в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова

«Вишневый сад» Чехова: мы наш, мы новый сад посадим

Более века многие критики и литературоведы пытаются докопаться до смысла пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Последнее драматическое творение великого писателя подводит итог размышлениям автора о судьбе России. Анализ того, в чем заключается в произведении Вишневый сад смысл драмы, будет интересен не только школьникам, изучающим это произведение, но и всем поклонникам творчества Чехова.

Краткое содержание

Действие драмы разворачивается на протяжении нескольких месяцев, охватывая период с мая по октябрь. Система персонажей довольно многогранна и делится на героев разных поколений.

Разбор того, каков в пьесе Вишневый сад смысл сюжета, следует начать с характеристики главных героев.

Представители прошлого поколения:

Настоящее время представлено в образе Лопахина Ермолая Алексеевича – трудолюбивого, энергичного, предприимчивого купца. Родившись в простой крестьянской семье, выбился в люди благодаря собственному труду.

Поколение будущего представляют:

Интересно! Режиссером первого спектакля по пьесе Чехова «Вишневый сад» был К. С. Станиславский, а главную героиню – Раневскую Л. А. сыграла жена писателя – Ольга Книппер-Чехова.

Пьеса состоит из 4 действий. Краткий пересказ по действиям облегчит понимание смысла Вишневого сада.

Действие I

Ранним майским утром Гаев едет на станцию встречать Раневскую с дочерью.

Любовь Андреевна последние 5 лет провела в Париже и рада возвращению домой. Но поместье разорено и выставлено на продажу за долги.

Лопахин выдвигает Раневской предложение по спасению ее собственности. Сохранить имение поможет вырубка вишневого сада и разделение его территории на участки, которые можно будет сдавать дачникам.

Но Гаев и Раневская категорически против уничтожения сада. Не сумев убедить хозяев, Лопахин уезжает.

Через некоторое время появляется Петр Трофимов.

Действие II

Дебаты по спасению поместья продолжаются. Лопахин пытается уговорить Раневскую согласиться на его план, но та считает его «пошлым».

Гаев надеется на денежный перевод от богатой тетушки. Но даже этих денег не хватит на выплату долгов.

Несмотря на это, хозяева даже не пытаются сократить свои траты. Единственный, кто пытается экономить – это приемная дочь Раневской Варя, взвалившая на себя обязанности по хозяйству.

Во время прогулки Аня и Петр уединяются. Девушка заявляет, что ее не волнует судьба вишневого сада, она готова начать новую жизнь.

Действие III

22 августа. Несмотря на то, что это день, на который назначены торги, хозяева устроили бал. Все танцуют, веселятся и ждут известий от Гаева, уехавшего на аукцион.

Через время появляются Гаев и Лопахин. Купец с радостью сообщает, что стал новым владельцем поместья.

Варя бросает ключи и уходит. Петр и Аня утешают плачущую Раневскую. Лопахин в нетерпении ждет, когда сможет приступить к вырубке сада.

Интересно! Когда-то семье Чехова пришлось продать дом из-за долгов. Поэтому автору были близки переживания его героев.

Действие IV

Семья Раневской прощается с домом. Сама хозяйка уезжает обратно в Париж, собираясь промотать там посланные теткой деньги.

Аня остается в России, мечтая выучиться и начать самой зарабатывать деньги. Петр уезжает в Москву. Гаев вынужден принять предложение о службе в банке.

Любовь Андреевна предлагает Лопахину жениться на Варе. Тот не против, но сделать предложение не решается.

Варя расстроена, собирается перебраться в соседнее поместье, куда она нанялась экономкой.

Сам Лопахин уезжает в Харьков, поручив работникам заняться вырубкой сада.

Объяснение сюжета

Сюжет произведения построен таким образом, что в нем отсутствуют яркие сцены, бурные действия. Но, несмотря на это, в пьесе Вишневый сад смысл повествования довольно глубок и затрагивает важные проблемы.

Чехов рассуждает на такие темы, как:

Но основной смысл произведения «Вишневый сад» заключен в самом названии. Сад представляет собой не просто декорацию. В образе Вишневого сада заложен скрытый смысл. Он олицетворяет собой Россию, переходящую в руки нового класса.

Безответственность дворянства, не привыкшего работать, привела к постепенному упадку. Но купцы, пришедшие им на смену, привыкли лишь к наживе, не гнушаясь ничем. Именно поэтому Лопахин с легкостью уничтожает сад, взращенный многими поколениями. Чехов беспокоится за будущее России. Он сомневается в способности буржуазии построить новый мир.

В чем суть концовки

Смысл концовки Вишневого сада Чехова вытекает из сути всей пьесы. Финальная сцена рассказывает о дальнейшей судьбе героев.

Раневская и Гаев искренне переживают потерю имения. Аню и Петра совсем не огорчает уничтожение вишневого сада. Для них – это начало перемен.

Последние звуки, которые слышатся – это звук топора и лопнувшей струны. Эти звуки в финале Вишневого сада несут в себе символический смысл. Они говорят об окончательном отмирании старого мира.

Но как это скажется на стране? Автор не дает ответы на этот вопрос. Он лишь показывает неизбежность грядущих перемен.

Смысл финала произведения выражает главную мысль пьесы – надежду на лучшее будущее, которое зависит от нового поколения.

Вишневый сад побуждает читателя задуматься о смысле жизни и о личной ответственности. Каждый человек отвечает за свой «сад». Поэтому нужно не только красиво рассуждать, но и предпринимать какие-то действия, чтобы сад жил и цвел.

Источник

«Вишнёвый сад» (А. Чехов)

Цитата: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай. ».

История создания

«Вишнёвый сад» — это итоговое произведения Антона Павловича Чехова. Изначально оно замышлялось как беззаботная, несерьёзная комедия. Сюжетом должна была стать продажа родового имения за долги.

Но по мере создания становилось ясно: ни веселья, ни беззаботности здесь не выйдет. Слишком много таких историй Чехов видел вживую, слишком ко многим трагедиям прикоснулся. В новом веке появились новые люди — хваткие, напористые, сильные. Процесс обнищания дворян был просто-таки тотальным: не привыкшие заботиться о завтрашнем дне, они попросту проживали свои состояния, не задумываясь о будущем.

К этой пьесе Чехов шёл всю жизнь. Он выверял образы и все реплики до мельчайших деталей, правил и переписывал свой «Вишнёвый сад». Некоторые считают, что у Чехова вышла драма, другие видят в «Вишнёвом саде» трагикомизм. Как бы то ни было, «Вишнёвый сад» давно и прочно вошёл в репертуар самых знаменитых театров.

Проблематика:

Смысл названия: вишнёвый сад — это образ, связывающий две эпохи: отживающее благородное дворянское сословие и новых людей — жёстких, практичных, экономных. И для тех, и для других вишнёвый сад желанен, пусть даже они видят его по-разному (первые — как идеал и частицу прекрасного, вторые — как капитал и источник развития).

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: достаточно сложно понять, почему Чехов настаивал на том, что «Вишнёвый сад» — комедия, ведь по внешним признакам это драма: рушатся жизни людей, никто никого не слышит, все ведут себя глупо, неуместно. Можно сказать, что это философская комедия: взгляд сверху на драматическую человеческую ситуацию, который позволяет увидеть парадоксы нашего собственного поведения и потешность того, что с близкого расстояния виделось печальным. Мир «Вишнёвого сада» словно наполнен кривыми зеркалами: щедрость героев превращается в расточительность, образованность — в пустую болтовню. Рядом с основными персонажами есть их двойники, позволяющие увидеть этих героев в другом свете (ярким примером может стать действительно отрицательный персонаж — лакей Яша, являющий собой искажённое отражение Ермолая Лопахина).

Время и место действия

Действие происходит в имении Раневской. Время — рубеж XIX и XX веков.

Действующие лица

Любовь Андреевна Раневская — разорившаяся аристократка, личность романтическая и неземная. Рано оставшись вдовой и потеряв сына, Любовь Андреевна уезжает к любовнику за границу. Денег у неё фактически уже нет: Раневская не привыкла экономить, да и любовник постарался вытащить из неё все средства.

Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской, внимательный, умный, но совершенно не нашедший себя в новой жизни.

Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина родом из крестьян. Благодаря своему деятельному рассудку и смётке стал миллионером. Ермолай Алексеевич — душевный тонкий человек, но коммерческая жилка в нём сильнее артистизма.

Петя Трофимов — мечтатель, «облезлый барин», в прошлом — учитель погибшего сына Раневской Гриши. Родом из дворян, но не имеет ничего. При этом мечтает о всеобщем счастье, благоденствии и небе в алмазах. Полная противоположность Лопахину.

Аня — дочь Любови Раневской. Наивная, восторженная девушка. Влюблена в Петю Трофимова и тоже мечтает о всеобщем счастье.

Варя — приёмная дочь Любови Андреевны, управляет её имением. Практичная приземлённая девушка. Все хотят выдать её замуж за Лопахина, но Лопахин Варей не интересуется.

Симеонов-Пищик — разорившийся помещик. В отличие от Раневской, радостно принимает предложение сдать свой участок в аренду.

Яша — лакей. Высокомерный негодяй, не уважающий ни мать, ни хозяев. Все его мечты сводятся к отъезду за границу.

Дуняша — горничная, юная легкомысленная девушка. В каком-то смысле её образ — пародия на Любовь Раневскую.

Семён Пантелеевич Епиходов — он же «Двадцать два несчастья». Конторщик, крайне невезучий субъект — вечно всё роняет и разбивает. В каком-то смысле является двойником Гаева (неустроенность Леонида Андреевича воспринимается как благородный печальный удел, но разнесчастный до глупости Епиходов помогает увидеть в этих страданиях фарс). Влюблён в Дуняшу.

Фирс — лакей в имении Раневской, очень старый, почти глухой. Искренне любит хозяев, имение и вишнёвый сад. Символизирует давно прошедшие времена — «когда всё было иначе».

Шарлотта Ивановна — гувернантка и циркачка. Вносит элемент фарса уже своим присутствием (разрушаются судьбы, а она жонглирует).

Краткое содержание

Действие 1

Комната в имении, которую все называют детской.

Ермолай Лопахин и Дуняша ждут возвращения из-за границы Раневской с семьёй. Ермолай Алексеевич тепло вспоминает Раневскую и размышляет о собственной судьбе: отец был простым мужиком, а он вот одет благородно. Образования, правда, не получил. Лопахин упрекает Дуняшу, что та ведёт себя как барышня — не подобает так.

Приезжает Раневская с Аней и прислугой (Шарлотта Ивановна, Яша). Любовь Андреевна и Аня очень рады вернуться домой. Аня оживляется, узнав, что Петя Трофимов сейчас в их имении. Позднее появляется влюблённый в Аню Петя.

Из бесед сразу становится ясно, что Раневская разорена. Она уже продала свою заграничную недвижимость. Это имение тоже в ближайшее время будет продано за долги. Аня и Варя очень тревожатся, но Любовь Андреевна лишь осматривает всё и тепло вспоминает прошлое. Ермолай Лопахин выступает с предложением, которое может спасти Раневскую: сад надо срубить, а землю разбить на участки и сдавать под дачи. Раневская и Гаев категорически против: для них вишнёвый сад — предмет гордости и достояние их рода. Лопахин просит поразмыслить над предложением и уезжает. Гаев говорит, что, возможно, богатая тётя пришлёт денег — в общем, как-то образуется.

Действие 2

Местность возле старой церкви, откуда видно вишнёвый сад и город.

Дуня, Яша, Епиходов и Шарлотта Ивановна гуляют. Дуня влюблена в Яшу, Яша к ней равнодушен и даже сторонится, Епиходов (который искренне любит Дуняшу) крайне огорчён и даже подумывает о самоубийстве.

Приходят Любовь Раневская, Леонид Гаев и Ермолай Лопахин. Лопахин спрашивает, что Любовь Андреевна решила в отношении аренды. Раневская, будто не слыша, говорит о своём — ругает себя за транжирство и тут же отдаёт золотой рубль случайному прохожему. Гаев ведёт отвлечённые беседы о пользе железной дороги. Раздаётся звук лопнувшей струны.

От богатой тётушки ожидается денежный перевод, но этих средств не хватит даже для оплаты долгов. А о том, чтобы сдать землю в аренду, они и думать не хотят: это пошло. Лопахин уже сердится из-за их непрактичности. Раневская корит его необразованностью и приземлённостью и рекомендует жениться на Варе. Гаев говорит, что ему предлагали работу в банке, но Любовь Андреевна осаживает брата: нечего ему там делать. Приходит Фирс. Он с ностальгией вспоминает прошлое. Являются Варя, Петя и Аня. Все беседуют (по сути — каждый о своём). Когда все уходят и Петя с Аней остаются наедине, Аня признаётся, что не так уж дорожит вишнёвым садом и хочет думать о будущем.

Действие 3

Гостиная имения Раневской. Вечер. 22 августа.

Играет музыка, все танцуют. Отсутствуют только Гаев и Лопахин: как раз сейчас происходят торги, имение Раневской продаётся.

Все почему-то надеются, что Гаеву хватит присланных тётей денег, чтобы выкупить имение, хотя совершенно ясно, что 15 тысяч недостаточно. Шарлотта Ивановна показывает фокусы. Яша говорит Раневской, что им нужно поехать в Париж — слишком уж тут все простые и необразованные.

Раневская и впрямь собирается вернуться во Францию к своему любимому — он ей писал. Любовь Андреевна хочет поскорее устроить судьбы дочерей: Варю она планирует выдать за Лопахина, а Аню — за Петю Трофимова. Среди присутствующих происходит разговор о любви. Раневская настаивает, что ради любви можно совершить любой поступок, упрекает Петю, что он «выше любви». Петя напоминает Любови Андреевне, что та стремится встретиться с человеком, уже обманувшим и обобравшим её.

Входят Лопахин и Гаев. Гаев плачет. Лопахин едва скрывает радость: имение продано, и он — его хозяин! Лопахин хочет немедленно начать рубить сад, чтобы скорее сдать землю в аренду.

Любовь Андреевна плачет, Аня пытается её утешить. Варя бросает ключи от имения и уходит.

Действие 4

Детская комната, но в этот раз пустая: все вещи упакованы и дожидаются своего часа.

С улицы слышно, что сад уже рубят. Лопахин приносит шампанское, чтобы проводит Раневскую с семьёй. Никто не хочет шампанского: все печальны. Все вместе уезжают в Харьков, а оттуда Любовь Андреевна и Яша двинутся в Париж, Аня пойдёт учиться, Петя отправится в Москву. Леонид Андреевич находит себе место в банке. Дуня пойдёт работать экономкой. Ермолай Лопахин обещает позаботиться о Шарлотте Ивановне и Епиходове. Фирс заболел, и его, по словам Яши, отправили в больницу.

Заходит Симеонов-Пищик. Как ни странно, он возвращает долг: выясняется, что Пищик сдал свои земли в аренду. Раневская ещё раз пытается свести Лопахина с Варей, но Лопахин вежливо беседует и предложения не делает. Все прощаются с домом, закрывают его и уезжают.

Появляется Фирс: о нём просто забыли. Фирс понимает это, но на хозяев не сердится.

Раздаётся звук лопнувшей струны. Слышно, как рубят вишнёвый сад.

Экранизации

«Вишнёвый сад» (Японская империя, 1936); «Вишнёвый сад» (Великобритания, 1959, постановка BBC); «Вишнёвый сад» (Великобритания, 1981, в роли Раневской — Джуди Денч); «Вишнёвый сад» (Россия, 1993); «Вишнёвый сад» (Греция, Франция, 1999, в роли Раневской — Шарлотта Рэмплинг, в роли Гаева — Алан Бейтс); «Сад» (Россия, 2008).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите прозвище конторщика Епиходова.

Ответ. Двадцать два несчастья.

Как называется высказывание персонажа в пьесе?

Источник

Сочинение Смысл названия пьесы Вишневый сад Чехова

«Вишневый сад» — комедийная пьеса А. П. Чехова. Эта пьеса стала одной из самых известных среди русских пьес. Для А. П. Чехова она стала завершением его творчества, так как была написана незадолго до его смерти.

Действие пьесы разворачивается в имении Раневской Любови Андреевны, вернувшейся на родину вместе с дочерью после продолжительного проживания во Франции. Гордостью имения является тот самый вишневый сад, в честь которого не только была названа сама пьеса, он также стал символом России того времени в целом. Написание пьесы пришлось как раз на переломный момент в истории страны, который характеризовался наступлением новой эпохи, временем, когда прежние устои уже устарели, а новый жизненный уклад еще не сложился. Казалось, будто в это время жизнь затихла в ожидании чего — то нового и неизвестного.

Герои пьесы принадлежат к двум разным поколениям и именно поэтому представители разных поколений по-разному относятся к ожиданию перемен, одни с надеждой на светлое будущее, а другие с опаской.

Через описание того, как каждый из героев воспринимает вишневый сад Чехов показывает характеры героев.

Вишневый сад Любови Андреевны символизирует то самое прощание с прошлым, которое предстоит пережить всей стране, ведь ей придется за долги расстаться со своим имением. Избежать этого можно лишь вырубив вишневый сад, который так дорог героине и сдавать участки земли дачникам. Именно таким способом ей предлагает решить проблему знакомый купец. Любовь Андреевна поражена таким предложением, ведь в этом имении прошли ее лучшие годы, здесь же она потеряла своего сына. Но купец Лопахин продолжает настаивать на то, что это единственный выход, ведь он думает лишь о прибыли. Петя Трофимов относится к судьбе сада неоднозначно. C одной стороны он признает красоту сада, а с другой считает, что сад является пережитком времен крепостничества и его необходимо уничтожить. Такое же отношение к саду он старается привить и дочери Любови Андреевны – Ане. Аня считает, что начать новую жизнь не представляется возможным до тех пор, пока не покончено с этим садом. Аня старается уговорить мать съехать и положить начало новому саду, что позволить начать жить в соответствии с реалиями нового времени.

Истоки названия пьесы

Последняя пьеса А.П. Чехова вызывала споры как в начале XX века, так и сейчас. И это относится не только к жанровой принадлежности, характеристике героев, но и к названию. В смысле названия пьесы «Вишнёвый сад» пытались уже разобраться и критики, ставшие первыми зрителями, и нынешние поклонники наследия Чехова. Конечно же, название пьесы не случайно. Ведь в центре событий находится судьба дворянского имения, окруженного вишневым садом. Почему Чехов взял в основу именно вишнёвый сад? Ведь сады, засаженные только одним видом плодовых деревьев, в усадьбах не встречались. Но именно вишневый сад становится одним из центральных действующих персонажей, как бы странно это ни звучало по отношению к неодушевленному предмету. Для Чехова большое значение в названии пьесы играло употребление слова «вишнЁвый», а не «вишневый». Этимология этих слов различна. Вишнёвыми называют варенье, косточки, цвет, а вишневые – это сами деревья, их листья и цветы, да и сам сад – вишневый.

в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Смотреть фото в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Смотреть картинку в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Картинка про в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Фото в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Смотреть фото в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Смотреть картинку в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Картинка про в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Фото в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Смотреть фото в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Смотреть картинку в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Картинка про в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Фото в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова

Воспоминания о прекрасной жизни

Для старшего поколения героев вишнёвый сад — это воплощение светлого прошлого, дней беззаботной юности, наполненных красотой, счастьем и теплом семейного очага. Например, Раневская часто вспоминает, как ходила по саду, когда была маленькой. Памяти о прошлой жизни предаются и Гаев, и верный слуга Фирс, играющий самонавязанную роль осадчего и хранителя традиций, для которого всё было буквально «позавчера». Вовсе не случайно с продажей имения и отъездом героев заканчивается и жизнь Фирса: этому герою нет места в новой эпохе.

Потерять вишнёвый сад для этих персонажей — это значит утратить детство, мечту, оказаться изгнанными из райского сада. Все они являются «героями-недотёпами», полными несуразности. Они постоянно что-то роняют, забывают или теряют. К ним трудно относиться без доли сочувствия и нежности. Перед глазами читателя предстаёт прообраз детского сада для духовно не созревших персонажей комедии.

в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Смотреть фото в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Смотреть картинку в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Картинка про в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова. Фото в чем смысл вишневого сада в пьесе чехова

Героям кажется, что они цепляются за последние возможности спасти дом детства, но на самом деле изо всех сил стараются удержать в руках свою детскую наивность и чудаковатость. Даже предпринимая какие-то отдельные шаги, они в основном надеются, что ситуация разрешится сама (например, постоянно хотят повременить, ожидают помощи тётушки, которой может и не быть).

Название как отражение судеб героев

В 1901 году, когда Чехов задумался о написании новой пьесы, это название уже у него было. Еще точно не зная, какими будут герои, он уже отчетливо представлял, вокруг чего будет разворачиваться действие. Рассказывая Станиславскому о своей новой пьесе, он восторгался ее названием, называя ее «Вишневым садом», произнося название много раз с различными интонациями. Станиславский не разделял и не понимал радости автора по поводу названия. Через какое-то время драматург и режиссер вновь встретились, и автор объявил, что сад в пьесе и названии будет не «вишневым», а именно «вишнёвым». И только после замены всего лишь одной буквы Константин Сергеевич понял и проникся смыслом названия «Вишнёвый сад» чеховской новой пьесы. Ведь вишневый сад – это всего лишь участок земли, засаженный деревьями, способный приносить доход, а говоря «вишнёвый сад» сразу появляется какое-то необъяснимое чувство нежности и домашнего уюта, связующее звено поколений. И не случайно с судьбой сада переплетены судьбы Раневской и Гаева, Ани и Лопахина, Фирса и Яши. Все они выросли и родились под сенью этого сада. Еще до рождения Фирса, самого старого участника действия, сад был посажен. И лакей застал его расцвет – когда сад давал огромный урожай, которому всегда удавалось найти применение. Аня же, как самая молодая героиня, этого уже не видела, и для нее сад – просто красивый и родной уголок Земли. Для Раневской и Гаева сад- это что-то живое, чем они восхищаются до самой глубины души, они, как эти вишневые деревья, пустили свои корни так же глубоко, только не в землю, а в свои убеждения. И им кажется, что раз сад стоит неизменным столь долгие годы, то и их привычная жизнь так же непоколебима. Однако прекрасно видно, что все вокруг меняется, меняются люди, меняются их ценности и желания. Например, Аня расстается с садом без жалости, говоря, что уже не любит его; Раневскую манит далекий Париж; Лопахина одолевает гордыня и жажда наживы. Только сад остается неизменным, и лишь по воле людей он идет под топор.

Вариант №2

Пьеса Чехова «Вишневый сад» повествует о судьбе имения и его хозяев. Раневская питает ностальгические чувства к саду. Там прошло ее детство, первые чувства влюбленности. Раневской тяжело свыкнуться с мыслью, чтобы продать сад на участки и сдать его в аренду дачникам. Поэтому она выставляет его просто на торги. В Париже остался ее возлюбленный, и после продажи она стремится быстрее попасть заграницу.

Жители имения собираются вместе. Они вспоминают прекрасные моменты, связанные с этим садом. Раневская глядит из окна и печально с ним разговаривает. Она понимает, сколько труда было вложено в уход за садом. Ее предки находили применение плодам. Но теперь никто не покупает вишню.

С образом сада связан уклад русских людей. Имение все в долгах, и спасти сад становится невозможным. Десятки лет из сада получали выгоду. Но наступил кризисный момент. Раневская неразумно тратит деньги. Даже последнюю монету она отдала прохожему. Варя является более практичной. Она с умом ведет домашнее хозяйство. Но молодая и неопытная в торговле Варя не может вытащить имение из долгов. Ситуация достигла своего критического значения. Гаев и Раневская не сильно заинтересованы в судьбе поместья. Они просто подчиняются обстоятельствам и не предпринимают каких-либо попыток изменить судьбу имения. Хозяева не могут принять ответственные решения. И даже не пытаются найти выход из сложившейся ситуации.

В пьесе вишневый сад олицетворяет целую эпоху. С вырубкой деревьев она заканчивается. Все хозяева разъезжаются по разным местам. Дальнейшая судьба не связана с поместьем.

Герой Лопахин является обычным коммерсантом. Сад для него — это источник постоянного дохода. Он планирует разделить сад на участки и сдавать их дачникам. Для этого надо подготовить землю — вырубить деревья. В пьесе отсутствует конфликт между ним и прежними хозяевами.

Вишневый сад — это символ времен, где сплетаются прошлое, настоящее и будущее.

Символизм названия пьесы

Очень символичен смысл названия пьесы «Вишнёвый сад»: на протяжении всего действия он присутствует в декорациях, разговорах. Именно вишнёвый сад стал главным символом всей пьесы в целом. А образ сада оказывается тесно связан с размышлением героев о жизни в целом, и через отношение к нему, во многом, автор раскрыл характеры героев. Вполне возможно, что именно вишнёвое дерево стало бы эмблемой МХАТа, если б еще раньше это место не заняла чайка из одноименной драмы А.П. Чехова.

Приведенные факты история имени пьесы и описание смысла названия помогут учащимся 10 класса при написании сочинения на тему «Смысл названия пьесы «Вишнёвый сад»» или при подготовке доклада на соответствующую тему.

Тест по произведению

Смысл произведения Вишневый сад

Смысл произведения состоит в том, что «Вишнёвый сад» иллюстрирует закат российского дворянства. На смену дворянам, их имениям и поместьям приходят купцы, которые зарабатывают деньги. Это ярко заметно на примерах Раневской и Лопухина. Таким образом, Россия оказалась на распутье и куда она пойдет — не понятно. Но прошлое уже не вернуть.

Существует еще одна важная тема, затрагиваемая автором: социальное неравенство и политический уклад тогдашней империи. Пьеса «Вишнёвый сад» – модель той России, которую видел Чехов. Раневская – обнищавшее дворянство; Аня и Трофимов – молодое перспективное поколение, за которыми будущее великой страны; Лопахин – крепкий средний класс, мужичье, которое противостоит своим господам. Образ сада – сама Россия, чья судьба так трагически и фатально приближается к краху 1917 года. Чехов, будто предчувствуя катастрофу, отобразил её на страницах своего творения. «Вишнёвый сад» – реквием по великой стране, которую не уберегли современники Антона Павловича.

Смысл концовки книги примерно можно сопоставить со смыслом всей пьесы. Здесь ярко выражается мнение Чехова. Оно, скорее всего, состоит в том, что в «схватке» дворянства и купечества победит последнее сословие. Настало абсолютно другое время, которое требует перемен. В первую очередь в социальном устройстве.

Смотрите также:

Пережиток прошлого

Молодое поколение в пьесе, представленное «вечным студентом» Петей, дочерью Раневской Аней и сиротой Варей, смотрит на всё другими глазами. Для каждого из них сад — след старой крепостнической России, страны обнищавших помещиков и покорных слуг. Гибель сада для них является закономерностью. Перед нами герои, которым предстоит жить в новой России, хотя у них сейчас ещё нет душевных качеств, чтобы преобразовать её.

Наиболее активной героиней из всех является Аня. Прежде ей было жалко и сад, и мать, но теперь она вдохновлена идеями Пети (героя абсолютно пассивного) и готова оставить прошлое позади. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого», — ключевая цитата, подчёркивающая решимость и воодушевление героини.

«Облезлый барин» Петя говорит много красивых высокопарных фраз, но в реальности так и остаётся в положении человека, который постоянно учится, но ничему не выучился. Говоря о саде как пространстве всей России, связывая судьбу поместья с судьбой Родины, герой мыслит абстрактно и широко, но настоящих деревьев в вишневом саду, которые цветут и благоухают, он не замечает.

Первой красоту сада видит сирота Варя — героиня, кажущаяся ещё пассивней Раневской, но на самом деле имеющая жизненные цели и способная замечать прекрасное в недолговечном моменте. Описание вишневого сада, где лишь мимолётно царит красота («очень недолго цветут вишневые деревья») связано с судьбой Вари, в жизни которой нет радости от взаимной любви, на её плечах лежат все хозяйственные заботы о поместье.

Характеристика героев

Условно всех героев пьесы можно разделить на 3 неравноценные группы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *