в чем смысл сказки теремок

Сказка Теремок. О чём она?

(По стопам М.Задорнова «Сказка Волк и семеро козлят. О чём она?» http://www.proza.ru/2013/03/30/966)

«Я уверен, что все русские народные сказки имеют тайный смысл!»
Михаил Задорнов

Одной из самых известных и любимых русских народных сказок является, без сомнения, «Теремок». Вряд ли вам удастся найти какой-нибудь детский сборник, где не присутствовала бы эта сказка в обработке А.Н.Толстого или пересказе М.Булатова. Также, скорей всего, тщетными будут ваши усилия в поисках родителей, не знающих и не рассказывающих эту сказку своим детям.

Однако так ли безобидна эта сказка, какой посыл может быть в ней заложен на подсознательном уровне? Давайте попробуем разобраться в тайном смысле моей любимой сказки сознательно. Ведь даже в названии её всё неслучайно!

Вы никогда не задумывались, какой национальности была Мышка-норушка в этой сказке? А ведь это яснее ясного: как она назвала свой дом? Не сарай, не палаты, не усадьба и не дворец, не хоромы, а – ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК.

Вы слышали ещё где-нибудь, в другом контексте это слово? Скорей всего нет, т.к. его употребляют в русском языке исключительно в связи с этой сказкой. Так откуда же взялось слово «терем»? Искать долго не надо – это слово мадьярское, и в венгерском языке обозначает «комната». Как и почему это слово оказалось в русской народной детской сказке? И о чём повествует нам она? Для этого – окунёмся немного в историю…

Маленький мадьярский народ, преодолев огромный путь с окраин континента в его центр, нашёл для себя уголок пустоши среди густо заселённой средневековой Европы. Народ был трудолюбив, дружелюбен и гостеприимен. Об этом явно свидетельствуют два слогокорня в названии главного персонажа: МЫшКА-норушКА. Из трудов М.Задорнова мы знаем, что «в протоиндоевропейском языке слогокорень «КА» означал «душа». В тоже время слогокорень «мы» указывает на собирательный образ персонажа, его коллективный характер. Да, по правде говоря, при всей нелюбви и отвращении к грызунам, кто откажет этим милым пушистым созданиям в чувстве многосемейственности, в упорстве и умении прогрызать себе путь в самых труднодоступных местах и стремлении быть как можно ближе к людям?

Так вот, к этому открытому и задушевному народу потянулись соседи: от пришедших вместе с мадьярами угров, до живших вблизи словаков, чехов, австрийцев, румын, поляков, сербов и иже с ними. Как говорится в сказке, к венгерской мышке-норушке присоединились вскоре: румынская лягушка-квакушка с болотистых берегов Дуная, чехословацкий зайчик-побегайчик, польская хитрющая лисичка-сестричка, ну и, конечно, австрийский волчок – серый бочок.

Долго ли, быстро ли – но образовалась в центре Европы внушительная Австро-Венгерская империя (KuK – Kaiser und Koenig, по-немецки) из примерно двадцати народов. Так и КУКовали они себе на здоровье, пели песни, жили-поживали в тесноте (европейской, относительной, конечно), но не в обиде. В-общем – дружно. И тут пришёл МЕДВЕДЬ (с какой страной в мире ассоциируется медведь – говорить, надеюсь, излишне). Завидно и стрёмно ему, т.е. ей, такой же национально-большой (но размашисто-просторной) евро-азиатской империи-пригнётышу, стало смотреть на разрастающегося под боком и богатеющего соседа. Короче, пришёл косолапый – и хана теремку (т.е. империи). Затрещала по национальным швам лоскутная империя, упала и развалилась. Только и успели повыскакивать в разные стороны распуганные обитатели теремка. Благо, что целы и невредимы остались – но не на долго: первая и вторая мировые войны больно прокатились по этим, теперь разрозненным, «разъехавшимся по национальным квартирам» народам…

Мудрая сказка, согласитесь? Ведь до сих пор нет-нет, да и норовит русский медведь залезть туда, где ему не место и ему не рады…

Мораль сей притчи такова:
Не пускай в свой дом кого ни попадя, особенно больших и с севера.
Не давай залезть себе на крышу, то бишь – на голову!
Лучше живи в мире и дружбе с мелкими евро-зверушками, такими, как сам.

/ А теперь – вариант окончания сказки в интерпретации М. Булатова /

Вот и сказочке конец! Хотя, нет – отряхнувшись и придя в себя после разгромов и погромов, трудолюбивые евро-жители принялись брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. И лучше прежнего построили! Снова приходят к его порогу и просятся на постой зверушки малого и среднего калибра со всей округи.

Чем-то обернётся для Евросоюза излишнее гостеприимство на этот раз? Хоть кто-то должен был вылезти из-под обломков и передать нужные сведения о том, что случилось не так давно, а? Вот таким вещуном, переносчиком народной истины и правды, и должен стать украинский народ. Он живёт неустроенно, в бедности, в постоянном предощущении жара очередного конфликта. И всё это, потому что очень-очень давно поверил евро-азиатскому медведю.

Источник

Подтексты и смыслы в сказке «Теремок»

Предыстория

Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.

Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.

Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:

Сказка в сборнике А.Н. АфанасьеваСказка под номером 82Сказка под номером 83Сказка под номером 84
Вид теремка«Построила муха терем»КувшинЛошадиная голова
Кто жил в теремкемуха-горюха

заюшко из-под ку́стышка

волчище серое хвостище

муха-шумиха

мышь из-за угла хмыстень

лягушка на воде балагта

заяц на поле свертень

лиса на поле краса

волк из-за кустов хап

мышка-норышка

заяц на горе увёртыш

лисица везде поскокиш

волк из-за кустов хватыш

Кто разрушил теремокмедведь толстоногиймедведь лесной гнётмедведь всех вас давишь
Как разрушил теремокспустил лапой по терему и разбил егоСел на кувшин и всех раздавилсел на голову и раздавил всех

Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.

Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.

В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».

Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.

Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.

— Я, мышка-норышка; а ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.

Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий». Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель, т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.

Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.

Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.

В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:

— Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)

Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)

— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)

Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Специфика советского понимания

Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.

Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.

Б ольше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.

Источник

в чем смысл сказки теремок. Смотреть фото в чем смысл сказки теремок. Смотреть картинку в чем смысл сказки теремок. Картинка про в чем смысл сказки теремок. Фото в чем смысл сказки теремок

Краткое содержание

Общая композиция сказки «Теремок» во всех вариантах остается неизменной: в пустое пространство — кувшин, голова лошади, дом — по очереди заселяются различные звери до тех пор, пока он не выдерживает такого количества жильцов и ломается. Самым первым вариант этой сказки записал А. Н. Афанасьев еще в 1855—1873 гг. Многие русские писатели (Е. Чарушин, М. Булатов, В. Сутеев, В. Бианки) немного меняли ее основное содержание, а в особенности окончание, оставляя неизменными значение, смысл и мораль.

в чем смысл сказки теремок. Смотреть фото в чем смысл сказки теремок. Смотреть картинку в чем смысл сказки теремок. Картинка про в чем смысл сказки теремок. Фото в чем смысл сказки теремок

Кратко план сказки можно представить так:

Сказка учит детей взаимодействовать с окружающим миром. Она повествует о взаимопомощи, о том, что надо терпимо относиться к другим, независимо от того, насколько все отличаются друг от друга. Ведь при желании все могут жить вместе и успешно взаимодействовать друг с другом. Даже враждующие в дикой природе заяц и лиса в Теремке дружелюбно сосуществуют. Однако главная идея — насколько важно обладать чувством меры.

в чем смысл сказки теремок. Смотреть фото в чем смысл сказки теремок. Смотреть картинку в чем смысл сказки теремок. Картинка про в чем смысл сказки теремок. Фото в чем смысл сказки теремок

Простота и незамысловатость этого произведения неизменно вызывают интерес у малышей самого раннего возраста. Неслучайно в детских садах она считается одной из самых популярных. Ее уникальность также в том, что, в зависимости от аудитории, ее можно рассказывать кратко либо наполнять различными персонажами и деталями для детей более старшего возраста, а также менять обстановку, где происходят все события. Не зря она рекомендована к обязательному прочтению в 1 классе и присутствует в читательском дневнике.

Эту несложную сказку можно достаточно глубоко интерпретировать. С точки зрения детской психологии, Теремок представляет собой личность ребенка, которая последовательно овладевает различными навыками. С появлением каждого героя ребенок в своем развитии переходит на следующую ступень. Со временем душа и сознание ребенка начинают представлять сложную структуру, в которой взаимодействуют все герои.

Главные персонажи

Животные в сказке подобраны неслучайно. Мышка всегда являлась ключевой фигурой в русских сказках. Стоить вспомнить, к примеру, «Курочку рябу» или «Репку». В первую очередь она искатель. Неслучайно именно она находит Теремок и первой заселяется в него. Следующий персонаж — лягушка — символизирует речевую активность (эта характеристика наиболее важна для взаимодействия с окружающим миром). Потом появляется Зайка — он очень подвижен, но при этом не лишен осторожности.

в чем смысл сказки теремок. Смотреть фото в чем смысл сказки теремок. Смотреть картинку в чем смысл сказки теремок. Картинка про в чем смысл сказки теремок. Фото в чем смысл сказки теремок

После этого приходят более крупные звери (лисичка, волк). Они по своей природе хищники, однако вполне мирно уживаются на одной территории с маленькими зверюшками. Лиса и волк как бы выводят развитие ребенка на новый уровень взросления, когда его личность становится многогранной (немного хитрой и не такой простодушной, как раньше).

Но главным событием сказки является приход медведя. Он олицетворяет собой ту самую «точку невозврата», когда общий дом уже не может вместить всех желающих и неизбежно ломается.

Анализ сказки «Теремок»

В момент прихода Медведя происходит полная перестройка личности ребенка, после которой он выходит на новый психологически осознанный уровень развития, проведя самоанализ (в этом случае реконструкция жилища, тема постройки нового Теремка).

Основную мысль повествования можно выразить так: существующий набор различных активностей преобразуется в стройную осмысленную деятельность, заданную единой целью. В этом случае это постройка нового Теремка. Все животные совместно выстраивают себе новый дом, в котором живут мирно и гармонично.

Источник

В нашем доме есть дети: Чему учит сказка «Теремок».

Сказка Теремок всем известная с детства. Добрая, легко запоминается.

Краткая история рассказанная в этой сказке.

Мышка находит теремок. Поселяется в нем. Затем пускает к себе лягушку. Вместе пускают к себе зайчика. Следующими жителями теремка становятся лисичка, а затем пускают волка. И последним приходит медведь. Просится в теремок. Его пускают. Но он не входит по размерам и разрушает его. В доброй версии они строят новый теремок размером побольше и живут дальше счастливо и весело. Ну а по другой, разбегаются.

В чем смысл сказки? Всех героев знают даже самые маленькие дети. Их поведение, образец доброжелательности и взаимопонимания. Никто никого не обижает. Все разные. Но уживаются под одной крышей. Волк не кушает зайчика, лисичка мышку. Через сказку детям передается смысл дружбы и пример взаимовыручки. Учат детей быть неравнодушными к чужой беде. Сказка учит детей жить в тесном коллективе. Делать добро другим. Заботится о друзьях, товарищах. Проявлять сострадания к обездоленным. И таким образом сказка сеет добро в детское сознание. По смыслу сказки, всех тех кого приютили, были бездомные. И русская поговорка «В тесноте, да не в обиде» прослеживается от начала и до конца сказки.

Краткое содержание

Общая композиция сказки «Теремок» во всех вариантах остается неизменной: в пустое пространство — кувшин, голова лошади, дом — по очереди заселяются различные звери до тех пор, пока он не выдерживает такого количества жильцов и ломается. Самым первым вариант этой сказки записал А. Н. Афанасьев еще в 1855—1873 гг. Многие русские писатели (Е. Чарушин, М. Булатов, В. Сутеев, В. Бианки) немного меняли ее основное содержание, а в особенности окончание, оставляя неизменными значение, смысл и мораль.

Кратко план сказки можно представить так:

Сказка учит детей взаимодействовать с окружающим миром. Она повествует о взаимопомощи, о том, что надо терпимо относиться к другим, независимо от того, насколько все отличаются друг от друга. Ведь при желании все могут жить вместе и успешно взаимодействовать друг с другом. Даже враждующие в дикой природе заяц и лиса в Теремке дружелюбно сосуществуют. Однако главная идея — насколько важно обладать чувством меры.

Простота и незамысловатость этого произведения неизменно вызывают интерес у малышей самого раннего возраста. Неслучайно в детских садах она считается одной из самых популярных. Ее уникальность также в том, что, в зависимости от аудитории, ее можно рассказывать кратко либо наполнять различными персонажами и деталями для детей более старшего возраста, а также менять обстановку, где происходят все события. Не зря она рекомендована к обязательному прочтению в 1 классе и присутствует в читательском дневнике.

Эту несложную сказку можно достаточно глубоко интерпретировать. С точки зрения детской психологии, Теремок представляет собой личность ребенка, которая последовательно овладевает различными навыками. С появлением каждого героя ребенок в своем развитии переходит на следующую ступень. Со временем душа и сознание ребенка начинают представлять сложную структуру, в которой взаимодействуют все герои.

Популярные сегодня темы

Пьеса русского писателя Фонвизина создана достаточно давно, но, к огромному сожалению, является актуальной даже сегодня. Главный герой – это шестнадцатилетний юноша из дворянской семьи по имени Митрофанушка.

Это, вообще, одна из моих любимых сказок. Да, Алиса — умница, она часто учит этих всех странных обитателей волшебной страны тому, как правильно. Но и она сталкивается с волшебством… То вдруг растет, то становится очень маленькой.

Роман описывает определённый временной отрезок, на протяжении которого меняются главные герои и внешне, и духовно. Один из них — Петя Ростов. Это пятый, самый младший ребёнок в семье

В данном великолепном произведении, наполненном патриотизмом и философской глубиной, основной мыслью является то, что любовь к родной земле способна человека совершать невероятные подвиги

Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.

Главные персонажи

Животные в сказке подобраны неслучайно. Мышка всегда являлась ключевой фигурой в русских сказках. Стоить вспомнить, к примеру, «Курочку рябу» или «Репку». В первую очередь она искатель. Неслучайно именно она находит Теремок и первой заселяется в него. Следующий персонаж — лягушка — символизирует речевую активность (эта характеристика наиболее важна для взаимодействия с окружающим миром). Потом появляется Зайка — он очень подвижен, но при этом не лишен осторожности.

После этого приходят более крупные звери (лисичка, волк). Они по своей природе хищники, однако вполне мирно уживаются на одной территории с маленькими зверюшками. Лиса и волк как бы выводят развитие ребенка на новый уровень взросления, когда его личность становится многогранной (немного хитрой и не такой простодушной, как раньше).

Но главным событием сказки является приход медведя. Он олицетворяет собой ту самую «точку невозврата», когда общий дом уже не может вместить всех желающих и неизбежно ломается.

Рукавичка

«Рукавичка» латышская сказка в переводе М. Крупниковой; записала Р. Табиня в Латгалии, 1927 г.
Жил-был старик. Однажды в стужу поехал он в лес по дрова. Захотелось старику трубку выкурить. Стал он доставать из-за пазухи трубку, табак и огниво, да и уронил рукавицу. А тут удирала муха от стужи. Видит — рукавица, залетела в нее и ну плясать на радостях. Удирала мышка от стужи, подбежала к рукавице и спрашивает: — Кто там в рукавице пляшет? — Я, сама королева-муха. А ты кто? — А я мышка-пискунишка. Пусти меня погреться. — Залезай, грейся. Заползла мышка в рукавицу и давай вдвоем с мухой плясать. Удирал зайка от стужи, увидал рукавицу, подскочил и спрашивает: — Кто в рукавице пляшет? — Я, муха-королева, да мышка-пискунишка. А ты кто? — А я зайка-трусишка. Пустите погреться. — Ладно, залезай да грейся. Зайчик залез в рукавицу, и давай все втроем плясать. Удирал волк от стужи, увидал рукавицу, подбежал и спрашивает: — Кто в рукавице пляшет? — Я, муха-королева, да мышка-пискунишка, да зайка-трусишка. А ты кто? — А я волк-корноух. Пустите погреться. — Ладно, залезай и грейся. Залез волк в рукавицу, и давай все вчетвером плясать. Удирал медведь от стужи, нашел рукавицу и спрашивает: — Кто там в рукавице пляшет? — Я, муха-королева, да мышка-пискунишка, да зайка-трусишка, да волк-корноух. А ты кто? — А я сам медведь-космач! Пустите погреться. — Ладно, залезай, грейся. Забрался медведь в рукавицу, и давай все впятером плясать. Тут откуда ни возьмись прибежал петух да как заорет: — Кукареку! А ну-ка все — бегом! Перепугались плясуны и ну толкаться, из рукавицы выбираться. Разбежались кто куда: муха в королевский дворец, мышка под пол, зайка в овсы, волк в кусты, а медведь в лес. Разодрали старикову рукавицу. Так старик и по сей день об одной рукавице ходит. Смотрите также: «Снеговик» Ганс Христиан Андерсен

Анализ сказки «Теремок»

В момент прихода Медведя происходит полная перестройка личности ребенка, после которой он выходит на новый психологически осознанный уровень развития, проведя самоанализ (в этом случае реконструкция жилища, тема постройки нового Теремка).

Основную мысль повествования можно выразить так: существующий набор различных активностей преобразуется в стройную осмысленную деятельность, заданную единой целью. В этом случае это постройка нового Теремка. Все животные совместно выстраивают себе новый дом, в котором живут мирно и гармонично.

в чем смысл сказки теремок. Смотреть фото в чем смысл сказки теремок. Смотреть картинку в чем смысл сказки теремок. Картинка про в чем смысл сказки теремок. Фото в чем смысл сказки теремок в чем смысл сказки теремок. Смотреть фото в чем смысл сказки теремок. Смотреть картинку в чем смысл сказки теремок. Картинка про в чем смысл сказки теремок. Фото в чем смысл сказки теремок в чем смысл сказки теремок. Смотреть фото в чем смысл сказки теремок. Смотреть картинку в чем смысл сказки теремок. Картинка про в чем смысл сказки теремок. Фото в чем смысл сказки теремок в чем смысл сказки теремок. Смотреть фото в чем смысл сказки теремок. Смотреть картинку в чем смысл сказки теремок. Картинка про в чем смысл сказки теремок. Фото в чем смысл сказки теремок в чем смысл сказки теремок. Смотреть фото в чем смысл сказки теремок. Смотреть картинку в чем смысл сказки теремок. Картинка про в чем смысл сказки теремок. Фото в чем смысл сказки теремок

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Сказка Теремок возглавляет рейтинг самых популярных сказок для малышей. Добрая поучительная сказка с повторами, которые так любят маленькие дети, легко запоминается и дарит много положительных эмоций. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Кто автор сказкиКраткое содержание сказкиАнализ сказкиМораль сказкиПословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Теремок: (word) – (pdf)

Краткое содержание сказки

Посреди поля стоял теремок. Поселилась в нем мышка, к ней попросилась жить лягушка, потом прибежал зайка. Лисичка увидела теремок, захотела в нем жить. Друзья и ее к себе взяли. Потеснились обитатели теремка – пустили к себе и волка. Набрел на теремок медведь, тоже захотел в теремке жить, только места для него не оказалось. Решили, что косолапый поселится на крыше. Сел медведь сверху на теремок – теремок развалился. Стали звери вместе новый строить. Новый теремок получился прочнее и краше. Живут в нем теперь все звери в дружбе и согласии. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Терем мухи

Сборник Афанасьева, № 84. Записано в Московском уезде.

Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка [от слова «нора»] и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове. Пришла лягушка-квакушка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка; а ты кто?» — «А я лягушка-квакушка». — «Ступай ко мне жить». Вошла лягушка, и стали себе вдвоем жить. Прибежал заяц: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка, да лягушка-квакушка; а ты кто?» — «А я на горе увертыш». — «Ступай к нам». Стали они втроем жить.

Прибежала лисица: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш; а ты кто?» — «А я везде поскокиш». — «Иди к нам». Стали четверо жить. Пришел волк: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш; а ты кто?» — «А я из-за кустов хватыш». — «Иди к нам». Стали пятеро жить. Вот приходит к ним медведь: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш». — «А я всех вас давишь!» — сел на голову и раздавил всех.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

По жанровой направленности произведение является детской народной сказкой, рассказывающей о животных.

Персонажами сказки являются зверюшки в виде традиционных действующих лиц русских народных сказок (зайца, мышки, лягушки, лисы, медведя), которые знакомы всем маленьким читателям, а поведение животных при определенных обстоятельствах представляет собой пример доброжелательных и искренних взаимоотношений, демонстрирующих дружбу, взаимовыручку, понимание и согласие в решении важных вопросов.

Отличительной особенностью произведения является отсутствие описания характерных черт героев сказки в виде заячьей трусости, лисьей хитрости, лягушачьей жадности, за исключением медвежьей неуклюжести.

Своеобразие сказки заключается в использовании фольклорных названий героев в виде мухи-горюхи, комара-пискуна, лисички-сестрички.

В сказке поднимаются важные вопросы, возникающие в человеческой жизни, в виде проявления зависти, чувства меры, преодоления конфликтной ситуации и решения непреодолимых проблем.

Как и всякое сказочное произведение «Теремок» имеет собственную мораль, заключающуюся в народной поговорке о том, что лучше жить в тесноте, но без обид. Тем самым смысл сказки выражается в необходимости обучения детей коллективному общению, проявлению заботы об окружающих, оказанию помощи близким людям.

Терем мухи

«Терем мухи» сборник Афанасьева, № 82. Записано в Арханг. губ. А. Харитоновым.

Построила муха терем; пришла вошь-поползуха: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Муха-горюха; а ты кто?» — «Я вошь-поползуха». Пришла блоха-попрядуха [От слова «прядать» — прыгать, скакать.]: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, да вошь-поползуха». Пришел комар долгоногий: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха». Пришла мышечка-тютюрюшечка: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я комар долгоногий».

Пришла ящерка-шерошерочка: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка». Пришла лиса Патрикеевна: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка». Пришел заюшко из-под кустышка: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка, я, лиса Патрикеевна».

Пришел волчище серое хвостище: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка, я, лиса Патрикеевна, я, заюшко из-под кустышка». Пришел медведь толстоногий: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка, я, лиса Патрикеевна, я, заюшка из-под кустышка, я, волчище серое хвостище». Все из терема: «А ты кто?» — «Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш!» — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его.

Сюжет

Среди большого поля стоит пустой домик в форме теремка. Однажды возле теремка появляется мышка-норушка и, обнаружив, что теремок пустует, решает поселиться в нем.

Через некоторое время на пороге домика возникает лягушка-квакушка и мышка зовет ее жить вместе.

Но в один момент в двери теремка стучится Михаил Потапыч и тоже просит поселить его вместе с другими зверями. Жители теремка соглашаются, но медведь оказывается таких больших размеров, что не проходит в дверь. Мишка забирается на крышу теремка и домик сразу же разваливается.

Но поскольку звери являются дружными и доброжелательными, они тут же принимаются за работу и воздвигают новый, большой и красивый теремок, в котором есть месть для каждого из них.

Сказка демонстрирует маленьким читателям о сопереживании, доброте, дружбе, взаимовыручке, ответственности. На примере образов лесных зверюшек показывается возможность преодоления любых трудностей при сплоченности коллектива.

Другие сочинения:← Анализ сказки Гаршина Жаба и роза↑ ДругиеАнализ сказки Андерсена Снежная королева →

Несколько интересных сочинений

Русские народные сказки – это самые первые произведения, с которыми дети начинают знакомиться.

«Теремок» – сказка, где главными героями являются животные. Существует несколько вариантов сказки. В данной разработке рассматривается сказка со счастливым концом. Дружно, сообща герои строят новый просторный дом, в котором вмещаются все животные, в том числе и медведь.

Приведу порядок работы с текстом на уроке или занятии внеурочной деятельности с обучающимися. Кроме этого к каждому заданию дан комментарий:

Комментарий. Данное задание необходимо предложить обучающимся для того, чтобы доказать, что изучаемое произведение относится к жанру сказка. К признакам обучающиеся могут отнести:

Некоторые из этих признаков ученики сразу не смогут указать, тогда нужно вернуться к этому заданию после анализа сказки. Ученики могут указать и другие признаки, но в данной сказке нет традиционного зачина и концовки, архаизмов и др.

Комментарий. Данное задание формирует умение объяснять лексическое значение слова. После объяснения школьники понимают, что в сказке теремок является домом для животных, которые собрались «под одной крышей». Учитель делает акцент на этом выражении. «Жить под одной крышей» – это значит жить в одном доме, в одной квартире (про людей). После этой работы учитель предлагает обучающимся приём «Ассоциативный куст».

Об основах работы с текстом можно на вебинаре “Функциональное чтение”.

Комментарий. Обычно дом ассоциируется со словами: мир, покой, радость, уют, родина, тепло, забота, комфорт, безопасность, защита, семья и др. Этот приём помогает детям осознать, что теремок стал для всех животных настоящим домом. Ученики могут работать сначала самостоятельно, а затем в парах или группах. Данная работа является необходимым этапом перед анализом и выявлением главного смысла сказки. К написанным словам следует вернуться после анализа сказки. Это нужно для того, чтобы ребята дополнили свой список другими важными словами. Возможно, какие-то слова, написанные в начале урока, они вычеркнут.

Комментарий. Данное задание стимулирует словесно-образное мышление, учит ребёнка излагать свои мысли. Целесообразно выполнить задание с разрезными карточками, поскольку располагая карточки в нужном порядке, ребёнок будет восстанавливать цепочку событий. Кроме этого обучающимся наглядно будет видно, что каждый раз в теремок просится более крупное животное. Следует обратить внимание, что у этих животных свои особенности. Под крышей теремка собираются разные животные и живут в нём в мире и согласии.

Что этим хотел показать народ в сказке?

Во-первых, в одном доме, под одной крышей уживаются очень разные животные. Например, заяц мирно уживается с волком, а мышка с лисой.

Во-вторых, сказка учит помогать друг другу, каждому приходящему и просящему о помощи.Таким образом русский народ через сказку учил своих детей дружбе и взаимовыручке.

Комментарий. При выполнении задания нужно акцентировать внимание обучающихся на размер теремка. В сказке ничего об этом не сказано, но художник показал его очень маленьким. Детям не совсем понятно, как смогли волк и лиса там разместиться? Но это ещё раз доказывает суть данной сказки, которая может быть заключена в поговорке «В тесноте, да не в обиде!». Каждый раз теремок проявляет какие-то чудесные свойства и вмещает крупных животных.

Комментарий. Медведя на Руси считали хозяином леса. Это самый крупный и сильный зверь. Ему противостоять никто не может, только другой медведь. Но М. Булатов, автор обработок текстов русских народных сказок, изменил данный стереотип и изобразил доброго медведя, который хочет подружиться с остальными героями сказки. Медведь не проявляет агрессии к жителям теремка, не хочет причинить им вреда. Если в других сказках медведь называет себя «лесной гнёт», «тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш», то в этой интерпретации он «косолапый». На это тоже нужно обратить внимание обучающихся, ещё раз подчеркнуть, что медведь случайно ломает теремок, его обитатели все остаются живыми.

Комментарий. Подобное задание часто встречается и в учебниках литературного чтения, и в проверочных работах. Часто в пословице или поговорке заключена главная мысль произведения. В ходе выполнения данного задания ученик должен проанализировать каждую, объяснить смысл и выбрать ту, которая подходит к данному произведению.

Полезный вебинар для учителей “Функциональное чтение в работе с детьми-инофонами и детьми-билингвами”

Комментарий. В ходе выполнения данного задания ученик ещё раз анализирует и выделяет главное.

Кто и как придумал первую сказку, мы не знаем. Но это совсем неважно для наших учеников. Главное построить образовательный процесс таким образом, чтобы каждый из них понял самую суть даже самой распространённой и известной сказки.

Другие статьи автора

в чем смысл сказки теремок. Смотреть фото в чем смысл сказки теремок. Смотреть картинку в чем смысл сказки теремок. Картинка про в чем смысл сказки теремок. Фото в чем смысл сказки теремок
Теремок
— русская народная сказка, которую можно читать полностью рассматривая красивые картинки или слушать онлайн. Здесь вы найдете краткое содержание, узнаете, какова ее главная мысль и чему она учит. Для чтения по ролям или сценки очень удобно скачать текст в форматах PDF или DOC, а потом распечатать. Сказка Теремок отличный вариант для постановки детского спектакля в детском саду.
Краткое содержание
сказки Теремок: Мышка – норушка увидела в поле Теремок и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок. Увидел Теремок Медведь косолапый, и стал тоже проситься в избушку, в домике уже не было места, и он полез на крышу. Теремок развалился. Но звери не стали отчаиваться, и все вместе построили новый дом, лучше прежнего.
Главная мысль
сказки Теремок в том, что в добром коллективе всем хватит места, и если случится трудная ситуация, вместе сообща будет проще и веселее ее решать.
Сказка Теремок учит
дружбе, гостеприимству, взаимовыручке, сплоченности. К сказке подходят пословицы: «В тесноте, да не в обиде», «Вместе мы сила», «Где дружба и совет, там и свет».
Аудиосказка
Теремок добрая и поучительная для самых маленьких детей. Сказку про Теремок можно слушать онлайн или скачать на свое устройство в формате MP3 бесплатно. МорозкоМаша и медведь

Характеристика произведения

Поучительная история показывает ребятам, насколько важно вовремя оказать помощь и проявить заботу об окружающих. На примере знакомых с детства животных она доказывает важность дружбы, взаимовыручки, своевременно сделанных добрых дел. Анализ в читательском дневнике можно выполнить по плану:

в чем смысл сказки теремок. Смотреть фото в чем смысл сказки теремок. Смотреть картинку в чем смысл сказки теремок. Картинка про в чем смысл сказки теремок. Фото в чем смысл сказки теремок

Воспитательное послание сказки многогранно. Она повествует о сочувствии и дружелюбии. Звери, которые уже живут в теремке, приглашают бездомных обитателей леса к себе. Каждый из персонажей имеет свои привычки и характер. Однако герои могут существовать вместе. Даже трусливый заяц живет по соседству с лисой и волком, что в природе невозможно. В теремок хочется всем. Однако его обитатели не смогли соблюсти чувства меры, из-за чего происходит разрушение их жилища.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *