в чем смысл творчества
В чем смысл творчества
Портал для творческих людей OksanaS200974@mail.ru 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50
Art gallery
Школа искусств
Omsk life
Поиск по сайту
Самое читаемое.
Мы в контакте
СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА
Смысл творчества, как и смысл бытия, не подвластен разуму человека, но он может быть прочувствован, предвкушаем и ощутим. Для одних смысл творчества — в ощущении идеи Бога, для других — антроподицея (оправдание человека творчеством).
Возможно, в результате подобных ощущений родилась художественная идея, сформулированная Дж. Раскиным, о преемственности языческой и христианской религии и эстетики и, следовательно, отсутствии пропасти между античным и средневековым искусством. Слово «религия» Дж. Раскин толкует как «святыня» (лат. religionis, от religare — «связывать позади«; отсюда лат. religio — «совестливость, осмотрительность«).
Похожую идею высказывал Р. Штайнер: «Вступая через рождение в физическое бытие, я всегда имею в себе что-то такое, чего земля ныне не имеет, но имела миллионы лет назад«.
Более полно антропософскую идею смысла творчества изложил русский религиозный философ В. С. Соловьев: «Космический ум в явном противоборстве с первобытным хаосом и в тайном соглашении с раздираемою этим хаосом мировою душою или природою. творит в ней и чрез нее сложное и великолепное тело нашей вселенной. Очевидно, эстетическая связь искусства и природы. состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой. Человек сам становится из результата деятелем мирового процесса и тем совершенно соответствует его идеальной цели — полному взаимному проникновению и свободной солидарности духовных и материальных, идеальных и реальных, субъективных и объективных факторов и элементов вселенной«. Иными словами, смысл творчества существует, если есть Замысел Творца, предвечная идея (подобно тому как есть история и есть наука об истории). В результате именно такой ситуации возникает возможность проецирования на действительность критериев прекрасного, ценностей созидания как «соучастия в Замысле» (идея несовместимая ни с атеизмом, ни с ортодоксальным религиозным мировоззрением).
Вопрос о содержании творческого процесса каждый решает индивидуально. По мере накопления жизненного опыта и мастерства не возникает ни ясности, ни радости, ни сожаления от невозможности ответить на подобный вопрос — скорее, удивление от пройденного пути, не приближающего к цели:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу.
(Данте. Божественная комедия, «Ад», 1, 1—2).
Как творчество влияет на человека с научной точки зрения
Люди тренируют память, мышцы, учатся мыслить рационально и прагматично.. Часто забывая про эмоциональную сферу.
Дети это знают и поэтому они лепят, рисуют, что-то мастерят из любых подручных средств, придумывают невероятные истории. Нет такого нормального ребенка, который не рисовал бы в детстве. Но со временем обыденность затягивает и человек забывает о том, что помогало ему когда-то, приносило удовлетворение, не находит для этого время.
Одно время я вела занятия по арт-терапии для детей и взрослых. И видела как на занятиях человек сталкивается со своими сложными переживаниями, страхами, обидами.. Все это появляется на рисунках само собой. И со временем уходит, становится легче. Это можно делать самим, просто найти время и начать, не беспокоясь о результате, а погружаясь в процесс.
Результаты экспериментов показали, что нейрогенез (формирование новых нейронов) происходит и у взрослых людей. Система образования, стандартная рабочая обстановка по большей части направлены на развитие левого полушария мозга. Для того, чтобы развивать правое полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу стоит заниматься творчеством или созерцать его. Попробуйте и найдите именно то, что подходит и приносит удовольствие именно Вам.
Я отдыхаю, когда пишу акварелью, и мечтаю вернуться к керамике..
А какое искусство помогает, затрагивает Вас?
Творчество — создание человеком новых ценностей во всех сферах жизнедеятельности
Творчество — это процесс создания человеком или группой людей качественно новых уникальных ценностей. Результатом творчества может быть как материальный предмет (картина, изобретение или книга), так и нематериальный объект (новаторская идея в определенной области знаний, музыкальное произведение или научная теория). Способности к творческой деятельности имеются у каждого человека, но большинство людей очень редко их используют и развивают в повседневной жизни.
Творчество в английском языке обозначается термином creativity. В русском же языке созвучное понятие «креативность» является синонимом словосочетания «творческие способности», вместо которого в обыденной речи широко используется термин «смекалка». Хорошо развитые творческие способности помогают людям находить нестандартные решения всевозможных проблем, выход из разных ситуаций и добиваться поставленных целей.
Виды творчества
Творчество не ограничено узкими рамками какой-то определенной области деятельности человека. Напротив, реализовать свои творческие способности люди могут практически везде.
В современном мире существуют самые разные виды творчества:
Список перечисленных выше видов творчества не является окончательным. Его можно дополнить десятками других вариантов, затрагивающих все сферы жизни человека.
Этапы творчества
Английский психолог Грэм Уоллас (Graham Wallas) еще в 1926 году предложил научному сообществу систематизированное описание последовательности этапов творческого мышления. Идеи Уоллеса, подробно изложенные в труде «Искусство мысли», и в наши дни являются основой общепризнанной модели творческого процесса.
Основные этапы творчества — это:
К сожалению, многие люди редко используют творческое мышление в своей жизни. Чаще всего, основными сдерживающими факторами для творчества являются:
История творчества
История творчества с точки зрения современной науки неразрывно связана с существованием человечества как вида. Творческие способности людей во все времена были важнейшей частью научного прогресса, развития цивилизации, создания уникальных шедевров изобразительного искусства. Но такой подход к творчеству начал формироваться в обществе лишь в конце эпохи Возрождения.
Античные философы отрицали наличие у человека творческих способностей. Выдающийся мыслитель древности Платон в своей знаменитой работе «Республика» в IV веке до нашей эры утверждал, что любой художник в своих произведениях лишь имитирует творения Богов, открывает их людям.
Христианская религия также не признавала в человеке креативных способностей, мотивируя свою точку зрения тем, что Творцом всего сущего может быть только Бог. Идеи, противоречащие этому правилу, долгое время считались еретическими и не имели права на существование.
Только к концу эпохи Ренессанса в XVI веке под влиянием гуманистических идей философы, а затем и художники начали открыто высказывать мысли о том, что и человек может быть творцом. Так, Микеланджело (Michelangelo) утверждал, что он «воплощает свое видение, а не подражает природе», Федерико Зуккари — что «художник формирует «новый мир, новый рай». Но самые радикальные идеи принадлежали перу польского поэта Мацея Казимежа Сарбевского (Maciej Kazimierz Sarbiewski), который в трактате De perfecta poesi написал, что «поэт творит заново в манере Бога».
Постепенно идея существования у человека творческих способностей стала общепризнанной. Более того, в XIX веке творчество в научной среде начали отождествлять с искусством, хотя это — разные понятия. Творчество художника — это все же процесс, а искусство — результат работы мастера.
Только в ХХ веке наука открыто признала, что творчество не может быть ограничено рамками искусства или любой другой сферой деятельности человека. А с середины 1950-х годов начались системные научные исследования феномена творчества, которые активно продолжаются и в наши дни.
Что такое творчество
UPD: 8 января 2017 статья переписана. теперь она понятнее и носит более общий характер, без углубления в одну из моделей понятия
Главное в статье для неосиляторов: творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей. Что сводится к постановке качественно новых проблем, задач, их решению, а так же созданию качественно новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация. Остальных приглашаю в статью.
Много думал насчёт того, в каком хабе опубликовать. Если есть более подходящий, прошу написать мне название.
Я пишу эту статью сюда не только потому, что часто слышал: «программирование/дизайн/управление проектами — творческая профессия» и уверен, что тема интересна здешним программистам, дизайнерам, верстальщикам, управленцам и т.д. Кроме этого, здешняя аудитория сможет помочь мне улучшить модель, поделившись примерами, указав на ошибки и неизвестные мне материалы по теме.
Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.
Я начал копаться вместе с ещё несколькими интересующимися в этой теме. После того, как перечитал несколько книг, кучу статей, в том числе с замечательного портала vikent.ru, поговорил с умными людьми, я убедился, что в теме творчества, искусства, одарёности и талантливости куча мифов, часть из которых давно опровергнуты фактами, и люди продолжают им верить. Но главное — люди очень по-разному понимают, что такое талант, творчество и т.д. Мне кажется, что наши труды могут помочь разобраться в этом бардаке.
Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи
Если покопаться в словарях и поговорить с людьми, обнаружится, что определений этому слову куча, в том числе кардинально разных:
Речь в том числе и про аналогичные термины в других языках. Все эти определения сходятся в том, что творчество — деятельность. Либо её результат. Сразу разделим — мы будем называть творчеством именно деятельность, а результат — творческим результатом. Просто для разделения, ведь творческая деятельность подразумевает творческие же результаты. Откуда мы это взяли?
Разберём общепризнанные с научной точки зрения творческие области
Раньше о творчестве в основном говорила и писала интеллигенция. Естественно, поэтому творческой деятельностью считается искусство, часто и вообще вся художественная деятельность.
Но уже в середине XX века к этой области добавляли ещё две, итого:
Все эти области деятельности объединяет то, что успешный результат подразумевает что-то качественно новое и ценное. Это не противоречит многим другим распространённым определениям творчества (не считая вышедших из «творчество=искусство»), наоборот, объединяет и дополняет их. В том числе нестандартность и оригинальность вполне себе определяются через качественную новизну.
Итого творчество — создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей.
Что такое качественно новые материальные и нематериальные ценности
Новизну можно разделить на 3 уровня:
Попробуем измерять новизну предмета мебели относительно дома. В доме есть только столы, стулья и кровати. Если мы сделаем точную копию одного из стульев — тот будет номинально новым. Если копия будет отличаться количественной характеристикой — например, ножки подлиннее, чтобы одному из членов семьи удобнее было сидеть за столом — новизна будет количественной. А вот если мы сделаем стул без спинки — он лишится одного качества и получит другое. Теперь спиной не опереться на спинку, зато сесть можем куда угодно лицом. И даже называться этот стул будет иначе — табуретка. Потому что стул характеризуется спинкой, сиденьем и ножками. А если мы сделаем стул или табуретку без ножек и повесим на верёвки к потолку, получим качели. У них есть новое качество — возможность использовать не только как сиденье, но и развлечение.
Или пример, в котором новые и старые качества имеют чёткие названия. Раньше чулки крепились к трусам разными способами, но потом кто-то придумал сделать их единым целым, и получились колготки. Раньше одежда для нижней части тела обладала качеством «дискретность» («раздельность»), а колготки избавились от этого качества и получили «непрерывность» («цельность»).
Ценность определяется по-разному, в зависимости от области. Но минимальная ценность — интерес хотя бы для одного человека. Если что-то качественно новое при этом никого хотя бы не заинтересовало, то его никто не заметит. А если заметит, не придаст значения и забудет.
Как оценить уровень творческого результата?
Можно исследовать количество новых качеств в творческих процессе и результате и сводить это к каким-то количественным параметрам. Можно воспользоваться подходом патентных бюро и изобретателей — для этого использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):
То есть новизна и польза (ценность) только для себя — это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.
Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае — области оружейного, военного дела.
Используем системный подход для более точного определения полезности и нового качества
Творчество в таком понимании возможно не только в упоминаемых выше областях, оно возможно в любой деятельности. Как отличить творческую деятельность от нетворческой? Воспользуемся системным подходом. Любая деятельность — это решение какой-то задачи. Но что такое задача?
Определение задачи через понятие системы
Есть система — набор элементов с функциями и процессами. Функция — связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс — последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.
Задача — это исходные данные, цель и способ решения. Исходные данные — это исходная система. Решая задачу, мы преобразуем систему в новую, удовлетворяющую заданным параметрам цели.
Если более точно, условием будет первая система вместе с указанием подсистем, которые:
Добавим, что в таком понимании любая совместимая тройка «Система-1→преоборазование→Система-2» будет задачей. И появиться они могут в любом порядке. Например, кто-то, давно знакомый с каким-то преобразованием, встретит Систему-1 и попробует применить к ней это преобразование, и в результате этого эксперимента получит цель новой задачи. Насколько эта тройка будет востребована и популярна, зависит от отличий получаемой системы.
Но что определяет ценность, востребованность задачи? Это определяет проблема/проблемы, которую/которые задача разрешает. Часто проблема и порождает задачу.
Определение проблемы через понятие системы
В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может «искажать».
Это противоречия в системе и называется проблемами.
Пример проблемы, задачи и решения
Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?
Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.
Изначально ставится задача — изменить состояние элементов класса Лифт, чтобы повлиять функцию. Но эта задача не имеет подходящего решения. Тогда начальство ставит другую задачу — повлиять на элементы класса Сотрудница. Анализируется информация по классу. Находится решение — перенаправить сотрудниц на другие процессы во время ожидания лифта и езды в нём.Вводятся новые классы элементов, ЗеркалоВозлеЛифта и ЗеркалоВЛифте. Зеркала вешают на каждом этаже возле двери лифта и в каждом лифте. Расстройства и жалобы прекращаются.
Исходная проблема осталась — медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.
А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как «лифт ездит медленно»? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.
Если мы умеем формулировать проблему, ставить и решать задачи, то что мы получаем?
Мы получаем возможность придумать несколько способов разрешения одной и той же проблемной ситуации:
Заметьте, что некоторые формулировки не позволяют найти решение, а некоторые сильно ограничивают количество вариантов. Это следствие психологической инерции, склонности стереотипно мыслить, действовать и чувствовать. Для преодоления психологической инерции Г. С. Альтшуллер (он называл её инерцией мышления) советовал формулировать проблемы и задачи неконкретно, максимально абстрактно, в терминах «штуковина», «фиговина» и т.д. Для этого и нужен системный подход, в котором можно переназвать систему фигнёй, элемент системы фиговиной, функцию связью. А можно не переназывать.
Итого
Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества:
творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей: постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.
Авторы, чьи материалы использовались
О Design-thinking («Дизайн-мышление», «проектное мышление») не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория — программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.
О планах и как можете помочь
Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая — «Зачем нужно творчество». Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.
Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.
UPD Человек, посоветовавший «Думай медленно, решай быстро» — спасибо и извини! Я вроде нажал ответить на комментарий, а он исчез. Видимо, я случайно его удалил. Книга интересная, многие из моих авторов на неё ссылались, обязательно прочитаю.