в чем смысл сказки русалочка

Анализ Андерсеновской русалочки с точки зрения психологии

На одном сайте из вымышленной героини вообще святую мученицу сделали.

в чем смысл сказки русалочка. Смотреть фото в чем смысл сказки русалочка. Смотреть картинку в чем смысл сказки русалочка. Картинка про в чем смысл сказки русалочка. Фото в чем смысл сказки русалочка

«Почитайте анализ сказки с точки зрения профессионального психолога и психотерапевта и узнайте, что такое «русалочьи отношения ©»
Русалочка… нежная морская красавица, с легкой руки Диснея ставшая кумиром тысяч девчонок. Романтическая история, покоряющая сердца всё новых поколений. Устрой соцопрос на улице, спроси – о чем эта сказка? – и девять из десяти опрошенных скажут: «о любви».
А так ли это на самом деле?

Давайте разбираться. И, прежде всего, отложим в сторону диснеевский вариант. По той причине, что тезис «Дисней=Хэппи-энд» — это альфа и омега корпорации. Иного просто не бывает, как бы этот «хэппи энд» не противоречил объективной реальности. Обратимся к первоисточнику.
Проблемы родом из сказочного детства

И мы начнем, конечно же, с детства нашей героини. Русалочка Андерсена была тихой, задумчивой, мечтательной. Любила слушать рассказы бабушки о неведомом – о жизни на земле. То, что было рядом, было скучно и не особо интересно. Даже свой садик (у каждой принцессы-русалочки был свой садик, в котором они вольны были делать, что хотят) она оформила в духе воплощения далекой мечты – клумба в форме солнца и мраморная фигурка мальчика. Ничего от окружающей реальности! Короче говоря, наша героиня проводила время, преимущественно, в мечтах о будущем, забывая о настоящем. Ну как не вспомнить тут поистине волшебные слова другого известного всему миру книжного героя – Альбуса Дамблдора: «Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни.»
Объективно говоря, мечта попасть на поверхность была вполне реальной – лишь до 15 лет принцессам-русалочкам не дозволялось подниматься из морских глубин, а по достижении пятнадцатилетнего возраста им предоставлялась полная свобода. Все принцессы-русалки мечтали в первый раз попасть на поверхность, но младшей пришлось ждать дольше всех, выслушивать восторженные рассказы старших и ещё больше и дольше распалять свою тоску по неизведанному.
Вот она – благодатная почва, на которой в дальнейшем выросло то, что выросло. Уход от реальности в мечты, постоянное ощущение того, что «тут» — все не так, а где-то «там» будет непременно по-другому и непременно намного лучше.
Ещё один важный момент: Русалочка росла без матери. Девочка, которой не хватило материнской любви, нежности, заботы и принятия, вырастает со страстной тоской по любви, в ожидании огромной и светлой любви.

Мечта Русалочки сбывается?

У сестер Русалочки первоначальная эйфория от «той жизни» прошла достаточно быстро. Не в последнюю очередь потому, что они и в детстве были довольны подземным миром, находили в нём массу интересных занятий. Получив позволение плавать где угодно, они скоро пресытились новизной и стали говорить, что дома всё равно лучше.
Но вот пришел и Русалочкин черед – ей исполнилось пятнадцать и – сбывается её мечта! Выстраданная годами создания собственной иллюзии. Ей разрешают подняться на поверхность. Что бы ни произошло сейчас, что бы она не увидела, будет ею воспринято, как упоительное, как очаровательное, как волшебство – таков её внутренний настрой. Она готова влюбиться – пока не знает во что или в кого, но все её существо жаждет любви.
И вот – первая рэперная точка сказки. Появление принца. Ах, как он хорош и ловок, как мил и черноволос! Впрочем, если бы корабль с принцем мирно уплыл, все ещё могло обойтись. Но – и это уже предвидеть никто не мог – разражается буря и корабль гибнет. Спасая принца, Русалочка обнаруживает, что он чем-то похож на мраморного мальчика, которым она в далёком детстве, украсила свой садик. Щёлк! – срабатывает ещё один триггер. Вот же оно — «воплощение» детской мечты… основанное лишь на внешнем сходстве!
А как романтично было вытащить принца из лап неминуемой смерти! А сколько каждый из нас может вспомнить случаев, когда женщина «спасает» мужчину – от чего бы то ни было неприятного – а спасаемый, как только обретает под ногами твёрдую почву, моментально забывает о своей спасительнице и … выбирает другую женщину! Ему и в голову не приходит хоть как-то заценить то, что было для него сделано. На что только не идут «спасительницы» — берут на себя кредиты, продают свои квартиры и машины, врут всем окружающим, что «он болен», когда он лежит пластом после пьянки, уверяют, что «упали с лестницы», получив фингал под глаз… Результат? Женщина остается и без мужика, и без денег… и без себя.
Так и принц, как мы знаем, никогда не оценит то, что было сделано для него Русалочкой.
И нам остается только резюмировать: любовь в данном случае была плодом её собственных мечтаний, а не выращена на основе реальных взаимоотношений. Русалочка не знала ровно ничего об этом человеке, кроме того, что он хорош собой, он из того мира, в который она с детства мечтала попасть – неопытной, мечтательной душе этого достаточно, чтобы вспыхнуть и окончательно перестать воспринимать реальность. В психологической терминологии это называется «ошибочным брачным выбором».

Могла ли Русалочка жить в браке?

Впрочем, бедная жертва ещё пытается барахтаться и трепыхаться – советуется с сёстрами, с бабушкой. Возможно мать могла бы дать добрый, мудрый совет и поддержку подрастающей дочери? В сказке о ней – ни слова. Можно предположить, что она умерла, когда Русалочка была совсем крошкой, может быть, в родах – именно поэтому старшие сестры совсем иные, они успели напитаться материнской любовью.
Русалочка росла не только без матери. Ей не хватает и любви со стороны отца. Отец занят, он принимает материальное благосостояние за проявление любви. Так часто бывает, когда мужчина считает, что раз обеспечил, то уже всё сделал для семьи. Кроме того, рядом с бабушкой не было дедушки. А значит, Русалочка совершенно не представляла себе нормальных повседневных отношений в браке. И это – ещё одна причина, по которой «брачный выбор» был совершен неверно.
Бабушка стара, но адекватно воспринимает реальность. Бабушка предупреждает, что у Русалочки и принца – абсолютно разные жизненные ценности, разные представления о прекрасном и безобразном (на примере рыбьего хвоста). Вряд ли они найдут общий язык. Мудрость старой русалки, увы, пропадает втуне.
Следующий шаг Русалочки – поход к морской ведьме. Она пошла к ней, хоть и боялась. Надежда на несбыточное заставила её преодолеть страх перед ведьмой, но – если бы она использовала этот запал, эти душевные силы на то, чтобы прислушаться к мнению бабушки, преодолеть влечение! Шансы спастись у Русалочки ещё есть, но они тают, тают с каждой секундой.…
С точки зрения психолога это выглядит так: ещё есть силы и энергия, но расходуются они непродуктивно. Да и кто в здравом уме и твёрдой памяти пойдёт к ведьме?

У Русалочки нет права голоса. Колдунья вместо психотерапевта

Обычно мысли «пойти к колдунье», «бабке», «сделать приворот» появляются тогда, когда женщина реально нуждается в помощи психотерапевта. Когда она, вместо того, чтобы разобраться в себе и своих потребностях, летит как мотылек на огонь ею же выдуманной иллюзии. Когда есть иллюзия и желание изменить мир, обстоятельства, другого человека.
Ведьма предупредила Русалочку открыто и честно: дескать, глупости затеваешь, себе же на беду. Но и этот звоночек прошел впустую.
Символично, что Русалочка отдает за возможность получить ножки — самое ценное, что у нее есть – голос. А значит, возможность заявить о себе, о своих потребностях, выразить согласие или несогласие, общаться с другими существами – людьми и обитателями подводного мира.
Добровольно отдаёт именно то, что забирает у своей жертвы каждый перверзный нарцисс – возможность делиться с другими своими бедами, просить совета, говорить о своём состоянии.
Именно голос – не физически, но это не менее страшно – отдаёт женщина в разрушающих отношениях. Становится молчаливой тенью, системой жизнеобеспечения семьи, которую никто не воспринимает как личность. Всё сносит, не возражает, не протестует… вплоть до физической смерти.
Парадокс в том, что без «голоса» – отношений быть не может. Отношения – это обоюдный процесс. Обе стороны должны иметь равную возможность говорить о своих чувствах, желаниях, планах, целях, ценностях. Обе стороны должны и давать, и получать. Если нет голоса, если женщину не слышат – отношений, как таковых, не будет. Парадокс ситуации заключается в том, что возможность быть рядом с мужчиной, ну хоть иногда, многие женщины считают отношениями.

Счастье невозможно на фундаменте отказа от себя. Истинные ценности в отношениях

Русалочка принимает желаемое за действительное

Убей последнюю надежду как этап взросления из русалочьих отношений

Так о чем же сказка Андерсена «Русалочка»?

Источник

Чему учит сказка Русалочка Андерсена

Ответ или решение 2

в чем смысл сказки русалочка. Смотреть фото в чем смысл сказки русалочка. Смотреть картинку в чем смысл сказки русалочка. Картинка про в чем смысл сказки русалочка. Фото в чем смысл сказки русалочка

в чем смысл сказки русалочка. Смотреть фото в чем смысл сказки русалочка. Смотреть картинку в чем смысл сказки русалочка. Картинка про в чем смысл сказки русалочка. Фото в чем смысл сказки русалочка

Мораль сказки Русалочка Ганса Христиана Андерсена

Сказку «Русалочка» можно трактовать двояко.

С одной стороны, эта сказка учит:

А с другой стороны, она учит тому, что нельзя обращаться за помощью к черным силам, ведь ничего хорошего из этого не получается. Это показано на примере Русалочки.

Русалочка спасла принца и искренне полюбила его. Ради любимого человека она готова была пойти на любую жертву, не думая о себе. Она отдала злой ведьме свой красивый голос, а получила взамен ноги и пошла с любимым. Она прошла через физическую боль, ей было больно ходить, она ступала на песок, как на лезвие ножа, но терпела. Русалочка была счастлива только от того, что находится, наконец, рядом с ним, с ее принцем, но ее чувства остались безответными, принц полюбил ее как сестру. Он ничего о ней не знал, а Русалочка, безмолвно смотрела на него и не могла ничего сказать, не могла поведать о том, что это она спасла его, о том, на какие жертвы она пошла, чтобы встретится с ним. Она жила рядом с принцем и не знала, что скоро наступит конец ее сказке.

Трагизм сказки Русалочка

Сердце Русалочки разрывалось на части, когда он встретил и полюбил другую. Эта девушка больше всего была похожа на ту, которая его спасла и не дала утонуть. Он хранил в сердце образ Русалочки и не знал, что она рядом, а она не могла ничего сказать, потому что отдала свой голос черным силам.

Эта детская сказка рассказывает детям совсем о не детских чувствах, показывает, какой бывает настоящая любовь: чистая, светлая, бескорыстная. Эта сказка учит, что если человек любит по-настоящему, он никогда не совершит преступление, он быстрее принесет себя в жертву во имя любви.

Источник

«Русалочка», анализ сказки Андерсена

История создания

Сказка «Русалочка» была написана в 1837 г. и вошла в сборник «Сказки, рассказанные детям». Это одна из самых популярных сказок Андерсена, по которой снято множество мультфильмов и фильмов. Статуя русалочки стала символом Копенгагена.

Литературное направление и жанр

Сказка «Русалочка» напоминает по сюжету волшебную сказку, в которой герой с помощью волшебных предметов и помощников достигает своей цели, а всё заканчивается обычно свадьбой. Но в сказке свадьбы не происходит, и становится понятным, что главная цель русалочки – не выйти замуж за принца, а обрести бессмертную душу. В этом смысле у сказки хороший конец, потому что у русалочки есть надежда. Такой поворот сюжета сближает сказку с притчей, к тому же в конце содержится скрытое поучение для маленьких читателей: если дети будут достойными своих родителей и радовать их, то срок испытания дочерей воздуха сокращается. Такое прямое морализаторство не было характерно для произведений 19 в. и подверглось критике рецензентов.

Русалочка – настоящая романтическая героиня. В отличие от других морских обитателей, она чувствует себя чужой в спокойном подводном царстве и мечтает жить среди людей. Русалочка жаждет высокого, необычного, она готова идти ради этого на любые жертвы и даже принести в жертву себя.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема сказки – цель человеческой жизни. Русалочка – это не человек, хотя на него очень похожа. И дело не в рыбьем хвосте, а в том, что она, как читатель-ребёнок, хочет быть хорошей, но идёт к своей цели интуитивно, оступаясь и ошибаясь. Одну за другой она отвергает жизненные ценности: семья, покой и богатство, родственные связи, долг. Кажется, что главная жизненная цель русалочки – это любовь. Наверное, это действительно так, но русалочка отказывается от супружеского счастья, познав жертвенную любовь. Может быть, поэтому она не погибает, а превращается в одну из дочерей воздуха. Основная мысль сказки и состоит в том, что бессмертная душа стоит любых земных страданий, долгих дней тяжёлой жизни.

Основная проблема детской сказки религиозно-философская, но именно для решения таких проблем и существуют сказки. В сказке также поднимаются психологические проблемы. Читатель наблюдает, как русалочку переполняют противоречивые чувства и эмоции по отношению к принцу и его жене, как она справляется с ними.

Сюжет и композиция

Сказка начинается с описания подводного царства и дворца морского царя, где жила русалочка. Андерсен подчёркивает, что подводный мир отличается от земного: там другие растения и животные, другие жители и порядки. Это «тот свет», «тридевятое царство» волшебной сказки, место, где обитают души умерших. Недаром люди могут попасть в этот мир только мёртвыми.

Подводное царство – обращённый и искажённый земной мир. Его законы пародируют земные. Например, вельможи как знак отличия могут носить на хвосте шесть устриц, а вдовствующая королева вопреки закону носит целую дюжину (12). Жители подводного царства подражают людям, стремятся быть похожими на них. Шесть принцесс украшают свои клумбы тем, что падает с кораблей. Бабушка рассказывает внучкам о жизни на земле совсем так же, как нашим детям бабушки рассказывают сказки о волшебных мирах.

Мир волшебной сказки часто отражает обряд инициации – взросления героя. Именно поэтому герой или героиня попадают в подводный или подземный мир (мир предков) и проходят там ряд испытаний, после которых считаются взрослыми. В подводном царстве 15-летние русалки, наоборот, впервые попадают на поверхность моря и знакомятся с миром людей. Очевидно, это делается для того, чтобы они осознали, что, хотя земной мир привлекателен и интересен, но свой мир привычнее и спокойнее: «Везде хорошо, а дома лучше». Такой вывод делают 5 старших сестёр, но не русалочка.

Она с первого взгляда влюбляется в принца и спасает его во время кораблекрушения. Русалочка переживает первое разочарование, ведь принц не знает, кто его спасительница.

Узнав от бабушки, что русалка может обрести бессмертную душу, русалочка решается обратиться к морской ведьме. Все её несчастья начинаются с того, что она неправильно понимает слова бабушки. Она слышит то, что хочет услышать, ведь не она должна была полюбить принца больше отца и матери, а он её! Русалочка делает ложный вывод о том, что перенесённые страдания дадут ей бессмертную душу.

Для обретения души русалочка проходит ряд испытаний. Она подвергается опасности по пути к дому морской ведьмы: бурлящие водовороты, пузырящийся ил, который ведьма называла торфяным болотом, душащие полипы. Русалочка получает волшебный напиток, который сделает её прекрасной девушкой, но за это платит двойную цену: ведьме она отдаёт прекрасный голос, а вместе с красивыми ножками получает боль, ступает, «как по острым ножам».

Получается, что вместо одного, русалочьего, дара русалочка получает другой, вместо умения петь – умение танцевать, как не танцевал ещё никто. Но этот же дар доставляет ей невыносимые физические страдания, которые являются только тенью душевных страданий. С честью пережив выпавшие на её долю испытания, русалочка не умирает, а превращается в одну из дочерей воздуха. Это не только переход в другое физическое состояние (водяное стало воздушным), но и приближение к истинной цели – бессмертной душе, которую бывшая русалочка может заслужить через 300 лет.

Герои

Русалки – дочери морского царя, но сам Андерсен назвал своих подводных героинь морскими девами.

Его героини имеют что-то общее с сиренами, чьи голоса слышали моряки и, подплыв ближе, разбивались о скалы. Слово «русалочка» появилось при переводе на русский язык. Действительно, «маленькая морская дева» звучит чудовищно, а русалки – существа славянской мифологии, хоть и обладающие другими качествами.

Главная героиня, русалочка, – младшая из шести дочерей морского царя, «нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами». Она была странным ребёнком, тихим и задумчивым. Русалочка украсила свою клумбу с красными цветами мраморной статуей упавшего с затонувшего корабля мальчика – прообраз его будущего возлюбленного.

Русалочка любила слушать рассказы бабушки о жизни на земле, её больше других сестёр тянуло на поверхность моря. Русалки должны жить 300 лет и наслаждаться безмятежностью. Они равнодушны к судьбам людей. Например, пять старших сестер любили в бурю наблюдать за людьми на тонущих кораблях, пели им о чудесах подводного царства. Но русалочка хочет принять деятельное участие в земной жизни. Она не умеет плакать, но умеет любить. Поэтому она знает, что очень полюбит земной мир и людей в нём.

Но сначала русалочка полюбила одного человека – принца, украдкой наблюдая за ним. Она полюбила и мир людей. Её стремление к этому миру напоминает стремление благочестивого человека к Небесам.

Русалочка не поняла, что, утратив голос, она не сможет объясниться с принцем и рассказать ему ни о своей любви, ни о том, что спасла его. Несмотря на то, что русалочка по рождению принцесса, что она стала человеком, она не равна принцу, занимает подчинённое положение. Его отношение к ней дружеское и родственное, сродни отношению к любимой собаке. Принц называл её «маленьким немым найдёнышем с говорящими глазами» и позволял спать на бархатной подушке у его двери. Он любил её «как милое, доброе дитя», а не как невесту. И немудрено, ведь русалочка говорила только глазами.

В земной жизни русалочка переживает испытания. Принц находит спасшую его девушку, оказавшуюся принцессой, и женится на ней. Русалочка обречена превратиться в морскую пену с первым лучом солнца. Но её ждёт ещё одно, последнее испытание: она отвергает последнюю возможность спастись, не убивает принца ножом, за который её сёстры отдали свои прекрасные волосы. Это не просто человеческий поступок, но поступок личности, достойной вечно жизни.

Поэтому русалочка становится дочерью воздуха и может заслужить бессмертную душу добрыми делами. Русалочка дважды переживает метаморфозу. Она обретает человеческий облик, но не душу, и её судьба зависит от воли человека, которого она любит. Но превратившись в дочь воздуха, Русалочка сама может заслужить вечность на Небесах. Она даже получат возможность плакать. Ведь в воздухе слёзы могут стать живительными каплями воды, а в море вода не видна.

Принц представляет собой человека, не умеющего, в отличие от русалочки, слушать голос своего сердца. Он любит девушку, которая, как он думает, спасла его. Эта девушка первой подошла к вытащенному русалочкой на берег потерявшему сознание принцу. Русалочка напоминает ему ту девушку. Очевидно, потому, что в его помрачённом сознании смешались два образа.

Художественное своеобразие

Сказка «Русалочка» чуть ли не впервые в мировой литературе делает читателя участником описанных событий. Этот приём стали использовать только в конце 20 века. Но Андерсен именно маленьких читателей призывает сократить срок испытания дочери воздуха, бывшей русалочки, для обретения вечной души.

Сравнения в сказке сопоставляют два мира, с помощью земных образов объясняют образы морские. Вода сравнивается с синими лепестками васильков и прозрачным стеклом, бурлящие водовороты напоминают воду под мельничными колёсами. Рыбки вплывают в открытые окна, как у нас влетают ласточки, а сама русалочка сравнивается с пузырьком воздуха, такая она лёгкая.

Сказка «Русалочка» очень иронична. Андерсен посмеивается над «высшим обществом», внимания которого он был удостоен. Высшим светом бабушка русалочки называет весь земной мир.

Источник

Анализ сказки «Русалочка» Андерсена. Русалочьи отношения

Анализ сказки «Русалочка» Андерсена. Русалочьи отношения

Мне, Марии Кудрявцевой, нравится сказка Г.Х.Андерсена «Русалочка».
Однако я уверена, что это сказка не только для детей… Поэтому почитайте анализ сказки с точки зрения профессионального психолога и психотерапевта и узнайте, что такое «русалочьи отношения ©»

Русалочка… нежная морская красавица, с легкой руки Диснея ставшая кумиром тысяч девчонок. Романтическая история, покоряющая сердца всё новых поколений. Устрой соцопрос на улице, спроси – о чем эта сказка? – и девять из десяти опрошенных скажут: «о любви».

А так ли это на самом деле?

Давайте разбираться.
И прежде всего отложим в сторону диснеевский вариант. По той причине, что тезис «Дисней=Хэппи-энд» — это альфа и омега корпорации. Иного просто не бывает, как бы этот «хэппи энд» не противоречил объективной реальности. Обратимся к первоисточнику.

