в чем смысл впр
В чём смысл Всероссийских проверочных работ. И почему их так не любят учителя
С марта по май школьники 4, 5 и 11 классов будут писать Всероссийские проверочные работы по 11 предметам. Всё это помимо обычных школьных контрольных и ЕГЭ в 11 классе. Что такое ВПР, зачем они нужны и что о них думают учителя — рассказывает Татьяна Волошко.
Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету. Они появились в 2015 году, сначала в качестве эксперимента для 4-х классов. Через год их стали писать ещё в 5 и 11 классах. А в 2018 году Всероссийские проверочные работы апробируют на шестиклассниках.
Для 4 и 5 класса ВПР — обязательны. Писать или не писать ВПР в 6 и 11 классах каждая школа, по идее, решает самостоятельно. Скажем, школа может освободить от написания ВПР только детей с инвалидностью, а может совсем не писать. Но при этом сам ученик отказаться писать проверочную работу не может.
Из чего состоит Всероссийская проверочная работа
Вот, к примеру, демоверсия заданий ВПР для четвероклассников. Школьники пишут проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.
Контрольная по русскому языку разбита на две части: диктант и задания по синтаксису; 13 заданий по всем разделам языка (поставить ударение в словах, определить основную мысль текста, составить к нему план, написать значение слова, подобрать синоним и так далее). В контрольной по математике — 11 заданий, которые проверяют умение считать, логически рассуждать, работать с информацией.
Во время ВПР ученикам нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и калькулятором. Зато можно использовать черновики (их потом никто не проверяет и не оценивает). На одну контрольную даётся 45 минут. За каждое задание ученик получает определённое количество баллов — для каждого предмета и класса они свои. Обычно оценки за ВПР в школе не ставят, но посмотреть, как перевести баллы в пятибалльную оценку, можно на сайте ВПР.
Готовят к Всероссийским проверочным работам за год до написания ВПР (а некоторые школы с 1 класса). Есть даже отдельные пособия для подготовки к ВПР, примерно такие же, как для подготовки ЕГЭ и ОГЭ. Демоверсии проверочных работ можно посмотреть на сайте ФИПИ и на сайте ВПР.
В чём идея проверочных работ
Раньше школы сами проверяли, как ученики освоили конкретный предмет. Для этого проводили контрольные работы. Но никто не контролировал, как эти задания составляли, какой у них уровень сложности и как оценивается их выполнение. В проверочных работах предусмотрен единый стандарт оценки.
А ещё проверочные работы оценивают, как школа готовит школьников в начальных и средних классах. Ведь к ОГЭ и ЕГЭ школьники готовятся тщательно и в большинстве случаев с репетиторами. Сложно понять, где заканчивается роль школы и начинается помощь репетитора. ВПР должны это отразить.
По каким предметам сдают ВПР в 11 классе (и как они связаны с ЕГЭ)
Больше остальных по поводу приближающихся ВПР переживают одиннадцатиклассники. Их можно понять: все силы и мысли направлены на успешную сдачу ЕГЭ, а тут ещё проверочные работы! В прошлом году одиннадцатиклассники даже запустили в твиттере хэштег #ВыпускникиПодписываютПетицию с требованием отменить ВПР в выпускном классе. Но, судя по всему, отменять их пока не собираются.
Но ВПР — это по сути не аналог ЕГЭ и даже не допуск к нему. ВПР — это возможность узнать уровень знаний предметов в конкретной школе. Ведь профильные ЕГЭ по предметам выпускники сдают по выбору, а уровень знаний по остальным предметам толком не проверяют. И проверочные работы эту проблему должны решить.
Принцип в 11 классе простой: кто сдаёт ЕГЭ по биологии, не пишет ВПР по биологии, кто сдаёт ЕГЭ по географии — не пишет ВПР по географии.
За что не любят Всероссийские проверочные работы учителя
Не только школьники, но и некоторые учителя не всегда довольны всероссийскими проверочными работами. Формально даже не очень хорошие результаты не влияют на итоговую оценку учеников. На деле, конечно, бывает всякое. А вот преподавателям и руководству школы за результаты ВПР приходится отчитываться. К тому же подготовка (некоторые учителя употребляют слово «натаскивание») к ВПР начинается почти за год и отнимают много часов по предмету.
