в чем смысл сказки о мертвой царевне и семи богатырях
Эзотерический смысл сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
Я вновь приветствую любителей сказок. Сегодня предлагаю поразмышлять еще об одной из сказок А.С.Пушкина.
Падение из Эдема
В Ветхом Завете описано падение человечества, в лице Адама и Евы, из Эдема – духовного мира, где наши прапредки были в тонкоматериальном состоянии, в физический мир, мир твердых форм. Очень хорошо это преображение можно отследить по трем состояниям воды: газообразное — пар, жидкое — вода и твердое – снег, лед.
Мы уже знаем, что человек состоит из Духа, Души и Тела. Материя всех составляющих человека тел одна: Отец наш Небесный создал Вселенную и все, что в ней, из Себя. Почему же все такое разное? Да все дело в частотных состояниях: молекулы льда – жесткая молекулярно – кристаллическая решетка (соответствует нашему физическому миру), пригрело солнышко – связь между молекулами льда ослабевает, молекулы становятся более подвижными – вода (соответствует миру нашей души – тонкоматериальному), при более сильном нагреве молекулы еще отдаляются друг от друга – пар (мир духа). И получается, что материя наших «кожаных одежд» отличается от того состояния, в котором находился Адам в Эдеме, лишь частотой. А частота состояния материи зависит от чистоты наших эмоций и помыслов, от искренности чувств, идущих из сердца. Наигранность не меняет состояния материи: «быть или казаться» — «да – да, нет – нет, все остальное от лукавого» (Новый Завет).
«Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
Села ждать его одна»
.Царь – Дух, царица – материя земли. В кожаных одеждах мы перестали слышать голос Духа в себе. Он как бы уехал далеко.
..« Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля, Вся белешенька земля».
Холодно, холодно на земле без Отцовской любви. Выпав из Эдема, мы оказались в холодном застывшем мире.
Рождение Спасителя
« Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь».
Сочельник. Ночь перед Рождеством. Родился Спаситель. Принес в мир Любовь.
Воротился царь – отец.
На него она взглянула,
«Восхищенья не снесла
Материя физического мира, времен Ветхого Завета, оплодотворенная Духом, взрастила в себе Божье зерно и родила Любовь. Родила своего младенца и ушла: зерно в земле как бы погибает, давая жизнь новому ростку. Это закон жертвы: если семя в земле не погибнет, то не взойдет новое растение. Ветхозаветное время – время освоения нашего физического тела: «кожаных одежд». Человек адаптировался к жизни в физическом мире. Оно закончилось рождением в мир Спасителя. Главная заповедь, которую Он принес в мир – Да Любите друг друга!
Злая мачеха – плевелы в нашей душе
Любовь была еще малым ребенком, медленно прорастала в душах людских, а Царю нужна была опора на земле.
…«Год прошел, как сон пустой
Царь женился на другой».
Наступило время освоения нашего астрального тела, то есть развития эмоций. В силу вступает астральное Эго человека.
…«Правду молвить молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла!
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».
Душа человеческая состоит из двух составляющих: астральной и ментальной. Астральная часть души в свою очередь тоже состоит из двух составляющих: чувств и эмоций. Чувственная часть души – это наши чувства с неотработанными животными программами то есть тварная часть природы человека – инстинкты. Инстинкты проявляются через наше подсознание. Порой очень неожиданно из нас выходит наружу какая-то эмоция, которую сознательно мы не могли допустить. Низкий уровень сознания определяется властью над нами животных страстей. В таком состоянии мы находимся в зеркальном мире по отношению к небесам: в зеркальном отражении мы хороши, сами собой любуемся, превозносимся, гордимся. Сильное Эго, проповедающее свое превосходство над другими, закрывает человека от мудрости Божией: каждый кичится своей правдой, своей силой, своей красотой, своим богатством и т. д.
…«Ей в приданое дано
Было зеркальце одно,
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело».
Самую большую радость царице приносило самолюбование. В нашем сознании, как в зеркале водоема, отражается все в перевернутом изображении. Самость отгораживает нас от мира. По сути это раковая клетка, которая все стягивает на себя, ни с кем не хочет делиться. Если она не изменится или ее насильно не удалят из организма, человек может погибнуть.
Зло человека от юности его
Переход из 4 большого Эона в пятый, ознаменовался Ноевым потопом. После чего: « И сказал Господь в сердце Своем: не буду проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его». (Бытие гл.8, ст. 21) Генетики в 21 веке изучили геном человека и обнаружили, что он содержит в себе всю биологическую цепочку от простейших организмов до птиц и животных (Все шесть дней Творения). И только небольшое количество генов (венец творения) выделяет человека из мира животных. Человечество нарабатывало это понимание долго: через боли и страдания, переходя от одного социального строя к другому, более прогрессивному, всегда держа в глубинах памяти ту любовь, которую дал нам Отец Небесный при нашем творении.
…«Но царевна молодая,
…Поднялась и расцвела,
…И жених сыскался ей,
«Елисей – объединяющий дух и материю, создающий триединство на Земле для мысленного восхождения в жизни после рождения, соединяя прошлое, настоящее,и будущее духоматериальностью бытия». Такое определение имени Елисей я нашла в Ведах. Имя это слявянское. Из чего можно сделать вывод, что Александр Сергеевич описал в сказке события, которые происходят и будут происходить на нашей славянской земле, в России матушке. А королевич Елисей, по всей вероятности, это Господь наш Иисус Христос: сыскался, то есть Россия приняла веру христианскую.
Главная заповедь, которую принес Сын Божий на землю – да любите друг друга. И любовь медленно прорастает в наших сердцах.
Сват – Дух Святой, а приданое — семь Рас (или Эонов) человечества и те, кто уверовав, спасутся — «сто сорок теремов». В настоящее время завершается переход из 5 большого временного периода в 6. Если в длительность 4 Эона человечество осваивало свои «кожаные одежды» — жизнь в физическом мире, в 5 Эоне мы развили свои чувства и постарались преобразовать их из состояния животных инстинктов до уровня высших человеческих эмоций. В наступающем 6 Эоне, как сообщают нам эзотерики, человечеству предстоит развить Разум, то есть научиться самостоятельно мыслить.
Сейчас на земле уже есть люди, умеющие мыслить свободно. Для них вся планета дом родной. После того как в нашем сознании высокие чувства соединятся с развитым разумом, мы сможем вернуться в Эдем, где продолжим обучение уже в иных, светлых мирах, чтобы стать со-творцами Отцу нашему Небесному.
Где живет Любовь
В сказке это отражено так:
злая мачеха возревновала и от зависти к молодой и красивой, решилась ее извести. Велела служанке отвести царевну молодую « в глушь лесную». К сожалению плевелы (низость) в нашей душе частенько берут над любовью власть
Есть такая восточная притча:
«Однажды боги решили создать Вселенную. Они создали моря, горы, цветы и облака. Затем они создали людей. В конце они создали Истину (Нет Бога кроме Бога, а Бог есть Любовь).
И тогда возникла проблема: где они должны спрятать Истину так, чтобы люди не сразу ее нашли. Они хотели продлить время ее поиска.
«Давайте спрячем Истину на вершине самой высокой горы. Конечно, будет трудно найти ее там», — сказал один из богов.
«Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», — сказал другой.
«Давайте спрячем ее в самой глубокой и темной пропасти».
«Давайте спрячем ее на обратной стороне Луны».
В конце концов самый мудрый и древний бог сказал: «Мы спрячем Истину в самом сердце людей. Тогда они будут искать ее во всей Вселенной, не сознавая, что она находится в них самих».
Задача человека — подчинить свои животные страсти – злую мачеху, Любви, которая есть любимое дитя Отца, незаметно прорастающее в наших душах, с каждым следующим поколением набирая силу.
Крещение Руси
…« Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела».
…«И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый»
…Видит девица, что тут
…«И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала».
…«В пояс низко поклонилась;
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была».
Люди русские прониклись верой Христовой. В России до христианства было язычество. Люди были добрые, сильные, красивые, но проповедовали многобожие, принимая за богов духов стихий.
«Вмиг по речи те спознали
Что царевну принимали».
Вверх во светлую светлицу».
Поверил русский народ Живому Богу, высокое место определили христовой вере. Русь крестилась.
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прикословит,
Христианство в отличие от язычества проповедует принцип единобожия. Братья – 7 Эонов планетарных.
«Братья милую девицу полюбили». Предложили ей выбрать среди них себе жениха. Она им открылась, что уже помолвлена и ее жених – королевич Елисей. Душа должна соединиться только с Духом.
Зависть, злость
Злая царица – приземленная темная часть нашей души, опять красуется, уверенная что единственная.
…«Ей зеркальце в ответ:
Ты прекрасна, спору нет:
Но живет без всякой славы,
Средь зеленые дубравы,
Та, что все ж тебя милей».
Уязвленное самолюбие жаждет погубить соперницу.
…«И к царевне наливное,
Прямо яблочко летит».
« В руки яблочко взяла
К алым губкам поднесла…
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала».
Братья хотели похоронить ее, но передумали:
«Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала».
Ждали три дня, но она не восстала ото сна. По апокалипсису И. Богослова Любовь «уснет» на три с половиной года.
…« И в полунощную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Человечество от момента грехопадения (разделение Материи и Духа) до момента возврата к Отцу Небесному должно пройти 7 больших Эонов, 7 больших временных отрезков жизни, в каждое время познавая свой урок. 7 Эонов, 7 братьев родных под защитой которых возрастает, расцветает Любовь в нашей Душе.
В шестую Расу Любовь войдет уснувшая ( гроб на шести столбах). В тяжелые времена любовь в наших душах как бы засыпает.
«Жизнь – Путь Души. А тело?
А тело – механизм, что нам подскажет промахи умело.
Причинна боль Души.
Как следствие – боль тела.
И Души мы свои крушим,
Врачуя тело неумело.
Заглушим боль Души иль уберем симптом.
Тем боль Души оставим на потом.
Как часто всем нам невдомек, что Душу надо врачевать. А тело?
Оно свою сыграло роль уж тем, что заболело.
И кто же понял сей урок?
Болит Душа — причина.
Страдает тело – следствие.
Не устранив причину,
Мы обрекаем Душу на кручину.
Гнев, жадность, зависть, злость –
Причина боли. От них гастриты и параличи,
Ведь так уж в мире повелось.
Но ты не тело – Душу полечи,
Чтоб плакать не пришлось». (А.Моторина «Так любящий становится любимым»)
Встреча Души с Богом
…«За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет».
Ветер буйный подсказал королевичу где его невеста.
…« В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».
…«И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился.Дева вдруг ожила.
…В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет».
Господь пробудит Любовь, спящую в душах людей,
…«И трубит уже молва:
Дочка царская жива».
…«Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала,
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла и царица умерла».
Победа Света и Любви
«Сильны проростки зла.
И часто доброе нещадно забивают.
И коль агрессия тебя одолевает –
Плохи твои дела». (А. Моторина)
«Боролись свет и тьма внутри меня.
И не всегда я побеждала.
Но силу Веры, свет Огня
В Душе, как факел, я держала». (стихи А Моториной)
…»Лишь царицу похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
И никто с начала мира
Не видал такого пира»!
Вот так взрастают наши души. Каждый человек за свою короткую жизнь на земле может пройти этот путь вовзврата к себе любящему, а может и не пройти. От нашего желания зависит
«Не боли, Душа, не боли!
Ведь Сердце с мыслью заодно.
Пламенем негаснущей Любви
Счастье вечное предрешено». (А.Моторина)
Да, сказка не простая. Александр Сергеевич пророк и он заложил в нее очень глубокий смысл. Я лишь попыталась понять. Не утверждаю, что именно это он и хотел сказать. А какое ваше видение смысла этой сказки?
Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина
Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.
Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.
Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.
Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.
В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.
Анализ 2
Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.
Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.
В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.
В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.
Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.
Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.
3 вариант
В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.
Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.
Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.
Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.
Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.
В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.
Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.
Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.
Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.
Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
История создания
А) Время создания:
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка, записанная в селе Михайловском. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Но поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.
Гипотезы о происхождении сказки:
1. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народ-ной сказки, 2. это самостоятельное произведение, 3. это заимствование из западно-европейской культуры
Б) Жизненные обстоятельства:
Пушкин ехал в Болдино женихом. Решение жениться было продикто-вано многими соображениями: любовь к Н.Гончаровой, но ещё усталость от холостой беспорядочной жизни, потребность в спокойствии, так же стремление к независимому и достойному существованию. Однако женитьбе мешали денежные трудности. Он поехал в Болдино, чтобы заложить деревню и через месяц верну-ться в Москву. Пушкин приехал в Болдино в подавленном состоянии, так как перед отъездом поругался с будущей тещёй и в раздражении написал невесте письмо, в котором возвращал своё слово. Теперь он не знал — жених он или нет. Эпидемия холеры в Москве, которая не позволяла ему ехать из Болдино. Сочетание счастливого покоя и смертельной опасности характерная особенность болдинской осени Пушкина. Если попытаться одной фразой определить общую тему пушкинских произведений болдинской осени, то это будет «человек и стихия».
Родожанровые особенности. Особенности жанра сказок
Во-первых, сказка предлагает перенестись в вымышленный мир (в сказке возможно всё, что невозможно в реальности-чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения).
Но самая большая ценность сказки — это непременное торжество добра и справедливости в финале.
Также идеальны и главные герои сказок: они молоды, красивы, умны, добры и из любых испытаний выходят победителями. Кроме того, их образы просты для восприятия, потому что воплощают, как правило, одно качество. Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних.
Восприятие и запоминание сказки облегчает и её построение: цепная композиция и троекратные повторы (троекратное обращение Елисея к силам природы). События следуют одно за другим в строгой последоватльности, а напряжение с каждым повтором всё нарастает, приводя к кульминации и развязке — победе доброго начала.
Э., как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, — хода событий в жизни персонажей. Специфическая же черта Э.- в организующей роли повествования: носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях как о чём-то прошедшем, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Повествовательная речь непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. В целом эпическое повествование доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое. Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют.
Э. максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создаёт сценические эпизоды, т. е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев, либо в эпизодах описательных, обзорных говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах.
Арсенал литературно-изобразительных средств используется Э. в полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, действия и т. п.), что придаёт образам иллюзию объёмности и зрительно-слуховой достоверности. Объём текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен.
Тематика, проблематика, идея. Особенности их выражения
Вечная тема – любовь, дружба, человек и труд, взаимоотношения.
В отличие от сказки братьев Гримм, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта — она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское “добавление” к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны (“восхищенья не снесла”). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке “Белоснежка”. Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки. Идея – главная мысль, цель произведения. Идея – нельзя всем доверять, хорошо трудиться, быть честным, смелым…
Сюжет и его особенности
Сюжет – событие или система событий, изображенных в художественном произведении. Элементы сюжета: а) экспозиция (предварительное знакомство с персонажем и др.), б) завязка, в) развитие действия, г) кульминация, д) развязка.
В сюжетном отношении «Сказка о мёртвой царевне» во многом следует народному канону: “беда”, выражающаяся в том, что героиня покидает дом, связана с кознями злой мачехи, бедный отец “тужит” по ней, а жених — королевич Елисей — отправляется в путь. Девица попадает в лесной терем, где живут братья-богатыри. Спаситель ещё не успевает добраться до героини, как вновь повторяется “завязочное вредительство”, в результате которого героиня гибнет (кульминация). В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра. Далее следует волшебное спасение (развязка), возвращение жениха и невесты и гибель “вредителя”.
Обстановка рисуется с реалистической полнотой. В пушкинских сказках главное не в сюжете, не в сцеплении происшествий, а в общем лирическом движении, в характерах и картинах.
Композиция и его особенности
Композиция – построение художественного произведения (связь между отдельными событиями, образами, выстраивание их в логическую цепочку). Понятие композиции шире понятия сюжета, т.к. композиция включает и внесюжетные элементы (пейзажи, описания персонажей, портретов, внутр. монологов и др.).
В композицию входят описания природы: подобно Ярославне из «Слова о полку Игореве», королевич Елисей обращается к стихиям природы — к солнцу, месяцу, ветру, находя у них сочувствие и разгадку мучительной тайны. Эти стихии природы раскрываются читателю и как волшебные существа, наделенные человеческой речью и сознанием, и в своих реальных формах.
Естественно и органично сливаются в сказочных пейзажах Пушкина реалистические и волшебные мотивы. Реальные черты природы олицетворяются поэтом и также кажутся сказочными. И волшебное и реальное здесь в одинаковой мере изображают природу живым существом. Пушкин сохраняет основной закон композиции народной сказки — ее стремление излагать события так, как они совершаются в реальной жизни.
Из других законов фольклорной композиции в сказках Пушкина особенно широко отразился закон троекратного повторения с вариациями основных сюжетных эпизодов. Трижды обращается к стихиям королевич Елисей, пока не узнает, где находится его невеста.
Обобщая и повторяя сказанное, можно сделать вывод, что сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной волшебной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: голос автора, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая “психологизация” героев, сочетание фантастического и реального, лирики и иронии.
Система образов-характеров. Образ лирического героя
Следует обратить особое внимание на строки “хозяюшкой она в терему меж тем одна уберёт и приготовит” (влияние народного представления о женском идеале, в данном случае, между прочим, являющем собой особу царской семьи, и ласковое “хозяюшкой”). Показательны строки “вмиг по речи те спознали, что царевну принимали” или тот факт, что при описании царевны очень часто употребляется лексема “тихая”: “тихомолком расцветая”, “тихо молвила она”, “тихонько улеглась”, “дверь тихонько заперла”, “потихоньку прокусила”, “тиха, недвижна стала”, “тиха, свежа лежала”. Царевна скромная, доброжелательная, ласковая девушка, красивая, соблюдающая правила народного этикета “честь хозяям отдала…”), трудолюбивой (“все порядком убрала”), религиозной (“засветила Богу свечку”), верной своему жениху (“Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей”).
Перед нами уже не просто сказочная героиня, но художественно воплощённый пушкинский идеал.
В сказке присутствует авторский взгляд — отсутствующий в народной сказке (в ней отражается скорее оценка персонажа с точки зрения общенародной нравственности и морали), неоднократно выраженный в сказке Пушкина. “Злая” как постоянный эпитет к слову“мачеха”,“молодая” в применении к “невесте” вполне возможны в народной сказке, но вряд ли вы встретите там фразу типа “Чёрт ли сладит с бабой гневной” или “Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша”. Авторская оценка — яркий признак сказок Пушкина.
Способы характеристики персонажей или лирического героя
В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею (“красавица – душа”, “милая девица”, “моя душа” и т.д.)
В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер “царевны молодой” с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.
Подобной оценки совершенно лишена злая царица: никто не мешает ей “вредить”, но и не помогает никто. Даже зеркальце совершенно “равнодушно” к её личным переживаниям.
Особенности речевой организации произведения
А) Речь повествователя:
В сказке мы видим организующую роль повествования: носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям («Но как быть?», «Черт ли сладит с бабой гневной?», «Спорить нечего»…). Повествовательная речь непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. В целом повествование доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое.
Б) Речь персонажей:
В сказке диалоги часто сводятся к повторяемым формулам, обусловленным, как уже говорилось, поэтикой и историей возникновения сказки. Слова царевны, обращённые к Чернавке, совсем не похожи на сказочные: “В чём, скажи, виновна я? Отпусти меня, девица, а как буду я царица, я пожалую тебя”. Вообще, речь персонажей в сказках Пушкина — одно из средств создания образа: “Ах ты мерзкое стекло, это врёшь ты мне назло! Как тягаться ей со мною! Я в ней дурь-то успокою” — с одной стороны, и “для меня вы все равны, все удалы, все умны, всех я вас люблю сердечно” — с другой.
В) Лексический состав :
Много нейтральной лексики, лексика художественного стиля, повествование, архаизмы (царица, инда очи, молодица, перстами, теремов, сенной девушке, подворье, в горнице, с лежанкой, полати…), антонимы (с белой зори до ночи, день и ночь, )
фразеология
Г) Особенности синтаксиса :
Реалистическая манера отражается и в языке — точном, скупом, четком: в преобладании слов с конкретным, вещным значением, в простоте и ясности синтаксиса, в почти полном устранении метафорического элемента.
В сказках Пушкина сплавлены различные элементы разговорного, устно-поэтического и литературного языка. Стремясь донести в условно-сказочных формах реальные картины жизни царского двора, дворянства, купечества, духовенства, крестьянства, Пушкин использует немало слов старинного письменно-книжного языка: торговый город, сенная девушка, рогатка. Выразительно передают торжественность зачастую печальных сказочных событий славянизмы: «Не восстала ото сна». Оказал влияние на сказки и современный Пушкину литературный язык. Отсюда перешли в них такие слова и выражения: «братья в горести душевной». Эти слова и выражения усиливают в сказках Пушкина лирическую тональность повествования.
Но книжная лексика и фразеология не нарушают основной особенности языка пушкинских сказок — народности звучания. Литературные элементы речи получают народную окраску, потому что находятся в окружении многочисленных словесных форм, взятых поэтом из народного быта и устно-поэтического творчества. Тут и фольклорные эпитеты с их яркой образностью и многообразием живописных красок («алы губки», «белы ручки», позолоченный рожок…). Тут и народно-песенные обращения, тавтологии и сравнения.
Много в сказках Пушкина разговорных и устно-поэтических оборотов речи, а также пословиц, поговорок и близких к ним авторских речений: «всем взяла», «не к добру», «не сойти живой мне с места», «я там был, мед-пиво пил — и усы лишь обмочил» и др.
Д) Средства выразительности:
Сравнения: год прошел как сон пустой.
Метафоры: под святыми стол дубовый.
Эпитеты: белешенька земля, тяжелешенько вздохнула, мерзкое стекло, мать брюхатая, красная девица, позолоченный рожок, во тьме глубокой, плод румяный, с молодецкого разбоя, горько плачет, темной ночки.
Юмор: я там был, мед-пиво пил — и усы лишь обмочил.
Риторические вопросы, обращения, восклицания: Но как быть? Черт ли сладит с бабой гневной?
Инверсии: черной зависти полна, тужит бедный царь по ней.
Градация: Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет. ; Обойди всё царство наше, Хоть весь мир!
Ритмико-интонационный строй
А) метр и размер: двустопный хорей, двудольный метр.
Б) рифмы: мужская и женская, открытая и закрытая, конечная, парная, смежная.
В) строфика: четверостишие (катрен).