в чем смысл сюжета о рыбке мцыри
«Мцыри» Лермонтова: умереть для того, чтобы жить
В чем смысл жизни? Об ответе на этот вопрос в тот или иной период своей жизни задумывался любой поэт. Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» — один из вариантов размышлений на эту тему от гениального стихотворца. Она представляет собой одно из поздних кавказских произведений автора и считается классическим представителем романтической поэзии России. В чем заключается главный смысл Мцыри?
Для того, чтобы провести анализ поэмы Мцыри, нужно вспомнить сюжет этого произведения.
Краткое содержание поэмы Мцыри
У Лермонтова с детских лет складывались особые отношения с Кавказом. Побывав там впервые в возрасте 6 лет, он через всю жизнь пронес любовь к величественной кавказской природе, к гордым свободолюбивым людям. Множество его произведений так или иначе связаны именно с Кавказом: «Демон», «Герой нашего времени», «Кавказ». Именно на Кавказе развиваются события, описанные в поэме «Мцыри».
На заметку! Слово «мц(ы/и)ри» с грузинского языка переводится, либо как «послушник монастыря», либо как «чужеземец», одинокий не имеющих родных людей человек. В этом двойственном значении этого слова и заключается смысл названия поэмы Мцыри – мальчика пришельца, который хоть и был послушником, готовым к принятию обета, но так и не стал своим среди монахов.
Маленький пленник
Русский генерал, возвращающийся в Тифлис, вез с собой пленного мальчика. В пути ребенок заболел, и генерал, опасаясь, что попросту не довезет его до Тифлиса, оставляет пленника в мужском монастыре Мцхета – древней столицы Грузии.
Ребенок растет среди праведных монахов-просветителей, воспитывается в христианском духе. Недавний дикарь сначала считает свою жизнь жизнью узника, но потом привыкает, забывает родной язык и даже готовится принять монашеский обет.
Побег
Однако во время разразившейся грозы, воспользовавшись удобным моментом, 17-летний Мцыри сбегает из монастыря. Опьяненный свободой, юноша бежит, не зная куда. Оказавшись на воле, погрузившись в созерцание величественной кавказской природы, он возвращает себе воспоминания, которые, казалось, были утеряны навсегда:
За три дня, юный беглец проживает, кажется целую жизнь. Ту, которой он был лишен в стенах монастыря. Жизнь, состоящая из маленьких, но таких важных эпизодов:
Именно в этом видит смысл жизни Мцыри: быть свободным и жить.
На заметку! История, описанная в произведении, вполне могла быть реальной. Пленение детей горцев русскими во время Кавказской войны было обычным явлением. Есть мнение, что прототипом Мцыри послужил художник Петр Захаров, чеченец по национальности, попавший маленьким мальчиком в плен к русскому военному генералу.
Возвращение в тихую обитель
Поиски беглеца, которые сразу же организовывают монахи монастыря, не дают результатов. Лишь через три дня в окрестностях Мцхета его находят, лежащим без сознания на выжженной земле.
Оказавшись вновь в монастыре, Мцыри приходит в себя. Он не только ранен, но и истощен, однако прикасаться к пище отказывается. Догадавшись, что таким образом беглец намеренно приближает свою кончину, монахи посылают к нему чернеца, который выходил его маленького и окрестил. Чернец искренне хорошо относится к своему подопечному. Он приходит к нему, желая хотя бы дать возможность покаяния и отпустить ему грехи перед смертью.
Но признаков раскаяния в этих уставших, изможденных глазах он не находит. Наоборот.
Мцыри восхищен всем тем, что ему довелось пережить, блуждая в окрестностях монастыря. Пусть и ненадолго, но погрузился в ту жизнь, о которой мечтал в стенах монастыря. Жизнь, полную лишений и опасности, но Жизнь.
На заметку! Смысл эпиграфа к поэме Мцыри как нельзя лучше отображает смысл всей поэмы. В его качестве Лермонтов выбрал строку из 14 главы Первой Книги царств. «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Это библейское выражение несёт в себе символ нарушения правил, его значения и последствий.
Лишь одно тяготит душу странника. Заблудившись, он так и не смог вернуться в родную землю, а сделав круг, снова вышел к монастырю. Жизнь в застенках лишила его природной способности ориентироваться на местности, которой обладает любой горец. Именно это помешало ему выполнить данную самому себе клятву – сбежать и вернуться в родные края. И именно это осознание лишило его желания жить.
Единственная надежда, поддерживающая тлеющий огонек жизни в его слабом теле – быть похороненным так, чтобы «видеть Кавказ». И тогда вдруг однажды веющий с гор ветерок донесет до его могилы звуки родного языка или мелодичные напевы горских песен.
Анализ поэмы «Мцыри»
Основной смысл Мцыри складывается из поднятых в поэме тем и образов. Смысловую нагрузку несет также построение композиции.
Основная тема Мцыри, конечно же, тема свободы и свободного человека:
Мцыри, выросший в неволе, воспитанный чуждыми его культуре монахами, мечтает о воле. Окруженный стенами монастыря, он не утратил жажду свободы, оставаясь воином и борцом, как его предки. Внутри него горит жаркий огонь, погасить который не смогли своими молитвами праведные мужи монастыря. Его душа стремится вырваться за стены, вдохнуть воздух Кавказа, отдаться приключениям, ждущим снаружи.
Лермонтову близки проблемы простого народа. Он неоднократно поднимал их с своем творчестве. Примером тому может служить стихотворение «Родина», начальную строчку из которого («Люблю…, но странною любовью») помнят многие. Поэма Мцыри, смысл которой как раз в необходимости стремления к свободе, звучит как настоящий призыв к борьбе. Борьбе с угнетением, с внутренними страхами, с монастырскими стенами, ограждающими от жизни.
«Мцыри» (М. Лермонтов)
Цитата: «Старик! я слышал много раз, / Что ты меня от смерти спас, — / Зачем?.».
История создания
«Мцыри» — это зрелое произведение Лермонтова. Однако замысел поэмы возник у поэта ещё в 17 лет. Он писал, что хочет написать о своём ровеснике, который заключён в монастыре (образ монастыря всегда сопоставлялся у Лермонтова с образом тюрьмы) и мечтает о свободе. Поэт предпринял несколько попыток реализовать этот замысел, но результатом доволен не был.
Только в 1837 г., направляясь к месту первой ссылки и случайно познакомившись с пожилым монахом кавказского монастыря, поэт вернулся к своему замыслу. Бэри (так на Кавказе называют монахов) рассказал Лермонтову грустную историю о том, как в детстве попал в плен и был направлен в этот монастырь. Мальчик пытался сопротивляться, хотел бежать, но его попытки не увенчались успехом. Выслушав эту историю, Лермонтов вновь загорелся идеей поэмы о свободолюбивом узнике.
Проблематика:
Смысл названия: в грузинском языке слово «мцыри» имеет два значения: 1) послушник монастыря; 2) одинокий человек, лишённый родных и близких.
Соответственно, такое название позволило автору кратко и ёмко описать главного героя.
Литературное направление: романтизм.
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: «Мцыри» — романтическая поэма и, в связи с этим, обладает характерным для романтизма сюжетом: герой противостоит враждебному обществу. Излюбленная тема Лермонтова — побег в поэме «Мцыри» приобрела своеобразные черты: герой не бежит от общества, а стремится к нему, ищет путь домой.
Время и место действия: действие происходит в монастыре на Кавказе. Время не указано.
«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» (Библия).
Символизирует запрет Мцыри постижения радостей жизни и его жажду этих радостей.
Действующие лица
Краткое содержание
На месте слияния Арагвы и Куры, двух грузинских рек, с давних времён стоит монастырь. Он уже разрушен, и только старик-сторож его посещает, чтобы «смести пыль с могильных плит».
Когда-то мимо монастыря ехал генерал. Он вёз мальчика-горца, но ребёнок был болен, и его пришлось оставить в монастыре. Мальчик выздоровел, но вырос одиночкой. Его готовят к постригу в монастырь, но незадолго до пострига Мцыри (так назвали мальчика) пропадает.
Спустя три дня его находят и приносят в монастырь. Мцыри умирает. Старый монах, знавший Мцыри с детства, приходит к нему принять исповедь.
Юноша говорит, что давным-давно замыслил побег из монастыря. Мцыри уверяет, что три дня свободы были для него гораздо большим, чем вся жизнь в заточении. В первый же день он видел грозу, наслаждался буйством стихий и пытался поймать молнию рукой. Мцыри спрашивает у старого монаха: что подобное мог ему дать монастырь?
После грозы Мцыри бежит дальше. Его поражает красота природы. Мцыри ощущает жажду и спускается к ручью. А там поёт девушка-грузинка. Мцыри покорён её красотой, её глазами. Юноша прерывает свой рассказ: монах не поймёт.
Мцыри идёт через лес, надеясь отыскать родную страну. На него нападает барс. Они долго дерутся, но Мцыри выходит победителем из этого сражения.
Выбравшись из леса, Мцыри хочет понять, куда попал, и понимает, что пришёл назад, к монастырю. Он уже не верит в то, что дойдёт до родных земель: «На мне печать свою тюрьма / Оставила. » У юноши начинается бред. Мцыри кажется, что он лежит на дне реки, а с ним беседует рыбка. Рыбка уговаривает юношу остаться с ней, на дне реки, обещает позвать других рыбок, чтобы развлекать Мцыри танцами.
В таком состоянии Мцыри и нашли монахи.
Экранизация
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Где находится монастырь, в котором воспитывался Мцыри?
Ответ. Монастырь находится в Грузии, на месте слияния Куры и Арагвы.
Кого из близких вспоминает Мцыри во время исповеди?
Что означает слово «Мцыри»?
Ответ. У этого слова два значения: 1) послушник монастыря; 2) одинокий человек, лишённый родных и близких.
Краткое содержание «Мцыри»
Всего получено оценок: 15207.
О произведении
Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. На Военно-Грузинской дороге, в Мцхете, он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.
Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.
Место и время действия
События поэмы происходят в первой половине XIX века в Грузии, в монастыре и в горах вокруг него.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.
Глава 1
В месте слияния двух рек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет под покровительством России, «за гранью дружеских штыков».
Глава 2
Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обета Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.
Главы 3-5
«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь, а Мцыри ее лишен.
Главы 6-7
Глава 8
Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?
Главы 9-13
Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать о его мыслях в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова о них рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.
Затем у ручья раздается волшебный голос: это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.
Главы 14-15
Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родного края. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.
Главы 16-19
В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.
Главы 20-23
Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.
Главы 24-26
«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»
Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».
Заключение
Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня. Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.
Тест по поэме «Мцыри»
После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.
Пример сочинений: романтизм в поэме «Мцыри»
Пример сочинения 1
Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри
Поэма “Мцыри” создана в поздний период творчества М. Ю. Лермонтова, в 1839 году. Исследователи считают ее одним из последних образцов романтической поэзии столетия.
Одна из черт романтических произведений – экзотика. Название поэмы непривычно для слуха русского читателя. Оно вызывает в памяти воспоминания о дальних странах с незнакомой яркой природой, непривычным бытом людей. Грузинское слово “мцыри” имеет двойной смысл.
Оно может переводиться как “неслужащий монах”, но может и означать “пришелец”, “странник”.
Образ центрального героя таинственен, на это указывает и двойной смысл названия. Неясно, из какого народа Мцыри происходит, где именно находится его родина, при каких обстоятельствах он попал в плен, что стало с его семьей, в финале поэмы непонятно, отчего именно он умирает. Таинственность – не единственная черта Мцыри.
Герой необычайно смел, ловок и умен, он умеет видеть прекрасное, выражать мысли эмоционально и образно. Мцыри чуждо смирение, и именно поэтому он не смог бы стать монахом. Изображается герой вольный, мятежный, который даже перед лицом смерти не просит о прощении, а рай и вечность готов променять “за несколько минут / Между крутых и темных скал”, в краю, где он играл ребенком.
Для романтического сюжета характерны мотивы изгнания или побега. Из привычных мест герой отправляется в места необычные: в незнакомые страны, в дикий лес, в фантастичсексий мир.
У Лермонтова герой бежит в родные места. Далекая родина кажется ему идеальным пространством. Душа Мцыри стремится “в тот чудный мир тревог и битв”. Противопоставление свободы и несвободы подчеркивает романтическое двоемирие: всю жизнь герой провел в плену и всю жизнь стремился к свободе, символом которой стали дальние горы, “.где в тучах прячутся скалы,/ где люди вольны, как орлы”.
Желание героя осуществляется: он на свободе. Однако добраться до далекого дома ему не удается. Мир свободы в поэме – мир дикой природы. Многократно используя олицетворение, Лермонтов одушевляет этот удивительный мир.
Перед читателем разворачиваются яркие картины Кавказских гор и лесов, бесконечно красивых и опасных. Неспособный выжить в этом вольном мире, герой оказался на краю гибели “. и в исступлении рыдал, / И грыз сырую грудь земли”. “Напрасно в бешенстве порой / Я рвал отчаянной рукой / Терновник, спутанный плющом: / Все лес был, вечный лес кругом.” Идеал, как во многих романтических произведениях, остался недостижимым.
Кульминация поэмы – сражение с барсом. Романтики внимательно относились к фольклору, собирали легенды, заимствовали из них мотивы, образы. Сюжет борьбы с диким зверем как правило, с тигром. характерен для грузинского фольклора. В произведении этот сюжет выглядит как борьба человека со стихией, борьба, заведомо обреченная на поражение, но от этого не менее напряженная.
Финал битвы подчеркивает исключительность героя. Мцыри делает невозможное. Он побеждает.
Герой не боится смерти: главное для него – вкусить жизни, прожить жизнь краткую, но яркую, запоминающуюся, несмотря на то, что приобщение к такой жизни может привести к гибели. В этом и смысл эпиграфа: “Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю”.
Так в поэме “Мцыри” мы находим все черты романтического произведения. Исключительный герой оказывается в исключительных обстоятельствах, убежав от привычного обыденного мира. Противопоставлены мир монастыря, мир далекого дома и мир дикой экзотической природы.
Мятеж, нарушение запрета, стремление к воле, свободе – такие мотивы составляют основу поэмы.
Критики называют “Мцыри” эталоном романтизма. И для меня это поистине гениальное произведение стало ключом к пониманию многих авторов, в том числе и современных.
Пример сочинения 2
Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, основными идеями которого являются признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного течения изображаются герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризуются ярким накалом страстей, природа изображается в одухотворенном ключе.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» включает в себя такие черты романтизма, как двоемирие, нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах, возвышенные мотивы и поступки персонажа, трагическая обречённость судьбы героя, экзотический пейзаж Кавказа, вычурный стиль произведения, а также вершинная композиция, которая придаёт загадочность сюжету.
Произведение Лермонтова описывает историю пленённого мальчика, оставленного в монастыре. Сразу же можно отметить принцип романтического двоемирия, которое строится на сопоставлении идеальной и реальной жизни, мечты и действительности. Недостижимой мечтой является свобода, родной край в понимании героя, а гнетущей реальностью – монастырь:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв
Сильная жажда свободы и подталкивает Мцыри к побегу.
Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырём). Его возвышенными мотивами является познание жизни своих предков, того края, «где люди, вольны как орлы».
Стоит отметить, что отчаянная смелость, глубокая патриотичность, свободолюбивый нрав, вера в мечту и безрассудство характеризуют юношу как нетипичного персонажа. Даже заблудившись в лесу и потеряв всякую надежду, герой не хочет принимать людской помощи: «Но, верь мне, помощи людской я не желал…». В таинственном экзотическом лесу, который сначала казался ему близким и родным, Мцыри ослабевает из-за усталости и голода. Его напористость и твёрдое движение к цели показывают духовную мужественность персонажа, а героизм его личности просматривается в битве с диким барсом (нетипичное обстоятельство). Полужевой юноша находит в себе силы, для того чтобы сразиться со зверем:
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Необходимо добавить, что фантастическая победа героя над диким животным порождает множество предположений о возможности такой схватки. Например, по мнению Э. Г. Бабаева, битва с барсом – это всего лишь сон Мцыри, так как олицетворяет внутреннюю борьбу героя. Однако умирает юноша не из–за полученных ран, а из–за жажды свободы, выраженной в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму». Хотя Мцыри провёл всего три дня на воле, он успел познать жестокость природы и трудности человеческой жизни, перенасытился вольностью, предоставленной судьбой, не смотря на её короткий миг. О трагической развязке можно узнать уже из эпиграфа к поэме «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-ая Книга Царств).
Необходимо выделить, что обречённость участи главного героя – одно из принципов романтического произведения.
Вместе с тем в поэме автор выразительно рисует экзотический пейзаж природы:
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ
Горы для Лермонтова, как и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.
Помимо всего прочего, поэма наполнена огромным количеством средств выразительности речи. Так, эпитеты («пылающую грудь», «сумрачные стены», «огненная страсть», «туманной вышине», «гордый глас») передают состояние души героя и красоту окружающей его среды. Сравнения («Как серна, гор пуглив и дик», «слаб и гибок как тростник») подчёркивают духовное состояние Мцыри. Прибегая к помощи метафор, автор передает переживания Мцыри, жажду свободы (смерть их навеки заживит, бой закипел). С помощью анафоры происходит нагнетание ритма. Часто используются риторические вопросы, обращения и восклицания.
Также нельзя не выделить вершинную форму инверсивной композиции, которая придаёт сюжету произведения загадочность и насыщенность. Повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри в виде лирической исповеди героя (инверсивная композиция). Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме, так как он раскрывает храбрый и мужественный характер героя.
Таких образом, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» обладает основными чертами романтизма. Однако в произведении можно заметить и принципы реализма : например, поэт точно определяет хронотоп поэмы. Так, действие происходит в монастыре, который расположен близ Мцхэте, на месте слияния двух рек: Арагвы и Куры:
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод.
Именно это и придаёт романтической поэме черты реализма.
Пример сочинения 3
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение
Русский романтизм когда-то стал новым словом в восприятии поэзии, продемонстрировав высшие идеалы человека. Достойным образцом является творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, а одним из ярких примеров считается поэма «Мцыри». Как романтическое произведение, она дает возможность уйти от повседневной реальности, погружает в мир не рациональный, но чувственный.
Основные признаки романтизма
Романтизм, как вид литературного искусства, предполагает наличие в композиции и сюжете определенных отсылок, характеров, идей. Чтобы понять, почему «Мцыри» — это романтическая поэма, для начала следует перечислить основные признаки романтизма: