в чем смысл титаника
Загадки фильма «Титаник» Джеймса Кэмерона
К созданию фильма, признанного лучшей мелодрамой всех времен и народов, Джеймс Кэмерон шел долгих десять лет — с того момента, как увидел в 1987-м документальный фильм о «Титанике». К съемкам он отнесся с присущими ему тщательностью и размахом, стараясь не только в точности воспроизвести внешний облик и интерьеры знаменитого корабля, но и передать дух эпохи. Однако «Титаник» меньше всего можно назвать фильмом-реконструкцией. Чтобы удерживать в течение 12 лет титул самого кассового фильма в истории кино и собрать 1,8 миллиарда долларов, необходимо затронуть сердца миллионов зрителей, создать универсальный сюжет, который понравится всем. Это почти невозможно, но Кэмерону удалось соединить несоединимое: символическую притчу и романтическую историю.
Почему «Титаник»?
Хотя любовь Кэмерона к подводным съемкам общеизвестна, он обратился к истории гибели «Титаника» не потому, что ему хотелось своими глазами увидеть останки затонувшего корабля (впрочем, режиссер не отказал себе в этом удовольствии, 12 раз погрузившись на дно океана в российских батискафах). Дело в том, что крушение «Титаника» считается одной из самых знаковых катастроф европейской истории.
Огромный роскошный корабль является воплощением мира, существовавшего до Первой мировой войны. В этом мире между богатыми и бедными существуют непреодолимые классовые барьеры, женщины не имеют права сами решать свою судьбу, а браки заключаются по финансовым соображениям. Против этого мира со всем его великолепием и гнусностью и восстают юные герои фильма — Джек и Роуз, а гибель корабля, затонувшего в 1912 г., является предвестником гибели той «вчерашней Европы», о которой когда-то так хорошо написал Стефан Цвейг.
В определенном смысле «Титаник» — это притча о мире, который обречен, потому что деньги и титулы значат в нем больше, чем любовь и верность. В то же время изображение катастрофы открывает неисчерпаемые возможности для постановки эффектных и зрелищных сцен, и надо отдать режиссеру должное: эпизод, когда на погружающемся в ледяную бездну «Титанике» гаснут огни, принадлежит к одним из самых волнующих кадров мирового кинематографа.
Были ли у героев прототипы в реальности?
Такие неординарные и запоминающиеся второстепенные персонажи фильма, как капитан «Титаника» и энергичная Молли Браун, существовали на самом деле, но всех всегда волнуют главные герои. Джек Доусон и Роуз Дьюитт Бьюкейтер в исполнении Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет получились настолько живыми и реальными, что зрители и журналисты немедленно принялись искать их прототипов.
Были найдены целых четыре подлинных пассажирки затонувшего корабля, проживших более ста лет. Правда, все они эвакуировались в шлюпках, в отличие от Роуз. Однако поклонники фильма не сдавались: на палубе тонущего «Титаника» оставалась женщина по имени Рода Эббот — она не захотела сесть в шлюпку без своих сыновей-подростков. Роде, оказавшейся в ледяной воде, удалось выжить, и некоторые журналисты, раскопав эту историю, поспешили объявить женщину прототипом Роуз, тем более, что имена их имеют некоторое сходство. Однако у нас нет ни малейших фактов, доказывающих, что Кэмерон вдохновлялся историей Роды Эббот или другой реальной пассажирки «Титаника».
Точно так же нет доказательств, что 23-летний кочегар корабля по имени Джозеф Доусон имеет что-то общее с героем ДиКаприо. Известно, что уроженец Дублина Джозеф Доусон увлекался боксом, а не живописью, и был влюблен в сестру своего друга Нелли (по некоторым данным, они даже поженились). Сам режиссер утверждает, что ничего не знал об этом человеке до выхода фильма.
Джек и Роуз, как признает сам режиссер, не более чем «Ромео и Джульетта» с «Титаника». Но их роман сильно отличается от романа веронских возлюбленных, хотя между двумя историями есть много параллелей: вражда (семейная или классовая), юный возраст, внезапность чувств и трагический финал.
В чем необычность романа Джека и Роуз?
Кэмерон не был бы великим режиссером, если бы показал зрителю еще одну вариацию любовного треугольника «прекрасная девушка — ненавистный жених — пылкий юноша-возлюбленный». Проблема Роуз не только в том, что она не любит жениха (хотя она его и впрямь не любит), но и в том, что она не хочет быть вещью, игрушкой в чужих руках. До замужества она вынуждена подчиняться воле матери, после брака будет подчиняться мужу. Так жили почти все «дамы из общества» того времени, но Роуз не может и не хочет так жить. Но она не видит выхода из сложившейся ситуации — пока не встречается с Джеком.
Любовь Джека — сильного, свободолюбивого и талантливого — позволяет Роуз обрести себя. Никогда больше она не будет жить по чужому сценарию, играть навязанную ей роль. Судя по снимкам, окружающим престарелую Роуз, она прожила яркую и насыщенную жизнь, реализовав большинство своих мечтаний.
Таким образом, в фильме «Кэмерона» мы видим современную трактовку любви как чувства, которое дарит внутреннюю свободу и помогает обрести свой путь.
Почему погиб Джек?
Сам режиссер, которому недавно вновь задали этот вопрос, ответил, что Джек погиб потому, что так написано в сценарии. С самого начала он был задуман как драматический персонаж. Если Роуз напоминает нам о том, что истинная любовь неотделима от свободы, то образ Джека связан с другой ее стороной — самопожертвованием и бескорыстием. В душе того, кто любит по-настоящему, нет места эгоизму, и жизнь любимого человека для него дороже собственной. Трагической гибелью Джек доказывает истинность и правильность своих идеалов, а также ту простую истину, что любовь сильнее смерти: ведь Роуз продолжала любить его всю жизнь.
Почему Роуз бросила голубой бриллиант в воду?
Чтобы понять сцену, когда постаревшая Роуз, снова оказавшись над местом затопления «Титаника», бросает в бездну воды бриллиант «Сердце океана», необходимо вспомнить, что значил этот камень для главной героини. Это — память о прошлом и символ ее любви, который она хранила всю жизнь. Цена камня не имеет для Роуз значения — важна только память. Понимая, что ее жизнь и история подходит к концу, она возвращает бриллиант океану. Это последний подарок Роуз ее любимому Джеку.
Нелогичный на первый взгляд, этот поступок обладает глубокой внутренней логикой. Любовь Роуз и Джека была такой же чистой и уникальной, как «Сердце океана». И так же, как местонахождение бриллианта, эта любовь была тайной для всех. Передать камень в чужие руки, сделать его объектом купли-продажи значило осквернить память об этом чувстве, а любовь для Роуз была и остается дороже всех сокровищ мира.
Умирает ли в финале главная героиня?
Зрители часто спорят: умерла Роуз в финале или просто уснула? Учитывая ее возраст, обе версии имеют одинаковое право на существование. Режиссер сознательно ушел от точного ответа, оставив пространство для зрительской фантазии. По большому счету, не так уж важно, умерла Роуз в ту ночь или прожила еще год-два: история двух возлюбленных с «Титаника» окончена, и круг замкнулся.
Тайны гибели «Титаника»: Скрытые причины странного поведения пассажиров и экипажа во время трагедии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где был капитан «Титаника» во время трагедии?
Так началась самая ужасная ночь в прекрасной долгой жизни Эдварда Джона Смита. Капитан провёл в море более сорока лет. За это время с ним никаких особых неприятностей не случалось. Теперь же на его долю выпала тяжкая ответственность за одну из самых страшных морских катастроф всех времён. За считанные часы погибнет более полутора тысяч пассажиров и членов экипажа, включая самого Смита.
Тело капитана так и не нашли. Последние минуты его жизни так и остались загадкой, несмотря на многочисленные противоречивые сведения. Была даже версия о том, что он спрыгнул с корабля с младенцем. Как писал Вин Крейг Уэйд в книге «Титаник: Конец мечты», «капитан Смит погиб по крайней мере пять раз, то героически, то позорно». Ходили даже слухи о том, что он, на самом деле, вообще, выжил.
В самых первых газетных статьях приводились свидетельства очевидцев, которые говорили, что капитан застрелился из пистолета. Эту версию историки категорически отвергают. Выживший радист Гарольд Брайд, более надёжный свидетель, сказал, что видел, как Смит «спрыгнул с корабля в море». Другие говорили, что его унесло волной или, что он поплыл обратно к «Титанику», чтобы встретить свой конец.
Несколько человек рассказывали, что видели капитана в воде. Некий пожарный с «Титаника», Гарри Сениор, говорил, что Смит спрыгнул с корабля с «младенцем, которого он нежно прижимал к своей груди». Потом капитан якобы доплыл до ближайшей спасательной шлюпки, передал ребёнка и поплыл обратно к «Титанику», сказав: «Я последую за кораблём». Третьи утверждали, что он добрался до перевёрнутой спасательной шлюпки, но не смог удержаться и утонул.
Но действительно ли он умер?
Весьма странными являются слухи о том, что капитану Смиту удалось выжить. Например, некоторое время спустя после катастрофы, летом того же года, некий житель Балтимора по имени Питер Прайал сообщил, что встретил капитана у себя в городе. Прайал не был сумасшедшим. Это был весьма уважаемый местный бизнесмен. Он говорил, что ему довелось несколько десятков лет назад служить под началом Смита. Поэтому он узнал бы его при любых обстоятельствах, как бы не изменилась его внешность. Кроме того, врач Прайала засвидетельствовал, что тот был «абсолютно вменяемым и не страдал галлюцинациями».
Питер рассказал, что видел Смита дважды. Один раз в среду и ещё раз в следующую субботу. Прайал даже подходил к нему и разговаривал. Тот якобы его узнал и сказал, что находится в командировке. Бывший моряк последовал за Смитом до железнодорожного вокзала. Тот сел на поезд, следующий в Вашингтон и сказал Прайалу: «Веди себя хорошо, товарищ по плаванию, пока мы не встретимся снова».
Следующее сообщение о якобы выжившем капитане последовало в 1940 году. В журнале Life было опубликовано письмо, в котором говорилось, что капитан закончил свои дни в качестве изгоя в Лиме, штат Огайо. Местные жители знали его как «Молчаливого Смита». Среди доказательств указывали то, что этот человек прибыл в город через три года после катастрофы. Он назвался Смитом, был примерно того же возраста и роста, и имел татуировки, типичные для моряков. Но, редакция журнала не знала главного. Молчаливый Смит сразу после своей смерти в 1915 году был опознан как некий Майкл Маккенна.
Приговор капитана Смита
Сразу после катастрофы газеты называли Смита героем, храбрым капитаном, который погиб вместе со своим кораблём. Злодеем выставляли Дж. Брюса Исмея, руководителя White Star. Он спасся в одной из спасательных шлюпок. Исмея обвиняли в том, что он давил на Смита, чтобы тот поддерживал неразумную скорость.
В ходе последовавших за этим британских и американских расследований вырисовалась более сложная картина. Смита обвинили в игнорировании предупреждений о ледовой обстановке с других кораблей и в неспособности снизить скорость судна до соответствующих условий. Британское расследование, по сути, оправдало капитана, заявив, что он не сделал того, чего бы не сделали другие капитаны. Американское расследование было лишь немного более суровым. Сенатор от Мичигана Уильям Олден Смит, возглавлявший следственный комитет Сената, заявил, что «безразличие капитана Смита к опасности было одной из непосредственных причин этой ненужной трагедии». Но сенатор также воздал ему должное за его «мужественное поведение и нежную заботу о безопасности женщин и маленьких детей», а также за его «готовность умереть».
Почему сначала не было никакой паники
Дело в том, что люди просто не осознавали всей глубины опасности. Когда их впервые вызвали на палубу около полуночи той ясной безоблачной ночью, никто даже представить себе не мог, чем это в итоге закончится. Никто не знал, например, что спасательных шлюпок было примерно вдвое меньше необходимого. Или что корабль, видимый вдалеке, не придёт на помощь. Или что столь знаменитый, гигантский корабль действительно затонет.
Даже выжившие, которые остались на «Титанике» после того, как последние спасательные шлюпки отплыли, а они сами вскоре оказались в ледяной воде, не говорят об истерии или панике. Чарльз Лайтоллер, самый высокопоставленный член экипажа из выживших, отвечал за погрузку спасательных шлюпок на левом борту. Он говорил: «Не было никакой давки или толкотни». «Все мужчины вели себя вежливо по отношению к женщинам и детям. Они не могли бы стоять тише, даже если бы были в церкви».
Катастрофа в замедленном движении
Тот спокойный неторопливый темп, в котором события разворачивались в последние часы «Титаника», может дать ключ к разгадке. Корабль задел роковой айсберг в 23:40 14 апреля, образовалась целая серия пробоин ниже ватерлинии. Многие пассажиры были в то время в постели, и немногие выжившие сказали, что не заметили ничего особенного. Лишь когда стюарды начали будить пассажиров, предлагая им одеться и выйти на палубу, это стало для людей первым намёком на то, что что-то не так.
Лишь в 00:05 члены экипажа начали раскрывать спасательные шлюпки. Прошло ещё 40 минут, прежде чем первая из них была спущена на воду. В это же время экипаж начал запускать ракеты. Люди, которые часто путешествуют, сочли бы это серьёзным сигналом бедствия, но менее опытные и здесь не углядели ничего из ряда вон выходящего. Экипаж продолжал загружать пассажиров в спасательные шлюпки, пока последняя из них не была спущена на воду в 2:05. Спустя пятнадцать минут «Титаник» скрылся в пучине.
Люди до самого конца не верили, что происходящее очень серьёзно. Может им казалось, что это просто не может быть правдой? Ведь «Титаник» называли непотопляемым. Некая защитная реакция? Крушение «Титаника» по сей день остаётся крупнейшей морской катастрофой мирного времени. Эта страшная трагедия продолжает будоражить сознание людей. Эта тема постоянно вдохновляет на новые исследования, написание книг, создание фильмов, спектаклей и даже мюзиклов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
5 мифов о «Титанике», навеянных художественными фильмами
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Больше века назад «Титаник» столкнулся с огромным айсбергом и затонул спустя два с половиной часа. Трагедия унесла жизни более полутора тысяч человек. О катастрофе за это время сняли десятки кинолент. Самая знаменитая, наверное, из них — это блокбастер 1997 года, снятый знаменитым голливудским режиссёром Джеймсом Кэмероном. Так уж вышло, что неуёмная фантазия кинематографистов стала восприниматься зрителями как истинная история «Титаника».
1. «Непотопляемый»
В упомянутом выше фильме Джеймса Кэмерона мать главной героини смотрит на корабль, стоящий в доке Саутгемптона, и произносит такие слова: «Так вот он, тот самый непотопляемый корабль».
Этот миф, вероятно, наиболее распространён и в то же время наиболее далёк от истины. Конечно, по задумке режиссёра — это великолепная идея. История получается такая: некий гордец строит огромный непотопляемый корабль. Сразу возникает аналогия с тем, как мифический Прометей крадёт у богов огонь. Боги разгневались и наказали человека. Логично и красиво. Только вот компания White Star Line, построившая «Титаник», никогда не брала на себя смелости утверждать, что их судно непотопляемо.
Все подобные заявления появились лишь после гибели корабля. Кинематограф существовал уже больше десятка лет, когда случилась катастрофа. Несмотря на это, видеозаписей о «Титанике» практически не осталось. Всё дело в том, что до крушения он не был так знаменит. Слава самого большого и непотопляемого корабля принадлежала другому такому лайнеру под названием «Олимпик». Именно он часто красуется на кадрах, когда рассказывают о «Титанике».
2. Последняя мелодия корабельного оркестра
И это правда. Так оно и было. Только для того, чтобы вызвать более сильные эмоции у зрителя, в качестве последнего произведения оркестра звучит «Ближе, Господь, к тебе». Очень символично и эмоционально. И здесь начинаются расхождения. Одни выжившие пассажиры говорили, что музыканты играли популярную музыку и рэгтайм. Некоторые же утверждали, что они исполняли именно этот гимн. В любом случае он очень уж подходит, идеально вписывается в канву происходящего на экране. Наверное, поэтому ни один режиссёр не отказался от его использования.
Капитан Смит был увековечен не только в кино. В его честь возведены памятники, напечатаны открытки. О его мужестве слагают легенды и различные прославляющие истории. Только эксперты считают, что именно капитан, и никто другой, несёт ответственность за все проколы в организации спасения пассажиров «Титаника».
Некоторые историки считают, что Смит позволил себе поддаться панике. Он прекрасно видел, что корабль обречён. Возможно, именно с этим связаны его странные распоряжения. В частности, он, вполне вероятно, перепутал «Титаник» с «Олимпиком». Смит отдал приказ спустить шлюпки с палубы, которой на «Титанике» и в помине не было. Зато она была на «Олимпике».
4. Злодей Исмей
Брюса Исмея всегда показывают самодовольным негодяем, который заставил капитана не сбавлять скорость судна, хотя было известно об опасности. После этого он в первых рядах трусливо бежит с тонущего корабля, расталкивая локтями женщин и детей.
На самом деле не так страшен Исмей, как его малюют. Всё дело в банальной мести. Задолго до катастрофы Брюс повздорил с одним крупным американским газетным магнатом. Против бизнесмена в Штатах была развёрнута настоящая информационная война. Исмея намеренно очерняли в прессе, распространяя клевету о том, что он запрыгнул в первую шлюпку.
Мнения очевидцев расходятся в этом вопросе. Кто-то говорит, что сесть в шлюпку бизнесмена заставил первый помощник капитана. Другие утверждают, что он потребовал от команды увезти его в безопасное место. В результате же расследования, проведённого из-за катастрофы, выяснилось совершенно иное. Брюс, по словам многих пассажиров, помогал им садиться в лодки. Сам он сел лишь в последнюю шлюпку.
Интересно, что в нацистской Германии в 1943 году был снят фильм «Титаник». Там Исмей — это отрицательный персонаж в образе наглого и заносчивого еврея. Капитан Смит — герой, просто тевтонский рыцарь, которого гнобит бизнесмен. Даже в киноленте Джеймса Кэмерона, который старался следовать истории, Брюс изображён в негативном свете. Режиссёр знал о том, что это неправда, но не стал переделывать сценарий. Кэмерон считал, что этот эпизод зритель ожидает увидеть именно таким.
5. Пассажиры третьего класса – люди третьего сорта
Ограждение действительно было. Только оно существовало лишь для того, чтобы воспрепятствовать распространению вирусных инфекций, отделив их от других пассажиров. Этого требовали директивы иммиграционного законодательства Соединённых Штатов. Ведь третьим классом в Америку добирались в основном малообеспеченные граждане других стран, желающие начать в Новом Свете новую жизнь. Перед прибытием все эти люди обязаны были пройти специальный медицинский осмотр.
У пассажиров каждого класса были свои выходы на соответствующие палубы. На этих палубах находились спасательные шлюпки. Только вот на палубе третьего класса их не было. Этим людям пришлось пройти подлинный квест и преодолеть сложный лабиринт запутанных коридоров и лестниц, чтобы добраться до лодок. У пассажиров первого и второго класса в этом смысле была фора. Перегородки действительно некоторое время были закрыты. Стюарды просто ожидали распоряжений по этому поводу.
В результате было потеряно драгоценное время, которого и так не было. Когда третий класс оказался у спасательных шлюпок, практически все они уже были спущены на воду. Кроме того, пассажиры третьего класса долго мешкали и не желали садиться в лодки без своего багажа. Все эти аспекты в комплексе и привели к столь плачевному результату. Из пассажиров третьего класса выжила лишь треть. Да, класс имел значение.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Стал известен скрытый смысл культового фильма «Титаник»
Главный смысл культового фильма «Титаник» заключается не в любовной драме, а в том, что «радоваться нужно каждому дню, даже если в нем нет любви».
Об этом шла речь в проекте «Эпизоды» на Youtube, который посвящен анализу популярных кинокартин (чтобы посмотреть видео, доскролльте новость до конца).
Автор проекта заявил, что в «Титанике» главный герой Джек, после знакомства с девушкой Роуз, с которой стремительно развился роман, ни разу так и не признался ей в любви. Тогда блогер задался вопросом: «была ли любовь между ними вообще?».
По мнению блогера, Роуз просто думает, что влюблена, потому что чуть ли не в первый раз в жизни стала свободной.
«Какая настоящая любовь за три дня? Она почувствовала себя счастливой, потому что Джек научил ее жить! Не тратить время на поиски счастья, чтобы не упустить счастье, которое жизнь сама может тебе подкинуть», – рассказывал автор в видео.
По его словам, если посмотреть на главного героя Джека, можно заметить, что его жизнь плывет по течению, потому что ему нечего терять. Этот персонаж легко относится ко всему происходящему, и он никогда не влияет на ход событий, а все пускает на самотек. Даже выиграв билет на «Титаник» в карты, Джек не мухлевал, и это действительно была воля судьбы.
В то же время блогер указал, что Роуз – буквально противоположный персонаж Джеку. Она представительница уважаемой семьи из высшего общества. Казалось бы, имеет все – деньги, признание, возможность исполнять собственные капризы. В ее жизни уже все решено, поскольку, исходя из ленты, понятно, что ее семья на грани разорения и единственный способ спастись от этого – брак по расчету.
Ранее OBOZREVATEL писал о том, что на Netflix вышел фильм «Энола Холмс»: интересные факты о детективе.