в чем смысл телефонов blackberry
Взять рынок, а потом его упустить. Грустная история самобытного бренда BlackBerry
В наших краях телефоны BlackBerry всегда воспринимались настоящей диковинкой, но на Западе это был невероятно популярный бренд. Компания захватила 50% американского рынка и 20% мирового, продавая в год по пятьдесят миллионов устройств — в середине нулевых казалось, что канадской компании ничто не угрожает. Но планы канадцев нарушили Apple и Google: они ворвались на рынок смартфонов и начали устанавливать свои порядки. BlackBerry долго сопротивлялась и жива даже сейчас, однако вернуть позиции и величие — задача уже невыполнимая.
Поиски пути
Долгое время у компании было самое скучное название, которое только можно вообразить: Research in Motion, или RIM по-простому. Основал ее Михалис Лазаридис — сын эмигрантов, которые перебрались из Турции в Канаду. Детские увлечения техникой привели Михалиса, который на западный манер стал представляться Майком, в Университет Ватерлоо, где студент изучал электронику и информатику.
К 1984 году Майк, еще будучи студентом выпускного курса, выиграл первый серьезный контракт. Причем не от кого-нибудь, а от самой General Motors. Автомобильный гигант заказал сеть для использования на своих заводах, и 23-летний студент получил контракт примерно на полмиллиона долларов. До вручения диплома в университете оставалось каких-то два месяца, но Майк к тому времени явно не видел смысла в корочке — он забросил учебу.
Полученные деньги от General Motors стали капиталом для открытия Research in Motion. К Майку присоединился друг детства Дуглас Фреджин. Дела с заказом GM пошли неважно: контракт в итоге разорвали и основатели компании не особо понимали, что делать дальше. После нескольких неудачных разработок RIM решила попробовать себя в развитии технологии Mobitex, которая в дальнейшем и прославила будущий бренд BlackBerry.
Саму сеть Mobitex создала шведская компания Televerket, ее запустили в 1986 году. Стандарт отличается высокой степенью защиты и идеально подходит для, например, передачи электронных писем. RIM, как и другие компании, увидела в этом возможность. В Канаде начали готовить инфраструктуру для Mobitex, и производители пейджеров уже разрабатывали устройства для работы на этом стандарте.
Мессенджер-гаджет
Лазаридис решил обогнать всех и в 1996 году выпустил Inter@ctive Pager 900. По большому счету сейчас этот девайс описали бы как «мессенджер в виде гаджета»: если пейджеры работали на прием данных, то Inter@ctive Pager 900 позволял вести полноценное текстовое общение между пользователями. Выглядел он так:
Позднее RIM выпустила более удобное и продуманное устройство — модель 950. Оно хоть и оказалось успешнее преемника, но особым спросом не пользовалось: во второй половине девяностых коммуникация обычно шла или через голос, или через объемные письма, в то время как RIM 950 звонить не умел, а писать развернутые сообщения на крошечном дисплее не очень удобно.
Примерно в то же время RIM задумалась о создании запоминающегося бренда и обратилась к Lexicon Branding. Компания, которая занимается разработкой брендов, сочла кнопки клавиатуры похожими на косточки ежевики — так и появилось название BlackBerry.
RIM разработала почтовый сервис, который через собственный сервер BlackBerry Enterprise Server обрабатывал данные и обеспечивал их защиту. Это определило целевую аудиторию BlackBerry — люди, которые хоть мало-мальски беспокоятся о конфиденциальности информации. То есть бизнесмены, сотрудники оперативных служб, знаменитости. За ними подтянулись и обычные пользователи. Дела RIM наконец-то наладились: в 1999 году компания даже стала публичной и за полученные от продажи акций деньги могла развернуть полномасштабный бизнес.
В начале нового тысячелетия под брендом BlackBerry по-прежнему выходили пейджеры, которые использовали сеть Mobitex. Мобильные телефоны постепенно вытесняли обычные пейджеры, но продукты RIM были все же другого толка, хотя с развитием беспроводного интернета их тоже ждал неминуемый конец. Однако компании в каком-то смысле здорово помогли теракты 11 сентября 2001 года. В тот день Нью-Йорк оказался практически без сотовой связи из-за обилия звонков, но относительно свободная Mobitex отлично работала: пострадавшие могли связаться с родственниками, экстренные службы поддерживали связь по пейджерам. Устройства BlackBerry проявили себя в лучшем виде.
