в чем смысл тартюфа
«Тартюф, или Обманщик» (Мольер)
Цитата: «Для разных случаев, встречающихся в мире, / Наука есть о том, как совесть делать шире» (пер. М. Л. Лозинского).
Язык оригинала: французский.
Основные переводы: М. Л. Лозинского, М. А. Донского.
Проблематика: обличение обмана (Тартюф) и глупости (Оргон и госпожа Пернель).
Смысл названия: комедия названа по имени главного героя, и это имя уже давно стало нарицательным.
Литературное направление: классицизм с элементами реализма. Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: в интерпретации Мольера комедии уже нельзя было назвать «низким» жанром — хотя бы в силу важной нравственной проблематики. Таким образом, Мольер стал родоначальником жанра «высокой» комедии.
Время и место действия: Мольер соблюдает классицистическое правило «трёх единств»: действие происходит в течение одного дня в доме Оргона, рассматривается один сюжет (ситуация с Тартюфом).
Действующие лица
Краткое содержание
Госпожа Пернель ругает всю свою семью. Как они могут быть против самого Тартюфа! Члены семьи и прислуга действительно считают Тартюфа лицемером. Горничная Дорина даже заподозрила, что Тартюф имеет виды на супругу Оргона Эльмиру.
Оргон возвращается домой, и первое, что его интересует, — Тартюф. Выясняется, что именно Оргон и привёл в дом этого человека, восхищаясь его мнимым благочестием. То, что не связано с Тартюфом, Оргона не интересует. Дочь хочет поторопить своё супружество, но у Оргона другие планы. Он предлагает Мариане выйти за Тартюфа.
Мариана в ужасе. Она просит помощи у своей дерзкой служанки и обещает покончить с собой, чтобы не выходить замуж за нелюбимого. Валер (жених Марианы) настаивает, что они должны как можно скорее пожениться.
Сын Оргона Дамис давно мечтает раскрыть отцу глаза на Тартюфа. Дорина просит юношу не торопиться: горничная надеется, что всё устроит Эльмира.
Тартюф приходит, делает вид, что оскорблён декольте Дорины (требует, чтобы девушка прикрыла грудь платком). Приходит Эльмира, Тартюф остаётся с женщиной наедине. Эльмира спрашивает, хочет ли Тартюф жениться на Мариане. Святоша навязчиво заигрывает с Эльмирой и говорит, что хочет другого — добиться её любви. Эльмира отказывает Тартюфу и говорит, что не пожалуется мужу только в одном случае — если Тартюф посодействует свадьбе
Марианы и Валера. Входит Дамиас: он всё слышал. Дамиас хочет рассказать отцу о поведении Тартюфа.
Оргон не верит Дамиасу и вызывает Тартюфа. Лицемер ругает и унижает себя, и Оргон убеждается в невиновности святоши. Отец семейства выгоняет сына и лишает его наследства, а Тартюфу обещает дарственную на всё своё имущество.
Мариана и Эльмира всё ещё надеются убедить Оргона в том, что Тартюф — обманщик. Эльмира идёт на хитрость: просит мужа спрятаться под столом и зовёт Тартюфа. Увидев, как недвусмысленно пристаёт к его жене Тартюф, Оргон велит святоше убираться вон. Но Тартюф возражает: уходить ему незачем, ведь этот дом принадлежит ему.
Оргон с ужасом вспоминает, что отдал Тартюфу на хранение ларец с документами его друга Аргаса, бежавшего из страны. Мать Оргона по-прежнему не верит, что Тартюф обманщик.
Появляется пристав, который велит семье Оргона освободить дом, принадлежащий Тартюфу. Тут является и сам Тартюф с военным: лицемер выдал тайну Оргона. Однако арестовывают не Оргона, а Тартюфа: офицер поясняет, что король разобрался во всём происшедшем, Оргона прощает, а Тартюфа хочет наказать.
Оргон благодарит справедливого монарха и настаивает на немедленном венчании Марианы и Валера.
Экранизации
«Тартюф» (Франция, 1984, режиссёр Жерар Депардье); «Тартюф» (Россия, 1992, в роли Тартюфа — Михаил Боярский).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто в доме Оргона — на стороне Тартюфа?
Ответ. Сам Оргон и его мать, госпожа Пернель.
Ответ. Тартюф — лицемер, который прикидывается святошей, чтобы втереться в довери к Оргону и нажиться за его счёт. Оргон поначалу полностью доверяет Тартюфу. Лишь благодаря хитрости, на которую идёт Эльмира, жена Оргона, истинный облик Тартюфа становится очевиден его благодетелю.
Билеты (вариант 3)
16. Тартюф.
Комизм «высокой комедии» — комизм интеллектуальный, комизм характера. У Мольера такой комизм мы находим в пьесах «Дон Жуан», «Мизантроп», «Тартюф».
«Тартюф, или Обманщик» стала первой комедией Мольера, где он подверг критике пороки духовенства и дворянства. Пьеса должна была быть показана во время придворного праздника «Увеселения очарованного острова» в мае 1664 года в Версале. В первой редакции комедии Тартюф был духовным лицом. У богатого парижского буржуа Оргона, в дом которого проникает этот проходимец, разыгрывающий из себя святого, еще нет дочери — священник Тартюф не мог жениться на ней. Тартюф ловко выходит из трудного положения, несмотря на обвинения сына Оргона, заставшего его в момент ухаживания за мачехой Эльмирой. Торжество Тартюфа недвусмысленно свидетельствовало об опасности лицемерия. Однако пьеса расстроила праздник, а против Мольера возник настоящий заговор: его обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это кары. Представления пьесы прекратили.
В 1667 году Мольер сделал попытку поставить пьесу в новой редакции. Во второй редакции Мольер расширил пьесу, дописал еще два акта к имеющимся трем, где изобразил связи лицемера Тартюфа с двором, судом и полицией. Тартюф был назван Панюльфом и превратился в светского человека, намеренного обвенчаться с дочерью Оргона Марианной. Комедия, носившая название «Обманщик», кончалась разоблачением Панюльфа и прославлением короля. В последней, дошедшей до нас, редакции (1669) лицемер снова был назван Тартюфом, а вся пьеса — «Тартюф, или Обманщик».
«Тартюфе» Мольер обратился к наиболее распространенному в те времена виду лицемерия — религиозному — и писал ее основываясь на своих наблюдениях за деятельностью религиозного «Общества святых даров», деятельность которого была окружена великой таинственностью. Действуя под девизом «Пресекай всякое зло, содействуй каждому добру», члены этого общества главной своей задачей видели борьбу с вольнодумством и безбожием. Члены общества проповедовали суровость и аскетизм в нравах, отрицательно относились ко всякого рода светским развлечениям и театру, преследовали увлечение модами. Мольер наблюдал, как члены общества вкрадчиво и умело втираются в чужие семьи, как они подчиняют себе людей, полностью завладевая их совестью и их волей. Это и подсказало сюжет пьесы, характер же Тартюфа сложился из типичных черт, присущих членам «Общества святых даров».
В рамках правдоподобного движения сюжета комедии Мольер дает две уравновешивающих друг друга комедийных гиперболы — гиперболическую страсть Оргона к Тартюфу и столь же гиперболическое лицемерие Тартюфа. Создавая этот характер, Мольер выдвинул главную свойственную данной личности черту и, гиперболизируя ее, представил как из ряда вон выходящую. Этой чертой является лицемерие.
Образ Тартюфа — не воплощение лицемерия как общечеловеческого порока, это социально-обобщенный тип. Недаром он в комедии совсем не одинок: лицемерны и его слуга Лоран, и судебный пристав Лояль, и старуха-мать Оргона госпожа Пернель. Все они прикрывают свои неприглядные поступки благочестивыми речами и неусыпно следят за поведением других. Например, госпожа Пернель, мать Оргона, уже в первом явлении первого действия дает хлесткие характеристики почти всем окружающим: Дорине она говорит, что «на свете нет служанки, крикливее, чем вы, и худшей грубиянки», своему внуку Дамису — «Мой любезный внук, вы попросту дурак. последний сорванец», «достается» и Эльмире: «Вы расточительны. Нельзя смотреть без гнева, когда вы рядитесь, как будто королева. Чтобы понравиться супругу своему, такие пышные уборы ни к чему.»
Характерный облик Тартюфа создают его мнимая святость и смирение: «Он в церкви каждый день молился близ меня, в порыве набожном колени преклоня. Он привлекал всеобщее вниманье». Тартюф не лишен внешней привлекательности, у него обходительные, вкрадчивые манеры, за которыми скрываются расчетливость, энергия, честолюбивая жажда властвовать, способность мстить. Он хорошо устроился в доме Оргона, где хозяин не только удовлетворяет его малейшие прихоти, но и готов отдать ему в жены свою дочь Марианну — богатую наследницу. Тартюф добивается успеха потому, что он тонкий психолог: играя на страхе доверчивого Оргона, он вынуждает последнего открывать ему любые секреты. Свои коварные замыслы Тартюф прикрывает религиозными доводами:
Не скажет ни один свидетель справедливый,
Меня мирских богатств не соблазняет вид,
Их блеск обманчивый меня не ослепит.
. ведь имущество пропасть могло бы зря,
Достаться грешникам, которые способны
Не обратив его, как сделаю я сам,
На благо ближнего, в угоду небесам (IV,1)
Он прекрасно осознает свою силу, поэтому и не сдерживает свои порочные влечения. Марианну он не любит, она для него лишь выгодная невеста, его увлекла красавица Эльмира, которую Тартюф пытается соблазнить:
оплотов абсолютистского государства — первого сословия Франции — клерикалов. Однако образ Тартюфа обладает неизмеримо большей емкостью. На словах Тартюф ригорист, без всякого снисхождения отвергающий все чувственное и материальное. Но сам он не чужд чувственных поползновений, которые ему приходится прятать от посторонних глаз.
В последнем действии Тартюф выступает уже не как религиозный, а как политический лицемер: он декларирует отказ от материальных благ и личных привязанностей во имя интересов абсолютистского государства:
Но мой первейший долг есть польза короля,
И я б ему обрек, нимало не скорбя,
Друзей, жену, родных и самого себя (V, 7)
Но Мольер не только разоблачает лицемерие. В «Тартюфе» он ставит важный вопрос: почему Оргон позволил себя так обмануть? Этот уже немолодой человек, явно неглупый, с крутым нравом и твердой волей, поддался распространенной моде на благочестие. «Тартюф» имеет нечто сходное с фарсовой коллизией и ставит в центр фигуру отца семейства. Мольер делает недалекого, примитивного и одаренного буржуа той эпохи центральным персонажем. Буржуа эпохи цехового ремесленного производства — архаический буржуа. Он представитель третьего податного сословия абсолютной монархии и вырос еще на почве старых патриархальных отношений. Эти патриархальные и ограниченные буржуа только вступили на путь цивилизации. Они смотрят на мир наивно и воспринимают его непосредственно. Именно такого буржуа и изображает Мольер.
Персонаж Мольера смешон своей причудой, но в остальном он достаточно трезв и ничем не отличается от обыкновенного человека. Оргон доверчив и потому дает себя водить за нос всяким шарлатанам. Характер причуды героя комедии неотделим от того, что этот персонаж — французский буржуа, эгоистический, себялюбивый, упрямый, что он глава семьи. Его причуда односторонняя, но он настаивает на ней и упорствует. В развитии действия комедий Мольера видное место занимают сцены, когда Оргона отговаривают от его нелепого намерения, пытаются разубедить. Однако он смело и упорно следует своей страсти. Страсть здесь сконцентрирована и одностороння, в ней нет фантастической причудливости, она элементарна, последовательна и вытекает из эгоистического характера буржуа. Герой Мольера относится к своей причуде всерьез, как бы ни была невероятна эта причуда.
Оргон уверовал в набожность и «святость» Тартюфа и видит в нем своего духовного наставника, «а у Тартюфа все по части неба гладко, и это всякого полезнее достатка» (II,2). Однако он становится пешкой в руках Тартюфа, который беззастенчиво заявляет, что «он будет все как есть по нашей мерке мерить: я приучил его своим глазам не верить» (IV,5). Причина этого — косность сознания Оргона, воспитанного в подчинении авторитетам. Эта косность не дает ему возможности критически осмыслить явления жизни и оценить окружающих его людей.
Добродетельного буржуа Оргона, имеющего даже заслуги перед отечеством пленил в Тартюфе суровый религиозный энтузиазм, и он с огромным увлечением отдался этому возвышенному чувству. Уверовав в слова Тартюфа, Оргон сразу почувствовал себя избранным существом и стал вслед за своим духовным наставником считать земной мир «кучею навозной». Тартюф в глазах Оргона — «святой», «праведник» (III,6). Образ Тартюфа до того ослепил Оргона, что он уже больше ничего не видел, кроме своего обожаемого учителя. Недаром возвратясь домой он интересуется у Дорины только состоянием Тартюфа. Дорина рассказывает ему о плохом самочувствии Эльмиры, а Оргон четырежды задает один и тот же вопрос: «Ну, а Тартюф?» Глава семьи буржуа Оргон «свихнулся» — в этом заключается комедийное «наоборот». Оргон слеп, он принял лицемерие Тартюфа за святость. Он не видит маски на лице Тартюфа. В этом заблуждении Оргона заключается комизм пьесы. Но сам он относится к своей страсти абсолютно серьезно. Оргон восторгается Тартюфом, боготворит его. Его пристрастие к Тартюфу настолько противоречит здравому смыслу, что даже ревность своего кумира к Эльмире он истолковывает как проявление горячей любви Тартюфа к нему, Оргону.
— становится равнодушным к семье и детям (передавая Тартюфу шкатулку, он прямо говорит, что «правдивый, честный друг, мной избранный в зятья, мне ближе, чем жена, и сын, и вся семья»), начинает прибегать к постоянным ссылкам на небеса. Он выгоняет из дома сына («Скатертью дорога! Отныне ты лишен наследства, и притом ты проклят, висельник, твоим родным отцом!»), причиняет страдания дочери, ставит в двусмысленное положение жену. Но Оргон приносит не только страдания другим. Оргон живет в жестоком мире, в котором его счастье зависит от его материального положения и его отношений с законом. Причуда, которая побуждает его передать свое состояние Тартюфу и доверить ему шкатулку с документами, ставит его на грань нищеты и угрожает ему тюрьмой.
Поэтому освобождение Оргона не приносит ему радости: он не может над ним смеяться вместе со зрителем, ибо он разорен и находится в руках Тартюфа. Положение его почти трагическое.
Мольер чрезвычайно тонко обосновывает гиперболический характер страсти Оргона. Она вызывает всеобщее удивление, вызывает и насмешки Дорины. С другой стороны, в комедии имеется персонаж, страсть которого к Тартюфу приобрела еще более утрированный характер. Это госпожа Пернель. Сцена, когда госпожа Пернель пытается опровергнуть волокитство Тартюфа, свидетелем которого был сам Оргон, — не только забавная пародия на поведение Оргона, но и способ придать его заблуждению еще более естественный характер. Оказывается, что заблуждение Оргона еще не предел. Если Оргон в конце пьесы все же обретает здравый взгляд на мир после разоблачения Тартюфа, то его мать, старуха Пернель, глупо благочестивая сторонница косных патриархальных взглядов, так и не увидела подлинного лица Тартюфа.
Молодое поколение, представленное в комедии, которое сразу разглядело подлинное лицо Тартюфа, объединяет служанка Дорина, давно и преданно служащая в доме Оргона и пользующаяся здесь любовью и уважением. Ее мудрость, здравый смысл и проницательность помогают найти самые подходящие средства для борьбы с хитрым проходимцем. Она смело нападает и на самого святошу, и на всех потакающих ему. Не умея подыскивать выражения и учитывать обстоятельства, Дорина говорит свободно и резко, и в этой непосредственности проявляется разумная природа народных суждений. Чего стоит одна только ее ироническая речь, обращенная к Марианне.
Она же первая угадывает намерения Тартюфа по отношению к Эльмире: «Над мыслями ханжи она кой в чем властна: он кротко слушает, что ни скажи она, и даже, может быть, влюблен в нее безгрешно» (III,1).
И это объединение как бы символизирует союз здравого смысла с просвещенным разумом, выступающим совместно против лицемерия. Но ни Дорине, ни Клеанту не удается окончательно разоблачить Тартюфа — слишком хитры приемы его мошенничества и слишком широк круг его влияния. Разоблачает Тартюфа сам король. Этим благополучным финалом Мольер как бы призывал короля покарать лицемеров и обнадеживал себя и других тем, что справедливость все же восторжествует над царящей в мире ложью. Это внешнее вмешательство не связано с ходом пьесы, оно совершенно неожиданно, но вместе с тем вызвано отнюдь не цензурными соображениями. Здесь отразилось мнение Мольера по поводу справедливого короля, который «враг всякого обмана». Вмешательство короля освобождает Оргона от власти лицемера, дает комедийное разрешение конфликта и помогает пьесе остаться комедией.
Важная тема, связанная с образом Тартюфа, — противоречие внешности и сущности, лица и наброшенной на себя личины. Противоречие лица и маски – центральная проблема в литературе 17 в. «Театральная метафора» (жизнь-театр) проходит через всю литературу. Маска спадает только перед лицом смерти. Люди, живущие в обществе, стараются казаться не теми, кто они есть на самом деле. Вообще это проблема общечеловеческая, но есть у нее и социальный подтекст – законы общества не совпадают со стремлениями человеческой природы (об этом писал Ларошфуко). Мольер осмысливает эту проблему как социальную (лицемерие он считает самым опасным пороком). Оргон верит внешности, принимает маску, личину Тартюфа за лицо. В течение всей комедии происходит срывание маски и лица Тартюфа. Тартюф постоянно прикрывает свои нечистые земные стремления идеальными мотивами, прикрывает благообразной внешностью свои тайные грешки. Герой-эксценртик распадается на 2 персонажа: Т. – лицемер, О. – доверчивый. Они зависят друг от друга в прямой пропорции: чем больше врет один, тем больше верит другой. 2 мысленных образа Т.: один в сознании О., другой – в сознании остальных.
Развитие действия внутренне подчиненно умножению контрастов, т. к. разоблачение происходит через несоответствие видимости и сущности.
Наивысшая точка торжества Т. – начало 4-го действия, разговор Клеана с Т. Отсюда – вниз.
Шкатулка с письмами – компромат. Техника постепенного развития мотива (из действия к действию).
Последний контраст лица и маски: доносчик/верный подданный. Мотив тюрьмы: тюрьма – последнее слово Т.
сказать, что образы любовников у Мольера — своеобразная дань традиции. Влюбленный в комедии Мольера, безразлично, выходец он из дворянской или буржуазной семьи, порядочный человек, вежливый, воспитанный и учтивый, пылкий в любви.
Однако в комедиях Мольера есть моменты, когда образы влюбленных приобретают жизненность и реалистическую конкретность. Это происходит во время ссор, сцен подозрений и ревности. В «Тартюфе» Мольер снисходительно относится к любви молодых людей, понимает естественность и законность их страсти. Но влюбленные чересчур предаются своим страстям и потому оказываются смешными. Пылкость, внезапные подозрения, неосторожность и неосмотрительность влюбленных переводят их в комическую сферу, то есть в ту сферу, где Мольер чувствует себя хозяином.
«Тартюфе» в роли такого мудреца в какой-то степени выступает Клеант. Мольер в его лице защищает точку зрения сообразности, здравого смысла и золотой середины:
Как? Суетная мысль о мнении народном
Нет, будем делать то, что небо нам велит,
И совесть нам всегда подаст надежный щит.
«Тартюфе» — это еще второстепенная и аккомпанирующая, не определяющая развития действия и хода пьесы фигура. Оргон убедился в лицемерии Тартюфа не под влиянием уговоров Клеанта, но проделки, раскрывшей ему подлинный облик лицемера. Воплощающий положительную мораль Мольера, мудрец пока бледная и условная фигура.
«Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера
Созданная в 60-е годы XVII века комедия «Тартюф, или Обманщик» стала одной из самых известных пьес французского драматурга. В ней Мольер подвёрг беспощадной критике наиболее отвратительные человеческие пороки: лицемерие, жажду наживы, подлость, глупость, сладострастие, эгоизм, робость.
Каждый из героев комедии является носителем одной, доминирующей черты характера. В этом разделении персонажей на положительных и отрицательных обнаруживают себя главные черты классицизма – литературного направления, не предполагающего психологического развития характеров. Центральный герой – Тартюф – предстаёт перед читателем существом, лишённым каких бы то ни было человеческих достоинств. Мнимый святоша является вместилищем целого сонма пороков: он пылает страстью к жене своего благодетеля, он не гнушается ограбить того, кто дал ему стол и кров, наконец, он не боится ни земной власти, ни небесного суда, греша и перед людьми, и перед Богом. Жизненный девиз Тартюфа: «Греши тихо, и всё сойдёт тебе с рук!». Гнусному обманщику в комедии противопоставлена горничная Марианы, Дорина – девушка умная и бойкая на язык. Ей одной на протяжении всех пяти действий удаётся хотя бы на словах противостоять Тартюфу. Остальные персонажи не могут справиться с ним целой семьёй: глава знатного семейства Оргон – слишком легковерен и глуп, чтобы разглядеть чужую подлость; его сын Дамис – не в меру порывист и горяч; его дочь Мариана – напротив, робка и стыдлива; его жена Эльмира предпочитает занимать отстранённую жизненную позицию и не волноваться из-за таких пустяков, как чужая любовь и подлость. Брат Эльмиры, Клеант, как и большинство дворян, честен и умён, но лишён внутреннего дара убеждения. Жених Марианы Валер, как человек благородный, даже и не помышляет о том, чтобы вывести Тартюфа на чистую воду, ведь он тем самым вмешается в дела чужой семьи. Каждый из героев комедии до самого конца ведёт себе так, словно не смеет поверить в невероятное лицемерие мнимого святого и непроходимую глупость его покровителя Оргона. Когда в финале семья оказывается на грани разорения и ареста, только вмешательство короля разрубает сеть злостных интриг Тартюфа. В этой развязке Мольер обнаруживает себя как истинный классицист: он наделяет монарха целым рядом достоинств – правдолюбием, прозорливостью, обострённым чувством справедливости, любовью к добру. В каком-то смысле король становится в комедии Мольера Богом, именем которого прикрывается Тартюф, чтобы добиться желаемого богатства и женщины.
К числу классицистических черт в «Тартюфе» относится и принцип трёх единств – времени, места и действия. Художественное время комедии не превышает суток. Художественное пространство ограничено домом Оргона, куда при необходимости приходят все остальные персонажи – г-жа Пернель, Валер, судебный пристав – г-н Лояль, посланный королём офицер. Сюжет «Тартюфа» развивается на «едином дыхании»: события сменяют друг друга настолько естественно, насколько это вообще возможно. При этом композиция произведения отличается особой оригинальностью: в первом действии зритель знакомится с проблемой под названием «Тартюф» со слов семьи Оргона, во втором становится свидетелем того, насколько пагубным является влияние мнимого святого на жизнь знатного семейства, в третьем – наконец-то, появляется сам Тартюф и обнаруживает свою истинную суть перед Дамисом, в четвёртом – Оргон убеждается в подлости Тартюфа, в пятом наступает долгожданная развязка, начинающаяся с трагедии и заканчивающаяся стандартным для классицизма финалом – торжеством добра над злом.
Собственно комедией «Тартюф, или Обманщик» является в первых четырёх действиях. Пятое действие больше похоже на трагедию. В нём нет ничего смешного, и даже постоянно звучащий, издевательский голос Дорины слышен в пятом действии не так отчётливо. Горничная Марианы является в комедии настоящим рупором разума, не боящимся говорить правду в лицо всем, кто в этом нуждается. Большинство комедийных ситуаций в «Тартюфе» связано с художественным образом Дорины и её едкими комментариями, обнажающими истинную суть происходящего.
Особое место в «Тартюфе» занимают антиклерикальные идеи. Под личиной главного злодея комедии скрывается хорошо знакомый многим (и современникам Мольера, и людям XXI века) образ хитрого и жадного до жизненных удовольствий монаха, который лишь прикрывается верой для совершения своих подлостей. Первоначально Тартюф и был священником, но под воздействием недовольных религиозников Мольер изменил его образ на мирской, сделав героя просто «благочестивым человеком». По меткому замечанию Дорины, Тартюф – не один такой лживый общественный персонаж: знакомая г-жи Пернель, некая старушка Оранта, не грешит просто потому, что уже вышла из того возраста, когда могла бы это делать. Шурин Оргона, Клеант, ведёт себя в комедии как истинный верующий: он периодически пытается оперировать основными христианскими положениями, позволяющими ему обличать лицемерие Тартюфа и глупость Оргона. Вот только последний слишком ослеплён мнимой святостью своего кумира, а первый – слишком хитёр, чтобы попасться на удочку честного человека.
Сочинение Анализ рассказа Мольера Тартюф, или Обманщик
Мольер – псевдоним, под которым творил французский драматург Жан Батист Поклен. Всего им было написано 29 произведений. Пьесы пользовались большим успехом.
Написанная в 1664 году комедия «Тартюф, или Обманщик» одна из самых скандальных пьес Мольера. Хотя комедией в современном понимании этого слова, ее можно назвать лишь условно. В происходящих в ней событиях нет ничего смешного. А пятое действие так и вовсе с оттенком трагедии. Даже острый язычок Дорины – горничной Марианны – практически не слышен.
В комедии явственно явно прослеживаются черты классицизма.
Действие ограничено пространством дома господина Оргона, а события по времени не превышают и суток. События развиваются стремительно и динамично. Это принцип «триединства», он является яркой характеристикой классицизма.
В первом действии из разговора домочадцев Оргона читатель узнает о бедствии с говорящим именем Тартюф, что в переводе означает мошенник, обманщик.
Во втором — во всей красе раскрывается картина пагубного воздействия лживого святоши на жизнь семьи, а в третьем на сцену выходит и сам главный герой Тартюф – хитрый лжец и притворщик, надевший на себя маску добродетели и святости. Именно в этой части он раскрывает перед Дамисом – сыном Оргона — свой истинный облик. Он раскрывает свои чувства к Эльмире – мачехе Дамиса: «Не ангел я. А против чар таких Простому смертному под силу ли бороться?».
Четвертое действие – кульминация произведения. Здесь Оргону открывают глаза на его любимца. Пятое действие развязка. Начинается она с трагедии — Тартюф пытается выгнать семейство из дома и доносит властям о том, что Оргон хранит у себя документы мятежников, и завершается счастливой развязкой – мудрый и справедливый король вмешивается в происходящее. В итоге зло наказано, добро торжествует.
Каждый персонаж у Мольера воплощает одну, яркую черту характера. И это еще один признак классицизма.
Тартюф – воплощение порока и лицемерия. Он не гнушается ни страсти к жене своего благодетеля, ни обмана; «…Его ль боятся нам? Да он настолько простодушен, Что проведем отлично мы его!….». Ханжа и сластолюбец грабит того, кто был щедр к нему. Ни один из домочадцев не может противостоять ему. Лишь горничная Марианны, умная и смелая, острая на язык женщина, не боится откровенно противостоять ему.
Оргон глуп и ведом. Он с легкостью бросается из крайности в крайность, не раздумывая идет на поводу у чувств и эмоций. Его дети Марианна и Дамис две противоположности. Она — застенчива и робка, он – порывист и горяч.
Эльмира – жена Оргона – образ сложный и загадочный. Возмущенная госпожа Пернель заявляет ей: «Вы расточительны. Одеты как принцесса…» Но именно она раскрывает мужу глаза на обман. А вот ее брат Клеант, воплощение благородства и честности. В комедии он предстает в роли правдолюбца, мудрого и просвещенного человека. Есть мнение, что устами Клеанта в произведении говорит сам Мольер.
Валер, жених Марианны — воплощение благородства. Именно он пытается спасти будущего тестя от ареста.
В развязке Мольер опять показывает приверженность классицизму – наделяет монарха самыми благородными чертами: мудростью, снисходительностью, чувством справедливости. Именно вмешательство короля спасает главу семейства от разорения и тюрьмы.
Таким образом, в своей комедии Жан Батист Поклен, разоблачал ханжество и лицемерие, скрывающееся под обличием святости. Бичевал жадность и обман, прикрывающиеся принципами христианства. Ведь Тартюф явление не исключительное – таких мнимых святош хватало во все времена.
Мольер выводит на чистую воду всю сущность религиозной проповеди. Именно это так и не простили ему церковники – после смерти драматурга архиепископ лишь по приказу короля дал разрешение на погребение в церковных землях.
Сочинение по произведению Тартюф
Великий писатель Мольер жил в 17 веке, в то время, о котором мы только знаем по творениям Дюма, а точнее романа «Три мушкетера», но он жил в 19 столетье, был беллетристом, а Мольер писал комедии и создавал своих реалистичных героев.
Поэтому так и случилось, что у Александра Дюма Франция была некой сказочной страной, где на лошадях скакали благородные мужчины, которые побеждали любого кровожадного злодея, а после их восхвалял обычный народ. Но если смотреть на произведение Мольера «Тартюф» там уже более реалистично, там жители, которые населяли в то время Францию, и события, которые там происходили тоже, имели место в истории.
Сюжет в комедии «Тартюф» по всей день считается значимой во всем мире. Хоть и довольно простой историей. Когда два человека встречаются и меняют полностью свою жизнь. Один их них доверчивый и добрый, но также довольно глуп, а второй уверенный, эгоистичный и хитрый. Он насмехается над ним и постоянно унижает.
Так когда, Оргон — богатый, но светлый и доверчивый человек, становиться посмешищем перед Тартюфом — наглым и безобразным человеком, который строит из себя благодетеля.
Судя по всему, Оргон был влиятельным и богатым человека, несмотря на свою глупость и доброту, но, а Тартюф – это всего лишь мошенник и вор.
Другие же герои довольно, однотипны, а точнее шаблоны. Вся семья выглядят довольно просто: жених дочери благороден, но довольно хмурый, жена, же тихая и полностью подчинена мужу. Оргон постоянно сталкивается с Тартюфом, но ничего не может сделать и приказывает своей семье ничего не решать. А, как известно для них слово мужа закон, поэтому они ничего не делают, а молча, терпят.
Есть только один человек в комедии, который не боится мошенника Тартюфа, и постоянно противица ему, это — служанка Дорина. У неё ничего и некого нет у неё нет причины жить, поэтому она и не боится этого выскочку.
Оргон дурак и только в конце, когда он лишился всего имущества, из-за Тартюфа он понимает, что не нужно было быть таким доверчивым и глупым. Ему повезло, что помог король расправиться с криминальным деятелем. Ну что злодей наказан, а светлый герой опять имеет большой капитал.
Комедия Мольера это классика, которую должны прочитать все, чтобы понять, насколько иногда убеждения человека глупы и приносят только разочарования. Это некая вечная борьба зла и добра. Хоть и Оргон является добром, всем же более симпатизирует Тартюф, как уверенный в себе человек, который знаете цену всему. Интересно на самом деле задумывал это автор: восхвалить вора, или же это случайно произошло?
Сюжет
Действие происходит в Париже, в доме Оргона. В доверие к хозяину дома втирается молодой человек по имени Тартюф. Господин Оргон смотрит на гостя как на чудо: молодой, учёный, скромный, благородный, набожный, бескорыстный. Домочадцев, пытающихся доказать ему, что Тартюф вовсе не так свят, как пытается показать себя, Оргон считает неблагодарными, погрязшими в грехах людьми. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон неосмотрительно поручает ему на хранение кассу мятежников и переписывает на него дом и свои капиталы. Лишь чудесное вмешательство короля, за пять минут до финала наводящего справедливость (Тартюф наказан, Оргон прощён, его семье возвращены дом и имущество), позволяет пьесе остаться комедией.
Действие III
Дамис хочет вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина просит его не вмешиваться. Она считает, что Эльмира, в которую влюблён святоша, скорее сможет добиться своего.
Тартюф при встрече с Дориной начинает лицемерить. Он даёт горничной платок и просит прикрыть грудь. Их разговор прерывается приходом Эльмиры.
Разговаривая с Эльмирой, Тартюф сильно сжимает её руку, гладит бархат платья, старается сесть поближе. Дамис подслушивает разговор из соседней комнаты. Эльмира спрашивает Тартюфа, хочет ли он женится на Мариане. Святоша признаётся, что его манят совсем иные прелести. Эльмира отказывает ему в любви и обещает ничего не рассказывать мужу взамен на содействие Тартюфа в устройстве брака Марианы и Валера. Вышедший из комнаты Дамис говорит, что сам всё расскажет отцу.
Оргон не верит словам сына. Слушая, как Тартюф поносит себя, он думает, что тот делает это по своему смирению. Оргон обвиняет всю семью в навете на «святого», лишает Дамиса наследства и выгоняет из дома.
Не желая, чтобы Тартюф уходил, Оргон обещает ему дарственную на все именья.
Акт второй: помолвка по принуждению
Оргон сообщает Мариане о своем желании породниться с Тартюфом, для чего хочет отдать гостю ее руку. Мариана обескуражена, но дочерний долг не позволяет ей прямо отказать отцу. На помощь девушке приходит служанка Дорина, которая описывает Оргону нелепость принятого решения, однако упрямец ничего не желает слышать и настаивает на скорой женитьбе.
Дорина уговаривает Мариану твердо настоять на своем нежелании выходить замуж за Тартюфа, но девушка не представляет себе, как можно ослушаться отца. Нерешительность девушки становится причиной ссоры с ее возлюбленным, однако Дорина вовремя останавливает вспылившего Валера. Она предлагает молодым людям до поры — до времени откладывать помолвку с Тартюфом.
Акт третий: влияние Тартюфа
Дамис узнает о решении отца и намеревается силой вывести Тартюфа на чистую воду. Никакие доводы Дорины не остужают пыл разгневанного юноши. Дорина раскрывает Дамису свой план разоблачения обманщика: проницательная служанка давно подозревала, что Тартюф заглядывается на Эльмиру, и устроила им разговор наедине в надежде обличить святошу. Дамис прячется в шкаф, желая стать свидетелем разговора.
Оставшись наедине с Эльмирой, Тартюф сразу же признается ей в пламенной страсти и предлагает разделить с ним ложе. Эльмира напоминает ему о греховности таких мыслей и, уж тем более, действий. Тартюфа же подобная нечестивость ничем не смущает. Эльмира грозит рассказать все Оргону, если Тартюф не откажется от женитьбы на Мариане. В это время из укрытия выскакивает возмущенный Дамис и грозит обо всем рассказать отцу.
Оргон, узнав о случившемся, принимает сторону Тартюфа, выгоняет сына из дома и, чтобы преподать урок домочадцам, делает Тартюфа своим наследником. Хозяин дома с гостем удаляются, чтобы оформить необходимые дарственные и договориться о скорой свадьбе Марианы и Тартюфа.
Анализ пьесы
«Тартюф, или обманщик» — очень серьезная и взрослая работа Мольера, по которой ясно можно увидеть, как он уходит от традиционного понятия пьесы. Он прорвался через тонну трудностей:
И все это, чтобы открыть людям глаза и показать, что злые, недобросовестные люди могут пользоваться чем угодно, лгать обо всем, только чтобы поиметь какую-либо выгоду. В произведении затрагивается тема правды и лжи, добра и зла. Пьеса Жан-Батиста Мольера показывает всю убогость лицемерия и двуличия.
Юноше было наплевать на греховность всех действий, что он совершал, ему было все это неважно. Определение «тартюфизм» является синонимом лжецу, лицемеру. Но рано или поздно правда всплывает на поверхность. Какой бы ни был человек хитрый и ловкий, его ложь проявится, и он будет раскрыт. Нужно жить по нравственным нормам и не обманывать людей.
Краткая биография писателя
Жан-Батист Мольер — драматург эпохи неоклассицизма. Он являлся основоположником комедии в пьесах. У Мольера было трое детей:
Кроме писательского дара, Мольер обладал даром актерским и играл главные роли в своих произведениях. Писатель пользовался популярностью у короля и ставил комедии по его приказу. Несмотря на критику в адрес драматурга, его пьесы всегда были горячо любимы всеми и во Франции, и за пределами его родины. Его творчество имеет ценность и сегодня, в 21 веке.
Пьесы Мольера совершенно отличаются от спектаклей Шекспира и представляют что-то новое, современное для того времени. В произведениях драматурга классицизм смешался с реализмом, дав начало неоклассицизму. Каждый герой, каждая зарисовка, каждая деталь известны зрителю, все это он может найти и в своей жизни, в своем окружении. В пьесах Жан-Батиста можно найти много экспериментов: он менял структуру, форму, постановку и размер. Но все произведения объединяет одно — по-хорошему язвительная сатира, обличающая все пороки общества того времени.
«Тартюф, или обманщик» сохранился в репертуаре многих театров и остается таким же известным и популярным, как и 350 лет назад, не теряя своей актуальности и ироничности по сей день. Но, как и любые гениальные произведения, пьеса подвергалась большой критике и цензуре. Французские католики обвиняли писателя в богохульстве и жестоком насмехательстве над всей религией, называли его работу аморальной и неправильной.
Несмотря на то что читать сценарий пьесы королю очень понравилось, неприязнь епископа он утихомирить не мог, и под влиянием церкви запретил «Тартюфа», оставив лишь частные постановки. Стоит отметить, что король даже писал письма Мольеру, где говорил, что произведение произвело на него большое впечатление.
Акт четвертый: разоблачение лжеца
Оргон возвращается с брачным контрактом для дочери. Мариана умоляет отца не заставлять ее подписывать собственный приговор, ведь она не испытывает к Тартюфу нежных чувств, напротив, считает его омерзительным. Оргон утверждает, что брак с неприятным человеком – благородный поступок, поскольку отвращение умерщвляет плоть. Эльмира поражена бескомпромиссной слепотой мужа и задается вопросом: поверит ли Оргон в нечестивость Тартюфа, если увидит доказательство собственными глазами? Оргон настолько уверен в праведности гостя, что готов быть свидетелем разговора Эльмиры и Тартюфа.
Эльмира просит мужа спрятаться под стол и зовет Тартюфа. Сначала гость насторожен внезапной переменой настроения хозяйки, но Эльмира убеждает его, что женщинам свойственна нерешительность в делах сердечных. Тартюф же требует «осязаемого залога» чувств и убеждает Эльмиру, что секретная связь не есть грех и Оргон настолько глуп, что не поверит в предательство Тартюфа, даже если увидит измену своими глазами.
Возмущенный Оргон требует, чтобы Тартюф немедленно убрался из его дома, на что мерзавец отвечает: дом теперь принадлежит ему, и убраться должен Оргон. К тому же сейф с секретными бумагами, которые Оргон хранил по просьбе друга, находится в руках Тартюфа, теперь в его руках не только состояние Оргона, но и его жизнь.
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Госпожа Пернель в великом возмущении покидает дом своего сына. Она считает, что ей все прекословят. Она называет Дорину, горничную своей внучки Марианы, крикливой грубиянкой, своего внука Дамиса – дураком. Во внучке г-жа Пернель видит затаившегося в тихом омуте бесёнка, свою сноху Эльмиру она обвиняет в расточительстве, шурин Оргона, Клеант, не нравится ей своими речами.
Всё семейство, включая слуг, выступает против Тартюфа – святоши, на которого молится г-жа Пернель. Они считают его ханжой и обманщиком. Дорина обвиняет Тартюфа в ревности к Эльмире – жене Оргона. Именно поэтому, считает девушка, он и выступает против приёма гостей. Клеант говорит, что ничто не в силах удержать людей от сплетен. Дорина считает, что люди специально обличают других в грехах, чтобы скрыть свои. Добродетельная, по мнению г-жи Пернель, Оранта видится ей старухой, которая ударилась в религию потому, что её красота завяла. Дорина отмечает, что в отличие от матери, сын – г-н Оргон совсем помешался на Тартюфе.
Вернувшийся из деревни Оргон спрашивает у Дорины, как дела в доме, все ли здоровы, но при этом совершенно не интересуется мигренью жены, зато постоянно вопрошает о Тартюфе. В разговоре с Клеантом выясняется, что Оргон благоговеет перед Тартюфом. Он встретил его в церкви и был сражён мнимым благочестием святоши настолько, что ввёл его в свой дом. Клеант пытается открыть Оргону глаза на Тартюфа, но тот не желает его слушать. Не даёт Оргон и точного ответа на вопрос о свадьбе Марианы и её жениха Валера.
Действие IV
Клеант говорит Тартюфу, что не понимает, почему тот, как истинный христианин, не готов простить Дамиса и примирить его с отцом, даже при условии, что первый – не прав. Тартюф считает такой поступок неугодным небу, ведь люди подумают, что он виноват. Клеант стыдит Тартюфа тем, что он посягнул на чужое имущество, но мнимый святой говорит, что распорядится им лучшем, чем грешники, после чего прерывает беседу и якобы уходит молиться.
Мариана просит отца избавить её от ненавистного брака. Ради этого она готова отдать своё приданое и уйти в монастырь. Эльмира предлагает Оргону увидеть истинную суть Тартюфа собственными глазами. Она отсылает от себя шурина и дочь и прячет мужа под столом.
Эльмира признаётся Тартюфу в любви. Он поначалу не верит её словам, считая, что таким образом женщина хочется добиться от него отказа на брак с Марианой. В качестве подтверждения чувств Тартюф требует от Эльмиры ласк. Женщина опасается впасть в грех, но обманщик убеждает её в том, что неба опасаться не стоит. По мнению Тартюфа, тот, о чьём грехе неизвестно, — безгрешен. Оргон обнаруживает себя и приказывает злодею покинуть дом. Тартюф заявляет, что дом – его и уйти придётся Оргону.
Структура пьесы и оригинального спектакля
До современной публики комедия «Тартюф, или Обманщик» дошла лишь в третьем издании, напечатанном через пять лет после первой постановки. Оригинальный спектакль состоял из трех актов, в то время как современная версия комедии насчитывает пять действий с разным количеством сцен.
Впервые комедия была поставлена в 1664 году в Версальском дворце и сразу после этого была запрещена к показу. В 1667 году Мольер переписал пьесу «Тартюф»; спектакль был поставлен в Пале-Рояль, но, несмотря на переработанные сцены, постановку снова запретили. После потери влияния Парижского архиепископа пьеса стала ставиться во французских театрах регулярно.
Последнее издание претерпело крупные изменения, многие критики считают, что Мольер дописал некоторые сцены, включая чудесное вмешательство справедливого короля. Считается, что эта сцена написана в благодарность Луи XIV за постоянную поддержку, оказанную Мольеру во время нападок на комедию «Тартюф». Спектакль пользовался огромной популярностью, начиная с середины XVII века и по сей день.
Акт пятый: торжество справедливости
В дом входит Валер со страшной новостью: Тартюф отнес документы королю, обвинив Оргона, верного слугу короля, в предательстве. Валер предлагает увезти всю семью и помочь им укрыться от гнева короля. В этот самый момент возвращается Тартюф в сопровождении приставов и сообщает, что путь Оргона с этого момента ведет только в тюрьму, ведь он пришел арестовать предателя именем короля, которому обязан служить верой и правдой.
Оргон и его домочадцы обескуражены дальнейшим поворотом событий: приставы берут под арест самого Тартюфа. Офицеры объясняют удивленному семейству, что умный и проницательный король давно прослышал о пагубном влиянии Тартюфа на своего верного слугу и приказал провести расследование, которое показало, что мошенник давно промышляет обманом и имя его вовсе не Тартюф. Король своей волей аннулировал дарственные бумаги и простил Оргону сокрытие документов в память о его верной службе.