Проблемы родом из сказочного детства

И мы начнем, конечно же, с детства нашей героини.
Русалочка Андерсена была тихой, задумчивой, мечтательной. Любила слушать рассказы бабушки о неведомом – о жизни на земле. То, что было рядом, было скучно и не особо интересно. Даже свой садик (у каждой принцессы-русалочки был свой садик, в котором они вольны были делать, что хотят) она оформила в духе воплощения далекой мечты – клумба в форме солнца и мраморная фигурка мальчика. Ничего от окружающей реальности!

Короче говоря, наша героиня проводила время преимущественно в мечтах о будущем, забывая о настоящем. Ну как не вспомнить тут поистине волшебные слова другого известного всему миру книжного героя – Альбуса Дамблдора:

Нельзя цепляться за мечты и сны,
забывая о настоящем, забывая о своей жизни.

Объективно говоря, мечта попасть на поверхность была вполне реальной – лишь до 15 лет принцессам-русалочкам не дозволялось подниматься из морских глубин, а по достижении пятнадцатилетнего возраста им предоставлялась полная свобода. Все принцессы-русалки мечтали в первый раз попасть на поверхность, но младшей пришлось ждать дольше всех, выслушивать восторженные рассказы старших и ещё больше и дольше распалять свою тоску по неизведанному.

Вот она – благодатная почва, на которой в дальнейшем выросло то, что выросло. Уход от реальности в мечты, постоянное ощущение того, что «тут» — все не так, а где-то «там» будет непременно по-другому и непременно намного лучше.

Ещё один важный момент: Русалочка росла без матери. Девочка, которой не хватило материнской любви, нежности, заботы и принятия, вырастает со страстной тоской по любви, в ожидании огромной и светлой любви.

Мечта Русалочки сбывается?

У сестер Русалочки первоначальная эйфория от «той жизни» прошла достаточно быстро. Не в последнюю очередь потому, что они и в детстве были довольны подземным миром, находили в нём массу интересных занятий. Получив позволение плавать где угодно, они скоро пресытились новизной и стали говорить, что дома всё равно лучше.

Но вот пришел и Русалочкин черед – ей исполнилось пятнадцать и – сбывается её мечта! Выстраданная годами создания собственной иллюзии. Ей разрешают подняться на поверхность. Что бы ни произошло сейчас, что бы она ни увидела, все будет ею воспринято как упоительное, как очаровательное, как волшебство – таков её внутренний настрой. Она готова влюбиться – пока не знает во что или в кого, но все её существо жаждет любви.

И вот – первая рэперная точка сказки.
Появление принца. Ах, как он хорош и ловок, как мил и черноволос! Впрочем, если бы корабль с принцем мирно уплыл, все ещё могло обойтись. Но – и это уже предвидеть никто не мог – разражается буря и корабль гибнет.

Спасая принца, Русалочка обнаруживает, что он чем-то похож на мраморного мальчика, которым она в далёком детстве украсила свой садик.
Щёлк! – срабатывает ещё один триггер.
Вот же оно — «воплощение» детской мечты… основанное лишь на внешнем сходстве!

А как романтично было вытащить принца из лап неминуемой смерти!
А сколько каждый из нас может вспомнить случаев, когда женщина «спасает» мужчину – от чего бы то ни было неприятного – а спасаемый, как только обретает под ногами твёрдую почву, моментально забывает о своей спасительнице и … выбирает другую женщину! Ему и в голову не приходит хоть как-то заценить то, что было для него сделано.

На что только не идут «спасительницы» — берут на себя кредиты, продают свои квартиры и машины, врут всем окружающим, что «он болен», когда он лежит пластом после пьянки, уверяют, что «упали с лестницы», получив фингал под глаз… Результат? Женщина остается и без мужика, и без денег… и без себя.

Так и принц, как мы знаем, никогда не оценит то, что было сделано для него Русалочкой.

И нам остается только резюмировать:
любовь в данном случае была плодом её собственных мечтаний, а не выращена на основе реальных взаимоотношений. Русалочка не знала ровно ничего об этом человеке, кроме того, что он хорош собой, он из того мира, в который она с детства мечтала попасть – неопытной, мечтательной душе этого достаточно, чтобы вспыхнуть и окончательно перестать воспринимать реальность. В психологической терминологии это называется «ошибочным брачным выбором».

Могла ли Русалочка жить в браке?

Впрочем, бедная жертва ещё пытается барахтаться и трепыхаться – советуется с сёстрами, с бабушкой. Возможно, мать могла бы дать добрый, мудрый совет и поддержку подрастающей дочери. В сказке о ней – ни слова. Можно предположить, что она умерла, когда Русалочка была совсем крошкой, может быть, в родах – именно поэтому старшие сестры совсем иные, они успели напитаться материнской любовью.

Русалочка росла не только без матери.
Ей не хватает и любви со стороны отца.

Отец занят, он принимает материальное благосостояние за проявление любви. Так часто бывает, когда мужчина считает, что раз обеспечил, то уже всё сделал для семьи. Кроме того, рядом с бабушкой не было дедушки. А значит, Русалочка совершенно не представляла себе нормальных повседневных отношений в браке. И это – ещё одна причина, по которой «брачный выбор» был совершен неверно.

Бабушка стара, но адекватно воспринимает реальность. Бабушка предупреждает, что у Русалочки и принца – абсолютно разные жизненные ценности, разные представления о прекрасном и безобразном (на примере рыбьего хвоста). Вряд ли они найдут общий язык. Мудрость старой русалки, увы, пропадает втуне.

Следующий шаг Русалочки – поход к морской ведьме.
Она пошла к ней, хоть и боялась. Надежда на несбыточное заставила её преодолеть страх перед ведьмой, но – если бы она использовала этот запал, эти душевные силы на то, чтобы прислушаться к мнению бабушки, преодолеть влечение! Шансы спастись у Русалочки ещё есть, но они тают, тают с каждой секундой.…

С точки зрения психолога это выглядит так: ещё есть силы и энергия, но расходуются они непродуктивно. Да и кто в здравом уме и твёрдой памяти пойдёт к ведьме?

У Русалочки нет права голоса.
Колдунья вместо психотерапевта

Обычно мысли «пойти к колдунье», «бабке», «сделать приворот» появляются тогда, когда женщина реально нуждается в помощи психотерапевта. Когда она, вместо того, чтобы разобраться в себе и своих потребностях, летит, как мотылек на огонь ею же выдуманной иллюзии. Когда есть иллюзия и желание изменить мир, обстоятельства, другого человека.

Ведьма предупредила Русалочку открыто и честно: дескать, глупости затеваешь, себе же на беду. Но и этот звоночек прошел впустую.

Символично, что Русалочка отдает за возможность получить ножки самое ценное, что у нее есть – голос. А значит, возможность заявить о себе, о своих потребностях, выразить согласие или несогласие, общаться с другими существами – людьми и обитателями подводного мира.

Добровольно отдаёт именно то, что забирает у своей жертвы каждый перверзный нарцисс – возможность делиться с другими своими бедами, просить совета, говорить о своём состоянии.

Именно голос – не физически, но это не менее страшно – отдаёт женщина в разрушающих отношениях. Становится молчаливой тенью, системой жизнеобеспечения семьи, которую никто не воспринимает как личность. Всё сносит, не возражает, не протестует… вплоть до физической смерти.

Парадокс в том, что без «голоса» – отношений быть не может.
Отношения – это обоюдный процесс.

Обе стороны должны иметь равную возможность говорить о своих чувствах, желаниях, планах, целях, ценностях. Обе стороны должны и давать, и получать. Если нет голоса, если женщину не слышат – отношений как таковых не будет. Парадокс ситуации заключается в том, что возможность быть рядом с мужчиной ну хоть иногда многие женщины считают отношениями.

Счастье невозможно на фундаменте отказа от себя. Истинные ценности в отношениях

Если бы она пошла другим путем …постаралась изучить людей, как у них возникает любовь, какие средства обольщения используются в любовных играх …какое огромное значение имеет речь в их жизни… Разве стала бы она отдавать свой голос? Стала бы отказываться от себя самой, своего естества в угоду …даже не принцу? Своему представлению о том, какой надо быть, чтобы ему понравиться!

Отречение от себя всегда приводит к суррогату отношений, где каждый шаг причиняет боль, ранит до крови.

Узнав больше о людях – разных людях, она бы увидела, что любовь многогранна. Поговорка «любовь зла – полюбишь и козла» наверняка рассмешила бы её …и позволила увидеть: захочет полюбить – полюбит и русалку. А не захочет – не поможет никакое самоотречение.

Многие женщины совершают эту же ошибку – сами решают за мужчин, какими они бы хотели их видеть. Результат? Русалочьи «отношения» во всей их красе. Отказ от себя – а взамен боль, разочарование, утраты.

Изучение людей дало бы Русалочке возможность принять более взвешенное решение – надо ей вообще связываться с этим миром или не надо. Влюбленная Татьяна у Пушкина поступает умнее – она приходит в дом к Евгению, смотрит его книги, пытается понять, что он за человек, что ценит, о чём думает. И именно это дает ей силы не наделать глупостей. И, кстати, впоследствии стать благополучной женой генерала.

Другой аспект этой же ситуации – непонимание истинной ценности того, чем владеешь. Готовность отдавать золото за стеклянные бусы. Русалочка ничего не знала о валютах и их курсе – иначе она бы и не подумала отдавать уникальный голос за то, что «в том мире» есть у последней нищенки – за пару ног.

Русалочка принимает желаемое за действительное

Но вот желанный принц рядом с ней!
И что же дальше? Он ценит её, уважает, готов ли полюбить?

Он с удовольствием проводит с ней время. Но даже не удосужился узнать её имя. Не устроил расследования – откуда эта девушка? Кто её родители? Может быть, она в беде? Он же принц, у него огромные возможности! Нет, она развлекает его – и хорошо. «Мой немой найдёныш» — вот самые ласковые слова, которых удостоилась Русалочка. И ещё потрясающий «знак благоволения» принца – позволение спать на бархатной подушке под дверьми его комнаты. Как собачке. Впрочем, уж собачку-то наверняка в комнату бы впустили.

Принц прекрасно видел, что с её ножек сочится кровь, когда она сопровождает его на прогулках – и ни разу не спросил, что с ней, не предложил помощь врача. Похоже, что ему это было вообще безразлично – не жалуется, значит, все хорошо.

И снова Русалочка принимает желаемое за действительное — думает, что знает все мысли принца, и считает себя в безопасности, потому что принц уверял её, что, может быть, он на ней и женится. Даже когда речь напрямую зашла о его знакомстве с потенциальной невестой.

Вспоминайте, как девушка годами живёт в «гражданском» браке, а потом её почти муж женится на другой. Или встречается с женатым, который её уверяет её в своей любви и обещает, обещает, обещает …жениться.

А потом, когда решение жениться на другой принято, принц хладнокровно-благодушно заявил – «ну ты же меня любишь, ты порадуешься за меня!».

Простой крестьянин бы обходил десятой дорогой «бывшую подружку», опасаясь, что та выцарапает ему глаза в такой ситуации. Похоже, принц Русалочку действительно считал не за женщину, а за комнатную собачку…

В диснеевской истории «разлучница» была ведьмой. Сказка Андерсена более правдива – разлучница никакая не ведьма. Она обычная девушка – и, вполне вероятно, даже славная и милая. Ей нет дела ни до Русалочки, ни до её страданий, она о них даже не догадывается. Она просто идёт по своему жизненному пути, а принц возникает на нём как бы сам собой – так договорились их родители, она просто следует их воле.

По факту страдания и муки Русалочки не были нужны никому. Никто не черпал из них «злобной радости», намеренно издеваясь над ней. Принц жил своей жизнью. Его невеста – своей. И лишь одна Русалочка с упорством, достойным лучшего применения, издевалась сама над собой ради эфемерной мечты, выдуманной «любви» к выдуманному ею идеалу, которая никому не была нужна. А тем, кому любовь Русалочки действительно была нужна – её бабушке, сестрам, отцу – её не досталось.

Добрый сказочник превратил её в фею воздуха, имеющую шанс самостоятельно – наконец-то самостоятельно, в качестве результата собственных действий, а не в качестве подарка от кого-то – обрести бессмертную душу.

В жизни женщина, вышедшая из таких отношений, даже уцелев физически, умирает для новых отношений, она больше не способна к ним. Самое обидное в этой ситуации, что «русалочьи отношения» — это не отношения вообще. По факту их нет, но женщина думает, что они есть. Точнее, у нее — есть. А у принца нет с ней отношений. Она для него просто удобная игрушка.

Так о чем же сказка Андерсена «Русалочка»?

О безусловной, возвышенной любви, через которую героиня приходит к духовному росту?

Эта сказка о том, как не надо жить, как не надо любить!
Нельзя жить иллюзиями и отрицать факты, не нужно думать и принимать решения за других. Эта сказка о созависимости, о стратегиях жертвы и разрушении личности.

Не случайно у героини никогда не было имени – просто Русалочка.
Просто одна из многих, превратившаяся в ничто, в морскую пену.

Если ваш сценарий отношений похож на эту сказку, я — психолог Мария Кудрявцева, буду рада оказать вам профессиональную помощь, пока вы не превратились в морскую пену.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *