88% опрошенных, а с родителями – лишь у 29%, да и то преимущественно с матерями, нерегламентированное общение с учителями – редчайшее событие (4% случаев) [9].
Мир, в котором живут родители и дети, одинаков. Но он по-разному воспринимается ими. Поэтому конфликты родителей с детьми – частое явление. Основные причины конфликтов, с точки зрения старшеклассников:
В юношеском возрасте неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками, увеличивается время на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах).
В дошкольном возрасте выбор друга определяется в основном внешними причинами: с кем ребенок играет, кого видит чаще других и т.п. Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают, довольно быстро могут оборваться. К концу младшего школьного возраста для возникновения дружбы важны такие личностные качества как доброта, самостоятельность, честность, уверенность в себе. При этом дошкольник и младший школьник еще не разграничивает дружбу и товарищество.
Подросток считает дружбу исключительно индивидуальным отношением. Подростки определяют близкого друга как человека, с которым можно поделиться сокровенными чувствами, опасениями, сомнениями, надеждами. Выдвигая требования к другу, они делают акцент на надежности и верности.
Юношеская дружба интимнее и стабильнее, характеризуется верностью, близостью и устойчивостью. С лучшим другом(подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, перживаемых в настоящее время, отношения с противоположным полом. От друга старшеклассник ждет оценок, не только близких к своим, но и превышающих их, более критических. Общение основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она является школой самораскрытия и понимания другого человека (рис. 1) [3].
Рис 1. Отношение к дружбе
Юноша мечется между желанием активно общаться с другом и боится потерять себя в этом общении. Юношеский эrоцентризм сужает общение, порождает псевдоинтимность, когда друзья, находясь рядом, не слышат друт друга. Потребность в caмовыражении часто перевешивает интерес к собеседнику. Говорить о себе приятнее, чем слушать другого.
Взаимоотношения между мальчиками и девочками в ранней юности заметно активизируются. Наряду с наивной детской влюбленностью (взгляды, записки, объяснения) появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве. В юношеском возрасте любимый человек идеализируется, становится символом незапятнанности и исключительности. За дружбой и влюбленностью стоит большая потребность в эмоциональном контакте и душевной близости. Поэтому юношеская любовь очень ранима, и неделикатные попытки взрослых вторгнуться в эту область, вызывает бурный протест. Влюбленность у старшеклассников часто носит «эпидемический» характер – в одном классе никто не влюбляется, а в другом – все поголовно влюблены друг в друга [13].
8.4. Интеллектуальное развитие в юности
К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, поэтому на протяжении юности происходит формирование индивидуального стиля умственной деятельности, т.е устойчивых совокупностей индивидуальных вариаций в способах восприятия. запоминания и мышления, за которым стоит различные пути приобретения, накопления, переработки и использования материала.
Обучение в старших классах школы связано со значительным изменением и усложнением содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают достаточной сформированности теоретического мышления, гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач.
У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Учебу старшеклассники начинают рассматривать как средство реализации жизненных планов будущего, как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Знания рассматриваются не как ценность сама по себе, а как средство получения хорошей профессии. Выбор профессии способствует формированию познавательно-профессиональной направленности личности. Возникает выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению), усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, участии в научных кружках, олимпиадах разного уровня.
В юношеском возрасте продолжается развитие абстрактно-логического мышления. Следствие этого – «философствование» старшеклассников, их стремление вести разговоры и споры на отвлеченные темы. Наиболее часто излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников – это этические и нравственные проблемы. В дискуссиях легко возникают легкие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные идеи. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъяснении понятий. Они ожидают точных, однозначных ответов и не склонны мириться с расхождениями и неясностями.
Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления. Однако юноши часто склоны преувеличивать свою информированность и познавательные возможности, в результате чего обучение в школе им кажется малоинтересным.
Происходит в эти годы и совершенствование памяти школьников. Это относится не только к тому, что увеличивается вообще объем памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с непроизвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала.
Преобладает произвольное внимание, старший школьник может легко сосредоточиться на предмете деятельности, владеет приемами переключения внимания, может самостоятельно его организовать.
Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.). В связи с этим, необходимо развивать творческую среду для развития способностей в каждой общеобразовательной школе.
В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
8.5. Развитие личности в период юности
Ранняя юность – это начало завершающего этапа созревания и формирования личности
1. Мы уже упоминали, что важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной» перспективы. Поэтому центральным новообразованием этого возрастного периода является предварительное профессиональное и личностное самоопределение.
В словаре русского языка «самоопределение» 2 понимается как действие от глагола «самоопределяться», что означает осознать себя, свои классовые, общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно.
Самоопределение связано с выработкой жизненного плана, определения смысла жизни. У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.
Чтобы построить жизненный план, юноша должен более или менее четко поставить перед собой, как минимум, следующие вопросы:
1) в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха?
2) что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто?
3) какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?
О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, пути, по которому намерен следовать молодой человек, и те субъективные и объективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, жизненный план – это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии.
К проблемам субъективного плана можно отнести следующие:
Из проблем объективного плана можно выделить, в первую очередь:
Согласно, И.Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
В зарубежной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности, введенный в научный оборот американским ученым Э.Эриксоном. Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Идентичность необходима юноше, для того, чтобы принимать взрослые решения, чтобы сближаться с друзьями, а в дальнейшем с супругой(ом).
Стремление познать самого себя как личность приводит к развитию рефлексии, углубленному самоанализу, которые в свою очередь приводит к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над самим собой [3].
Может характеризовать свой поступок, но не связывает свой поступок с особенностями своей личности.
Способен устанавливать связи между поступками и особенностями личности.
Однако представление о себе необобщенное и неустойчивое. Не отделяет существенное от несущественного в своем характере. Самовоспитание носит ситуативный характер.
Старший школьник
Потребность в самоопределении побуждает к самовоспитанию. Способен систематизировать и обобщать свои знания о себе. Стремиться разобраться:
Однако самовоспитание сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственен ряд противоречий [3]:
3. В этом возрасте на основе самооценки формируется многокомпонентный образ собственного «Я», т.е. целостного представления о самом себе (рис 3). Вопрос «Кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы?»
Личностные качества
Рис. 3. Формирование собственного «Я».
У интеллектуально развитых юношей расхождение между реальным и идеальным «я», т.е. между теми свойствами, которые юноша себе приписывает, и теми, которыми, он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят средними способностями.
От того насколько глубоко юноша познает себя, во многом зависит правильность выбора жизненного пути. Кроме того если в юности человек не приобрел навыков самоанализа, то впоследствии это становится маловероятным. У него не сложится верная картина мира и правильное представление о своей личности и своих взаимоотношениях с миром.
4. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок:
овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального
опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений
в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном
переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте,
определяют особенности и характер отношений личности с окружающей
действительностью и тем самым позволяют выйти на проблему смысла человеческой жизни.
5. В связи с необходимостью самоопределения возникает необходимость в целостной системе мировоззрения как системе взглядов на мир [3]. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.
6. Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее, создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие и повышенный жизненный тонус. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, (например, когда взгляды молодого человека расходятся со взглядами собеседника) могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.
Для эмоциональной жизни юности характерно то, что в эти годы переживаются не только предметные чувства (направленные на определенные события, лица, явления), но и формируются обобщенные чувства (чувства прекрасного, трагического, чувство юмора). Эти чувства выражают уже более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.
Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию [16].
К концу поздней юности человек переживает кризис «отрывания от родительских корней», связанный с уточнением жизненных планов и началом их осуществления; поиском себя, выработкой индивидуальности; окончательным осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбором супруга и создание собственной семьи; специализацией и приобретением мастерства в профессиональной деятельности.
Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решитъ четыре задачи развития:
1) увязать мечты о достижениях и реальности жизненную (только реалистичные мечтания гарантируют достижения, успех и формируют оптимистичную жизненную позицию);
2) найти наставника (наставник желателен как образец, с которого молодой человек станет «делать жизнь»);
3) начать строить карьеру (карьерный рост для молодого человека есть средство профессионального самоопределения);
Задание 1. Охарактеризуйте развитие в юношеском возрасте по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования. Заполните таблицу « Возраст ная периодизация психического развития».
Таблица 1
Возрастной период | Хронологические рамки | Ведущая потребность деятельность | Психические новообразования | |||||||||||
Юношеский возраст |
Самооценка | ||||||
подростки | юноши | |||||
Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива? | ||||||
Противоречива. На основе суждений взрослых | ||||||
На основе отдельных поступков | ||||||
Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…) |
Возраст | Особенности |
Раннее детство | |
Дошкольное детство | |
Младший школьный возраст | |
Подростковый возраст |