в чем смысл стальное колечко
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Паустовский К.Г. “Стальное колечко” Читательский дневник, краткое содержание
Паустовский К.Г. “Стальное колечко” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Паустовский К.Г.
Название: “Стальное колечко”
Жанр: литературная сказка
Тема произведения: природа
Число страниц: 9
Главные герои и их характеристика
Варюша. Маленькая девочка с голубыми глазами и косичками. Добрая, заботливая, верит в чудо.
Дед Кузьма. Старый и совсем больной, много курит.
Воробей Сидор. Задира и драчун.
Боец. Добрый колдун.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
На станции девочка Варя угощает бойцов махоркой, а один из бойцов дарит ей волшебное колечко. Но Варя теряет колечко и находит его только весной. Тогда и происходят разные чудеса.
Сюжет — краткое содержание
Варюша отправляется за махоркой для больного деда, но на станции делится махоркой с бойцами.
Боец дарит Варе стальное колечко, говоря, что оно волшебное, и объясняет, как пользоваться кольцом.
Варя роняет колечко в снег и ставит на этом месте веточку, понимая, что найти его сейчас невозможно.
Весной Варя находит кольцо, и дед Кузьма сразу чувствует себя лучше.
Варя отправляется в лес, и мимо нее проходит весна, случается большая радость.
Варя не хочет надевать кольцо на указательный палец, потому что дома лучше всего.
Понравившийся эпизод
Мне понравилась сцена разговора Вари с бойцами. Девочка наотрез отказалась продавать махорку, но зато дала ее просто так, показав свою доброту и отзывчивость. А боец очень ласково называл девочку и подарил ей волшебное кольцо. Был ли он действительно колдуном не известно.
План произведения для пересказа
Варя идет в Переборы
Главная мысль
Настоящее счастье — жить на родной земле, видеть красоту природы и знать, что твои родные здоровы.
Чему учит эта книга
Сказка учит доброте и восторженному взгляду на мир. Учит видеть красоту природы, учит любить свою Родину. Учит не отчаиваться и верить в чудо. Учит тому, что, помогая другим, человек помогает сам себе.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень красивая и добрая сказка о маленькой и немного наивной девочке, которая хотела здоровья своему деду, радость для себя и умела оценить красоту родной земли. Мне очень понравилась девочка Варя, и я рада, что у нее в жизни все хорошо.
Новые слова и выражения
Махорка — вид грубого табака.
Шинель — верхняя солдатская одежда.
Темя — макушка головы.
Пословицы к произведению
Всякому мила своя сторона.
Если есть на свете рай — это твой родимый край.
Надежда умирает последней.
Мир не без добрых людей.
«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
История создания
Сказка «Стальное колечко» была напечатана 1 мая 1946 г. в «Литературной газете». Сказка отражает надежды, связанные с победой в войне, являет победу добра над злом, традиционную в сказках. С недавней победой и недавними военными тяготами связана и бедность, скудость еды героев, и патриотическая идея рассказа. Варюша не хочет даже на миг оставлять свою родную деревню, будто боясь потерять её (в подтексте – боясь потерять то, что только что отвоёвано).
Литературное направление и жанр
В произведении сочетаются черты реалистического рассказа и сказки. Такая двуплановость характерна для всех сказок Паустовского.
Почти все события и образы произведения могут объясняться с точки зрения реализма и фантастики. Например, судьба старого воробья Сидора, зимующего в доме деда Кузьмы. Его поведение можно прочитать как реалистическую зарисовку о животном, а можно – как сказку о животном, ведь воробей говорит Варюше: «Ишь ты! Нашла дурака!» А может, ей это только кажется?
Но в «Стальном колечке» есть ещё и подтекст. Подтекст этой сказки связан с победой в войне, которую в этой сказе символизируют зима, лишения и болезнь.
