в чем смысл сорочинской ярмарки
Анализ повести Сорочинская ярмарка Гоголя
История создания: Однажды Гоголь решил написать произведение, в котором события происходили бы в его родных Сорочинцах. Много моментов выбраны из комедийного произведения «Простак», написанного его отцом для семейного театра. Эпиграфы также взяты из произведения. Основанием для истории послужили народные легенды, сказки и песни. В центре внимания оказывается ярмарка, черт, проклятые места, влюбленные, изменница.
Жанр: Повесть.
Сюжет: Это произведение имеет символичное количество глав. Это число тринадцать, с которым связана чертовщина. В самом начале произведения выступает описание летнего прелестного дня в деревенской жизни. Все оживлены новостью о предстоящей ярмарке. Солопий Черевик от жары еле бредет за повозкой, на которой сидит его дочь Параска и его жена. На повозке полно мешков с пшеницей и пеньков. Его дочь истинная красавица приковывает к себе внимание всех местных парубков.
У одного из них завязывается неприятный разговор с мачехой, который заканчивается большим скандалом. Солопий с кумом Цибулей отправляется на ярмарку, где узнает, что это проклятое место. Все начинают бояться красной свитки. Но Черевику не до этого, он заметил обнимающуюся со случайным знакомым дочь. Парень заводит Черевика в шинок, спаивает его, говорит, что он Голопупенков сын и просит руки Параски. А вот Мачеха не желает этого замужества. Грицько опечален. Ему безвозмездно соглашается помочь цыган. Он крадет коней, а затем поворачивает таким образом, что это Грицько нашел их. Парень достоин похвалы и становится героем. Ярмарка разгорается переполохом, все говорят о том, что, якобы, видели красную свитку. У кума также много историй об этой страшной вещи. В отличие от всех торгующих, которые ночуют под своими возами, Солопий Черевик с Параской уезжает на ночлег к себе домой. Несмотря на все, мачеха все еще противится этому браку. Но настойчивый Грицько находит красавицу, и их история заканчивается пышной деревенской свадьбой.
Тема: Неграмотность и суеверность заставляет людей верить в приметы и беспричинно страшиться. Они боятся правды, а потому не могут отстаивать свое мнение.
Главные герои: Солопий Черевик – родной папа Параски, хотел продать старую кобылку и сбыть больше пшеницы. Рад за дочь, которая влюбилась в удалого казака.
Параска – местная красавица с красивыми глазами и черными бровями, наивная, открытая и улыбчивая. Любит красивые украшения, наряды и веселье.
Хавронья – вторая супруга Солопия и по совместительству мачеха его дочери. Ворчливая, вспыльчивая и двуличная женщина. Из-за того, что сама несчастлива в браке, любым способом хочет воспрепятствовать счастью падчерицы.
Грицько – бравый казак, возлюбленный Параски. Целеустремленный, смекалистый и решительный.
Композиция: Фигуры персонажей созданы в форме фольклора. Разговор героев построен на основании песенного стиля и разговорной речи. Сочетание высокого слога, метафор и эпитетов с положениями обыденного общения.
2 вариант
Это произведение является первым в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Сама повесть является особенной, потому что включает в себя всего 13 глав. Это число довольно близко черту, который является главным героем повести. Начало произведения не предвещает ничего тайного и нелепого, потому что в нем описываются прелести природы летнего дня. Буквально все спешат на ярмарку и пешие, и груженые подводы. Все действия происходят в Малороссии в местечке Сорочинец. Солопий Черевик, утомленный жарой, потихоньку следует за своей подводой, а на ней сидят его дочь прекрасная Параска и ее злая мачеха, а на подводе мешки, полные пшеницы и пеньки. Параска очень красивая девушка и привлекает внимание местных парней, один из них вступает в разговор с мачехой, но все оканчивается обычной перебранкой.
Затем Солопий отправляется в гости к своему куму Цыбуле, после него они отправляются на ярмарку. Она находится на проклятом месте, об этом Черевик узнает только, прячась между возами.
Все торгующие на ярмарке очень боятся «красную свитку», а уже существуют видимые приметы ее появления. Однако Черевик забывает о беспокоящей его проблеме, когда видит, как его дочь обнимается с парнем, которого встретили на дороге. Парень не теряется, отводит Черевика в палатку и спаивает его. Затем представляется Голопупенковым и сватается на девушке. С отцом девушки все решено о сватовстве. И только мачеха выступает против, при этом Черевик начинает отступать. Парня зовут Грицько. Он очень опечален этой новостью. Ему на помощь приходит некий цыган совершенно бескорыстно. Он ворует гнедых лошадей, а потом преподносит так, вроде бы нашел пропажу именно Грицько. Парня начинают хвалить за помощь и делают его настоящим героем. На ярмарке начинается переполох, потому что говорят, что видели красную свитку. Да еще и кум расказывает Черевику о красной свитке. Происходят события, которые вынуждаюит Черевика с дочерью отправиться домой, а не ночевать под возами. Однако все равно Грицько не успокаивается и находит Параску дома и все таки все оканчивается свадьбой, несмотря на то, что мачеха против.
Красную свитку так и не нашли, лишь некоторые ее лоскутки, зато какой ажиотаж.
Повесть поучительная, она рассказывает о том, какими неграмотными и суеверными выступают люди, как они всего бояться, верят в приметы, особенно боятся сказать правду и постоять за себя.
У Н.В.Гоголя мастерски получается передать всю жизнь Малороссии и ее необразованного народа.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Сорочинская ярмарка
Популярные сегодня темы
В произведении «Князь Серебряный» идет описание событий второй половины 16 века, где изображаются все характерные черты истории того периода.
Произведение представляет собой цикл, состоящих из нескольких рассказов, созданных писателем от впечатлений во время путешествия по Италии.
Произведение представляет собой одну из составных частей прозаического сборника писателя под названием «Лазоревая степь».
Главный смысл сказки «Волшебник изумрудного города» раскрывается в дружбе нескольких героев, которых находит девочка по имени Элли, по пути к разрешению проблем. Дело в том, что ураган перенес её дом и пёсика совсем в другое место
Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы. Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.
Анализ повести Сорочинская ярмарка Гоголя
Это произведение является первым в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Сама повесть является особенной, потому что включает в себя всего 13 глав. Это число довольно близко черту, который является главным героем повести. Начало произведения не предвещает ничего тайного и нелепого, потому что в нем описываются прелести природы летнего дня. Буквально все спешат на ярмарку и пешие, и груженые подводы. Все действия происходят в Малороссии в местечке Сорочинец. Солопий Черевик, утомленный жарой, потихоньку следует за своей подводой, а на ней сидят его дочь прекрасная Параска и ее злая мачеха, а на подводе мешки, полные пшеницы и пеньки. Параска очень красивая девушка и привлекает внимание местных парней, один из них вступает в разговор с мачехой, но все оканчивается обычной перебранкой.
Затем Солопий отправляется в гости к своему куму Цыбуле, после него они отправляются на ярмарку. Она находится на проклятом месте, об этом Черевик узнает только, прячась между возами.
Все торгующие на ярмарке очень боятся «красную свитку», а уже существуют видимые приметы ее появления. Однако Черевик забывает о беспокоящей его проблеме, когда видит, как его дочь обнимается с парнем, которого встретили на дороге. Парень не теряется, отводит Черевика в палатку и спаивает его. Затем представляется Голопупенковым и сватается на девушке. С отцом девушки все решено о сватовстве. И только мачеха выступает против, при этом Черевик начинает отступать. Парня зовут Грицько. Он очень опечален этой новостью. Ему на помощь приходит некий цыган совершенно бескорыстно. Он ворует гнедых лошадей, а потом преподносит так, вроде бы нашел пропажу именно Грицько. Парня начинают хвалить за помощь и делают его настоящим героем. На ярмарке начинается переполох, потому что говорят, что видели красную свитку. Да еще и кум расказывает Черевику о красной свитке. Происходят события, которые вынуждаюит Черевика с дочерью отправиться домой, а не ночевать под возами. Однако все равно Грицько не успокаивается и находит Параску дома и все таки все оканчивается свадьбой, несмотря на то, что мачеха против.
Красную свитку так и не нашли, лишь некоторые ее лоскутки, зато какой ажиотаж.
Повесть поучительная, она рассказывает о том, какими неграмотными и суеверными выступают люди, как они всего бояться, верят в приметы, особенно боятся сказать правду и постоять за себя.
У Н.В.Гоголя мастерски получается передать всю жизнь Малороссии и ее необразованного народа.
«Сорочинская ярмарка», анализ повести Гоголя
Гоголь с юношеских лет интересовался украинским фольклором, вел записи по этой теме в специальной тетради. В 1829 году у писателя возник замысел произведения, в котором действие происходит на его родине в Сорочинцах. Два года спустя повесть «Сорочинская ярмарка» появилась на страницах первого сборника Николая Васильевича «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Известно, что Гоголь многое почерпнул из комедии своего отца «Простак», которая создавалась для домашнего театра. Некоторые образы и сцены весьма похожи. Писатель выбрал также строки из пьес родителя в качестве эпиграфов к отдельным главам повести. В то же время «Сорочинская ярмарка» настолько яркое, талантливое и самобытное произведение, что даже самый строгий критик не сможет назвать его пересказом упомянутой пьесы.
Веселая история о том, как поженились Грицько и Параска, основана на народных легендах, сказках и песнях. В произведении присутствуют популярные фольклорные мотивы: ярмарка, черти, проклятое место, пары влюбленных, которым мешают соединить свои судьбы, неверная жена, прячущая своего любовника. Гоголь использует традиционные образы злой мачехи, хитрого цыгана, недалекого мужика, молодой красавицы, удалого парубка. Свадьба в качестве финального акта также вполне традиционна. Даже красный цвет свитки – символ огня, крови и других несчастий – взят из народных поверий.
При создании «Сорочинской ярмарки» Гоголь использовал воспоминания детства и записи из заветной тетрадки, но переплавил этот материал, перемешал, спаял в нечто новое, оригинальное. Традиционно произведение относят к комедийно-романтическому направлению, но это не совсем верно. Забавный сюжет с ярко выраженной любовной линией здесь дополнен вполне реалистичными бытовыми зарисовками. Отдельного внимания заслуживает мистическая составляющая повести, в которой сама мистика является обманом. Ведь все ее проявления, кроме рассказа кума Цыбули, оказываются делом рук хитрого цыгана и Грицька.
Смешные приключения героев в духе народных анекдотов составляют большую часть сюжета. Тем контрастнее воспринимается финал повести, в котором неожиданно звучат негативные философские нотки: «И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему».
Фольклорная традиция помогла Гоголю создать колоритные образы героев. Сварливая мачеха Хивря наделена щегольством и уверенностью в собственной неотразимости. С неожиданной стороны она раскрывается в сцене неудачного свидания, где выступает заботливой и гостеприимной хозяйкой. Ее супруг, недалекий подкаблучник Солопий Черевик, любит заглянуть в чарку и погулять с приятелями. Красавица Параска обладает решительным и гордым характером, ее возлюбленный Грицько – дерзкий, острый на язык, но в то же время ласковый парень.
Особое восхищение вызывает язык повести, который сочетает в себе песенный стиль и разговорную речь. Он по-настоящему поэтичен и удивительно красив. Белинский назвал эту поэтику: «Юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная». Его восторг разделял и Александр Пушкин.
Гоголь искусно сочетает высокий слог, метафоры и эпитеты с элементами языка, характерными для бытового общения. Открывает повесть великолепное описание природы, полное живописных образов и красок: «изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых», «чистое зеркало — река в зеленых, гордо поднятых рамах», «гуляющие без цели подоблачные дубы».
Пестрота и шум ярмарки изображены уже не так возвышенно, но гораздо эмоциональнее: «хаос чудных неясных звуков» и «валящийся отдаленный водопад». При этом весь текст, а не только прямая речь персонажей пересыпан разговорными конструкциями с использованием восклицаний, повторов, инверсий, местоимений, вводных слов, частиц: «да, лет тридцать будет назад тому», «вам, верно, случалось», «не правда ли».
Гоголю удалось удачно вписать в русский язык повествования многочисленные украинские слова, не затрудняя восприятие текста: «дивчина», «парубок», «люлька», «свитка», «жинка», «каганец», «рушник», «кухоль». Красочные бытовые подробности, сочные и яркие описания природы, удивительно живописные персонажи сделали «Сорочинскую ярмарку» одним из любимых произведений художников-иллюстраторов.
Николай Васильевич прославил и саму ярмарку в Сорочинцах. Она стала популярнейшим ежегодным событием, которое собирает множество туристов. Ведь так интересно прогуляться в шумной толчее, отведать вареников и встретить одного из гоголевских персонажей.
«Сорочинская ярмарка» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя
Краткие сведения о произведении
Главные герои повести
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Крестьянин Солопий Черевик со своей дочерью Параской и женой Хавроньей (мачехой Параски) приехал на Сорочинскую ярмарку, чтобы продать старую кобылу и десяток мешков пшеницы. Им повстречался парубок Грицько. Он влюбился в Параску и поссорился с её мачехой. Грицько посватался к Параске, её отец был согласен выдать за него дочь, но Хавронья яростно возражала, и свадьбу отложили. Грицько обратился к цыгану, и тот обещал всё-таки устроить свадьбу.
Люди на ярмарке говорили, что место, где её проводят в этом году, проклято. Все опасаются появления красной свитки (кафтана). Причину этого Солопию объяснил его кум Цыбуля. Оказывается, некогда чёрт, пьянствуя в шинке, поиздержался и заложил свитку его хозяину на год. Явившись через год, чёрт узнал, что шинкарь продал свитку. Наказал чёрт его и отправился искать свою красную свитку. Но она за год много раз переходила из рук в руки, принося владельцам несчастья. В конце концов, была изрублена и раскидана по Сорочинской ярмарке. Сейчас чёрт бродит по ярмарке, собирает эти куски, осталось ему найти лишь левый рукав.
Под утро в окно, где ночевали Черевик с женой, вломилась морда свиньи. Надел Солопий вместо шапки горшок и выбежал с криком: «Чёрт, чёрт!» Утром собрался Черевик продавить кобылу, но после умывания, неведомо как, под руку попал обшлаг красной свитки. По дороге на ярмарку Солопий повстречал цыгана, а кобыла исчезла, оставив в руках хозяина только уздечку и рукав красной свитки. Черевик в ужасе кинулся бежать, но его поймали парубки и обвинили в краже лошади Черевика. Солопий возмутился, что его обвиняют в том, что он сам у себя украл кобылу. Но его всё равно закрыли в сарае.
Грицько пообещал вызволить Черевика, если он отдаст Параску ему в жёны. Тот согласился. Грицько встретился с цыганом и подтвердил, что всё произошло, как было задумано. В конце повести автор подробно описал свадебное пиршество и гуляние.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава I
В один из жарких августовских дней, лет тридцать назад, по дороге, ведущей в местечко Сорочинцы, ехало множество возов. Народ спешил на ярмарку.
В стороне тащился воз, наваленный поклажей. К нему была привязана кобыла. За возом брёл его хозяин, а на возу сидела его жена со злым лицом и хорошенькая дочка, на которую заглядывались встречные парубки.
Когда воз выехал на мост, услышала дочка слова: «Ай да дивчина!» Оглянувшись, увидела она парубка, стоявшего в толпе дружков и молодецки поглядывавшего на проезжающих. Похвалив славную дивчину, он сравнил сидящую рядом с ней супругу хозяина воза с дьяволом. Та разразилась бранью. Тогда парубок швырнул в неё комок грязи. Воз в это время был довольно далеко от парубка, и весь гнев женщина обрушила на мужа падчерицу. Ругалась она до тех пор, пока не приехали они к куму, казаку Цыбуле.
Глава II
На ярмарке приезжий мужик с дочкой ходил и примеривался к ценам на пшеницу. Дочке же хотелось туда, где продавались ленты, серьги и другие украшения. Тут почувствовала она, что кто-то дёрнул её за рукав. Оглянувшись, увидела красавица парубка, который похвалил её на мосту. Он сказал, чтобы она не боялась, так как ничего худого не скажет. А отец девушки, услышав в стороне разговор про пшеницу, пошёл туда.
Глава III
Один из разговаривающих про пшеницу рассказал, что в этом году сделали ярмарку на проклятом месте, поэтому продать товар с выгодой будет трудно. Рядом с ярмаркой, под горой стоит сарай, в котором «водятся чертовские шашни». Того и гляди, что снова появится красная свитка. После этих слов беседующих у отца девушки волосы от ужаса встали дыбом, он оглянулся и, увидев, что его дочка и парубок стояли, обнявшись, возмутился.
Парубок, поняв, что отец девушки, которого звали Черевик, не очень умён, «решил склонить его в свою пользу». Это удалось, и когда парубок сказал, что он и дочка Черевика полюбили друг друга и хотят жить вместе, Черевик с радостью согласился. Отметили они это решение в «ярмарочной ресторации». После этого довольный Черевик побрёл с дочкой Параской к возу, а парубок пошёл выбирать свадебные подарки.
Глава IV
Похвалился Черевик своей жене Хавронье, что нашёл жениха дочери, но она его отругала, что сейчас не время за женихами бегать, а нужно думать, как продать пшеницу.
Узнав, что жених — тот самый парубок, который кинул в неё грязь, Хавронья разъярилась, и Черевик подумал, что придётся отказать парубку.
Глава V
Глава VI
Когда Черевик отправился с кумом на ночь караулить воз, его жена принимала гостя — поповича. Угощаясь галушками и прочим, тот отпускал ей комплементы. Когда послышался стук в ворота, Хавронья спрятала поповича на заваленных рухлядью перекладинах под потолком.
Глава VII
На ярмарке появился слух, что между товарами «показалась красная свитка». Какой-то пьяной продавщице бубликов привиделся сатана в образе свиньи, который что-то искал на возах. Все перепугались, и к куму Черевика напросилось на ночлег много людей. Один из гостей рассказал историю про красную свитку. В ней говорилось об одном чёрте, которого выгнали из пекла. С горя он стал пьянствовать в шинке, а ночевал в сарае под горой. Никто не признавал его за чёрта с рогами и когтями, потому что на нём была шапка и рукавицы. Когда чёрт все деньги пропил, заложил он жиду свою красную свитку и сказал, что придёт за ней через год. Но жид продал её раньше срока. Когда прошёл год, пришёл к нему человек и потребовал свою свитку. Жид прикинулся, что ни о какой свитке не знает. Тот ушёл, но к вечеру услышал жид шорох и увидел в окнах свиные рыла. Свиньи на длинных ногах залезли в дом и побили жида плётками. Признался он во всём. Свитку у пана, купившего её у жида, украл цыган и продал перекупке. Та привезла её на ярмарку, но никто с тех пор ничего у неё не стал покупать. Поняла перекупка, что это из-за свитки, бросила её в огонь, но она не сгорела. Смекнув, что это подарок беса, подкинула она свитку в воз мужику, вёзшему масло на продажу. Тот обрадовался, но когда масло не удалось продать, понял, что подкинули свитку недобрые руки. Изрубил он её топором, а куски лезут один к другому, и снова свитка целая. Перекрестился мужик, изрубил снова, разбросал куски свитки и уехал. С той поры каждый год во время ярмарки ходит чёрт «с свиною личиною» и подбирает куски свитки. Говорят, сейчас только левого рукава ему не хватает. С тех пор вот уже десять лет не было на этом месте ярмарки, но в этот год заседатель постановил, что ярмарка будет здесь.
Тут оконные стёкла вылетели, и выставилась в окно свиная рожа.
Глава VIII
Всех в хате охватил ужас. Попович с грохотом рухнул на пол, все попрятались, а Черевик надел вместо шапки котелок и побежал по улицам, ничего не видя перед собою. Вдруг услышал он, что кто-то гонится за ним. Уверенный, что это чёрт (хотя это бежала Хавронья), повалился Черевик без чувств на землю, а на него кто-то свалился.
Глава IX
Крики Черевика, поминавшего чёрта, разбудили цыган, спавших на улице. Зажгли они светильню и увидели, что лежат на дороге два человека, на голове одного вместо шапки черепок от горшка. От хохота цыган очнулись Черевик и его супруга, в ужасе смотрели они на смуглые лица цыган.
Глава X
Утром жена разбудила Черевика, чтобы вёл кобылу продавать, подала ему рушник, чтобы обтёр лицо, а это оказался обшлаг красной свитки. Страх напал на супругов. Но всё же повёл Черевик кобылу на ярмарку. Встретился ему цыган и спросил, что он продаёт. Оказалось, что кобыла пропала, а в руке Черевика перерезанная узда, к которой привязан кусок рукава красной свитки. Крестясь, убежал тот от такого подарка.
Глава XI
Поймали Черевика хлопцы и обвинили в том, что он украл кобылу у приезжего мужика. Напрасно уверял Черевик, что он и есть этот мужик.
Тут привели ещё кума, которого тоже поймали. Его посчитали за вора, удиравшего от погони. Оправдываясь, кум рассказал, что полез в карман за табаком, а вытащил кусок красной свитки, тут же загоревшейся.
Глава XII
Кум и Черевик лежали связанные и рыдали. Тут появился Грицько, Черевик обрадовался, попросил у него прощения, что не разрешил жениться на дочке из-за того, что жена против. Грицько сказал, что не злопамятен и может освободить его, но за это пусть отдаст за него дочку. Черевик с радостью согласился. Грицько сказал, чтобы он ступал домой, там ждут покупатели его кобылы и пшеницы. От радости, что кобыла нашлась, Черевик застыл на месте. А Грицько пошёл к цыгану, и тот спросил, доволен ли хлопец как цыгане помогли ему. Грицько подтвердил, что отдаст за это цыгану волов.
Глава XIII
Параска была одна в хате и думала о полюбившемся парубке. Примерила она мачехин очипок, какой носили замужние женщины, посмотрелась в зеркало и стала танцевать, напевая любимую песню.
Черевик, открыв дверь, увидел дочь, танцующую перед зеркалом, не удержался и стал танцевать тоже. Тут кто-то заглянул в хату и сказал, что жених пришёл. Вышла Параска из хаты, и её подхватил на руки Грицько. Отец благословил их. Тут через толпу стала продираться Хавронья, кричавшая, что не допустит свадьбы. Но люди не пустили её к молодой чете.
Все стали танцевать и петь под звуки скрипки, и скоро весёлая толпа покинула это место, «всё стало пусто и глухо».
Заключение к краткому пересказу
Темы повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»:
Идея произведения состоит в том, что не надо отчаиваться при возникновении препятствий на пути к счастью, а действовать находчиво, решительно, смело.
В рассказе про свитку заложена мораль: жадность, воровство и обман даром не кончатся.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.
“Сорочинская ярмарка”, анализ повести Гоголя
Гоголь с юношеских лет интересовался украинским фольклором, вел записи по этой теме в специальной тетради. В 1829 году у писателя возник замысел произведения, в котором действие происходит на его родине в Сорочинцах. Два года спустя повесть “Сорочинская ярмарка” появилась на страницах первого сборника Николая Васильевича “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
Известно, что Гоголь многое почерпнул из комедии своего отца “Простак”, которая создавалась для домашнего театра. Некоторые образы и сцены весьма похожи. Писатель выбрал
В то же время “Сорочинская ярмарка” настолько яркое, талантливое и самобытное произведение, что даже самый строгий критик не сможет назвать его пересказом упомянутой пьесы.
Веселая история о том, как поженились Грицько и Параска, основана на народных легендах, сказках и песнях. В произведении присутствуют популярные фольклорные мотивы: ярмарка, черти, проклятое место, пары влюбленных, которым мешают соединить свои судьбы, неверная жена, прячущая своего любовника. Гоголь использует традиционные образы злой мачехи,
Свадьба в качестве финального акта также вполне традиционна. Даже красный цвет свитки – символ огня, крови и других несчастий – взят из народных поверий.
При создании “Сорочинской ярмарки” Гоголь использовал воспоминания детства и записи из заветной тетрадки, но переплавил этот материал, перемешал, спаял в нечто новое, оригинальное. Традиционно произведение относят к комедийно-романтическому направлению, но это не совсем верно. Забавный сюжет с ярко выраженной любовной линией здесь дополнен вполне реалистичными бытовыми зарисовками.
Отдельного внимания заслуживает мистическая составляющая повести, в которой сама мистика является обманом. Ведь все ее проявления, кроме рассказа кума Цыбули, оказываются делом рук хитрого цыгана и Грицька.
Смешные приключения героев в духе народных анекдотов составляют большую часть сюжета. Тем контрастнее воспринимается финал повести, в котором неожиданно звучат негативные философские нотки: “И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему”.
Фольклорная традиция помогла Гоголю создать колоритные образы героев. Сварливая мачеха Хивря наделена щегольством и уверенностью в собственной неотразимости. С неожиданной стороны она раскрывается в сцене неудачного свидания, где выступает заботливой и гостеприимной хозяйкой.
Ее супруг, недалекий подкаблучник Солопий Черевик, любит заглянуть в чарку и погулять с приятелями. Красавица Параска обладает решительным и гордым характером, ее возлюбленный Грицько – дерзкий, острый на язык, но в то же время ласковый парень.
Особое восхищение вызывает язык повести, который сочетает в себе песенный стиль и разговорную речь. Он по-настоящему поэтичен и удивительно красив. Белинский назвал эту поэтику: “Юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная”.
Его восторг разделял и Александр Пушкин.
Гоголь искусно сочетает высокий слог, метафоры и эпитеты с элементами языка, характерными для бытового общения. Открывает повесть великолепное описание природы, полное живописных образов и красок: “изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых”, “чистое зеркало – река в зеленых, гордо поднятых рамах”, “гуляющие без цели подоблачные дубы”.
Пестрота и шум ярмарки изображены уже не так возвышенно, но гораздо эмоциональнее: “хаос чудных неясных звуков” и “валящийся отдаленный водопад”. При этом весь текст, а не только прямая речь персонажей пересыпан разговорными конструкциями с использованием восклицаний, повторов, инверсий, местоимений, вводных слов, частиц: “да, лет тридцать будет назад тому”, “вам, верно, случалось”, “не правда ли”.
Гоголю удалось удачно вписать в русский язык повествования многочисленные украинские слова, не затрудняя восприятие текста: “дивчина”, “парубок”, “люлька”, “свитка”, “жинка”, “каганец”, “рушник”, “кухоль”. Красочные бытовые подробности, сочные и яркие описания природы, удивительно живописные персонажи сделали “Сорочинскую ярмарку” одним из любимых произведений художников-иллюстраторов.
Николай Васильевич прославил и саму ярмарку в Сорочинцах. Она стала популярнейшим ежегодным событием, которое собирает множество туристов. Ведь так интересно прогуляться в шумной толчее, отведать вареников и встретить одного из гоголевских персонажей.