А ещё ВПР не всегда составляют по учебным пособиям, рекомендованным министерством образования. В билете могут быть задания по темам, которые по программе проходят только в следующем году. Это объясняется тем, что в контрольные материалы состоят из заданий разных учебных программ. Поэтому иногда школе приходится специально менять учебники, чтобы успеть подготовиться к ВПР.
Так как результаты влияют на рейтинг школы, учителя могут помочь детям во время проверочной работы, в отличие от ЕГЭ
Поэтому результаты вряд ли можно назвать объективными. Иногда в школе за ВПР дети получают высокие баллы, а за ЕГЭ или ОГЭ — не очень хорошие.
«С ВПР перемудрили. Кто их вообще придумывает? Создали дополнительную структуру? Разогнать их надо! — рассказывает учитель начальных классов (она попросила не называть её имени) московской школы. — По чтению четвероклассникам дают текст и спрашивают: „Какой это текст?“. Что они хотят услышать в ответе? По типу? По жанру? И таких косяков полно».
С ней соглашается учитель старших классов.
«Как способ заучивать и натаскивать — это хорошие проверки. Если цель школы — заучить наизусть и пользоваться выученным, то ВПР — это просто контрольные, проверяющие как раз это умение. Если цель школы — научить думать и исследовать, то они бессмысленны. Зачем вообще столько проверок в школе, уничтожающих саму возможность думать и искать свои ответы?
Все эти проверочные, ЕГЭшные задания — могут быть частью учебного процесса, но никак не формой экзаменов. Потому что оценки за такие знания проверяют лишь механику — память, умение пользоваться уже выученным. А школа должна учить думать. И, конечно, это стресс. Вместо свободы в программах и проверки на входе и выходе — постоянные проверки всего года. Как будто это не школа, а проверка удоя коров».
Александр Закуренко, учитель русского языка
В Москве, например, некоторым школам удаётся полностью отказаться от участия в ВПР. Вместо этого они проводят диагностику Московского центра качества образования. В общем, альтернатива всё-таки есть. А пока учителя только надеются, что со временем ВПР действительно станут индикатором качества знаний, а не очередным стрессом для школы.
Расписание ВПР-2018
4 класс
5 класс
6 класс
10 класс
У десятиклассников сдают на выбор — или химию, или биологию.
11 класс
Иллюстрации: Shutterstock (Elena Barenbaum, Anna Pavlyuk)
Любовь Кузнецова
19 июня 2018 • 14:42
Всероссийские проверочные работы (ВПР) появились в практике российского образования в 2015 году. Прошло почти три года, но эта тема до сих пор актуальна. На Педсовете мы встречаем множество разнообразных мнений в статьях и комментариях. Обобщить их и получить представление о том, как учителя воспринимают и оценивают ВПР и все, что связано с ними, нам помогут итоги исследования, которое мы провели в мае-июне 2018 года.
На наши вопросы ответили 611 педагогов из разных населенных пунктов страны.
По преобладающим вариантам ответов учителей, участвовавших в данном исследовании, складывается такое мнение о ВПР:
А теперь о вопросах и ответах в исследовании подробнее.
Нужны ли в школе ВПР?
С мнением о том, что ВПР нужны, можно считать согласившимися 75 процентов респондентов. Согласие с необходимостью проведения ВПР выразили и половина из тех, кто дал на этот вопрос свой ответ:
Не нужны же такие проверочные работы, ответили 25 процентов респондентов, потому что:
Какие проблемы создает ВПР?
Участники исследования, давшие свой ответ, дополнили список предложенных нами проблем:
К 11 процентам тех респондентов, которые не считают, что ВПР создает какие-либо проблемы, добавились два положительных ответа:
Для чего нужны ВПР?
Как видим, 93 процента участников исследования находит у ВПР практическое значение для школы и образования в целом и только три процента выбрали вариант ответа “это путь к большей честности образования”.
Не согласившихся с тем, что ВПР может иметь какое-либо практическое значение, 4 процента респондентов, поясняли свой ответ так:
По каким предметам нужны ВПР?
В перечень предложенных для проведения ВПР респондентами были добавлены отдельные предметы
Интересно, что несмотря на присутствие в числе участников исследования преподавателей иностранного языка (10 процентов от общего количества), информатики и ИКТ (5 процентов от общего количества), физики (4 процента от всех) и химии (2 процента от всех участников) эти предметы не были предложены для ВПР.
Свой ответ на этот вопрос дали десять процентов участников исследования. Две трети из них считают, что:
В каких классах должны проводиться ВПР?
Чаще всего участники исследования для проведения ВПР предлагали классы в параллелях с 4 по 8 класс.
И вновь, немногим больше половины из тех, кто дал свой ответ (12 процентов респондентов), ответили отрицательно:
ни в каких.
Кто должен определять, какие классы и по каким предметам пишут ВПР?
Как видим, приоритет в выборе был отдан школе.
Среди предложенных участниками исследования в дополнение к нашим, были даны и другие варианты ответов:
Ответ “Никто”, вытекающий из того, что ВПР не нужны, мы получили от 6 процентов респондентов.
Кто должен составлять задания для ВПР?
Круг предложенных составителей заданий для ВПР был расширен дополнительными вариантами:
В своих ответах участники исследования высказали и такие мнения:
Кто должен готовить учеников к ВПР?
Большинство участников исследования, как видим, посчитали, что это должны быть учителя и родители. А вот репетиторам досталось только 2 процента ответов.
Те, кто дал свой ответ (7 процентов), практически единодушны в том, что готовить учащихся к ВПР не надо, поясняя:
Что необходимо делать, чтобы ученики успешно выполняли задания ВПР?
Выбор ответов определяет ведущую роль работы учителя для получения хороших результатов ВПР (в сумме 84 процента), а репетиторам достались те же 2 процента ответов.
В своих ответах респонденты дополнили перечень ответственных за успешное выполнение ВПР:
Еще условием успешного выполнения ВПР названо:
Как проводить ВПР?
Участниками исследования было предложено и такое:
И вновь половина из тех, кто дал свой ответ (2 процента), склонилась ко мнению:
ВПР должны быть:
Как видим, выбор участников исследования распределился между обязательностью и необязательностью выполнения ВПР в пользу необязательности с перевесом в 10 процентов.
Предложения участников исследования, высказанные в своих ответах:
Вариант «Не должны быть!» высказали треть из тех, кто дал свой ответ.
Должна ли влиять оценка за ВПР на итоговые оценки?
Как видим, респонденты, в большинстве своем, выбрали ответ “нет”.
В своих ответах мнения разделились поровну между такими:
Что должно быть сделано по итогам ВПР?
Существенное преобладание количества ответов (60 процентов) “принять во внимание при разработке методических материалов” согласуется с большим количеством замечаний к содержанию текстов ВПР, сделанных респондентами.
В своих ответах участники исследования предложили:
Но вместе с тем встретилось и такое предложение:
Всё о Всероссийских проверочных работах: зачем, когда и почему
Все говорят о ОГЭ и ЕГЭ, но мало кто обсуждает ВПР. Между тем, Всероссийские проверочные работы сопровождают детей уже со 2 класса. Педагог Анастасия Дурягина разбирается, зачем их придумали и во что они превращаются на практике.
Что такое ВПР и зачем они нужны детям
Я, как учитель и репетитор, начинаю готовить детей к ОГЭ и ЕГЭ заранее. Но часто меня просят подготовить к ВПР школьников младшего и среднего звена. Родители в панике, не понимают, что за работы такие, школьники по-разному реагируют на новость о ВПР. И, кстати, чем старше класс, тем больше ими будет написано работ.
С 2015 года Министерство образования и науки Российской Федерации проводит Всероссийские проверочные работы, они же ВПР, задания для которых готовят не школьные учителя.
Всероссийские проверочные работы проводятся на школьном уровне, их можно сравнивать с годовыми контрольными работами, которые раньше традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах.
Главная цель организации и проведения Всероссийских проверочных работ: оценка уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, совершенствование преподавания учебных предметов в школах и развитие муниципальных систем образования
Репетиция перед экзаменами
Чиновники, связанные с сферой образования, думают, что проведение регулярных контрольных работ позволит школьникам привыкнуть к экзаменам, а потом поможет снизить стресс на ЕГЭ.
Многие отмечают, что особенностями Всероссийских проверочных работ является единство подходов к составлению вариантов, проведение самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
«Всероссийские проверочные работы не являются аналогом государственной итоговой аттестации. Они проводятся на региональном или школьном уровне. В рамках ВПР будет осуществляться проверка наиболее значимых аспектов подготовки школьников как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования», — так характеризует их глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Готовиться к ним или нет? Чиновники считают, что нет. «Специально готовиться к Всероссийским проверочным работам не нужно, нужно просто учиться, » — говорит Анзор Музаев, заместитель руководителя Рособрнадзора.
В чём смысл Всероссийских проверочных работ. И почему их так не любят учителя
Сами школьники так не считают! Учителя начинают на уроках готовить детей. Судорожно выполнять тесты за тестами, лишь бы показать высокий уровень, не подвести школу. Надо же держать марку! Но, по-моему, это плохая идея. Снятие стресса превращается в многократное его умножение!
Всё не так просто…
Задания в ВПР по разным предметам выполняют разные задачи и цели. Какие возможности заложены в ВПР?
Исходя из заявленных целей ВПР и полномочий участников, каждая группа пользователей получает свою информацию. Школа — детализованную информацию об учениках, муниципалитет — обобщенную по своей территории, а регион — в разрезе муниципалитетов и в сравнении с российскими результатами. На уровне ученика, оставаясь конфиденциальной, она становится содержимым его личного портфолио.
На официальном сайте ВПР уже есть список предметов и даты примерные для каждого класса. Хотя вот по 2 классу пока нет информации (ходят слухи про октябрь, как и в прошлом году).
Что и когда?
ВПР в 2018–2019 году пройдут в 4, 5, 6, 7, 8 и 11 классах.
4 класс — русский язык, математика, окружающий мир.
5 класс — русский язык, математика, история, биология.
6 класс — русский язык, математика, география, обществознание, история, биология.
7 класс — русский язык, математика, иностранный язык, обществознание, биология, география, физика, история.
8 класс — русский язык, математика, биология, обществознание, физика, химия, история, география.
11 класс — иностранный язык, география (может проводиться в 10 классе), химия, физика, история, биология.
ВПР пройдут в марте–апреле, они не будут пересекаться по срокам с проведением ЕГЭ.
НЕ честные школы
При анализе ВПР были отмечены школы, где результаты были заметно выше среднего по региону. При этом это не были лицеи или гимназии с углубленным изучением предметов, по которым проводили проверочные, а еще результаты не подтвердились высокими баллами ЕГЭ.
Помимо этого анализировали средние проценты выполнения каждого задания учащимися: если в школе простые задания делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные лучше, то это может свидетельствовать, что школьникам помогали справиться с более сложными заданиями.
Зная, что школу накажут за плохие показатели, учителя могут ли миновать соблазн помочь ученикам. Их задача проста: «Создать атмосферу, в которой класс напишет ВПР как надо».
«К этим школам будет пристальное внимание, и мы надеемся, что таких школ станет меньше в следующем году», — заявил Сергей Кравцов на Байкальском образовательном форуме «Качество образования: диалог с обществом».
Что думают родители?
Многим родителям, как и их детям, ВПР не по душе. Некоторые создают петиции и пытаются устранить данный вид контроля и проверки из российского образования. Получится ли у них это? НЕ знаю, так как который год не отменяют ОГЭ и ЕГЭ.
«Это как проверка учителя, чему научились дети, а не самих детей. Там баллы за задание, даже не оценки. Потом статистику подсчитают, какой процент хороших работ у какого педагога. Почитайте закон об образовании, там всё написано. Если ученик пропустил ВПР, ничего не будет, мало ли заболел или еще что. Переведут в следующий класс и без проверочной», — считает мама ученика 4 класса.
«Сегодня посчастливилось быть наблюдателем на математике. Обратили внимание, что 1-й вариант забуксовал на задаче № 9. Учитель шёпотом поделился, что решить задачу не может. Не справились и дети, потеряли массу времени, расстроились, растерялись. Недавно выяснилось, что в задании была „опечатка“. Школа жизни? Очень сомневаюсь. Для учителей, переживающих за результат, тоже „школа“? Мне вообще не понятно, как при программе „Школа России“ ученики должны ориентироваться в задачах на логику. Хочется вспоминать всех чертей, ругаться недобрыми словами, обвинять в раздолбайстве и коррупции все министерства», — пишет одна мама в соцсетях.
«Из наблюдений: во время ВПР учительница бросила фразу: „Ну что ж, если не справятся, придётся детям дописывать“. Ну, мы с вами понимаем, что дописывать всему классу не будут, а тому, кто „достоин“. Человеческий фактор, так сказать», — высказывает недоверие родитель из популярного форума.
Что можно сейчас сделать? Только готовиться, попробовать прорешать демоверсии с детьми, но от опечаток в задании никто не застрахован. Учитель должен выявить их заранее и быть настроен на лояльное отношение к написанным работам. Это же не самый главный экзамен в нашей с вами жизни, это всего лишь ВПР.
В ЧЕМ СМЫСЛ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
С марта по май школьники 4, 5 и 11 классов будут писать Всероссийские проверочные работы по 11 предметам. Всё это помимо обычных школьных контрольных и ЕГЭ в 11 классе. Что такое ВПР, зачем они нужны и что о них думают учителя — рассказывает Татьяна Волошко.
Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету. Они появились в 2015 году, сначала в качестве эксперимента для 4-х классов. Через год их стали писать ещё в 5 и 11 классах. А в 2018 году Всероссийские проверочные работы апробируют на шестиклассниках.
Для 4 и 5 класса ВПР — обязательны. Писать или не писать ВПР в 6 и 11 классах каждая школа, по идее, решает самостоятельно. Скажем, школа может освободить от написания ВПР только детей с инвалидностью, а может совсем не писать. Но при этом сам ученик отказаться писать проверочную работу не может.
Из чего состоит Всероссийская проверочная работа
Вот, к примеру, демоверсия заданий ВПР для четвероклассников. Школьники пишут проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.
Контрольная по русскому языку разбита на две части: диктант и задания по синтаксису; 13 заданий по всем разделам языка (поставить ударение в словах, определить основную мысль текста, составить к нему план, написать значение слова, подобрать синоним и так далее). В контрольной по математике — 11 заданий, которые проверяют умение считать, логически рассуждать, работать с информацией.
Во время ВПР ученикам нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и калькулятором. Зато можно использовать черновики (их потом никто не проверяет и не оценивает). На одну контрольную даётся 45 минут. За каждое задание ученик получает определённое количество баллов — для каждого предмета и класса они свои. Обычно оценки за ВПР в школе не ставят, но посмотреть, как перевести баллы в пятибалльную оценку, можно на сайте ВПР.
Готовят к Всероссийским проверочным работам за год до написания ВПР (а некоторые школы с 1 класса). Есть даже отдельные пособия для подготовки к ВПР, примерно такие же, как для подготовки ЕГЭ и ОГЭ. Демоверсии проверочных работ можно посмотреть на сайте ФИПИ и на сайте ВПР.
В чём идея проверочных работ
Раньше школы сами проверяли, как ученики освоили конкретный предмет. Для этого проводили контрольные работы. Но никто не контролировал, как эти задания составляли, какой у них уровень сложности и как оценивается их выполнение. В проверочных работах предусмотрен единый стандарт оценки.
А ещё проверочные работы оценивают, как школа готовит школьников в начальных и средних классах. Ведь к ОГЭ и ЕГЭ школьники готовятся тщательно и в большинстве случаев с репетиторами. Сложно понять, где заканчивается роль школы и начинается помощь репетитора. ВПР должны это отразить.
По каким предметам сдают ВПР в 11 классе (и как они связаны с ЕГЭ)
Больше остальных по поводу приближающихся ВПР переживают одиннадцатиклассники. Их можно понять: все силы и мысли направлены на успешную сдачу ЕГЭ, а тут ещё проверочные работы! В прошлом году одиннадцатиклассники даже запустили в твиттере хэштег #ВыпускникиПодписываютПетицию с требованием отменить ВПР в выпускном классе. Но, судя по всему, отменять их пока не собираются.
Но ВПР — это по сути не аналог ЕГЭ и даже не допуск к нему. ВПР — это возможность узнать уровень знаний предметов в конкретной школе. Ведь профильные ЕГЭ по предметам выпускники сдают по выбору, а уровень знаний по остальным предметам толком не проверяют. И проверочные работы эту проблему должны решить.
Принцип в 11 классе простой: кто сдаёт ЕГЭ по биологии, не пишет ВПР по биологии, кто сдаёт ЕГЭ по географии — не пишет ВПР по географии.
За что не любят Всероссийские проверочные работы учителя
Не только школьники, но и некоторые учителя не всегда довольны всероссийскими проверочными работами. Формально даже не очень хорошие результаты не влияют на итоговую оценку учеников. На деле, конечно, бывает всякое. А вот преподавателям и руководству школы за результаты ВПР приходится отчитываться. К тому же подготовка (некоторые учителя употребляют слово «натаскивание») к ВПР начинается почти за год и отнимают много часов по предмету.
А ещё ВПР не всегда составляют по учебным пособиям, рекомендованным министерством образования. В билете могут быть задания по темам, которые по программе проходят только в следующем году. Это объясняется тем, что в контрольные материалы состоят из заданий разных учебных программ. Поэтому иногда школе приходится специально менять учебники, чтобы успеть подготовиться к ВПР.
Так как результаты влияют на рейтинг школы, учителя могут помочь детям во время проверочной работы, в отличие от ЕГЭ
Поэтому результаты вряд ли можно назвать объективными. Иногда в школе за ВПР дети получают высокие баллы, а за ЕГЭ или ОГЭ — не очень хорошие.
«С ВПР перемудрили. Кто их вообще придумывает? Создали дополнительную структуру? Разогнать их надо! — рассказывает учитель начальных классов (она попросила не называть её имени) московской школы. — По чтению четвероклассникам дают текст и спрашивают: „Какой это текст?“. Что они хотят услышать в ответе? По типу? По жанру? И таких косяков полно».
С ней соглашается учитель старших классов.
«Как способ заучивать и натаскивать — это хорошие проверки. Если цель школы — заучить наизусть и пользоваться выученным, то ВПР — это просто контрольные, проверяющие как раз это умение. Если цель школы — научить думать и исследовать, то они бессмысленны. Зачем вообще столько проверок в школе, уничтожающих саму возможность думать и искать свои ответы?
Все эти проверочные, ЕГЭшные задания — могут быть частью учебного процесса, но никак не формой экзаменов. Потому что оценки за такие знания проверяют лишь механику — память, умение пользоваться уже выученным. А школа должна учить думать. И, конечно, это стресс. Вместо свободы в программах и проверки на входе и выходе — постоянные проверки всего года. Как будто это не школа, а проверка удоя коров».
Александр Закуренко, учитель русского языка
В Москве, например, некоторым школам удаётся полностью отказаться от участия в ВПР. Вместо этого они проводят диагностику Московского центра качества образования. В общем, альтернатива всё-таки есть. А пока учителя только надеются, что со временем ВПР действительно станут индикатором качества знаний, а не очередным стрессом для школы.
Расписание ВПР-2018
4 класс
5 класс
6 класс
10 класс
У десятиклассников сдают на выбор — или химию, или биологию.