в чем смысл унесенные призраками
Смысл мультфильма Унесённые призраками
Невероятно красивый и столь же безумный мультфильм «Унесённые призраками», созданный мэтром аниме Хаяо Миядзаки, завораживает вереницей сказочных превращений и одновременно озадачиавет. О чём на самом деле мультфильм «Унесённые призраками» — знает только Миядзаки, но, тем не менее, многие образы этого незаурядного аниме поддаются дешифровке, а значит, понять смысл «Унесённых призраками» чуть глубже вполне реально. И я вам в этом помогу.
Основные темы, затронутые Миядзаки в аниме «Унесённые призраками»
Сила слов и имён
Слова в мультфильме имеют магическую силу и играют решающую роль в освобождении Тихиро и её родителей. Вспомните, как Хаку предупреждает Тихиро не поддаваться на уловки Юбабы и продолжать требовать работу, что и делает девочка. Юбаба знает, что, как только Тихиро отвлечётся и поддержит разговор с ней на другую тему, злая волшебница обретёт контроль над девочкой и никогда не позволит ей и её родителям вернуться домой. Но это понимает и Тихиро, поэтому она громко требует волшебницу дать ей работу, пропуская мимо ушей отвлекающие выпады. Когда Юбаба спрашивает, кто помог девочке, та игнорирует вопрос, зная, что своим ответом может навредить деду Камадзи, Рин и Хаку.
Злая волшебница Юбаба пытается сбить Тихиро с толку
Взросление, инициация и посвящение во взрослый мир
Итак, Тихиро проходит инициацию, итогом которой становится адаптация к миру взрослых. Первые минуты мультфильма, во время которых мы знакомимся с героиней, не пробуждают в нас особой симпатии к ней — Тихиро выглядит капризной, ленивой, она уныло лежит на заднем сиденье, пока её отец ведёт машину. Примерно в том же состоянии мы застаём малыша Бо — сынишку ведьмы Юбабы. Он злой, капризный, жестокий, занимает огромное пространство, но при этом неспособен сделать что-либо полезное. Только после превращения в мышонка и путешествия к Дзенибе его характер меняется к лучшему. Тихиро ждут ещё более важные перемены.
Поначалу работа даётся Тихиро нелегко
Юбаба неохотно принимает Тихиро на работу, и первые задания, которые поручают девочке, она выполняет довольно неумело. Рин постоянно попрекает помощницу, и вполне заслуженно. Однако вскоре Сэн показывает отличные результаты и даже справляется с такими сложными заданиями, как купание Речного Божества и избавление от Безликого. Даже сварливая Юбаба довольна работой девочки. Мир призраков помогает Тихиро повзрослеть, она учится брать на себя ответственность, принимать сложные решения, и постепенно начинает не только выполнять чужие задания, но и помогать другим по своей воле, и, в конце концов, спасает Хаку и своих родителей.
Отсутствие разделения на «плохих» и «хороших»
Мультфильм «Унесённые призраками» не знает разделения на положительных и отрицательных персонажей. Каждый герой совмещает в себе и хорошее, и плохое, а характеры могут значительно меняться, когда персонажи взаимодействуют друг с другом. Даже Хаку не идеален, ведь ему приходится красть и выполнять другие подлые задания его хозяйки Юбабы. Характер Тихиро поначалу кажется скверным, но чем дальше, тем полнее раскрывается её доброта, отзывчивость, честность и смелость. В то же время те персонажи, которые сперва относятся к Тихиро с презрением — Камадзи и Рин — впоследствии меняют своё отношение к ней и оказывают неоценимую помощь в спасении её родителей.
Безликий становится кротким и добрым рядом с Тихиро
Такие многогранные образы персонажей выгодно отличают «Унесённых призраками» от типичного детского мультфильма, где чётко обозначено разделение на «добрых» и «злых». Особенно яркий пример перемены характера в этом аниме — Безликий, который перенимает и зеркально отражает черты тех, с кем он разговаривает. Рядом с Тихиро он застенчив и добр, предлагает ей золото, таблички. Перед другими работниками купальни он ведёт себя как алчный монстр, потому что они сами проявляют жадность и алчность. Наконец, он остаётся с Дзенибой, которая решает «перевоспитать» его и приспособить для более полезной работы, нежели пожирание жадных до фальшивого золота жаб.
Сюжетообразующие мотивы в аниме «Унесённые призраками»
Алчность, жадность, жажда наживы
Почти все герои в тех или иных условиях проявляют жадность, и она всегда оказывается губительной для них. Завязка сюжета — превращение родителей Тихиро в свиней — обоснована тем, что мужчина и женщина проявили жадность и невежество, взяв без спроса и съев угощение, предназначавшееся в дар духам. Юбаба и её наёмные работники обожают золото, деньги — ради наживы они на всё готовы, слепо принимают подарки от Безликого, за что и поплатились некоторые из них, проглоченные Безликим заживо.
Жадность едва не сгубила Безликого и всех работников купальни
Жадность ослепляет, заставляет людей и призраков забывать о более важных вещах. Так, когда Хаку приходит к Юбабе, чтобы сообщить о подмене «самого драгоценного сокровища», она вначале думает о золоте, которое ей принёс Безликий, и лишь затем понимает, что речь шла о её ребёнке. Более того, именно погоня за золотом отвлекла её от заботы о сыне, которого околдовала её сестра Дзениба. Кстати, здесь же мне хотелось бы заметить, что Тихиро всегда оказывается прозорливее других, она способна узнать Хаку в обличье водяного дракона, она определяет, что её родителей нет среди свиней, которых показывает ей Юбаба. Это объясняется тем, что девочку ничто не отвлекает от её главной цели — спасения родителей. Юбаба же ослеплена блеском золота, и долгое время не замечает подмену собственного сына, хотя любит его больше всех на свете.
Волшебная еда
Различная еда постоянно появляется в кадре «Унесённых призраками», и почти всегда она обладает теми или иными волшебными силами. Именно еда превращает родителей Тихиро в свиней. Постоянный голод Безликого заставляет его глотать работников купальни и поглощать огромные количества пищи. Но еда может и помогать — так, Хаку приносит заговорённую пищу для Сэн, чтобы та «не пропала» в мире призраков. Позже Сэн получает в подарок от Речного Божества волшебный пирожок, который она делит между Хаку и Безликим, спасая таким образом первого от проклятия, а второго — от обжорства.
Загрязнение и разрушение окружающей среды
Мультфильм «Унесённые призраками» многократно поднимает вопрос о рациональном использовании природных ресурсов. Самый яркий пример этого — конечно, перемена, случившаяся с Речным Божеством. Попав в купальню, он издаёт такое зловоние и выглядит так ужасно, что Юбаба принимает его за Дух Помоек. Однако, когда Сэн находит «занозу» на теле гостя, работники купальни извлекают огромное количество мусора и металлолома, застрявшего в теле Речного Божества, и он снова принимает свой величественный облик. Также мы узнаём, что Хаку прежде был хранителем реки, но люди засыпали его реку, чтобы построить на её месте посёлок.
Люди засыпали реку, в которой обитал Хаку, лишив его дома
Другой, менее очевидный пример указания на нерациональное использование природных богатств — это фраза отца Тихиро о том, что в девяностые годы построили много парков развлечений, но сейчас многие из них заброшены. Подобное отношение к природе нельзя назвать бережливым. Кроме того, люди и призраки «загрязняют» не только окружающую среду, но и самих себя — от этого пострадали родители Тихиро и Безликий, а также — косвенно — Хаку, который проглотил заговорённого червяка, подброшенного Юбабой.
Особые правила волшебного мира призраков
Правила устанавливают порядок в мире призраков, и никто не смеет нарушать их, даже самые могущественные персонажи. С самого начала общение Хаку и Тихиро представляет собой лекцию о правилах, которым нужно следовать. Это довольно типично для фольклорных волшебных сказок всех народов мира — вспомните любые известные вам русские сказки, где завязкой сюжета, как правило, является нарушение какого-либо правила (не есть волшебных яблок, не красть Жар-птицу и так далее).
Юбаба отпускает Тихиро лишь после выполнения всех условий договора и правил волшебного мира
Примером нерушимого правила является договор между Юбабой и её работниками. Хотя Юбаба не очень-то желает принимать Тихиро на работу, она всё же делает это, упоминая о том, что связана обещанием. Позже Тихиро должна «опознать» своих заколдованных родителей среди свиней, потому что таково правило, без которого Юбаба не смеет отпустить девочку. В финале Хаку просит девочку не оборачиваться, когда она будет покидать страну призраков (сравните с древнегреческим мифом об Орфее и Эвридике). Тихиро знает, что правила нарушать нельзя, поэтому строго следует предписанию.
Разрушительное влияние Запада
Вы наверняка заметили, что единственный персонаж, который выглядит по-европейски в этом аниме — ведьма Юбаба. У неё европеоидная внешность, хотя и весьма карикатурная, она носит европейское платье, по-европейски обставлены и её апартаменты. Это резко контрастирует с минималистичными комнатами в традиционном японском стиле, в которых ютятся её подчинённые. Юбабу можно смело назвать эксплуататоршей, ведь на неё работает огромное количество бедных девушек и жаб, быт которых весьма прост в сравнении с богатством её покоев. Вспомните, как Рин мечтательно говорит о том, как она накопит денег, чтобы поехать на море — совсем как многие из нас.
Дзениба угощает путников простой едой
В то же время сестра Юбабы волшебница Дзениба живёт в скромной избушке, где занимается ручным трудом — прядёт, вяжет, сама готовит простую еду. Она никого не нанимает, но заколдованные спутники Сэн — птичка и мышь — по собственной воле помогают Дзенибе, к ним присоединяется и Безликий, который резко изменился к лучшему, когда покинул владения Юбабы.
Конечно, мой небольшой анализ не претендует на полное и исчерпывающее объяснение смысла аниме «Унесённые призраками», но, думаю, он помог вам глубже понять суть этого замечательного мультфильма. Многие образы, созданные Миядзаки, уходят корнями в японский и мировой фольклор, и чтобы понять их, необходимо детально разбираться в мифах и обычаях японцев и других народов. Но даже без этих знаний мультфильм «Унесённые призраками» — это невероятное наслаждение для глаз и мозга.
Дополнение к этому обзору можно прочитать — здесь.
Смысл мультфильма «Унесенные призраками» (дополнение)
Японский полнометражный мультфильм «Унесенные призраками» (оригинальное название «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро»), снятый режиссером Хаяо Миядзаки, считается одной из наиболее знаменитых анимационных лент. В 2016 году аниме заняло четвертое место в списке «Лучших фильмов XXI столетия», составленном 117 критиками, а в 2017 г. оказалось на второй строчке аналогичного кинорейтинга «Нью-Йорк Таймс».
Столь высокую оценку анимационная лента заслужила как из-за очевидных художественных достоинств, так и благодаря глубокому смыслу. Многоплановость сюжета, как и сложность проработки характеров делает это произведение интересным не только для детей, но и для взрослых.
Попробуем показать это, рассмотрев основополагающие эпизоды мультфильма.
Заброшенный город и превращение
В первых кадрах ленты мы знакомимся с главной героиней – девочкой Тихиро, едущей вместе с родителями на автомобиле осматривать новые места после переезда. Случайно семья оказывается у таинственного здания: малышка инстинктивно чувствует опасность и просит вернуться домой, но взрослые решают иначе. Пройдя в ворота, они оказываются в заброшенном городе: здесь нет ни одного человека, однако полно ресторанов, столы в которых заставлены лакомыми блюдами.
Отсутствие людей не смущает отца и мать, которые решают попробовать яства, однако девочка отказывается от лакомств, предпочитая прогулку по городу. Вернувшись она с ужасом осознает, что родители превратились в свиней.
Смысл эпизода достаточно прозрачен: люди, которые не могут обуздать свои желания, теряют человеческий облик. Можно отыскать у этой сцены и переносный смысл: рестораны символизируют общество потребления, рассчитанное в первую очередь на тупую толпу.
Новое имя и начало работы
Беспомощная девочка, оказавшаяся в полном одиночестве не знает, как ей быть. К счастью, она встречает мальчика Хаку, который становится ее проводником по волшебному миру. Он объясняет Тихиро, что она с родителями попала во владения злой волшебницы Юбабы. Чтобы выжить здесь малышке остается одно – просить у колдуньи работу.
Девочка подписывает контракт, однако старуха меняет ее имя Тихиро, от которого остается лишь один иероглиф Сэн. При этом малышка забывает, как ее звали раньше. На помощь приходит верный Хаку: он напоминает девочке ее имя, и объясняет, что забыв его, она потеряет воспоминания и не сможет найти дорогу к дому.
Эпизод имеет основополагающий смысл: он свидетельствует о важности памяти – личной и исторической, без которой люди теряют цель жизни (это случилось с Хаку, который не помнит, как его зовут).
Первое поручение
Непривычная к физическому труду Сэн, с усердием принимается за порученное ей дело – работать в купальнях, где моются духи и божества. Стараясь поставить девочку в тупик, Юбаба поручает ей помыть огромного дурнопахнущего монстра, которого из-за зловония принимают за духа помойки. Однако оказалось, что под толстыми наслоениями грязи в всевозможных отходов скрывался знаменитый Хозяин Рек, который в благодарность за отличное мытье вручил Тихиро волшебный пирожок.
Совершенно очевидно, что эта сцена посвящена насущной проблеме современного общества – вопросам экологии, наглядно демонстрируя состояние современной природы.
Безликий или власть золота
Не зная особенностей волшебного мира, Сэн допускает оплошность, впустив в купальни оборотня – Безликого. Попав в роскошный дворец, он вызывает у служителей ажиотаж, щедро расплачиваясь золотом за все указанные услуги. Ради денег лакеи и работники готовы идти на все – унижаясь и лебезя перед богатым посетителем. Лишь Тихиро стойко качает головой, отвергая все подношения оборотня.
Как оказалось, Безликий лишен не только лица, но и моральных качеств. По существу, он является зеркалом окружающих его людей: рядом с алчными слугами он становится злобным и агрессивным, тогда как рядом с девочкой – это милое и спокойное существо.
Смысл истории говорит не только о разрушающей роли денег, но и об ответственности людей, обладающих богатством, которое можно направить не только на зло, но и на добро.
Спасение Дракона
Параллельно сюжету о Безликом развертывается кульминационный эпизод «Унесенных ветром». На балкончик девочки приземляется раненый дракон, в которого преображается Хаку, выполняя поручения Юбабы.
Стараясь спасти друга, девочка отправляется к злой колдунье, в жилище которой неожиданно встречает ее сестру-близнеца добрую волшебницу Дзэнибу. К сожалению, она также настроена против умирающего мальчика-дракона, укравшего важную печать. Кажется, что Хаку не спасти, но в последний момент Тихиро вспоминает о волшебном пирожке, который дал ей Хозяин Рек. Волшебное средство помогает частично снять проклятье, но чтобы мальчик полностью выздоровел, похищенный им предмет нужно вернуть Дзэнибе.
Сэн решает отправиться в путь на поезде, взяв с собой Безликого. На обратном пути девочка встречает выздоровевшего Хаку, которому она помогает вспомнить его настоящее имя. Он был духом реки Кохакугава и однажды спас упавшую в воду совсем маленькую Тихиро.
Возвращение домой
Вернувшуюся к хозяйке девочку ждет новое испытание: ей предстоит узнать родителей среди свиней. После верного ответа контракт исчезает, а Тихиро в сопровождении Хаку идет к зданию-входу в волшебный мир. Здесь ее уже встречают родители: они ничего не помнят о происшедшем, но удивляются, что оставленный несколько часов назад автомобиль засыпан листьями.
Скорее всего, Тихиро также забыла о волшебном мире, лишь смутно девочка вспоминает образ Хаку, который пообещал вернуться в реальный мир и обязательно найти ее.
Смысл «Унесенных призраками»
Мультфильм Миядзаки часто сравнивают с повестью Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». Главные героини произведений случайно оказываются в таинственном мире, где действуют законы, отличные от их привычной жизни. Девочкам приходится общаться с неизведанными существами, действия которых часто лишены логики.
Миядзаки утверждал, что в своей ленте он воспроизвел порядки, которые царили в киностудии, где новичкам приходилось пройти сложный путь, прежде чем получить возможность творческой работы. Однако смысл «Унесенных призраками» намного шире – мультфильм отражает типичные черты нашей действительности. Как было упомянуто выше, в произведении затронуты такие проблемы современного общества как плохая экология, власть денег, потребительство.
Нельзя не упомянуть также и о таком сложном философском вопросе, как взаимодействие добра со злом. Среди героев мультфильма нет однозначно добрых и злых персонажей, их многогранные характеры включают в себя как положительные, так и отрицательные качества.
Говоря о фильме, сложно обойти тему противостояния Запада и Востока. В начале фильма родители Тахиро и сама девочка одеты в европейские одежды, а отец иронически отзывается о заброшенном городе с домами в японском стиле.
Можно предположить, что национальная культура в этой семье была практически забыта, что и привело к тяжелым последствиям. Если бы родители вспомнили о правилах этикета, запрещающих набрасываться на еду, не дождавшись хозяина, все могло сложиться иначе.
И, наконец, режиссер рассказал нам прекрасную историю верной дружбы и первой любви, которая помогает героям перенести все испытания и обрести место в мире.
Если Вам понравилось, рекомендуем прочитать предыдущий обзор анимэ-мультфильма Унесённые призраками.
Эзотерический смысл мультфильма «Унесенные призраками»
Сегодня я предлагаю поразмышлять над смысловым содержанием еще одного мультфильма Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками».
Мир иллюзий.
Семья переезжает на новое место жительства. Отец за рулем, не зная местности, свернул на некую странную дорогу. Они даже не поняли, как попали в какой-то иной мир. Вошли в здание, за зданием – поле. По всему полю стоят каменные идолы. Идол означает объект поклонения, где фальшивое, иллюзорное выдается за действительность. Из этого стало понятным, что они попали в мир иллюзий, а вовсе не в старый парк аттракционов. Найдя ресторан, родители буквально набросились на еду и превратились в свиней,
угодив из-за непомерного чревоугодия, в плен к колдунье Юбабе, которая по факту является главой чистилища. В мире иллюзий нет насыщения. Их дочь Тихиро плакала, пообещала выручить папу и маму, вернуть им человеческий облик.
Чистилище
С помощью мальчика Хако, она смогла пройти через мостик, отделяющий мир иллюзий от чистилища. На мостике встретили Безликого. Это душа человека, прожившего жизнь в каких-то пустых мечтаниях, вместо конкретных действий. Его даже в чистилище не пускали. В чистилище – купальни Абурая, отрабатывают негативные качества, мешающие душе вернуться в Эдем, где она была рождена, то есть домой. Он не наработал даже негатива: пустая душа. «Ты – « однодневка – мотылек» в своем телесном одеянии. Здесь твой практический урок, твое домашнее заданье». (Обитель «Сборник духовной поэзии»). Не выполнила его душа домашнего задания.
Хако, помощник главной колдуньи Юбабы, помог Тихиро попасть к деду Камази в котельную. Дед Камази – паук с тремя парами рук, руководил котельной. Это души людей, которые стараются все «держать под контролем». Здесь подогревалась вода, и готовились моющие смеси для «отмывания клиентов», то есть готовился план очищения конкретной души.
. Дед Камази посочувствовал Тихиро и дал совет: выпросить работу у Юбабы, таким образом «отработать» грех чревоугодия родителей. Работница чистилища Рин – имя ее означает величественная, неприветливая,- принесла обед. Дед Камази попросил ее помочь девочке.
Договор с Юбабой
Тихиро выпросила у Юбабы работу, подписав с ней договор. Работу колдунья дала, но с оговоркой, что она изменит имя девочки на Сэн и та не сможет вернуться обратно в мир людей. Изменив имя, мы меняем судьбу. Имя Сэн означает дух Дерева.
Дух помоек
Далее прибыл дух помоек. От него шло сильное зловоние. Рин и Сэн поручили его отмыть.
Сэн справилась с задачей. Безликий ей помог. Когда клиента очистили от всей грязи, это оказался сильный Дух Рек. Он в благодарность подарил спасительнице волшебный пирожок, который снимает колдовство. Дух Рек – это образ информационного русла планеты, которое загрязнено всякой неверной агрессивной информацией, разжигающей у людей ненависть друг к другу, межнациональную рознь, порождающую войны. Эфир формирует наши мысли, поэтому необходимо очистить его. «Если остынет разум, станет мертва природа, если любовь иссякнет, высохнут океаны».
Хако
Хако, по заданию Юбабы, украл у ее сестры – близнеца Дзенибы, печать. Хако добровольно попросился на работу к колдунье Юбабе, чтобы научиться колдовству, стать преуспевающим в жизни. Хако интересная личность. В нем заложены очень высокие способности: выносливость, способность на глубокие чувства, предуготована судьбой высокая цель, надо ее только интуитивно выделить из суеты существования. Но он поспешил – захотел преуспевания в жизни с помощью колдовства, прилагая минимум усилий. Условия договора с колдуньей жесткие — забыть себя настоящего. Хако боялись работники чистилища, видимо он много нехорошего делал по заданию Юбабы.
Чистое сердце Тихиро спасает Без-ликого от неразумного поступка: она отказывается от золота, предложенного им. Безликий теряет смысл пожирания и выплевывает все из своего нутра. Тихиро своим добрым сердечком, возвращает Дзенибе ее печать, спасает этим своего друга Хако. Он вспоминает свое имя. Тихиро, выполнив условия договора с колдуньей в чистилище, возвратила родителям человеческий облик. Они и не вспомнили своих приключений, спокойно поехали домой.
Чистота сердца и любовь одной маленькой девочки помогла многим измениться! Даже малая искра любви делает чудеса!
Вот такой чудесный мультфильм. В очень интересных режиссерских находках Хаяо Миядзаки показал связь событий нашей жизни в физическом и потустороннем мирах. Нам же всегда хочется заглянуть: а что же там, за чертой перехода?! Конечно, я не знаю японского языка: в мультфильме даже забор иероглифами сделан и еще много всяких знаков, непонятных мне. Я рассказала его так, как он мне открылся.
Смысловое содержание перехода в иной мир, очищения наших мыслей и чувств, необходимость понять свое предназначение заложенное в имени я расскажу в следующих частях размышления над этим мультфильмом.
Эзотерический смысл имен в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками».
Что означает имя человека
Колдунья меняет имена при заключении с ней сделки. Зачем? В имени заложена информация о наших возможностях, о той программе — предназначении, с которой мы пришли на Землю. Это наш «паспорт» во Вселенной. Изменяя имя, человеку меняют судьбу. Юбаба дает укороченные имена, как бы лишая попавших к ней душ, их возможностей.
Но она не в силах уничтожить их память совсем: как только душа вспоминает свое настоящее имя, потенциальные способности восстанавливаются. Наше имя дает нам ответы на вопросы: — кто я, что я и зачем я здесь.
Безликий
Возвращаясь назад в купальню, на мосту они увидели Без-ликого. Это душа человека, который жил ничем себя не проявляя, ничего его не интересовало в жизни, никому не помогал, ни о ком не заботился, то есть не стал личностью. Жил какими-то пустыми фантазиями – иллюзиями, не трудясь над претворением их в жизнь.
Он не наполнил душу ни добрыми делами, ни худыми. Про таких поговорка: ни Богу свечка, ни черту кочерга. Задача души – вернуться в Эдем, тот светлый мир, где она родилась. А возвратиться туда можно только наполнив душу светом! «За земное бытие-очищение, в чем терпение твое, в чем смирение? В заколоченном гробу сердце мается у того, чья жизнь, как звон погребения, устремления лишен, устремления! С устремленья до любви в Небо лестница». Он не подтвердил на земле данное ему имя. Оно и не сохранилось.
Среди работников чистилища много жаб. Это, по всей вероятности, души людей, которых в физическом мире постоянно «давила жаба», что у кого-то что-то лучше получается, кто-то что-то больше имеет и т.д. То есть доминирующими качествам этих людей были зависть и жадность.
Эзотерический смысл смерти в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками».
Как переходит душа в мир иной?
Дело в том, что мы приходим в этот мир индивидуальностью: 50% генов отца плюс 50% генов матери и, главное, душа, в основе которой заложены 100% качеств характера какого-то конкретного человека, прожившего жизнь, накопившего свой опыт и передавшего его через особый механизм, который восточные учения ошибочно называют реинкарнацией. Человек, прожив жизнь, уходит из физического мира в иные миры б-е-з-в-о-з-в-р-а-т-н-о. Души, очищенные от всех земных привязок, не отягощенные негативными качествами (грехами) возвращаются в Эдем, где были рождены, наиболее светлые — в более высокие миры.
Души, отягощенные земными заботами, идут в чистилище (но не в физический мир): очистить свою личность от масок, в светлых мирах ненужных. Вспомним, как мы переходим в «мир иной»: на третий день хороним умершего человека. За это время весь опыт, накопленный в клетках человека в течение жизни с помощью 5 внешних проводников сознания (обоняния, осязания, зрения, слуха, вкуса) передается астральному телу, астральное тело передает ментальному весь опыт и растворяется. Далее до 9 дня душа адаптируется в своем новом качестве. С 9 по 40 день — прохождение мытарств ( вот почему важно осознание негатива и покаяние при жизни). В 40 день частный суд и вынесение приговора — Господь определяет место пребывания душе человека в соответствии с ее устремлениями на земле до Общего Суда над Душой всего человечества. Через год (примерное время разлажения клеток тела) отделяется эфирный проводник.
Маски
В мирах, где нет физического тела, мы прозрачны: в нас видно и все плохое и все хорошее – не скроешься. Мы помним ступени возрастания души: индивидуальность, личность, сущность. В своем желании стать личностями, мы надеваем на себя маски: благочестия, мнимой значимости, учтивости, лести, ложного смиренья, страдальца, всезнайки, правдолюбца и т.д. То есть, мы не смогли утвердиться в каком-то желаемом для нас качестве, а лишь хотим казаться такими, кому – то подражать. В данный момент хотим выглядеть такими, какими нам выгодно.
«С благочестивой маскою живешь, как тать, с опаскою: не вышло бы чего!» А в тайниках души имеем совершенно другие качества характера, в которых мы не имеем мужества признаться даже самим себе. В физическом мире, не просто разглядеть в человеке трусость, лень, пустословие, словоблудие, сквернословие, гордыню, самость, зависть, чревоугодие, блуд и т.д. После очистки в чистилище, вспомнишь свою истинную сущность. Только очищенная сущность, та наша часть, в которой нет тьмы, может жить в светлых мирах. Человека, достигшего такого состояния, мы называем Святым, вспомним слова из песни: «кто светел, тот и Свят». «Не зажигают в темной кельи лампаду мира и любви, там, где душа в немом похмельи влачит бесплодно дни свои». (Обитель. Сборник духовной поэзии).
Эзотерический смысл очищения мыслей и чувств человека в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками»
Дух Рек
Клиент, которого из-за сильной вони и грязи, приняли за духа помойки, оказался знаменитым хозяином рек. Огромное количество мусора вытащили работники купальни из его нутра. Каким светлым и сильным стал Дух Рек после чистки!
Сколько грязи попадает в наши реки?! Если бы (не дай Бог) обмелели все реки на планете, что бы мы увидели на их дне? Мировая свалка! Думаю, что картина была бы покруче, чем ее изобразил Хаяо Миядзаки: в мультфильме сложно показать, сколько химических веществ сливается во всем мире в водоемы. А вода помнит всю эту информацию! Эзотерический смысл воды – информация. Сколько лживой, грязной, ненужной, откровенно фальшивой информации выплескивается в эфир ежедневно, ежечасно. Вот и рождается «дух помоек» в нашем разуме. Нужно научиться фильтровать информацию, как мы фильтруем воду для питья.
Сестры близнецы
У Юбабы – колдуньи, хозяйки чистилища, есть сестра близнец Дзениба. Живет Дзениба на самом дне болота, куда попадают наиболее «темные» души, отягченные «тяжелым багажом грехов».
После падения из Эдема, мы получили три тела дополнительно: физическое, астральное (тело желаний), ментальное (тело мысли) для прохождения обучения в мире, разделенном на добро и зло. В мире желаний (астральном) побуждением к развитию являются две силы: сила Привлекательности и сила Отталкивания.
Это и есть сестры – близнецы. А наш Интерес дает начало силам привлекательности и отталкивания. Что нас в жизни интересует? Куда мы направляем устремления своей души? На что расходуем силы, нам дарованные Отцом Вселенной?
Макс Гендель о чистилище
« Когда форма низменного желания привлекается к другой форме того же рода, появляется разлад в их вибрациях, вследствие чего они оказывают друг на друга разрушительное действие. Таким образом, вместо объединения и слияния зла со злом они действуют взаиморазрушающе, и таким путем зло в мире содержится в допустимых границах. Если мы рассматриваем работу этой пары сил в таком свете, нам становится понятным эзотерический афоризм: «Ложь — это и убийство, и самоубийство в Мире Желаний».
И так, интерес и безразличие дают побудительный мотив к действию и являются теми пружинами, которые двигают мир. На более поздней стадии эти чувства перестанут иметь какой-либо вес. Тогда определяющим фактором станет долг.
Мы видим, таким образом, что не «мстительный Бог» создает чистилища или ад для нас, а наши собственные дурные привычки и деяния. Время и страдания наши в «чистилище» будут соответствовать силе наших желаний, от которых нужно очиститься.
Назначение «чистилища» в том, чтобы уничтожить вредные привычки, сделав невозможным удовольствие от них. Человек страдает точно так же, как он заставлял страдать других своею нечестностью, жестокостью, нетерпимостью и многим другим.» (М.Гендель «Космогоническая концепция»)
Эзотерический смысл выбора устремления нашей души на земле в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками»
Наш выбор
Хако – юноша, помощник Юбабы. Захотел научиться колдовству, то есть обрести власть над другими. Жажда власти. Подписав с колдуньей договор, он потерял свое настоящее имя и теперь не может вернуться назад. Но он вспомнил имя Тихиро: возможно они когда – то встречались. Хако помогает Тихиро, испытывая к ней симпатию.
Юбаба заставила Хако выкрасть печать у ее сестры Дзенибы. На печать было наложено страшное заклятие: кто ее возьмет, тот умрет. Хако превращался в дракона и летал на задания Юбабы. Дзениба мстит. Под видом бумажной птички она пробралась в покои сестры и превратила ее сына в какое – то маленькое существо, а птицу колдуньи – навязчивую мысль — в комара.
Три прыгающие головы в комнате Юбабы — возможно образ разрозненных мыслей, которые человек не может собрать воедино: трудно сделать выбор. Если мы не можем или не хотим делать выбор, за нас это сделают другие и чаще всего в ущерб нам. Это мотив, побуждающий нас обучаться и принимать ответственность за свою судьбу на себя. Кто я? Что я? Зачем я здесь?
Три головы Дзениба превратила в ребенка Юбабы. Любимое существо Юбабы – ее ребенок, это очищенное состояние души после чистилища. Она его не выпускает в мир, чтобы не «испачкался». Но при этом и радость жизни теряется.
Вернулась Юбаба и хочет уничтожить Хако. Сэн пытается спасти друга. Идет борьба. Они с Хако – драконом падают в самый низ чистилища и попадают к деду Камази. Дед подсказывает Сэн, что Хако что-то гложет изнутри, какой-то червячок. Сэн вспомнила за волшебный пирожок, который ей дал дух реки за хорошую работу, и засунула его дракону в пасть. Из пасти дракона вылетела какая – то коробочка и червячок. Коробочка оказалась печатью Дзенибы, а червячка Сэн просто раздавила, а это, оказывается, и было заклятье колдуньи. Сэн принимает решение ехать к колдунье на дно болота, отдать ей драгоценную печать, чтобы Дзениба сняла заклятье с ее друга.
Освобождение от алчности
Хако из дракона вновь превратился в человека, но был без сознания. Рин сообщает Тихиро, что Юбаба не может сладить с Безликим и ищет ее.
Сэн вошла к Безликому жадине. Он протянул ей золото, но она не приняла его. Посоветовала ему возвратиться к себе домой, к папе и маме. Безликий наверно не помнил родителей, опечалился. Тихиро дала ему кусочек волшебного пирога и из Безликого стало вываливаться все, чем была наполнена его утроба. Он снова стал пустым и жалким.
Сэм отправляется на дно болота, заколдованные ребенок и птичка с ней, Безликий тоже – ее доброе сердечко его притягивало.
Наши устремления – наш жизненный багаж
По дороге из вагона постепенно выходили люди на разных остановках: каждый со своим «багажом» отрицательных накоплений.
Дзениба их уже ждала. Ее очень развеселило, как Тихиро расправилась с ее «могучим колдовством» — просто раздавила червячка жадности, не дала ему прорасти в ее душе и освободила от него душу Хако и других обитателей чистилища. Всю ночь Дзениба, малыш, комар и Безликий с любовью плели тесемочку – защитный омулет для Тихиро!
Лучшая защита – это любовь! Прилетел дракон – Хако. Забрал всех, кроме Безликого, с собой. А Безликого колдунья оставила, ей нужен помощник по хозяйству. Он рад, что кому-то стал нужен. Безликий начнет свой путь обретения своего настоящего имени с самого дна, но он сам выбрал себе такую судьбу, живя в физическом мире. Да, выбор мы делаем здесь и с ним идем дальше по всем мирам Вселенной.
Каждый выбирает для себя
Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя.
Итак, начало нашего выбора жизненного пути во Вселенной — здесь и сейчас, а продолжение – там, за переходом…
Любовь срывает все колдовские печати.
Пролетая над рекой, Сэн заметила плавающую туфельку и восстановилась в памяти ситуация их давней встречи. Хако вспомнил свое настоящее имя: Хозяин Янтарной Реки! Янтарь – это застывшие капли солнца. Какое красивое имя!
Они вернулись к Юбабе. Сэн сердцем определила, что нет ее родителей среди выставленных свиней и, договор с колдуньей, превратился в прах. Малыш вернулся к мамочке и рассказал, как ему было весело путешествовать! Тихиро и родители вернулись в мир людей! Вот такое путешествие нам предложил Хаяо Миядзаки. Я не знаю, конечно же, точно поняла я его замысел или нет, но путешествие это незабываемое! Породило столько информации к размышлению! Особенностей менталитета японцев я тоже не знаю, но для Отца Небесного мы все едины, поэтому вся информация о смысле жизни, законах Вселенной исходят из одного источника, хоть и пишется на земле на разных языках!
Любовь это то самое волшебство, которое лечит души и возвращает их домой!
Вновь и вновь восхищаюсь гениальностью режиссерского таланта и глубиной души Хаяо Миядзаки!