в чем смысл учения платона об идеях эйдосах
Суть Платоновского учения об «Эйдосах»
Работа по курсу «Эстетика и теория искусства»
Платон: учение об Эйдосе
Исполнитель: Заруева С.Д.
Руководитель: доц. Москвина И.К.
Философские взгляды Платона. 4
Суть Платоновского учения об «эйдосах». 7
Список используемой литературы.. 13
Введение
Платон предпочел политической деятельности, которую предназначала ему семейная традиция, занятия наукой, искусством, философией. Воспитанный в духе греческих канонов, представлял собой идеал человека, сочетающего в себе совершенство тела и внутреннее нравственное благородство, он преуспел в литературе и спорте. Занятия искусством не помешали юноше одержать победу в Истмийских играх.
Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию, очень часто задевает проблемы государства, вопросы мироздания, учение об эйдосах – идеях, которые несут огромное смысловое содержание. В различных диалогах Платона они приобретают разные оттенки.
Философские взгляды Платона
К «вечным» вопросам относят вопрос о создании мира, возникновении жизни, согласно платоновским диалогам, существует три вечных начала мироздания:
1. Идеи, которые несут огромное смысловое содержание. У Платона мир идей имеет внутреннюю иерархию, на вершине которой находится высшая идея – идея Блага.
2. Материя – чувственное начало;
3. Мировая душа – Эрос – стремление к совершенству, динамическое начало. Именно благодаря мировой душе, материальное начало стремится сблизиться с идеями, за счет нее связывается идеальное и чувственное, возникают единичные вещи.
В образе возницы, запряжённой лошадьми Платон выражает идею человеческой души. Душа состоит из трех начал:
· вожделеющего. (физические потребности человека, которые могут принимать форму злоупотреблений)
Платон первым ввёл представление о реинкарнации – бессмертии души, перерождении. Душа изначально обитает в мире идей, затем вынуждена несколько десятков лет жить в теле человека, которое Платон называет «темницей души». После физической смерти тела она приобретает другую жизнь в зависимости от того пути, который человек имел при жизни. Если он был мудр, то такая судьба и будет ей уготована: она вернется в мир совершенных идеальных сущностей. Если человек стал в этой жизни рабом чувственных удовольствий, то душа попадет в другую оболочку.
В соответствии с внутренним строением человеческой души Платон выделяет 3 слоя граждан идеального государства:
1. Высший слой – мудрецы (философы), которые должны управлять государством.
2. Воины осуществляют охрана и безопасность государства (развита аффективная составляющая души).
3. Земледельцы, ремесленники, торговцы – те, кто обеспечивает материальное благополучие (у них развита лишь вожделеющая часть).
Каждый социальный слой выполняет свою функцию. Главное назначение всех слоев – обеспечение Блага государства, Блага единого целого, Блага социального организма.
В этом обществе недопустима частная собственность, брак и семья. В основе брака лежат отношения мужчины и женщины, направленные друг на друга, а не на благо государства. В этой связи оно должно взять на себя функцию отбора: подобрать самым красивым девушкам самых здоровых мужчин. Семья – это источник формирования частных, индивидуальных интересов, поэтому воспитание детей опять-таки должно взять на себя государство. Получается, что в платоновском проекте государства бесспорный приоритет принадлежит общему, целому, которому подчиняется все частное, индивидуальное.
По Платону существует семь типов государства:
— монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;
— тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;
— аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;
— олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;
— демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;
— тимократия. Несправедливая власть большинства.
В идеальном государстве по Платону власть принадлежит Мудрецам (монархия), на второй ветви аристократия (власть лучших, богачей), и на последней ступени демократия(власть толпы). Учение Платона об идеальном государстве оказало большое влияние на дальнейшее развитие политико-правовой идеологии.
Суть Платоновского учения об «Эйдосах»
Учение об эйдосах (идеях) можно по праву считать главной составляющей философии Платона. Слово «эйдос» имело в древнегреческом языке много значений: вид, внешность, образ, облик. Но именно Платон придал этому понятию философское звучание. Поэтому он считается создателем первого в истории идеалистического учения. Идеализм – это учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию.
Предшествующие Платону древнегреческие мыслители-натурфилософы искали первопричины мироздания и причины возникновения конкретных вещей в феноменах физической природы – вода, воздух, огонь, земля, теплота, наконец, атомы. Уже софисты, а затем и Сократ, подвергли сомнению верность философии «физиса». Обратив внимание на особенности человеческого сознания, Сократ показал, что теории «физиков» не дают объяснения главному – мотивам человеческих поступков, ибо в своем поведении человек руководствуется совершенно иными причинами, нематериального характера. В своих беседах Сократ и пытался выяснить их существо. Платон стал продолжателем Сократа в стремлении осмыслить и понять истинную природу этих причин. При этом он расширил сферу поиска истины на все мироздание, придя к мысли, что не только у человеческих поступков, но и у всех вещей и вообще у всего физического мира есть некие нематериальные причины.
Образы того, что видит, представляет и понимает человек, Платон назвал «эйдосами», или «идеями». Идея вещи – вот истинная причина появление конкретной вещи, сделанной из какого-нибудь вполне осязаемого материала. Идея вещи предшествует самой вещи и никакая вещь не может возникнуть, если нет ее идеи. Вещи – результат, следствие, воплощение, образец той или иной идеи, выполненные в конкретном материале. В этой мысли заключено основное содержание платоновской философии: идея вещи соединяясь с тем или иным материалом рождает реальную вещь. При этом идея вещи – причина, материал – средство, а вещь – лишь следствие взаимодействия идеи и материала.
Согласно Платону идея обладает следующими свойствами:
1. Идея – это смысл вещи. Познать идею вещи означает познать, чем одна вещь отличается от другой, человек знает их предназначение и только потому отличаем один от другого.
2. Идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи.
3. Идея вещи является законом возникновения единичных проявлений вещей. Вещь не может возникнуть, если нет ее идеи – идея является причиной, законом его появления.
4. Идея вещи сама по себе невещественна. Идея вещи является умозрительным объектом, то есть постигаема только разумом. Сама по себе идея – сверхчувственна, доступна только разуму, мысли.
5. Идея вещи, несмотря на свою невещественность, обладает собственным существованием. Идея как таковая не рождается, не умирает, не переходит ни во что другое. Идеи живут в своем мире.
Платоновская логика в анализе свойств идеи вещи приводит к выводу о самостоятельности существования идеи, о том, что идея вещи и сама вещь существуют раздельно, каждая сама по себе. Но где в этом случае существуют идеи вещей? Самый простой ответ – в сознании человека. Однако тогда получается, что человек приравнивается к Богу, так как огромное количество вещей возникли до человека и без его участия – Солнце, звезды, земля, природа, мироздание вообще. Следовательно, есть некий мир, в котором и существуют идеи, мир независимый от человека. Платон, придя к данной мысли, назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, «мир эйдосов» находится вне физического пространства. Гиперурания – это место, которое на самом деле не есть место, так как не обладает никакими физическими характеристиками. Гиперурания – образ умопостигаемого мира, образ мифологический.
Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь только в нем живут абсолютно истинные, прекрасные, благородные и вечные идеи вещей. Он не материален, но именно мир идей является истинным бытием, так как он и только он – причина и закон рождения мира реального. Реальный мир также вторичен, как вторична любая вещь реального мира.
На основе своей диалектической логики Платон приходит к выводу, что наряду с миром идей первозданно существует и противоположное ему некое явление материального характера. Сам Платон для его обозначения использовал понятие «хора», а также понятие «необходимость». Позднее, когда языком науки стал латинский язык, это явление стали называть «материей». Из данного положения Платона и вытекает давно установившееся мнение о том, что идеальных вещей, т.е. вещей полностью соответствующих своей идее, не существует и не может существовать. В силу всего этого, Платон называл реальный мир «кажущимся бытием», подчеркивая его отличие от «истинного бытия» – мира идей. Реальный, вещный мир изменчив и конечен, несовершенен и некрасив. И все беды реального мира – от его материальности.
Определение причин рождения реального мира, поставило перед Платоном вопрос: почему изначально независимо друг от друга существующие мир идей и «хора-материя» пришли в движение и сотворили мироздание? Логика платоновского анализа потребовала найти первоисточник этого движения. Поэтому, наряду с двумя первоначалами – мир идей и «хора-материя» – Платон выделял третье первоначало, назвав его «демиургом». Демиург – это платоновский бог, своей энергией приводящий изначально покоящиеся два других первоначала в движение и тем самым творящий мироздание.
Бог-демиург не просто перводвигатель, своей энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как «Душа мира». Душа мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в нее божественную энергию, одушевляет все живое, является источником движения в реальном мире. Мировая Душа содержит в себе полное и абсолютное знание о мире. Кроме того, Мировая Душа – это опосредованный божественный источник жизни. Поэтому, по мнению Платона, мир в целом – живое существо в форме шара, имеющее душу и тело, (последнее состоит из земли, воды, огня и воздуха).
С этих же позиций он рассматривает и сущность человека. В представлении Платона, человек – продукт божественного творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело человека – бренно, смертно, преходяще. Следуя своей логике, Платон приходит к выводу о вторичности человеческого тела, о его полной зависимости от души. Как и в случаях с другими вещами реального мира, тело – это материальная оболочка души, это материал, соединяясь с которым, душа рождает мыслящего и чувствующего человека. Душа, являясь источником жизни человека, обладает собственной жизнью и бессмертием, так как она – остаток, частичка Мировой Души. Потому со смертью тела душа не погибает, а переселяется в другое тело, давая жизнь новому человеку.
По мнению Платона, процесс познания – это процесс припоминания. Душа, вселяясь каждый раз в новое тело, как бы забывает то знание, которым она обладала, будучи частью Мировой Души. Иначе говоря, материальное тело, своего рода, «портит» душу, мешает ей самореализоваться. По ходу жизни в конкретном теле, душа, хотя и частично, не полностью, но восстанавливает свои качества, благодаря чему человек и получает знания о мире.
Чем больше человек занимается воспитанием собственной души, тем больше раскрывает ее возможности. В этом плане, Платон, является продолжателем учения Сократа. Цель человека, по мысли Платона, состоит в постижении божественного, а значит в максимальной реализации способностей своей души, в максимальном наполнении самого себя знанием о мире. Только таким образом человек может приблизиться к своему идеальному образу.
Однако отдельный человек живет в обществе и зависит от общества. Следовательно, способ воспитания наиболее приближенных к идеалу людей – создание идеального общества, или, как говорил Платон, – «идеального государства». С этой точки зрения Платон был истинным идеалистом, даже мечтателем. До конца жизни не прекратил он попытки воплотить в практику свои представления об идеальном государстве. Неудачи, которые постигали Платона, когда он сталкивался с непониманием, а иногда и с откровенной враждебностью политиков, которым он рекомендовал свои социально-политические проекты, побуждали его еще с большим рвением продолжать разработку планов «идеального государства». Ведь он считал, что дело, в конечном итоге, не в этих политиках, а в том, что он сам не до конца, не полностью, не истинно понял идею «справедливого общества», не смог уловить истинный образ «идеального государства». То есть и в этом случае Платон до конца оставался верным сути своего учения – создать идеальное общество можно только тогда, когда постигнешь в полной мере идею этого государства.
Заключение
Учение Платона об идеях позволило исследователям охарактеризовать его философию как объективный идеализм, так как Платон признает существование идеального независимо от сознания человека, более того, само человеческое сознание – продукт некого всеобщего, всемирного сознания. Позднее, уже отталкиваясь от платоновской философии, было создано учение субъективного идеализма, которое все явление мира, видит лишь как производные от человеческого сознания и человеческой воли.
Таким образом, Платон, творчески используя идеи практически всех предшествующих античных философов, в первую очередь, орфиков, пифагорейцев и Сократа, создал учение, которое не только не устарело с веками, но до сих пор является источником философского творчества для представителей самых различных философских школ и направлений. Кто-то принимал и принимает его учение полностью. Огромное влияние учение Платона оказало на формирование главных составляющих христианской философии и христианского образа мысли в целом.
Список используемой литературы
1. А.М. Руденко, С.И. Самыгин, Е.Ю. Положенкова, М.М, Шубина. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. – 300 с.
5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН. История античной эстетики, том II. М.: «Искусство», 1969
6. Лосев, А. Платон. // Философская энциклопедия. Т. 4, М., 1974, с. 276.
7. Учебники платоновской философии. / Пер. Ю. А. Шичалина, Т. Ю. Бородай, А. А. Пичхадзе.
Дата добавления: 2021-07-19 ; просмотров: 47 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Учение Платона об идеях — суть, характеристика и значение теорий философа
Античная философия оказала огромное влияние на культуру и мировоззрение многих выдающихся людей (от учёных, историков и врачей до представителей творческой элиты). Учение Платона об идеях («образцах» или «видах») является квинтэссенцией эллинской мудрости; мысль философа развивается в диалогах «Федон», «Филеб» и «Пир».
Краткая биография
На сегодняшний день дата рождения философа точно неизвестна. Большинство историков склоняются к мнению, что Платон родился в 427 году до нашей эры в Эгине или Афинах, в самый разгар Пелопонесской войны. Его настоящее имя — Аристокл; прозвище «Платон» (что значит «широкий») он получил, предположительно, вследствие своего телосложения или же как указание на его чрезвычайно разнообразный круг интересов. В жизненном пути философа следует отметить такие пункты:
Последние годы жизни философа были связаны с гонениями на него со стороны Дионисия Младшего и правителя Сиракуз Диона. Согласно преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до нашей эры, в период правления македонского царя Филиппа. Тело философа было захоронено в его Академии.
Теория идей
Известно, что Платон использовал некоторые слова в широком смысле — это относится также и к понятию «идеи». Согласно философу, «тот, кто последовательно поднимается по ступеням наблюдения прекрасного, тот увидит нечто удивительное, прекрасное по своей природе. Это прекрасное неуничтожимо, оно не имеет начала или конца, его нельзя ни увеличить, ни убавить, оно предельно самодостаточно». По мнению Платона, идея, или эйдос, имеется у абсолютно любого объекта; для лучшего понимания он выстроил своеобразную иерархию, по которой человек может добраться от низменных объектов до их высшей сути:
Признаками идеи являются такие качества, как объективность (идеи присутствуют в реальности, а значит, любой человек имеет возможность прочувствовать их лично), безотносительность, вечность и независимость от всех существующих ограничений. Платон резко противопоставлял идею любому из наблюдаемых человеческим глазом объекту.
Эту теорию можно объяснить достаточно понятно и просто. К примеру, наблюдать кувшин — это обычный акт чувственного познания материального объекта. Размышление о структуре кувшина при помощи абстрактного мышления — познание при помощи разума. Если же человек пойдёт ещё дальше и попробует представить себе прообраз всех кувшинов, сумеет не просто вообразить, но прочувствовать качество, делающее кувшин кувшином — то тогда он приблизится к пониманию идеи с точки зрения Платона.
Философ считал, что создать идею невозможно — они уже все созданы до появления любого из людей. Человеку же остаётся только воспринимать их своим разумом и воплощать в реальности, а на это способны только те, у кого разум максимально чист и восприимчив (гении). При этом повысить свою восприимчивость к эйдосу можно через интеллектуальное или эстетическое наслаждение, доставляемое наукой или искусствами.
Учение о душе
В определённом смысле родственным философской теории об идеях являются диалоги и размышления Платона о человеческой душе. Философ был сторонником дуалистической концепции: тело и оживляющая его субстанция противопоставляются друг другу (так, последняя будет жить вечно и ничто не может её разрушить или осквернить, в отличие от её материального носителя). В диалоге «Федр» Платон разделяет душу на 3 основные части:
С точки зрения античного философа, после смерти человеческая душа отправляется в царство идей или эйдоса (если она достаточно чиста, чтобы находиться в том пространстве) либо же её мятежная часть (страстное начало) влечёт обратно на Землю. При этом Платон упоминает о возможности награды души за её добродетельную жизнь и наказания в случае совершения пагубных поступков.
Существует созданные философом 4 доказательства существования души (некоторые из которых близки учению об идеях). Платон полагал, что раз на Земле всё взаимосвязано и циклично, то это также относится и к высшему миропорядку («Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то это может говорить о возможности перевоплощения душ»). Второе доказательство связано тем, что душе изначально знакомы абсолютные качества (стремление к внутренней красоте или к справедливости), а это указывает на то, что она получила эти знания ещё до рождения.
Третий аргумент основан на разнородности тела и души (материальное имеет сложную структуру, а значит — оно обречено распадаться на части, а душа имеет простую, «неделимую» природу, поэтому она вечна). Наконец, 4-й аргумент является в прямом смысле постулированием теории об идеях.
Познание и восприятие
Античный философ считается основателем объективного идеализма, а среди его последователей можно назвать великие умы человечества Джон Локк, Рене Декарт, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. Платоновское учение об идеях и в современное время является темой для изучения и подготовки докладов, рефератов и научных трудов. Однако оно было бы неполным без описания его взглядов касаемо человеческого восприятия. К интересным особенностям его теории познания относятся следующие моменты:
У Платона также присутствует термин «вера» — философ рассматривает это с позиции своей теории об идеях. Так, человек, который «верит» в существование чего-то, удостоверяет его существование при помощи своей души (то есть, чувствует истинность или реальность объекта, не видимого посредством чувственного восприятия). При этом следует отделять веру от предположения, основой которого является сомнение в истинности или реальности объекта.
Вся философия Платона практически пронизана этическими проблемами; от его ранних сочинений до поздних диалогов прослеживается тенденция развития идеи об абсолютной (врождённой) морали, осознание которой и является одной из важных жизненных задач человека. Главнейшим же смыслом жизни каждого является попытка возвыситься над несовершенным чувственным миром с целью уподобиться миру эйдоса. Освобождение души от всего телесного способствует трансформации человека, его уподоблению божеству.
Учение Платона об идеях (эйдосах). Идея Блага.
Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Это первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью
Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной «принимающей» материей (небытием).
Человек тоже стремится к какому-то идеалу, к совершенству. Например, когда он хочет создать из камня скульптуру, то он имеет уже в своем уме идею будущей скульптуры, и скульптура возникает как соединение материала, т. е. камня, и идеи, существующей в сознании скульптора.
Реальная скульптура не соответствует этому идеалу, потому что кроме идеи она причастна еще и материи. Материя есть небытие. Материя есть небытие и источник всего плохого, и в частности зла. А идея, как я уже говорил, есть истинное бытие вещи. Данная вещь существует потому, что причастна идеи. В мире все развертывается согласно некоторой цели, а цель может иметь только то, что имеет душу/ идею.
Идея БЛАГА. Среди идей мира истинно-сущего, как и среди чувственных вещей существует определенного рода иерархия. Во главе всего сущего, на его вершине находится, по Платону, идея блага. Почему Платон отдает предпочтение именно этой идее? Аргументация Платона вполне рациональна. В любом нашем действии и познании самым важным является то, зачем мы это делаем или познаем. Если мы не знаем пользы или блага, проистекающего от нашего познания или действия, они бесполезны. Следовательно, ни одно действие и ни одна идея не могут обойтись без познания блага, и оно оказывается фундаментальнейшей идеей, которую надо предпослать всему остальному. Вопрос о сущности блага, говорит Платон, один из самых трудных, поэтому к его пониманию нужно приближаться посредством образа и уподобления.Платон для иллюстрации сущности блага использует образ солнца. Для нашего зрительного опыта, по Платону, необходимы три вещи: способность зрения и его орган, цвет зримого нами предмета и, наконец, самое важное — свет, который позволяет нашему зрению увидеть цвет предмета, без этого солнечного света никакого зрения не могло бы возникнуть. Он сравнивает солнце и его свет с источником умопостигаемого света, идеей блага.
Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу «иерархии идей». Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. На вершине умопостигаемого мира находится идея блага. Сам умопостигаемый мир делится на два раздела. Сразу за идеей блага следует мир сущностей, постигаемых чистым мышлением. Это сама истина, сама реальность, бытие как таковое. За ним следует мир математических сущностей, которые суть не что иное как образы мира истинно сущего. Затем идет мир чувственно-воспринимаемый, он также делится на два раздела. Первый — это сами видимые нами предметы, второй — их тени и отражения. Надо всем этим чувственным миром господствует солнце, высший из видимых нами богов, отпрыск и образ высочайшей идеи блага. Она не только превосходит все реально существующее благо и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни.