в чем смысл рассказа жизнь и воротник
«Жизнь и воротник» читательский дневник
Всего получено оценок: 256.
Всего получено оценок: 256.
«Жизнь и воротник» – юмористический поучительный рассказ о том, как легко человек может впасть в зависимость от пустяковой безделушки, возведя её в культ и добровольно перечеркнув всю свою жизнь.
Краткое содержание «Жизнь и воротник» для читательского дневника
Название: Жизнь и воротник
Число страниц: 3. Тэффи. «Юмористические рассказы». Издательство «АСТ». 2010 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1910 год
Время и место
Действие рассказа происходит в Москве в конце XIX – начале ХХ века. Об этом свидетельствуют черты поведения женщин, характерных для эры эмансипации: короткие стрижки, курение в общественных местах, нарочито развязное поведение.
Главные герои
Олечка Розова – молодая, скромная, застенчивая девушка, любящая жена, чьё поведение стало меняться после покупки модного воротничка.
Муж – супруг Олечки, любящий, наивный, доверчивый, честный молодой человек, не сумевший вынести измены жены.
Бабушка – добрая старая женщина, которая очень любила Олечку.
Студент – нахальный, ветреный, решительный и настойчивый молодой человек.
Сюжет
Будучи скромной, застенчивой девушкой, Олечка Розова не предъявляла больших требований к жизни и довольствовалась тем, что имела. Она уже три года состояла в браке и была вполне счастлива, как только могут быть счастливы честные, добрые, простые люди. Однако привычный, размеренный ход жизни героини был навсегда нарушен после покупки такого, казалось бы, пустяка, как белый накрахмаленный воротничок.
Покрутившись дома перед зеркалом, Олечка поняла, что новый воротничок настоятельно требовал новой блузки, поскольку не подходил ни к одной из её старых кофточек. Девушка не спала всю ночь, но утром отправилась в магазин и купила новую блузку, взяв деньги, отложенные на хозяйственные нужды. Чтобы приобрести новые туфли, юбку, перчатки, сумку и шляпку, Олечке пришлось занимать у приятелей и даже обмануть любимую бабушку, сказав, что деньги нужны на лечение мужа.
Олечка Розова оказалась в полной зависимости от требовательного воротничка, который заставлял вести новый, непонятный ей образ жизни. Она остригла волосы, стала курить и громко смеяться, услышав непристойность. В глубине души ей претили эти перемены, но, будучи слабохарактерной от природы, она ничего не могла с собой поделать.
Однажды Олечку пригласили на ужин, где крахмальный воротничок требовал от неё фривольного поведения. К девушке стал нагло приставать подвыпивший студент, но она, находясь во власти воротничка, не пресекала новоявленного ухажёра. Вернулась Олечка только под утро. Муж, не спавший всю ночь, нашёл ломбардные квитанции и потребовал объяснений, на что Олечка лишь презрительно рассмеялась. Муж бросил ветреницу и переехал в другой город.
Когда во время стирки злосчастный воротничок потерялся, жизнь Олечки Розовой вошла в привычное русло. Она вновь стала милой скромной девушкой, краснеющей при слове «омнибус», потому что оно напоминало ей слово «обнимусь».
Вывод и своё мнение
Человек слаб, и легко поддается разного рода соблазнам: азартным играм, алкоголю, развратному образу жизни. Для Олечки её крестом стала страсть к красивым модным вещицам. В короткие сроки она стала рабой воротника, который ежедневно требовал от неё всё новых и новых жертв. Но самое страшное: в погоне за модой героиня потеряла своё истинное «я», променяла честную, счастливую жизнь с любимым и любящим мужем на грязный разврат, который ей же самой и претил. Хорошо, что рассказ закончился не слишком печально и Олечка не опустилась на самое дно. Она вернулась к прежней жизни, вернула душевное спокойствие.
Главная мысль
Находиться в полной зависимости у своих слабостей унизительно.
Авторские афоризмы
«…Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами…»
«…Как женщина честная, она сначала подумала: «Ещё что выдумали!» Затем зашла и купила…»
«…Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник…»
«…Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми, и не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие…»
Толкование непонятных слов
Кухарка – прислуга на кухне, готовящая пищу.
Извозчик – кучер наемного экипажа, повозки.
Омнибус – многоместная повозка на конной тяге, вид городского общественного транспорта, характерный для второй половины XIX века.
Новые слова
Соя – род травянистых растений семейства бобовых.
Развязно – беззастенчиво, бессовестно, бесстыдно, вызывающе.
Ломбард – кредитное учреждение, ссужающее деньги под залог движимого имущества.
В чем актуальность рассказа «жизнь и воротник»?
Смысл произведения очевиден: оно направлено против
мещанского взгляда на жизнь, против понимания ее
сути как погони за вещами.
По мере развития сюжета вещь обретает все больше
черт живого существа и подчиняет себе волю героини.
Идея рассказа, говоря современным языком, в том,
что человек может легко поддаться соблазнам, что
приводит к различного рода зависимостям, но особо
печально то, что к зависимостям от бездушных вещей,
рабами коих становится человек.
Вещь – Царь, Человек – раб.
Именно такой грех приводит к печальному концу
семейной жизни героини.
Воротник стал её кумиром, и до такой степени, что она
в каком-то смысле лишилась разума.
Недопустимо человеку впадать в зависимость от вещей
Можно любить кого-то, что-то, но боготворить вещь –
значит, ведь ещё и то, что самому переставать быть
личностью, обезличивать себя.
А сегодняшний сюжет из нашей жизни совершенно
похож на зарисовку Тэффи : у многих сейчас смартфоны,
и многие стали уже рабами сей вещи:
они не выпускают его из рук, берут его с собой в ванну,
ложатся спать с ним-всё развивается по сценарию Олечки.
Покупка различных аксессуаров к смартфону не есть
ли покупка аксессуаров к воротничку.
Чехлы, пленочки, стекла, переходники, сумочки, подставки,
даже штативы для селфи… Всё для своего любимчика!
Чему учит рассказ Теффи «Жизнь и воротник»?
Теффи «Жизнь и воротник».
Рассказ учит читателя не поддаваться сиюминутному желанию приобрести какую-либо вещь, в данном случае покупка воротника привела к глобальным переменам. Нужно всё тщательно взвесить, действительно ли нужен был этот воротник.. Для этого нужно обладать силой характера, здравомыслием, умением сказать себе «нет, стоп».
Рассказ наглядно показывает как обычный неодушевлённый предмет может обладать огромным влиянием, может полностью подчинить себе (текст написан исключительно для сайта Большой вопрос ру) человека, в определённом смысле приказывать, какой жизнью жить, но все это происходит только в том случае, если человек слабохарактерный и безвольный. Отсюда делаем вывод, что не нужно следовать по чьей-то указке, необходимо думать головой.
Произведение учит быть самим собой и если уж менять что-то в своей жизни, то причина тому не должна быть какая-то вещь.
Этот рассказ учит нас многим вещам.
Прежде всего он учит оставаться самим собой, невзирая на то, какие вещи ты носишь. Человек не должен зависеть от своей одежды.
Рассказ учит хранить верность своему стилю, комфортному образу жизни и не менять свою жизнь по велению моды или иных незначительных обстоятельств.
Также рассказ учит не делать долгов, не стремится казаться лучше чем ты есть, не создавать себе кумиров и не следовать за толпой.
Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» пример того, как вещи начинают человеку портить жизнь. Погоня за иллюзиями, странными целями может так все испортить. Главная героиня рассказа Олечка купила, сама не зная зачем, воротник. Итак увлеклась им, что не заметила, как воротник буквально завладел ею, стал диктовать, что делать.
Рассказ учит не зацикливаться на вещах, материальное не должно возобладать над духовным, над человеческими качествами. Ведь Олечка была до встречи с воротничком кроткой, примерной женой. Желание покрасоваться в воротничке взяло в ней верх над здравым смыслом. Печально то, что она не смогла остановиться сама, не смогла прекратить это безобразие вовремя и разрушила свой брак.
План рассказа можно посмотреть здесь. Там же есть и цитатный план.
Проблема рассказа хорошо описана на этих слайдах:
Человек сам волен выбирать, какой дорогой ему идти и на какую свернуть. С начала своей жизни героиня выбрала себе хорошую дорогу, потом свернула, поддавшись соблазнам, в итоге она всё же одумалась, но как за всё приходится платить, так поплатилась и она, потеряв семью, и изменила свою судьбу не в лучшую сторону.
Совершенно понятная и ясная для восприятия ребёнка история. Мы в ответе за тех кого приручили. И не надо никогда забывать о своих близких. Кроме того, если понадобится, то надо защищать своих близких и друзей. как это произошло в истории с братом и сестрой и их маленьким другом- котёнком.
Совершенно логично было бы предположить, что кошки исчезают вдруг, чтобы совершить величайшее таинство природы-рождение потомства. Так и случилось с любимой кошкой ребят. Она стала мамой котят. Мама разрешила детям оставить одного котёнка у себя, а остальных пришлось раздать. Однажды случился неприятный эпизод. Дети пошли на речку и забыли про котёнка. В это время появились охотники с собаками и котёнку угрожала реальная опасность.Но Вася встал на защиту своего друга и поступил как настоящий молодец, не дал собакам разорвать котёнка.
Эта грустная история о любви популярна в социальных сетях. Найти продолжение рассказа «1 сентября Лера стоит» можно найти и в вк, и в одноклассниках. Но, чтобы вы долго не искали размещаю эту слезную историю здесь.
Краткий отзыв в читательский дневник по рассказу Куприна «Детский сад»
Бурмину рекомендуют обратиться в сатирическую газету, где ему обещано покровительство. Сашенька умирает, а в день похорон, отец видит, что на пустыре началась посадка сада.
Главная идея рассказа заключена в раскрытии, на примере жизни Бурмина, людской чёрствости, в нежелании помогать ближнему, каменности и надменности власть имущих. А противовесом этому выступает самоотверженность отца, борющегося за глоток жизни для других, даже понимая, что это уже не принесет спасения его собственному ребенку.
Главные действующие лица/герои рассказа: Бурмин И.С. и его дочь Саша.
Что можно нарисовать к рассказу «Дурной товарищ»?
Например, можно сделать такие три иллюстрации, рисунки собственного производства, которые покажут (продемонстрируют) основные этапы, ступени развития сюжета:
Этот рисунок показывает, что собралось некое сообщество, задумавшее поиграть на замерзшей реке, но т.к. они шепчутся, значит, река еще не готова раскрыть свои просторы для забав.
Здесь становится ясно, что лед под ребятами треснул и они тонут.
Анализ рассказа Теффи «Жизнь и воротник»
Содержимое разработки
Смысл произведения очевиден: оно направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания ее сути как погони за вещами. По мере развития сюжета вещь обретает все больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется в обилии глаголов, выражающих волеизъявление. Можно предложить ребятам найти их и проанализировать, с какими словами они сочетаются. В начале рассказа явно преобладает слово «требовал», повторяющееся четыре раза. И каждый раз «требования» воротника становятся все настойчивее: героиня подбирает к нему вещи, включая не только одежду, но и мебель.
Особую важность обретает выражение «воротничковая жизнь» (48). Оно обозначает полное подчинение человека вещи. Изменяется и доминирующий глагол: если до этого воротник «требовал», то теперь он подменяет собой героиню («вертит головой», отвечает за нее, не обращает на нее «никакого внимания»). Уже не человек управляет вещью, а наоборот.
Сюжет развивается по нарастающей. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник «укреплялся и властвовал» (49), все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа.
Финал рассказа возвращает все в привычное русло: вещь в конце концов обращается к роли, которая отведена ей изначально (воротник потерялся). Заключительная фраза («Эх, жизнь!», 50) принадлежит автору. Таким образом, авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой истории более обобщенный характер.
Можно обратить внимание ребят на сходство между данным произведением и повестью Н. В. Гоголя «Нос». Оно основано на использовании фантастики, и смысл произведений исходит из того, что человек утрачивает власть над своей жизнью. Но, в отличие от классики, Тэффи не стремится к социальным обобщениям, а сводит все к глупости и ограниченности героини, которую вполне определенно называет «существом слабым и бесхарактерным» (48). Это важная черта не только творчества писательницы, вся «лирическая сатира» избегала социальности и искала причины несовершенства современников в них самих.
Что хотела сказать автор таким финалом произведения?
В конце концов муж узнает о ее тратах и загулах и покидает Олечку. А воротничок теряется, отданный прачке в стирку. Фетиша, повелевавшего Олечкой, больше нет. Это всего лишь вещь, а не какой-то могущественный символ, и относиться к аксессуару надо как к вещи, не позволяя превращать свою жизнь в погоню за тряпками.
И если уделять им слишком много внимания, вместе с уходом вещей разлетятся и иллюзии.
Ответим на вопросы данного теста по литературе для 8 класса. Правильные ответы:
2). Оленька состояла в браке уже три года ( б ).
3). Злополучный воротник она приобрела в Гостином дворе ( в ).
4). Следующим «требованием» воротника стала кофточка ( а ).
5). Героиня заложила часы ради приобретения новой обуви ( а ).
6). Чтобы бабушка дала денег, жертва воротничка сказала, что ей не хватает на коньяк для обтирания больного мужа ( в ).
7). Воротник приказал Оленьке купить полосатый диван ( б ).
9). После ухода мужа она устроилась на работу в банк ( а ).
10). Не вурнулся из прачечной ( в ).
Рассказ получил такое название, потому что именно воротник изменил жизнь главной героини.
Произведение относится к жанру юмористической прозы, это юмористический рассказ.
Оленька, главная героиня, из тихой, застенчивой и верной жены превратилась в грубоватую, постоянно обманывающую распущенную даму.
Когда денег не осталось, героиня начала закладывать вещи и занимать уродных и знакомых.
В итоге муж Оленьку бросил, увидев закладные и узнав про измену. Она устроилась служащей в банк. Злополучный воротник не вернулся из стирки.
В основе рассказа лежит олицетворение, воротник требовал от хозяйки приобретения все новых вещей и сумел испортить ей жизнь.
Идея рассказа: мы ошибаемся, когда полагаем, что владеем вещами, это они, на самом деле управляют нами.
Еще один посыл, мне кажется, можно выразить так: