в чем смысл столкновения калашникова с кирибеевичем
Тема: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства. Сила и цельность характера Калашникова
ТЕМА: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Защита человеческого достоинства. Сила и цельность характера Калашникова.
I. Чем по происхождению отличается Калашников от своего противника — Кирибеевича?
1. О знатном происхождении Кирибеевича говорит сам царь: «А из роду ты ведь Скуратовых. ». Кирибеевич сам с гордостью называет свое имя Алене Дмитриевне:
Я слуга царя, царя грозного,
А из славной семьи из Малютиной.
2. Калашников — простой человек, купец, но душевные качества, твердость характера позволяют автору поставить его личность в один ряд не только с молодым опричником, но и самим царем.
3. Царь и именно купец Калашников стоят на страже «закона нашего христианского»: в сцене на пиру у царя и в сцене поединка купца с Кирибеевичем.
Задание. Объяснить смысловую связь между похожими эпитетами, определяющими отношение к Кирибеевичу царя и Калашникова.
Вот нахмурил царь брови черные Горят очи его соколиные,
И навел на него очи зоркие, На опричника смотрят
Словно ястреб взглянул с высоты небес. пристально.
Царь, «словно ястреб», и «соколиные» очи Калашникова одинаково зорко замечают нарушение «закона нашего христианского». Это делает их единомышленниками, что укрупняет масштаб личности купца.
4. Можно провести еще параллель, смысл которой легко улавливается.
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Государь ты мой, красно солнышко,
Степан Парамонович — глава семьи, «царь», «красно солнышко».
5. Можно сопоставить обращение к царю Кирибеевича и мужа Алены Дмитриевны: в обоих случаях «просители» ищут милости, справедливости, признавая свою зависимость от власти царя.
Но как с Иваном Грозным разговаривает купец Калашников?
Задание. Чем отличается поведение Калашникова в сцене разговора с царем от поведения Кирибеевича в сцене пира у царя?
Я скажу тебе, православный царь:
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить — и на плаху несть.
Калашников разговаривает с царем как с равным, потому что выступает не как «слуга царю», а как христианин перед христианином. С чувством собственного достоинства сообщает, что расправился с опричником «вольной волею», самому царю приказывает: «Прикажи меня казнить». Калашников заявляет о своей личной независимости, указывая, что есть стороны жизни, которые не подсудны царю, а сам царь подсуден Богу единому.
Наиболее сложным образом, стоящим несколько в тени, является в «Песне» образ Ивана Грозного.
С одной стороны, «лукавый раб» Кирибеевич обманул царя, не сказал всей правды об Алене Дмитриевне.
Вспомним пушкинское — слова Пимена из «Бориса Годунова»:
Подумай, сын, ты о царях великих.
Кто выше их? Единый бог.
Кто смеет Противу них? Никто.
Григорий в заключительной реплике в сцене «Келья в Чудовом монастыре»:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.
А у Лермонтова купец Калашников говорит перед смертью:
Я скажу тебе, православный царь:
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
6. Мог ли спасти себя купец, сказав царю «правду истинную»? Вспомним, чем царь заканчивает свои наставления любимому опричнику:
Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся.
Этот закон един для всех на «святой Руси». Алена Дмитриевна и Степан Парамонович «полюбилися», а потом «пред святыми иконами. обручилися», «золотыми кольцами менялися». Царь был обманут «лукавым рабом», не знал, что Алена Дмитриевна «в церкви Божией перевенчана».
Выступая в поэме хранителем обычаев и христианских заповедей, Иван Васильевич («православный царь») мог наказать того, кто «позорил чужую жену», кто преступил «закон Господний».
Почему же Калашников молчит? Брак для Калашникова — святыня («святые иконы»), узы, которыми он связан с женою, от Бога, поэтому он не видит необходимости обращаться к царю.
Но Калашников решает биться за святую правду-матушку «на смерть» при царе. Это придает его поступку еще и общественный смысл: он отстаивает справедливость и право.
7. Что спасает Калашникова в кулачном бою от смертельного удара Кирибеевича?
Сам Господь приходит на помощь удалому купцу, когда ему необходима защита. Но Калашников совершает «грех», поэтому сам смиренно идет на казнь.
8. Удалой припев в конце лишь придает еще больший драматизм финалу песни. Горечь не уменьшается, так же как не уменьшится скорбь Алены Дмитриевны, получившей последний наказ от мужа:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться.
В поэме простой человек — купец Калашников — выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно уклад русской жизни укрепляет личность, делает ее твердой и сильной из-за ответственности перед семьей, родом и т. д.
Темы для домашних сочинений.
1. Калашников — носитель лучших черт русского национального характера.
2. В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?
Конспект урока по литературе на тему: «Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: СМЫСЛ СТОЛКНОВЕНИЯ КАЛАШНИКОВА С КИРИБЕЕВИЧЕМ И ИВАНОМ ГРОЗНЫМ (по «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова)
• Рассмотреть кульминационный эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
• Раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода.
• Показать, что Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера.
• Повторение и обогащение знаний об эпохе Ивана Грозного, обстоятельствах и причинах учреждения опричнины, о некоторых личных качествах самодержца.
• Беседа о многообразии и сложности человеческих характеров.
• Совершенствование выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания.
• Развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров.
• Обучение анализу эпизода, сопоставлению параллельных эпизодов.
• Побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение.
• Воспитание высоких нравственных качеств (благородства, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.
• Формирование сотруднических отношений.
• портрет М.Ю. Лермонтова,
• репродукция картины в. Васнецова “Иван Грозный”,
• иллюстрации художника Билибина к поэме М.Ю. Лермонтова.
· репродукции картин А.Васнецова «Отъезд с кулачного боя», «Кремль времен Василия III»
Высшая и самая характерная черта нашего народа
– это чувство справедливости и жажда ее
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Вступительное слово учителя
История создания произведения
Что вам известно об Иване Грозном? (Первый русский царь, на престол взошел в 16 лет. 34 года правил. К концу царствования Ивана Грозного Русь окончательно стала единой страной.)
Что такое домострой?
Почему Лермонтов обращается к историческому прошлому страны? (поиск героя). Обратимся к отрывку из стихотворения «Дума»
Печально я гляжу на наше поколенье!
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Жанр произведения (Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. Поэма Лермонтова названа песней, так как поэт создаёт произведение, очень близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням.)
Найдите признаки фольклора в произведении.
Почему герои песни расположены в названии в таком порядке?
Назовите приметы времени, изображенные в поэме.
II. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1.Столкновение Калашникова и Кирибеевича
Что узнаем о Калашникове?
«Уж ты где, жена, жена, шаталася. »
Что мы узнаем о Кирибеевиче в первой части поэмы?
Имя Кирибеевича стоит вторым в названии поэмы, это любимый опричник царя Ивана Грозного. Он из роду Скуратовых и семьей вскормлен Малютиной (Малюта Скуратов- приближенный Ивана Грозного, глава опричников, отличался крайней жестокостью.) С ним мы встречаемся впервые на пиру у Ивана Грозного.
Критик В.Г.Белинский писал о Кирибеевиче: «Для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны. И при всем этом он имеет опору в грозном царе…»
«Власть прежде всего должна быть разумной».(А.де Сент-Экзюпери)
Для чего Кирибеевич выходит на кулачный бой? («Разгуляться для праздника», «потешить царя-батюшку».)
Зачем Калашников идет на кулачный бой? (Защитить честь семьи)
Учитель (работа с эпиграфом): Ф.М. Достоевский писал: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее»
Калашников жаждет справедливости, поэтому идет на кулачный бой – это единственный шанс отстоять эту справедливость.
« Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут. Есть души, лозунг которых- все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы. » (Белинский)
Кто сталкивается в бою, по мнению автора? (Столкнулись в поединке «сын честнова отца» и «басурманский сын».)
В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова есть такие строки:
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Литература всегда была тесно связана с христианскими традициями. Кирибеевич преступает христианские законы:
«Не создавай себе кумира » – для Кирибеевича кумиром является царь Иван Васильевич. Ему он поклоняется, служит верой и правдой
Учитель: Христианский закон на стороне Калашникова, а значит и Бог на его стороне. Купец защищает не только честь жены, но и христианские законы, национальные традиции. Перед боем Калашников кланяется не только царю, но и Кремлю со святыми церквями, как будто прося благословения на честный бой. И Бог помогает купцу. Крест со святыми мощами спасает Калашникова от смертельного удара Кирибеевича. Степан Парамонович выступает орудием в карающей руке Господа.
2. Калашников и Иван Грозный.
Кто являлся на Руси хранителем обычаев и христианских законов? Царь, в данном случае – Иван Грозный, так как он православный царь, Помазанник Божий. Царь, конечно, мог наказать того, кто «позорил чужую жену», кто преступил «закон Господний», если бы знал о преступлении Кирибеевича. Но это только с одной стороны. А с другой – именно царь создал опричнину и наделил своих любимцев-опричников безграничной властью, а, следовательно, и возможностью нарушать безнаказанно православные законы. Следовательно, главным разрушителем основ национальной жизни выступает царь.
Вопросы к учащимся:
Как ведет себя Калашников с царем?
(Калашников разговаривает с царем, как с равным, потому что выступает не как «слуга царю», а как христианин перед христианином ; заявляет, что есть стороны жизни, которые неподсудны царю, а подсудны «только богу единому».)
Проблемный вопрос: Мог ли Калашников избежать казни?
Вы согласны с оценкой Белинского?
Учитель: Давайте теперь ответим на вопрос, поставленный в начале урока? В чем смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным?
Ответ: столкновение силы власти и силы правды.
И побеждает в этом столкновении правда. Даже после смерти подвиг купца Калашникова помнят и чтут. Почему? Потому что сила в правде.
Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней. («Брат2»)
Похоронили купца Калашникова как разбойника, за кладбищем, в безымянной могиле.
Простые люди считают поступок купца правильным, поэтому, проходя мимо его могилы, люди вспоминают о Калашникове. По преданиям восточных славян клен – дерево, в которое превращен («заклят») человек. Кленовый крест на могиле купца – символ того, что смерть во имя справедливости не забывается.
Сочинение на тему в чём смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем.
М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека.
Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев.
Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о помощи:
Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне
Закажите ей меньше печалиться,
Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом сме, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.
Добрая память о Калашникове — это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни — защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем («Песня про купца Калашникова» Лермонтова
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературы в 7 классе (программа В.Я.Коровиной)
«Смысл столкновения С. Калашникова с Кирибеевичем» (по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»)
Цель: Идейно-художественный анализ 3 главы «Песни» для выяснения смысла столкновения героев
— совершенствовать навыки внимательного, вдумчивого, осмысленного чтения;
— обучать элементам анализа поэтического текста;
— развивать навыки устной монологической речи;
— развивать творческое мышление и воображение;
— формировать у учащихся словарь нравственных понятий.
Вступление-мелодекламация ( выразительное чтение учителем или подготовленным учеником начала 3 главы поэмы в сопровождении муз. фрагмента М.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»)
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
Учитель: Так начинается 3 глава произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». –Какое настроение создает у читателей это описание?
Ученики: Чувствуется свежесть утра, радость, восхищение этой картиной раннего утра, любование величавой, необычайно красивой Москвой.
Учитель.: Какие языковые средства помогают представить в воображении эту картину?
Ученики: Сравнение зари с красавицей девушкой, которая глядится в зеркало; олицетворение зари – у нее кудри золотистые, она умывается снегами рассыпчатыми, смотрит в небо, улыбается…
Учитель: А в чем необычность наступающего дня? Как это подчеркнуто во вступлении?
Ученики: В последних строчках ощущается тревога, волнение, это не случайно, ведь сегодня на Москва-реке сойдутся в кулачном бою Кирибеевич, царский опричник, и купец Степан Калашников. Цвет также предвещает трагедию.
Формулирование темы. Нам предстоит сегодня на уроке, опираясь на текст произведения, понять характеры героев, мотивы их поведения и выяснить смысл их столкновения.
Учитель: Для начала разберемся в самом понятии «кулачный бой». Послушаем историческую справку, подготовленную учеником.
Но существовал еще один вид кулачных боев – бой один на один, «сам на сам». Он практиковался как способ решения конфликтов, споров. Дрались обиженный и обидчик. Тот, кто оказывался победителем в бою, признавался правым, а побежденный – виноватым. В этом поединке разрешалось биться без правил.
Ученики: Это бой один на один. Из предыдущих глав мы узнаем, что царский опричник Кирибеевич, влюбившись в жену купца Калашникова Алену Дмитриевну и ухаживая за ней прилюдно, оскорбил честь и достоинство семьи, поэтому оскорбленный муж вызывает его на бой.
Учитель: Давайте мысленно перенесемся на Москву –реку, где состоится поединок. Кто присутствует на площади?
Ученики: За поединком будут наблюдать многочисленные зрители: царь с дружиною, боярами и опричниками; братья Степана Калашникова, простой народ. Наконец, главные участники событий – Кирибеевич и Калашников.
Учитель: Найдите в тексте детали описания внешнего облика героев. Равны ли они по силам?
Ученики: Оба участника боя молодые, сильные, отважные: яркая деталь – могучие, сильные плечи, удаль молодецкая. Они настоящие богатыри, не случайно и бой назван богатырским.
Учитель: Вы, конечно, обратили внимание на то, как по-разному выходят бойцы на поединок. Что означают приветствия участников боя?
Ученики: Для Кирибеевича, царского слуги, важна только воля царя, он пренебрегает всем, что свято для Калашникова: церковь, царь, люди добрые.
Учитель: Как ведут себя бойцы перед поединком? С чес это связано, по-вашему?
Ученики: Кирибеевич самоуверен, заранее предполагает исход боя, предчувствует свою победу, уверен, что ему нет равных; для него этот бой – возможность потешить царя-батюшку. А Калашников молчалив, собран, серьезен, в его движениях чувствуется решимость, готовность идти до конца, ведь он вышел на последний, смертный бой.
Учитель: Давайте обратим внимание на тот ответ, который дает царскому опричнику купец перед боем. В чем обвиняет Кирибеевича Ст. Калашников?
И сказал ему Кирибеевич:
«А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться».
Ученики: Царский опричник нарушил законы Господни – правила, по которым должен жить всякий честный человек.
Учитель: Недаром измениолось поведение Кирибеевича после этого ответа. Как удалось автору передать состояние опричника?
Ученики: Автор использует в описании сравнение «побледнел, как осенний снег», метафоры : «бойки очи его затуманились, между сильных плеч пробежал мороз, на раскрытых устах слово замерло».
Учитель: Даже многоточие в конце этой строфы говорит о состоянии героя. Как вы объясните этот знак препинания?
Ученики: Очевидно, о многом подумал в эту минуту Кирибеевич, понял, что бой будет не потешным, а смертным, и испугался не на шутку.
Учитель: Если бы мы дальше не читали произведение, можно ли уже сейчас предположить исход поединка?
Ученики: Кирибеевич сломлен, побежден морально, А Калашникову сознание его правоты прибавляет сил.
Итак, к поединку все готово, богатырский бой начинается. Как об этом поведал автор? Послушаем актерское чтение отрывка.
Аудиозапись из фонохрестоматии
Учитель: Какие чувства испытывает автор к своим героям, а вслед за ним и мы, читатели?
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная…
Учитель: Почему же жаль Кирибеевича, ведь он получил по заслугам?
Ученики: Лермонтов не может не сочувствовать Кирибеевичу, ведь гибнет молодой, сильный боец.
Учитель: Понятен ли вам гнев царя Ивана Грозного?
Учитель: Как характеризует купца Калашникова его прямой ответ царю? Почему он не попытался все объяснить, скрыл причину поединка?
Ученики: Ст.Калашников – мужественный человек. Он сознательно пошел на поединок и готов понести суровое наказание за убийство опричника. Истинных причин поединка он не называет, так как не хочет позорить свою семью, понимает, что убийство не может оправдать ничто.
Учитель: Прямой ответ Калашникова, безусловно, понравился царю, и все же он казнит купца. Почему?
Учитель: Таким образом, потешный бой, каким он изначально задумывался, Степан Калашников превратил в судебный поединок, в центре которого вопросы чести, совести, правды, что является основой нравственного поведения человека.
Учитель: Значимы ли эти понятия для героев поэмы? Группе ребят было дано
употребления слов «правда», «совесть», «честь» в речи основных персонажей и
Учитель: Случайно ли совпадение почти одинакового числа употреблений этих слов в речи царя и Степана Калашникова и отсутствие их в лексиконе Кирибеевича?
Ученики: Купец Калашников защищал честь семьи, святую правду народную, законы церкви. Для него эти слова не пустой звук. Иван Грозный тоже рассуждает о правде, чести и совести, но понимает их по-своему, по-царски. В речи же Кирибеевича этих слов мы не слышим. Очевидно, что в его нравственном словаре этих понятий просто нет.
Обсуждение финала отрывка и выявление идеи.
Учитель: Как поступил царь со Степаном? Справедливо ли это?
Ученики: Поединок был судебный, в нем победил Степан Калашников, а царь все равно его казнит за то, что тот поднял руку на опричника, а значит, и на самого царя. Степан Калашников наверняка это знал, но бросил вызов Ивану Грозному, выступив таким образом против произвола, несправедливости, вседозволенности, которые поощрялись царем. Следовательно, это был поединок не столько с Кирибеевичем, сколько с самим царем, его неограниченной властью.
Учитель: В чем же смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича? Что хотел доказать своим поступком купец?
Ученики: Нет на свете ничего дороже, выше и главнее чести и человеческого достоинства, никто не имеет права посягать на них, а если они оскорблены, то необходимо встать на из защиту, даже погибнуть, но не мириться с бесчестием и несправедливостью. Именно так и поступил купец Степан Калашников.
Учитель: Поединок наблюдали многие. Могли ли они остаться безучастными к судьбе купца? Кому принадлежит окончательная оценка разыгравшейся трагедии?
Ученики: Заключительные строки:
говорят о том, что люди с уважением относятся к поступку Степана Калашникова. Память о нем жива в народе.
Учитель: О чем же «Песня» Лермонтова?
Ученики: В жизни человека бывают ситуации, когда нужно умнеть вести себя достойно.
Жизненный опыт народа обобщен и представлен в многочисленных пословицах. Вам предлагается ряд пословиц, из которых вам необходимо выбрать те, которые помогают понять характеры главных героев, их поведение. Свой выбор аргументируйте.