$612,5 млн штрафа и переход к мобильникам
Несмотря на успех пейджеров, RIM понимала: телефоны вытеснят такие устройства. В 2002 году компания выпустила свой первый мобильник — модель BlackBerry 5810. Правда, полноценным телефоном назвать его не получалось: микрофона и динамика у девайса не было. Звонки предлагалось совершать через подключение проводной гарнитуры. RIM по-прежнему делала акцент на текстовой передаче информации, но уже по GPRS. Покупатели оказались не в восторге от модели: при цене в полтысячи долларов устройство не было полноценным телефоном — подключать для каждого звонка гарнитуру просто неудобно.
Все устройства RIM ориентировала на корпоративный сегмент: в те времена корпорации закупали для своих сотрудников коммуникаторы и другие средства связи, а защита сервисов BlackBerry внушала клиентам доверие относительно безопасности рабочей переписки. Но постепенно компания решила полноценно выйти на потребительский рынок. Ее мобильники обрастали цветными экранами, камерами, музыкальными плеерами. При этом RIM сохраняла важную особенность — QWERTY-клавиатуру, что стало отличительной чертой бренда. Дела продолжали идти хорошо вплоть до 2007 года, когда на рынке телефонов появился новый игрок — Apple.
Опять iPhone все испортил
Купертиновцев поначалу не воспринимали всерьез: iPhone был дорогущим ($500 за базовую версию!), отсутствие физической клавиатуры вызывало много вопросов, да и Apple предстояло вступить в бой на новом для себя поле — где господствовали Nokia, Samsung, BlackBerry и другие. Пусть первый iPhone и был весьма компромиссным устройством, но направление для развития смартфонов он задал более чем ясно. Однако другие производители, включая RIM, продолжали стоять на своем.
Лазаридис в интервью открыто ругал iPhone: «Я не мог и не могу писать на нем, и множество моих друзей тоже. Сложно писать по куску стекла». Удивительно, но в том же 2008 году вышла модель BlackBerry Storm с виртуальной клавиатурой. Устройство подвела операционная система, которая делалась по старым принципам и ощутимо уступала iOS. Но хуже всего была даже не ОС — по какой-то немыслимой причине в смартфоне отсутствовал Wi-Fi.
Продажи по-прежнему держались: BlackBerry в нулевые годы быстро стал одним из самых популярных мобильных брендов в США, лояльная аудитория продолжала выбирать именно его. Смартфоны компании глобально разделились на две ветки: одни модели выходили с кнопочными клавиатурами, другие выпускали с сенсорными — в угоду трендам.
Окончательное падение
В 2011 году компания представляет новый продукт — планшет BlackBerry PlayBook. RIM купила разработчика QNX Software ради ее операционки QNX, которая легла в основу ОС планшета. Систему доделывали в жуткой спешке, и она получилась сырой: к релизу планшета не успели даже добавить нативный почтовый клиент, поддерживаемые приложения для Android работали медленно. PlayBook ждала судьба BlackBerry Storm: продажи оказались слабыми и RIM даже отменила разработку второго поколения устройства.
2011—2013 годы становятся самыми неприятными для RIM: она упустила практически весь рынок. Начались массовые сокращения, компанию переименовали в BlackBerry Limited, а Лазаридис ушел с поста исполнительного директора: и совет директоров, и он сам понимали, что упущено слишком много возможностей и нужен свежий взгляд на ситуацию. У руля становится Джон Чен, который предложил вернуться к корпоративному сегменту и сервисам. Последняя попытка ворваться на рынок смартфонов, с которого компанию уже целиком вытеснили, была в 2013 году. Компания представила новую операционную систему BlackBerry 10 и устройства Q5, Q10 и Z10. Ничего путного в очередной раз не вышло, и тогда у Чена осталась только одна идея — попробовать Android.
Так появился слайдер BlackBerry Priv: под сдвижным экраном пряталась все та же QWERTY-клавиатура (с сенсорной поверхностью), от которой BlackBerry так и не смогла отказаться.
Телефон выглядел многообещающе: изогнутый по краям дисплей (как в Samsung Galaxy S6 Edge), 5,4-дюймовый экран, 3 ГБ оперативной памяти, чип Snapdragon 808. Но аппарат оказался довольно медленным в плане производительности, а для флагмана это недопустимо. В то же время обозреватели отмечали, что это лучший смартфон BlackBerry за последние годы.
