в чем смысл традиций
Традиция
Содержание
Происхождение термина
Это основное отличие часто отходит в сознании на задний план, уступая место другому, тоже значимому, но производному. Для обыденного сознания эпохи модерна слово «традиция» ассоциируется в первую очередь с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение.
Традиции в европейской культуре
Понимание традиции в рамках европейской культуры, начиная с Нового времени отмеченное этим сдвигом, в целом базируется на историческом подходе. Динамический характер такого понимания, позволяющий увидеть и оценить роль и значение традиции в свете происходящих социальных изменений, проявляется, однако, и в возникновении общей тенденции к инфляции понятия. Если изначальное значение понятия «традиция» включало в себя аспект особого уважения к переданному как к дару и, соответственно, к самому процессу передачи, то в дальнейшем этот аспект в светской культуре постепенно утрачивается. Уже в поздней античности развитие понятия традиции в центральную категорию христианской теологии привело, с одной стороны, к его нормативному расширению, а с другой — к возникновению концептуальных затруднений в связи с конституированием противопоставления традиции и ratio.
В дальнейшем становление светского мировоззрения и сопряженный с ним рост авторитета индивидуального критического разума стимулировали углубление этого противостояния. Критическое отношение к традиции как таковой и прежде всего к церкви как ее опорному социальному институту достигло апогея в эпоху Просвещения. В это время и формируется собственно историческое понимание традиции как ограниченного временными рамками и изменчивого феномена.
Эпоха Просвещения
В эпоху Просвещения понятие традиции находилось в центре дискуссий, связанных с проблемой социально-политической эмансипации третьего сословия. Поскольку последняя понималась и рассматривалась как освобождение человека вообще, как эмансипация индивидуального разума и преодоление принуждающей силы традиции, понятие традиции стало элементом социально-антропологического дискурса. При этом интерпретации его были самыми разнообразными, от требования критического переосмысления границ признания традиции до полного отрицания всякой традиционности как главного препятствия на пути личности к своей аутентичной самости. Как считали впоследствии авторы-традиционалисты, в частности, Ж. де Местр, именно ожесточенное неприятие традиции мыслителями Просвещения послужило идеологическим обоснованием Французской революции.
XIX век
Реакцией на тотальное отвержение традиции Просвещением стало восторженно-апологетическое отношение к ней консервативного романтизма. Тем самым к началу XIX века в европейской культуре сложилось амбивалентное отношение к традиции, включавшее и понимание ее универсальной исторической роли, нашедшее отражение в оценке И. Г. Гердера, считавшего традицию главной движущей силой истории и в то же время называвшего ее «духовным опиумом», усыпляющим индивидуальную инициативу и критическое мышление. Однако в ходе дальнейшего развития ментальности модерна отношение к традиции в целом неуклонно становится все более и более негативным, что усугубляется успехами научного познания и технико-технологическими достижениями, ориентирующими на новацию как противоположность традиции.
Это можно проследить на философских системах и макросоциологических теориях первой половины XIX века (Г. В. Ф. Гегель, О. Конт, К. Маркс). Если у Гегеля традиция занимает важное место в процессе всемирно-исторической объективации духа, то в концепции Маркса она трактуется как выражение классовых и групповых интересов, как составляющая идеологии, а сквозь призму тотальной критики религии и церкви — как орудие манипулирования массовым сознанием. Негативные коннотации понятия традиции заметны и у Ф. Ницше, для которого последняя есть квинтэссенция обывательской косности, мешающая становлению сверхчеловека и подлежащая отрицанию.
XX век
«Фундаментальная политизация» социальной жизни, по выражению К. Мангейма, составляющая основную характеристику первой половины XX века, проявилась, в частности, и в том, что почти все многочисленные возникшие в этот период политические направления и массовые движения, базируясь на критическом отрицании наличных социальных традиций, обнаружили, тем не менее, стремление измыслить и увековечить новые, собственные традиции. На эту общую для них черту указывал Э. Хобсбаум, видевший в этом стремлении потребность подвести историческое обоснование под свои взгляды. Сам по себе этот факт, впрочем, только неопровержимо свидетельствует об атрибутивном характере традиции для социальной реальности. Осмысление этой идеи в современном социально-философском дискурсе повлекло за собой конституирование ряда различающихся концептуальных подходов к пониманию сущности и социальной значимости традиции.
Понятие традиции в интегральном традиционализме
Термин «традиция» (зачастую с большой буквы) является центральным в интегральном традиционализме.
Проблематика
Концептуальные подходы к пониманию сущности и социальной значимости традиции можно сгруппировать соответственно их общей направленности. В группу подходов, которую можно условно обозначить как модернизм и прогрессизм, входят концепции традиции как отмеченной негативным знаком «диалектической пары» новации. В парадигме прогрессизма традиция — это то, что в конечном счете отступает под натиском нового, это обреченное и исторически относительное. Такое понимание просматривается у многих, совершенно разных авторов. По мнению, к примеру, Ханны Арендт, традиционность как характеристика социума полностью исчерпывает себя в эпоху модерна, поскольку логика индустриального развития требует замены традиции как социального ориентира ориентацией на общечеловеческую рациональность. Наиболее отчетливо эта идея была сформулирована Максом Вебером, впервые на концептуальном уровне противопоставившим традиционный и рациональный способы социальной организации. Традиция и рациональность в универсуме прогрессизма составляют два полюса, между которыми существует напряженность, определяющая направленность социальной динамики.
Традиционное общество понимается как тип социальной организации, радикально отличной от общества современного, характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Вторая его черта заключается в том, что оно предъявляет к своим членам совершенно иные требования, и главное из них — полностью подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции.
Наследие народа или что такое традиции
Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с определением традиция или обычай. История значения этих слов уходит корнями в глубокую древность. Конечно, со временем их суть и ценность существенно изменились. Однако некоторые ритуалы по-прежнему до сих пор являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Важно понимать, чем отличается традиция от обряда, чтобы до конца разобраться в их роли в жизни народа. Давайте вместе детально рассмотрим этот вопрос.
Понятие обычая
Под данным определением скрывается способ поведения человека в обществе. Он основывается на многовековых привычках, которые являются нормой в той или иной социальной группе. Каждый ее член считает свое поведение логичным. И если какие-то обычаи для стороннего человека покажутся странными, то участники данного общества не видят в этом ничего предосудительного.
В значение слова скрывается религиозный, культурный и правовой порядок, который порой носит принудительный характер. Когда речь заходит об обычаях, то подразумевается передача от старшего поколения к младшему многочисленных обрядов, ритуалов, торжественных мероприятий и правил поведения на похоронах или свадьбах.
Понятие традиции
Сохранение основ поведения и норм устройства общества – это традиции. Их также передают по «наследству». Основное отличие от обычаев заключается в национальной привязке. Например, к традициям относят народные костюмы. А вот если какая-то часть общества добавит к нему аксессуар, то речь пойдет об обычаях.
Выделяют семейные, народные традиции. Они могут оказывать на человека как положительное, так и отрицательное воздействие.
Виды традиций
Существует несколько основных направлений:
Основные отличия традиции от обычаев
Вторые, как правило, имеют отношение к определенной национальности или государству. Традиции тесно связаны с семьей, работой и т. д.
Например, с давних времен существует традиция весело праздновать Новый год. На протяжении многих веков люди провожают уходящий год и встречают новый. Обычно на этот праздник принято ставить в доме елку и украшать деревце. Причем у каждой нации существуют свои правила относительно данной процедуры.
Второе отличие заключается в уровне влияния. Иными словами, обычай – это привычка, человек повторяет ее на автомате. Особо не задумываясь о смысле и цели своих поступков. А вот традиция – это направленные мероприятия, сложные и многогранные. К обычаям можно отнести положение девушки в семье, ее обязанности и права. А традиция – это празднование именин или субботний поход в кинотеатр.
Укоренение в сознании людей. Со временем обычай перерастает в традицию. Первый обладает скромной историей, а вот истоки второй уходят корнями в древность. Например, обычай уважать старших, почитать родителей и заботиться о них, давно превратился в традицию. |
Направление. Основное предназначение традиций – информирование людей. У обычаев цель немного иная. Они направлены на внесение практичности в жизнь каждого индивида. Например, ухоженный вид человека считается обычаем. А традиция, в свою очередь, информирует о том, что нужно следить за внешним видом и выглядеть опрятно.
Основная суть. В принципе эти два понятия очень близки. Можно смело утверждать, что традиция – это старинный обычай. Но если рассматривать их «под микроскопом», то легко отметить ряд различий. Белоснежное платье девушки на свадьбе – обычай, отмечать бракосочетание – традиция.
Воздействие на жизнь. Обычай связывает современное поколение с предками. Придерживаясь их, мы высказываем уважение к старшим. Традиция является зеркалом жизни нации и ее развития. С помощью обычаев человек учится, приобретая ценные знания и опыт. Используя традиции, мы приспосабливаемся к жизни в обществе. Например, у семьи существует традиция каждое воскресенье готовить утку. А вот рецепт и секреты приготовления блюда – это обычай.
Изменение во времени. Обычаи имеют склонность к трансформации, поскольку отталкиваются от текущих тенденций и не несут особого смысла. В древности они выступали в роли нравственного закона. Обычай зависит от мнения общественности, что хорошо, а что плохо. Традиции остаются неизменными на протяжении веков.
Примеры обычаев и традиций
Чтобы разобраться в данных определениях, стоит рассмотреть несколько наглядных примеров:
Современное отношение к культурным традициям
Многообразие традиций большинства стран порой поражает воображение. Что для определенной нации является обыденным поведением, в другом государстве примут как личное оскорбление. Традиция не зря считается одной из основ культурного наследия стран.
Поэтому при посещении экзотического места на карте, рекомендуется предварительно хорошенько ознакомиться с их «правилами поведения». В противном случае рискуете оказаться в неловкой ситуации или даже спровоцировать конфликт.
Религиозные традиции
Вероисповедание народа также имеет в основе ряд традиций, что делает ее духовным и культурным наследием. Религиозные традиции представляют собой набор устойчивых норм и приемов поклонения Всевышнему. Каждое вероисповедание бережно хранит и поддерживает каноны, формировавшиеся на протяжении многих тысячелетий.
Нередко в одной религии объединены несколько традиций, например, в христианстве мирно сосуществуют православие, католицизм и протестантство. На Востоке традиции направлены на обучение работе с телом и сознанием. Цель религии – просветление человека.
Христианские традиции включают посещение храмов, чтение молитв, хождение на исповедь и почитание церковных праздников. Самые известные религиозные «торжества»: Рождество, Пасха, Троица, Крещение. |
Однако в век инновационных технологий не все традиции вероисповедания свято чтутся и выполняются. Причина кроется в том, что люди стали менее набожными. Никто в наши дни не станет за праздничным столом просить богов о богатом урожае.
Заключение
Обычай можно смело считать прародителем традиций. Его истоки лежат в первобытном обществе, когда не было письменности и для достижения поставленной старейшиной цели, люди придумывали определенный порядок действий, надеясь на удачный исход события. Постепенно обычаи плавно превращаются в традиции, которых мы неосознанно придерживаемся каждый день в повседневной жизни.
Посмотрите познавательный видеосюжет «Для чего нужны традиции?».
Роль обряда и традиции: в чём польза и в чём вред?
Жизнь человека во многом состоит из обрядов и традиций, повторения определённых действий и поступков, смысл которых может быть даже непонятен или утерян со временем. В чём польза обрядности и традиции, и в чём их вред?
Традиция, обряды, ритуалы, церемонии, обычаи, нормы поведения и правила окружают человека на протяжении всей его жизни. Есть области человеческой деятельности, в которых ритуал и традиция имеют особо важную роль, например, на военной службе или в религии, а в иных областях роль традиции меньше или играет несущественную роль.
Что такое обряд и традиция, и зачем они нужны?
Обряд – это определённая последовательность определённых действия. Обрядами переполнена жизнь человека, начиная, от свадебных церемоний и правил приветствия другого человека, заканчивая нормами ожидания в очереди и правилами этикета. Зачем нужны все эти нормы, правила и обычаи, когда можно поступать так, как хочется?
Дело в том, что человеческое общество – очень сложная структура, состоящая из мириад различных аспектов, феноменов, явлений, событий и объектов. Существование стабильной общественной системы возможно только в случае, когда все его элементы (люди) действуют в рамках определённых норм и правил, взаимодействуют друг с другом понятным для всех образом.
Учитывая, что различных видов взаимодействия между людьми очень много, то иметь некий стандарт поведения для большинства возможных случаев (как минимум для самых распространённых) очень важно. Это значительно упрощает взаимодействие элементов системы (людей) друг с другом, уменьшает количество конфликтных ситуаций, делает взаимодействие более эффективным.
Таким образом, когда детей с самого раннего возраста учат тому, как нужно общаться, как поступать в той или иной ситуации, как реагировать на то или иное событие, что является похвальным, а что порицаемым, то им передают информацию о нормах и правилах, обрядах и традициях того общества, в котором им предстоит жить и с которым им предстоит взаимодействовать.
Например, когда встречаются двое мужчин, то по правилам этикета они жмут друг другу руку. Такова традиция, такова норма поведения. Все мужчины знают эту норму и спокойно ей следуют. В иных обществах возможно иное приветствие, например поклон. Отклонение от этой нормы, например, когда один из мужчин не пожмёт протянутую ему руку, может вызвать у другого мужчины, протянувшего руку для приветствия, непонимание или даже раздражение. Это довольно простой ритуал.
Есть обряды значительно более сложные, в которых могут принимать участие сотни и тысячи людей, и которые состоят из десятков или сотен различных этапов. К подобным обрядам относятся религиозные богослужения или, например, военный парад.
Все обряды, традиции, ритуалы, церемонии, обычаи созданы для того, чтобы организовать взаимодействие между людьми, сделать это взаимодействие понятным и предсказуемым для каждого участника. Вот несколько задач, которые решают обычаи и традиции:
Мышления и традиции
На первый взгляд может показаться, что обряды и традиции имеют отношение только к каким-то особенным событиям в жизни человека, но предлагают взглянуть на эту тему немного шире. Если посмотреть на обряды, традиции, нормы, ритуалы и обычаи, как на определённые последовательности мыслей и поступков, то оказывается, что этим пронизана вся жизнь человека с самого раннего возраста до самой смерти, с самого утра до позднего вечера, круглогодично. Даже утренний поход в ванную комнату тоже является традицией, которая становится привычкой. И правила дорожного движения тоже норма и традиция, закреплённая законом.
Конечно, есть нормы, правила и традиции, которые можно легко объяснить, пояснить их смысл и значения, а с иными обрядами и обычаями это может оказаться либо крайне сложным, либо невозможным, но тем не менее и первые, и вторые организуют жизнь сообщества, упорядочивают его, снижают его конфликтность и организуют социальную жизнь.
Наше мышление также состоит из традиций и обычаев, которые принято называть привычками. И чем дольше живёт человек, тем больше у него становится привычек, но все они играют свою роль и имеют свой смысл. В этом смысле можно сказать, что обряды и традиции – это привычки общества. А привычки, как известно, с трудом приобретаются и с ещё большим трудом изменяются. Мышление человека вообще склонно к образованию привычек, что понятно и объяснимо. Вследствие этого и формируются общественные привычки, называемые обрядами и обычаями.
Что будет если отменить все обряды, нормы и традиции?
Если одномоментно отменить все нормы, обряды, ритуалы, традиции и обычаи, и стереть информацию о них из памяти всех участников общества, то сразу же начнётся хаос. Поскольку нормы поведения, хоть и не всегда разумные, но всегда понятные и предсказуемые, пронизывают человеческое поведение, упорядочивают и организуют его.
В обществе, в котором совсем нет такого организующего и упорядочивающего явления как традиции, немедленно и существенно возрастёт конфликтность, выйдут из строя все социальные институты общества. Такое общество атомизируется 1 и начнёт распадаться. Поскольку общественная система может существовать только в условиях, когда её элементы эффективно взаимодействуют друг с другом. Когда же информация об эффективном взаимодействии утрачена, то система распадается.
А после распада социальной системы на простейшие структуры начнётся новый виток организации, когда люди снова с нуля начнут формировать новые порядки, правила и обычаи для взаимодействия друг с другом. То есть процесс генерации обычаев, норм и порядков будет запущен снова, и снова будут выработаны те же или схожие нормы поведения, которые смогут объединить людей, упорядочить их общение и контакты, уменьшить конфликтность и повысить эффективность взаимодействия.
В чём вред обряда и традиции?
Конечно, у любой медали есть две стороны. Обычаи, нормы и традиции являясь привычками общества, направленными на упрощение взаимодействия между элементами общественной системы и повышения качества этого взаимодействия, имеют и свою отрицательную роль.
Ритуалы, нормы и обычаи тогда становятся деструктивными, когда теряют свою актуальность и перестают соответствовать действительности. Это возможно тогда, когда изменилось окружение или определённые условия жизни общества, а старые традиции вошли с новыми обстоятельствами в конфликт. Тогда традиция превращается из конструктивной силы в деструктивную.
Здесь важно отметить, что поскольку в обществе существуют порядки, нормы и правила практически на любую тему, то существуют обычаи, имеющие отношение к фундаментальным основам общества и человеческой личности, а есть обычаи, которые имеют отношение только к простым, локальным и проходящим явлениям.
Поскольку природа человека остаётся неизменной, а самые глубинные основы природы человека так и вовсе берут своё начало от фундаментальных законов мироздания, то их изменение не происходит и не предвидится, поэтому нормы, правила и обычаи, обслуживающие подобные основы не могут устареть. Подобные обычаи можно только немного корректировать, чтобы сделать их ещё более адекватными и соответствующими реальности.
В то время как обычаи, созданные на основе локальных и временных явлений, легко и быстро устаревают в масштабах длительности жизни общества. Они подлежат замене естественным путём, когда каждый человек, взаимодействующий с подобными устаревшими нормами, видит их неактуальность и в личном порядке отказывается от них.
Отличить обычаи, построенные на фундаментальных основах, от обычаев, построенных на временных и локальных явлениях, как правило, для неподготовленного человека является сложно задачей.
Управление общественными нормами и обычаями
На первый взгляд может показать, что управление общественным порядком, его нормами, обычаями и правилами является простым делом, и для этого нужно только принимать законы в этом обществе, запрещая или разрешая то, что видится верным. Но это не так!
Формирование поведенческих норм, норм взаимодействиям между людьми – это очень долгий, эволюционный процесс, растянутый на века, когда из поколения в поколение, от родителей к детям естественным путём передается информация только о работающих и максимально эффективных схемах поведения, а неэффективные или деструктивные схемы поведения отбраковываются и отбрасываются.
Тот порядок общественной жизни, который имеет общество на текущий момент, это результат тысячелетней работы по формированию, тестированию на практике различных норм, правил, обычаев и порядков, и отбраковке неработающих схем поведения. Это труд сотен миллионов и миллиардов умов и душ, которые прожили свои жизни и в их процессе вырабатывали только лучшие модели поведения, отбраковывая неработающие.
Поэтому подходить поверхностно к этому вопросу не стоит. Не стоит думать, что одна или в лучшем случае несколько десятков голов, даже самых светлых и умных, смогут сформулировать что-то принципиально новое и значительное лучшее, чем то, что было отработано эволюционным путём миллиардами ранее живших людей на практике за тысячелетия истории человеческого общества.
ТРАДИЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ТРАДИЦИЯ» в других словарях:
Традиция — (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По смыслу… … Литературная энциклопедия
Традиция — ТРАДИЦИЯ (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По … Словарь литературных терминов
ТРАДИЦИЯ — (лат. traditio). Предание, способ, которым передаются из года в год различные происшествия, события и догматы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРАДИЦИЯ лат. traditio, от tra, trans, через, и dare,… … Словарь иностранных слов русского языка
традиция — и, ж. tradition f. < лат. traditio передача, предание. 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение опыт, практика в какой л. области общественной жизни, действительности и т. п. Национальные традиции. Революционные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
традиция — обычай, обыкновение; наследие, принято, установление, ценность, повелось, так повелось, неписанный закон, так принято, так заведено, норма, заведено Словарь русских синонимов. традиция см. обычай Словарь синонимов русского языка. Практический… … Словарь синонимов
традиция — (от лат. traditio передача, повествование) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Т. скла … Большая психологическая энциклопедия
ТРАДИЦИЯ — ТРАДИЦИЯ, традиции, жен. (лат. traditio, букв. передача). 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.). Традиции… … Толковый словарь Ушакова
ТРАДИЦИЯ — Мертвые правят живыми. Огюст Конт Традиция это всего лишь ностальгия, разгуливающая прилюдно в полной парадной форме. Эндрю Марр Традиционалисты пессимисты по отношению к будущему и оптимисты по отношению к прошлому. Льюис Мамфорд Традицию нельзя … Сводная энциклопедия афоризмов
Традиция — (traditio, передача) установление фактического господстванад вещами со стороны их прежнего владельца в пользу нового,приобретающего их в собственность или владение. Юристы думают, что дляприобретения вещного права, т. е. для установления… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Традиция — (Всеволожск,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Армянский переулок 2, Всевол … Каталог отелей