в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

Юношеский возраст

в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юностив чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юностив чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юностив чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юностив чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юностив чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юностив чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юностив чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

Трактовка юности как периода онтогенетического развития за­висит от принципиальных установок авторов того или иного под­хода.

Биогенетические теории обращали главное внимание на биологические детерминанты развития и юность рассматривали как период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Например, американский психолог Арнольд Гезелл считает, что юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается, от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16).

Представители психоаналитического направления рассматривают юность как определенный этап психосексуального развития, когда при­ток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба тенденций со стороны Оно и Я вызывает конфликты со сверстниками и родителями, которые постепенно, по мере установления новой гармонии Я и Оно, преодолеваются.

Представители социогенетического подхода считали, что в юношеский период происходит расширение жизненного пространства. Смутное представление о будущем сменяет план действий, учитывающий не только цели и ценности, но и их осуществляемость.

Представители психогенетического подхода считали, что источниками и движущимися силами развития является развитие собственных психических процессов без отрицания биологических и социальных процессов.

Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже сконцентрировал свое внимание на специфике юношеского мышления, оставляя в тени развитие мотивационной сферы и эмоциональной жизни ребенка. Социальный мир выступает у Пиаже главным образом как фон развития интеллекта, а умственные операции рассматриваются практически вне связи с предметной деятельностью ребенка, характером его общения и т. д. Применительно к юношескому возрасту этот недостаток особенно заметен.

В психосоциальной теории Э.Эриксона юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.

Социологические теории юности рассматривают ее как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества

В российской психологии юность — возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. старший школьный возраст и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Период ранней юности характеризуется тем, что в это время завершаются процессы физического созре­вания человека, исчезают диспропорции отдельных частей тела, неуклюжесть, несоразмерность движений. Интенсивно развивается мускулатура, наблюдается прирост силы, нормализуется кровообращение, дыхательный аппарат. Исчезает во внешнем виде та долговязость, которая была свойственна многим подросткам, пропадает угловатость, несоразмерность движений. В юношеском возрасте заканчивается созревание коры головного мозга, складываются основные свойства нервных процессов. Тем не менее, физическая и половая зрелость старшеклассников не означает еще зрелости социальной.

– поиск работы. Работа привлекает, прежде всего, приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя взрослым. Кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки. Однако недостатком такого жизненного пути является низкая заработная плата, невозможность найти интересную работу при отсутствии высокой квалификации.

— обучение в вузе. Наиболее популярным вариантом жизненного пути с конца 90-х стало желание продолжить обучение в вузе. Некоторые выпускники школ нашли свое призвание и им нужно получить знания в интересующей области, кто-то следует желанию родителей, кто-то поступает за компанию. Чаще всего студенты отмечают, что обучение в вузе дает необходимые знания и умения и тем самым готовит ко «взрослой жизни», дает возможность отсрочить окончательный профессиональный выбор («твое это или нет»), становится «дверью в обеспеченню жизнь». Однако, продолжая учиться, юноша не приобретает практического опыта и остается зависимым от родителей.

Д.И.Фельдштейн считает, что в юношеском возрасте характер развития определяет труд и учение как основные виды деятельности, другие психологи делают акцент на профессиональном самоопределении. По мнению И.В.Дубровиной, в старших классах говорить о самоопределении рано, т.к. это только еще планы и намерения, нереализованные в действительности, правильнее будет заявлять о психологической готовности к самоопределению. Психологическая готовность к самоопределению означает определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и будущем [11].
8.3. Особенности общения в юности
Тяготение к самостоятельности, не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у старшего школьника выше, чем у подростка, у которого на первом плане – сверстники. Так, по данным опроса А. Мудрика – 325 старшеклассников из 490 опрошенных указывали на потребность в общении со взрослыми. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассников и профессиональной деятельностью взрослого. Когда же ставится вопрос, кто понимает их лучше других и с кем они откровеннее, большинство называет сверстников. Общение со сверстниками имеет доверительный характер у 88% опрошенных, а с родителями – лишь у 29%, да и то преимущественно с матерями, нерегламентированное общение с учителями – редчайшее событие (4% случаев) [9].

Мир, в котором живут родители и дети, одинаков. Но он по-разному воспринимается ими. Поэтому конфликты родителей с детьми – частое явление. Основные причины конфликтов, с точки зрения старшеклассников:

В юношеском возрасте неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками, увеличивается время на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географиче­ских, социальных, виртуальных пространствах).

В дошкольном возрасте выбор друга определяется в основном внешними причинами: с кем ребенок играет, кого видит чаще других и т.п. Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают, довольно быстро могут оборваться. К концу младшего школьного возраста для возникновения дружбы важны такие личностные качества как доброта, самостоятельность, честность, уверенность в себе. При этом дошкольник и младший школьник еще не разграничивает дружбу и товарищество.

Подросток считает дружбу исключительно индивидуальным отношением. Подростки определяют близкого друга как человека, с которым можно поделиться сокровенными чувствами, опасениями, сомнениями, надеждами. Выдвигая требования к другу, они делают акцент на надежности и верности.

Юношеская дружба интимнее и стабиль­нее, характеризуется верностью, близостью и устойчиво­стью. С лучшим другом(подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, перживаемых в настоящее время, отношения с противоположным полом. От друга старшеклассник ждет оценок, не только близких к своим, но и превышающих их, более критических. Общение основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она является школой самораскрытия и понимания другого человека (рис. 1) [3].

в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

Рис 1. Отношение к дружбе

Юноша мечется между желанием активно общаться с другом и боится потерять себя в этом общении. Юношеский эrоцентризм сужает общение, порож­дает псевдоинтимность, когда друзья, находясь рядом, не слышат друт друга. Потребность в caмо­выражении часто перевешивает интерес к собеседни­ку. Говорить о себе приятнее, чем слушать другого.

Взаимоотношения между мальчиками и девочками в ранней юности заметно активизируются. Наряду с наивной детской влюбленностью (взгляды, записки, объяснения) появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве. В юношеском возрасте любимый человек идеализируется, становится символом незапятнанности и исключительности. За дружбой и влюбленностью стоит большая потребность в эмоциональном контакте и душевной близости. Поэтому юношеская любовь очень ранима, и неделикатные попытки взрослых вторгнуться в эту область, вызывает бурный протест. Влюбленность у старшеклассников часто носит «эпидемический» характер – в одном классе никто не влюбляется, а в другом – все поголовно влюблены друг в друга [13].

8.4. Интеллектуальное развитие в юности
К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, поэтому на протяжении юности происходит формирование индивидуального стиля умственной деятельности, т.е устойчивых совокупностей индивидуальных вариаций в способах восприятия. запоминания и мышления, за которым стоит различные пути приобретения, накопления, переработки и использования материала.

Обучение в старших классах школы связано со значительным изменением и усложнением содержания учебного ма­териала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают достаточной сформированности теоретического мышления, гибкости, универсальности, продук­тивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельно­сти в решении когнитивных задач.

У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Учебу старшеклассники начинают рассматривать как средство реализации жизненных планов будущего, как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Знания рассматриваются не как ценность сама по себе, а как средство получения хорошей профессии. Выбор профессии способствует формированию познавательно-профессиональной направленности личности. Возникает выраженный интерес к различным источникам информа­ции (книгам, кино, телевидению), усиливается потребность в са­мостоятельном приобретении знаний, участии в научных кружках, олимпиадах разного уровня.

В юношеском возрасте продолжается развитие абстрактно-логического мышления. Следствие этого – «философствование» старшеклассников, их стремление вести разговоры и споры на отвлеченные темы. Наиболее часто излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников – это этические и нравственные проблемы. В дискуссиях легко возникают легкие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные идеи. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъяснении понятий. Они ожидают точных, однозначных ответов и не склонны мириться с расхождениями и неясностями.

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абст­рагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-след­ственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления. Однако юноши часто склоны преувеличивать свою информированность и познавательные возможности, в результате чего обучение в школе им кажется малоинтересным.

Происходит в эти годы и совершенствование памяти школьни­ков. Это относится не только к тому, что увеличивается вообще объ­ем памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с непроизвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала.

Преобладает произвольное внимание, старший школьник может легко сосредоточиться на предмете деятельности, владеет приемами переключения внимания, может самостоятельно его организовать.

Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональ­ной областью (математических, технических, педагогических и др.). В связи с этим, необходимо развивать творческую среду для развития способностей в каждой общеобразовательной школе.

В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предпо­лагает выход на качественно новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и созда­ние чего-то нового.

8.5. Развитие личности в период юности
Ранняя юность – это начало завершающего этапа созревания и формирования личности

1. Мы уже упоминали, что важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной» перспективы. Поэтому центральным новообразованием этого возрастного периода является предварительное профессиональное и личностное самоопределение.

В словаре русского языка «самоопределение» 2 понимается как действие от глагола «самоопределяться», что означает осознать себя, свои классовые, общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно.

Самоопределение связано с выработкой жизненного плана, определения смысла жизни. У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленя­ются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

Чтобы построить жизненный план, юноша должен более или менее четко поставить перед собой, как минимум, следующие вопросы:

1) в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха?

2) что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто?

3) какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, пути, по которому намерен следовать молодой человек, и те субъективные и объективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, жизненный план – это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии.

К проблемам субъективного плана можно отнести следующие:

Из проблем объективного плана можно выделить, в первую очередь:

Согласно, И.Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

В зарубежной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности, введенный в научный оборот американским ученым Э.Эриксоном. Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Идентичность необходима юноше, для того, чтобы принимать взрослые решения, чтобы сближаться с друзьями, а в дальнейшем с супругой(ом).

Стремление познать самого себя как личность приводит к развитию рефлексии, углубленному самоанализу, которые в свою очередь приводит к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над самим собой [3].

Может характеризовать свой поступок, но не связывает свой поступок с особенностями своей личности.

Способен устанавливать связи между поступками и особенностями личности.

Однако представление о себе необобщенное и неустойчивое. Не отделяет существенное от несущественного в своем характере. Самовоспитание носит ситуативный характер.

Старший школьник

Потребность в самоопределении побуждает к самовоспитанию. Способен систематизировать и обобщать свои знания о себе. Стремиться разобраться:

Однако самовоспитание сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственен ряд противоречий [3]:

3. В этом возрасте на основе самооценки формируется многокомпонентный образ собственного «Я», т.е. целостного представления о самом себе (рис 3). Вопрос «Кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы?»

в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

Личностные качества
в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Смотреть картинку в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Картинка про в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности. Фото в чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности

Рис. 3. Формирование собственного «Я».

У интеллектуально развитых юношей расхождение между реальным и идеальным «я», т.е. между теми свойствами, которые юноша себе приписывает, и теми, которыми, он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят средними способностями.

От того насколько глубоко юноша познает себя, во многом зависит правильность выбора жизненного пути. Кроме того если в юности человек не приобрел навыков самоанализа, то впоследствии это становится маловероятным. У него не сложится верная картина мира и правильное представление о своей личности и своих взаимоотношениях с миром.

4. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок:
овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального
опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений
в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном
переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте,
определяют особенности и характер отношений личности с окружающей
действительностью и тем самым позволяют выйти на проблему смысла человеческой жизни.

5. В связи с необходимостью самоопределения возникает необходимость в целостной системе мировоззрения как системе взглядов на мир [3]. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

6. Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее, создают у юношей и де­вушек оптимистическое самочувствие и повышенный жизненный тонус. Резкие аффективные вспышки, как прави­ло, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, (например, когда взгляды молодого человека расхо­дятся со взглядами собеседника) могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.

Для эмоциональной жизни юности характерно то, что в эти годы переживаются не только предметные чувства (направленные на определенные события, лица, явления), но и формируются обобщенные чувства (чувства прекрасного, трагического, чувство юмора). Эти чувства выражают уже более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию [16].

К концу поздней юности человек переживает кризис «отрывания от родительских корней», связанный с уточнением жизненных пла­нов и началом их осуществления; поиском себя, выработкой индивиду­альности; окончательным осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбором супруга и создание собст­венной семьи; специализацией и приобретением мастерства в профес­сиональной деятельности.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решитъ четыре задачи развития:

1) увязать мечты о достижениях и реальности жизненную (только реалистичные мечтания гарантируют достижения, успех и формируют оптимистичную жизненную позицию);

2) найти наставника (наставник желателен как образец, с которого молодой человек станет «делать жизнь»);

3) начать строить карьеру (карьерный рост для молодого человека есть средство профессионального самоопределения);

Задание 1. Охарактеризуйте развитие в юношеском возрасте по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования. Заполните таблицу « Возраст ная периодизация психического развития».
Таблица 1

Задание 2. Сравните особенности учебной деятельности в подростковом и юношеском периодах. Что нового появилось в период юношества? Ответ обоснуйте.
Задание 3. Докажите, что юность- пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения.
Задание 4. Сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы.

Возрастной периодХронологические рамкиВедущая потребность

деятельность

Психические

новообразования

Юношеский возраст

Задание 5. Школьники увлекаются разными видами деятельности. Их увлечения реализуются в вышивке, столярных и слесарных изделиях, поделках, рисунках и т.д. Можно ли по продуктам детского творчества проводить профессиональную ориентацию, строить прогнозы будущей профессии ученика? Что при этом необходимо учитывать?
Задание 6. Заполните таблицу «Особенности развития самосознания на разных этапах онтогенеза».

Самооценка
подросткиюноши
Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива?
Противоречива. На основе суждений взрослых
На основе отдельных поступков
Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…)

Задание 7. Проверь свои знания по юношеской психологии при помощи следующего теста.

2) Установите соответствие между понятиями и их признаками.

Задача 1. Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особенностей и закономерностей развития в юношеском возрасте. О каком новообразовании юношеского возраста идет речь в данном примере?

А) «Несмотря на то, что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею — так они были неясны и односторонни,— для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило от­голосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответственном зву­чании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые проси­лись наружу». 5

Б) «Я собрался зайти к старику Спенсеру, моему учителю истории, попрощаться перед отъездом.

-Значит, ты уходишь от нас?

-Да, сэр, похоже на то.

-Ну. всякое. Что жизнь — это честная игра. И что надо играть по правилам.
Он хорошо говорил. Все насчет того же.

-Как же твои родители отнесутся к этому?

-Как сказать. Рассердятся, наверно, — говорю. — Ведь я уже в четвертой
школе учусь.

-Эх! — говорю. Это у меня привычка говорить «Эх!», отчасти потому, что у меня не хватает слов, а отчасти, что я иногда веду себя не по возрасту. Мне тогда было шестнадцать, а теперь мне уже семнадцать, но иногда я держусь так, будто мне лет тринадцать. Ужасно нелепо выходит. Так про меня все и говорят, особенно отец. Люди всегда думают, что они тебя насквозь видят. Мне-то наплевать, хотя тоска бе­рет, когда тебя поучают — веди себя как взрослый. Иногда я себя веду так, будто я куда старше своих лет, но этого-то люди не замечают. Вообще ни черта они не заме­чают». 6

литература к главе 8

3 А.Г.Асмолов. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования №1, 2008 С.77.

4 Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в у словиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования, 2010, № 2. С. 7.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ВозрастОсобенности
Раннее детство
Дошкольное детство
Младший школьный возраст
Подростковый возраст