Сейчас компания практически ушла с рынка смартфонов и сконцентрировалась на программном обеспечении для бизнеса. Устройства продолжают изредка выходить, причем остались модели с физической клавиатурой — видимо, есть люди, которым такой формат нравится. Но BlackBerry как компания уже не занимается разработкой телефонов: смартфоны под этим брендом выпускает китайская TCL. Сейчас BlackBerry — компания исключительно по разработке софта.
BlackBerry — все. За что любили эти кнопочные телефоны
31 августа этого года компания TLC прекратит разработку и продажу смартфонов BlackBerry. Кажется, 20-летния история устройств с той самой легендарной клавиатурой подходит к концу. Мы спросили владельцев редких в России телефонов о том, почему они ими пользовалось, что им нравилось и по чему будут скучать.
Директор отдела культуры журнала Grazia
2014 год — BlackBerry Bold Touch 9900, сейчас — Key2
Я пользуюсь блекберри, потому что люблю ретро, в том числе qwerty-клавиатуру. К тому же эстетика для меня важнее удобства, и вещи я обычно выбираю по принципу «ну, во-первых, это красиво».
Даже когда в 2010-х годах начался бум сенсорных смартфонов, я все равно продолжала пользоваться кнопочными. Сначала это была ужасно смешная раскладушка Alcatel, которую незнакомые люди часто путали с пудреницей. Она была классной, но по функциям out of date, и пришлось искать что‑то другое. Новый смартфон я выбирала исходя из одного критерия — наличие клавиатуры. Так, в 2014 году у меня появился BlackBerry 9900, с которым была любовь длиной в три года. Серьезный срок для человека, без конца теряющего вещи.
Мне нравилось все: дизайн, интерфейс, звонок как из сериала «Карточный домик». Мешала только собственная операционная система, для которой было почти нереально скачать приложения. Но в те времена я встречалась с IT-гуру, и проблема решалась сама собой. В какой‑то момент мне подарили айфон — он был новее и быстрее, поэтому старенький блекберри отправился в коробочку воспоминаний.
Но не так давно, чтобы наладить work-life-баланс, я решила обзавестись вторым телефоном — и думаю, понятно, на какую марку пал мой выбор. Чтобы избежать проблем с приложениями в этот раз, я взяла модель на Android. Интерфейс ожидаемо оказался ужасным, типично андроидовским, да и камера оставляет желать лучшего.
К слову, моя затея использовать один телефон для работы, а второй — для жизни вне офиса — провалилась. Теперь я хожу с двумя одновременно, постоянно смотрю в оба экрана и, кажется, начинаю сходить с ума. Видимо, скоро все-таки придется делать выбор: эстетика или комфорт.
Пиар-специалист
2011 год — BlackBerry Bold Touch 9900
Блекберри появился у меня в качестве корпоративного телефона — нам, сотрудникам, его привезли из Германии. На тот момент у меня был Sony Ericsson, и в сравнении с ним блекберри оказался суперкрутым устройством, на котором мейлы набирались двумя руками, легко и быстро. Поначалу эта маленькая клавиатурка выглядела странной — казалось, что по клавишам невозможно попасть пальцами. Так как мейлы я писала в основном на английском и немецком, раскладка оказалась удобной.
BlackBerry ассоциировался с европейским телефоном. Тогда я работала в немецкой компании, и там многие пользовались этими смартфонами. Видимо, это была распространенная практика — у моей подруги он тоже был в качестве корпоративного.
Однажды я поехала в командировку в Баден-Баден, куда нужно было добираться на поезде. Я не распечатала билеты, потому что они были на почте. Когда в поезде ко мне подошла контролер, я ответила, что билеты у меня в телефоне. Она возмутилась и сказала, что так не пойдет, нужно было печатать. Я подумала: «Как же так? У нас век технологий, у меня — блекберри!» После долгих разговоров контролер просканировала мой билет с телефона со словами: «Ладно, это последний раз, когда я такое позволяю». Все остальные в купе смотрели на меня так, будто я совершила какое‑то преступление.
Музыкальный продюсер, блогер
2008 год — BlackBerry Storm, позже — BlackBerry Torch 9800 и Bold Touch 9900
Первый BlackBerry Storm мне привез старший брат из Америки, тогда в России не было даже айфонов, но была модная коллекция Nokia — странные устройства с цветочками и полосками. На этом фоне блекберри выделялся элегантностью, большим сенсорным экраном, невероятным для того времени дизайном и функционалом и почтой, о которой до этого знали только на КПК (карманный персональный компьютер, что‑то вроде смартфона, только без сотовой связи и приложений. — Прим. ред.).
Потом у меня был BlackBerry Torch 9800 с таким же сенсорным экраном, но еще удобной выдвижной клавиатурой. Их все любили, потому что среди клавиатур конкурентов не было, а большие сенсорные экраны айфонов, где можно было нормально печатать, еще не появились. Клавиатура всех приводила в шок — ведь те, у кого не было блекберри, печатали букву О тремя нажатиями на цифру 6.
Когда вышел четвертый айфон, он стал моим основным телефоном. Но я все равно взял себе BlackBerry Bold 9900, потому что тогда любил их больше.
Я любил BlackBerry до выхода Passport и последних моделей Key. Мне показалось, что они творят странные вещи с клавиатурой и формой телефонов. Да и к айфонам уже все привыкли.
2013 год — BlackBerry Z10
Я не хотел смартфон на Android или iOS, стал искать и наткнулся на BlackBerry Z10. Я знал, что блекберри не слишком адаптирован под российский рынок, но хотелось попробовать. Кроме того, ни у кого его не было, поэтому пользоваться было особенно интересно.
Больше всего нравилась клавиатура, просто божественная, со своими фичами. По ней невозможно промахнуться, она запоминает слова, которые используешь, и понимает, куда их нужно вставить по смыслу. Например, начинаешь набирать «привет», и над буквой Р появляется это слово, чтобы оно напечаталось, нужно свайпнуть по нему вверх. Со временем с помощью свайпов можно было писать целые предложения и по минимуму печатать на клавиатуре.
Из минусов — аккумулятор, который через полгода стал разряжаться к обеду, и отсутствие всех приложений, кроме твиттера. Единственное решение — приложения для Android, которые на блекберри поддерживались плохо. BlackBerry OS обновлялась очень редко, дизайн менялся, а проблемы с оптимизацией оставались.
BlackBerry у меня ассоциировался с Западом, ведь изначально им пользовались белые воротнички. Он выглядел строго и красиво — складывалось ощущение, что это устройство для бизнесменов. В руках был просто идеален: габариты, эргономика, качество сборки, сам дизайн — все, кроме стирающейся эмблемы на задней крышке. Когда я отвечал на вопрос, какой у меня телефон, люди говорили: «Вау, покажи!»
Действительно классный телефон. Если бы за него взялись всерьез, он и сегодня мог бы соперничать со смартфонами Apple, Samsung и Google.
Я следил за новостями о BlackBerry, и когда сменился президент компании, я подумал, что скоро будет что‑то классное. Но они начали выпускать смартфоны на андроиде вместо того, чтобы развивать свою операционную систему. Поэтому BlackBerry и канул в Лету.
Так и не купил себе блекберри, но опубликовал в «ВКонтакте» трогательную историю
Когда поступал в университет в 2012 году, мне хотелось быть клевым и необычным, и я подумал, что хорошим способом себя показать будет блекберри: редкая, но известная фирма, легендарная физическая клавиатура.
Но тогда я не умел распоряжаться деньгами. Не могу даже предположить, куда дел те 14 тысяч: заработок на стройке летом перед 11 классом, деньги за год в типографии и пособие, которое стал получать в университете.
А смартфоностроение и разработка приложений шли гигантскими шагами. Смешно представить, что еще iPhone 4 имел от 8 гигабайт памяти, а смартфоны на андроиде — все хрестоматийные недостатки: батарею, разряжающуюся за полдня, тормоза при пролистывании меню и вылеты приложений на ровном месте. Но даже на их фоне блекберри с каждым месяцем становились не старомодными, а скорее отсталыми.
Одним глазком я все же следил за BlackBerry. Они выпустили конских размеров Priv — я смутился. Потом вернулись к более классическому варианту корпуса и выкатили Passport — я обрадовался, подумал даже, что куплю когда‑нибудь. А теперь узнаю с экрана старенького айфона, что BlackBerry — все.
