в чем смысл рассказа живое пламя кратко
Напишите пожалуйста анализ рассказа Е. И. Носова «Живое пламя» по плану: 1. Тема рассказа. 2. Главные герои. 3. Конструкция. 4. Основная мысль. 5. Смысл названия. 6. Выразительные средства. (не готово
Носов Е. И. относится к числу писателей-фронтовиков. Восемнадцатилетним юношей он отправился на войну, участвовал в масштабных сражениях, был ранен. До конца жизни не смог Евгений Иванович забыть ужасов пережитого. «Дело в нашей памяти», — писал он спустя годы. Он очень хорошо знал цену победе, достигнутой народом в самой кровопролитной войне. И пусть писал он об этом немного, каждое созданное произведение пронизано болью за тех, кто пожертвовал жизнью для спасения родной страны, кто осиротел и раньше времени познал страшную действительность.
Прошлое и настоящее соединилось в небольшом по объему повествовании о, казалось бы, обычных садовых цветах – маках, напоминающих своим цветением, как подчеркивает Е. Носов, живое пламя.
Краткое содержание рассказа: завязка
Сюжет произведения прост и на первый взгляд не имеет никакого отношения к войне. Писатель, он же рассказчик, снимает комнату у немолодой уже одинокой женщины, тети Оли. Она живет в тихом стареньком доме, хранящем память о ее сыне. И комната его сохранилась в том виде, в каком была при хозяине.
Краткое содержание рассказа
События рассказа «Живое пламя» разворачиваются в огороде близ дома тёти Оли. Она предлагает квартиранту помочь ей в работе на участке. Соседи разговаривают, общаются, вместе проводят время, занимаясь бытовыми делами. Главный герой поинтересовался у женщины, почему та не сеет маки вместе с другими цветами. Она отвечает, что сажает их вместе с овощами, ибо отцветает растение быстро, а после портит вид своим внешним обликом.
Молодой человек все же кидает семена на клумбу, в самый её центр. Тётя Оля решает оставить три мака среди остальных цветков, уступив арендатору.
После мужчина, от лица которого ведется повествование, уезжает на две недели и вновь возвращается домой. По приезду тётя Оля угостила юношу домашним квасом — любимым напитком её сына. К тому времени клумба уже расцвела, и в ее середине красовались три маковых головки. Автор сравнил их с факелами, которые при одном прикосновении способны опалить руку.
Яркие маки представляют собой метафору короткой, но полной героизма жизни
Женщина, посмотрев на бутоны, заметила, как они похожи на жизнь некоторых людей. Рассказчик стал осмыслять эту метафору и размышлять по поводу событий, произошедших с сыном соседки.
Спустя некоторое время главный герой переехал в другой конец города, но изредка все же навещал старую знакомую. Приходя в гости, он видел клумбу, сплошь усеянную красными маками. Некоторые растения уже увядали, а другие только наливались цветом — это было сделано специально, дабы не дать погаснуть «живому огню».
Кульминация
Прошло время. Семена проросли, и вскоре клумба должна была зацвести буйным цветом. Писателю пришлось уехать на пару недель. После возвращения он не узнал сад. Разросшиеся цветы преобразили клумбу до неузнаваемости. Казалось, ничего прекраснее этой картины с маттиолами, анютиными глазками, львиными зевами и другими заморскими гостями уже быть не может. А в центре клумбы, среди пышных красавиц и сплошных зеленых ковриков, выбросили три бутона маки. Так продолжает рассказ Носов.
«Живое пламя» появилось на клумбе следующим утром, когда распустились маки. Этот день стал настоящим открытием для тети Оли и ее постояльца. Яркие, свежие лепестки цветков затмили своим великолепием всех «благородных» соседей. Они слепили глаз и «горели» два дня, а следующим вечером опали так же быстро, как зацвели. И все вокруг сразу осиротело и поблекло…
Смысл финала произведения «Живое пламя» Е.И. Носов
В концовке рассказа тётя Оля пересмотрела свои взгляды относительно клумбы. Изначально маки приносили ей не только положительные, но и отрицательные эмоции. Они слишком быстро увядали. Но однажды увидев их истинную красоту, женщина стала каждый год высаживать эти цветы. Смысл финала произведения «Живое пламя» заключается в том, чтобы читатель понял, что ценить необходимо каждый момент жизни. Рассказчик олицетворял маки с солнцем, ярким пламенем.