Тема, основная мысль и проблематика
Проблемы рассказа психологические (доброта и милосердие, благодарность) и социальные (любовь к родной земле, которая склоняет человека к хороши поступкам). Кроме того, в рассказе поднимается проблема воспитания. Дед Кузьма не посылает Варюшу за махоркой, он учит девочку откликаться на нужду другого человека. Так Варюша может поделится махоркой с бойцом, а у того, в свою очередь, учится благодарности. Важнейшая для Паустовского – проблема счастья, которое состоит в умении наслаждаться простой жизнью, родной землёй и природой.
Сюжет и композиция
Но есть в произведении элементы сказки. От волшебной сказки в «Стальном колечке» волшебный предмет (колечко), волшебный даритель (солдат), простодушный герой, награждённый за доброе сердце (Варюша дала солдату махорку просто так, «сколько надо»). Но животные ведут себя не как герои волшебной сказки, а как герои сказки о животных. Воробей Сидор не желает быть волшебным помощником. Зато у него человеческий характер. Воробей своенравен, драчлив и нахален. Волки из леса хотят, как Лисичка из сказки «Зайкина избушка», «пожить в избе, почесаться и полежать у печки».
Герои сказки
Варюша воспитана дедом Кузьмой, который, сознательно или нет, сформировал у девочки мифологическое или сказочное отношение к миру. Или, может быть, он просто не разрушил детскую веру внучки в сказку?
Варюша верит словам бородатого бойца, что от ветра, создаваемого поездом, она может улететь под небеса. Варюша без колебаний несёт воробья на место потери колечка, чтобы он помог в поисках, как посоветовал ей дедушка. Но главное – Варюша сразу поверила в волшебное свойство колечка.
Варюша очень жалостливая, она откликается на чужую нужду. Она пошла за махоркой для больного дедушки в соседнее село суровой зимой.
Портретную характеристику Варюше даёт бородатый боец: «Цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками». От автора читатель узнаёт, что Варюша синеглазая.
Когда Варюша строго отказалась продать махорку, бородатый боец назвал её больно серьёзной.
Да, Варюша не сразу верит в волшебные свойства колечка, а только после того, как другой боец назвал бородатого колдуном. Ведь это самое естественное объяснение для девочки, верящей в чудеса.
Варюша любопытна, как любопытная Варвара. Именно любопытство стало причиной потери колечка, ведь девочка решила проверить, что будет, если колечко надеть на мизинец. Боец забыл сказать об этом.
Варюша лишилась сразу трёх чудес. Первое и самое важное для Варюши – здоровье для хворающего дедушки, затем – большущая радость и, наконец, возможность посмотреть свет со всеми его чудесами.
Из этих трёх чудес настоящее – только первое. Большущую радость, по мнению Паустовского, человек должен уметь разглядеть, она всегда рядом, она в мелочах, таких, как приход весны. А от возможности увидеть белый свет со всеми его чудесами Варюша сама отказывается из любви к родной деревушке. Да и никакое это не чудо – путешествовать по белу свету.
Дед напоминает какое-то мифологическое существо. У него косматые серые волосы, он сидит на завалинке, а дым от махорки напоминает пар, «будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке». Дед Кузьма как будто не особенно нежен с Варюшей, называет её дурочкой и вертушкой, но это как раз доступные ему ласки.
Бойцы в рассказе – воплощение мужества и доброты одновременно, они – защитники родной земли, богатыри.
Бородатого бойца, подарившего кольцо, его товарищ называет колдуном, ведь его, старого сапера, «даже мина не брала». Но этот факт можно объяснить опытом и везением бойца.
Ещё один герой рассказа – старый воробей Сидор. Это прирученный воробей, который зимует в избе Кузьмы, как хозяин. Воробей этот «с характером», кашу склёвывал прямо из мисок, хлеб старался вырвать прямо из рук. Сказочный пласт сказки делает воробья волшебным: он разговаривает и, хотя не помогает найти в снегу перстенек, но призывает в окошко весну, растопившую снег.
Художественное своеобразие
В названии обозначен самый важный предмет – стальное колечко. Оно обладает волшебными свойствами и даёт здоровье, радость или возможность путешествовать. Но его свойства вполне могут быть выдуманными. Варюша поражается, что за зиму колечко не заржавело. Но ведь оно стальное, сталь не ржавеет, это не волшебное свойство колечка, а материальное.
В одном образе в сказке сочетается не только реальное и сказочное (воробей, колечко), но и художественный образ, троп – и образ сказочный. Таков образ весны. Её приметы совершенно реальны, описаны в том числе и с помощью тропов: длинные капли падают с крыши, перегоняя друг друга (олицетворение), горячий свет бьёт в оконце (метафора), догорают звёзды (метафора), звенят подснежники, будто в каждом сидит жук кузька-звонарь и бьёт лапкой по серебряной паутине (сравнение), сильный, тёплый, ласковый ветер (олицетворение).
Но весна – ещё и сказочный или мифологический персонаж. Она прошла мимо Варюши, но та её не разглядела. Как божество, весна дарит Варюше огромную радость, такую, что не охватишь руками, которая звенит и поёт в сердце (метафора). Кроме того, и появление цветов по лесам, лугам и оврагам представлено как волшебство, «будто кто-то брызнул на них волшебной водой».
«Стальное колечко» читательский дневник
«Стальное колечко» – добрая, поучительная история о маленькой девочке Варюше, которая получила в подарок волшебное колечко и с его помощью вылечила дедушку.
Краткое содержание «Стальное колечко» для читательского дневника
Название: Стальное колечко
Число страниц: 2. Паустовский К. Г. «Стальное колечко». Издательство «Нигма». 2015 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1928 год
Главные герои
Варюша – добрая, отзывчивая, доверчивая девочка.
Дед Кузьма – больной старик, добрый, любящий.
Два бойца – солдаты, которых повстречала на вокзале Варя.
Сюжет
В деревне Моховое, у самого леса, жил дед Кузьма со своей внучкой Варюшей. Дед Кузьма очень любил махорку и, когда она у него закончилась, Варюша отправилась за ней в соседнее село. На обратном пути девочка решила зайти на железнодорожную станцию, поглядеть на поезда. На платформе сидели два бойца, и один из них попросил у Вари махорки. Девочка была доброй и щедро отсыпала солдату полную горсть. В знак благодарности тот протянул Варюше стальное колечко, сказав, что оно волшебное: если надеть его на средний палец, оно принесёт здоровье, если на безымянный, то приключится большая радость, а если же надеть кольцо на указательный палец, то можно посмотреть весь мир.
Варюша со всех ног побежала домой, но по дороге потеряла колечко: уж слишком маленькими были у нее пальчики. Варя долго искала пропажу, но так и не нашла. Она воткнула веточку в это место и пошла домой. Варюша поделилась с дедом Кузьмой своим горем, и тот предложил ей взять с собой домашнего питомца – воробья Сидора – и попросить его отыскать колечко. Однако вредный воробышек лишь посмотрел на снег и вернулся в теплую избушку.
К весне дед Кузьма стал сильно кашлять, и махорка ему уже не помогала. Варюша корила себя за то, что потеряла волшебное колечко, которое могло бы вернуть здоровье её любимому дедушке. Едва дождавшись, когда растает снег, девочка отправилась в лес, разгребла сухие ветки и отыскала кольцо. Она целый день носила его на среднем пальце, и дед Кузьма действительно почувствовал себя лучше.
Ночью Варюша надела волшебное кольцо на безымянный палец в надежде почувствовать огромную радость. Ранним утром она отправилась на лесную опушку, и до того там было красиво, что девочка почувствовала, как её переполняет счастье. Она хотела было надеть кольцо на указательный палец и посмотреть мир, но подумала и решила, что красивее места, чем её родная деревня Моховое, не сыщешь в целом свете!
План пересказа
Главная мысль
Если всем сердцем верить в чудо, оно непременно исполнится.
Чему учит
Рассказ учит быть добрым, отзывчивым, заботливым по отношению к своим близким. Учит верить в чудеса и никогда не терять надежду.
Отзыв
Несмотря на то, что Варюша была ещё ребёнком, она умела видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Кроме того, она так любила свою деревню, что ни за что не променяла бы её на все чудеса мира.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Стальное колечко.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, как Варя всем сердцем поверила в силу колечка и первым делом попросила у него здоровья для дедушки.
Константин Георгиевич Паустовский в 1946 году написал очень светлое произведение «Стальное колечко», краткое содержание которого необходимо при заполнении читательского дневника. Кроме того, оно востребовано на уроке литературы, когда задан пересказ прочитанного.
Прежде чем написать отзыв, надо провести анализ текста и выяснить, к какому жанру он относится. В нем много чудесного – начиная от «колдуна»-солдата и заканчивая изображением воробья Сидора с его собратьями. Последние наделены человеческими качествами: умением мыслить, обсуждать события.
Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968)
Но волшебство здесь тесно переплетено с реальностью, и грань между ними практически незаметна. Но это не сказка. Все, что произошло с девочкой, могло быть на самом деле. А чудеса она видела потому, что у нее богатое воображение и чуткое сердце.
Главные герои и их характеристика
Если читать рассказ внимательно, то к основным персонажам можно отнести:
Голубоглазая девочка Варюша живет в деревне Моховое со своим дедом и воробьем Сидором. Она еще маленькая, поэтому в школу не ходит. Однако Варя смелая: не побоялась сходить в соседнее село, чтобы купить дедушке махорку. Она серьезная и ответственная, но в то же время щедрая: угостила бесплатно бойца махоркой. Очень любит дедушку, ради него способна на многое.
Бородатый боец – старый сапер, любит пошутить, его речь богата эпитетами, сравнениями («цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками»). Он знает, как разговаривать с детьми, увлечь их, заставить поверить в чудо. Он не только реалист (наделил колечко свойством приносить здоровье), но и романтик (говорит ребенку, что можно увидеть белый свет «со всеми его чудесами»).
Дед Кузьма много курит, поэтому болеет, но без махорки уже не может. Любит свою внучку, утешает ее как может.
Весна оживила природу, разукрасила мир, обдала дедушку свежим теплым воздухом и вдохнула в него жизнь.
А вот воробей Сидор и второй боец – второстепенные герои, они никак не влияют на события.
Краткое содержание рассказа
Для выступления в классе следует составить план и по нему сделать конспект:
Волшебный подарок бойца.
Потеря и поиски колечка.
Приход весны и возвращение перстенька.
Информативны картинки к «Стальному колечку». Они включают зрительную память и помогают запомнить текст.
Была суровая снежная зима со снегопадами и метелями. Дед Кузьма жил с внучкой в Моховом. Он много курил, но махорка закончилась. Дедушка считал, что только она способна вылечить его.
Девочка очень хотела, чтобы дедушка выздоровел. Она отправилась в соседнее село за табаком.
На станции Варюша угостила махоркой старого солдата-сапера, который в благодарность подарил ей «волшебное» стальное колечко:
если его носить на среднем пальце, оно дает здоровье;
на безымянном – приносит большую радость;
на указательном – показывает все чудеса мира.
На обратном пути Варюша решила примерить перстенек на мизинчик, но он упал в глубокий сугроб. Девочка попросила воробья Сидора отыскать подарок, но птица обиделась и улетела обратно в избу.
Варя очень горевала, что из-за нее дедушка не может выздороветь. Она тайком плакала, наказывала себя.
Но вот наступила весна: закапали сосульки, зашумели галки, оттаял лес. Варюша прибежала к сугробу, отмеченному еловой веткой. Он растаял, и девочка нашла кольцо. Она быстро надела его на средний палец и носила так весь день.
Дедушке стало лучше, потому что в избу зашел свежий весенний воздух. Кузьма встал на ноги к радости внучки.
На ночь Варенька надела перстень на безымянный палец. На следующий день она пошла в лес, и от великолепного весеннего дня ощутила прилив радости.
На весь белый свет девочка не захотела смотреть, так как наша земля русская самая красивая и чудесная.
Главная мысль рассказа «Стальное колечко»
Тема произведения: девочка раскрывает красоту своего края. Идея заключается в том, что волшебство и чудо рядом, в него надо только верить и стараться помогать как своим близким, так и другим людям.
Чему учит рассказ К. Паустовского
Рассказ учит тому, что родная земля самая лучшая и прекрасная, а природа способна доставить человеку огромную радость. И тогда уже не нужны чудеса всего света, достаточно увидеть весенний лес, звонкий ручеек, услышать поступь весны.
Паустовский «Стальное колечко»: главная мысль, главные герои, что писать?
В рассказе автор мастерски описывает приход весны, как оживает родная природа, словно кто-то брызнул фиолетовым на полянки, и там расцвели первые весенние цветы. Автор явно любуется свежими зелеными листочками и цветами.
Главными героями сказки являются: дед Кузьма, его внучка Варюша, солдат, который подарил Варюше волшебное колечко и. воробей Сидор, который жил всю зиму в их избе.
Стальное колечко помогло вылечить деда, но никакое волшебство не перекроет красоту пробуждающего от спячки весеннего леса, радостного щебетания птиц, теплого весеннего солнышка.
Сказка заканчивается словами, которые говорил Варюше ее дед, и которые стали для нее самыми главными в жизни:
В сказке «Стальное колечко» мы сможем выделить только трех главных героев.
Первый герой это дед Кузьма, который немного приболел.
Второй герой это Варюша, которая за свою доброту получила в подарок то самое стальное колечко.
Третий герой солдат, тот самый солдат который подарил Варюше колечко.
Можно еще упомянуть о воробье, с которым Варюша попыталась найти колечко в снегу.
А главная мысль сказки заключается в двух пунктах как мне кажется. Добро всегда имеет место быть в нашей жизни. В большинстве случаев добро вознаграждается добром. А еще автор хочет показать, как хорошо живется в родных местах, в родном краю.
Главные герои рассказа Константина Паустовского «Стальное колечко»:
Главная мысль сказки Паустовского «Стальное колечко»: чудесам всегда найдется место в жизни, если в них верить, быть добрым, щедрым, любить близких и родную природу, свою Родину. К рассказу «Стальное колечко» подойдет пословицы о щедрости и любви к своей малой родине:
Из всех героев рассказа «Стальное колечко» мы выделим главных:
семья, состоящая из дедушки и внучки.
Дедушку из рассказа зовут Кузьма, а девочку, его внучку, Варя.
Был у них еще воробей Сидор, который провел всю зиму вместе с ними. Колечко, правда, с Варей искать не хотел.
Рассказ учит любви к своему краю, родной природе, что особенно прослеживается в конце рассказа и словах, переданных дедом Варе, а также отзывчивости, доброте и, конечно, вере в то, что чудеса бывают. Правда чудеса эти плод наших добрых дел.
Кто является главными героями рассказа Паустовского «Стальное колечко»:
Этот рассказ учит нас проявлять заботу не только о своих близких, но и о других людях, учит тому, что на добро люди отвечают добром, учит тому, что никогда нельзя терять надежду и предаваться отчаянию.
Паустовский в сказке «Стальное сердечко» описывает чудеса, которые нет-нет, да случаются в нашей жизни. Если сильно во что-то поверить, то это обязательно случится. Нужно быть добрым и щедрым, это обязательно вернется добром. Пожалуй, это и есть главная мысль. Что касается главных героев, то их несколько:
Еще следует отнести к второстепенным героям старого воробья Сидора, который отказался искать потерянное Варюшей.
Добрый и поучительный рассказ, если говорить о произведении. Здорово, что в школе дают это к прочтению, лично мне понравился рассказ.
Табак продавался в другой деревне, но девочка купила и принесла его своему деду. Дед Кузьма тоже является героем повествования, он дает внучке мудрые советы и учит её понимать природу.
Главную героиню рассказа «Стальное колечко» зовут Варей или ласково Варюша. Но это не все имена, которыми называют девочку в этом рассказе.
Если внимательно его перечитать, то можно заметить, что тот самый боец на станции, которому Варя подарила горсть махорки называет девочку один раз Цветком-лепестком, а второй раз Анютиными глазками, намекая на синие глаза девочки.
Варюша, героиня рассказа К.Г.Паустовского «Стальное колечко». Девочка Варюша жила в деревне вместе со своим дедушкой Кузьмой. Дом у них находился на самом краю деревни, рядом с лесом. Девочка очень любила свой край, природу окружающую их.
Варюша по описанию автора была девочкой милой, доброй, приветливой, а так же она была очень заботливой внучкой, которая заботилась о своём дедушке.
Я представляю Варюшу девочкой небольшого ростика, чисто одетую, с платком на голове. Девочкой очень доброй по отношению к окружающим, с нежным, тоненьким голоском, девочкой которая умеет радоваться всему, что её окружает и умеет дарить эту радость окружающим.
Паустовский «Стальное колечко»: краткое содержание 5,6 предложений:
1) Пошла однажды Варюша за махоркой и встретила солдата, который подарил ей волшебное колечко.
2) Колечко упало в снег и до весны Варюша никак не могла его достать. Всю зиму дед Кузьма проболел.
3) Снег расстаял, Варюша нашла колечко. Дед выздоровел.
4) Волшебная сила колечка: весеннее пробуждение леса, а в сердце Варюши поселилась огромная радость.
5) Варюша не стала испытывать колечко дальше: краше родной земли ничего нет
Паустовский «Стальное колечко»: краткое содержание, читается за 2 минуты.
Варюша жила с дедом Кузьмой на окраине леса. Однажды дед заболел и Варюша пошла на соседнюю станцию за махоркой. На обратном пути она встретила солдата, которого угостила махоркой. В благодарность солдат подарил ей волшебное стальное колечко. Колечко, в зависимости от того, на какой палец его наденешь, могло подарить здоровье, большую радость или могло показать весь белый свет.
По пути домой Варюша потеряла колечко. Всю зимы дед Кузьма болел. Но с первыми весенними лучами Варюше удалось откопать из-под талого снега свое колечко. Не успела она дойти до дома, а уже увидела, что дед сидит на крыльце, ему заметно полегчало.
Потом Валюша решила попробовать одеть кольцо на другой пальчик, чтобы увидеть большую радость: и весь лес заиграл перед ней весенними красками, запели птицы.
У Валюши зародилась было мысль одеть колечко на указательный палец, чтобы посмотреть весь мир, но она передумала: она вспомнила слова деда о том, что краше того места, где они живет, ничего нет.
Рассказ Паустовского «Стальное колечко» обладает некоторыми признаками сказки. По крайней мере мы точно не знаем, было ли то колечко, которое подарил боец Варюше волшебным или нет. В любом случае, это произведение очень интересное и поучительное.
Посмотреть, прочитать, скопировать читательский дневник на рассказ «Стальное колечко» можно на этом сайте. Там действительно есть все ответы по указанным в вопросе пунктам.
Также можно прочитать пример краткого заполнения читательского дневника здесь:
Варюшка носит колечко на среднем пальце, чтобы дедушка поскорее выздоровел. Потом перемещает на безымянный, чтобы случилась радость: она придет в восторг оттого, что весна пришла, близко прошла мимо девочки:
А на указательный палец примерять не стала: родные места самые дорогие, никакие больше не нужны?