И вспомнился тот 18-летний мальчуган в узких джинсах, рубашке с закатанными рукавами и в галстуке, который хотел быть клевым и необычным. Теперь я ношу не рубашки и галстуки, а большие удобные свитшоты. Зимой обуваю не скейтерские кеды, а ботинки. И тот мальчуган — все, и BlackBerry — все. Немного грустно.
Как умерли смартфоны BlackBerry
Александр Щербаков
Феномен телефонов BlackBerry и компании Research In Motion (RIM) прошел мимо большинства россиян. Долгое время они официально не продавались у нас, а первые модели оказались слишком дорогими для массового потребителя.
И россиянам уже не суждено познакомиться с BlackBerry, потому что от оригинальной компании мало что осталось. Я попытаюсь восстановить цепочку событий, которая привела к разрушению этого бренда.
Как все началось
В 2000-е годы телефоны BlackBerry были атрибутом делового человека, так называемый бизнес-класс. И такой статус они получили не просто так — в них был набор уникальных сервисов и приложений, которые помогали вести дела, работать с электронной почтой и документами.
Несмотря на статус и цену, телефоны BlackBerry продавались хорошо для своего сегмента. Конечно, ей было далеко до Nokia, лидера рынка кнопочных телефонов, но в лучше моменты она обходила многих других производителей. Например, в 2006 году BlackBerry занимала 8,3% доли мобильного рынка — больше, чем у Motorola и Sony Ericsson.
Все проблемы для BlackBerry начались во время переходного этапа для мобильной индустрии, который наступил в конце 2000-х годов. Вместо кнопочных телефонов рынок начали заполонять сенсорные смартфоны без привычных клавиш. В это время RIM решила пойти по своему пути — сохранить фирменную QWERTY-клавиатуру.
Первый iPhone появился в 2007 году, а Android-смартфоны начали массово выходить чуть позже — среди них тоже были модели с физическими клавишами, но их не так много. Параллельно с этим BlackBerry продолжала выпускать классические модели с QWERTY-клавиатурой на протяжении пяти лет.
Инерции от запаса доверия и любви к бренду хватило на три года. В 2010 году заработала долю 16% от всех смартфонов. К этому моменту Apple уже закрепилась как производитель смартфонов, а на Android перешли все крупные производители кнопочных телефонов (кроме, конечно, Nokia). В следующие годы доля BlackBerry только стремительно падала.
Когда весь мобильный рынок поделился на iOS и Android, BlackBerry решила и дальше продвигать собственную операционную систему. Компания попыталась найти компромисс между современными веяниями и удовлетворением приверженцев бренда. Так в 2013 году появилась полностью новая линейка смартфонов — это BlackBerry Z10 только с сенсорным экраном и Q10 с небольшим сенсорным экраном и QWERTY-клавиатурой.
BlackBerry Q10 и Z10
Дела у компании уже были не очень — войну с iOS и Android она проиграла, а доля рынка упала до незначительного уровня. Поэтому у новых смартфонов Z10 и Q10 просто не было шансов на хорошие продажи. Даже с учетом того, что в них добавили поддержку Android-приложений.
Позже в 2014 году появился BlackBerry Passport с большим квадратным экраном и небольшой физической клавиатурой под ним. Многим смартфон понравился, его до сих пор вспоминают как пример удачного устройства бизнес-класса. Но большие продажи ему тоже не светили: компания уже растеряла долю рынка, операционная система BlackBerry OS уступала по популярности Android, а цена была выше среднерыночной.
BlackBerry Priv
Когда эксперимент с «паспортом» не сработал, компания пошла на отчаянные меры. В 2015 году появился BlackBerry Priv, первый Android-смартфон этого бренда. Внешне он выглядит как обычный смартфон, но корпус имеет конструкцию слайдера — снизу выдвигается та самая QWERTY-клавиатура.
С BlackBerry Priv случилась та же самая история — бренд уже растерял привлекательность, а цена слишком высокая. Продажи оказались мизерными.
К тому моменту BlackBerry уже значительно сократила раздел разработки и исследований, поэтому проектировать новые модели самостоятельно было слишком сложно и дорого. Учитывая эти сложности, компания опять сменила стратегию — в 2015 году появился BlackBerry DTEK50, который стал переименованным смартфоном Alcatel IDOL 4 от китайской компании TCL. Для BlackBerry немного изменили дизайн и софт, но при этом цена выросла почти в полтора раза.
Эксперимент с выпуском китайского смартфона под брендом BlackBerry тоже не удался.
Закрытие и «возращение» на рынок
В 2016 году BlackBerry объявила о закрытии смартфонного бизнеса. Компания решила сосредоточиться на разработке софта, а свой бренд начала продавать под лицензию. Первым покупателем стала та же TCL.
TCL под брендом BlackBerry выпустила три смартфона — KeyOne, Motion и Key2, последний из них вышел в 2018 году. Эти модели оказались спорными из-за слишком высокой цены для своих характеристик, хотя во многом они унаследовали черты телефонов «настоящей» BlackBerry. Еще несколько смартфонов под этим брендом выпустила малоизвестная индийская компания Optiemus Infracom, но в других странах они не продавались.
Кажется, что на этом история BlackBerry закончилась — компания еще не обанкротилась, а весь капитал давно растерян. Но в середине 2020 года появилась новость, что права на бренд BlackBerry купила другая малоизвестная компания OnwardMobility, которая вместе с «дочкой» Foxconn Fin Mobile выпустит новый смартфон уже в первой половине 2021 года. Правда, с тех пор новостей о нем пока не было.
Ждем очередного возвращения BlackBerry.
Заключение
Время показало, что ставка BlackBerry не сыграла — людям удобнее, когда клавиатура появляется на экране при необходимости, а не занимает место постоянно. У фирменной QWERTY-клавиатуры BlackBerry до сих пор есть фанаты, но их оказалось недостаточно, чтобы компания смогла выжить на новом мобильном рынке.
Не факт, что если бы BlackBerry перешла на Android еще в конце 2000-х или начале 2010-х годов, то все бы сложилось иначе. Есть примеры LG, HTC и многих других компаний, которые не выдержали конкуренции с другими производителями Android-смартфонов.
В чем смысл телефонов blackberry
BlackBerry — компания производящая линейку смартфонов, планшетов, а также программного обеспечения для различных отраслей, таких как машиностроение, судостроение и авиастроение. Компания Канадская, устройства собираются в Венгрии, Мексики, Индии и Китае.
BlackBerry один из самых известных производителей смартфонов в мире, которые специализируется на обеспечении безопасности и производительности мобильных устройств. Самый громкий успех компании был в 2013 году, когда в мире насчитывалось более 85 миллионов пользователей. Однако, BlackBerry с тех пор лишилась своего доминирующего положения на рынке благодаря успеху платформ Android и iOS.
В 2013 году BlackBerry представила BlackBerry 10 — крупную модернизацию платформы на базе операционной системы QNX. BlackBerry 10 призван заменить старую платформу BlackBerry OS, которую полюбили огромное количество пользователей. Первым устройством, работающим на BB10, был BlackBerry Z10, за которым последовали другие модели с сенсорным экраном и клавиатурой; включая BlackBerry Q10, BlackBerry Classic, BlackBerry Passport и BlackBerry Leap.
В 2015 году BlackBerry вновь сконцентрировала свою бизнес-стратегию и начала выпуск смартфонов на базе Android, начиная с слайдера BlackBerry Priv, а затем с BlackBerry DTEK50.
Инновации BlackBerry изменили мир, и не один раз. Мы изобрели безопасную связь, более 30 лет назад. Сегодня мы сосредотачиваем все свои силы на создание продуктов «BlackBerry Secure» для быстро развивающих компаний и правительственных нужд, поскольку объемы вырастают экспоненциально. В этом году мы вошли в топ 7% по всему миру от всех фирм по кибербезопасности.
Что есть в смартфонах BlackBerry, чего нет у ее конкурентов, и почему многие влиятельные люди и компаний выбирают именно этот бренд?
Несомненно, обладатели смартфонов BlackBerry — это уникальные пользователи, фанаты продукции, которую выпускает компания, не только из-за своего уникального дизайна, которого, кстати, сейчас на рынке практически не найти, но и благодаря всех сервисов и утилит, с помощью которых, повседневные задачи, решаются в несколько касаний.
В конце, предлагаем взглянуть на обзоры последних моделей.
10 причин купить BlackBerry KEYone