Сын главной героини прожил достойную жизнь. Он погиб молодым. Однако его жизнь нельзя сравнить со скучным бесцельным существованием. Он горел без остатка, отдавая себя людям. Сын главной героини, несмотря на возраст, успел оставить после себя значимый след. Его яркая жизнь была насыщена и интересна.
Рассказчик говорит о том, что количество лет нашего существования не имеет особого значения. Важно, что мы оставляем после себя. Маки цвели в полную силу, без оглядки. Такую жизнь восхваляет рассказчик. И у людей бывает также, когда существование наполнено глубоким смыслом.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка / 5. Количество оценок:
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Скоротечная, но яркая жизнь
Удивительно описывает цветение маков Е. И. Носов. «Живое пламя» — название, которое выбрано для рассказа неслучайно. Яркие цветки распустившихся и раскачивавшихся маков действительно напоминали зажженный факел. Два дня они то вспыхивали на клумбе «трепетно-ярким огнем», то вдруг «наливались густым багрянцем». Создавалось впечатление, что стоит к ним дотронуться, и они обожгут руку. Большую смысловую нагрузку в этом плане несут глаголы: сначала пламенели, затем осыпались и погасли.
Контрастное описание «цветочной аристократии» и обычных маков помогает автору подчеркнуть незначительность первых и силу, величие последних.
Смысл произведения «Живое пламя» Е.И. Носов
В рассказе Евгения Носова можно выделить двух главных персонажей. Добрая пожилая женщина — тётя Оля. Героиня пережита страшную трагедию. Она потеряла единственного сына. Второй главный персонаж рассказа — молодой человек. Он захотел скрасить серые рутинные будни хозяйки дома. Не сказав ей ничего, молодой человек высадил на ее клумбе маки. Женщине не нравились эти цветы. По ее мнению, маки быстро увядали. Они напоминали ей жизнь, которая также угасает. Но когда посаженные семена выросли, зацвели, тётя Оля не могла насмотреться на яркое живое пламя. Клумба каждый день поднимала ей настроение, наполняя ее существование невероятными эмоциями.
Смысл произведения «Живое пламя» Евгения Носова заключается в том, что всегда нужно делать добрые поступки. Нельзя существовать в закрытом от окружающих мире. Нужно открывать своё сердце людям. Возможно, именно вы сможете подарить другому яркие эмоции, вселите в их душу веру и надежду. Важно не просто существовать на планете. Жить нужно с огнём в глазах, принося пользу людям. Горите идеями, новыми проектами, грандиозными планами. Отдавайте себя без остатка.
Люди помнят других благодаря добрым делам и полезным поступкам. Ведь это так просто: протянуть руку помощи тому, кому это действительно необходимо. Человек должен любить людей, своё Отечество. Он должен отдавать все на благо своему народу. Жизнь слишком быстротечна, однако память о добрых делах не даёт забыть о человеке.
Искренний глубокий рассказ «Живое пламя» обращен к каждому, кто не может определиться со своим призванием, кто не видит смысла своего существования. Некоторые люди подавлены, разбиты. Такой изначально была и тётя Оля. Но добрый поступок молодого человека словно вернул ее к жизни. В этих алых маках она увидела силу, мощь, которых раньше не замечала. Женщина поняла, что у каждого человека свой путь. Не всегда он сострит из счастливых моментов. Однако как мы относимся к нашим проблемам и невзгодам напрямую зависит от нас. В этом и заключается внутренняя сила человека, его стержень и твердость характера.
Жизнь короткая, «зато без оглядки прожита»
Лепестки опали – и тетя Оля, стоявшая у клумбы, вдруг вся сгорбилась и со словами «и у людей так бывает» тут же поторопилась уйти. Вспомнила она о погибшем на войне сыне, боль о котором ее никогда не покидала. Так подводит читателя к основной идее произведения Е. Носов. «Живое пламя», краткое содержание которого на самом деле не сводится только к описанию истории с маками, еще и рассказывает о героическом подвиге простого воина, о готовности пожертвовать собой ради других. Таким был сын героини, военный летчик Алексей. Его жизнь оборвалась в самом расцвете, когда он на своем крохотном ястребке бесстрашно вступил в бой с бомбардировщиком противника. Очень короткая, но героическая жизнь. Такая, какая была у многих защитников отечества в военные годы.
Основная идея рассказа
Краткий пересказ произведения подводит читателей к ключевой мысли автора: лучше прожить яркую, полную событий, хотя и короткую жизнь, нежели тянуть долгое, но лишенное смысла существование. Иными словами, человека можно сравнить с красным маком, цветущим всего несколько дней, но поражающим своей красотой и яркостью.
У тёти Оли возникают постоянные воспоминания о её умершем сыне Алексее. Он погиб в бою, направив горящий самолёт в сторону вражеской техники. Горящие бутоны алых маков заставляют её гордиться героическим подвигом сына, скорбя о его потере.
Финал рассказа
Вскоре писатель съехал с квартиры. Но он часто навещал тетю Олю, в саду которой теперь каждое лето алел большой ковер из маков. Удивительная картина всякий раз открывалась гостю. На смену осыпающимся цветкам поднимались все новые бутоны, которые вскоре зажигали свои лепестки, не давая погаснуть этому вечному огню. Так завершает свое произведение Евгений Носов. Живое пламя из цветов символизирует в нем человеческую память. Для тети Оли это память о ее погибшем сыне. Для всех жителей страны это сохранение имен миллионов людей, отдавших себя в разное время великой цели – победе над врагом и освобождению Родины. Это и есть та прочная нравственная основа, на которой держится все человечество.
Краткое содержание рассказа «Живое пламя» подробно
В то самое лето я отдыхал на съемной квартире тети Оли. Это был маленький деревянный домик. Тетя Оля была большой любительницей цветов: каждый год она по весне высаживала разные сорта. Маков почему-то не сажала. Когда я ее спросил, отчего она не сажает маки, она ответила, что это – овощ, и место ему с картошкой и огурцами. «Пыхнул – и сгорел», — отвечала она.
Когда я помогал тети Оле по огороду не утерпел и украдкой сыпанул горсть маков. Она тут же заметила и выполола почти все, только три росточка оставила, меня пожалела.
Через пару недель я отлучился в город по делам. Вернувшись, был рад домашнему квасу и прохладному чистому домику. Портрет погибшего сына тети Оли, Алексея, все также смотрел со стены строгим взглядом. Он был летчиком и погиб в самом расцвете лет.
А клумба цвела. Расцвели и маки. Полыхали они три дня, а потом сгорели, осыпались. И тетя Оля задумалась: какая же короткая у мака жизнь! Но зато – полная силы. «И у людей так бывает», — вспомнила тетя Оля о своем сыне, которого сбил фашист.
С тех пор прошло время. Я больше не снимаю эту квартиру, но иногда навещаю тетю Олю. А она переосмыслила свое отношение к макам. Теперь она стала высаживать их целую клумбу, не давая сгореть до конца этому живому огню в течение всего лета.
Изображение войны в рассказе
В произведении Носов Е. И. не дает описаний боев, бомбардировок и других героических сцен. Однако нескольких предложений, в которых говорится об Алексее, достаточно, чтобы понять чувства матери, испытывающей одновременно горечь от потери единственного сына и гордость за него.
Жить с пользой для других. Не бояться трудностей и смело идти вперед. Сделать так, чтобы собственная жизнь не стала для окружающих просто безликим существованием. Об этом заставляет задуматься читателя Е. Носов («Живое пламя»).
Краткое содержание рассказа можно уложить в несколько строк из стихотворения Е. Акимовой: «И память прошлого в душе земли горит, как тот пожар в траве из маков алых» — вечное напоминание о пережитом, которое ни в коем случае нельзя забывать. Именно в этом и заключается мастерство настоящего художника.
Видео: Живое пламя — Носов рассказ
Прошлое и настоящее соединилось в небольшом по объему повествовании о, казалось бы, обычных садовых цветах – маках, напоминающих своим цветением, как подчеркивает Е. Носов, живое пламя.
Сюжет произведения прост и на первый взгляд не имеет никакого отношения к войне. Писатель, он же рассказчик, снимает комнату у немолодой уже одинокой женщины, тети Оли. Она живет в тихом стареньком доме, хранящем память о ее сыне. И комната его сохранилась в том виде, в каком была при хозяине.
«Живое пламя» — читательский дневник по рассказу Е. Носова
Рассказ «Живое пламя» написан писателем-фронтовиком Евгением Носовым в 1958 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Евгений Иванович Носов
Название произведения: «Живое пламя»
Жанр: рассказ
Год написания: 1958
Издательство: Стрекоза
Год издания: 2021
Главные герои и их краткая характеристика
Рассказчик — молодой человек, спокойный и уравновешенный, ценит всё прекрасное.
Ольга Петровна (тётя Оля) — хозяйка дома, которая любит выращивать цветы.
Алексей — сын Ольги Петровны, летчик, геройски погибший на фронте.
Краткое содержание и сюжет
Тетя Оля радушно встретила героя, налила кваса, и сказала, что ее сын Алеша, чей портрет висел над столом, сам любил готовить и разливать по бутылкам домашний квас. Потом тетя Оля сказала, что маки уже бутоны выбросили. Герой пошел посмотреть клумбу. По краю цвели маттиолы, дальше пестрели анютины глазки, были там и другие цветы. А в центре устремились в небо три мака.
На следующий день маки расцвели, они походили на зажженные факелы и казалось, тронь их, и они обожгут. Все остальные цветы поникли рядом с маками. На исходе вторых суток маки погасли и осыпались. На клумбе сразу стало пусто. Тетя Оля вздохнула, и сказала, что короткая жизнь у мака, зато прожита в полную силу, без остатка, как у некоторых людей.
И герой вспомнил, что Алеша, ее сын, погиб на войне, спикировав на немецкий бомбардировщик. Изредка герой заезжает к тете Оле, они пьют чай, делятся новостями, а на клумбе полыхает ковер маков. Одни осыпаются, другие только раскрывают бутоны. А снизу поднимаются новые ростки, чтобы не дать погибнуть живому огню.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Автор помогал тете Оле сажать цветы. Он тайно сажает маки, которые тетя Оля не любит. Тетя Оля оставляет три мака и они растут в центре клумбы. Маки расцвели и горели, как пламя. Через два дня маки погасли, но прожили полную жизнь, как люди. Тетя Оля сравнила маки с Алешей, своим сыном, и с тех пор всегда их сажала на клумбе.
План пересказа
Основная мысль
Лучше короткая, но наполненная смыслом жизнь, чем долгое, но бесцельное существование.
Чему учит
Рассказ учит любить красоту природы, учит радоваться красивым цветам. Учит понимать, в чем смысл жизни человека. Учит приносить пользу. Учит жить ради других, а не ради себя.
Отзыв и что понравилось
Мне понравился этот глубокомысленный рассказ, и особенно сравнение короткого цветения ярких маков, с короткой жизнью человека, отдавшего ее на подвиг. И то, и другое оставляет след в истории, сохраняется в памяти, а значит происходит не напрасно.
Вывод и мое мнение
Урок литературы в 7 классе. Анализ рассказа Евгения Носова Живое пламя с применением технологии критического мышления: чтение с остановками
Книга заставляет по-новому посмотреть на всё, даже на свою жизнь. Может быть, и у нас, как у героини, есть что-то, что мы считаем «лишним», такое живое и яркое, нарушающее наш уклад. И вот когда оно входит в жизнь, немотря на наше мнение, мы вдруг понимаем, что это и есть самое главное.
Это сразу наталкивает на мысль в поэтах и художниках, путешественниках… Часто они проживают очень яркую и короткую жизнь. Но за неё они успевают столько создать! Каждый, наверное, задаёт себе вопрос: лучше «прожигать» жизнь или жить долго и скучно? Рисковать или жить тихо-незаметно?
Думаю, тут нужен средний вариант. Специально рисковать не нужно, но и бояться всего, не проявлять себя, тоже плохо. Наверное, у героини сын не сомневался – идти ли ему защищать Родину. Или можно было отказаться? Поработать даже в тылу… Если у него не были таких сомнений, то у матери могло быть. На то она и мама! Тем более, что она осталась совсем одна – без поддержки.
Ещё мысль возникает о любви, например. Часто, я слышал, у людей всё хорошо, но тут наваливается любовь. И всё не так уже важно. Люди могут всё бросить… И ещё мысль о детях. Та же ситуация. Люди живут, всё дома на местах, график соблюдается… И тут рождается ребенок, который требует заботы. Ради него многие отказываются от карьеры, от всего. И ещё ребенок подросший ни во что не ставит наши правила, порядок. Он всё нарушает и разрушает. Но всё это дети, любовь, смелость создаёт самое главное – жизнь настоящую. Яркую. Нельзя отсидеться, прикрыться «приличными» цветами, чувствами… Думаю, что оно того стоит!
Сочинение отзыв по рассказу Живое пламя
Изумительный русский писать Носов Евгений Иванович. Он творил в двадцатом веке. У писателя сложилась тяжелая судьба, он собственными глазами видел ту страшную войну. Он всем сердцем и душей почувствовал тяжесть военный лет, ужасные события, которые унесли миллионы жизней в то время. Для автора тема войны очень близка, так как он прожил ее. Поэтому большинство его произведений посвящённые именно военной тематике.
«Живое пламя» — это произведение, в котором мы познаем природу. Здесь автор рассказывает и описывает, как быстро распускаются маки и как молниеносно они отцветают. В произведение появляется герой, это тетя Оля, которая с нежностью и заботой смотрит на эти прекрасные цветы. Ей очень жаль эти растения, потому что их никто не ценит, а ведь они так прекрасны. Не зря спустя столько лет маки считаются символом Победы над фашизмом.
Почему же автор дал такое название этому произведению как «Живое пламя»? А все потому что, глядя на маковое поле, можно и вправду подумать, что это пламя. Особенно красиво, когда легкий ветерок покачивает цветки мака. В тот момент действительно кажется пламя живым и наполненным энергии. Автор обращает внимание очень важный момент в рассказе.
Когда он описывал данный цветок, автор не пожалел слов и эпитетов. Он использовал множество словосочетаний и различный художественный приемов, что бы донести читателю всю ту красоту, которую он смог лично наблюдать.
Так же героиня рассказа тетя Оля сравнивает жизнь мака с жизнью своего единственного сына Алексея. Парень был очень юн, но был вынужден идти и защищать свою Родину. К большому сожалению, парень разбился, его самолет подстрелили фашисты. Самолет падал как последний лист мака на землю. Героиня сравнивает своего сына с этим цветком.
Другие сочинения: ← По книге Красное вино победы↑ НосовАнализ рассказа Носова Кукла →
Смысл рассказа Носова «Живое пламя»
(1 вариант)
Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей двадцатого века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тети Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь этих цветов.
Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через
название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа.
Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться – сразу опалят»), емкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы
и прочая цветочная аристократия»). Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли».
Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тети Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика».
В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.
Таким образом, в названии заключен основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина.
(2 вариант)
Рядом с домиком тети Оли клумба. Много здесь цветов: «маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили», «желто-фиолетовых анютиных глазок», «много и других знакомых и незнакомых цветов». А посередине клумбы герой-рассказчик без разрешения хозяйки посеял маки. Не хотела тетя Оля их сеять: «овощ», «на грядках вместе с луком и огурцами сеют», «цветом он всего два дня бывает», «пыхнул и сразу сгорел», потом «торчит эта самая колотушка и только вид портит». Автор напомнил хозяйке старинную песню: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. // А щеки горят, будто маков цвет». Не зря в старину песню сложили, есть что-то завораживающее в этом «маковом цвете». Чтобы не обижать постояльца, три цветка тетя Оля все-таки оставила. Маки дали бутоны и расцвели: «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться – сразу опалят!». Действительно, всего два дня «буйно пламенели маки», только без них «на пышной клумбе… стало пусто».
– Вот и все, – сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.
– Да, сгорел… – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…
Оказывается, сын тети Оли погиб на фронте, спикировав на крошечном самолете на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…
Тетя Оля изменила свое мнение о маках, и теперь на клумбе «полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Маков цвет стал для матери погибшего сына вечным огнем памяти о яркой, но недолгой его жизни, живым огнем.
Урок словесности по рассказу Е. Носова «Живое пламя»
Урок словесности по рассказу Е. Носова «Живое пламя»
Тема: «Такая короткая, долгая жизнь…»
Цели: знакомство с творческой манерой писателя, углубление навыков анализа текста; показать многоцветность языка и лиризм мироощущений автора.
Дать знания о том, что Е. Носов продолжает и развивает традиции И. Тургенева, И. Бунина и других русских классиков.
Ход урока.
I. Рассказ учащегося о писателе.
II. Анализ рассказа «Живое пламя»:
— От чьего лица ведется повествование?
— Какие функционально-смысловые типы текста отражены в произведении?
(Повествование с элементами описания и рассуждения.)
— О чем рассказ? Как можно определить его тему?
(Отражение в образе цветения мака короткой, но яркой жизни человека.)
— Как развивается тема в структуре рассказа? На какие части в соответствии с развитием темы можно разделить текст?
(Тема развивается на основе простого сюжета. В соответствии с этим текст можно разделить на композиционные части
1.Устройство клумбы и разговор о маках, как непригодных для клумбы цветах – завязка.
2. От слов «Неожиданно я уехал…» до реплики «А маки твои поднялись» — развитие действия.
3. Яркая жизнь цветов; описание цветущих маков – кульминация.
4. Маки погасли – спад действия.
5. «Я теперь живу в другом конце города…» — развязка.
— Какую роль играют эти части в композиции повествования?
(Повествование развертывается в поступательной временной последовательности: посадили цветы, повествователь уезжает; возвратившись, видит, как маки набрали бутоны; затем они распустились, «два дня пламенели, потом осыпались.»
В последнем абзаце временной план обобщается и приближается к времени повествования – «теперь».)
— В чем особенности отражения событий рассказа во времени?
(В четкой временной последовательности есть два фрагмента, когда повествователь углубляется в план давно прошедшего времени:
2ч. – разговор с хозяйкой о ее сыне;
4ч. – рассказ о судьбе сына тети Оли.
Так в тексте создается необходимая временная перспектива.)
— В каком времени дан образ сына тети Оли?
(В композиции он отнесен к давно прошедшему (военному) времени; в том времени, о котором ведется повествование, он соотносится с цветущими маками.)
— Почему образ маков является в рассказе ключевым?
(Он проходит через все повествование, актуализируется в описании и приобретает в художественно-образном строе рассказа особый смысл, который отражается в названии.)
— Как развивается этот образ в каждой из частей рассказа?
Во 2 части упоминание о маках появляется в самом конце. Но вся эта часть пронизана ощущением жизни: это передается и описанием приятной прохлады в домике тети Оли «после жаркой, утомительной дороги», и через образ разросшегося под окном жасминового куста, и через воспоминания хозяйки о сыне Алексее, который «любил квас» и жил в комнате, где сейчас висит его портрет, и в словах Ольги Петровны, обращенных к герою-повествователю: «Живи на здоровье».
Завершающий эту часть образ маков воплощает в себе жизненную энергию: «а маки твои поднялись, уже бутоны выбросили». В ситуации диалога эта фраза хозяйки, кроме того, непосредственно следует за упоминанием о сыне Алексее. Таким образом, маки выступают звеном в единой смысловой цепи: «сын Алексей» — «комната была его» — «располагайся, живи на здоровье» — «маки твои поднялись».)
— Какова микротема 3 части?
— Красота цветущей клумбы.
— Какими средствами представляет повествователь цветущую клумбу и как акцентирует при этом образ маков?
(Описание строится на сопоставлении цветения всей клумбы и маков в центре ее. Сопоставление основано на том, что пестрое великолепие клумбы описывается подробно, живописно, перечисляются разные цветы и передается их особый характер – за счет цветовых определений и образных характеристик…Описание достаточно динамично за счет глаголов: расстилался, опоясывала, пестрели, раскачивались. Маки сразу выделяются положением в центре и над остальными цветами.)
— Как показаны маки на фоне окружающего многоцветья?
(Маки предстают полными скрытой жизненной силы, «выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона».)
— Цветение маков – это кульминация рассказа. Какие образы выступают доминантой описания?
(Образы, связанные с семантикой огня. Соотношение маков с огнем задается уподоблением: «Издали маки походили на зажженные факелы». В состав этого уподобления входит метафора, которая придает образу олицетворенный характер и актуализирует семантику жизни: «…с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени».
Получить полный текст
Метафорически представлено цветение маков как горение, причем особая живость, динамизм образа создается за счет соотношения с ветром, солнцем. Очень важны здесь эпитеты со значением различных оттенков красного цвета: алый, трепетно-яркий, густой багрянец.
Образ огня лежит в основе завершающей абзац метафоры: «стоит прикоснуться – сразу опалят!»
Интенсивность жизни-горения, которую являет цветение маков, и впечатление повествователя подчеркивается в тексте восклицательным знаком, динамичностью самой конструкции, эмоционально-смысловым тире.)
— Как завершается описание маков в этой части?
(Метафорой: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью». Прямое соотношение с окружающими цветами завершает это кульминационное представление ключевого образа: «И рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия». Оценка пестрого окружения маков меняется на ироническую.
Метафорический характер образа огненных, горящих маков проявляется и в начале следующей части: «Два дня буйно пламенели маки» (значение интенсивности выражено и глаголом пламенели
, и эпитетом
буйно).
Прекращение цветения представлено контрастно как развитие той же метафоры: «…вдруг осыпались и погасли». Мгновенность, внезапность подчеркивается наречиями
вдруг, сразу:
«И сразу на пышной клумбе без них стало пусто».)
— Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?
— Какова микротема этой части?
(Соотношение жизни маков и человека. Метафора сгорел
при этом развивает значение «отцвел» по отношению к цветку и «интенсивно, ярко прожил жизнь» по отношению к человеку. В рассуждении тети Оли о маках говорится как о живом существе: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита», — и прямо сопоставляется этот образ с жизнью человека: «И у людей так бывает…»)
Слово учителя:
— Представление короткой, но яркой жизни в образе маков не просто наглядно, выразительно передает такую жизнь. Оно формирует в рассказе мотив памяти
Образ огня как проявления жизни и жизни как огня фокусируется в итоговой метафоре «живой огонь». Здесь представление негасимого огня через сменяющие друг друга маки («чтобы не дать погаснуть живому огню») создает еще образ вечного огня – символ благодарной памяти и самой жизни – в преемственности, в вечном воплощении.
— Каков смысл названия рассказа?
(Оно содержит в себе весь объем художественно-образного смысла, созданного в тексте: это и цветущие маки, и жизнь человека, подобная им, и вечная память о людях, проживших короткую, яркую жизнь,- и сущность самой жизни, с ее силой, энергией и вечным возрождением, вечной устремленностью к солнцу в непрерывном движении.)
III Домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: «Каким вы себе представляете Алексея? »
Анализ рассказа“ ЖИВОЕ ПЛАМЯ ”: Композиция рассказа
Когда мы читаем «Белый пожар», нас охватывает грустное настроение, хотя трудно сразу понять, почему это происходит — ведь перед нами мастерски нарисованная картина морского берега, на который набегают волны. Однако уже последняя строка первой строфы («В напряженье предсмертном домчалась ко мне») навевает печаль, задает тон всему стихотворению. Именно эта строка открывает философскую тему быстротечности жизни и неизбежности смерти.
Волны прибоя автор сравнивает с бегом «загнанных лошадей». Сначала одна волна, а за нею другие,
…как белые кони, Разметав свои гривы, несутся, бегут, Замирают от ужаса дикой погони, И себя торопливостью жадною жгут.
В сознании лирического героя, стоящего «на прибрежье, в пожаре прибоя», совмещаются картины бешеной лошадиной скачки и плавного набегания волн на песок. Возникает контраст между реальным тихим морским пейзажем (и речи не идет о том, что море неспокойно) и тем, как воспринимает его лирический герой. Стоя в одиночестве на берегу, он в неспешном прибое почему-то видит «дикую» погоню. Красавцы-кони взлетают птицей на берег и там, став на миг еще прекрасней, рассыпаются в брызгах:
Опрокинулись, вспыхнули вправо и влево, — И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,
На песке умирают в дрожании гнева Языки обессиленных белых огней.
Удивительно, но у Бальмонта волны сравниваются также и с белым пожаром. Это тем более необычно, что автор отождествляет противоположные стихии — огонь и воду. Волны дрожат, словно свеча на ветру, вспыхивают как пламя и жадно «жгут» себя, а их гребни — «языки обессиленных белых огней».
Используя многозначный символ, Бальмонт соединяет созерцание лирическим героем картины природы и его раздумья об устройстве жизни, в которой, по его мысли, все стремится к смерти, «замирая от ужаса дикой погони», и сгорая.
Грустным мыслям способствует и слышимый в стихотворении шум воды, моря. Поэт достигает это посредством использования звукоряда с-ш: «проблистав», «распаленный, «блеснувши», «обессиленный». Тихий шум прибоя настраивает на философский лад, заставляет задуматься о вечном, о смысле жизни. В то же время повторение звука «ж» («в напряженье», «в пожаре», «от ужаса», «жадною» ассоциируется с огнем, а порой, быть может, и с шипением воды, попадающей на раскаленную поверхность. С помощью такой своеобразной мелодии автор опять-таки соединяет образы-символы воды и огня.
Считается, что символисты непонятны. И все же это не вполне так. Константин Бальмонт предупреждал, что любое явление можно довести до абсурда и что не нужно «судить о символизме по бездарностям». «Если мы будем брать истинные таланты, мы увидим, что символизм — могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок и звуков и нередко угадывающая их с неотразимой убедительностью», — утверждал поэт, и эти слова можно с полным правом отнести к нему самому и его творчеству.
Да, в стихотворениях Константина Бальмонта практически не звучали гражданственные темы. Он был погружен в мир звуков и чувств, в мир философских раздумий о смысле жизни. Однако Бальмонт был и остается в русской лирике одним из самых музыкальных поэтов, умеющих также создавать и яркие зрительные образы. Для искусства XX века вообще характерна синкретичность, то есть соединение поэзии, музыки, живописи. Мы видим удачный пример такого слияния в стихотворениях Бальмонта.